Методы изучения социальной ситуации развития ребенка
Социальная ситуация развития.
Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье
Методика по выявлению межличностных отношений. Методика «Капитан корабля»(Е.О. Смирновой)
Назначение: диагностика статуса младших школьников в коллективе сверстников. Диагностика межличностных отношений младших школьников в группе сверстников.
Возраст: младшие школьники.
Методика позволяет оценить уровень комфорта детей во взаимоотношениях, коммуникативные умения детей, а также удовлетворенность ребенка общением со сверстниками, уровень статуса ребенка в группе, проанализировать заинтересованность детей в общении со сверстниками.
Ход исследования: во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушечный кораблик или рисунок корабля) и задают следующие вопросы:
1.Если бы ты был капитаном корабля, кого из класса ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
2.Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
3.Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
4.Кто еще остался на берегу?
Анализ результатов.
В результате данных процедур каждый ребенок в классе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в коллективе (социометрический статус). На основании данных можно судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику. При условии, что в классе принимает участие 20 детей, можно судить по следующим баллам:
-От -20 до -10 баллов – отвержение (отверженные);
-От -9-0 баллов – игнорирование (не замечаемые);
-От 1-10 баллов – дружба (лидеры);
-11-20 баллов – предпочтение («звезды» группы).
Методика Рене Жиля
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля.
Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:
1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.
2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.
Всего выделяют 12 признаков:
— отношение к матери,
— отношение к отцу,
— отношение к матери и отцу как семейной чете,
— отношение к братьям и сестрам,
— отношение к бабушке и дедушке,
— отношение к другу,
— отношение к учителю,
— любознательность,
— стремление к доминированию,
— общительность,
— отгороженность,
— адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.
Сначала нужно провести тестирование, а затем обратиться к ключу для оценки полученных результатов.
Ключ
№ | Значение шкал | Номера заданий | Общее |
1 | Отношение к матери | 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 | 20 |
2 | Отношение к отцу | 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 | 20 |
3 | Отношение к матери и отцу как родительской чете | 1-4, 6-8, 14, 17, 19 | 10 |
4 | Отношение к братьям и сестрам | 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42 | 20 |
5 | Отношение к бабушке и дедушке | 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 | 15 |
6 | Отношение к другу (подруге) | 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40 | 20 |
7 | Отношение к учителю (авторитетному взрослому) | 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40 | 15 |
8 | Любознательность | 5, 22-24, 26, 28-32 | 10 |
9 | Лидерство | 20-22, 39 | 4 |
10 | Общительность | 16, 22-24 | 4 |
11 | Закрытость, отгороженность | 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42 | 15 |
12 | Социальная адекватность поведения | 9, 25, 28, 32-38 | 10 |
Диагностические методы изучения личности учащегося
Оценка уровня школьной мотивации.
Цель: изучение школьной мотивации учащихся начальных классов.
1. Тебе нравится в школе или не очень?
не очень; нравится; не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошёл в школу или остался дома?
не знаю; остался бы дома; пошёл бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится; бывает по-разному; нравится
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
хотел бы; не хотел бы; не знаю
6. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто; редко; не рассказываю
7. Ты бы хотел, чтобы у тебя был другой учитель?
точно не знаю; хотел бы; не хотел бы
8. У тебя в классе много друзей?
мало; много; нет друзей
9. Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся; не очень; не нравятся
Ответы оцениваются от 0 до 3 баллов.
Вопросы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
а | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 |
б | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 |
в | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 |
Если ты набрал 6-9 баллов, твои друзья могут сказать, что ты — настоящий друг и на тебя можно положиться в любой ситуации. Ты заботливый, чуткий и внимательный товарищ.
Если у тебя 10-14 баллов, то стоит немного присмотреться к себе, так как в трудной ситуации есть вероятность, что ты окажешься в одиночестве. Не следует замыкаться на себе любимом. Нужно помнить о том, что доброе слово — половина счастья и к доброму другу дорога не бывает длинной.
Если у тебя 15 -18 баллов, то всё зависит только от тебя, если ты хочешь измениться. Стоит научиться прощать и не забывать, что с другими нужно поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В жизни лучше придерживаться принципа «Нет друга — ищи, а нашёл — береги!»
