Методы исследования развития ребенка в схемах

Методы исследования развития ребенка в схемах thumbnail

Специфика применения методов в работе с детьми определена тем, что психологические исследования в возрастной и педагогической психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.

Классификация методов (по Ананьеву).

1.организационные, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или выборок).

В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или поперечных, срезов и лонгитюдных (продольных) исследований. — —Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

При использовании процедуры поперечных срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют продольными исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.

Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод.

Комплексный анализВсовременных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и др.).

2. эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

3. методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

4. интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

1.  Стратегия наблюдения.  Основная задача — накопление фактов и расположение их во временной  последовательности.
Наблюдение — это целенаправленное, систематическое изучение определенного явления. Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

2.  Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза — в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.
Беседа — эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);
Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
Анализ продуктов деятельности — метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование — диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

3.  Стратегия формирующего эксперимента.

Эксперимент — метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная цель — активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С.Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено.  Естественный эксперимент
организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
— постановка цели;

— планирование хода эксперимента;

— проведение эксперимента (сбор данных);

— анализ полученных экспериментальных данных;

— выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

1.              Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

2.  Формирующий (в процессе которого, реализуются формирующие и развивающие приемы);

3.  Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский, который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента. Чтоб организовать естественный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны для участников. (Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры.). Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. (Пример, тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, Тест Векслера и др.))

Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.

Источник

При
изучении развития психики ребенка в
основном применяются те же методы,
которые использует и общая психология,
— это наблюдение и эксперимент. Однако
эти методы в детской психологии
приобретают некоторые специфические
особенности. Такой широко применяемый
в детской психологии метод исследования,
как наблюдение, должен удовлетворять
ряду требований.

Во-первых,
до начала наблюдения нужно четко
сформулировать его цель, т. е.
определить, какие именно стороны
деятельности или поведения детей следует
наблюдать. Наблюдение за поведением в
целом очень трудно, почти невозможно.
Поэтому без ясной цели, поставленной
перед наблюдением, все исследование
становится отрывочным, случайным,
путаным.

24

Во-вторых,
наблюдение должно быть объективным.
Ошибка недостаточно опытного наблюдателя
обычно состоит в том, что объективная
фиксация наблюдаемого процесса
подменяется необоснованным толкованием
субъективных состояний ребенка.

В-третьих,
наблюдение должно проводиться
систематически, без больших перерывов,
ибо только так можно получить данные,
характеризующие именно процесс развития,
а не отдельные состояния ребенка.

В-четвертых,
наблюдение нужно проводить таким
образом, чтобы ребенок о нем не знал.
Если он замечает, что за ним наблюдают,
то это может коренным образом изменить
всю картину его поведения, которое из
естественного и непринужденного
становится нарочитым и искусственным.

В-пятых,
наблюдение позволяет собрать полноценные
материалы только тогда, когда исследователь
владеет техникой достаточно быстрой
записи (фиксации) наблюдаемых фактов.

Метод
наблюдения имеет свои недочеты, в
частности невозможность повторно
воспроизводить с достаточной точностью
условия, в которых наблюдался тот или
иной процесс, невозможность варьировать
условия протекания наблюдаемого явления.
Это в значительной степени ограничивает
возможности применения наблюдения как
метода психологического исследования.

Основным
методом изучения психического развития
ребенка является эксперимент. Именно
этот метод позволяет изменить условия
протекания психических процессов, дает
возможность вычленять отдельные его
элементы и подвергать их более детальному
анализу.

Применение
эксперимента к исследованию детей имеет
свои особенности. Прежде всего
экспериментирование с детьми связано
с существенными трудностями, так как
при включении ребенка в экспериментальную
ситуацию его поведение может приобрести
черты, которые не свойственны ему в
естественных условиях. Особенно это
относится к изучению таких видов
деятельности, как, например, игра.
Экспериментальное исследование игры
затруднено тем, что при вмешательстве
со стороны взрослых она теряет присущие
ей специфические черты, превращаясь
лишь в своеобразные занятия со
взрослым-экспериментатором. То же
следует сказать и о других видах
деятельности ребенка (изобразительная
и конструктивная деятельность, учение
и т. д.).

