Младенческий возраст психологические особенности развития ребенка

Младенческий возраст психологические особенности развития ребенка thumbnail

Младенческий возраст в психологии — это период с двух месяцев до года. Для него характерно наиболее бурное развитие. К его завершению из беспомощного малыша ребенок превращается в самостоятельного исследователя.

Основные особенности младенческого возраста

В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения:

  • формируется моторика (общая, мелкая);
  • нормализуется координация движений;
  • совершенствуется механизм тонуса мышц;
  • развивается зрение и слух.

К концу периода активно формируется речь, ходьба.

фото 1328

К психологическим особенностям развития детей младенческого возраста относят процессы формирования памяти, мыслительной функции. К проявлению мимических функций можно отнести часть условных рефлексов. Например, когда малыш перестает плакать при появлении заботящегося о нем взрослого. Следующий этап узнавание предметов. После четырех месяцев малыши начинают воспринимать мелодичные звуки. Затем ребенок отличает маму от посторонних. Чем старше он становится, тем шире круг запоминаемых предметов и ассоциаций. Ближе к году (9–11 месяцев) малыши по просьбе родителей приносят или указывают на определенную вещь, игрушку. К концу младенчества развивается ассоциативная память.

Мыслительная деятельность выражается в стремлении достичь поставленной цели любой ценой. Это характерно для позднего младенчества. Ближе к 9 месяцам малыши способны решать простые пространственные задачи. Это можно наблюдать на примере сортера, когда кроха подбирает нужное отверстие для элемента определенной формы. Мышление в этот период пластично, дети легко обобщают полученный опыт, способны использовать его в схожих ситуациях.

Психическое развитие в первый год жизни считается многоканальным. Формируются индивидуальные, социальные, поведенческие особенности. Участие взрослого, развивающая среда обеспечивают ребенку полноценное развитие.

По Выготскому для психической жизни младенца характерна абсолютная не дифференцированность психических функций. Примитивные переживания и инстинктивное сознание формируются под влиянием яркоокрашенных эмоциональных процессов.

Характеристика младенчества в разных психологических школах

Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.

Культурно-исторической теории

В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром. Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия. Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.

Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.

Психоанализ

Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.

Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.

Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.

Психогенетика

Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту. От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие. Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.

Бихевиоризм

Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта. Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение. Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.

Гештальтпсихология

Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.

Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте

Ведущая деятельность первой половины младенчества — эмоциональное общение со взрослым. Уже с трех месяцев малыш ищет его, привлекает внимание матери.

Во второй половине ребенок становится более мобильным. Он может переворачиваться самостоятельно, учится хватать, сидеть, ползать. Он все более нацелен на изучение окружающего мира. Манипуляции с предметами ближе к 9 месяцам становятся основой его деятельности. Он еще не может использовать их по назначению, но находит собственное применение.

Для перехода к предметной деятельности (использованию вещей по назначению) ему нужна помощь взрослых. Смена вида деятельности ближе к году означает окончание периода младенчества и начало этапа раннего детства.

Общение младенцев со взрослыми

Первый год жизни ребенок полностью зависит от окружающих взрослых. Его базовая потребность — чувство защищенности. Именно это ощущение дает малышу понять, что с ним все в порядке, нет угроз. Если эта потребность удовлетворена полностью, он открыт к миру, готов к полноценному контакту с ним.

В психологии для этапа младенчества введено понятие «Диада мать-дитя» или «Пра-мы». Оно определяет психическую общность младенца и заботящегося о нем взрослого. Ребенок в этот период не осознает себя, неспособен не только выделить свое Я, но и собственные конечности воспринимает как посторонние предметы. Поэтому взрослый становится центром взаимодействия с ребенком и ребенка с миром.

фото 1329

Для первого полугодия характерно ситуативно-личностное общение между младенцем и мамой. Оно проявляется как комплекс оживления, который знаменует завершение кризиса новорожденности. Для него характерно сосредоточение взгляда на лице мамы, приветственная улыбка, активные движения, привлекающие внимание взрослого. Это исключительно эмоциональное общение. Доброжелательность мамы к малышу в этот период — залог нормального психического и когнитивного развития в дальнейшем.

