Методы развития познавательной активности ребенка

Методы развития познавательной активности ребенка thumbnail
  1. Структура познавательной активности. Методы и приёмы развития познавательной активности детей в процессе обучения

В структуре познавательной активности следует выделить компоненты, способствующие становлению познавательной самостоятельности – эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно-операционный.

  1. Эмоциональный компонент.

Который включает в себя особенности эмоционального содержания индивидуального познавательного опыта. Внешнее проявление выражается в эмоциональном настрое к выполнению той или иной работы. Длительность проявления задается эмоционально — волевым настроем, который выполняет стартовую функцию зародившейся активности личности через процесс адаптации в плоскость действия. Такое состояние A.M. Матюшкин, Г.И. Щукина назвали состоянием любознательности. Эмоциональное состояние фиксируется через такие внешние проявления как радость, увлечение, уважение, азарт, решительность и т.д.

2. Волевой компонент.

Стремление личности к осознанной деятельности зависит не только от ее эмоционального состояния, но и от волевых усилий. Под волей понимается способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Овладевая новыми знаниями, умениями, навыками, способами действий, ребенок неизбежно сталкивается с трудностями, обусловленными внешними и внутренними факторами, преодоление которых связано с затратой волевых усилии, даже при условии наличия у него положительного познавательного мотива. Воля обеспечивает дополнительную мотивацию по осознанию цели, принятия и реализации решения и, как следствие, общую активизацию внутренней и внешней деятельности направленной на достижение результата.

3. Мотивационный компонент.

Содержание мотивационного компонента раскрывается через понятия «потребность» и «мотив». Под потребностью понимается направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Конкретным проявлением потребности являются мотивы. Мотив — это внутреннее психическое состояние человека, напрямую связанное с селективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Мотивам принадлежит центральное место в характеристике мотивационного компонента. Относительно познавательной активности ведущим является учебно-познавательный мотив, направленный на овладение новыми знаниями и способами действие, на побуждение к самообразованию.

4.Содержательно — операционный компонент

Данный компонент включает в себя практическую подготовленность обучаемого и выражается в определенном объеме знаний, умении и навыков, составляющих основу их познавательного опыта и готовность к их реализации посредством системы способов действий, которыми должны овладеть обучаемые. В познавательной активности наиболее важным является овладение такими способами действий, которые связаны с умением осуществлять преобразующую, поисковую деятельность, как под руководством воспитателя так и самостоятельно.

К наиболее эффективным методам развития познавательной активности относятся:

  1. Анализ и синтез.

Дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применять соответствующий метод обучения.

Представьте себе, что дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным  инструментом на фоне строящегося дома. Взрослый предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой  для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребёнку понять существенные, значимые связи и отношения.

Продолжая рассматривать картину, взрослый предлагает детям подумать:

-Зачем строителю мастерок, который он держит в руке;

-Почему подъёмный кран такой высокий;

-Зачем нужно строить такой большой дом;

-Кого может порадовать работа строителей и т. д.

Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено   на картине, учатся делать самостоятельные выводы.

  1. Задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству.

Ребята могут сравнить человека и животное (чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игры, пищу разных народов мир , поступки, проявления чувств и т. п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира.

При использовании этого важного приёма взрослый в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или по контрасту. как доказывают психологи, сравнение по контрасту даётся детям легче, чем сравнение по подобию. Ребёнок быстро находит ответ на вопрос: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.

  1. Группировка и классификация.

Освоенный детьми приём сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки — всё это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.

Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы — в одну отбери всё, что нужно для работы повару, а в другую- врачу». С таким заданием свободно справляются дети 4-5 лет.

Усложнение заданий идёт по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации.

Например, дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щётка, мяч, лыжи, карандаши. Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке зимой, мальчику — летом. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровыми; чтобы рассказать о себе.

Следует обратить внимание на то, что приём классификации в большей мере способствует познавательной активности, если он не является самоцелью, а подчинён какой-то близкой и понятной ребёнку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определённой игры, занятия и т. д.

  1. Моделирование и конструирование.

Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование.

Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научить составлять план — карту. Это может быть план — карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии».

В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители.

Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребёнка к восприятию карты мира.

Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Например, дети вместе с родителями заняты устройством детской комнаты: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных. Можно предложить ребёнку прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения.

  1. Метод вопросов.

В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребёнка. Может возникнуть мысль, что детей не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны.

