Методы диагностики нарушений в развитии ребенка

Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии

Диагностика отклонений в развитии ребенка является одним из важнейших компонентов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.

Основными принципами диагностики являются:

  1. Проведение диагностического обследования ребенка должно быть системным и охватывать все стороны развития ребенка.
  2. Организация диагностического исследования основывается на возрастных особенностях ребенка и предполагаемом уровне его развития
  3. Задания, которые использует педагог в ходе диагностики, должны быть понятны и доступны для ребенка.
  4. При проведении диагностики важно выявлять не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка (в виде ЗУН).
  5. Все диагностические методики, используемые в ходе исследования, должны быть научно обоснованы.
  6. Полученные результаты необходимо интерпретировать, дать им качественную и количественную характеристику.
  7. Диагностика отклонений в развитии ребенка должна иметь четкую цель, которая достигается посредством решения ряда задач.

Замечание 1

Основная цель диагностики отклонений развития ребенка – выявление структуры нарушения, причин его вызвавших и определение оптимальных путей коррекционной помощи.

Задачи диагностики определяются исходя из возраста ребенка и вида нарушения, а также поставленной цели. Вся методология (цель, задачи, гипотеза и т.д.), должны быть взаимосвязаны друг с другом и иметь общее направление.

Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушения развития у детей

Диагностика отклонений в развитии ребенка, по своему содержанию является дифференциальной и прогностической. Это обусловлено тем, что в процессе диагностики определяются наиболее эффективные формы коррекционной работы с ребенком и составляются рекомендации по его индивидуальному обучению (воспитанию).

Проведение диагностики предусматривает обязательное участие в ней нескольких специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педиатр). Это необходимо для того, чтобы вскрыть причины и механизмы отклонения, а также наметить пути его исправления (коррекции) или устранения.

Диагностика подразумевает под собой не только выполнение определенного количества методических заданий, но и работу с медицинскими документами ребенка, сбор медицинских анализов, социально-педагогическое обследования. В том случае, если нарушение (отклонение) достаточно тяжелое, то в комплексе с диагностикой осуществляется нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.

Подходы к осуществлению диагностики отклонений в развитии ребенка:

  1. Системный подход – основан на системном представлении о строении психики ребенка, предусматривает осуществление диагностики в несколько этапов.
  2. Динамический подход – исследование изменений (отклонений или нарушений) в развитии ребенка на различных возрастных этапах. Осуществляется на основании учета возрастных особенностей ребенка, его качественных возрастных новообразований и их своевременной реализацией.

Анализ полученных в ходе диагностики результатов включает в себя ряд обязательных параметров:

  • Отношение ребенка к исследованию и заданиям
  • Способы выполнения заданий
  • Соответствие действий ребенка и условий задания (действует по инструкции или проявляет инициативу)
  • Обращается ли за помощью к взрослому
  • Умеет выполнять задания по аналогии с предыдущими
  • Отношение к полученным результатам, самокритичность и оценка собственных достижений

Замечание 2

Таким образом, на основании указанных параметров исследователь имеет возможность сложить для себя общую картину (представление) о развитии ребенка, его возможностях и особенностях характера.

Проблемы диагностики отклонений в развитии детей

Проблемы диагностики отклонений в развитии можно разделить на 2 основные группы:

  1. Недостаточность или низкое качество используемых диагностик, а также нехватка специалистов в области исследуемых отклонений.
  2. Сложность проведения диагностических методик.

К первой группе проблем относятся:

  • недостаток специалистов в области психодиагностики, которые занимаются не только проведением диагностических методик, но и их разработкой, адаптацией и т.д.
  • недостаточное количество отечественных диагностических методик по всем направлениям нарушений в развитии и недоверие к имеющимся зарубежным методикам
  • моральное устаревание содержания программ обучения и подготовки психодиагностов
  • распространение искаженной и недостоверной практики в области психодиагностики.
Читайте также:  Закономерности физического развития ребенка в различные периоды

Проблемы второй группы можно характеризовать следующим образом:

  • трудность проведения диагностических методик в силу сложности нарушений и отклонений в развитии ребенка
  • недостаточность практического опыта врача (исследователя), проводящего диагностику
  • схожесть ряда синдромов психического недоразвития
  • слабая выраженность симптомов нарушений и отклонений, в силу возраста испытуемого
  • необходимость проведения не просто комплексного исследования конкретного ребенка, всех сторон его развития, но и необходимость сравнения полученных данных с данными других детей, как имеющих отклонения в развитии, так и с нормальным течением развития

Таким образом, диагностика отклонений в развитии детей является сложным и многокомпонентным процессов. Необходимо учитывать не только те показатели, которые были получены по итогам диагностической методики, но и принимать во внимание обстоятельства, при которых протекала беременность, в каких условиях в данный момент проживает ребенок, его окружение, особенности воспитания и обучения.

