Мюнхенская система развития ребенка до года

Мюнхенская система развития ребенка до года thumbnail


Мюнхенская функциональная диагностика развития детей создана в Мюнхенском университете и Институте социальной педиатрии (Г.И. Келер, Х.Д. Эгелькраут). Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста.

 

Развитие общих движений (ходьба)

Подтягивается в положении стоя, опираясь на предмет, и остается стоять несколько секунд.    9 мес.   —  11,5 м.

Идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими руками.    9,5 м.    — 1 г. 0,5 м.

Идет, когда держат за обе руки и принимает вес тела.    10 м.   —  1 г. 1 м.

Карабкается на одну ступеньку вверх (высота 12-18 см).    10,5 м.   —  1 г. 1,5 м.

Идет придерживаемый за руку.    11 м.    — 1 г. 2 м.

Минимум 2 секунды стоит свободно.    11,5 м.    — 1 г. 3 м.

Свободно делает 3 шага.    1 г. 0,5 м.  —   1 г. 4 м.

Идет и несет мяч обеими руками.    1 г. 1 м.   —  1 г. 5 м.

Нагибается и что-нибудь поднимает без опоры на что-либо.    1 г. 1,5 м.   —  1 г. 5,5 м.

Карабкается на диван и с дивана.    1 г. 2 м.    — 1 г. 6 м.

Делает три шага спиной    1 г. 2,5 м.   —  1 г. 7 м.

Карабкается на стул и со стула с подлокотником    1 г. 3 м.   —  1 г. 7,5 м.

Поднимается нМюнхенская система развития ребенка до годаа три ступеньки приставным шагом и держится обеими руками.    1 г. 3,5 м.   —  1 г. 8 м.

Спускается на три ступеньки вниз приставным шагом и держится обеими руками.    1 г. 4,5 м.    -1 г. 9 м.

Бьет по мячу в положении стоя, не держась.    1 г. 5 м.  —   1 г. 10 м.

Спускается на три ступеньки приставным шагом и держится одной рукой.    1 г. 6 м.    — 1 г. 11 м.

Идет три шага на носочках, не держась.    1 г. 7 м.  —   2 г.

Стоит три секунды на одной ноге и держится одной рукой.    1 г. 8 м.  —   2 г. 2 м.

Идет пять шагов на носочках, не держась.    1 г. 9 м.  —   2 г. 3 м.

Подпрыгивает один раз на месте, не падая.    1 г. 10 м.  —   2 г. 4 м.

Прыгает вперед, не падая.    1 г. 11 м.    — 2 г. 6 м.

Стоит на одной ноге две секунды, не держась.    2 г.   —  2 г. 7 м.

Поднимается на две ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой.    2 г. 1 м.   —  2 г. 8 м.

Прыгает через ленту (ширина 10 см), не задевая ее.    2 г. 3 м.   —  2 г. 11 м.

Ездит на трехколесном велосипеде и нажимает на педали.    2 г. 4 м.   —  3 г.

Спускается на три ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой.    2 г. 5 м.   —  3 г. 1 м.

Ловит мяч диаметром 15-20 см с отдаления 2 м.    2 г. 7 м. —    3 г. 4 м.

Прыгает через лист бумаги шириной 20 см, не задевая его.    2 г. 9 м.  —   3 г. 7 м.

Спускается взрослым шагом на три ступеньки вниз, не держась.    2 г. 11 м.   —  3 г. 9 м.

Развитие движений кисти руки       

Снимает браслет с руки.    8 м.  —   10,5 м.

Горизонтально ударяет кубиками один о другой (длина ребра 3 см).    8,5 м.   —  11 м.

Хватает маленький предмет (крошки печенья) вытянутым указательным пальцем и большим пальцем.    9 м.   —  11,5 м.

Хватает маленький предмет согнутым указательным пальцем и большим пальцем.    9,5 м.    — 11,5 м.

Катает машинку на колесиках туда-сюда.    10 м.  —   1 г. 1 м.

Мюнхенская система развития ребенка до годаПереворачивает страницы в книге с картинками.    10,5 м.   —  1 г. 1,5 м.

