Методы индивидуальной оценки уровня физического развития ребенка

Методы индивидуальной оценки уровня физического развития ребенка thumbnail

ГИГИЕНА
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Показатели
и методы индивидуальной оценки
физи­ческого развития.

Показатели
физического развития детей и подростков.

Соматометрические
признаки.

  1. Рост
    стоя и сидя.
    Измеряется
    с помощью антропометра или росто-метра.

  2. Масса
    тела.
    Измеряется
    медицинскими весами натощак, без одежды
    и обуви

  3. Окружность
    головы, грудной клетки, плеча, бедра,
    голени. Измерение проводится
    м помощью сантиметровой ленты.

Соматоскопические
признаки.

При
соматоскопии (осмотре тела) обращают
внимание на:

  1. Состояние
    кожных покровов и слизистых оболочек
    (тургор,
    цвет, чис­тота,
    влажность)

  2. Степень
    жироотложения
    (развитие
    подкожного жирового слоя). Опре­деляют
    по толщине жировой складки на животе
    (в области пупка и на 5-6 см сбоку от
    него), а также под лопаткой: 1-2 см —
    жироотложение сред­нее, менее 1 см —
    ниже среднего, более 2 см — выше среднего.

  3. Состояние
    опорно-двигательного аппарата

1. Костяк.
Различают
три типа костяка:

а) Тонкий
— узкие плечи, грудная клетка, малые
размеры кистей рук,
стоп.

б) Коренастый
— широкие плечи, грудная клетка, большие
кисти и
стопы

в) Промежуточный

  1. Форма
    грудной клетки:
    цилиндрическая,
    коническая, плоская, сме­шанная

  1. Позвоночник.
    Различают
    3 основных типа формы позвоночника:

а) Нормальный
позвоночник 8-образной формы. Шейная и
пояснич­
ная
кривизна выражены не сильно и обращены
вперед. Грудная выпуклость
обращена
назад.

б) Лордотический
позвоночник — малая шейная и резко
выраженная
поясничная
кривизна.

в) Кифотический
— все три кривизны резко выражены.

К
деформациям позвоночника относят
сколиозы
(право-
и левосторон­ние). Выделяют три степени
сколиоза в зависимости от выраженности.

4. Форма
ног:

а)
Нормальная б) Х-образная в)
О-образная.

5. Форма
стопы.
Стопа
может быть

а)
Нормальная б) Уплощенная в)
Плоская

4)
Оценка
степени
полового созревания.
Производится
по следующим при­знакам:

  1. У
    девочек — оволосение подмышечных
    впадин, лобка, развитие молочной
    железы, время появления первой менструации

  2. У
    мальчиков — оволосение подмышечных
    впадин, лобка, мутация голоса, оволосение
    лица, развитие кадыка

Физиометрические
признаки.

Включают
в себя:

  1. Жизненная
    емкость легких
    (ЖЕЛ).
    Определяется с помощью спирометра.

  2. Мышечная
    сила рук.
    Определяется
    с помощью ручного дина­мометра

  3. Становая
    сила

    определяется с помощью станового
    динамо­метра

4) Кроме
того могут определяться пульс, артериальное
давление.
После
определения всех параметров (показателей),
физического развития

их
необходимо правильно оценить.

Методы
индивидуальной оценки физического
развития детей и подростков.

В
принципе все методы основаны на
сопоставлении (сравнении) индиви­дуальных
полученных данных с современными
средними показателями для данной
возрастно-половой группы данного
региона.

Существуют
следующие методы индивидуальной оценки
физического развития:

Метод
сигмальных отклонений.

При
данном методе каждый из индивидуальных
признаков сравнивают со средним
арифметическим этого признака для
данного возраста и находят фактическое
отклонение
по
данному признаку. Затем это фактическое
от­клонение делят на сигму (а) — среднее
квадратичное отклонение и находят
сигмальное
отклонение. Нетрудно понять, что если
сигмальное отклонение отрицательно,
то признак развит ниже средневозрастной
нормы, а если оно положительно, то выше
средней величины для данного возраста.
При этом, развитие
признака оценивается следующим образом:

Сигмальное
отклонение

Развитие
признака

От
-1а до +1а

В
пределах средних величин

От
-1о~ до -2а

Ниже
среднего

Меньше
-2а

Низкое

От
+1а до +2а

Выше
среднего

Больше
+2а

Высокое

Совокупность
сигмапьных отклонений изображают
графически, получая так называемый
профиль
физического развития
в
виде ломаной линии, от­клоняющейся
от центральной вертикальной линии,
соответствующей сред­ним
величинам исследуемых признаков, вправо
или влево в зависимости от
того, развит дачный признак выше или
ниже средней величины.

Недостатком
метода является раздельная (без
взаимосвязи друг с другом) оценка
каждого признака, а также отсутствие
оценки гармоничности разви­тия
ребенка.

