Методы индивидуальной оценки уровня физического развития ребенка
ГИГИЕНА
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Показатели
и методы индивидуальной оценки
физического развития.
Показатели
физического развития детей и подростков.
Соматометрические
признаки.
Рост
стоя и сидя. Измеряется
с помощью антропометра или росто-метра.Масса
тела. Измеряется
медицинскими весами натощак, без одежды
и обувиОкружность
головы, грудной клетки, плеча, бедра,
голени. Измерение проводится
м помощью сантиметровой ленты.
Соматоскопические
признаки.
При
соматоскопии (осмотре тела) обращают
внимание на:
Состояние
кожных покровов и слизистых оболочек
(тургор,
цвет, чистота,
влажность)Степень
жироотложения (развитие
подкожного жирового слоя). Определяют
по толщине жировой складки на животе
(в области пупка и на 5-6 см сбоку от
него), а также под лопаткой: 1-2 см —
жироотложение среднее, менее 1 см —
ниже среднего, более 2 см — выше среднего.Состояние
опорно-двигательного аппарата
1. Костяк.
Различают
три типа костяка:
а) Тонкий
— узкие плечи, грудная клетка, малые
размеры кистей рук,
стоп.
б) Коренастый
— широкие плечи, грудная клетка, большие
кисти и
стопы
в) Промежуточный
Форма
грудной клетки: цилиндрическая,
коническая, плоская, смешанная
Позвоночник.
Различают
3 основных типа формы позвоночника:
а) Нормальный
позвоночник 8-образной формы. Шейная и
пояснич
ная
кривизна выражены не сильно и обращены
вперед. Грудная выпуклость
обращена
назад.
б) Лордотический
позвоночник — малая шейная и резко
выраженная
поясничная
кривизна.
в) Кифотический
— все три кривизны резко выражены.
К
деформациям позвоночника относят
сколиозы
(право-
и левосторонние). Выделяют три степени
сколиоза в зависимости от выраженности.
4. Форма
ног:
а)
Нормальная б) Х-образная в)
О-образная.
5. Форма
стопы. Стопа
может быть
а)
Нормальная б) Уплощенная в)
Плоская
4)
Оценка
степени
полового созревания. Производится
по следующим признакам:
У
девочек — оволосение подмышечных
впадин, лобка, развитие молочной
железы, время появления первой менструацииУ
мальчиков — оволосение подмышечных
впадин, лобка, мутация голоса, оволосение
лица, развитие кадыка
Физиометрические
признаки.
Включают
в себя:
Жизненная
емкость легких (ЖЕЛ).
Определяется с помощью спирометра.Мышечная
сила рук. Определяется
с помощью ручного динамометраСтановая
сила —
определяется с помощью станового
динамометра
4) Кроме
того могут определяться пульс, артериальное
давление.
После
определения всех параметров (показателей),
физического развития
их
необходимо правильно оценить.
Методы
индивидуальной оценки физического
развития детей и подростков.
В
принципе все методы основаны на
сопоставлении (сравнении) индивидуальных
полученных данных с современными
средними показателями для данной
возрастно-половой группы данного
региона.
Существуют
следующие методы индивидуальной оценки
физического развития:
Метод
сигмальных отклонений.
При
данном методе каждый из индивидуальных
признаков сравнивают со средним
арифметическим этого признака для
данного возраста и находят фактическое
отклонение по
данному признаку. Затем это фактическое
отклонение делят на сигму (а) — среднее
квадратичное отклонение и находят
сигмальное
отклонение. Нетрудно понять, что если
сигмальное отклонение отрицательно,
то признак развит ниже средневозрастной
нормы, а если оно положительно, то выше
средней величины для данного возраста.
При этом, развитие
признака оценивается следующим образом:
Сигмальное | Развитие |
От | В |
От | Ниже |
Меньше | Низкое |
От | Выше |
Больше | Высокое |
Совокупность
сигмапьных отклонений изображают
графически, получая так называемый
профиль
физического развития в
виде ломаной линии, отклоняющейся
от центральной вертикальной линии,
соответствующей средним
величинам исследуемых признаков, вправо
или влево в зависимости от
того, развит дачный признак выше или
ниже средней величины.
Недостатком
метода является раздельная (без
взаимосвязи друг с другом) оценка
каждого признака, а также отсутствие
оценки гармоничности развития
ребенка.
Оценка
физического
развития по
шкалам
регрессии.
Отличительной
особенностью данного метода является
то, что признаки оцениваются
не отдельно, а в связи друг с другом.