Источник

Перед непосредственной работой с ребенком представители медико-педагогической комиссии тщательно изу­чают касающуюся его документацию — медицинскую карту, характеристику, рисунки, тетради и т. д. Задача врача-психоневролога – донести до представителей МППК сведения, касающиеся соматического и психического здоровья ребенка. Особое внимание уделяется диагнозам, поставленным отоларингологом и офтальмологом. При снижении слуха или зрения дефектолог под­бирает специальный материал для дальнейшего обсле­дования ребенка. Так, при снижении слуха или при ре­чевых нарушениях задания будут носить наглядный ха­рактер, что требует минимальных речевых инструкций; для слабовидящих детей, наоборот, задания строятся в устной форме.

Далее дефектолог на основе педагогической докумен­тации выражает свою точку зрения по поводу предстоя­щего обследования. Он дает сбои рекомендации, как луч­ше вступить в контакт с этим ребенком. Обращает вни­мание на трудности, с которыми сталкивается исследуе­мый при усвоении школьной программы. Таким обра­зом, представители комиссии и первую очередь обраща­ют внимание именно на те качества характера и особен­ности познавательной деятельности, которые1 требуют уточнения и дополнения.

Серьезные выводы о состоянии ребенка можно сделать, тщательно изучив и проанализировав его школьные тетради. Оценка аккуратности тетрадей, качества выполнения учебных заданий могут рассказать о лич­ностных свойствах ученика. Очень важно также иссле­довать ошибки, которые допускает школьник в процес­се письма, а также их причины. Так, к примеру, не­правильные линии на письме могут быть обусловлены как нарушением моторики, пространственной ориенти­ровки, так и непониманием требований учителя. Спе­циалисты должны также проследить, каким образом ребенок старался справляться с возникающими трудностями. Должное внимание необходимо уделить рисункам школьника.

Далее можно рассмотреть общую характеристику основных методов обследования детей.

Метод беседы направлен на изучение личностных качеств и поведение ребенка. В процессе беседы с ребенком специалисты исследуют его запас сведений об окружающем мире, точность его представлений. Другими словами, беседа должна быть построена в соответствии с определенными целями и задачами:

— выяснение точности представления школьника о себе, своих родителях, родственниках, друзьях, а так же способности разделять такие понятия, как «семья», «родственники», «соседи» «знакомые» и т.д.

— изучение особенностей представлений ребенка о времени (умеет ли он определить время по часам и т.д.)

— уточнение особенностей представлений о природных явлениях (знание времен года, их основных признаков, представления об атмосферных явлениях: дождь, снег, гроза и т.д.)

Читайте также:  Карта психического развития ребенка в доу образец

— исследование способности ориентироваться в пространстве (насколько хорошо ребенок владеет понятиями «справа — слева», «вверху — внизу», «ближе — дальше» и т.д.)

Вопросы должны быть построены таким образом, что бы ребенок мог понять их. Беседа должна быть доброжелательной и непринужденной. В беседе очень важно выяснить следующие моменты:

1. Грызет ногти?

2. Сосет пальцы?

3. Отсутствует аппетит?

4. Разборчив в еде?

5. Засыпает медленно, с трудом?

6. Характерен беспокойный сон?

7. Встает бодро и охотно?

8. Жалуется на боли в голове?

9. Жалуется на боли в животе?

10. Часто бывает рвота?

11. Часто бывает головокружение?

12. Заикается?

13. Чрезмерно потеет, краснеет, бледнеет?

14. Легко пугается?

15. Часто дрожит от возбуждения или волнения?

16. Часто плачет?

17. Часто моргает?

18. Недержание мочи (днем или ночью)

19. Недержание стула (днем или ночью)

20. Случаются признаки злости?

21. Играет с какой-нибудь частью тела?

22. Боится за свое здоровье?

23. Бывает, что замыкается в себе и мысли его где-то далеко?

24. Не может сосредоточиться на чем-либо?

25. Имеется что-либо, что для него особенно важно?

26. Озабочен чем-либо?

27. Повышенная тревожность?

28. Старается всегда быть незаметным?

29. Часто видит фантастические предметы?

30. Боится одиночества?

31. Боится животных (каких именно)?

32. Боится чужих людей?

33. Боится неудачи? В чем?

34. Часто испытывает чувство стыда или вины?

35. Испытывает чувство неполноценности?

Это позволит выявить степень психического напря­жения, а также наличие невротических реакций у ре­бенка.

Уровень общей деадаптации можно выяснить, отве­тив на следующие вопросы:

1.Как забоимся о своей внешности?

2. Как соблюдает порядок в своих вещах?

3. Выполняет ли свои обязанности без напоминания?

I. Прекословит, сопротивляется, угрожает? Кому?

5. Что бывает причиной строптивости?

6. Дразнит братьев и сестер? Каким образом?

7. Вступает в частые конфликты (ссоры, драки?) С кем?

8. Ревнует к кому-нибудь? К кому?

9. Завидует кому-нибудь? Берет чужие игрушки, вещи?

10. Командует кем-нибудь? Стремится главенствовать?

11. Отказывается кому-нибудь повиноваться?

12. Выдумывает о себе неправдивые истории?

13. Отрицает свои проступки?

14. Обманывает? Когда и как?

15. Чрезмерно портит свои вещи, игрушки, одежду?

16. Портит чужие вещи?

17. Совершает кражи? Чего и как?

18. Бродяжничает (при каких обстоятельствах)?

19. Прогуливает школу (при каких обстоятельствах)?

20. Старается обратить на себя внимание?

21. Есть ли у ребенка какие-либо плохие притычки?

22. Уклоняется от трудных заданий? При каких об­стоятельствах?

23. Легко отступает после неудачи?

24. Часто сваливает вину на кого-то, ссылаясь на что-то?

25. Жалуется или обвиняет других в собственных не­удачах?

26. Есть ли у него чувство долга?

27. Умеет ли прилагать усилия к какой-либо деятель­ности?

28. Имеются ли у него какие-либо другие дефекты поведения?

Метод наблюдения также очень эффективен при об­следовании детей. Он находит свое применение с самого начала пребывания ребенка на комиссии и продолжает­ся до последней минуты.

В процессе обследования важное место занимает на­блюдение за игровой деятельностью ребенка. С помощью игры специалисты легче устанавливают контакт с ребен­ком. Предоставив испытуемому, возможность самостоятель­но выбирать себе игрушки, манипулировать с ними, спе­циалисты фиксируют его эмоциональную реакцию на них, способность выбрать интересующие игрушки и самостоя­тельно организовать игру, способ манипулирования игруш­ками, осмысленность действий, речевое сопровождение. Здесь можно увидеть, как школьником проводится ана­лиз, синтез, обобщение и классификация, поскольку для определенной игры отбираются только нужные игрушки. Переставляя игрушки, выполняя какие-либо действия, ребенок невольно демонстрирует специалистам состояние моторики, скоординированность движений.

Читайте также:  Влияние социальных факторов на развитие ребенка

Как уже упоминалось ранее, метод изучения рисунков школьника может дать сведения об особенностях психики, личности, познавательной деятельности ребенка. Если рисунок имеет яркие настораживающие особенности, то специалисты предлагают школьнику нари­совать что-нибудь на свободную или определенную тему. Полученные данные могут быть очень важны для уточ­нения диагноза. Так, например, умственно отсталые дети испытывают серьезные затруднения при выборе темы. Их рисунки, как правило, лишены сюжета. При выпол­нении рисунков на заданную тему, дети с аномалиями развития не всегда следуют инструкции. Дети иногда неверно используют цвета, не могут объяснить собствен­ный рисунок, не соблюдают пропорций знакомых пред­метов при их прорисовывании.

Отличаются рисунки детей, страдающих, различными психическими заболеваниями, В первую очередь это изоб­ражение несуществующих предметов, животных, хаотич­ное и неадекватное использование цвета, искажение про­порций, сексуальная направленность и т. п. Дети также зачастую не в состоянии объяснить, что они нарисовали.

Рисунок ребенка, страдающего шизофренией, отли­чается незавершенностью, вычурностью, нагромождени­ем элементов, искажением пропорций. Некоторые дети боятся рисовать далеко или близко к краю. Ребенок с эпилептической деменцией, как правило, излишне ак­куратен, скрупулезен, трудно переключается с одного вида деятельности на другой, что незамедлительно отражается в рисовании. На рисунках таких детей четко видны чрезмерно вырисованные отдельные и несущественные детали. Таким школьникам трудно выделить главное в рисунке.

Рисование не только помогает установить с ребенком контакт, но прекрасно работать в случаях трудностей речевого общения.

Методы экспериментально-психологического исследования направлены на создание определенных ситуаций, при которых у ребенка вызываются психические процессы, необходимые для изучения и диагностики состояния испытуемого. Чаще всего при обследовании детей применяется адаптированный жесткий вариант теста Д. Векслера. Этот тест чаще всего используется при индивидуальных психологических исследованиях. Эта методика позволяет четко разграничить легкую степень отсталости от задержек психического развития. То есть, иногда он просто незаменим в плане дифференциальной диагностики.

Тест содержит ряд диагностических заданий вербального и невербального характера (12 субстеров, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет). Широта кругозора, способность к пониманию, счету, определение словарного запаса исследуется при помощи устных заданий. Невербальные задания направлены на нахождение недостающих деталей, последовательности картинок, составление фигур из кубиков, на складывание объектов, шифровку цифр и т.д. При подведении результатов учитываются не только количественные показатели, но и психологический профиль, определяющий уровень развития отдельных психических функций.

В трудных для распознания случаях специалисты также часто прибегают к экспериментально-психологическому исследованию, которое помогает улучшить диагноз. Здесь очень важно при оценке результатов эксперимента в первую очередь учитывать качественные показатели. В процессе работы экспериментатор должен в случаях затруднений оказывать помощь ребенку, направ­лять его деятельность в нужное русло. Очень важно на­сколько адекватно школьник принимает помощь и вос­принимает ли ее вообще.

Дата добавления: 2014-02-04; просмотров: 1837; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10401 — | 8024 — или читать все…

Читайте также:

Источник