Методы развития физического развития ребенка

Методы развития физического развития ребенка thumbnail

Приемы и методы физического развития детей дошкольного возраста.

        Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно — сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

        Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

        В связи с этим в обучении используются: 

        Наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей;

        Ссловесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях; 

        Практический метол, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования.

Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма и психики ребенка.

        Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.

        В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»),

        Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.

        Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования — соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.

        При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершению двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых чертличности.

        Итак, применяя указанные выше методы обучения детей различным движениям, мы опираемся на их чувственные восприятие (первую сигнальную систему), на мыслительную деятельность (вторую сигнальную систему) и на практическую деятельность (выполнение конкретных упражнений).

        В практической работе с детьми методы обучения переплетаются.

        Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность — восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом — слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей — самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

        Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.

        Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению,

        В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.

        В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой — сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

        При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.

        В таком случае воздействие но преимуществу только на органы внешних чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же время обедняет необходимее умственное напряжение, не упражняет его мысль, не способствует сознательному запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его произвольного выполнения в дальнейшем.

        Однако и преимущественное использование только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движений, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-образного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.

        Наглядные методические приемы. При обучении Детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий — кино, фотографий, картин и т. п. Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в Двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена. Кроме того, предметы дают возможность ребенку почувствовать и осознать сделанную им ошибку, в данном случае если он копятся носком ноги воротцев. Сохранение в сознании задания воспитателя «не задеть воротца связывается с кожно-мышечным ощущением при совершении ошибки, и ребенок сам определяет неправильность своего движения.

        Основой этого самоконтроля является взаимосвязанная деятельность первой и второй сигнальных систем.

        Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса). Однако такая помощь воспитателя должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического стереотипа. В дальнейшем навык закрепляется с помощью словесных указаний.

Читайте также:  Развитие ребенка в три года девочка

        Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.

        Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условнорефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку — способность уложить свои движения ко времени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Определенная метроритмическая пульсация вызывает согласованную реакцию всего организма, его единое дыхание и связанное с этим эмоционально-положительное, настроение. Ритм в любой: деятельности человека сохраняет его жизнеспособность, содействует экономии сил. Ритм выполнения физических упражнений служит выработке у детей экономных движений; воспитывает спокойную манеру держаться, ходить, действовать.

        Следует подчеркнуть, что выполнение движений с музыкальным сопровождением должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменять характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей. Только при соблюдении этих требований музыка сохраняет свое эстетическое значение. Нередко в детских садах в целях регуляции темпа и ритма движений воспитатель, не владеющий музыкальным инструментом, пользуется бубном, что в достаточной степени оправдано. Кроме того, для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения, («К нам на длинной тонкой ложке скачет дождик по дорожке…») и другие тексты, привлекающие детей своим шутливым содержанием и ритмом.

        Итак, указанные наглядные приемы содействуют правильному восприятию и представлению ребенка о движении, большей широте чувственного познания, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка.

        Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.

        Кроме того, словесные приемы заключаются также и четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч — ставь!» Или для окончания движения: «На месте — стой’». «Paз, два, три — беги!» и т. д. Все это требует различной и интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.

        В практической работе с детьми методы обучения переплетаются.

        Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность — восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом — слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей — самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

        Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.

        Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению,

        В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.

        В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой — сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

        При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.

        В таком случае воздействие но преимуществу только на органы внешних чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же время обедняет необходимее умственное напряжение, не упражняет его мысль, не способствует сознательному запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его произвольного выполнения в дальнейшем.

        Однако и преимущественное использование только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движений, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-образного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.

Источник

Наблюдая за интенсивным физическим изменением детского организма, многие мамы задумываются над вопросом: а насколько хорошо развит ребенок, соответствуют ли его показатели нормам детей его возраста? Давайте разбираться, как нужно оценивать физическое развитие ребенка, что нужно учитывать.