Сначала определяется рост ребенка и
соответственно росту устанавливаются
нормативы для других показателей.
Далее с этими нормами сравнивают
фактические величины показателей,
находят аналогично предыдущему методу
сигмальные отклонения для каждого
показателя и оценивают их.
Комплексный
метод оценки.
При
данном методе сначала определяется
соответствие биологического возраста
паспортному (см. следующий вопрос). После
этого оценивается морфофункциональное
состояние организма по шкалам регрессии.
Физическое
состояние оценивается как гармоничное,
если
масса тела и окружность грудной
клетки отличаются от должных для данного
роста (при оценке по шкалам рефессии)
не больше, чем на 1а. При различиях в
пределах ±1-2а развитие считается
дисгармоничным,
больше
чем ± 2а — резко
дисгармоничным. Естественно,
что при дисгармоничном и резко
дисгармоничном развитии имеют место
и низкие функциональные показатели.
Определение
группы здоровья ребенка.
По
степени здоровья все дети разделяются
на 5 фупп :
Здоровые.
Не
имеют хронических заболеваний и
гармонично
развиты
(в настоящее время это доли процента)Практически
здоровые. Это
дети, не страдающие хроническими
заболеваниями,
но все-таки имеющие отклонения
(плоскостопие, сутулость), часто
болеющие дети (больше 4 раз в год),
длительно болеющие (одно
заболевание длилось более 25 дней), а
также дети со слабой близорукостью.Больные
дети в
стадии компенсации (ревматизм
в стадии ремиссии,
гастрит, холецистит в компенсированной
форме, хронический тонзиллит).
‘
Дети
с заболеваниями в стадии
субкомпенсации
Дети
с заболеваниями в
стадии декомпенсации. Это
дети-инвалиды.
Они
составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В принципе все методы основаны на сопоставлении (сравнении) индивидуальных полученных данных с современными средними показателями для данной возрастно-половой группы данного региона.
Существуют следующие методы индивидуальной оценки физического развития:
Метод сигмальных отклонений.
При данном методе каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средним арифметическим этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение по данному признаку. Затем это фактическое отклонение делят на сигму (а) — среднее квадратичное отклонение и находят сигмальное отклонение. Нетрудно понять, что если сигмальное отклонение отрицательно, то признак развит ниже средневозрастной нормы, а если оно положительно, то выше средней величины для данного возраста. При этом, развитие признака оценивается следующим образом:
Сигмальное отклонение | Развитие признака |
От -1а до +1а | В пределах средних величин |
От -1о~ до -2а | Ниже среднего |
Меньше -2а | Низкое |
От +1а до +2а | Выше среднего |
Больше +2а | Высокое |
Совокупность сигмапьных отклонений изображают графически, получая так называемый профиль физического развития в виде ломаной линии, отклоняющейся от центральной вертикальной линии, соответствующей средним величинам исследуемых признаков, вправо или влево в зависимости от того, развит дачный признак выше или ниже средней величины.
Недостатком метода является раздельная (без взаимосвязи друг с другом) оценка каждого признака, а также отсутствие оценки гармоничности развития ребенка.
Оценкафизического развития пошкалам регрессии.
Отличительной особенностью данного метода является то, что признаки оцениваются не отдельно, а в связи друг с другом. Сначала определяется рост ребенка и соответственно росту устанавливаются нормативы для других показателей. Далее с этими нормами сравнивают фактические величины показателей, находят аналогично предыдущему методу сигмальные отклонения для каждого показателя и оценивают их.
Комплексный метод оценки.
При данном методе сначала определяется соответствие биологического возраста паспортному (см. следующий вопрос). После этого оценивается морфофункциональное состояние организма по шкалам регрессии. Физическое состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных для данного роста (при оценке по шкалам рефессии) не больше, чем на 1а. При различиях в пределах ±1-2а развитие считается дисгармоничным, больше чем ± 2а — резко дисгармоничным. Естественно, что при дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии имеют место и низкие функциональные показатели.
Определение группы здоровья ребенка.
По степени здоровья все дети разделяются на 5 фупп :
1) Здоровые. Не имеют хронических заболеваний игармонично развиты (в настоящее время это доли процента)
2) Практически здоровые. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но все-таки имеющие отклонения (плоскостопие, сутулость), часто болеющие дети (больше 4 раз в год), длительно болеющие (одно заболевание длилось более 25 дней), а также дети со слабой близорукостью.