Оценка
физического
развития по
шкалам
регрессии.

Отличительной
особенностью данного метода является
то, что признаки оцениваются
не отдельно, а в связи друг с другом.
Сначала определяется рост ребенка и
соответственно росту устанавливаются
нормативы для других пока­зателей.
Далее с этими нормами сравнивают
фактические величины показа­телей,
находят аналогично предыдущему методу
сигмальные отклонения для каждого
показателя и оценивают их.

Комплексный
метод оценки.

При
данном методе сначала определяется
соответствие биологического возраста
паспортному (см. следующий вопрос). После
этого оценивается морфофункциональное
состояние организма по шкалам регрессии.
Физиче­ское
состояние оценивается как гармоничное,
если
масса тела и окружность грудной
клетки отличаются от должных для данного
роста (при оценке по шкалам рефессии)
не больше, чем на 1а. При различиях в
пределах ±1-2а развитие считается
дисгармоничным,
больше
чем ± 2а — резко
дисгармонич­ным.
Естественно,
что при дисгармоничном и резко
дисгармоничном разви­тии имеют место
и низкие функциональные показатели.

Читайте также:  Мбдоу 155 центр развития ребенка детский сад

Определение
группы здоровья ребенка.

По
степени здоровья все дети разделяются
на 5 фупп :

  1. Здоровые.
    Не
    имеют хронических заболеваний и
    гармонично
    раз­виты
    (в настоящее время это доли процента)

  2. Практически
    здоровые.
    Это
    дети, не страдающие хроническими
    заболеваниями,
    но все-таки имеющие отклонения
    (плоскостопие, суту­лость), часто
    болеющие дети (больше 4 раз в год),
    длительно болеющие (одно
    заболевание длилось более 25 дней), а
    также дети со слабой близо­рукостью.

  3. Больные
    дети в
    стадии компенсации
    (ревматизм
    в стадии ремис­сии,
    гастрит, холецистит в компенсированной
    форме, хронический тон­зиллит).

  1. Дети
    с заболеваниями в стадии
    субкомпенсации

  1. Дети
    с заболеваниями в
    стадии декомпенсации.
    Это
    дети-инвалиды.
    Они
    составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В принципе все методы основаны на сопоставлении (сравнении) индиви­дуальных полученных данных с современными средними показателями для данной возрастно-половой группы данного региона.

Существуют следующие методы индивидуальной оценки физического развития:

Метод сигмальных отклонений.

При данном методе каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средним арифметическим этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение по данному признаку. Затем это фактическое от­клонение делят на сигму (а) — среднее квадратичное отклонение и находят сигмальное отклонение. Нетрудно понять, что если сигмальное отклонение отрицательно, то признак развит ниже средневозрастной нормы, а если оно положительно, то выше средней величины для данного возраста. При этом, развитие признака оценивается следующим образом:

Сигмальное отклонение Развитие признака
От -1а до +1а В пределах средних величин
От -1о~ до -2а Ниже среднего
Меньше -2а Низкое
От +1а до +2а Выше среднего
Больше +2а Высокое

Совокупность сигмапьных отклонений изображают графически, получая так называемый профиль физического развития в виде ломаной линии, от­клоняющейся от центральной вертикальной линии, соответствующей сред­ним величинам исследуемых признаков, вправо или влево в зависимости от того, развит дачный признак выше или ниже средней величины.

Недостатком метода является раздельная (без взаимосвязи друг с другом) оценка каждого признака, а также отсутствие оценки гармоничности разви­тия ребенка.

Оценкафизического развития пошкалам регрессии.

Отличительной особенностью данного метода является то, что признаки оцениваются не отдельно, а в связи друг с другом. Сначала определяется рост ребенка и соответственно росту устанавливаются нормативы для других пока­зателей. Далее с этими нормами сравнивают фактические величины показа­телей, находят аналогично предыдущему методу сигмальные отклонения для каждого показателя и оценивают их.

Комплексный метод оценки.

При данном методе сначала определяется соответствие биологического возраста паспортному (см. следующий вопрос). После этого оценивается морфофункциональное состояние организма по шкалам регрессии. Физиче­ское состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных для данного роста (при оценке по шкалам рефессии) не больше, чем на 1а. При различиях в пределах ±1-2а развитие считается дисгармоничным, больше чем ± 2а — резко дисгармонич­ным. Естественно, что при дисгармоничном и резко дисгармоничном разви­тии имеют место и низкие функциональные показатели.

Определение группы здоровья ребенка.

По степени здоровья все дети разделяются на 5 фупп :

1) Здоровые. Не имеют хронических заболеваний игармонично раз­виты (в настоящее время это доли процента)

2) Практически здоровые. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но все-таки имеющие отклонения (плоскостопие, суту­лость), часто болеющие дети (больше 4 раз в год), длительно болеющие (одно заболевание длилось более 25 дней), а также дети со слабой близо­рукостью.