А.
Ф. Лазурским [111] был разработан метод
естественного эксперимента, при котором
деятельность ребенка и условия ее
протекания остаются по возможности
естественными, т. е. такими, какими
они являются в жизни. Задача экспериментатора
состоит в том, чтобы, целенаправленно
изменяя естественное поведение ребенка,
вскрыть психологические особенности
его протекания. Например, вместо
искусственного эксперимента по
исследованию

25

памяти
дошкольников можно организовать такую
игру, естественное и непринужденное
участие в которой требует от ребенка
запоминания и воспроизведения ряда
слов (такая ситуация была создана в
исследовании З. М. Истоминой, когда детям
давалось в игре поручение «купить»
разные предметы в «магазине»). В школьном
возрасте исследование памяти может
быть проведено в форме урока, на котором
запоминание и воспроизведение какого-либо
особого материала будет естественно
входить в обычную учебную работу
школьников.

В
отечественной детской психологии
исследователи при проведении экспериментов
стремятся к тому, чтобы их условия по
возможности наиболее соответствовали
условиям естественного протекания
изучаемых форм деятельности ребенка
того или иного возраста.

При
проведении экспериментов с детьми особо
стоит вопрос о степени надежности
получаемых фактов. Дело в том, что
психологический эксперимент часто
связан с решением испытуемым той или
иной задачи, предлагаемой экспериментатором.
Взрослые испытуемые в большинстве
случаев правильно понимают и принимают
эту задачу. Иначе ведут себя дети. Как
показало специальное исследование В.
И. Ленина [10], существенным условием
эксперимента с детьми являются отношения,
которые в ходе его возникают между
взрослым-экспериментатором и
ребенком-испытуемым, а также отношение
ребенка к самой задаче, мотивы его
действий при ее решении. Так, в этом
исследовании было обнаружено, что одна
и та же задача решалась младшими детьми
и не решалась более старшими только
потому, что старшие дети единственно
возможный способ решения считали слишком
простым и легким, не выявляющим их
умений, ловкости и сообразительности.
В силу этого дети не применяли его, а
пускались в поиски других, более сложных
способов и не решали задачу даже тогда,
когда им давали подсказку. На основании
этого исследования В. И. Ленин пришел к
правильному выводу о том, что анализ
внутренних, психологических условий
эксперимента имеет решающее значение
для установления степени надежности
получаемых данных.

В
последнее время в детской психологии
разрабатываются новые экспериментальные
приемы изучения психического развития
детей. Их особенность состоит в том, что
экспериментатор специально создает
условия, приводящие к возникновению
новых психических качеств или к изменению
старых, специально организует процесс
приобретения детьми новых знаний, умений
и навыков. В ходе таких экспериментов
изучаются адекватные условия самого
процесса формирования психики ребенка.
Тем самым эксперимент создает как бы
модель реального процесса воспитания
и обучения ребенка. Такому виду
эксперимента, несомненно, принадлежит
будущее, так как он не только позволяет
устанавливать

26

наличие
тех или иных особенностей поведения и
психики ребенка, но и показывает сам
процесс их формирования.

Для
создания максимально благоприятных
условий экспериментирования и наблюдения
за детьми, а также в целях более тщательной
фиксации экспериментальных данных в
современной детской психологии
применяется ряд приспособлений и
аппаратов. Речь ребенка чаще всего
записывается посредством магнитофона;
движения, жесты детей фиксируются
киноаппаратом. Все это позволяет уловить
и сохранить для последующего анализа
такие детали поведения, которые при
простом наблюдении могут ускользнуть
(например, интонация речи, изменение
мимики, характер мелких движений рук
или глаз и т. п.). Наблюдения за обычным
поведением ребенка или за выполнением
им экспериментального задания проводятся
часто через телевизионную установку
или через полупрозрачный зеркальный
экран. Эти приспособления обеспечивают
определенную изоляцию испытуемого от
экспериментатора, а тем самым и более
естественные условия для поведения
ребенка.

27

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Методы
исследования возрастного развития
ребенка включают несколь­ко блоков
методик. Одна часть методик в возрастной
психологии заимствована из общей
психологии, другая из дифференциальной
психологии, третья из социальной
психологии.

Из
общей психологии в возрастную пришли
все методы, которые используются для
изучения когнитивных процессов и
личности ре­бенка. Данные методы
позволяют получить информацию о
возрастных особенностях познава­тельных
процессов детей. Эти методы адаптированы
к возрасту ребенка и направлены на
изучение восприятия, внимания, памяти,
воображения, мышления и речи.

