Модели помощи семье ребенка с отклонениями в развитии

Модели помощи семье ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

В
этой области можно условно выделить
два крупных направления в зависимости
от «объекта» работы (слово «объект»
взято в кавычки неслучайно, так как
подразумевается его активность в ходе
консультирования) — консультирование
членов семьи (прежде всего родителей)
и консультирование самого ребенка. Уже
из самого определения понятия
психологического консультирования
понятно, что оно возможно лишь начиная
с определенного возраста, а конкретно
— с подросткового. Только в этот период
развитие самосознания и самопознания
подростка позволяет ему выявлять те
или иные проблемы и обращаться за
помощью, причем у него не должно быть
выраженных нарушений психики. При
консультировании семьи с ребенком
нередко тоже ведется работа (прежде
всего — диагностическая), но в этом случае
он более пассивен. Рассмотрим эти
направления консультирования.

1.
Консультирование семей, имеющих ребенка
с отклонениями в развитии. В
консультативно-психологической помощи
семье условно выделяют несколько
моделей, из которых основными являются
следующие.

A.
Педагогическая модель («Семья в
психологической консультации», 1989):
основывается на гипотезе о недостаточной
педагогической компетентности родителей
и предполагает оказание им помощи в
воспитании ребенка. Консультант
анализирует ситуацию жалобы родителей
и вместе с ними вырабатывает программу
воспитательных мероприятий. Он выступает
в роли специалиста, авторитета, дает
советы, задания, проверяет их выполнение.
Вопрос о том, что проблемы могут быть у
самих родителей, впрямую не рассматривается.

Б.
Диагностическая модель: основана на
гипотезе о недостатке информации о
ребенке у родителей и предполагает
оказание помощи в виде диагностического
заключения, которое поможет им принять
верные организационные решения (направить
в соответствующую школу, клинику и
т.п.).

B.
Психологическая (психотерапевтическая)
модель: опирается на предположение о
том, что семейные проблемы связаны с
неправильным внутрисемейным общением,
с личностными особенностями членов
семьи, с нарушением межличностных
отношений. Помощь специалиста заключается
в мобилизации внутренних ресурсов семьи
для адаптации к стрессовой ситуации.

Фактически
при работе с семьей используются все
эти модели, но важно подчеркнуть, что
психологическая модель должна всегда
сопровождать и в некотором смысле
предшествовать другим видам помощи.

Превалирование
той или иной модели зависит от конкретной
задачи консультирования, а они могут
быть весьма разнообразными. Основные
задачи можно сформулировать следующим
образом:


  • помощь в выборе правильной тактики
    воспитания ребенка;


  • помощь в обучении ребенка тем или иным
    навыкам;


  • информирование о возрастных и
    индивидуальных особенностях ребенка
    в связи с нарушениями развития;


  • помощь в адекватной оценке возможностей
    ребенка;


  • обучение некоторым методикам коррекционной
    работы;


  • гармонизация внутрисемейных отношений,
    нарушенных вследствие появления ребенка
    с отклонениями в развитии и негативно
    отражающихся на нем;


  • помощь в решении личностных проблем,
    вызванных появлением ребенка с
    отклонениями в развитии (чувство
    неполноценности, одиночества, вины и
    пр.), — их наличие у членов семьи также
    негативно сказывается на ребенке;


  • помощь в выработке схем поведения в
    типичных стрессовых ситуациях
    (неадекватное поведение ребенка в
    общественных местах, косые взгляды
    окружающих и т.п.).

Этот
список можно было бы продолжить (например,
помощь в принятии решения о том, отдать
ли ребенка навсегда в специальное
учреждение или воспитывать в семье), но
чаще всего семьи нуждаются именно в
вышеперечисленных видах помощи.

Методы
консультирования — те же, что и обычно,
но со своей спецификой. В первую очередь
это касается беседы с родителями или
другими взрослыми, обратившимися по
поводу ребенка (Бурменская
Г.В., Карабанова O.A., Лидерс А.Г.