3) Больные дети в стадии компенсации (ревматизм в стадии ремис­сии, гастрит, холецистит в компенсированной форме, хронический тон­зиллит). ‘

4) Дети с заболеваниями в стадии субкомпенсации

Читайте также:  Основные движущие силы развития личности ребенка

5) Дети с заболеваниями в стадии декомпенсации. Это дети-инвалиды. Они составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.

ОГЛАВЛЕНИЕ

2. Анатомо-физиологические особенности рас­тущего организма. Биологический и паспортный возраст. Социально-гигиеническое значение аксе­лерации.

Для организма детей и подростков характерны рост и развитие.

Рост— это количественное изменение массы, величины клеток, органов и всего организма.

Развитие— это качественное изменение морфологической дифференци-ровки тканей, их функциональное совершенствование.

Рост и диффереицировка идут неравномерно (то рост опережает диффе-ренцировку, то диффереицировка идет быстрее роста).

В растущем организме преобладают процессы ассимиляции. Причем чем меньше возраст, тем активнее процессы ассимиляции.

Развитие детей и подростков принято делить на несколько этапов, ха­рактеризующихся своими особенностями (деление дается согласно лекцион­ному материалу) :

1) Предцошкольный (от рождения до 3 лет)

2) Дошкольный (3-7 лет)

3) Школьный

а) младший (7-10 лет)

б) средний (11-14 лет)

в) старший (15-18 лет)

Преддошкольный период(до 3 лет) характеризуется очень быстрым ростом и развитием. Рост, масса, окружность головы, конечностей очень бы­стро меняются до 1 года. К 1 году масса утраивается, достигая в среднем 11 кг. Рост в среднем увеличивается на 15 см (например с 53 см до 78 см). В период от 1 года до 3 лет темп роста и развития уменьшается. Изменение массы составляет примерно 4-6 кг в год, а увеличение роста примерно 8-10 см в год.

В дошкольном периоде(3-7 лет) размеры тела увеличиваются равномер­но. Увеличение массы составляет в среднем 2 кг в год, а роста — 5-8 см в год.

Для младшего школьноговозраста (7-10 лет) характерно среднее уве­личение массы на 2-3 кг в год, а изменение роста составляет 4-5 см в год.

В среднем школьномвозрасте — в период с 11до 14 лет (подростковый возраст)наблюдается резкий эндокринный скачок, связанный с половым со­зреванием, в результате чего наблюдается быстрый рост, происходит четкая диффереицировка тканей. В этот период увеличение роста составляет 4-8 см в год, массы тела — 3-5 кг в год.

В 15-18 лет (старший школьный возраст)происходит завершение по­лового созревания. Наблюдается очень незначительная годовая прибавка в ве­се и росте.

Биологический и паспортный возраст.

Среди детей одного возраста особенно в 11-14 лет могут наблюдаться существенные различия в развитии организма. Таким образом, просто возраст ребенка не может объективно отражать степень его развития, поэтому кроме понятия паспортного возраста было введено понятие биологического возрас­та.

Паспортный (календарный) возраст— это возраст по дате рождения и текущей дате.

Биологический возраст— это фактически достигнутый уровень морфоло­гического и функционального развития органов и систем ребенка (в том чис­ле и психического развития).

Биологический возраст может не соответствовать паспортному.

Критерии установления биологического возраста :

1) Время окостенения скелета

2) Время прорезывания и смены зубов

3) Показатели физического развития (рост, масса, окружности)

4) Вторичные половые признаки

Индивидуальные данные сравниваются со стандартами для данного воз­раста и региона, полученные за последние 10 лет.

Считается, что биологический возраст соответствует паспортному если

1) Длина тела не меньше средней стандартной величины

2) Годовая прибавка в росте не менее 4 см

3) Количество постоянных зубов в 6 лет равно 1-2, в 7 лет — 4-5.

4) Половое развитие соответствует возрастной половой форме.

Биологический возраст отстает от паспортного если 2 показателя не со­ответствуют указанным требованиям. При этом в младшем возрасте основны­ми признаками являются время прорезывания и смены зубов, а также длина тела. В среднем и старшем возрасте — вторичные половые признаки и годо­вая прибавка в росте.

Биологический возраст может и опережать паспортный. Если опереже­ние не превышает 2 года, это нормально.

Акселерация.

Сущность акселерации заключается в раннем достижении определенных этапов развития организма:

1) Ранняя смена зубов

2) Раннее половое созревание

3) Раннее окостенение скелета и завершение роста Акселерация проявляется в том, что в настоящее время к одному и тому

же возрасту ребенок достигает более высоких показателей роста и развития чем в прошлом. Например, сейчас в 13 лет мальчики на 15 см выше чем 100 лет назад.

Читайте также:  Что входит в сенсорное развитие ребенка

Акселерацию не следует путать с так называемой вековой тенденцией. Это — тенденция к постепенному изменению с течением времени биоморфиз-ма человека, которое заключается в увеличении продолжительности жизни и более позднем наступлении климакса.

Акселерация — часть вековой тенденции, охватывающая только период созревания.

Причины акселерации:

Существует несколько теорий, объясняющих причины акселерации.

1) Гелиогенная (солнечная) теория. Согласно ей ультрафиолет вызывает синтез активной формы витамина О и ускорение роста. Эта теория не выдерживает критики так как акселерация наблюдается не только в солнечных регионах, но и в северных районах, где мало солнеч­ной радиации.

2) Алиментарная теория. Говорит, что современные дети больше едят белков, жиров, углеводов, витаминов. Но повышенное потребление пищи и витаминов характерно только для последних 40 лет, а акселера­ция наблюдалась и раньше.

3) Радиоволновая теория. Она говорит, что в связи с развитием техники появилось большое количество радиоволн, которые действуя на гипофиз, вызывают увеличение синтеза и секреции гормона роста, а сле­довательно ускорение роста.

4) Урабанизационная теория. Согласно ей жизнь в больших горо­дах всегда сопряжена с шумом, нервными стрессами. Все стрессы раздра­жают нервную’систему, что способствует ускорению роста и развития. Однако, в тихих, спокойных регионах акселерация также наблюдается.

5) Генетическая теория.

Таким образом, единой теории, объясняющей причины акселерации в настоящее время не существует.

Следует заметить, что в развитых странах акселерация постепенно идет на убыль, а в развивающихся, наоборот, увеличивается.

ОГЛАВЛЕНИЕ

3. Понятие школьной зрелости, критерии опре­деления. Группы риска неготовности к школьному

обучению.

Школьная зрелость.

В настоящее время перед поступлением в школу обязательно проводится проверка так называемой школьной зрелости.

Школьная зрелость— это степень морфологической и функциональной готовности отдельных органов и систем организма ребенка к выполнению требований школы.

В 6 лет проводится проверка детей в детском саду или поликлинике. Ус­танавливает школьную зрелость медико-биологическая комиссия, в которую входят

1) врач-педиатр -2) педагог 3) логопед

Критерии установления школьной зрелости:

1) Состояние здоровья ребенка (в том числе психологический статус)

2) Установление биологического возраста

3) Проверка развития речи (пересказ)

4) Проведение дозированной работы ( 2 мин)

5) Психофизиологический тест Керна-Иррасека.С его помощью можно на 70 % установить школьную зрелость. Этот тест состоит из 3 заданий

1. Нарисовать человека.

2. Скопировать письменно короткую фразу.

3. Срисовать 10 точек в виде прямоугольника.

Каждое задание оценивается отдельно. Высший бал — 1, низший — 5. Дети, набравшие 3-5 баллов — зрелые

5-9 балловсредне зрелые больше 10 — незрелые. Первых и вторых берут в школу.

Группы риска неготовности к школьному обучению :

1) Отставание биологического возраста от паспортного

2) Дети с функциональными расстройствами

а) близорукость

б) логоневрозы (заикание)

в) дистопия

г) хронические заболевания

ОГЛАВЛЕНИЕ

4. Задачи и содержание работы школьного врача.

До 14 лет дети получают медицинскую помощь в детских поликлиниках, а старше 15 лет — во взрослых поликлиниках, где есть подростковый врач. Углубленное обследование проводится в школах 1 раз в год.

В школах за медицинскую помощь отвечает школьный врач.Это педи­атр, ориентированный в вопросах гашены и педагогики.

Функции школьного врача:

1) Лечебно-профилактические

а) медицинский осмотр

б) диспансеризация

в) амбулаторный прием

г) определение группы занятий физкультурой

2) Противоэпидемические

а) проведение прививок

б) предупреждение заноса инфекций в школу (изоляция больных де­
тей)

3) Санитарно-гигиенические —

а) участие в составлении расписания

б) посещение уроков труда, физкультуры

в) контроль за микроклиматом

4) Санитарно-просветительские (гигиеническое просвещение де­
тей, родителей, педагогов)

ОГЛАВЛЕНИЕ

5. Температурно-влажностный и световой ре­жим в школьных помещениях.

Температурно-влажностный режим в школьных по­мещениях.

Температура воздуха в школьных помещениях должна составлять

• В классах — 18-20 °С

• В спортивном зале — около 15-16°С

• В учебных’мастерских — 14-17°С Отопление — центральное. Влажность — 40-65 %.

Скорость движения воздуха — 0.16-0.25 м/с

Источник