  • Как оценить физическое развитие ребенка
  • Оценка физического развития ребенка дома
    • Таблица норм физического развития детей
  • Основные этапы физического развития детей
  • Особенности физического развития мальчиков и девочек
  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС
    • Важные компоненты физического развития по ФГОС
  • Как улучшить выносливость детского организма
    • Закаливание

Как оценить физическое развитие ребенка

Правильно, если оценку физического развития малыша делает педиатр. По правилам каждый ребенок должен проходить осмотр врача в установленные сроки: до года – ежемесячно, с года до 3 лет – ежеквартально, после 3 лет – минимум раз в год. Специалист должен обратить внимание на ряд показателей, свидетельствующих о физическом развитии мальчиков и девочек:

  • Масса тела. Взвешивание проводится утром, малыш должен быть голым или в чистом подгузнике. Его кладут на весы, фиксируют показатели. Детей старше 2-х лет измеряют стоя.
  • Рост. Детей до 2-х лет измеряют на специальном столе. Ножки и голова упираются в перегородки, пальчики смотрят вверх. Рост ребенка с 2-х лет измеряется с помощью стадиометра. Врач ставит ребенка спиной к шкале, без обуви. Стопы полностью на полу, колени разогнуты.
  • Окружность головы. Врач накладывает градуированную ленту для измерения по линии над бровями, ушами малыша, по широкой части головы сзади.
  • Окружность груди. Проводится на выдохе. Врач располагает ленту на уровне груди спереди, под лопатками сзади.

Эти измерения очень важны для оценки общего развития малыша, анализа скорости и уровня развития тела ребенка. Физические показатели могут стать сигналом о необходимости дополнительного исследования, если, например, голова непропорционально большая, вес значительно уступает росту и т. д.

При желании такую оценку могут проводить и родители дома, но если вы нашли несоответствия, не расстраивайтесь раньше времени, обратитесь к педиатру за консультацией.

Оценка физического развития ребенка дома

Чтобы провести оценку физического развития ребенка в домашних условиях вам понадобятся:

  • Весы;
  • Линейка до 1 м для ребенка до года или стадиометр (правильно приклеенный к ровной вертикальной поверхности);
  • Портновский сантиметр для измерения окружности головы и груди.

Измерения детей до года лучше проводить вдвоем, чтобы пока один взрослый проводил замеры, второй фиксировал ребенка. Измерив рост, вес, окружность головы и грудины сверьте данные с нормами физического развития детей определенного возраста.

Обращаем ваше внимание, что каждый ребенок индивидуален и его показатели могут отличаться от установленных норм без сопутствующих патологий. Для корректной оценки физического развития детей, которые выходят за рамки норм, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он оценит гармоничность развития, сравнит динамику прибавки по всем показателям, при необходимости назначит дополнительные исследования

Таблица норм физического развития детей

Нормы веса мальчиков с рождения до 17 лет

Нижняя граница весаСредний весВерхняя граница веса
Новорожденный2,7 кг3,3 кг4,7 кг
1 месяц3,6 кг4,5 кг5,1 кг
2 месяца4,2 кг5,6 кг7,1 кг
3 месяца4,9 кг6,4 кг7,5 кг
4 месяца5,1 кг7 кг7,9 кг
5 месяцев6,1 кг7,5 кг8,3 кг
6 месяцев6,6 кг7,9 кг9 кг
7 месяцев7,1 кг8,3 кг9,2 кг
8 месяцев7,5 кг8,6 кг9,3 кг
9 месяцев7,9 кг8,9 кг9,5 кг
10 месяцев8,3 кг9,2 кг11 кг
11 месяцев8,6 кг9,4 кг11,2 кг
12 месяцев8,9 кг9,6 кг11,5 кг
2 года11 кг12,2 кг14,5 кг
3 года13 кг14,3 кг17,4 кг
4 года14,4 кг16,3 кг21,2 кг
5 лет16 кг18,3 кг24,2 кг
6 лет18 кг20,5 кг27,1 кг
7 лет20 кг22,9 кг30,7 кг
8 лет22,1 кг25,4 кг34,7 кг
9 лет24,3 кг28,1 кг39,4 кг
10 лет26,7 кг31,2 кг45 кг
11 лет27 кг35 кг50 кг
12 лет28 кг40 кг58 кг
13 лет30 кг46 кг66 кг
14 лет34 кг50 кг73 кг
15 лет38 кг54 кг80 кг
16 лет44 кг58 кг84 кг
17 лет49 кг62 кг87 кг

Нормы веса девочек с рождения до 17 лет

Нижняя граница весаСредний весВерхняя граница веса
Новорожденная2,65 кг3,2 кг4,5 кг
1 месяц3,6 кг4,2 кг5,5 кг
2 месяца4,2 кг5,1 кг6,6 кг
3 месяца4,8 кг5,8 кг7,5 кг
4 месяца5,1 кг6,4 кг8,2 кг
5 месяцев5,9 кг6,9 кг8,8 кг
6 месяцев6,3 кг7,3 кг9,3 кг
7 месяцев7,1 кг7,6 кг9,8 кг
8 месяцев7,5 кг7,9 кг10,2 кг
9 месяцев7,9 кг8,2 кг10,5 кг
10 месяцев8,3 кг8,5 кг10,9 кг
11 месяцев8,6 кг8,7 кг11,2 кг
12 месяцев8,7 кг8,9 кг11,5 кг
2 года10,8 кг11,5 кг14,8 кг
3 года12,5 кг13,9 кг17 кг
4 года14 кг16,1 кг21,5 кг
5 лет15,8 кг18,2 кг24,9 кг
6 лет17,5 кг20,2 кг27,8 кг
7 лет19,3 кг22,4 кг31,4 кг
8 лет21,4 кг25 кг35,8 кг
9 лет24 кг28,2 кг41 кг
10 лет25 кг31,9 кг46,9 кг
11 лет26,5 кг34 кг51 кг
12 лет27 кг39 кг63 кг
13 лет32 кг43 кг69 кг
14 лет37 кг46 кг72 кг
15 лет42 кг50 кг74 кг
16 лет45 кг53 кг75 кг
17 лет46 кг57 кг76 кг

Нормы роста мальчиков с рождения до 17 лет

Нижняя граница ростаСредний ростВерхняя граница роста
Новорожденный46 см50 см56 см
1 месяц51 см53 см56,5 см
2 месяца54 см58 см62 см
3 месяца56,5 см61 см63 см
4 месяца57,6 см63 см65,3 см
5 месяцев61,1 см65 см67 см
6 месяцев63 см67 см69 см
7 месяцев65,1 см69 см71,1 см
8 месяцев66,8 см70,6 см73,1 см
9 месяцев68,2 см72 см75,1 см
10 месяцев69,1 см73,3 см76,9 см
11 месяцев71,3 см74,5 см78,5 см
12 месяцев72,5 см75,7 см79,5 см
2 года83,5 см87,8 см93 см
3 года91 см96,1 см102 см
4 года94 см103,3 см111 см
5 лет94,9 см105 см111,7 см
6 лет100,7 см110 см119 см
7 лет106,1 см116 см125,8 см
8 лет111,2 см121,7 см132,3 см
9 лет116 см127,3 см138,6 см
10 лет120,5 см132,6 см144,6 см
11 лет125 см135 см151 см
12 лет136 см140 см163 см
13 лет141 см147 см170 см
14 лет148 см153 см176 см
15 лет154 см160 см181 см
16 лет158 см164 см186 см
17 лет162 см169 см189 см

Нормы роста девочек с рождения до 17 лет

Нижняя граница ростаСредний ростВерхняя граница роста
Новорожденная45,4 см49,1 см52,9 см
1 месяц49,8 см53,7 см57,6 см
2 месяца53 см57,1 см61,1 см
3 месяца55,6 см59,8 см64 см
4 месяца57,8 см62,1 см66,4 см
5 месяцев59,6 см64 см68,5 см
6 месяцев61,2 см65,7 см70,3 см
7 месяцев62,7 см67,3 см71,9 см
8 месяцев64 см68,7 см73,5 см
9 месяцев65,2 см70,1 см75 см
10 месяцев66,5 см71,5 см76,4 см
11 месяцев67,7 см72,8 см77,8 см
12 месяцев68,9 см74 см79,2 см
2 года80,7 см86,4 см93 см
3 года84 см95,1 см102,7 см
4 года94,1 см102,7 см111,3 см
5 лет100 см109 см119, см
6 лет105 см115 см125 см
7 лет109 см120 см131,7 см
8 лет115 см126,6 см138,2 см
9 лет120,3 см132,5 см144,7 см
10 лет125,8 см138 см151 см
11 лет129 см142 см157 см
12 лет137 см147 см163 см
13 лет143 см152 см168 см
14 лет147 см157 см171 см
15 лет150162 см173 см
16 лет151167 см174 см
17 лет152170 см175 см

