Мюнхенская система развития ребенка до года
Мюнхенская функциональная диагностика развития детей создана в Мюнхенском университете и Институте социальной педиатрии (Г.И. Келер, Х.Д. Эгелькраут). Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста.
Развитие общих движений (ходьба)
Подтягивается в положении стоя, опираясь на предмет, и остается стоять несколько секунд. 9 мес. — 11,5 м.
Идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими руками. 9,5 м. — 1 г. 0,5 м.
Идет, когда держат за обе руки и принимает вес тела. 10 м. — 1 г. 1 м.
Карабкается на одну ступеньку вверх (высота 12-18 см). 10,5 м. — 1 г. 1,5 м.
Идет придерживаемый за руку. 11 м. — 1 г. 2 м.
Минимум 2 секунды стоит свободно. 11,5 м. — 1 г. 3 м.
Свободно делает 3 шага. 1 г. 0,5 м. — 1 г. 4 м.
Идет и несет мяч обеими руками. 1 г. 1 м. — 1 г. 5 м.
Нагибается и что-нибудь поднимает без опоры на что-либо. 1 г. 1,5 м. — 1 г. 5,5 м.
Карабкается на диван и с дивана. 1 г. 2 м. — 1 г. 6 м.
Делает три шага спиной 1 г. 2,5 м. — 1 г. 7 м.
Карабкается на стул и со стула с подлокотником 1 г. 3 м. — 1 г. 7,5 м.
Поднимается на три ступеньки приставным шагом и держится обеими руками. 1 г. 3,5 м. — 1 г. 8 м.
Спускается на три ступеньки вниз приставным шагом и держится обеими руками. 1 г. 4,5 м. -1 г. 9 м.
Бьет по мячу в положении стоя, не держась. 1 г. 5 м. — 1 г. 10 м.
Спускается на три ступеньки приставным шагом и держится одной рукой. 1 г. 6 м. — 1 г. 11 м.
Идет три шага на носочках, не держась. 1 г. 7 м. — 2 г.
Стоит три секунды на одной ноге и держится одной рукой. 1 г. 8 м. — 2 г. 2 м.
Идет пять шагов на носочках, не держась. 1 г. 9 м. — 2 г. 3 м.
Подпрыгивает один раз на месте, не падая. 1 г. 10 м. — 2 г. 4 м.
Прыгает вперед, не падая. 1 г. 11 м. — 2 г. 6 м.
Стоит на одной ноге две секунды, не держась. 2 г. — 2 г. 7 м.
Поднимается на две ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой. 2 г. 1 м. — 2 г. 8 м.
Прыгает через ленту (ширина 10 см), не задевая ее. 2 г. 3 м. — 2 г. 11 м.
Ездит на трехколесном велосипеде и нажимает на педали. 2 г. 4 м. — 3 г.
Спускается на три ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой. 2 г. 5 м. — 3 г. 1 м.
Ловит мяч диаметром 15-20 см с отдаления 2 м. 2 г. 7 м. — 3 г. 4 м.
Прыгает через лист бумаги шириной 20 см, не задевая его. 2 г. 9 м. — 3 г. 7 м.
Спускается взрослым шагом на три ступеньки вниз, не держась. 2 г. 11 м. — 3 г. 9 м.
Развитие движений кисти руки
Снимает браслет с руки. 8 м. — 10,5 м.
Горизонтально ударяет кубиками один о другой (длина ребра 3 см). 8,5 м. — 11 м.
Хватает маленький предмет (крошки печенья) вытянутым указательным пальцем и большим пальцем. 9 м. — 11,5 м.
Хватает маленький предмет согнутым указательным пальцем и большим пальцем. 9,5 м. — 11,5 м.
Катает машинку на колесиках туда-сюда. 10 м. — 1 г. 1 м.
Переворачивает страницы в книге с картинками. 10,5 м. — 1 г. 1,5 м.
Бросает два шарика в банку. 11 м. — 1 г. 2,5 м.