3) Больные дети в стадии компенсации (ревматизм в стадии ремиссии, гастрит, холецистит в компенсированной форме, хронический тонзиллит). ‘
4) Дети с заболеваниями в стадии субкомпенсации
5) Дети с заболеваниями в стадии декомпенсации. Это дети-инвалиды. Они составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.
ОГЛАВЛЕНИЕ
2. Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Биологический и паспортный возраст. Социально-гигиеническое значение акселерации.
Для организма детей и подростков характерны рост и развитие.
Рост— это количественное изменение массы, величины клеток, органов и всего организма.
Развитие— это качественное изменение морфологической дифференци-ровки тканей, их функциональное совершенствование.
Рост и диффереицировка идут неравномерно (то рост опережает диффе-ренцировку, то диффереицировка идет быстрее роста).
В растущем организме преобладают процессы ассимиляции. Причем чем меньше возраст, тем активнее процессы ассимиляции.
Развитие детей и подростков принято делить на несколько этапов, характеризующихся своими особенностями (деление дается согласно лекционному материалу) :
1) Предцошкольный (от рождения до 3 лет)
2) Дошкольный (3-7 лет)
3) Школьный
а) младший (7-10 лет)
б) средний (11-14 лет)
в) старший (15-18 лет)
Преддошкольный период(до 3 лет) характеризуется очень быстрым ростом и развитием. Рост, масса, окружность головы, конечностей очень быстро меняются до 1 года. К 1 году масса утраивается, достигая в среднем 11 кг. Рост в среднем увеличивается на 15 см (например с 53 см до 78 см). В период от 1 года до 3 лет темп роста и развития уменьшается. Изменение массы составляет примерно 4-6 кг в год, а увеличение роста примерно 8-10 см в год.
В дошкольном периоде(3-7 лет) размеры тела увеличиваются равномерно. Увеличение массы составляет в среднем 2 кг в год, а роста — 5-8 см в год.
Для младшего школьноговозраста (7-10 лет) характерно среднее увеличение массы на 2-3 кг в год, а изменение роста составляет 4-5 см в год.
В среднем школьномвозрасте — в период с 11до 14 лет (подростковый возраст)наблюдается резкий эндокринный скачок, связанный с половым созреванием, в результате чего наблюдается быстрый рост, происходит четкая диффереицировка тканей. В этот период увеличение роста составляет 4-8 см в год, массы тела — 3-5 кг в год.
В 15-18 лет (старший школьный возраст)происходит завершение полового созревания. Наблюдается очень незначительная годовая прибавка в весе и росте.
Биологический и паспортный возраст.
Среди детей одного возраста особенно в 11-14 лет могут наблюдаться существенные различия в развитии организма. Таким образом, просто возраст ребенка не может объективно отражать степень его развития, поэтому кроме понятия паспортного возраста было введено понятие биологического возраста.
Паспортный (календарный) возраст— это возраст по дате рождения и текущей дате.
Биологический возраст— это фактически достигнутый уровень морфологического и функционального развития органов и систем ребенка (в том числе и психического развития).
Биологический возраст может не соответствовать паспортному.
Критерии установления биологического возраста :
1) Время окостенения скелета
2) Время прорезывания и смены зубов
3) Показатели физического развития (рост, масса, окружности)
4) Вторичные половые признаки
Индивидуальные данные сравниваются со стандартами для данного возраста и региона, полученные за последние 10 лет.
Считается, что биологический возраст соответствует паспортному если
1) Длина тела не меньше средней стандартной величины
2) Годовая прибавка в росте не менее 4 см
3) Количество постоянных зубов в 6 лет равно 1-2, в 7 лет — 4-5.
4) Половое развитие соответствует возрастной половой форме.
Биологический возраст отстает от паспортного если 2 показателя не соответствуют указанным требованиям. При этом в младшем возрасте основными признаками являются время прорезывания и смены зубов, а также длина тела. В среднем и старшем возрасте — вторичные половые признаки и годовая прибавка в росте.
Биологический возраст может и опережать паспортный. Если опережение не превышает 2 года, это нормально.
Акселерация.
Сущность акселерации заключается в раннем достижении определенных этапов развития организма:
1) Ранняя смена зубов
2) Раннее половое созревание
3) Раннее окостенение скелета и завершение роста Акселерация проявляется в том, что в настоящее время к одному и тому
же возрасту ребенок достигает более высоких показателей роста и развития чем в прошлом. Например, сейчас в 13 лет мальчики на 15 см выше чем 100 лет назад.