Окружность головы мальчиков с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности головыСредний показатель нормы окружности головыВерхний показатель нормы окружности головы
Новорожденный33,2 см34 см35,5 см
1 месяц35,3 см36 см37,9 см
2 месяца37,3 см38 см40,3 см
3 месяца38,8 см39,5 см41,6 см
4 месяца40,2 см40,8 см42,9 см
5 месяцев41,2 см42 см44 см
6 месяцев42 см42,7 см45,3 см
7 месяцев42,8 см43,7 см46,1 см
8 месяцев43,6 см44,2 см46,8 см
9 месяцев44 см44,8 см47,4 см
10 месяцев44,6 см45,4 см48 см
11 месяцев45 см45,9 см48,6 см
12 месяцев45,3 см46,2 см49,1 см
2 года47,6 см48,1 см50,5 см
3 года48,6 см49,5 см51,5 см
4 года49,6 см50,2 см52,4 см
5 лет50,1 см50,7 см53,1 см
6 лет50,6 см51,2 см54 см
7 лет51 см51,6 см54,5 см
8 лет51,4 см52 см55 см
9 лет51,7 см52,5 см55,5 см
10 лет52 см52,8 см56 см
11 лет52,3 см53,2 см56,3 см
12 лет52,6 см53,5 см56,7 см
13 лет52,8 см53,7 см57,3 см
14 лет53 см54 см57,5 см
15 лет53,2 см54,3 см57,8 см
16 лет53,4 см54,4 см57,9 см
17 лет53,5 см54,6 см58 см
Читайте также:  Прогноз развития ребенка с задержкой психического развития

Окружность головы девочек с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности головыСредний показатель нормы окружности головыВерхний показатель нормы окружности головы
Новорожденная33 см34 см35,5 см
1 месяц34,8 см36 см38 см
2 месяца36,3 см37,4 см39,8 см
3 месяца37,7 см38,5 см41,3 см
4 месяца38,9 см39,7 см42,4 см
5 месяцев39,9 см40,7 см43,5 см
6 месяцев40,8 см41,5 см44,3 см
7 месяцев41,7 см42,5 см45,3 см
8 месяцев42,3 см43,2 см45,9 см
9 месяцев42,9 см43,7 см46,6 см
10 месяцев43,5 см44,3 см47,2 см
11 месяцев43,9 см44,8 см47,8 см
12 месяцев44,2 см45 см48,2 см
2 года46,6 см47,3 см49,7 см
3 года48,1 см48,6 см51 см
4 года48,6 см49,3 см51,9 см
5 лет49,1 см50 см52,5 см
6 лет49,6 см50,3 см52,8 см
7 лет50 см50,7 см53,3 см
8 лет50,3 см51 см53,6 см
9 лет50,6 см51,3 см53,9 см
10 лет50,8 см51,5 см51,1 см
11 лет51 см51,7 см54,3 см
12 лет51,2 см51,9 см54,6 см
13 лет51,4 см52 см54,8 см
14 лет51,5 см52,1 см55 см
15 лет51,6 см52,2 см55,2 см
16 лет51,7 см52,3 см55,3 см
17 лет51,8 см52,4 см55,4 см

Окружность груди мальчиков с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности грудиСредний показатель нормы окружности грудиВерхний показатель нормы окружности груди
Новорожденный32,3 см33,5 см36 см
1 месяц34,1 см35,4 см38 см
2 месяца35,7 см37 см40 см
3 месяца37,3 см38,4 см42,1 см
4 месяца38,8 см39,8 см43,5 см
5 месяцев40,1 см41,1 см45 см
6 месяцев41,4 см42,4 см46,3 см
7 месяцев42,5 см43,4 см47,5 см
8 месяцев43,5 см44,4 см48,5 см
9 месяцев44,3 см45,2 см49,3 см
10 месяцев45 см46 см50 см
11 месяцев45,6 см46,6 см50,8 см
12 месяцев46,1 см47 см51,2 см
2 года48,4 см49,5 см53,2 см
3 года49,7 см50,8 см54,6 см
4 года51,2 см52,4 см55,8 см
5 лет52,8 см54 см58 см
6 лет54,4 см56 см60,2 см
7 лет56,2 см57,9 см62,3 см
8 лет58 см60 см64,8 см
9 лет59,6 см61,9 см67,1 см
10 лет61,4 см93,9 см69,8 см
11 лет63 см66 см72,1 см
12 лет65 см68 см74,9 см
13 лет66,9 см70,2 см78,2 см
14 лет68,6 см73,1 см81,8 см
15 лет72,6 см76,3 см85,7 см
16 лет76,1 см80 см89,9 см
17 лет80,1 см82,9 см92,2 см