Рисует точки или короткие штришки на бумаге. 1 г. -1 г. 3,5 м.
Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны. 1 г. 0,5 м. — 1 г. 4 м.
Надевает два кольца на пирамидку. 1 г. 1 м. — 1 г. 5 м.
Рисует штришки во все стороны. 1 г. 1,5 м. — 1 г. 5,5 м.
Ребенок держит в каждой руке по кубику и берет третий обеими руками, не роняя двух первых (длина ребра 3 см). 1 г. 2 м. — 1 г. 6 м.
Вставляет два колышка в отверстия диаметром 20 мм. 1 г. 2,5 м — 1 г. 4 м.
Вставляет нейлоновый шнур с наконечником в отверстие шарика (диаметр 27 мм, внутренний 7 мм). 1 г. 3,5 м. — 1 г. 8 м.
Рисует штришки с закругленными концами во все стороны. 1 г. 4 м. — 1 г. 9 м.
Кладет две спички в коробку, поворачивая их при этом на 90’, так чтобы не выступали концы. 1 г. 5 м. — 1 г. 10 м.
Две секунды держит по два кубика в каждой руке, длина ребра 3 см. 1 г. 6 м. — 1 г. 11 м.
Рисует плоскую спираль, с одним пересечением. 1 г. 7,5 м. — 2 г. 1 м.
Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон. 1 г. 9 м. — 2 г. 3 м.
Крутит ручку музыкальной шкатулки. 1 г. 10 м. — 2 г. 4 м.
Нанизывает на шнур шарик-бусину. 1 г. 11 м. — 2 г. 6 м.
Умело рисует круглую спираль с тремя витками. 2 г. — 2 г. 7 м.
Закручивает и откручивает флакон, и достает два кристаллика сахара (больше там нет). 2 г. 1 м. — 2 г. 8 м.
Строит башню из восьми одинаковых кубиков (ребро 3 см), с трех попыток. 2 г. 2 м. — 2 г. 10 м.
Делает ножницами два надреза бумажной полосы шириной 2 см (бумагу держит взрослый). 2 г. 4 м. — 3 г.
Разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (к себе – от себя). 2 г. 5 м. — 3 г. 2 м.
Имитирует пишущие движения. 2 г. 6 м. — 3 г. 3 м.
Формирует валик из пластилина (из шарика). 2 г. 7 м. — 3 г. 4 м.
Выделяет при срисовывании горизонтальную линию. 2 г. 8 м. — 3 г. 6 м.
Чертит закрытый круг. 2 г. 9 м. — 3 г. 7 м.
Восприятие взаимосвязей
Находит предмет под чашкой. 8 м. — 11 м.
Показывает указательным пальцем в указанное направление. 9 м. — 1 г.
Подтягивает к себе игрушку за шнур. 9,5 м. -1 г. 1 м.
Кладет крышку на банку. 10 м. — 1 г. 2 м.
Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех). 10,5 м. — 1 г. 2,5 м.
Пробует рисовать карандашом. 11 м. — 1 г. 3 м.
Показывает на что-либо пальцем. 11,5 м. -1 г. 4 м.
Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех). 1 г. — 1 г. 5 м.
Помещает большой круг на шаблонную доску (диаметр 10 см). 1 г. 1 м. — 1 г. 6 м.
Находит предмет под одним из двух стаканчиков. 1 г. 2 м. — 1 г. 7 м.
Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет. 1 г. 3 м. — 1 г. 8 м.
Вставляет все три стаканчика один в один. 1 г. 5 м. -1 г. 11 м.
Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка. 1 г. 6 м. — 2 г.
Помещает большой и маленький круг на шаблонные доски (диаметр 10 и 6 см). 1 г. 7 м. — 2 г. 1 м.
Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг. 1 г. 9 м. — 2 г. 3 м.
Строит ряд из пяти кубиков (длина ребра 3 см). 1 г. 10 м. — 2 г. 4 м.
Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку. 1 г. 11 м. — 2 г. 5 м.
Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных размеров – 5,5 см, 8 см, 11 см). 2 г. — 2 г. 7 м.
Сортирует три из четырех кубиков по цвету. 2 г. 1 м. -2 г. 8 м.
Помещает три из четырех кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске. 2 г. 2 м. — 2 г. 9 м.
Строит “мост” из трех кубиков по образцу. 2 г. 4 м. — 2 г. 11 м.
Складывает квадрат из четырех кубиков. 2 г. 6 м. — 3 г. 2 м.
Развитие речи
Копирует звуки, как например, вибрация губами, щелкающие. 8 м. 11 м.
Говорит двойные слоги, например, ма-ма, дай-дай без значения. 8,5 м. — 1 г.
Говорит двойные или одинарные слоги со значением. 9,5 м. — 1 г. 1 м.
Выражает желания определенными звуками, говоря, например: “э!”. 10 м. — 1 г. 1,5 м.
Использует “папа” или “мама” для людей. 10,5 м. — 1 г. 2,5 м.
Говорит два осмысленных слова. 11 м. — 1 г. 3 м.
Говорит три осмысленных слова. 1 г. — 1 г. 4,5 м.
Напевает вместе с кем-либо детские песенки. 1 г. 1 м. — 1 г. 6 м.
Говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: “киса”. 1 г. 2 м. -1 г. 7 м.
Называет знакомый предмет в ответ на вопрос. 1 г. 3 м. — 1 г. 9 м.
Выражает желания словами, как например: “дай”, “ам-ам”. 1 г. 4 м. — 1 г. 9 м.
Повторяет знакомое слово. 1 г. 5 м. — 1 г. 11 м.
Может вербально отклонить просьбы. 1 г. 6 м. — 2 г. 1 м.
Говорит первые предложения из двух слов на детском языке, например: “папа машина”. 1 г. 7 м. — 2 г. 2 м.
Называет восемь из двенадцати предметов на тестовых картинках “А”. 1 г. 8 м. — 2 г. 4 м.
Использует свое имя когда говорит о себе. 1 г. 10 м. — 2 г. 7 м.
Говорит первые предложения из трех слов на детском языке, например: “папа машина ехать”. 1 г. 11 м. — 2 г. 8 м.
Называет все предметы на 12 тестовых картинках 2 г. — 2 г. 9 м.
Говорит о себе в “Я”-форме. 2 г. 1 м. — 2 г. 10 м.
Говорит первое предложение из четырех слов на детском языке. 2 г. 2 м. — 3 г.
Использует числительное два для обозначения нескольких предметов. 2 г. 3 м. — 3 г. 2 м.
Использует слово “мне” или “тебе”. 2 г. 4 м. — 3 г. 3 м.
Называет предметы на одной из тестовых картинок “С” во множественном числе. 2 г. 5 м. — 3 г. 5 м.
Говорит первое осмысленное предложение из пяти слов на детском языке (не повтор). 2 г. 6 м. — 3 г. 6 м.
Использует вопрос: “Почему?” (ответ не всегда нужен). 2 г. 7 м. — 3 г. 8 м.
По просьбе взрослого повторяет одно из предложений, состоящих из пяти слов. 2 г. 8 м. — 3 г. 9 м.
Говорит первое осмысленное предложение из шести слов на детском языке (не повтор). 2 г. 10 м. — 4 г.
К двум прилагательным находит слова противоположные по значению (в контексте). 3 г. — 4 г. 3 м.
Понимание речи
Ищет отца или мать, если спрашивают “папа” или “мама”. 8 м. — 11 м.
Поворачивается, когда родители называют его имя. 8,5 м. — 11,5 м.
Реагирует на похвалу или запреты. 9,5 г. — 1 г. 0,5 м.
Выполняет просьбы “иди сюда” или “дай мне”. 10,5 м. — 1 г. 2 м.
Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл. 11 м. — 1 г. 3 м.
В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку. 1 г. — 1 г. 4 м.
Правильно показывает или направляет взгляд на часть тела. 1 г. 1 м. — 1 г. 5 м.