Одень куклу
В игре участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек – платья, для мальчиков – костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом — три ботинка, но ни одного носка и т. д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.
Источник
Надежда Кузьмина
Диагностика социального развития ребенка. Социометрическая методика Рене Жиля. Методика мотивационных предпочтений
Диагностика социального развития ребенка социометрическая методика Рене Жиля.
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статической обработки.
Методика состоит из рисунков и чисто тестовых заданий. Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации ребенка с персонажами на картинках. Ребенку предлагается выбрать место среди изображенных людей или идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. В тестовых задачах предлагается на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. Всего методика содержит 42 вопроса.
При обследовании по методике от ребенка не требуется развернутого рассказа,достаточно знать его выбор: кто выбран и в какой ситуации, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя ребенок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.
Помимо качественной оценки результатов, данная методика позволяет представить результаты обследования и количественно. Методика измеряет 12 параметров, характеризующих систему личностных отношений ребенка,и которые можно условно разделить на две большие группы переменных:
А. Переменные, характеризующие конкретно – личностные отношения ребенка с другими людьми:
1 – отношение к матери;
2 – отношение к отцу;
3 – отношение к матери к отцу в целом как к родителям;
4 – отношение к братьям, сестрам;
5 – отношение к бабушке и дедушки;
6 – отношение к другу;
7 – отношение к учителю (воспитателю).
Б. Переменные, характеризующие самого ребенка,и проявляющиеся в его межличностных отношений:
8 — степень любознательности;
9 — степень стремления к доминированию;
10 – степени стремления к общению с детьми в больших группах;
11 – степень отгороженности от других, стремление к уединению;
12 – социальная адекватность поведения.
Суммирование баллов по каждому параметру производится, исходя из максимального числа заданий, работающих на данный параметр.
Методика мотивационных предпочтений.
(«Три желания», «Цветик – трехцветик», «Волшебная палочка»).
Существуют различные варианты методики мотивационных предпочтений («Три желания», «Волшебная палочка», «Цветик – семицветик», «Колесо желаний», которые отличаются обычно количеством желаний, которые ребенок должен задумать (от одного до семи) и формой предъявления (Л. И. Божович, 1968, Й. Шванцара, 1978).
Предлагаемые варианты методики предназначены для детей 5 – 9 лет. С дошкольниками, у которых не сформированы навыки свободного письма, методика проводится индивидуально.
Инструкция при индивидуальном проведении: «Представь себе, что это волшебная палочка (показывается маленькая указка). Ты можешь взмахнуть ей, и с ее помощью выполнить три самых заветных своих желания. Скажи мне, какие это желания».
Обработка результатов и интерпретация
1. Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей (сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др., относящиеся к детскому дому в целом, и широкие «общечеловеческие» («Хочу, чтобы люди никогда не болели», «Чтобы никто не убивал других людей», «Нашли все полезные ископаемые» и пр.)
Поскольку само строение методики ориентирует детей, прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний «для других» свидетельствует о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов иили формировании потребности во благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными
2. Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений.
Наиболее часто здесь встречаются ответы, желания обладать определенными материальными благами, иметь какие – то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость, выполнять требования воспитателей и др.
Заслуживают внимания ответы, связанные с семьей, родителями.
Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований воспитателей, а также совершенно конкретных («мелких») материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое).
Следует обратить особое внимание на ответы,связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции («Я хотел бы всех избить, уничтожить», «Чтобы отомстить всем», «Чтобы избили всех тех, кто меня обижает»,так и жертвы агрессии: «Чтобы меня не били», «Чтобы меня кто – нибудь защитил, когда меня снова начнут бить».
Ответ «не знаю» является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитости их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном «отказе» от желаний, их вытеснении, а также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющий характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы.
3. Определяется степень «протяженности» желаний во времени.
4. Характер высказываний («Я хочу», «Я хотел бы»).
Использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем «праве на желание» является неблагоприятным симптомом.
С одной стороны, социально – эмоциональные нарушения, являющиеся зачастую непосредственной причиной дезадаптации,обусловливаются воздействием факторов самой различной природы: биологических, онтогенетических, психологических, педагогических, социальных и др. С другой стороны, социально – эмоциональные нарушения приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой.
Источник