Из
дифференциальной психологии заимствованы
методы, которые используются для
изу­чения индивидуальных и возрастных
различий детей. Особое место среди этой
группы методов занимает метод близнецов.
При помощи данного метода исследуются
сходство и различия между гомозиготными
и гетерозиготными близнецами. Эти
исследования позволяют приблизиться
к решению одной из важнейших проблем
возрастной психологии — об органической
(генотипической) и средовой обу­словленности
психики и поведения ребенка.

Из
социальной психологии заимствована
группа методов, посредством которых
изучаются межлич­ностные отношения
в детских группах, взаимо­отношения
между детьми и взрослыми людьми. Это —
наблюдение, опрос, интервью, социометрические
методы, социально-психологический
эксперимент.

Организационные
методы. Организация психологического
исследования может быть раз­личной.
Часто используется метод срезов: в
достаточно больших детских группах с
помощью конкретных методик изучается
опре­деленный аспект развития, например
уровень развития интеллек­та. В
результате получают данные, характерные
для этой группы детей — детей одного
возраста или школьников, обучающихся
по одной учебной программе.

Когда
делается несколько срезов, под­ключается
сравнительный метод: данные по каждой
группе срав­ниваются между собой и
делаются выводы о том, какие тенденции
развития здесь наблюдаются и чем они
обусловлены. В примере с изучением
интеллекта мы можем выявить возрастные
тенденции — сравнивая особенности
мышления дошкольников из группы детского
сада (5 лет), младших школьников из
начальной школы (9 лет) и подростков из
средних классов (13 лет). Если же задача
состоит в том, чтобы определить зависимость
развития интеллекта от типа обучения,
мы подбираем и сравниваем другие группы
— детей одного возраста, но обучающихся
по разным учебным программам. В этом
случае мы делаем другой вывод: там, где
получены лучшие данные, обучение более
эффективно; дети, обучающиеся по
определенной программе, быстрее
развиваются интеллектуально, и можно
говорить о развивающем эффекте этого
типа обучения.

Конечно,
подбирая группы по какому-то признаку
для проведе­ния срезов, психологи
стараются «уравнивать» другие
существен­ные различия между детьми
— следят, чтобы в группах было оди­наковое
количество мальчиков и девочек, чтобы
дети были здоро­вы, без значительных
отклонений в психическом развитии и
т.д. Остальные многочисленные индивидуальные
различия не прини­маются во внимание.
Те данные, которые мы имеем благодаря
ме­тоду срезов, являются средними или
среднестатистическими.

Лонгитюдный
метод часто называется «продольным
исследованием». Здесь прослеживается
развитие од­ного и того же ребенка в
течение длительного времени. Такого
типа исследование позволяет выявить
более тонкие тенденции развития,
небольшие изменения, происходящие в
интервалах, ко­торые не охватываются
«поперечными» срезами.

Метод
срезов и лонгитюдный метод дают
возможность организовать психологическое
исследо­вание в целом.

Эмпирические
методы. Поставив перед собой
исследовательскую задачу и наметив
основные пути ее решения, психолог
делает еще ряд шагов в по­строении
своей работы. Он выбирает один из методов
полу­чения результатов — наблюдение,
экспериментальный метод или
психодиагностический метод.

Рассмотрим
особенности применения таких различных
методов исследования, как наблюдение,
эксперимент, тестирование и опрос в
возрастной психологии. Метод наблюдения
— один из главных в психолого-педагогических
исследованиях с детьми. Методы,
используемые обычно при изучении
взрослых,— тесты, эксперимент, опрос
—недоступны детям, особенно в младенческом
и раннем воз­расте.

Метод
наблюдения. Наблюдение — незаменимый
метод в работе с маленькими детьми, хотя
может применяться при изучении развития
детей лю­бого возраста.

Наблюдения
бывают сплошными, когда психолога
интересуют все особенности поведения
ребенка, но чаще выбо­рочными, когда
фиксируются только некоторые из них.

Наблюде­ние
— сложный метод, его использование
должно отвечать ряду требований. В числе
требований можно назвать:

четко
поставленная цель и разработанная схема
наблюдений (наблюдатель знает, что
именно он может увидеть и как это
фиксировать, а кроме того, умеет быстро
описывать на­блюдаемые явления);

объективность
наблюдения (описывается сам факт —
действие, фраза или эмоциональная
реакция ребенка, а не его субъективное
истолкование психологом);