Понимает слово “открыть” и открывает банку. 1 г. 1,5 м. — 1 г. 6 м.
Правильно показывает или направляет взгляд на две из четырех тестовых картинок “А” 1 г. 2 м. — 1 г. 7 м.
Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека, живот куклы). 1 г. 3 м. — 1 г. 8 м.
Выполняет просьбу “подними куклу, и положи ее на стол”. 1 г. 3,5 м. 1 г. 9 м.
Правильно показывает или направляет взгляд ни четыре из восьми тестовых картинок “А”. 1 г. 5 м. — 1 г. 11 м.
Правильно показывает или направляет взгляд на три части тела. 1 г. 6 м. — 2 г.
Правильно показывает или направляет взгляд на восемь из 12 тестовых картинок “А” (предъявляютсятри картинки одновременно с последующей заменой одной). 1 г. 7 м. — 2 г. 1 м.
Понимает слово “холодный”, указывает на холодные предметы или называет их. 1 г. 8 м. — 2 г. 3 м.
Понимает слово “большой”, в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух). 1 г. 9 м. — 2 г. 4 м.
Показывает или смотрит на свою руку. 1 г. 10 м. — 2 г. 5 м.
Понимает слово “тяжелый”, показывает на тяжелый предмет. 1 г. 11 м. — 2 г. 7 м.
Распознает два вида передвижения на тестовых картинках “А” (Птица, рыба – летит, плывет). 2 г. — 2 г. 8 м.
Понимает два из четырех предлогов, наречий (на, под, рядом, за/позади). 2 г. 1 м. — 2 г. 9 м.
Понимает два вопроса: “Что ты делаешь ложкой? (расческой, с чашкой)”. 2 г. 2 м. — 2 г. 11 м.
Понимает слово “легкий”, берет легкий предмет. 2 г. 3 м. — 3 г.
Понимает два вопроса из трех: “Что ты делаешь, когда ты устал? (голоден, грязный)”. 2 г. 4 м. — 3 г. 1 м.
В ответ на вопрос, показывает свой подбородок. 2 г. 5 м. — 3 г. 3 м.
Знает мальчик он или девочка. 2 г. 8 м. — 3 г. 7 м.
Показывает дважды правильно на самую длинную из трех линий. 2 г. 10 м. -3 г. 9 м.
Социальное развитие
Может отклонять просьбы протестом. 8 м. — 11 м.
В ответ на просьбу дает матери предмет. 9 м. — 1 г. 0,5 м.
Имитирует один жест, например: хлопанье в ладоши или делает “пока-пока”. 10 м. — 1 г. 1,5 м.
Ласкает куклу или мягкую игрушку. 11 м. — 1 г. 2,5 м.
Катит мяч взрослому. 11,5 м. — 1 г. 3,5 м.
Подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию. 1 г. 0,5 м. -1 г. 4,5 м.
Помогает убирать игрушки. 1 г. 1 м. — 1 г. 5 м.
Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ее ему показали. 1 г. 2,5 м. — 1 г. 7 м.
Выполняет простые поручения по дому. 1 г. 3 м. — 1 г. 8 м.
Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут). 1 г. 4 м. — 1 г. 9 м.
Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро. 1 г. 5 м. — 1 г. 11 м.
Охотно играет с ровесниками в догонялки. 1 г. 6 м. — 2 г.
Спонтанно обхаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т.д.). 1 г. 7 м. — 2 г. 2 м.
Пробует утешить, если кто-то печален. 1 г. 8 м. — 2 г. 3 м.
Вербально выражает чувства. 1 г. 11 м. — 2 г. 7 м.
Выражает желание в “Я”-форме. 2 г. 1 м. — 2 г. 10 м.
Придерживается правила игры: “один раз “Я”, один раз “Ты”!”. 2 г. 3 м. — 3 г.
Самостоятельность
Стягивает шапку с головы 7,5 м. — 10,5 м.
Берет кусочки хлеба и съедает их 8,5 м — 11 м.
