Методы оценки физического развития ребенка презентация
Метод сигмальных отклонений (по графическому профилю)
Метод оценки по шкалам регрессии
Комплексный метод
Метод центильных шкал
Оценка проводится по показателям роста (Р), В (веса), ОГК (окружности грудной клетки) индивидуума (М).
1. В таблицах «Стандарты физического развития» находят средние показатели Р, В, ОГК ( Мср.) и показатель сигмального отклонения ( σ ) для данной возрастной группы.
2. Находят фактическое отклонение по каждому показателю (разница между индивидуальными и средними данными). Если М > Мср, то фактическое отклонение ставится со знаком «+», если М < Мср, то со знаком «-».
3. Рассчитываем величину сигмального отклонения (ВСО)= фактическое отклонение / σ.
Показатели ВСО по Р, В и ОГК откладывают на графике.
Строят график:
-3 σ -2 σ -1 σ Мср +1 σ +2 σ +3 σ
Р
В
О
При оценке физического развития данным методом отвечаем на 2 вопроса:
1. Какое физическое развитие?
Если график находится в пределах:
— 1 σ до +1 σ — развитие среднее;
+1 σ до +2 σ — развитие выше среднего;
+2 σ до +3 σ — развитие высокое;
-1 σ до -2 σ — развитие ниже среднего;
-2 σ до -3 σ — развитие низкое.
Если показатели Р, В и ОГК разбросаны по разным интервалам графика, то уровень физического развития определяется по показателю Р.
2. Пропорционально ли физическое развитие?
Если диапазон колебаний показателей ВСО лежит в пределах 1 σ, то развитие пропорциональное, если выше 1 σ, то развитие не пропорциональное.
Метод по шкалам регрессии является более точным, т.к. показатели физического развития в таблицах «Стандарты физического развития (шкалы регрессии )» скорелированы. Расчеты проводят аналогично методу сигмальных отклонений.
1. В таблицах находят показатели Р индивидуума и соответствующие ему средние значения В и ОГК; находят показатель сигмы регрессии ( σ р) для данной возрастной группы.
2. Расчеты проводят по показателям В и ОГК. Находят фактическое отклонение по этим показателям (разница между индивидуальными и средними данными). Если М > Мср, то фактическое отклонение ставится со знаком «+», если М < Мср, то со знаком «-».
3. Рассчитывают ВСО= фактическое отклонение / σ р.
При оценке физического развития данным методом отвечаем на 2 вопроса:
1. Какое физическое развитие?
Оценивается по таблицам по показателю роста.
2. Гармонично ли физическое
развитие?
При оценке используются показатели ВСО В и ОГК, которые оцениваются отдельно. Если ВСО лежит в пределах 1 σ — развитие считается гармоничным; 1,1-2 σ -дисгармоничным; 2,1 — 3 σ — резко дисгармоничным.
3. Метод центильных шкал
Оценка проводится по специальным таблицам, в которых представлены показатели Р, В, ОГК. В таблицах представлены значения этих показателей и интервалы между ними, называемыми коридорами.
В оценке используются не сами значения показателей, а коридоры между ними.
При оценке отвечаем на 2 вопроса:
1. Какое физическое развитие?
Оценивается по коридору роста. Если показатель роста находится в:
4-5 коридорах — развитие среднее;
6 коридоре — выше среднего;
7 коридоре — высокое;
8 коридоре — очень высокое;
3 коридоре — ниже среднего;
2 коридоре — низкое;
1 коридоре — очень низкое.
2. Гармонично ли физическое развитие?
Определяют коридоры Р, В и ОГК.
Если разница в коридорах Р, В и ОГК в 1 коридор или этой разницы нет, то развитие гармоничное; разница в 2 коридора — дисгармоничное; в 3 коридора — резко дисгармоничное.
Оценка проводится в 3 этапа:
1 этап: Оценка морфологических показателей по шкалам регрессии.
2 этап: Оценка функциональных показателей (ЧД, ЧСС, АД).
3 этап: Биологические показатели (годовая прибавка роста, число постоянных зубов, вторичные половые признаки и др.)
Функциональные и биологические показатели индивидуума оцениваются по таблицам соответственно возрасту.