Умение задавать вопросы необходимо и детям, и взрослому. Прежде всего, следует продумать, как и какие вопросы вы ставите перед ребёнком в беседе с ним по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого. Чаще всего в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. От ребёнка взрослый требует повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений. Зачастую такие вопросы просто не имеют смысла, так как ответ на них слишком прост для детей.

Например, детям старшей группы показывают картину с изображенными на ней домашними животными. Кошка с котятами. Традиционный вопрос «кто изображен на картине?» уместен для детей младшего возраста, но совершенно бесполезен для старших, которым интересны проблемные, причинные вопросы. Такие вопросы, как: «Почему котята резвятся, а взрослая кошка — нет?» или «Как можно одним словом назвать эту картину?»

Читайте также:  Бдоу г омска центр развития ребенка детский сад 139

Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.

Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь ещё что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда  спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».

Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется текст и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.

важнейшим принципом, без применения которого  нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств, является повторение.

  1. Экспериментирование.

Хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приборов заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

  1. ИКТ.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

  1. Технология ТРИЗ.

Теории решения изобретательских задач, автор — Г. А. Альтшуллер, чем обусловлена целесообразность ее использования. 

Технология ТРИЗ является базой для повышения творческᴏᴦᴏ потенциала ребенка и формирования познавательной активности. Самостоятельная экспериментально-исследовательская деятельность позволяет активировать ᴃϲᴇ ᴏϲʜовные направления развития ребенка: волевые, эмоциональные, иʜᴛᴇллектуальные, позволяет раскрепостить мышление, помогает избавиться от пϲᴎхологической инерции, развивает воображение, наблюдательность, внимание, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

Согласно данной технологии, ᴏϲʜовным ϲᴩедством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед детьми истину, ᴏʜ должен учить ее находить. В случае если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спроϲᴎть его, что ᴏʜ сам об ϶ᴛᴏм думает. Приглаϲᴎть его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. В случае в случае если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым ᴏʜ ставит ребенка в ϲᴎтуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

  1. Проблемно — игровые технологии.

Проблемные ситуации — современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Одну из таких форм под название — игровая проблемная ситуация. Игровая проблемно-практическая ситуация создает «препятствие» или особые условия, которые не позволяют ребенку привычным путем организовать собственную деятельность. В данном случае он должен самостоятельно найти способ соизмерения, подобрать мерку, определить эталон, осуществить измерение нескольких объектов (по двум параметрам) и выбрать один из них, отвечающий заданным условиям.

Творческие задачи, вопросы и ситуации — имеют много решений, которые будут правильными, но не имеют чёткого алгоритма. Эти средства направлены на развитие смекалки, сообразительности, воображения, творческого (дивергентного) мышления. Они способствуют переносу имеющихся представлений в иные условия, что требует осознания, присвоения самого знания. Дошкольники в процессе решения учатся устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, преодолевать стереотипы, комбинировать, преобразовывать предметы, знания, вещества, свойства.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого — поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Прежде всего необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

Таким образом, основными условиями для развития познавательной активности детей являются:

· интересы и потребности детей,

· осмысление и осознание себя в окружающем мире,

· индивидуальность каждого ребенка,

· средства и способы добывания знаний.

Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса, т.е. лично сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов, спрашивал у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искал материал по своему изучаемому объекту дома, в саду или библиотеке, делал самостоятельные выводы по мере своих способностей.

При такой форме обучения гарантирован успех в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника и прочное запоминание материала. Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет не подменять ребенка, а направлять.

В саду этот процесс организовать легче, чем в школе, потому, что здесь дети находятся продолжительное время, и процесс обучения не ограничен занятиями. В саду все время пребывание ребенка должно быть обучающе-развивающим.

Источник

Татьяна Огай
Консультация для воспитателей «Методы, повышающие познавательную активность дошкольника»

Читайте также:  Методики изучения уровня развития ребенка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №5» ДО №19

Консультация для воспитателей на тему:Методы повышающие познавательную активность дошкольника«

Подготовила: воспитатель первой категории

Огай Татьяна Станиславовна

г. Прохладный

2017

Цели: (Слайд 2)

1. Активизировать педагогов на эффективное использование различных методов, повышающих познавательную активность;

2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов.

Задачи:

Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательных способностей дошкольников

Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие познавательных интересов, способствующей творческому самовыражению каждого ребенка.

Актуальность. Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

(Слайд 3)Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.