Бросает два шарика в банку.    11 м.  —   1 г. 2,5 м.

Рисует точки или короткие штришки на бумаге.    1 г.    -1 г. 3,5 м.

Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны.    1 г. 0,5 м.  —   1 г. 4 м.

Надевает два кольца на пирамидку.    1 г. 1 м.   —  1 г. 5 м.

Рисует штришки во все стороны.    1 г. 1,5 м.   —  1 г. 5,5 м.

Ребенок держит в каждой руке по кубику и берет третий обеими руками, не роняя двух первых (длина ребра 3 см).    1 г. 2 м.    — 1 г. 6 м.

Вставляет два колышка в отверстия диаметром 20 мм.    1 г. 2,5 м    — 1 г. 4 м.

Вставляет нейлоновый шнур с наконечником в отверстие шарика (диаметр 27 мм, внутренний 7 мм).    1 г. 3,5 м.    — 1 г. 8 м.

Рисует штришки с закругленными концами во все стороны.    1 г. 4 м.   —  1 г. 9 м.

Кладет две спички в коробку, поворачивая их при этом на 90’, так чтобы не выступали концы.    1 г. 5 м.   —  1 г. 10 м.

Две секунды держит по два кубика в каждой руке, длина ребра 3 см.    1 г. 6 м.    — 1 г. 11 м.

Рисует плоскую спираль, с одним пересечением.    1 г. 7,5 м. —    2 г. 1 м.

Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон.    1 г. 9 м.  —   2 г. 3 м.

Крутит ручку музыкальной шкатулки.    1 г. 10 м.    — 2 г. 4 м.

Нанизывает на шнур шарик-бусину.    1 г. 11 м.  —   2 г. 6 м.

Умело рисует круглую спираль с тремя витками.    2 г.  —   2 г. 7 м.

Закручивает и откручивает флакон, и достает два кристаллика сахара (больше там нет).    2 г. 1 м.   —   2 г. 8 м.

Строит башню из восьми одинаковых кубиков (ребро 3 см), с трех попыток.    2 г. 2 м.  —   2 г. 10 м.

Делает ножницами два надреза бумажной полосы шириной 2 см (бумагу держит взрослый).    2 г. 4 м.    — 3 г.

Разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (к себе – от себя).    2 г. 5 м.   —  3 г. 2 м.

Имитирует пишущие движения.    2 г. 6 м.   —  3 г. 3 м.

Формирует валик из пластилина (из шарика).    2 г. 7 м.    — 3 г. 4 м.

Выделяет при срисовывании горизонтальную линию.    2 г. 8 м.   —  3 г. 6 м.

Чертит закрытый круг.    2 г. 9 м.   —  3 г. 7 м.

Восприятие взаимосвязей   

Находит предмет под чашкой.    8 м.   —  11 м.

Показывает указательным пальцем в указанное направление.    9 м.   —  1 г.

Подтягивает к себе игрушку за шнур.    9,5 м.    -1 г. 1 м.

Кладет крышку на банку.    10 м.   —  1 г. 2 м.

Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех).    10,5 м.  —   1 г. 2,5 м.

Пробует рисовать карандашом.    11 м.    — 1 г. 3 м.

Показывает на что-либо пальцем.    11,5 м.    -1 г. 4 м.

Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех).    1 г.   —  1 г. 5 м.

Помещает большой круг на шаблонную доску (диаметр 10 см).    1 г. 1 м.   —  1 г. 6 м.

Находит предмет под одним из двух стаканчиков.    1 г. 2 м.   —  1 г. 7 м.

Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет.    1 г. 3 м.   —  1 г. 8 м.

Вставляет все три стаканчика один в один.    1 г. 5 м.    -1 г. 11 м.

Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка.    1 г. 6 м.   —  2 г.

Мюнхенская система развития ребенка до годаПомещает большой и маленький круг на шаблонные доски (диаметр 10 и 6 см).    1 г. 7 м.    — 2 г. 1 м.

Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг.    1 г. 9 м.  —   2 г. 3 м.

Строит ряд из пяти кубиков (длина ребра 3 см).    1 г. 10 м.    — 2 г. 4 м.

Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку.    1 г. 11 м.   —  2 г. 5 м.

Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных размеров – 5,5 см, 8 см, 11 см).    2 г.   —  2 г. 7 м.

Сортирует три из четырех кубиков по цвету.    2 г. 1 м.    -2 г. 8 м.

Помещает три из четырех кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске.    2 г. 2 м.   —  2 г. 9 м.

Строит “мост” из трех кубиков по образцу.    2 г. 4 м.    — 2 г. 11 м.

Складывает квадрат из четырех кубиков.    2 г. 6 м.    — 3 г. 2 м.

Развитие речи  

Копирует звуки, как например, вибрация губами, щелкающие.    8 м.    11 м.

Говорит двойные слоги, например, ма-ма, дай-дай без значения.    8,5 м.   —  1 г.

Говорит двойные или одинарные слоги со значением.    9,5 м.  —   1 г. 1 м.

Выражает желания определенными звуками, говоря, например: “э!”.    10 м.   —  1 г. 1,5 м.

Использует “папа” или “мама” для людей.    10,5 м.    — 1 г. 2,5 м.

Говорит два осмысленных слова.    11 м.    — 1 г. 3 м.

Говорит три осмысленных слова.    1 г.   —  1 г. 4,5 м.

Напевает вместе с кем-либо детские песенки.    1 г. 1 м.   —  1 г. 6 м.

Говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: “киса”.    1 г. 2 м.    -1 г. 7 м.

Называет знакомый предмет в ответ на вопрос.    1 г. 3 м.    — 1 г. 9 м.

Выражает желания словами, как например: “дай”, “ам-ам”.    1 г. 4 м.   —  1 г. 9 м.

Повторяет знакомое слово.    1 г. 5 м.   —  1 г. 11 м.

Может вербально отклонить просьбы.    1 г. 6 м.    — 2 г. 1 м.

Говорит первые предложения из двух слов на детском языке, например: “папа машина”.    1 г. 7 м.   —  2 г. 2 м.

Называет восемь из двенадцати предметов на тестовых картинках “А”.    1 г. 8 м.  —   2 г. 4 м.

Использует свое имя когда говорит о себе.    1 г. 10 м.  —   2 г. 7 м.

Говорит первые предложения из трех слов на детском языке, например: “папа машина ехать”.    1 г. 11 м.  —   2 г. 8 м.

Называет все предметы на 12 тестовых картинках     2 г.    — 2 г. 9 м.

Говорит о себе в “Я”-форме.    2 г. 1 м.   —  2 г. 10 м.

Говорит первое предложение из четырех слов на детском языке.    2 г. 2 м.   —  3 г.

Использует числительное два для обозначения нескольких предметов.    2 г. 3 м.  —   3 г. 2 м.

Использует слово “мне” или “тебе”.    2 г. 4 м.    — 3 г. 3 м.

Называет предметы на одной из тестовых картинок “С” во множественном числе.    2 г. 5 м.    — 3 г. 5 м.

Говорит первое осмысленное предложение из пяти слов на детском языке (не повтор).    2 г. 6 м.   —  3 г. 6 м.

Использует вопрос: “Почему?” (ответ не всегда нужен).    2 г. 7 м.   —  3 г. 8 м.

По просьбе взрослого повторяет одно из предложений, состоящих из пяти слов.    2 г. 8 м.   —  3 г. 9 м.

Говорит первое осмысленное предложение из шести слов на детском языке (не повтор).    2 г. 10 м.  —   4 г.

К двум прилагательным находит слова противоположные по значению (в контексте).    3 г.  —    4 г. 3 м.

Понимание речи     Мюнхенская система развития ребенка до года

Ищет отца или мать, если спрашивают “папа” или “мама”.    8 м.  —   11 м.

Поворачивается, когда родители называют его имя.    8,5 м.    — 11,5 м.

Реагирует на похвалу или запреты.    9,5 г.    — 1 г. 0,5 м.

Выполняет просьбы “иди сюда” или “дай мне”.    10,5 м.   —  1 г. 2 м.

Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл.    11 м.    — 1 г. 3 м.

В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку.    1 г.   —  1 г. 4 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на часть тела.    1 г. 1 м.    — 1 г. 5 м.

Понимает слово “открыть” и открывает банку.    1 г. 1,5 м.   —  1 г. 6 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на две из четырех тестовых картинок “А”    1 г. 2 м.   —  1 г. 7 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека, живот куклы).    1 г. 3 м.    — 1 г. 8 м.

Выполняет просьбу “подними куклу, и положи ее на стол”.    1 г. 3,5 м.    1 г. 9 м.

Правильно показывает или направляет взгляд ни четыре из восьми тестовых картинок “А”.    1 г. 5 м.  —   1 г. 11 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на три части тела.    1 г. 6 м.   —  2 г.

Правильно показывает или направляет взгляд на восемь из 12 тестовых картинок “А” (предъявляютсятри картинки одновременно с последующей заменой одной).    1 г. 7 м.  —   2 г. 1 м.

Понимает слово “холодный”, указывает на холодные предметы или называет их.    1 г. 8 м.    — 2 г. 3 м.

Понимает слово “большой”, в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух).    1 г. 9 м.   —  2 г. 4 м.

Показывает или смотрит на свою руку.    1 г. 10 м.   —  2 г. 5 м.

Понимает слово “тяжелый”, показывает на тяжелый предмет.    1 г. 11 м.   —  2 г. 7 м.

Распознает два вида передвижения на тестовых картинках “А” (Птица, рыба – летит, плывет).    2 г.  —   2 г. 8 м.

Понимает два из четырех предлогов, наречий (на, под, рядом, за/позади).    2 г. 1 м.  —   2 г. 9 м.

Понимает два вопроса: “Что ты делаешь ложкой? (расческой, с чашкой)”.    2 г. 2 м.    — 2 г. 11 м.

Понимает слово “легкий”, берет легкий предмет.    2 г. 3 м.   —  3 г.

Понимает два вопроса из трех: “Что ты делаешь, когда ты устал? (голоден, грязный)”.    2 г. 4 м.  —  3 г. 1 м.

В ответ на вопрос, показывает свой подбородок.    2 г. 5 м.   —  3 г. 3 м.

Знает мальчик он или девочка.    2 г. 8 м. —    3 г. 7 м.

Показывает дважды правильно на самую длинную из трех линий.    2 г. 10 м.    -3 г. 9 м.

Социальное развитие      

Может отклонять просьбы протестом.    8 м.    — 11 м.

В ответ на просьбу дает матери предмет.    9 м.   —  1 г. 0,5 м.

Имитирует один жест, например: хлопанье в ладоши или делает “пока-пока”.    10 м.  —  1 г. 1,5 м.

Ласкает куклу или мягкую игрушку.    11 м.  —   1 г. 2,5 м.

Катит мяч взрослому.    11,5 м.   —  1 г. 3,5 м.

Подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию.    1 г. 0,5 м.    -1 г. 4,5 м.

Помогает убирать игрушки.    1 г. 1 м.    — 1 г. 5 м.

Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ее ему показали.    1 г. 2,5 м.   —  1 г. 7 м.

ВыполняМюнхенская система развития ребенка до годает простые поручения по дому.    1 г. 3 м.    — 1 г. 8 м.

Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут).    1 г. 4 м.   —  1 г. 9 м.

Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро.    1 г. 5 м.    — 1 г. 11 м.

Охотно играет с ровесниками в догонялки.    1 г. 6 м. —    2 г.

Спонтанно обхаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т.д.).    1 г. 7 м.   —  2 г. 2 м.

Пробует утешить, если кто-то печален.    1 г. 8 м.    — 2 г. 3 м.

Вербально выражает чувства.    1 г. 11 м.    — 2 г. 7 м.

Выражает желание в “Я”-форме.    2 г. 1 м.  —   2 г. 10 м.

Придерживается правила игры: “один раз “Я”, один раз “Ты”!”.    2 г. 3 м.   —  3 г.

Самостоятельность     

Стягивает шапку с головы 7,5 м. — 10,5 м.

Берет кусочки хлеба и съедает их  8,5 м  —  11 м.

Пьет из стакана, не проливая, если стакан держат    9 м.  —  1 г.

При одевании пробует помочь собственными движениями  10 м.  —  1 г. 1,5 м.

Сам снимает расстегнутые туфли   11 м.   — 1 г. 3 м.

Сам держит стакан, когда пьет    1 г.   — 1 г. 4,5 м.

Подводит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается)  1 г. 1 м.    -1 г. 6 м.

Иногда ест вилкой   1 г. 2 м.  —  1 г. 7 м.

Самостоятельно пьет из чашки    1 г. 2,5 м.  —  1 г. 8 м.

Трет руки под струей воды   1 г. 3 м.   — 1 г. 9 м.

Ложкой съедает часть содержимого тарелки (испачкаться может)    1 г. 4 м. —   1 г. 10 м.

Перемешивает чайной ложкой в наполненной на треть чашки, не проливает при этом жидкость черезкрай   1 г. 5 м.   — 1 г. 11 м.

Поверхностно вытирает руки полотенцем   1 г. 6 м. —   2 г. 1 м.

Снимает расстегнутую куртку   1 г. 7 м.   — 2 г. 2 м.

Интересуется секрецией взрослых   1 г. 8 м.   — 2 г. 3 м.

Съедает содержимое тарелки ложкой, испачкавшись совсем чуть-чуть 1 г. 9 м.  —  2 г. 4 м.

Снимает нижнюю сорочку, без рукавов    1 г. 10 м.   — 2 г. 6 м.

Надевает сапоги или туфли  1 г. 11 м.  —  2 г. 7 м.

Надевает нижнюю сорочку, без рукавов    2 г.  -2 г. 7 м.

Моет руки с мылом и вытирает их полотенцем    2 г.1 м. —    2 г. 7 м.

Сам расстегивает большие пуговицы    2 г. 2 м.   — 2 г. 11 м.

Иногда остается сухим в течение дня    2 г. 3 м. —   3 г. 1 м.

Остается сухим во время обеденного сна    2 г. 4 м. —   3 г. 2 м.

В течение дня, как правило, сух и чист    2 г. 6 м.  —  3 г. 5 м.

Сам одевает брюки    2 г. 7 м.  —  3 г. 6 м.

Как правило, сухой ночью   2 г. 9 м. —   3 г. 9 м.

Полностью одевается под руководством    3 г.   — 4 г. 1 м.

 

Источник

Уж сколько бы не говорили, что сравнивать детей друг с другом нельзя, но эта тема постоянно всплывает в группах для мамочек.

«Я знаю, что все дети индивидуальны, но все же…». Мамы настолько боятся что-то упустить в развитии ребенка, настолько тревожны, что постоянно ищут в своих детях доказательства, что с ними все в порядке. Или наоборот.

Сказывается и давление общества на мать. Тем не менее мамы более склонны сравнивать детей с детьми на площадке, с детьми мам с форумов, но никогда не зададут этот вопрос врачу.

Уж если и сравнивать своего ребенка, то давайте сравнивать с результатами исследований ученых: докторов и психологов.  Так в помощь мамам будет Мюнхенская Функциональная диагностика.

Мюнхенская Функциональная диагностика: что это?

В основе диагностики лежит оценка восьми функциональных сфер ребенка. Тест разрабатывался много лет, наблюдались тысячи детей. Результат выражают в месяцах или годах жизни.

Эта диагностика позволяет своевременно определить задержку развития у детей. А так же дает понять родителям о слабых и сильных сторонах ребенка, и пути развития навыков в будущем.

Само собой такую диагностику должен проводить обученный специалист. Здесь же я приведу ряд результатов со средним возрастом, на основании которых мамы самостоятельно смогут оценить развитие ребёнка.

Оценка развития ребенка до полутора лет по Мюнхенской диагностике

Крупная моторика

  • Может подтягиваться стоя, опираясь на предмет и остаётся стоять несколько секунд — от 9 до 11,5 месяцев;
  • делает несколько шагов боком, держась за опору: стены, мебель — 9-12 месяцев;
  • ходит при поддержке за обе руки, принимая вес своего тела — 10 — 13 месяцев;
  • ходит при поддержке за одну руку — 11-14 месяцев;
  • самостоятельно взбирается вверх на одну ступеньку высотой 12-18 см — от 10,5 до 13 месяцев;
  • самостоятельно стоит не менее двух секунд — 11,5 — 15 месяцев;
  • самостоятельно делает от трёх шагов — 12-16 месяцев.

Мюнхенская диагностика развития ребенка

Моторика рук, мелкая моторика

  • может снять с руки браслет — 8 — 10,5 месяцев;
  • ударяет друг о друга кубиками- 8 — 10,5 месяцев;
  • указательным и большим пальцами может схватить мелкий предмет (крошки) — от 9 до 11,5 месяцев;
  • согнутым указательным пальцем и большим пальцем хватает мелкие предметы — от 9,5 до 11,5 месяцев;
  • сам катает машинку — 10-13 месяцев;
  • может перевернуть в книге страницы — 10-13 месяцев;
  • может рисовать точки и короткие штрихи на бумаге — от 12 до 15 месяцев;
  • поворачивает вращающиеся крышки — от 12 — до 16 месяцев;
  • надевает на пирамидку два колечка — 13-18 месяцев.

Взаимосвязи

  • находит предмет, спрятанный под чашкой — 8-11 месяцев;
  • может показать направление указательным пальчиком — от 9 до 12 месяцев;
  • подтягивает к себе за шнур игрушку — 9,5 — 13 месяцев;
  • кладет на банку крышку — 10 — 14 месяцев;
  • из трех стаканчиков самый маленький вкладывает в самый большой — 10,5 — 14 месяцев
  • если дать карандаш и бумагу, то пробует рисовать — 11 — 15 месяцев;
  • указывает на что-либо пальчиком — 11 — 16 месяцев.

Речь

  • если говорят «папа» или «мама», ищет родителей — 8 — 11 месяцев;
  • поворачивается при произнесении имени — 8 — 11,5 месяцев;
  • пытается копировать звуки — от 8 до 11 месяцев;
  • лепечет, но не называет предметы — 8-10 месяцев;
  • демонстрирует реакцию на похвалу или запрет — 9,5 — 12 месяцев;
  • может выполнить простые просьбы типа «дай мне» — 10 — 14 месяцев;
  • осмысленно произносит слова «мама», «папа» и другие — 11-15 месяцев;
  • ищет предметы по просьбе, если они в зоне видимости — 11 — 15 месяцев;
  • может правильно показать части тела или направить взгляд — 13 — 18 месяцев;
  • напевает песенки вместе  с кем-то — 13 — 18 месяцев.

Социализация

  • протестует при некоторых просьбах — 8-11 месяцев;
  • отдает предмет взрослому по просьбе- 9-12 месяцев;
  • имитирует минимум один жест (ладушки, пока-пока) — 10-13 месяцев;
  • гладит любимую игрушку — 11 — 14 месяцев;
  • катит мяч взрослому по просьбе — 11,5 — 15 месяцев;
  • подражает взрослому в домашней работе — 12 -16 месяцев;
  • помогает прибирать свои игрушки — 13 — 18 месяцев.

Самостоятельность

  • снимает шапку — 7,5 — 10,5 месяцев;
  • может взять кусочек печенья и съесть его — 8,5 — 11  месяцев;
  • держит чашку и пьет из нее, не проливая — 9 — 12 месяцев;
  • пробует помогать одеваться — 10 — 14 месяцев;
  • снимает расстегнутую обувь — 11 — 15 месяцев;
  • пробует самостоятельно есть ложкой — 13 — 18 месяцев.

Это далеко не полный список, но самые основные критерии оценки развития двигательной активности и психики ребенка до полутора лет. Отсутствие или более позднее освоение какого-либо навыка не говорит об общей задержке развития, но показывает маме направление для развития ребенка.

Так что, дорогие мамы, давайте уже перестанем сравнивать своих детей друг с другом и тревожиться из-за мелочей. А будем больше внимания уделять на самом деле важным вещам в этой жизни.

Посетителей сегодня: 1, всего: 154

Источник