Пьет из стакана, не проливая, если стакан держат 9 м. — 1 г.
При одевании пробует помочь собственными движениями 10 м. — 1 г. 1,5 м.
Сам снимает расстегнутые туфли 11 м. — 1 г. 3 м.
Сам держит стакан, когда пьет 1 г. — 1 г. 4,5 м.
Подводит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается) 1 г. 1 м. -1 г. 6 м.
Иногда ест вилкой 1 г. 2 м. — 1 г. 7 м.
Самостоятельно пьет из чашки 1 г. 2,5 м. — 1 г. 8 м.
Трет руки под струей воды 1 г. 3 м. — 1 г. 9 м.
Ложкой съедает часть содержимого тарелки (испачкаться может) 1 г. 4 м. — 1 г. 10 м.
Перемешивает чайной ложкой в наполненной на треть чашки, не проливает при этом жидкость черезкрай 1 г. 5 м. — 1 г. 11 м.
Поверхностно вытирает руки полотенцем 1 г. 6 м. — 2 г. 1 м.
Снимает расстегнутую куртку 1 г. 7 м. — 2 г. 2 м.
Интересуется секрецией взрослых 1 г. 8 м. — 2 г. 3 м.
Съедает содержимое тарелки ложкой, испачкавшись совсем чуть-чуть 1 г. 9 м. — 2 г. 4 м.
Снимает нижнюю сорочку, без рукавов 1 г. 10 м. — 2 г. 6 м.
Надевает сапоги или туфли 1 г. 11 м. — 2 г. 7 м.
Надевает нижнюю сорочку, без рукавов 2 г. -2 г. 7 м.
Моет руки с мылом и вытирает их полотенцем 2 г.1 м. — 2 г. 7 м.
Сам расстегивает большие пуговицы 2 г. 2 м. — 2 г. 11 м.
Иногда остается сухим в течение дня 2 г. 3 м. — 3 г. 1 м.
Остается сухим во время обеденного сна 2 г. 4 м. — 3 г. 2 м.
В течение дня, как правило, сух и чист 2 г. 6 м. — 3 г. 5 м.
Сам одевает брюки 2 г. 7 м. — 3 г. 6 м.
Как правило, сухой ночью 2 г. 9 м. — 3 г. 9 м.
Полностью одевается под руководством 3 г. — 4 г. 1 м.
Источник
Уж сколько бы не говорили, что сравнивать детей друг с другом нельзя, но эта тема постоянно всплывает в группах для мамочек.
«Я знаю, что все дети индивидуальны, но все же…». Мамы настолько боятся что-то упустить в развитии ребенка, настолько тревожны, что постоянно ищут в своих детях доказательства, что с ними все в порядке. Или наоборот.
Сказывается и давление общества на мать. Тем не менее мамы более склонны сравнивать детей с детьми на площадке, с детьми мам с форумов, но никогда не зададут этот вопрос врачу.
Уж если и сравнивать своего ребенка, то давайте сравнивать с результатами исследований ученых: докторов и психологов. Так в помощь мамам будет Мюнхенская Функциональная диагностика.
Мюнхенская Функциональная диагностика: что это?
В основе диагностики лежит оценка восьми функциональных сфер ребенка. Тест разрабатывался много лет, наблюдались тысячи детей. Результат выражают в месяцах или годах жизни.
Эта диагностика позволяет своевременно определить задержку развития у детей. А так же дает понять родителям о слабых и сильных сторонах ребенка, и пути развития навыков в будущем.
Само собой такую диагностику должен проводить обученный специалист. Здесь же я приведу ряд результатов со средним возрастом, на основании которых мамы самостоятельно смогут оценить развитие ребёнка.