Для каждого этапа оформляется заключение и делается общий вывод.
Источник
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Оценка физического развития ребенка.
Презентация на заданную тему содержит 59 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Оценка физического развития ребенка
Слайд 2
Описание слайда:
Терминология
Развитие – качественная функциональная специализация и морфологическая дифференцировка органов и систем называется развитием.
Физическое развитие – динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности.
Психомоторное развитие – период формирования и становления основных психомоторных функций.
Половое развитие – созревание полового аппарата и достижение репродуктивной зрелости.
Биологическое развитие – морфологическое и функциональное созревание органов и систем.
Слайд 3
Описание слайда:
Антропометрия
Слайд 4
Описание слайда:
Антропометрический показатели
Основные:
Длина тела (рост)
Масса тела (вес)
Окружность груди
Окружность головы
Дополнительные:
Высота верхнего лица
Высота головы
Нижний сегмент
Средняя точка тела
Длина ноги
Окружность плеча, бедра
И др.
Слайд 5
Описание слайда:
Антропометрический показатели
Продольные (длинниковые):
Длина тела (рост)
Длина ноги
Высота верхнего лица
И др.
Поперечные:
Масса тела (вес)
Окружность головы
Окружность груди
Окружность плеча, бедра
И др.
Слайд 6
Описание слайда:
Контроль за ростом и развитием ребенка –
в декретированные сроки!!!
Первый год жизни – 1 раз в месяц
От 1 до 3 лет – 1 раз в 3 месяца
От 3 до 6 лет – 1 раз в 6 месяцев
От 6 до 18 лет – 1 раз в 12 месяцев
Слайд 7
Описание слайда:
Методика антропометрического обследования ребенка 1го года жизни
Слайд 8
Описание слайда:
Методика антропометрического обследования ребенка старше 3х лет
Слайд 9
Описание слайда:
Методика антропометрического обследования ребенка 1го года жизни
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Описание слайда:
Продольные антропометрические показатели
Высота головы – расстояние между верхушечной и подбородочной точкой
Верхнее лицо – расстояние между верхушечной и нижненосовой точкой
Нижний сегмент – расстояние между лобковой точкой и основанием стопы по средней линии тела
Верхний сегмент – разница между длиной тела и нижним сегментом (расстояние между верхушечной и лобковой точкой)
Слайд 15
Описание слайда:
Продольные антропометрические показатели
Длина туловища – разность между высотой стояния грудинной и лобковой точек.
Длина рук – разница высоты стояния плечевой и пальцевой точек.
Длина плеча – расстояние между плечевой и лучевой точками.
Длина предплечья – определяется расстоянием между лучевой и шиловидной точками.
Длина кисти – расстояние между шиловидной и пальцевой точками.
Длина ноги – высота стояния вертельной точки над полом.
Длина бедра – разница высоты стояния вертельной и верхнеберцовой точек.
Длина голени – расстояние от верхнеберцовой до нижнеберцовой точки.
Длина стопы – расстояние между пяточной и конечной точками.
Слайд 16
Описание слайда:
Средняя точка тела
Длину тела делят пополам и проецируют полученную точку на срединную линию тела
Слайд 17
Слайд 18
Описание слайда:
Измерение окружности головы
Слайд 19
Описание слайда:
Измерение окружности груди
Слайд 20
Описание слайда:
Измерение окружности живота
Слайд 21
Описание слайда:
Измерение окружности плеча
Слайд 22
Описание слайда:
Измерение окружности бедра
Слайд 23
Описание слайда:
Измерение окружности голени
Слайд 24
Описание слайда:
Понятие об индексах физического развития
1. Индекс Л.И. Чулицкой (3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени) – длина тела. У детей первого года жизни индекс составляет 20-25. Снижение его указывает на недостаточность питания.
2. Массо-ростовой индекс (Кетле I), или индекс А.Ф. Тура, является частным от деления массы тела в граммах на длину тела в см и используется у новорожденных детей. В норме от 60 до 80.
3.Индекс Эрисмана – разность между окружностью груди и половиной длины тела. Используется в контроле физического развития школьников.
