Методы изучения и развития речи ребенка в раннем детстве

Методы изучения и развития речи ребенка в раннем детстве thumbnail

Похожие главы из других работ:

Диагностика развития мелкой моторики у детей с ЗПР

1.2 Особенности развития мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном детстве

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения…

Моделирование в развитии математических представлений дошкольников

3.1 Моделирование в раннем и дошкольном детстве

Моделирование — приблизительное воспроизведение каких либо объектов которые по своей сложности и величине не поддаются или плохо поддаются исследованию и изготовлению в натуре. Моделирование, проводимое в процессе обучения и воспитания детей…

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников

1. Характеристика речи как основной психической функции человека. Особенности ее формирования у детей в раннем и дошкольном возрасте

В развитии речи ребенок проходит этап, когда некоторый звукокомплекс (слово или сочетание слов) оказывается чем-то вроде первого сигнального раздражителя…

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников

3. Особенности развития мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном детстве

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения…

Предметная деятельность и ее влияние на речевое развитие детей раннего возраста

1.1 Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ребенка

Ранний возраст является периодом интенсивного освоения разнообразных действий с предметами. Интерес к предметам и первые действия с ними возникают уже во второй половине младенческого возраста. Но в 6 — 7 мес…

Проблемы психологической помощи обучающимся в старшей школе

1.2 Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте

Главная отличительная особенность этого возраста — стабилизация личности. Она проявляется в эмоционально сфере: становится более ровным и устойчивым настроение, исчезают частые и резкие аффективные вспышки…

Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте

Глава 1. Проблема путей и способов совершенствования речи у детей в раннем возрасте

Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте

1.2 Динамика развития речи у детей в раннем возрасте

До того как дети смогут говорить различные слова, они произносят звуки, которые постепенно делаются разнообразнее и становятся различимыми. Когда младенец осваивает повторяющиеся и довольно музыкальные фрагменты звуков, это называют лепетом…

Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте

1.3 Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте

К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай)…

Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития речи у детей в раннем возрасте

Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте

2.1 Методы изучения уровня развития речи у детей в раннем возрасте

В качестве изучения уровня развития речи у детей в раннем возрасте был проведен метод наблюдения. В качестве испытуемого был взят ребенок на разных возрастных этапах. Я наблюдала за ребенком, начиная от полутора лет в течении полу года…

Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте

2.2 Экспериментальное изучение уровня развития речи у детей в раннем возрасте

Я наблюдала за девочкой, с момента, когда ей было 1,5 года, до 2 лет. Этот период наиболее бурного развития речи, происходит переход от автономной речи к связной.

К полутора годам у девочки Жени маленький словарный запас…

Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр

1.1 Особенности мышления в раннем детстве

Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос «как и чему учить ребенка?». Они выбирают из множества новаторских методик «самую-самую», записывают ребенка в различные кружки и студии…

Развитие речи через моторику

Глава 2. Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук

Условия развития взаимодействия родителя и ребенка в раннем детстве

Глава 1 Особенности развития взаимодействия родителей и ребенка в раннем детстве

Источник

Методы исследования развития речи детей раннего возраста

педагог дети речь

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — это речь. К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10-15 слов, в 2 — 300-400, к 3 годам — более 1500 слов Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение со взрослыми.

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его широком аспекте — понимание речи и активная речь — развивается постепенно.

Итак, целью диагностики является: подобрать и апробировать методики по развитию речи у детей раннего возраста.

В экспериментальной работе мы провели диагностику по методике развития речи для детей раннего возраста И.А. Смирновой.

Данная диагностическая методика была проведена с целью выявления проблем в развитии речи у детей раннего возраста, которая показала преобладание среднего уровня развития речи детей.

С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы по оптимизации процесса развития речи у детей раннего возраста и определили способы и содержание коррекционной работы, направленные на коррекцию речи у детей раннего возраста.

Читайте также:  Технологии развития ребенка в образовательной деятельности с примерами

Для выявления уровня развития речи детей раннего возраста, были использованы следующие нижеперечисленные методики.

Методика 1. «Изучение понимания речи»

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых ребёнку предметов (чашка, погремушка, игрушечная собачка).

Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком

  • 1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя;
  • 2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет;
  • 3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела;
  • 4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя;
  • 5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет;
  • 6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку); Задание усложнялось в зависимости от возраста ребенка.
  • 7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировка задания при необходимости повторялась несколько раз.

Обработка данных:

Все данные занесены в таблицу, где отмечено число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяется количеством набранных ребенком баллов:

  • 1 раз — 2 балла;
  • 2 раза — 1 балл;
  • 0 баллов — задание не выполнил.

Выводы об уровне понимания речи:

от 11 — до 14 баллов — высокий уровень понимания речи;

от 7 до 10 баллов — средний уровень понятия речи;

от 6 до 0 баллов — низкий уровень понимания речи.

Методика 2. «Найди игрушку»

Цель: выявить понимание речи взрослого.

Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности было проведено наблюдение за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли ребенок обращенную к нему речь.

Обработка данных:

  • 5 баллов — в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность;
  • 3-4 балла — 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимания речи;
  • 0-2 балла — 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

Выводы об уровне развития речи:

  • 5 баллов — высокий уровень;
  • 3-4 — средний уровень;
  • 0-2 — низкий уровень.

Методика 3. «Кто это?»

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал был условно разделен на несколько тематических групп, которые обозначали предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. Материал расположен на картинках из категорий: одежда, овощи, животные, игрушки, птицы.

Обработка данных:

  • 1 балл — наличие правильного ответа;
  • 0 баллов — неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря:

  • 10 баллов — высокий уровень объема словаря;
  • 5-9 баллов — средний уровень;
  • 0-4 балла — низкий уровень.

Методика 4. «Назови, что ты видишь»

Цель: Выявить состояние звукопроизношения.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: предметные картинки были подобраны по принципу проверяемого гласного звука в любой морфеме слова. В случае неправильного произношения звука в слове, ребенку предлагалось произнести слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.

Обработка данных:

Отмечались ошибки в произношении звуков: сокращение или упрощение слоговой структуры слова или использование уже имеющихся у ребенка в запасе звуков, замещение этими звуками.

Оценка результатов:

Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.

  • 13 баллов — все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает;
  • 10-12 баллов — упрощает и замещает звуки, еще не сформированного в его произношении: «р»;
  • 5-9 баллов — не произносит звуки «р» смычные, щелевые;
  • 0-4 баллов — ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.

Выводы об уровне развития:

  • 13-10 баллов — высокий уровень;
  • 5-9 баллов — средний уровень;
  • 0-4 балла — низкий уровень;

Методика 5. «Расскажи по картинке»

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.

Материал: серия сюжетных картинок.

Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:

  • 1. «Мальчик вскапывает землю».
  • 2. «Мальчик сеет».
  • 3. «Мальчик поливает цветы».
  • 4. «Мальчик собирает цветы».

Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на картинке, проводилось повторение формулировки задания, по необходимости более подробное пояснение. После рассмотрения картинки, ребенку предлагалось рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.

Обработка данных:

Фиксировалось наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.

Оценка результатов:

  • 10 баллов — в речи ребенка встречаются все десять фрагментов речи;
  • 8-9 баллов — 8-9 фрагментов речи;
  • 6-7 баллов — 6-7 фрагментов речи;
  • 4-5 баллов — 4-5 фрагментов речи;
  • 2-3 балла — 2-3 фрагмента речи;
  • 0-1 баллов — не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития:

  • 10-8 баллов — высокий уровень;
  • 4-7 баллов — средний уровень;
  • 0-3 балла — низкий уровень.

Используя на практике представленные методики, нами были получены следующие результаты.

Источник

Гузель Файзулина
Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 126

Известные ученые Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [ФГОС ДО].

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников.

Выделяются три группы методов:

словесные,

наглядные,

практические.

Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Наглядные методы:

наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д. ;

наблюдения в природе;

экскурсии на участок, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ;

рассматривание игрушек, предметов и картин;

изобразительная наглядность.

Практические методы:

дидактические игры;

дидактические упражнения;

хороводные игры;

игры – драматизации; инсценировки;

игры – сюрпризы;

игры с правилами.

Например,

Игры – инсценировки. С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни (Я не буду плакать в детском саду», «О чем рассказала игрушка», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т. п.).

Приведем пример для инсценировки «О чем рассказала игрушка».

Воспитатель держит незнакомую детям игрушку и рассказывает:

«Этот медвежонок ушел от ребят, которые его обижали. Они забывали медвежонка на полу в раздевалке, медом его не кормили, спать не укладывали, песенки не пели, ласковее слова не говорили, нос оторвали. Нос я ему сейчас пришью, а что дальше с медвежонком делать, ума не приложу…»

Если малыши решают оставить игрушку в своей группе, медвежонок «спрашивает» у них, будут ли тони петь ему песенки и какие именно, какие будут говорить ласковые слова, чем станут кормить и т. д.

В присутствии детей воспитатель (а это очень важно для них – участвовать в привлекательном процессе) пришивает медвежонку нос, но пока оставляет игрушку рядом собой и наблюдает, как дети обращаются с ней.

Скоро медвежонок станет любимой игрушкой многих малышей.

Словесные методы:

чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;

чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики — чикалочки”.

Ладушки

Ладушки, ладушки,

— Где были?

— У бабушки!

— Что ели?

— Кашку!

— Что пили?

— Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Пошел котик на торжок

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Кате снесть?

Я и сам укушу

Да и Кате принесу.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание — эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д.

Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.

Читайте также:  Условие и движущие причины развития ребенка

Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания:

«Сдуй снежинку»,

«Бабочка, лети»,

«Забей гол»,

«Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры:«Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

«Этот пальчик хочет спать…»

Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят… — у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.

Тише, дети, не шумите,

Пальчики не разбудите.

«Этот пальчик…»

Покажите семейную фотографию, перечислите всех членов семьи и попросите ребенка назвать их.

Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

Пескотерапия — это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

Стимулирование речевой активности детей раннего возраста

(советы заботливым родителям)

Если ребёнок в 2 — 2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов – это вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу. Однако педагоги из опыта работы с детьми знают, что речевое развитие ребёнка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи ещё большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет, и очень быстро растёт запас активно употребляемых слов.

Особенно интенсивно становление речевой активности происходит после года. Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребёнок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приёмы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.

Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Источник