Оценка развития ребенка до полутора лет по Мюнхенской диагностике
Крупная моторика
- Может подтягиваться стоя, опираясь на предмет и остаётся стоять несколько секунд — от 9 до 11,5 месяцев;
- делает несколько шагов боком, держась за опору: стены, мебель — 9-12 месяцев;
- ходит при поддержке за обе руки, принимая вес своего тела — 10 — 13 месяцев;
- ходит при поддержке за одну руку — 11-14 месяцев;
- самостоятельно взбирается вверх на одну ступеньку высотой 12-18 см — от 10,5 до 13 месяцев;
- самостоятельно стоит не менее двух секунд — 11,5 — 15 месяцев;
- самостоятельно делает от трёх шагов — 12-16 месяцев.
Моторика рук, мелкая моторика
- может снять с руки браслет — 8 — 10,5 месяцев;
- ударяет друг о друга кубиками- 8 — 10,5 месяцев;
- указательным и большим пальцами может схватить мелкий предмет (крошки) — от 9 до 11,5 месяцев;
- согнутым указательным пальцем и большим пальцем хватает мелкие предметы — от 9,5 до 11,5 месяцев;
- сам катает машинку — 10-13 месяцев;
- может перевернуть в книге страницы — 10-13 месяцев;
- может рисовать точки и короткие штрихи на бумаге — от 12 до 15 месяцев;
- поворачивает вращающиеся крышки — от 12 — до 16 месяцев;
- надевает на пирамидку два колечка — 13-18 месяцев.
Взаимосвязи
- находит предмет, спрятанный под чашкой — 8-11 месяцев;
- может показать направление указательным пальчиком — от 9 до 12 месяцев;
- подтягивает к себе за шнур игрушку — 9,5 — 13 месяцев;
- кладет на банку крышку — 10 — 14 месяцев;
- из трех стаканчиков самый маленький вкладывает в самый большой — 10,5 — 14 месяцев
- если дать карандаш и бумагу, то пробует рисовать — 11 — 15 месяцев;
- указывает на что-либо пальчиком — 11 — 16 месяцев.
Речь
- если говорят «папа» или «мама», ищет родителей — 8 — 11 месяцев;
- поворачивается при произнесении имени — 8 — 11,5 месяцев;
- пытается копировать звуки — от 8 до 11 месяцев;
- лепечет, но не называет предметы — 8-10 месяцев;
- демонстрирует реакцию на похвалу или запрет — 9,5 — 12 месяцев;
- может выполнить простые просьбы типа «дай мне» — 10 — 14 месяцев;
- осмысленно произносит слова «мама», «папа» и другие — 11-15 месяцев;
- ищет предметы по просьбе, если они в зоне видимости — 11 — 15 месяцев;
- может правильно показать части тела или направить взгляд — 13 — 18 месяцев;
- напевает песенки вместе с кем-то — 13 — 18 месяцев.
Социализация
- протестует при некоторых просьбах — 8-11 месяцев;
- отдает предмет взрослому по просьбе- 9-12 месяцев;
- имитирует минимум один жест (ладушки, пока-пока) — 10-13 месяцев;
- гладит любимую игрушку — 11 — 14 месяцев;
- катит мяч взрослому по просьбе — 11,5 — 15 месяцев;
- подражает взрослому в домашней работе — 12 -16 месяцев;
- помогает прибирать свои игрушки — 13 — 18 месяцев.
Самостоятельность
- снимает шапку — 7,5 — 10,5 месяцев;
- может взять кусочек печенья и съесть его — 8,5 — 11 месяцев;
- держит чашку и пьет из нее, не проливая — 9 — 12 месяцев;
- пробует помогать одеваться — 10 — 14 месяцев;
- снимает расстегнутую обувь — 11 — 15 месяцев;
- пробует самостоятельно есть ложкой — 13 — 18 месяцев.
Это далеко не полный список, но самые основные критерии оценки развития двигательной активности и психики ребенка до полутора лет. Отсутствие или более позднее освоение какого-либо навыка не говорит об общей задержке развития, но показывает маме направление для развития ребенка.
Так что, дорогие мамы, давайте уже перестанем сравнивать своих детей друг с другом и тревожиться из-за мелочей. А будем больше внимания уделять на самом деле важным вещам в этой жизни.
Посетителей сегодня: 1, всего: 154
Источник