Психологи (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е. А., Коломинский Я. Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

(Слайд 4) Основная идея заключается в том, что психолого — педагогическое обеспечение процесса развития познавательных способностей в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной). Важными моментами при этом являются:

сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;

учет индивидуальных особенностей ребенка;

опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;

активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

(Слайд 5) Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста определяют следующие задачи:

1. Создать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.

2. Заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.

3. Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.

4. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.

Научно — методической почвой деятельности является применение методов современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста.

(Слайд 6) В организации работы с детьми используют следующие методы:

методы ТРИЗ, в которых успешно решаются задачи проблемного и развивающего обучения,детей побуждают к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;

наглядные методы: опорные схемы, таблицы, карты для развития памяти, мышления; формирование навыков объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждать детей к размышлению;

методы проектных технологий, в которых формируется умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;

методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираются на опыт ребенка, формируется сенсорно — перцептивная сфера у детей, представление о предметах, явлениях природы.

(Слайд 7) Развитие познавательных способностей детей реализуется в различных формах работы:

групповые

индивидуальные

подгрупповые занятия

проекты

конкурсы

праздники

развлечения

тренинги

кружковая работа

опыты и наблюдения

поисковые сообщения

использование опорных карт, схем, моделей

изготовление коллективных панно, газет, детских книг, коллажей

Выделим некоторые наиболее эффективные методы

1. Элементарный и каузальный анализ.

Умение анализировать помогает усваивать знания осознанно. Доказано, что дети дошкольного возраста, особенно 5-7 лет, способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно создать метод обучения. Анализ как метод бывает элементарным и каузальным (причинным). В процессе элементарного анализа дети усваивают высшие признаки, как бы разбирают изучаемое явление на видимые составляющие. Соответствующий такому анализу синтез, тоже как метод познания, помогает представить предмет или явление в целом. Например, дети рассматривают картину с изображением строителя с рабочим инструментом на фоне стоящего дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию этого человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного каузального анализа.

Каузальный анализ позволяет рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения.

Так, продолжая рассматривать вышеназванную картинку, воспитатель предлагает детям подумать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъемный кран такой высокий, зачес стоить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя и т. п. С помощью подобных вопросов ребенок начинает вникать в сущность явлений, привыкает задумываться над внутренними взаимосвязями, как бы видеть то, что не изображено на картинке, приобретает умение делать самостоятельные выводы.

2. Метод анализа и синтеза тесно связан с методом, или иными словами методическим приемом, сравнения. В занятие включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Дети могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются, игры, поступки, проявление чувств и т. д. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных ярких представлений и чувств, становится более эффективным и осознанным процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим людям, к событиям и явлениям социального мира. При использовании этого важного методического приёма педагог в каждом конкретном случае должен определять, с какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или по контрасту. Как объясняют психологи, сравнение по’ контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию.

Освоенный детьми приём сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуется умение анализировать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки. Всё это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Начинать следует с простых заданий, например: «разложи картинки на 2 группы — в одну отбери всё, что нужно для работы повару, а в другую — всё, что нужно для работы врачу». С таким заданием справляются дети 4-5 лет.

3. Метод моделирования и конструирования содействует проявлению самостоятельности, творчества, выдумки. Способность детей к моделированию успешно доказана в психологических и педагогических исследованиях. Этот метод совершенно необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Целесообразно научить детей составлять план — карту. Это может быть планкарта улицы, дороги в детский сад, участка дошкольного учреждения. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Этим же целям служат и задания типа: «Составить маршрут предстоящей экскурсии». Для моделирования и конструирования можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы — заменители. Моделирование и конструирование развивают мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира и глобуса. Воздействие на повышение познавательной активности оказывает сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

Читайте также:  Развитие ребенка до рождения и после

4. Метод вопросов — постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать.

В повседневной жизни дети задают взрослым много вопросов. Вопросы разнообразны по тематике, глубине, мотивам. В целом, вопросы ребенка позволяют судить о направленности его интересов. Может возникнуть мысль, что детей не надо специально учить задавать вопросы, они и без этого любознательны. Однако, исследования показывают, что, как правило, на занятиях или по поводу их содержания дети не задают вопросов воспитателю. Одна из причин такого явления заключается в сложившемся у детей стереотипе: на занятии вопросы задает воспитатель, а ребенок лишь отвечает на них. Воспитатель работает без «обратной связи», не ставит детей в ситуацию активной мыслительной деятельности. Свободные высказывания дошкольников расцениваются как дисциплинарные нарушения и, поэтому, у ребенка вскоре пропадает интерес к занятиям.