Слайд 25
Описание слайда:
«Филиппинский» тест
Слайд 26
Описание слайда:
Оценка антропометрических показателей (физическое состояние)
Соответствие антропометрических показателей (длины тела) возрасту
Уровень антропометрических показателей
Гармоничность антропометрических показателей
Соматотип
Индивидуальные особенности антропометрических данных
Слайд 27
Описание слайда:
Соответствие антропометрических показателей (длины тела) возрасту
Эмпирический метод (метод эмпирических формул)
Параметрический метод (метод сигмальных таблиц)
Непараметрический метод (центильный метод)
Метод индексов физического развития
Слайд 28
Описание слайда:
Эмпирической метод
Суть метода – сравнение основных антропометрических данных ребенка с долженствующими по возрасту величинами, вычисленными по эмпирическим формулам с учетом соответствующих для данной возрастной группы ПДК и выделением уровня (среднего, высокого и низкого).
Слайд 29
Описание слайда:
Эмпирической метод
Достоинство
Слайд 30
Описание слайда:
Эмпирической метод
Колебание значения показателя в пределах + 1 возр. интервал свидетельствует о соответствии антропометрического показателя возрасту.
При колебании значения показателя в пределах превышающих + 3 возр. интервала антропометрический показатель явно не соответствует возрасту.
Если колебания определяются в пределах от 1 до 3 возрастных интервалов, для определения соответствия антропометрического показателя возрасту требуется привлечения других, более объективных методов оценки.
Слайд 31
Описание слайда:
Эмпирической метод
Отклонение массы тела от долженствующей величины, рассчитанной с использованием вневозрастной формулы, в пределах + 10% свидетельствует о соответствии массы тела длине тела, т.е. гармоничности (нормотрофии).
Избыток (недостаток) массы тела превышает 10% требует уточнения с использованеим параметрического метода.
Оценка динамики изменения отдельных антропометрических показателей позволяет судить о достаточных, избыточных и недостаточных темповых прибавках.
Слайд 32
Слайд 33
Описание слайда:
Эмпирические формулы для расчета
антропометрических данных
у детей старше года
(Мазурин А. В., Воронцов И. М., 1999)
Слайд 34
Описание слайда:
Эмпирические формулы для расчета массы тела ребенка
Слайд 35
Описание слайда:
Эмпирические формулы для расчета длины тела ребенка
Слайд 36
Слайд 37
Описание слайда:
Параметрический метод оценки
Суть метода — сравнение антропометрических данных ребенка со среднеарифметическими популяционными данными (М) и соответствующими величинами среднеквадратических отклонений ( — сигма), занесенных в оценочные таблицы с учетом возраста и пола и выделением уровня показателя (средний, ниже и выше среднего, высокий, низкий, очень высокий и низкий).
Слайд 38
Описание слайда:
Параметрический метод оценки
Достоинстово — возможность оценки значительно отклоняющихся от средних значений антропометрических показателей. Недостаток — не подчинение растущих биологических систем «нормальному» Гаусс-Лапласовскому распределению относительно среднеарифметических величин.
Слайд 39
Описание слайда:
Параметрический метод оценки
Отклонение значения антропометрического показателя в пределах + 2 свидетельствует о соответствии антропометрического показателя возрасту. При колебании значения показателя в пределах превышающих + 3 антропометрический показатель явно не соответствует возрасту. Если колебания определяются в пределах от 2 до 3, для определения соответствия антропометрического показателя возрасту требуется привлечения других, более объективных методов оценки.
Слайд 40
Описание слайда:
Отклонение зависимых антропометрических показателей (массы тела, окружности грудной клетки) от долженствующей величины для фактической длины тела, определяемое с использованием вневозрастных таблиц, в пределах +1 (+10% для массы тела) свидетельствует о соответствии показателя (массы тела, окружности грудной клетки) длине тела.
Слайд 41
Описание слайда:
Стойкое нахождение значения антропометрического показателя в области определенного уровня свидетельствует о стабильных темповых прибавках. Отклонение антропометрического показателя в динамике в сторону низких величин свидетельствует о замедлении, а в сторону высоких величин об ускорении темповых прибавок.
Слайд 42
Описание слайда:
Непараметрический метод
(центильный метод)
Гауссовское распределение
Слайд 43
Описание слайда:
Непараметрический метод
(центильный метод)
Центильные таблицы
Слайд 44
Описание слайда:
Непараметрический метод
(центильный метод)
Графики
Слайд 45
Описание слайда:
Уровень антропометрических показателей, соответствие возрасту
Слайд 46
Описание слайда:
Гармоничность антропометрических показателей
Определяется по максимальной разнице между номерами коридоров центильной шкалы после оценки показателей роста, веса (по возрасту) и окружности груди
Слайд 47
Описание слайда:
Оценка соматотипа
Определяется при условии гармонического развития
Сумма номеров центильных коридоров роста, массы (по возрасту) и окружности груди
Слайд 48
Описание слайда:
Задача № 1
Определить возраст ребенка, имеющего длину тела 75 см, массу тела 10,5 кг.
Указать средние для данного возраста показатели окружностей груди и головы, а также характерные для этой возрастной группы пропорции тела.
Описать показатели нервно-психического развития по уровню общей моторики и речевого развития, свойственные здоровому ребенку этого возраста.
Для решения данного типа задач подразумевается,
что антропометрические показатели ребенка
соответствуют средним возрастным!!!
Для решения необходимо использовать ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД!
Слайд 49
Описание слайда:
Определить возраст ребенка, имеющего длину тела 75 см, массу тела 10,5 кг.
Слайд 50
Описание слайда:
Указать средние для данного возраста показатели окружностей груди и головы, а также характерные для этой возрастной группы пропорции тела.
Средняя ОГр в 12 мес. = 45 см + 0,5см х 6 мес. = 48 см
Средняя ОГол в 12 мес. = 43 см + 0,5см х 6 мес. = 46 см
Пропорциональность – соответствие отдельных антропометрических показателей друг другу. Средняя точка тела – на пупке (12 мес)
Гармоничность –оценка соответствия массы тела и окружности груди ребенка его длине тела.
10500 г = 8000 г (должный вес в 6 мес.) + 400 г х y, где y – кол-во месяцев более 6ти
Y = 6,25 мес (соответствует возрасту по росту)
ОТВЕТ: В возрасте 12 мес. Средние ОГр = 48 см, Огол = 46 см. Средняя точка тела на пупке. Масса тела соответствует росту в 12 мес. – физическое развитие гармоничное.
Слайд 51
Описание слайда:
Задача № 12
Указать средние показатели длины и массы тела, окружностей головы и груди, характерные пропорции тела здорового ребенка 5-ти месяцев.
Дать пределы допустимых колебаний для основных антропометрических показателей.
Описать состояние психомоторного развития этого ребенка по уровням общей моторики, движению рук и действию с предметами, речевого развития.
Слайд 52
Описание слайда:
Указать средние показатели длины и массы тела, окружностей головы и груди, характерные пропорции тела здорового ребенка 5-ти месяцев.
Длина тела = 66 см – 2,5 см = 63,5 см
Масса тела = 8000 г – 800 г = 7200 г
ОГр = 45 см – 2 см = 43 см
ОГол = 43 см – 1,5 см = 41,5 см
Средняя точка тела в 5 мес. ….
Высота головы в 5 мес. ….
Слайд 53
Описание слайда:
Дать пределы допустимых колебаний для основных антропометрических показателей.
Слайд 54
Описание слайда:
Описать состояние психомоторного развития этого ребенка по уровням общей моторики, движению рук и действию с предметами, речевого развития.
Слайд 55
Описание слайда:
Описать показатели нервно-психического развития по уровню общей моторики и речевого развития, свойственные здоровому ребенку этого возраста.
Слайд 56
Описание слайда:
Задача № 21
Слайд 57
Описание слайда:
Оценить физическое развитие девочки
Слайд 58
Описание слайда:
Задача № 25
Слайд 59
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Источник
1
Методы определения и оценки физического развития Вопрос 2
2
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Физическое развитиеФизическое развитие — понятие комплексное, собирательное, поэтому и признаки, характеризующие его, разнообразны. Однако в качестве основных признаков физического развития берут длину и массу тела, обхват грудной клетки — признаки, необходимые для характеристики массы, плотности и формы тела.
3
ФИ?