Методы и приемы развития ребенка с овз

Методы и приемы развития ребенка с овз thumbnail

Елена Цыганок
Методические рекомендации «Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ»

Каждый наш поступок,

который видят или слышат дети,

каждое наше слово, интонация,

в которой оно произносится,

является капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием личности

П. П. Кащенко

Проблема обучения детей с ОВЗ становится все более актуальной в современной школе. Количество детей с физическими или психическими нарушениями возрастает. Специалисты говорят о различных причинах этого процесса. Это и экологические проблемы, и социально-экономические.

Такие дети есть сейчас практически во всех школах, родители не хотят отдавать их в специальные учебные заведения, поэтому они обучаются совместно в одном классе с другими детьми в общеобразовательном учреждении. Чаще это дети, имеющие задержку психического развития и потенциально сохраненные возможности интеллектуального развития.

Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставания в овладении навыками (чтения, письма). Такие ребята не могут быстро сосредоточиться, у них рассеянное внимание, им трудно работать в большой группе и самостоятельно выполнять задания, которые даются классу. Поэтому наша задача – помочь таким детям. Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии. Важно, чтобы дети испытали чувство успеха, поверили в свои возможности.

Наблюдая за своими учениками, (обучаю шесть таких ребят, я вижу, что действительно, поддержка учителя имеет важное значение, а также тактичное отношение к таким ученикам со стороны одноклассников. Хотя нам говорят, что мы не должны показывать вид, что это особенные дети. Одноклассники с пониманием относятся к их проблемам. Во всяком случае, в моём классе это именно так. Поэтому индивидуальный подход на уроке – необходимое условие успешности таких учеников.

Что необходимо для организации учебной деятельности с такими детьми:

— проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;

— учёт психофизических, личностных особенностей;

— смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;

— соблюдение принципа «от простого к сложному»;

— поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;

— снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий.

Естественно, учитель не должен забывать, что другие дети в классе не должны страдать от того, что на них будет тратиться меньше времени. Сейчас при использовании различных технологий на уроках именно деятельностный метод должен стать основным. Поэтому я строю свои уроки так, чтобы наиболее подготовленные дети учились добывать знания самостоятельно при поддержке и контроле учителя.

А для того, чтобы дети с ОВЗ активно включались в работу на уроке, ставлю перед ними посильные задачи. Ситуация успеха стимулирует их познавательную активность, повышает самооценку.

При групповой работе продумываю, чтобы задания для конкретного ученика были также даны в том «пакете заданий», с которым работает группа, где есть ученик с ОВЗ.

Темп работы у таких детей невысок, и они не успевают сделать необходимые записи. Но бывают и такие ситуации, когда моя поддержка таких учеников приводит к чрезмерной активности на уроке ребят с ОВЗ. Тогда не знаешь, что лучше – спросить или подождать. Часто ответы у этих детей бывают неправильные, но в этом случае одноклассники приходят на помощь.

Внимание у детей с ОВЗ рассеянное, они уже не слышат ответ своих одноклассников. В таких ситуациях я стараюсь дать индивидуальное посильное задание этим ученикам, а затем по мере готовности могу их спросить на уроке, даже у доски прочитать или ответить, что они записали.

Как оценивать таких учеников? Поддержка учителем хорошей отметкой? Да, это хорошо! Но они ждут этой поддержки и на следующем уроке, а отметку надо ставить по справедливости, и отметка бывает ниже. Я объясняю, почему «3», а не «4», есть нормы выставления отметок. Но реакция таких учеников может быть совершенно разная. Поэтому важным для таких ребят является процесс социализации, и мы про это не должны забывать. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Одним из таких условий является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

Читайте также:  Параметры развития ребенка по выготскому

Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. Успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта напрямую зависит от умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных умений, тем легче ребёнку приспособиться к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.

Роль классного руководителя в адаптации детей с ОВЗ трудно переоценить. Педагогическая реабилитация таких детей – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок получил школьное образование и овладел необходимыми социальными навыками и умениями. Возрастает необходимость обеспечить воспитание у дошко­льников устойчивого интереса, потребности к ре­гулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Важной задачей логопедов, психологов, инструкторов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, является создание таких условий для ребенка, в которых он может в должном объеме выполнять свои возрастные социальные функции. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве. 2 этап. Этап мониторинга

На этом этапе выявляется актуальный уровень развития детей, используя методы, такие как анкетирование, тестирование, диагностика. Проводится наблюдение за общением родителей и детей в разных видах деятельности.

Многие из родителей ориентированы на развитие интеллектуальной сферы как более важной для обучения. Ими недооценивается значимость физической, социально-личностной сферы дошкольника, в особенности развития устойчивой мотивации и воли.

На этом этапе важно определить тематику встреч. при планировании работы с детьми, в первую очередь, опираться на их сильные стороны и увлечения, на то, что они в состоянии сделать. дети активно принимают участие в конкурсах творческого характера, в викторинах, занимая призовые места. В классных походах, экскурсиях, в различных акциях, в «Сладкой ярмарке», субботниках, в изготовлении поделок ребята пробуют себя в условиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям

Как воспитатель, учу своих детей быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитывают хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Эти дети должны учить других обучающихся и учителей терпению, пониманию.

Методы и приемы создания ситуации успеха

Доступность понимания изучаемого материала

Доступное объяснение материала

Обязательное использование наглядности

Личностно ориентированный подход

Поощрение за любые достижения

Создание благоприятной среды

Словесная поддержка

Установка на позитивное решение проблемы

Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.

Источник

Методы обучения применяемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья

Детские годы оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека.

Для ребенка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации. Однако немногие дети имеют возможность посещать общеобразовательную школу вместе со своими сверстниками, а обучение учителями-надомниками не позволяет изучить программу в полном объеме. Эффективность достигается за счет индивидуализации обучения. В зависимости от успехов ученика применяется гибкая, индивидуальная методика обучения, предлагаются дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Дети с ограниченными возможностями здоровья по специфике неоднородны.

Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики здоровья каждого ребенка. В школе учителя работают с «особыми» детьми на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося).

Гибкие методы обучения детей с ОВЗ формируют познавательный интерес и творческое мышление, высокий уровень активности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат.  Активные методы обучения являются универсальным средством личностного развития ребенка.

Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.

Методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

В ней выделяются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный (информационно- рецептивный);

  • репродуктивный;

  • частично поисковый (эвристический);

  • проблемное изложение;

  • исследовательский.

Читайте также:  Прописи для развития ребенка распечатать

Методы по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Для реализации некоторых выше перечисленных методов обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся (н-р, умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи…); не все обучающиеся с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя – дефектолога, учителя – логопеда и педагога – психолога. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности. Поэтому, в работе со своими детьми я использую наиболее приемлемые методы в работе с учащимися, имеющими ОВЗ:

  • объяснительно –иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • частично поисковый;

  • коммуникативный;

  • информационно – коммуникационный;

  • методы контроля;

  • самоконтроля и взаимоконтроля.

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

В своей же работе я использую игровые методы постоянно, т.к. мои учащиеся по интеллектуальному развитию находятся на уровне детей 3-6,7 лет.

Дидактические, компьютерные игры в основном использую для активизации познавательной деятельности. В связи с отсутствием готового электронного дидактического материала в УМК для обучающихся с УО, компьютерные игры с сайта ладушки.ру, играемся.ру, мерсибо и др. лучшее спасение для учителя олигофренопедагога. Здесь можно найти игры и упражнения тренировочного характера для развития мыслительных процессов, увлекательный дидактический материал при изучении нового, а также для закрепление пройденного материала.

Для закрепления пройденного материала часто использую игры соревновательного характера. (н-р, при изучении гласных или согласных букв, звуков набор согласных букв на магнитах висят на доске, дети должны запомнить их расположение, даётся 30 сек., далее дети закрывают глаза, в это время учитель закрывает букву, после разрешения учителя они вспоминают какая-же здесь была буква. Т.о., у детей развивается зрительная память, внимание, мышление и дети легко запоминают сами буквы. Игры такого характера нужно использовать очень аккуратно, т.к. в силу особенностей этих детей такие игры иногда накаляют обстановку и может перейти в драку. Но если же я чувствую, что обстановка уже накалена и вот-вот ученик сейчас сорвется, я даю возможность ученику поменяться ролями со мной или меняю вид деятельности.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж широко используется в практике дефектологов и логопедов. Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия чаще всего используют педагоги – психологи. Фитотерапия и Ароматерапия пользуется широким спросом у специалистов медицинского профиля. Безусловно данные методы могут быть полезны в работе других профильных специалистов,

Т.о., каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно – развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

— рефлексия настроения и эмоционального состояния;

— рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

— рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Читайте также:  Развитие памяти у ребенка в детском саду

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.  На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто использую рефлексию настроения и эмоционального состояния. Широко использую приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале, в середине и в конце занятия. В данном случае я прослеживаю, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Приемы обучения используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения».

Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.

Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:

  1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

  2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

  3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).  Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

  4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

  5. Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу урока. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

  6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Литература:

  1. Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения// Народное образование. 1986. № 11

  2. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова // Вопросы психологии. 2002. №3.

  3. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании. М.: Коррекционная педагогика, 2004

  4. Розенова М.И. Педагогическая психология. М., 2003

  5. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

Ноябрь 2016 Подготовила Поповкина С.И.

5

Источник