Детей на занятиях надо стимулировать к постановке вопросов прямым предложением («Вы хотите еще что-нибудь узнать о Серверном полюсе? Спрашивайте. Я постараюсь ответить.», положительной оценкой, направленной как на сам факт вопроса, так и на его удачную формулировку. В конце занятия можно оставлять 2-3 минуты специально для вопросов детей. Если воспитатель делает это систематически — дети привыкают к данной форме работы и готовы задавать вопросы.

5. Метод повторения. Повторение — важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитания чувств. На занятии он может быть ведущим методом или методическим приёмом.

Возможны три формы организации повторения на занятии по ознакомлению с социальной деятельностью.

Прямое повторение: от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение идёт на уровне воспроизведения в той форме и в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала.

Применение знаний в сходной ситуации. Данная форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов. («На что похож этот Предмет?».)

Повторение на последовательном уровне — третья форма повторения. К усвоенным ранее знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сделанные ранее обобщения, выводы.

6. Решение логических задач.

Решение логических задач может выступать и в качестве самостоятельного метода, направленного на повышение познавательной активности.

7. Экспериментирование и опыты.

Этот метод очень эффективен в плане повышения познавательной активности. Как правило, он используется при познании живой и неживой природы, но его возможности значительно шире. Данный метод полезен при ознакомлении с техническими устройствами и открытиями, с моральными нормами и др. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

(Слайд 7) Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

развитию познавательных и умственных способностей;

получению новых знаний, их обобщению и закреплению;

расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных;

развитию памяти, внимания, наблюдательности;

развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;

развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;

социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.

В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Ребенок по своей природе – исследователь, он постоянно вовлечен в исследовательский поиск. Это его естественное состояние: общаться с людьми, изучая их поведение, рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, беседовать с собакой или кошкой, разбирать игрушки, изучая их устройство. Без этих «несерьезных» занятий невозможно развитие любознательности, превращающейся позднее в познавательную потребность. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, чем послушно проглатывать порции готовых знаний. Роль взрослых в этом процессе – помочь в организации детских исследований, сделать их полезными и безопасными для маленького исследователя и его окружения.

Видеть проблемы. Этот тип задач ориентирован на развитие одного из базовых умений исследователя – сверхчувствительности к проблемам (задания на изменение точки зрения на объект; выявление логичных и неправдоподобных причин событий).

Задавать вопросы. Умение задавать вопросы тесно связано с умением видеть проблемы. Еще древний философ заметил, что познание начинается с удивления тому, что обыденно. Если ребенка систематически не отучать от стремления задавать вопросы, то есть шанс, что он вырастет не только очень образованным, но и любознательным (задания типа: узнай с помощью вопросов причину события; какие ты можешь задать вопросы; какие вопросы могут задать тебе).

Выдвигать гипотезы. Исследователю необходимо уметь выдвигать предположения, гипотезы. Для этого требуется оригинальность, гибкость, продуктивность мышления. Важно научиться вырабатывать и логически оправданные, и провокационные идеи (такие задания, как: найди причину события; что произошло бы, если…; как поведет себя тот или иной предмет в специальных условиях).

Давать определения понятиям. Понятие – одна из форм логического мышления. Есть предметы, явления, события, и есть наши понятия о них. Умение давать определения понятиям развивает словесно логическое мышление, столь важное и в обучении, и в жизни (найди противоположные понятия; скажи, что такое).

Классифицировать. С помощью классификации можно не только упорядочить результаты наблюдений в значимые блоки, но и преобразовать конкретные сведения в абстрактные категории (найди предметы, сходные по форме, цвету; объедини предметы в группы).

Наблюдать. Один из самых доступных методов исследования – наблюдение. Помните, что смотрим мы глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим – умом. Поэтому развитие способности наблюдать означает развитие способности мыслить, а не просто смотреть, слышать или осязать (найди вокруг себя определенные предметы; понаблюдай за животным и опиши его поведение; дай описание предмета).

Проводить эксперименты. Развивать умение и стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину необходимо каждому человеку. Любой эксперимент предполагает проведение каких либо практических действий с целью проверки и сравнения (например, эксперименты с отражением; эксперименты с водой).

Делать выводы и умозаключения. Для развития этих важных умений предлагаются такие задания, как: проверь правильность утверждений; сделай выводы из полученных в экспериментах сведений.

Структурировать материал. Это умение особенно важно на этапе п