и др., 2002).

Очень
важно, чтобы консультант проявил
искреннюю заинтересованность в проблемах
семьи в целом и ребенка в частности. Не
следует прямо критиковать действия
родителей; в первые встречи это просто
недопустимо. Кроме того, необходимо
сориентировать родителей в возможных
целях и задачах консультирования,
сформировать установку на совместную
работу с ребенком и консультантом,
предупредить о вероятных препятствиях
и трудностях. Следует проявлять
осторожность при прогнозировании
дальнейшего развития ребенка, избегать
безапелляционных утверждений, не внушать
неоправданных ожиданий.

При
этом виде консультирования работа может
вестись индивидуально и в группе. Хорошо
зарекомендовали себя родительские
семинары, группы тренинга умений и
другие виды родительских групп.

Разумеется,
не каждый профессиональный практический
психолог может вести подобную работу.
Весьма желательно, чтобы специалист к
тому же имел солидную подготовку в
области специальной психологии и
коррекционнои педагогики, хорошо
представлял себе варианты аномального
развития и пути помощи детям с отклонениями
в развитии.

Особо
следует остановиться на проблеме
профессионального консультирования
детей с отклонениями в развитии. Эта
проблема, к сожалению, практически не
разработана, хотя в ее актуальности
сомневаться не приходится: ведь правильное
профессиональное самоопределение —
залог успешной социальной реабилитации
детей. Поэтому желательно привлекать
родителей к решению этой проблемы, и
ранняя профконсультация как раз и
проводится не столько для детей, сколько
для их родителей. Она носит информационный
характер (общее знакомство с миром
профессий), а также направлена на
приобщение родителей к формированию у
подрастающего ребенка интереса к своим
психофизиологическим качествам, а в
конечном счете готовности к профессиональному
выбору.

2.
Психологическое консультирование
ребенка. Такой вариант консультативной
работы встречается редко и, как уже
говорилось, лишь с детьми старшего
возраста, относительно интеллектуально
сохранными. Лишь они могут быть объектами
консультации. И все же работу в этом
направлении следует развивать, особенно
для ряда категорий (например, для детей
с нарушениями анализаторов).

В
подростковом возрасте наиболее вероятны
следующие проблемы:


  • взаимоотношения со сверстниками;


  • взаимоотношения с родителями;


  • личностные проблемы в связи с дефектом
    (чувство неполноценности и пр.);


  • проблема профессионального самоопределения.

В
большинстве случаев консультирование
идет обычным путем с соблюдением всех
изложенных выше правил и принципов.

Последняя
проблема детьми зачастую не осознается
(к сожалению, и их родителями тоже).
Поэтому работа консультанта заключается,
во-первых, в формировании общей готовности
к профессиональному самоопределению,
а во-вторых, в помощи в конкретном выборе
профессии.

В
проведении этой работы широко используются
игровые, дискуссионные методы,
активизирующие подростков, корректирующие
неадекватные профессиональные интересы
и намерения, которые часто встречаются
у детей с отклонениями в развитии, а
также методы психодиагностики.

Здесь
следует проявлять большую осторожность
в рекомендации конкретной профессии.
У детей с отклонениями в развитии
профессиональные возможности часто
снижены, ограничен круг доступных
профессий, и чтобы не сужать этот круг
еще больше, не следует рекомендовать
им какую-то одну профессию, показанную
по состоянию здоровья. Лучше выделить
круг противопоказанных профессий (при
этом необходима помощь других специалистов,
в первую очередь медиков). Соответственно
остальные профессии для ребенка доступны.

Профконсультирование
детей с отклонениями в развитии — очень
сложная проблема, и ее практическое
решение в отношении каждого конкретного
ребенка требует многопрофильной
подготовки консультанта или привлечения
смежных специалистов, но такой вид
консультирования, безусловно, необходим.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Источник