Окружность груди девочек с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности грудиСредний показатель нормы окружности грудиВерхний показатель нормы окружности груди
Новорожденная31,8 см33,2 см35,7 см
1 месяц34 см35,3 см37,4 см
2 месяца35,7 см37,2 см39,1 см
3 месяца37,3 см38,7 см40,5 см
4 месяца39,1 см40,4 см42,1 см
5 месяцев40,5 см41,7 см43,5 см
6 месяцев41,6 см42,9 см44,9 см
7 месяцев42,8 см44 см46 см
8 месяцев43,7 см44,9 см46,9 см
9 месяцев44,5 см45,6 см47,8 см
10 месяцев45,2 см46,2 см48,1 см
11 месяцев45,8 см46,8 см49,3 см
12 месяцев46,3 см47,3 см49,9 см
2 года48,6 см49,5 см52,5 см
3 года49,1 см50,3 см54 см
4 года50,4 см51,6 см55,1 см
5 лет51,6 см53 см56,9 см
6 лет53 см54,8 см58,6 см
7 лет54,6 см56,3 см61 см
8 лет56,3 см58,2 см64,5 см
9 лет58 см60 см68 см
10 лет60,1 см62 см71,3 см
11 лет62,2 см64,4 см74,5 см
12 лет64,5 см67,2 см77,6 см
13 лет66,8 см70 см80,9 см
14 лет69,6 см73 см83,5 см
15 лет72,9 см76,2 см85,5 см
16 лет75,9 см78,8 см87,1 см
17 лет78 см80,7 см88 см

Основные этапы физического развития детей

С рождения и до 17-18 лет все дети проходят через несколько этапов физического развития, для каждого из которых характерны свои особенности.

  • Груднички. Их развитие делят на несколько этапов:

В первые два месяца ребенок учится держать голову.

К трем месяцам малыш переворачивается на живот. Позвоночник укрепляется. Малыш разжимает кулачки, хватает руками предметы.

В 4 месяца ребенок подтягивается.

На 5-м месяце жизни малыш задерживается в положении сидя.

В полгода у детей возникает значительный скачок в развитии. Они самостоятельно садятся, ползают, встают у опоры.

  • Дети до двух лет. Продолжают формироваться кости, происходит замедление роста. Особое внимание родители должны обратить на осанку, убедиться, что стопы малыша развиваются, как нужно.
  • К двум годам ребенок умеет: ходить, стоять на носочках, подпрыгивать, подниматься по лестнице.
  • Ребенок на третьем году жизни. Может держаться на одной ноге, поймать мяч с большого расстояния и бросить его обратно.
  • Дети старшего дошкольного возраста. В 4 года поступают в детсад, где всесторонне развиваются, благодаря постоянным занятиям с воспитателями. Диагностика развития проводится во время гимнастики. За малышами наблюдает медицинский работник. Он должен предупредить родителей, если ребенок отстает по каким-то параметрам.
  • Физическое развитие младших и средних школьников измеряет врач педиатр на ежегодном осмотре, дополнительно в рамках уроков физкультуры учитель оценивает способности каждого конкретного ребенка, отмечает наиболее сильные и слабые стороны школьника. К 12-ти годам окончательно формируется скелет ребенка, поэтому важно следить за осанкой.
  • С 9 до 14 лет нет четких норм роста, веса. Педиатры берут средние показатели. Причина — гормональная перестройка организма. Скачок роста может произойти в любое время. Однако, следует ?