Для второй половины периода характерно ситуативно-деловое общение. Оно закладывает основы предметной деятельности. Ребенок переходит на этот этап после того, как научится хватать предметы. В процессе контакта со взрослым он использует не только мимику и звуки, но и жесты, позы, различные вещи. Он может показывать, приближать, удалять, бросать, требовать какую-либо игрушку. Малыши начинают испытывать потребность в совместной с мамой деятельности.

В этот период происходит формирование привязанности. Она является залогом психологического здоровья малыша. Выделяют три этапа ее становления:

  1. Младенец ищет контакт и близость с любым взрослым в поле зрения.
  2. Начинает отличать «своих» от «чужих».
  3. Формируется привязанность к наиболее значимым взрослым.
Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка в психологии

Именно полноценное общение с младенцем позволяет ему успешно развиваться физически, психически, умственно.

Основные новообразования младенческого возраста

Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности. В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей. То есть, хотя пить ребенок будет показывать или хватать свой поильник, чашку.

К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.

Но для этого успешного перехода нужна помощь взрослого. Только подражая родителям, малыш поймет, как использовать по назначению ту или иную вещь.

К году ребенок освоит:

  • назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
  • способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
  • технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).

Ребенок в возрасте около года эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. Благодаря появлению речи меняется социальная ситуация, появляются новые возможности для общения.

Новообразование в развитии малышей в возрасте около года — переход от пассивной речи через фазу автономной к активной. Если раньше ребенок только понимал интонации, часть слов, то теперь у него формируется свой «птичий» язык. Он понятен только самым близким людям ежедневно контактирующих с ним.

Для автономной речи характерно:

  1. Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
  2. Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
  3. Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.

Многие психологи связывают появление автономной речи с началом кризиса первого года жизни. А переход от нее к обычной — с его завершением.

Кризис одного года

фото 1330

Второй переходный момент в становлении психики ребенка. Основу кризиса составляет конфликт между приобретенными им навыками (хождение, манипуляция предметами), желанием проявлять самостоятельность и ограничениями, накладываемыми взрослыми. С одной стороны, он хочет все делать сам, но ему не позволяют, с другой — у него только формируется речь и полноценно общаться, отстаивать свои права он не может, да и без помощи взрослого ему не обойтись.

Для кризиса характерны:

  • нарушение режима сна и питания;
  • перепады настроения, яркие вспышки эмоций;
  • негативная реакция на любой запрет;
  • повышенная потребность в нахождение рядом значимого взрослого.

Родителям в этот период важно выработать общую стратегию поведения, правильно расставить личные границы и запреты. Важно не наказывать малыша, поскольку он все равно не поймет причину, не кричать, не ругать его.

Источник

1. Кризис новорожденности

Процесс рождения – тяжелый, переломный
момент в жизни ребенка. Психологи
называют этот период – кризис
новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

— Физиологические (рождаясь, ребенок
физически отделяется от матери. Он
попадает в совершенно иные условия:
холод, яркая освещенность, воздушная
среда, требующая другого типа дыхания,
необходимость смены типа питания).

— Психологические (психика новорожденного
ребенка представляет собой набор
врожденных безусловных рефлексов,
которые помогают ребенку в первые часы
его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет
новорожденный? Это, прежде всего
дыхательный и сосательный рефлексы,
защитные и ориентировочные рефлексы.
Некоторые рефлексы являются атавистическими
(«цеплятельный») – они получены от
предков-животных, бесполезны для ребенка
и вскоре исчезают. Основную часть времени
ребенок спит.

2. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью:
различает соленый, горький, сладкий
вкус; реагирует на звуковые раздражители.

Важные события в психической жизни
ребенка — возникновение слухового и
зрительного сосредоточения.