систематичность
на­блюдений (в эпизодических наблюдениях
можно выявить не ха­рактерные для
ребенка моменты, а случайные, зависящие
от его сиюминутного состояния, от
ситуации). Для того чтобы получить
результаты, необходимые для обоб­щения,
наблюдение должно вестись регулярно.
Де­ти растут очень быстро, их психология
и поведение меняются на глазах, и
достаточно, например, пропустить в
младенчестве всего лишь один месяц, а
в раннем детстве — два или три месяца,
чтобы получить ощутимый пробел в истории
индивидуального развития ре­бенка.
Интервалы, с которыми должно проводиться
наблюдение за детьми, зависят от их
возраста. В период от рождения до
двух-трех месяцев наблюдение за ребенком
желательно проводить ежедневно; в
возрасте от двух-трех месяцев до одного
года — еженедельно; в раннем детстве,
от года до трех лет,— ежемесячно; в
дошкольном детстве, от трех до шести-семи
лет,— как минимум один раз в полго­да;
в младшем школьном возрасте — раз в год
и т. д. Чем более ранний возраст мы берем,
тем меньше должен быть интервал вре­мени
между очередными наблюдениями;

наблюдение
за естествен­ным поведением ребенка
(ребенок не должен знать о том, что
взрослый наблюдает за ним специально,
иначе его поведение изменится). Вести
наблюде­ние за детьми проще, чем за
взрослыми, так как ребенок под наблюдением
обычно более естествен, не играет
спе­циальных социальных ролей,
свойственных взрослым.

Экспериментальный
метод. Эксперимент часто является
одним из самых надежных методов получения
достоверной информации о психологии и
поведении ребенка. Включение ребенка
в экспериментальную игровую ситуацию
позволяет получить непосредственные
реакции ребенка на воздействующие
стимулы и на основе этих реакций судить
об особенностях психики ребенка.

Эксперимент
с детьми проводится в обстановке, как
можно бо­лее приближенной к привычным
для них условиям. Эксперимент в работе
с детьми позволяет получить лучшие
ре­зультаты тогда, когда он организован
и проведен в форме игры. Игровая ситуация
в эксперименте вызывает заинтересованность
ребенка. Отсутствие у ребенка интереса
к тому, что ему предлагают делать в
психолого-педагоги­ческом эксперименте,
не позволяет ему проявить свои
интеллек­туальные способности и
интересующие исследователя психологи­ческие
качества. В результате ребенок может
показаться исследо­вателю менее
развитым, чем он есть на самом деле.

В
возрастной психологии применяют два
типа экспериментов — констатирующий
эксперимент и формирующий эксперимент.

В
констати­рующем эксперименте
определяется уровень и особенности
развития детей, присущие им в настоящее
время. Это касается как лич­ностного
развития и отношений ребенка с окружающими,
так и интеллектуального развития.

Наряду
с разного рода констатирующими
экспериментами, в возрастной психологии
применяется формирующий эксперимент.
Благодаря созданию специальных условий,
в нем прослеживается динамика развития
определенной психической функции. Л.С.
Вы­готский наблюдал таким образом
процесс становления у ребенка понятий
(экспериментально-генетический метод).
В настоящее время строятся сложные
формирующие эксперименты, по сущест­ву
— обучающие, в ходе которых в течение
года или нескольких лет у дошкольников
развивается восприятие (создание системы
развивающих заданий и игр), у младших
школьников — теорети­ческое мышление
(разработка экспериментальных учебных
про­грамм).

Психодиагностические
методы. Каждое направление
эксперимен­тального исследования
предполагает свой набор более конкретных
методов. Выбирая ту или иную методику,
психолог исходит из за­дачи, стоящей
перед ним, возраста детей (разные методики
рас­считаны на разный возраст) и
условий проведения эксперимента, которые
он может обеспечить.

Развитие
личности изучается с помощью бесед с
детьми, пись­менных опросов и косвенных
методов. К последним относятся так
называемые проективные методы. Они
основаны на принципе проекции —
перенесении на других людей своих
собственных по­требностей, отношений,
качеств. Ребенок, посмотрев на картинку
со смутно изображенными на ней фигурами
(детский вариант те­матического
апперцептивного теста), рассказывает
о них, исходя из своего опыта, наделяя
их своими заботами и переживаниями.
Например, младший школьник, у которого
главная проблема — успеваемость, часто
представляет себе эти ситуации как
учебные; неуспевающий ученик сочиняет
историю о том, как мальчика-лентяя отец
ругает за очередную «двойку», а аккуратная
отлични­ца наделяет того же персонажа
прямо противоположными свойствами и
повествует о его выдающихся успехах.
Тот же меха­низм проявляется в
окончаниях рассказов, которые придумывают
дети (методика завершения рассказа), в
продолжении фраз (методика неоконченных
предложений) и т.д.