Акселерацию не следует путать с так называемой вековой тенденцией. Это — тенденция к постепенному изменению с течением времени биоморфиз-ма человека, которое заключается в увеличении продолжительности жизни и более позднем наступлении климакса.
Акселерация — часть вековой тенденции, охватывающая только период созревания.
Причины акселерации:
Существует несколько теорий, объясняющих причины акселерации.
1) Гелиогенная (солнечная) теория. Согласно ей ультрафиолет вызывает синтез активной формы витамина О и ускорение роста. Эта теория не выдерживает критики так как акселерация наблюдается не только в солнечных регионах, но и в северных районах, где мало солнечной радиации.
2) Алиментарная теория. Говорит, что современные дети больше едят белков, жиров, углеводов, витаминов. Но повышенное потребление пищи и витаминов характерно только для последних 40 лет, а акселерация наблюдалась и раньше.
3) Радиоволновая теория. Она говорит, что в связи с развитием техники появилось большое количество радиоволн, которые действуя на гипофиз, вызывают увеличение синтеза и секреции гормона роста, а следовательно ускорение роста.
4) Урабанизационная теория. Согласно ей жизнь в больших городах всегда сопряжена с шумом, нервными стрессами. Все стрессы раздражают нервную’систему, что способствует ускорению роста и развития. Однако, в тихих, спокойных регионах акселерация также наблюдается.
5) Генетическая теория.
Таким образом, единой теории, объясняющей причины акселерации в настоящее время не существует.
Следует заметить, что в развитых странах акселерация постепенно идет на убыль, а в развивающихся, наоборот, увеличивается.
ОГЛАВЛЕНИЕ
3. Понятие школьной зрелости, критерии определения. Группы риска неготовности к школьному
обучению.
Школьная зрелость.
В настоящее время перед поступлением в школу обязательно проводится проверка так называемой школьной зрелости.
Школьная зрелость— это степень морфологической и функциональной готовности отдельных органов и систем организма ребенка к выполнению требований школы.
В 6 лет проводится проверка детей в детском саду или поликлинике. Устанавливает школьную зрелость медико-биологическая комиссия, в которую входят
1) врач-педиатр -2) педагог 3) логопед
Критерии установления школьной зрелости:
1) Состояние здоровья ребенка (в том числе психологический статус)
2) Установление биологического возраста
3) Проверка развития речи (пересказ)
4) Проведение дозированной работы ( 2 мин)
5) Психофизиологический тест Керна-Иррасека.С его помощью можно на 70 % установить школьную зрелость. Этот тест состоит из 3 заданий
1. Нарисовать человека.
2. Скопировать письменно короткую фразу.
3. Срисовать 10 точек в виде прямоугольника.
Каждое задание оценивается отдельно. Высший бал — 1, низший — 5. Дети, набравшие 3-5 баллов — зрелые
5-9 баллов— средне зрелые больше 10 — незрелые. Первых и вторых берут в школу.
Группы риска неготовности к школьному обучению :
1) Отставание биологического возраста от паспортного
2) Дети с функциональными расстройствами
а) близорукость
б) логоневрозы (заикание)
в) дистопия
г) хронические заболевания
ОГЛАВЛЕНИЕ
4. Задачи и содержание работы школьного врача.
До 14 лет дети получают медицинскую помощь в детских поликлиниках, а старше 15 лет — во взрослых поликлиниках, где есть подростковый врач. Углубленное обследование проводится в школах 1 раз в год.
В школах за медицинскую помощь отвечает школьный врач.Это педиатр, ориентированный в вопросах гашены и педагогики.
Функции школьного врача:
1) Лечебно-профилактические
а) медицинский осмотр
б) диспансеризация
в) амбулаторный прием
г) определение группы занятий физкультурой
2) Противоэпидемические
а) проведение прививок
б) предупреждение заноса инфекций в школу (изоляция больных де
тей)
3) Санитарно-гигиенические —
а) участие в составлении расписания
б) посещение уроков труда, физкультуры
в) контроль за микроклиматом
4) Санитарно-просветительские (гигиеническое просвещение де
тей, родителей, педагогов)
ОГЛАВЛЕНИЕ
5. Температурно-влажностный и световой режим в школьных помещениях.
Температурно-влажностный режим в школьных помещениях.
Температура воздуха в школьных помещениях должна составлять
• В классах — 18-20 °С
• В спортивном зале — около 15-16°С
• В учебных’мастерских — 14-17°С Отопление — центральное. Влажность — 40-65 %.
Скорость движения воздуха — 0.16-0.25 м/с
Источник