Слуховое сосредоточение появляется на
2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей
двери, вызывает прекращение движений,
ребенок замирает и замолкает. Позже, на
3-4 неделе, такая же реакция возникает
на голос человека. В это время ребенок
не только сосредоточивается на звуке,
но и поворачивает голову в сторону его
источника. Зрительное сосредоточение,
появляющееся на 3-5 неделе, внешне
проявляется так же: ребенок замирает и
задерживает взгляд (разумеется, недолго)
на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность
реагировать на голос ухаживающей за
ним матери, видеть ее лицо, устанавливает
с ней эмоциональные связи. Примерно в
1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает
взгляд на ее лице, вскидывает руки,
быстро двигает ногами, издает громкие
звуки и начинает улыбаться. Эта бурная
эмоциональная реакция была названа
«комплексом оживления».

Комплекс оживления, включающий истинно
человеческую особенность — улыбку, —
знаменует собой появление первой
социальной потребности — потребности
в общении. А становление у ребенка
потребности в общении означает, что он
в своем психическом развитии переходит
от новорожденности в собственно
младенчество.

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого
возраста — эмоциональное общение со
взрослым. Ребенок в этом возрасте
является слабым и совершенно беспомощным.
Хотя, родившись, он отделился от матери
физически, но биологически еще связан
с ней. Ни одной своей потребности он не
может удовлетворить самостоятельно:
его кормят, купают, одевают в сухое и
чистое, перемещают в пространстве,
следят за его здоровьем. И, наконец, с
ним общаются. Такая беспомощность,
полная зависимость от взрослого человека
составляют специфику социальной ситуации
развития младенца.

Развитие психики ребенка в младенческом
возрасте (0 — 1 год)

Потребность в общении у ребенка появляется
рано, примерно в 1 месяц, после кризиса
новорожденности (по некоторым данным,
в 2 месяца). Комплекс оживления при
появлении мамы (или другого близкого
человека, ухаживающего за ребенком)
показывает возникновение потребности
в общении, которая должна как можно
более полно удовлетворяться.
Непосредственно-эмоциональное общение
со взрослым создает у ребенка радостное
настроение и повышает его активность,
что становится необходимой основой для
развития его движений, восприятия,
мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в
общении не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно?

Дети, оказавшиеся в больнице или детском
доме, отстают в психическом развитии.
До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный,
безразличный взгляд, устремленный
вверх, мало двигаются, ощупывают свое
тело или одежду и не стремятся схватить
попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы,
апатичны, не испытывают интереса к
окружающему. Речь появится у них очень
поздно. Более того, даже при хорошем
гигиеническом уходе дети отстают в
своем физическом развитии. Эти тяжелые
последствия недостатка общения в
младенчестве получили название
госпитализма.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

    Грудной
    возраст

    (первые два месяца) характеризуется
    полной беспомощностью и зависимостью
    младенца от взрослых. Он имеет: зрительные,
    слуховые, вкусовые, обонятельные
    ощущения; сосательный рефлекс.

    Читайте также:  Принципы обследования ребенка с отклонениями в развитии

    Со
    2-го месяца появляется способность
    различать цвета, единый образ лица и
    голоса матери (восприятие человеческого
    облика). Младенец умеет держать голову,
    может сосредоточиться, услышав речь
    взрослых.

    На
    этом этапе жизни возникает
    комплекс оживления

    (при виде матери ребенок улыбается,
    оживляется, двигается).

    На
    каждом этапе младенчества появляются
    свои особенности:

    ♦ 3-й
    месяц жизни: формируются хватательные
    движения; распознаются формы предметов.

    ♦ 4-й
    месяц: предметы узнаются младенцем; он
    совершает намеренные действия (берет,
    трясет игрушку), сидит, если есть
    поддержка; повторяет простые слоги;
    различает интонацию высказываний
    взрослых.

    ♦ 5-6
    месяцев: следит за чужими действиями;
    координирует свои движения.

    ♦ 7-8
    месяцев: ребенок запоминает образ
    предмета, активно ищет исчезнувший
    предмет; формируется фонематический
    слух; он садится самостоятельно, стоит,
    если его поддерживают, ползает. Появляются
    разнообразные чувства: страх, отвращение,
    радость и т. п. Возникают речевые звуки
    как средство эмоционального общения и
    воздействия на взрослых (лепет); малыш
    связывает воспринимаемый предмет с его
    именем/названием: поворачивает голову
    к называемому предмету, хватает его.

    ♦ 9-10
    месяцев: ребенок устанавливает связь
    между предметами, устраняет барьеры,
    препятствия, мешающие достижению цели;
    стоит сам, ползает; ассоциативная память
    достаточно прочная: узнает предметы по
    их частям; предметное общение со взрослыми
    — в ответ на называние теми какого-либо
    предмета ребенок берет его и протягивает
    взрослому.

    ♦ 11-12
    месяцев: понимание слов людей и команд;
    появление первых осмысленных слов;
    умение ходить; овладение способами
    воздействия на взрослых; случайное
    открытие новых возможностей достичь
    цели; развитие
    наглядно-действенного мышления,

    исследование предметов.

    ♦ Развитие
    речи и развитие мышления идут обособленно.
    Складывается базовое доверие или
    недоверие к миру (в зависимости от
    условий жизни и поведения матери).

    Новообразования:
    ходьба

    как физическое выражение самостоятельности
    ребенка,
    появление первого слова

    как средства эмоциональной ситуативной
    речи.

    1. Общая характеристика новорождённости. Комплекс оживления как основное новообразование периода новорождённости.

    Комплекс
    оживления

    [лат. complēxus — связь, сочетание] — термин,
    введенный в 20-е годы XX в. Н.М. Щеловановым
    для обозначения совокупности положительных
    эмоциональных проявлений младенца
    первых месяцев жизни, возникающих при
    восприятии им радующих воздействий
    (обращений взрослого, красочных игрушек,
    мелодичных звуков). В состав К. о.
    включаются улыбка, вокализации,
    двигательное оживление (интенсивные
    движения конечностей, повороты головы,
    выгибание корпуса), а также предшествующее
    этим проявлениям замирание и зрительное
    сосредоточение на объекте восприятия.
    Многие исследователи отмечают и другие
    компоненты К. о., такие как учащенное
    дыхание, блеск глаз, радостные вскрики,
    смех и т. п.

    Первоначально
    К. о. трактовался как недифференцированная
    эмоциональная реакция ребенка, возникающая
    в ответ на воспринимаемые воздействия.
    Однако позже М.И. Лисина и ее коллеги
    показали, что К. о. является не только
    реакцией, но и инициативной акцией,
    выполняя функцию общения младенца со
    взрослыми людьми. При этом каждый
    компонент К. о. играет свою особую роль
    в реализации коммуникативного процесса.
    Так, в зависимости от ситуации общения,
    младенец то подключает или усиливает
    одни компоненты К. о., затормаживая
    другие, то наоборот. Например, если
    взрослый находится на расстоянии, то
    для привлечения его внимания ребенок
    чаще проявляет двигательное оживление
    и вокализации; находясь же на руках у
    взрослого в позе «под грудью» или
    в ситуации лицом к лицу он притормаживает
    двигательное оживление, тише вокализирует
    и, сосредоточенно глядя в глаза, улыбается.

    К.
    о. складывается постепенно, начиная с
    третьей недели жизни. Сначала отмечается
    замирание и сосредоточение при звуках
    или зрительной фиксации объекта (предмета
    или лица человека). Затем обычно появляется
    улыбка, к которой очень скоро присоединяются
    (или возникают одновременно с ней)
    вокализации и двигательное оживление.
    На втором месяце при нормальном развитии
    ребенка наблюдается К. о. в полном
    составе. Интенсивность его компонентов
    продолжает нарастать примерно до
    трех-четырех месяцев, после чего К. о.
    распадается, преобразуясь в более
    сложные формы поведения.

    При
    дефиците общения появление К. о.
    задерживается, отмечаются также и другие
    отклонения в его проявлении: неполный
    состав, увеличенный латентный период,
    слабая интенсивность компонентов,
    реактивный характер. При диагностике
    уровня развития ситуативно-личностного
    общения наибольшее значение имеет
    наличие инициативности К. о. Слабая
    выраженность каких-либо компонентов
    К. о. может служить признаком анатомической
    или физиологической патологии различных
    анализаторов.

    1. Условия
      возникновения, структура младенчества
      и его значение для психического развития
      ребенка.
      Младенчество –
      особая пора в развитии ребенка. Социальная
      ситуация развития на первом году жизни
      складывается из 2 моментов. Во-первых,
      младенец даже биологически – беспомощное
      существо. Самостоятельно он оказывается
      не в состоянии удовлетворить даже
      базовые жизненные потребности. Жизнь
      младенца целиком и полностью зависит
      от ухаживающего за ним взрослого:
      питание, перемещение в пространстве,
      даже переворачивание с боку на бок
      осуществляется не иначе, как в помощью
      взрослого. Такая опосредованность
      позволяет считать ребенка максимально
      социальным существом – его отношение
      к действительности изначально
      социально.Во-вторых, будучи вплетенным
      в социальное, ребенок лишен основного
      средства общения – речи. Всей организацией
      жизни ребенок принужден к максимальному
      общению со взрослым, но это общение
      своеобразное – бессловесное.Начало
      младенческого возраста совпадает с
      окончанием кризиса новорождённости.
      Младенчество. Моторное развитие —
      развитие центральных и периферических
      механизмов, определяющих двигательные
      действия ребенка. В течение младенческого
      возраста идет интенсивное развитие
      моторики от первых движений, позволяющих
      изменять положение головы, туловища и
      конечностей, к целенаправленным
      осознанным движениям. Индивидуальные
      сроки развития движений определяются
      не только врожденной программой, но и
      целенаправленной работой взрослых с
      ребенком.Первое полугодие жизни.1
      месяц: первые попытки ребенка удержать
      голову при вертикальном положении
      тела; беспорядочные движений рук и ног
      на фоне повышенного мышечного напряжения;
      непроизвольные ползательные движения.2
      месяца: ребенок поворачивает голову
      и глаза за движущимся предметом, следит
      взглядом за предметом в горизонтальном,
      вертикальном направлениях и по кругу,
      имитирует мимику взрослого, поднимает
      голову и грудь, когда лежит на животе.3
      месяца: ребенок поворачивает голову
      в сторону источника звука; переворачивается
      со спины на бок и на живот; при поддержке
      за подмышки стоит, но при этом подгибает
      ножки; непроизвольное ползание исчезает;
      начинает удерживать предметы в кулачке;
      ребенок моргает, если объект приближается
      к лицу; может находиться в вертикальном
      положении (при поддержке) до 6 минут;
      переворачивается; движения рук более
      свободны и целесообразны; младенец
      смотрит на свои руки; стремится удержать
      предмет в поле зрения.4 месяца:
      исчезает гипертонус мышц; ребенок
      уверенно держит голову, когда его
      поднимают, поворачивается со спины на
      живот, сидит при поддержке за обе руки;
      хватает и удерживает игрушки; открывает
      рот, когда подносят ложку с едой,
      бутылочку.5 месяцев: ребенок
      самостоятельно сидит 1—5 минут,
      поворачивается с живота на спину;
      способен удерживать одновременно по
      предмету в каждой руке; хватательные
      движения, направленные к цели, —
      «петлеобразные», с частыми промахами;
      повышается число движений, когда кисть
      руки раскрывается до захвата предмета;
      движения еще не точны, раскоординированны,
      связаны со значительным мышечным
      напряжением.К концу первого полугодия
      появляются элементы произвольной
      регуляции движения младенца.6 месяцев:
      самостоятельно сидит; возникает
      зрительный контроль за движениями рук;
      повышается точность хватательных
      движений, снижается мышечное
      напряжение.Второе полугодие жизни.7
      месяцев: ребенок способен совершать
      попеременные шагательные движения
      (при поддержке за подмышки); сидит; тянет
      в рот бутылочку, ложку, игрушки; бросает
      и поднимает игрушки; поднимается на
      четвереньки; встает на колени, держась
      за опору; перекладывает предметы из
      одной руки в другую; тянется к взрослому
      на руки; следит за движениями руки.8
      месяцев: младенец встает с поддержкой;
      ходит с опорой; сидит, самостоятельно
      садится и ложится; появляются
      координированные движения двух рук
      (хлопает в ладони); наблюдаются осознанные
      попытки сложить кубики, пирамидку;
      попытки передвижения ползком.9 месяцев:
      отмечаются попытки стоять без опоры и
      ходить без опоры; садится из вертикального
      положения, встает на колени; снижается
      мышечное напряжение, совершенствуются
      движения рук, ног, туловища, но все
      движения еще не очень точны, нестабильны;
      ребенок начинает ходить с опорой;
      осуществляет произвольные двигательные
      действия; собирает игрушки, складывает;
      стучит для извлечения звука.10 месяцев:
      младенец встает с опорой, стоит без
      опоры; ходит с опорой (первые шаги без
      опоры); улучшается координация движений
      рук; появляется захват пальцами; активно
      играет с игрушками.11—12 месяцев:
      для этого возраста характерна ходьба
      без опоры; ребенок поднимается без
      опоры, садится, ложится, встает,
      координирует движения рук, наблюдается
      предварительная подготовка пальцев
      рук к форме объекта; «петлеобразные»
      с промахами движения сменяются более
      точными с «прямым приближением»
      к предмету; появляются хватательные
      движения вслепую за счет предварительного
      нацеливания.Таким образом, в течение
      первого года жизни идет интенсивное
      развитие опорно-двигательного аппарата,
      мышечной системы, а также формирование
      всех структур системы управления
      движениями, что является основой для
      новых преобразований на следующем
      этапе возрастного развития.