Отношения
между детьми, сложившиеся в группе
детского сада или школьном классе,
позволяет определить социометрический
метод. Ребенку предоставляется возможность
выбрать трех сверст­ников, к которым
он лучше всего относится, скажем, отвечая
на вопрос: «С кем ты хочешь сидеть за
одной партой?» Выборы де­тей, взаимные
и невзаимные, раскрывают структуру
отношений в группе: больше всего выборов
получают «звезды» — самые попу­лярные
дети; есть дети предпочитаемые; дети,
которых мало кто выбирает, для них
особенно важна взаимность симпатий; и
изоли­рованные, отвергаемые — их
никто не выбирает, они в наиболь­шей
степени нуждаются в помощи.

То,
что было сказано об эксперименте, имеет
отношение и к методу пси­хологического
тестирования детей. Свои интеллектуальные
способ­ности и личностные качества
дети демонстрируют во время тести­рования
лишь тогда, когда их участие в тестировании
стимулируется привлекательными для
ребенка способами, например получением
награды. Для психодиагностики детей
обычно используют тесты, аналогичные
взрослым, но более простые и адаптированные
( например, детские варианты теста
Кеттела и теста Векслера).

Интеллектуальное
развитие изучается с помощью разнообраз­ных
методик, но главным образом —
стандартизованных тестов. Первый в
истории детской психологии тест
Бине-Симона включал ряд заданий,
представленных в вербальной (словесной)
форме и предназначенных для определенного
возраста. На большом количестве детей,
охваченных экспериментом Альфреда
Бине, были установлены нормы умственного
развития. Индивидуальные пока­затели
умственного развития ребенка сравниваются
со средними показателями его возрастной
группы; определяется, соответствует ли
он в интеллектуальном плане своему
возрасту, отстает или опережает основную
массу своих сверстников. Сейчас при
работе с детьми от 2 до 16 лет используется
усовершенствованный вари­ант этого
теста — тест Стэнфорд-Бине.

Тест
Векслера для детей 4-16 лет включает
вербальные и дан­ные в наглядной
(образной) форме задания. При его
применении получают два показателя —
вербальный и невербальный интеллект,
а также суммарный «общий интеллектуальный
показатель».

Рабо­тая
с тестами интеллекта, психолог вычисляет
IQ — интеллектуаль­ный коэффициент:

IQ
= умственный возраст / хронологический
возраст • 100%

Если
ребенок решает все задания для своего
возраста, его IQ равен 100 баллам. Дети,
набирающие свыше 120 баллов, считают­ся
одаренными, значительно отстающие от
своей возрастной нор­мы — умственно
отсталыми.

Значительные
трудности могут возникать тогда, когда
в работе с детьми применяется метод
опроса в его различных формах: уст­ной
и письменной. Эти трудности могут быть
вызваны тем, что ре­бенок не всегда
правильно понимает адресованные ему
вопросы, вкладывает в них несколько
иной смысл, чем взрослый человек. По
этой причине рекомендуется прежде всего
убедиться в правильности понимания
ребенком адресованных ему вопросов и
только после этого интер­претировать
и обсуждать даваемые им ответы.

Этика
психологических исследований. В
заключение следует отметить этический
аспект работы дет­ского психолога.
От него может зависеть судьба ребенка,
недоста­точно развитого в умственном
плане. Если, используя интеллекту­альные
тесты и не разобравшись в причинах
отставания, психолог рекомендует
перевести такого ребенка из массовой
школы во вспомогательную (для умственно
отсталых детей), он тем самым лишает его
полноценного будущего. Ребенок может
быть интел­лектуально сохранным, но
педагогически запущенным — с ним мало
общались дома, недостаточно занимались,
и он не в состоя­нии самостоятельно
решить тестовые задачи.

Могут
остро стоять этические проблемы и при
использовании других методов исследования.
Далеко не все данные о развитии ребенка
можно сообщать его родителям, воспитателям
и учителям, другим детям. Нельзя
разглашать, например, данные социометрии
— это приведет к серии конфликтов в
группе, испорченным отноше­ниям у
части детей, ухудшению положения
«отверженных». Дет­ский психолог
несет моральную ответственность за тех
детей, с которыми он работает. Он так
же, как и медик, должен прежде всего
руководствоваться принципом «не
навреди».

Оглавление

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник