Методы выявления зон развития ребенка
Обучаемость — 1) способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности; 2) индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одаренности индивида. Обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания.
Диагностика зоны актуального и ближайшего развития.
(моментальная, поурочная, диагностика)
Должны определить зону ближайшего развития ученика. Ученику дается самостоятельная работа базисного уровня на 8-10 минут.
*если он с ней справился, он находится в зоне актуального развития.
Если у него есть затруднения, и он затрудняется – он находится в зоне ближайшего развития.
Правила организации разноуровневой обученности для учителя
— Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в учебе.
— Сравнивать успехи самого ребенка с собой.
— Поощрять даже незначительные успехи, т.к. успех рождает успех, добро рождает добро, а зло рождает озлобленность.
— Каждый ребенок должен учиться только в зоне своего ближайшего развития, а посему учитель должен знать четко свои задачи обучения для каждого уровня развития.
Развитие устойчивого вниманя — начальая школа . нужна постоянная смена видов деятельности.
Развитие любознательности, создавая поисковые, проблемные ситуации – среднее звено.
Развитие творческого мышления – старшее звено. Конструирование, моделирование сочинения — творческое напряжение.
Уровень обучаемости ( способность к учению)
(3 раза в год)
ОБУЧАЕМОСТЬ — это восприимчивость к обучению.
Обучаемость 1 класса определяют 3-4 учителя ( в т.ч. обязателен математик).
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ.
а) Учитель выбирает небольшой по объему новый материал на 7-8 минут (делаетя это попредметно)
б) Повторяет все, что нужно для успешного усвоения новой информации.
в) Объясняет.
г) Показывает образец применения.
д) Предлагает самостоятельную работу
Алгоритм задания ученику:
Повторите то, что вы услышали.
Ответьте на вопросы по этому содержанию.
Выполнить задание по образцу
Осуществить перенос этого знания в новую ситуацию.
Алгоритм обработки материала:
1) Когда 3-4 человека выполнят задание, собрать листочки у всех.
Если ученик выполнил все 4 задания — это 3 ( высокий) уровень обучаемости; 3 задания – 2 ( хороший) уровень; 2 задания 1 (удовлетворительный) уровень
Составляется дифферненцированный список учащихся по предмету. Но эти группы подвижны , их состав может изменяться.
Уровень обученности ( результат)
ОБУЧЕННОСТЬ — это реально усвоенный уровень знаний, умений и навыков.
Он ( уровень) определяется тестовыми заданиями ( в них проявляются и педагогические , и психологические особенности личности)
Тесты включают в себя 4 уровня ( 1+2) 1 и 2 уровни — воспроизведения.
1 уровень обученности: — различение.
Он характеризует низшую степень, когда учащийся отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам.
2 уровень обученности — запоминание.
Учащийся может пересказать содержание текста, правила, но это не служит доказательством понимания.
3 уровень обученности — понимание.
Он предполагае нахождение существенных признаков и связей явлений, предметов на основе анализа и синтеза.
4 уровень — простейшие умения и навыки.
Показатель высокой степени обученности.
Умения – это закрепленные способы применения знаний в практической деятельности.
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма
5 уровень – перенос:
Учащиеся умеют бобщать, применять полученные знания в новой ситуации. Это самый высокий уровень.
уровень качества знаний ( комплексность, системность, перенос, прочность) – это не количество
“4” и “5” – допустим.
Уровень обученности ( положительные оценки)
Результаты уровня обученности
№ | ФИО уч-ся | Различение | запоминание | Понимание | Умения, навыки | Перенос | % | Уровень | |
1 | Иванов | 2 | 2 | 2 | 1 | 70 | |||
Ключ к обработке:
А) полностью – 2 балла
Б) частично – 1 балл
В) отсутствует — 0 баллов
Работа из 5 вопросов на каждый уровень. Вопросы должны быть составлены очень правильно. Баллы в строке должны идти по убыванию.
К = 7 /(5*2)* 100 % = 70
Обучаемость выше обученности – работать с ребенком
Обучаемость = обученности – идеально
Обучаемость ниже обученности – ребенок очень старается
Подходы к диагнозу: если:
К 40 % — критический уровень
К=40-60 % — низкий уровень
К=60-80% — допустимый
К= 80-100 % — оптимальный
/Диагностики “б” и “в” желательно проводить 1 раз в полгода одновременно/
Уровень познавательного интереса
стадии познавательного интереса
любопытство
любознательность ( сост.вопроса)
ситуативный интерес
познавательный интерес ( интерес к определ.области знаний)
метод наблюдения
№ | ФИО уч-ся | 5 класс | 6 класс | ||||||
1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв | 1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв | ||
1 | Иванов | + |
Ключ к обработке:
К = К (+) * 100 % — уровень
К
( по списку)
К + К + К + К * 100 %
………
Целесообразно провести встречное анкетирование детей.
(Определение результата, как в диагностике 3 – “Уровень обученности”)
Уровень сформированности ОУУН
В школе нужно разложить по классам и учителям все навыки и составить план-сетку разработки.
В качестве диагностики предлагается задание, направленное на выявление того умения, которое отрабатывается в течение года.
Уровень самостоятельной творческой деятельности
( уровень познавательной самостоятельности)
( Метод независимых экспертов)
Инструкция к диагностике:
Работа проводится на два варианта и в режиме модульной технологии.
прочитай текст – 2 вар.
Составь по тексту три вопроса:
а) репродуктивный
б) конструктивный
в) творческий
запиши их в своей тетради и ответь на них.
Перепиши вопросы на листочек и передай их соседу.
Ответь на вопросы соседа на листочке и передай его соседу.
Умение составл. воспросы | Умение отвеч.на свои вопросы | Умение отвеч. на вопросы других | ||||||||||||||||
№ | Фио уч-ся | Реп | Кон | Твр | Реп | Кон | Твр | Реп | Кон | Твр | Оценка | % | ||||||
1 | Иванов | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 95 % | Оптим. | |||||
Оцени ответ соседа, посавь ему отметку:
1 вопрос – 3
2 вопроса – 4
3 вопроса – 5
Источник
Диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей.
Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения, адекватных возможностям ребенка. Задача: определение уровня деформации различных качеств и свойств личности ребенка. Последовательность индивидуальных обследований ребенка не является жестко закрепленной, а определяется возрастными и индивидуально-типологическими особенностями ребенка, состоянием его соматического и нервно-психического здоровья и гипотезой обследования.
№ п/пПараметры обследования Возрастные категории
Младший дошкольный возраст (2-4 года) Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Методическое обеспечение психологического обследования
1 Общие представления об окружающем, кругозор ребенка:
Цель: — установить контакт с ребенком;
— выявить общий уровень представлений об окружающем мире
Диагностическая беседа
2 Восприятие
Цель: — определить особенности восприятия: целостность, активность, объем, осмысленность;
— выявить преобладающий тип восприятия Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
-методика «Заштрихованные картинки»;
— рисование по образцу;
— методика «Разрезные фигуры» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
-методика «Заштрихованные картинки»
— графические пробы;
— методика «Разрезные фигуры»
3 Внимание
Цель: — определить особенности внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключение;
— выявить уровень развития внимания Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
— методика Пьерона -Рузера4 Память
Цель: — определить особенности памяти;
— выявить преобладающий тип памяти — методика «Повтори предложение»;
— выполнение простых речевых инструкций;
-методика исследования зрительной памяти -методика опосредованного запоминания по А. Леонтьеву;
— методика «Найди отличия»;
-методика исследования зрительной памяти
5 Мышление
Цель: — определить тип мышления;
— выявить сформированность основных интеллектуальных операций:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, установление аналогий. Методика «Доски Сегена»;
— методика «Классификация предметов»;
— методика «Раз-резные картинки»;
— соотнесение предметов по цвету, форме, количеству — методика «Классификация предметов»;
-цветные прогрессивные матрицы Раве-на;
-установление последовательности событий;
-методика «Исключение предметов»;
— методика « Кубики Кооса;
-методика «Классификация предметов»;
— методика «4-й лишний»
6 Эмоционально-личностные особенности
Цель: — выявить преобладающее настроение;
— установить степень контактности, критичности, уровень адекватности эмоционального реагирования; Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
— методика «Эмоциональные лица» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
— методика «Цветовой тест отношений»;
— методика «Рука»
Проективные методики: «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Рисунок семьи в образах живот-ных», «Рисунок семьи в образах цветов» и т.п.
Приложенные файлы
- diagnostika 2.doc
Диагностика уровня актуального развития
Размер файла: 15 kB Загрузок: 36
Источник
Полосина Анна
Организация оценки индивидуального развития детей
В своей работе руководствуюсь Адаптированной образовательной программой ДОО, составленной на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15, с учетом примерной Комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, так же с учетом Комплексной образовательной программы для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет (Н. В. Нищева). В рамках педагогической диагностики (сентябрь, январь, май) провожу оценку индивидуального развития воспитанников, позволяющую мне определить особенности, динамику развития каждого из них для построения образовательной траектории или коррекции их развития, для оптимизации работы с группой детей.
Для успешной дифференцированной коррекционной работы использую различные методы оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, которые подбираю в соответствии с условиями, этапом, предметом исследования, возрастом детей.
Исходя из цели, наблюдение использую выборочное (фиксирую отдельный показатель, например правильное звукопроизношение); скрытое (наблюдение за детьми в естественной обстановке, дети при этом ведут себя более свободно, что дает достоверные результаты); спровоцированное и включенное наблюдение (возможность оценить развитие ребенка по актуальному в данный момент направлению); систематическое (несколько раз в течение определенного периода). Составляю план наблюдения за конкретной деятельностью воспитанника, фиксируя особенности поведения, общения, речевой деятельности и др.). Таким образом, с помощью наблюдения получаю достаточно полную картину развития ребенка.
Наблюдение (аутентичное) – основной метод. Использую для изучения особенностей развитияребенка по различным направлениям: социально-коммуникативное развитие (общение со сверстниками, игра, художественно-эстетическое развитие, а также для изучения отдельных компонентов физического, познавательного, речевого развития Выявляю цель, предмет наблюдения, разрабатываю план, определяю способы фиксации данных, затем анализирую.Наблюдение провожу в системе: начало, середина, конец года. При необходимости наблюдения повторяю, что дает получение достоверных данных Заполняю карты наблюдений на каждого воспитанника, с рекомендациями и выводом по каждому критерию. Планирую и провожу повторные наблюдения, они помогают мне уточнить сведения, увидеть динамику, сравнить с предыдущими данными
Беседа. Использую для уточнения и систематизации представлений детей по основным направлениям развития. Беседа эффективна при изучении тех компонентов,которые слабо просматриваются в наблюдении: по познавательному и речевому направлению (например, выявление нарушений грамматического строя речи). Целенаправленно сформулированные вопросы беседы дают детям возможность проявить способности, активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы Для эффективного использования разрабатываю план беседы. Для повышения заинтересованности ребенка ставлю вопросы проблемного характера, мотивирую через игру. Беседу провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей (при условии единых задач). Ответы заношу в протокол Составляю анализ динамики развития либо причин ее отсутствия. Выявляю проблемные зоны развития, планирую пути коррекции. Фиксирую в протокол беседы основные ответы детей (исходя из задач беседы, преобладающие особенности поведения
Создание диагностических (проблемных) ситуаций. Использую как отдельный метод, так и в сочетании с наблюдением, беседой, для повышения эффективности методов, и получения более точных данных по узким направлениям (например, особенностей физического или математического развития) На основе противоречия создаю диагностическую (проблемную) ситуацию, требующую разрешения, мотивирую ребенка на ее разрешение. Использую индивидуально и в подгруппах Планирую формы развития и коррекции ребенка на основе заполненной таблицы (темп работы, степень самостоятельности ребенка, наличие речевой активности, нестандартность решения и пр.)
Анализ продуктов деятельности. Преимущественно применяю с целью изучения личностных особенностей ребенка, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития. Провожу анализ, выявляю динамику с помощью сравнения работ ребенка, с предыдущими. Определяю особенности моторики, выбор материалов, техник исполнения. Использую данные «индивидуального портфолио» ребенка (продукты деятельности, фото, описание, анализ, рекомендации, при составлении маршрута развития.
Использую дополнительные методы: метод интервью (по системе «вопрос-ответ») для получения данных о наличном индивидуальном развитии); методы изучения познавательных способностей (памяти, внимания, воображения и пр.); метод социометрии (для выявления качеств личности, особенностей общения, корректировки взаимоотношений в группе) отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы (выявление индивидуального темпа деятельности). Затем анализирую полученные данные по каждому методу в сводных картах индивидуального развития с акцентом на динамику, с описанием возможных причин ее отсутствия, составляю рекомендации для учета этих особенностей в образовательной деятельности, организации работы в подгруппах.
Источник
Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании со стороны педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, постижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка.
Проблема методологического обеспечения процесса оптимизации образовательной деятельности в ДОУ и управление им является в настоящее время очень актуальной.
Одним из важных организационных условий оптимизации процесса управления развитием образовательного комплекса ДОУ является создание и поддержка в нем самоорганизационных сил. Этому способствует адекватность оценки коллективом собственной деятельности и своевременность ее коррекции в нужном направлении.
В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования механизмов психического и физического развития растущего человека. Поэтому важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, позволяющей педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую деятельность.
Каждый педагог должен иметь полное представление о характере своей деятельности, чтобы обеспечить управляемое позитивное развитие ребенка. Решение этих проблем тесно связано с отслеживанием результатов образовательной деятельности. Эта задача может быть успешно решена при осуществлении психолого-педагогического мониторинга. Ценность его заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы ребенка, а в выявлении причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия всех педагогов, работающих с ребенком. Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов каждого ребенка.
Таким образом, суть мониторинга – систематическое отслеживание результатов деятельности педагога, уровня развития ребенка, его коррекция.
Исследователями понятие психолого-педагогического мониторинга трактуется по-разному: как инновация, как диалог проекта с текущими процессами, как бор и обобщение информации, как метод оптимизирующего деятельность контроля.
Психолого-педагогический мониторинг – это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, носителями которых являются разные участники, выполняющие различные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие ребенка.
В современной социокультурной ситуации все большее значение приобретает ценность развития личности. Развитие личности ребенка (становление его инициативности, самостоятельности, ответственности) требует проектирование особой системы образования. Прежде всего, этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному образованию, закладывающему базис личностной культуры ребенка, который будет в дальнейшем определять траекторию развития его личности.
Основными задачами мониторинга, как механизма комплексным управлением качеством образования становится:
- создание единой системы и пакета методик диагностики качества образования;
- выявление данных, обеспечивающих анализ состояния образования в ДОУ;
- получение вторичных сравнительных данных о динамике развития;
- организация, сбор, хранение, обработка информации о динамике качества образования в ДОУ.
Говоря о мониторинге уровня развития ребенка и определение его зоны ближайшего развития, можно выделить несколько этапов:
1 этап — организационный
- Определение цели мониторинга (что я буду делать, зачем).
- Подбор инструментария мониторинга (с помощью чего я буду обследовать ту или иную функцию).
- Определение метода мониторинга (как я буду это делать).
2 этап – обследовательский
- Проведение диагностики
- Заполнение индивидуальных карт развития ребенка, протоколов обследования.
3 этап – контролирующий
- контроль результатов (что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным)
- контроль процесса (имели ли место отклонения от нормы деятельности, удачно ли подобраны средства, правильно ли определены временные параметры).
4 этап – анализ результатов мониторинга с определением зоны ближайшего развития каждого ребенка, постановка проблемы.
5 этап – планирование деятельности по разделам программы с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.
Таким образом, психолого-педагогический мониторинг включает критику, проблематизацию, конструирование, анализ, диагностику, нормирование и программирование.
Определяя индивидуальную траекторию развития ребенка, очень важно обратиться к такому понятию. Как зона ближайшего развития ребенка.
В последнее время можно отметить повышенный интерес к этому понятию и рост числа экспериментальных исследований, посвященных и конкретизации и дальнейшей разработке этого понятия в рамках культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
Можно выделить два основных направления, в рамках которых ведутся исследования «зоны ближайшего развития» ребенка. Первое связано с изучением «формы» существования «зоны ближайшего развития». Данная традиция основывается на понимании общения как движущей силы развития, на представлении Л.С.Выготского процесса развития, как сотрудничества «умеющего» взрослого и «неумеющего» ребенка. Собственно, разница между тем, что ребенок умеет сам и в сотрудничестве, и есть показатель «зоны ближайшего развития». В рамках данной линии исследования, были сделаны важнейшие выводы, касающиеся организации «развивающего общения» ребенка со взрослым и более умным сверстником («психологически взрослым»).
Психика ребенка развивается при активном освоении внешнего мира в разных видах деятельности. Руководство деятельностью ребенка со стороны взрослого осуществляется в специально организованных способах передачи общественно исторического опыта – воспитания и обучения. Овладение ребенком средствами осуществления деятельности определяет процесс психического развития ребенка, его индивидуальность. Рассматривая проблему соотношения обучения и воспитания, Л.С.Выготский подчеркивал их ведущую роль в развитии ребенка. Он отмечал, что обучение всегда должно идти впереди развития.
Мы должны определить два уровня развития ребенка, без знания которых не сумеем найти верное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае
Л.С.выготский выделил два уровня развития детей:
- Уровень актуального развития. Это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день. Это то, чего ребенок уже достиг.
- Зона ближайшего развития. Это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослыми, с его помощью. Т.е., это разница между тем, что ребенок умеет делать сам, и что при помощи взрослого. Педагог может видеть завтрашний день развития ребенка, его ближайшие возможности: то, что вчера делал ребенок с помощью взрослого, а завтра сможет сделать сам.
. Уровень актуального развития – тот уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов развития. При определении умственного возраста с помощью тестов мы почти всегда имеем дело с уровнем актуального развития ребенка. Но простой опыт показывает, что уровень актуального развития не определяет с достаточной полнотой состояние детского развития на сегодняшний день. Например, мы исследовали двух детей и определили умственный возраст в 7 лет. Это значит, что оба ребенка решают задачи, доступные семилеткам. Однако, при дальнейшей работе, между двумя детьми возникают различия: один из них с помощью наводящих вопросов, примеров, показа легко решает тесты, отстоящие от его уровня на 2 года; другой решает только те тесты, которые простираются на полгода вперед. Здесь мы непосредственно сталкиваемся с центральным понятием. необходимым для определения зоны ближайшего развития ребенка – проблема подражания.
Считалось, что для уровня умственного развития ребенка являлась показательной его самостоятельная деятельность, но никак не подражание. При оценке умственного развития только те решения принимаются во внимание, которые ребенок совершил самостоятельно, без помощи других, без показа, без наводящих вопросов.
Однако, это положение, как показывает исследование, несостоятельно. Существенное отличие подражания ребенка от животных заключается в том, что он может подражать действиям, которые выходят далеко за пределы его собственных возможностей. Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности, под руководством взрослого сделать гораздо больше, с пониманием, самостоятельно. Таким образом, то, что ребенок может сделать с помощью взрослого, указывает нам на его зону ближайшего развития. Следовательно, с помощью тестов мы можем учесть не только законченный на сегодняшний день процесс развития, уже законченные его циклы, но и находящиеся сейчас в состоянии становления, созревания, развития.
То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития. Двое детей в нашем примере показывают одинаковый умственный возраст с точки зрения уже завершенных циклов развития, но динамика их развития совершенно разная.
Особо важным является также положение о том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут за вторыми, создающими зоны ближайшего развития.
Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития на завтрашний день. Зона ближайшего развития вооружает педагога возможностью понимать внутренний ход, сам процесс развития. Она позволяет предсказывать, что будет в развитии завтра.
Зона ближайшего развития – понятие, объясняющее связь обучения и психического развития ребенка и зависимость от ведущей роли взрослого.
В педагогике есть принцип – подход каждому ребенку как к единственному и неповторимому, как к зарождающейся индивидуальности. В основе этого принципа лежат важные психологические закономерности: постепенность, неравномерность психического развития, индивидуальный темп развития. Поэтому нельзя зацикливаться на сегодняшней неудаче, слабости ребенка. Ему необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя. Почему мы нередко не даем этого шанса ребенку? Чаще потому, что мы знаем уровень развития той или иной психической функции, свойства, качества ребенка, но соотнести с возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями и индивидуальным темпом развития затрудняемся.
Известно, что зону ближайшего развития ребенку задает взрослый, и это касается не только развития отдельных функций, психических качеств, но и личности в целом. Л.С.Выготский подчеркивал, что сотрудничество взрослого с ребенком – один из центральных факторов детского культурного развития.
Сотрудничество в учебной деятельности создает зону ближайшего развития познавательных способностей ребенка. Общение взрослого с ребенком – это тоже сотрудничество, но оно, прежде всего, ответственно за создание зоны ближайшего развития личностных характеристик.
Определению зоны ближайшего развития способствует применение специального методического аппарата, состоящего из методик определения уровня актуального развития и собственно методик по определению зоны ближайшего развития.
Ребенок один, а взаимодействуют с ним многие взрослые. В сотрудничестве и взаимодействии со взрослыми развитие ребенка и происходит. Взрослый на основе ведущей для того или иного возраста деятельности создает для ребенка зону ближайшего развития.
Для ребенка – дошкольника главное – мама (либо человек, ее заменяющий). «Я делаю так, потому что так мама сказала». Педагогам следует учитывать это в общении и взаимодействии с ребенком.
Обучаемость, как общую способность к усвоению знаний и способов деятельности выделяют в качестве важнейшего условия успешности обучения ребенка в школе. В основе понятия «обучаемость» лежит положение Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, которая определяет его возможности в сотрудничестве со взрослыми усваивать знания.
Для оценки обучаемости ребенку предлагают заведомо трудное задание для того, чтобы возникла необходимость в оказании обучающей помощи. Детям с высоким уровнем обучаемости достаточно одного объяснения или небольшой подсказки, чтобы выполнить задание правильно. Детям с низким уровнем обучаемости приходится объяснять несколько раз, и, тем не менее, они могут выполнить задание неправильно.
В ходе обследования учитывается не только «количество» оказываемой ребенком помощи при решении мыслительных задач, но и ее «качество», так как затруднения в обучении могут быть связаны не только с недостатками умственного развития, но и эмоционально-волевыми особенностями ребенка.
Психолог Костикова М.Н. предложила различать пять видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку в процессе решения мыслительных задач:
- Стимулирующая (активизация собственных сил ребенка: «Подумай», «посмотри внимательно»).
- Эмоционально-регулирующая (положительная и отрицательная оценка деятельности «Молодец», «Очень хорошо», «Ты не подумал»).
- Направляющая (постановка цели, повторение инструкции «Вспомни, что нужно сделать…»).
- Организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка «Чем отличается?», «Как назвать одним словом?»)
- Обучающая (объяснение способа выполнения задания).
Обучаемость – сложное интегральное психическое качество, которое развивается прежде всего в процессе общения ребенка со взрослым в ситуациях стихийного или организованного обучения и во многом определяется индивидуальными особенностями интеллектуального и личностного развития ребенка.
Зона ближайшего развития способностей и личности для каждого ребенка индивидуальна. Это осложняет деятельность педагогов, которые работают по стандартным программам. Каждая из программ, даже самая инновационная, ориентируется на некую общую зону ближайшего развития ребенка определенного возраста. И не всякий ребенок в нее попадает: одни еще не готовы туда войти, другим так уже скучно. Следовательно, всякий раз на каждом уровне ребенок попадает или не попадает в результаты сотрудничества с педагогом в свою зону ближайшего развития. От этого зависят и результаты обучения, и самочувствие ребенка, и межличностные отношения.
«Педагог в процессе обучения создает ряд зародышей, т.е. вызывает в жизни процессы развития, которые должны проделать свой цикл, для того, чтобы принести плоды. Привить ребенку в прямом смысле слова, минуя процессы развития, какие-нибудь новые мысли нельзя, можно только приучить его к внешней деятельности. Для того, чтобы создать зону ближайшего развития, т.е. породить ряд процессов внутреннего развития, нужно правильно построенные процессы обучения»,- отмечал Л.С.Выготский.
Источник