    2. Ведущая
      деятельность и её развитие в младенческом
      возрасте. Основные закономерности
      развития психических процессов в
      младенческом возрасте. Психоаналитическая
      теория Фрейда об оральной стадии
      развития.
      Фрейд, Зигмунд
      (1856–1939), австрийский врач и психолог,
      основатель теории и метода лечения
      неврозов, названного психоанализом и
      ставшего одним из наиболее влиятельных
      психологических учений 20 в. Психоанализ
      рассматривает человеческую природу с
      точки зрения конфликта: функционирование
      человеческой психики отражает борьбу
      противоположных сил и тенденций. При
      этом особо подчеркивается влияние
      бессознательных конфликтов, взаимодействие
      в психике сил, которые сам индивид не
      осознает. Психоанализ показывает, как
      бессознательный конфликт действует
      на эмоциональную жизнь и самооценку
      индивида, на его взаимоотношения с
      другими людьми и социальными институтами.
      Источник конфликта кроется в самих
      условиях человеческого опыта. Человек
      одновременно и биологическое, и
      социальное существо. В соответствии
      со своими биологическими наклонностями
      он стремится к поиску удовольствия и
      избеганию боли. Это очевидное наблюдение
      известно как «принцип удовольствия»,
      характеризующий фундаментальную
      тенденцию человеческой психологии. В
      организме поддерживается состояние
      психического возбуждения, заставляющее
      функционировать таким образом, чтобы
      получить желаемое удовольствие.
      Возбуждение, которое побуждает к
      действию, носит название влечения.У
      младенца влечения властные и
      категорические; ребенок хочет делать
      то, что доставляет удовольствие, брать
      то, что хочется, и устранять все, что
      препятствует достижению цели. Фрустрация,
      разочарование, гнев и конфликт возникают
      немедленно, особенно когда человеческая
      среда пытается за несколько коротких
      лет цивилизовать и окультурить нового
      члена общества. Ребенок должен принять
      запреты, нравы, идеалы и табу того
      особого мира, в котором он родился. Он
      должен выучить, что разрешено, а что
      запрещено, что одобряется, а что
      наказывается. Импульсы детства уступают
      давлению взрослого мира неохотно и в
      лучшем случае неполно. Хотя бОльшая
      часть подобных ранних конфликтов
      «забывается» (в действительности
      — вытесняется), многие из этих импульсов
      и связанных с ними страхов остаются в
      бессознательной части психики и
      продолжают оказывать значительное
      влияние на жизнь человека. Многочисленные
      психоаналитические наблюдения показали,
      что детский опыт удовлетворения и
      фрустрации играет важную роль в
      формировании личности.

