Методы исследования развития ребенка в возрастной психологии

Комплекс
методов исследования, которыми пользуются
в возрастной психологии, состоит из
нескольких блоков методик, заимствованных
из общей, дифференциальной и социальной
психологии.

Из
общей
психологии

взяты методы исследования когнитивных
процессов и личности ребенка. Они
адаптированы к возрасту ребенка и
исследуют восприятие, внимание, память,
воображение, мышление и речь. При помощи
данных методов можно получить информацию
о возрастных особенностях познавательных
процессов детей и преобразованиях этих
процессов при взрослении ребенка, т. е.
о специфике перехода из одной возрастной
группы в другую.

Методы
для изучения индивидуальных и возрастных
различий детей заимствованы из
дифференциальной
психологии.

Большой популярностью пользуется так
называемый «метод близнецов», изучающий
сходство и различия между гомозиготными
и гетерозиготными близнецами. На основе
полученных данных делаются выводы об
органической (генотипической) и средовой
обусловленности психики и поведения
ребенка.

Социальная
психология

обеспечила возрастную психологию
методами, позволяющими изучать
межличностные отношения в различных
детских группах, а также взаимоотношения
между детьми и взрослыми. К этим методам
относятся: наблюдение, опрос, беседа,
эксперимент, метод срезов, тестирование,
анкетирование, анализ продуктов
деятельности. Все эти методы также
адаптированы к возрасту ребенка.
Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение
– основной метод при работе с детьми
(особенно дошкольного возраста), так
как тесты, эксперимент, опрос сложны
для исследования детского поведения.
Начинать наблюдение необходимо с
постановки цели, составления программы
наблюдения, разработки плана дей-10
ствий. Цель наблюдения заключается в
том, чтобы определить, ради чего оно
осуществляется и каких результатов
можно ожидать на выходе.

Для
того чтобы получить достоверные
результаты, наблюдение необходимо вести
регулярно. Это связано с тем, что дети
растут очень быстро и изменения,
происходящие в поведении и психике
ребенка, так же быстротечны. Например,
поведение младенца меняется на глазах,
поэтому, пропустив один месяц, исследователь
лишается возможности получить ценные
данные о его развитии в этот период.

Чем
младше ребенок, тем меньше должен быть
интервал между наблюдениями. В период
от рождения до 2–3 месяцев наблюдение
за ребенком надо проводить ежедневно;
в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года –
еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно;
от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в
младшем школьном возрасте – один раз
в год и т. д.

Метод
наблюдения при работе с детьми эффективнее
прочих, с одной стороны, потому, что они
ведут себя более непосредственно и не
играют социальных ролей, свойственных
взрослым. С другой стороны, дети (особенно
дошкольники) обладают недостаточно
устойчивым вниманием и могут часто
отвлекаться от дела. Поэтому по возможности
следует вести скрытое наблюдение, чтобы
дети не видели наблюдателя.

Опрос

может быть устным и письменным. При
использовании данного метода могут
возникать трудности следующего характера.
Дети понимают задаваемый им вопрос
по-своему, т. е. вкладывают в него иной
смысл, нежели взрослый человек. Это
происходит потому, что система понятий
у детей существенно отличается от той,
которой пользуются взрослые. Данное
явление отмечается и у подростков.
Поэтому прежде чем получить ответ на
задаваемый вопрос, надо убедиться в
правильности его понимания ребенком,
разъясняя и обсуждая неточности, и
только после этого интерпретировать
получаемые ответы.

Эксперимент

является одним из самых надежных методов
получения информации о поведении и
психологии ребенка. Суть эксперимента
состоит в том, что в процессе исследования
у ребенка вызываются интересующие
исследователя психические процессы и
создаются условия, необходимые и
достаточные для проявления этих
процессов.

Ребенок,
входя в экспериментальную игровую
ситуацию, ведет себя непосредственно,
эмоционально откликаясь на предлагаемые
ситуации, не играет никаких социальных
ролей. Это позволяет получить его
истинные реакции на воздействующие
стимулы. Результаты наиболее достоверны
в том случае, если эксперимент проводится
в форме игры. При этом важно, чтобы в
игре выражались непосредственные
интересы и потребности ребенка, иначе
он не сможет в полной мере проявить свои
интеллектуальные способности и
необходимые психологические качества.
Кроме того, включаясь в эксперимент,
ребенок действует сиюминутно и спонтанно,
поэтому на протяжении всего эксперимента
необходимо поддерживать у него интерес
к проводимому мероприятию.

Срезы
– еще один метод исследования в
возрастной психологии. Они делятся на
поперечные и продольные (лонгитюдные).

Читайте также:  6 коридор развития ребенка таблица

Суть
метода поперечных
срезов

состоит в том, что в группе детей (класс,
несколько классов, дети разного возраста,
но обучающиеся по одной программе) с
помощью определенных методик исследуется
какой-то параметр (например, интеллектуальный
уровень). Преимущество данного метода
заключается в том, что за короткое время
можно получить статистические данные
о возрастных различиях психических
процессов, установить, как влияет
возраст, пол или другой фактор на основные
тенденции психического развития.
Недостаток метода в том, что при
исследовании детей разного возраста
невозможно получить информацию о самом
процессе развития, его природе и движущих
силах.

При
использовании метода продольным
(лонгитюдных) срезов

прослеживается развитие группы одних
и тех же детей в течение длительного
времени. Данный метод позволяет установить
качественные изменения в развитии
психических процессов и личности ребенка
и выявить причины этих изменений, а
также изучить тенденции развития,
незначительные изменения, которые не
могут быть охвачены поперечными срезами.
Недостаток метода состоит в том, что
полученные результаты базируются на
изучении поведения небольшой группы
детей, поэтому распространять подобные
данные на большое количество детей
представляется некорректным.

Тестирование

позволяет выявить уровень интеллектуальных
способностей и личностных качеств
ребенка. Необходимо поддерживать у
детей интерес к этому методу привлекательными
для них способами, например поощрениями
или какой-нибудь наградой. При тестирования
детей используются такие же тесты, что
и для взрослых, но адаптированные для
каждого возраста, например детский
вариант теста Кеттела1, теста Векслера2и др.

Беседа
– это получение сведений о ребенке при
непосредственном общении с ним: ребенку
задают целенаправленные вопросы и
ожидают ответов на них. Данный метод
относится к эмпирическим. Важным условием
эффективности беседы являются
располагающая обстановка, доброжелательность,
тактичность. Вопросы необходимо
подготовить заранее и фиксировать
ответы, по возможности не привлекая
внимания испытуемого.

Анкетирование
– это метод получения информации о
человеке на основании его ответов на
заранее приготовленные вопросы.
Анкетирование может быть устным,
письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ
продуктов деятельности

– это метод изучения человека посредством
анализа продуктов его деятельности:
рисунков, чертежей, музыкальных
произведений, сочинений, учебных
тетрадей, личных дневников и т. д.
Благодаря данному методу можно получить
информацию о внутреннем мире ребенка,
его отношении к окружающей действительности
и людям, об особенностях его восприятия
и других сторонах психики. В основу
этого метода положен принцип единства
сознания и деятельности,

согласно которому психика ребенка не
только формируется, но и проявляется в
деятельности. Рисуя или что-то создавая,
ребенок предоставляет исследователям
возможность раскрыть такие стороны его
психики, о которые трудно было бы узнать
при помощи других методов. На основании
рисунков можно изучать познавательные
процессы (ощущения, воображение,
восприятие, мышление), творческие
способности, личностные проявления,
отношение детей к окружающим людям.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.

Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана действий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Читайте также:  Диагностика и коррекция развития личности ребенка

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры.

При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела, теста Векслера и др.

Читайте также:  Оценка развития ребенка шкала кид

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности.

Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

Исторический анализ понятия «детство»

Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.

Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?

Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия.

С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.

Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)

Дата добавления: 2014-02-04; просмотров: 10230; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10239 — | 7934 — или читать все…

Читайте также:

Источник