    Читайте также:  Роль общения со взрослым в развитии ребенка младенца

    Концепция
    защитных механизмов
    Чтобы уладить
    конфликт между принципом реальности и
    удовольствия психика вырабатывает
    защитные механизмы:Вытеснение.
    Травмирующий факт полностью вытесняется,
    подавляется из области сознания в
    бессознательное и человек не помнит
    данного события.Отрицание – частичное
    искажение воспроизводимого факта.Проекция
    – приписывание другим не приемлимых
    для себя чувств или побуждений черт
    характера.Изоляция – отделение
    чувствующей части своего я от себя в
    целом.Замещение – психика не может
    ответить источнику и находит замещающий
    для ответа объект.Компенсация –
    это уход в мир фантазий.Рационализация
    – это нахождение приемлемого объяснения,
    неприемлемым мыслям или поступкам.Реактивное
    образование – противоположное
    поведение исходному импульсу.Сублимация
    – перевод инстинктивной энергии либидо
    и мартидо в социально приемлемые формы
    выражения.Регрессия – детский
    способ решения конфликтов, более ранний.
    Стадии психосексуального развития
    личности
    1. Оральная (от рождения
    до полутора лет) Психосексуальная
    деятельность начинается в период
    кормления грудью, когда рот младенца
    становится зоной удовольствия. У ребенка,
    который получал чрезмерную или
    недостаточную стимуляцию в младенчестве,
    может произойти оральная фиксация и
    сформироваться оральный тип характера.
    В будущем такой человек постоянно будет
    ожидать от окружающих «материнского»
    отношения, испытывать потребность в
    одобрении, поддержке. Человек
    орально-пассивного типа часто очень
    доверчив, зависим.В течение второй
    половины первого года жизни начинается
    вторая фаза оральной стадии –
    орально-агрессивная или орально-садистская.
    У ребенка появляются зубы, и кусание
    становится средством выражения состояния
    недовольства и фрустрации, вызванной
    отсутствием матери или отсрочкой
    удовлетворения.Фиксация на орально-садистской
    стадии выражается у взрослых в таких
    чертах личности, как любовь к спорам,
    пессимизм, критические «покусывания»,
    цинизм, склонность эксплуатировать
    других с целью удовлетворения собственных
    нужд. 2. Анальная стадия. (наступает
    примерно в полтора года и продолжается
    до трех лет)Фрейд считал, что малыш
    получает огромное удовольствие от акта
    дефекации и, в частности, от того, что
    может самостоятельно контролировать
    процесс. иксация на этой стадии формирует
    анально-удерживающий тип личности. Ему
    присущи упрямство, скупость, пунктуальность,
    методичность, не может переносить
    беспорядок и неопределенность. Второй
    результат анальной фиксации – это,
    анально-выталкивающий тип, которому
    присущи склонность к разрушению и
    беспокойство, импульсивность, даже
    садистическая жестокость.3. Фаллическая
    фаза (с трех до шести-восьми лет)Дети
    проявляют заинтересованность к половым
    органам. Закладываются основы для
    комплекса Эдипа (Электры). Мужчины с
    фиксацией на этой стадии ведут себя
    дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся
    добиваться успеха, доказывать свою
    мужественность через завоевание женщин
    по типу Дон Жуана. У женщин фаллическая
    фиксация приводит к склонности флиртовать,
    обольщать, к беспорядочным половым
    связям, стремлению главенствовать над
    мужчиной, проявлять напористость и
    самоуверенность.4. Латентный период
    (10-11 лет). Интересы ребенка направлены
    на обучение, общение. Но с наступлением
    периода полового созревания начинается
    генитальный период.5. Генитальная
    фаза. Сексуальные влечения и интересы
    усиливаются и концентрируются на
    определенных представителях
    противоположного пола. Согласно Фрейду
    данная фаза является вершиной развития
    личности.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник