Методики развития ребенка с пеленок

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.
В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.
Что такое раннее развитие
Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.
Выделяют три основных сферы развития:
- эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
- сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
- интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.
Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.
Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.
1. Педагогическая система Монтессори
Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.
Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.
Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».
© Instagram @kartseva_evgenia
Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.
Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».
Где заниматься
Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.
Стоимость
Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.
Отзывы
Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):
Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.
Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.
Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.
2. Методика Глена Домана
Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.
Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».
© Instagram @ann_mother_valery
Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.
В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.
Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».
Где заниматься
Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.
Стоимость
Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.
Отзывы
Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):
По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.
Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.
Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.
3. Вальдорфская методика
Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.
Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.
Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.
© Instagram @wishedkids
В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.
Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.
Где заниматься
В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.
Стоимость
Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.
Отзывы
Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:
Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.
4. Система Никитиных
Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.
Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.
Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.
Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:
- легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
- свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
- участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.
Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».
Где заниматься
Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.
Стоимость
Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Цена пособия «Сложи узор» – 800 руб.
Отзывы
Анна, сын Федор (4 года):
Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.
5. Система воспитания Антона Макаренко
Антон Макаренко – советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.
Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.
Основная идея семейного воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – основа построения личности ребенка.
© Instagram @mirnaya78
Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – основа воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.
Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».
Где заниматься?
В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.
Стоимость
Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:
- игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
- игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
- игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.
Отзывы
Мария, сын Рома (2 года):
Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок – часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и сын подтянется.
6. «Музыка с мамой» Железновых
Методика от профессиональных музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.
Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.
Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.
Где заниматься
Дома или в центрах, где есть «Музыка с мамой». Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.
Стоимость
Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.
Отзывы
Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):
Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.
7. «Школа семи гномов»
Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.
На каждый год ребенка с 0 до 6 лет – 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.
© Instagram @children.books
Где заниматься
Дома или в развивающем детском центре «Школа семи гномов», где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.
Сколько стоит?
Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте «Школы семи гномов» один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора – 105 руб.
Отзывы
Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):
“Школу гномов” любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.
Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?
Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики – смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать. Успешного развития!
Читайте также:
- Сенсорное развитие ребенка
- Гимнастика: чтобы малыш «заррррычал» и избавился от проблемных звуков
- Для развития мелкой моторики: бизиборды, которые нам понравились
Фото на анонс: Depositphotos
Источник
Содержание:
- 0-3 месяца, все только начинается!
- 3-6 месяца, изучаем мир вокруг
- Второе полугодие. Малыш весь в движении — ползет, сидит, встает, идет!
- Один год — большой человек!
Когда друзья спрашивают меня, что подарить молодой маме и новорожденному, я обычно советую приобрести качественный фитбол, малышовый спорткомплекс или абонемент в детский бассейн. Удивительный выбор для новорожденного, правда?
Однако мне кажется, что костюмчики и игрушки отслужат свое через несколько месяцев, а спортивными подарками здоровый, крепкий, активный и ловкий малыш будет пользоваться несколько лет.
Так сложилось, что в нашей семье уже несколько лет центром детской стал спорткомплекс для малышей. Старшему сыну пять лет, но место его «прописки» все равно не меняется! В два года он осваивал кольца и рукоход, учился кувыркаться и ходить по наклонной поверхности. Сегодня сын качает пресс на горке, подтягивается на турнике и боксирует подвесную грушу. А недавно родившийся малыш учится переворачиваться на мягких матах, подтягивается и садится, ухватившись за удобные тонкие перекладины лесенки, ползает по наклонной горке. И я вижу, как же здорово, что спорткомплексом можно пользоваться с самого рождения. Когда в доме создана интересная среда для физического развития, малыш с небольшой помощью родителей сам начинает осваивать различные виды движений, учится пользоваться кольцами и турником, прыгает и кувыркается.
0-3 месяца, все только начинается!
У вас на руках новорожденный — поздравляем! Вы можете сделать очень много для его здоровья: физические упражнения, массаж, закаливание, плавание, больше ласки и нежности для хорошего настроения. Большую часть времени ребенок проводит во сне, периоды бодрствования непродолжительные, от 10 минут до часа. Но уже в эти промежутки вы успеете позаниматься с малышом, доставить ему и себе несколько приятных мгновений. Познакомьтесь поближе с родным человечком, постепенно разденьте, устройте воздушную ванну. Погладьте мягкими движениями ручки и ножки, помассируйте от центра к периферии стопки и ладошки. Малышу понравится звук вашего голоса и тепло маминых рук. Со временем он станет бодрствовать подольше, вы сможете выполнить целый комплекс упражнений. В первые месяцы жизни уделите особое внимание упражнениям на рефлексы.
Нам только кажется, что младенец слаб и беспомощен. Природа наделила его рядом врожденных умений — рефлексов, помогающих выжить и приспособиться к изменяющейся окружающей среде. Некоторые рефлексы, такие как глотательный, останутся с ним на всю жизнь, другие пробудут всего несколько месяцев. Тем не менее, эти рефлексы очень важны: по наличию и степени выраженности рефлекса можно судить о здоровье и развитии ребенка. Зная основные безусловные рефлексы новорожденного, вы не только сделаете зарядку более разнообразной, но и укрепите малыша.
Рефлекс Робинзона: новорожденный ребенок удерживает при хватании вес свободно висящего собственного тела. Вкладывайте указательные пальцы в ладошки малыша и постепенно приподнимайте его. Чувствуйте предел его возможностей, пусть остальные ваши пальцы страхуют маленького! Как только почувствуете, что хват слабеет, возьмите на себя вес тела и мягко опустите малыша. Не позволяйте детке «упасть»!
Когда вы научитесь определять усталость, предвосхищая разжимание ладоней, замените ваши пальцы на подходящую по диаметру палочку, выполняйте упражнение над мягкой поверхностью. Со временем переходите к перекладине малышового спорткомплекса, продолжайте страховать маленького гимнаста и не удивляйтесь, многие детки могут висеть довольно долго!
Рефлекс автоматической походки: при легком наклоне тела вперед и упоре стоп новорожденный делает шаговые движения. Поддерживайте малыша под мышки, упритесь его стопами о поверхность кровати или стола, наклоните корпус вперед. Дождавшись первого шага, перемещайте тело вслед за слегка путаным переступанием маленьких ножек. Когда малыш устанет, он просто присядет — значит, подошло время прекратить занятие. Топайте по разным поверхностям: гладкий и прохладный мат, шершавая мочалка, пушистое банное полотенце, резиновый коврик с пупырышками.
Рефлекс ползания Бауэра: при надавливании на подошвенную поверхность ног новорожденного, уложенного на живот, ребенок рефлекторно выполняет движение ползания. Положите малыша на живот, подставьте ладони под пяточки — он оттолкнется и продвинется вперед. Таким образом ребенок может проползти несколько метров. Когда маленький начнет фокусировать взгляд на предметах, привлекайте его внимание яркой игрушкой.
Ползать по ровной поверхности достаточно трудно, ведь малышок даже не умеет держать голову. Вы можете помочь его перемещениям, используя горку спорткомплекса. Установите горку на самую нижнюю ступеньку лестницы, в месте приземления разместите мат. Положите малыша на живот на горку лицом в сторону нижней части. Перед малышом на мат можете положить яркую музыкальную игрушку. Наклон получится небольшой, но ребеночек потихоньку начнет сползать вниз. Прибавит чуть-чуть усилий и сползет еще быстрее. Устанавливая горку под небольшим углом, вы добиваетесь плавного ползанья, а не «соскальзывания» вниз.
Нужно постоянно следить, чтобы ребенку было легко двигаться, чтобы ничто ему не мешало, например, сковывающая одежда, иначе младенец потеряет вкус к этому занятию. Лучше всего класть малыша на горку совсем голенького, если температура в комнате позволяет, или в хлопчатобумажной футболке. Кладите маленького сначала близко к краю горки, постепенно увеличивая расстояние, которое он проползает.
Купание не только доставит малышу немало приятных мгновений, радости контакта с теплой водичкой и нежными мамиными руками, но и предоставит возможность поупражняться. В воде действие сил гравитации на тело компенсируется выталкивающей силой — вы можете «распрыгать» маленького, покачать его полусидя, как на качелях. Придерживая под подбородок, водите по ванной восьмерками, позволяйте толкаться от бортиков. «Утиный» рефлекс помогает ребенку задерживать дыхание при попадании струи воды или воздуха на область носа. Подуйте в личико ребенку, полейте на макушку водой из ладони — если малыш легко задержал дыхание, он готов к настоящим ныряниям. Дуйте в лицо и опускайте малыша под воду. Вначале на долю секунды, а затем, если вы почувствуете, что малыш готов, проводите под водой больше времени. Главный показатель хорошего занятия — довольный ребенок.
Упражнения на фитболе наверняка понравятся вашему малышу, покачивания вперед-назад, вправо-влево успокаивают маленького, одновременно укрепляя его мышцы. Меняйте направление движения и амплитуду раскачиваний, катайте детку по кругу, по диагонали, в разные стороны, пружиньте с разной интенсивностью. Дети хорошо расслабляются на мяче, поэтому здесь, легонько пружиня его своими коленями, вы можете выполнять массаж, пальчиковую гимнастику, упражнения на растяжку. Малыши гибкие от природы, помогите им сохранить эту гибкость и легкость движений. Разогрев тело упражнениями, завершите зарядку растяжкой: похлопайте стопками друг о дружку, дотянитесь сложенными стопами до животика, подбородка. Пусть малышу будет приятно, действуйте в зоне комфорта. Поиграйте в телефон: пощекочите ножку и дотянитесь стопкой до ушка, щечки, носика. Выпрямите и сложите ножки, спрячьтесь за ними, а потом — «Ку-ку!» — мама выглянула и широко развела ножки в стороны, получился почти поперечный шпагат!
3-6 месяца, изучаем мир вокруг
Малыш растет, набирает вес, его уже «не страшно» брать в руки. Периоды бодрствования увеличиваются, ребенок больше времени проводит лежа на животике, разглядывая мир вокруг. Предложите больше интересных объектов для изучения, окружите детку интересными контрастными картинками для фокусировки зрения. Выкладывая ребенка на животик на маты спорткомплекса, повесьте на перекладины лесенки различные игрушки, так вы будете стимулировать малыша двигаться к этим предметам, тянуться ручкой, вставать на четвереньки.
Каждый ребенок любит бодрствовать у мамы на ручках. Не бойтесь «приучить к рукам»! Ведь быть вместе, чувствовать себя любимым и защищенным — это не плохая привычка, а потребность каждого человека. Дети, которым не отказывали в тепле родительских рук, легче «отпускают маму» с началом самостоятельного ползания и ходьбы, ведь они точно знают, что родители всегда примут и поддержат своего малыша.
В эти месяцы ребенок стремительно осваивает множество новых навыков и умений: переворот, стойка на четвереньках, первые попытки передвигаться в пространстве, сложная координация рук, ведь вокруг столько всего хочется пощупать и попробовать на вкус. Помогите маленькому изучить возможности собственного тела, стать сильным и скоординированным, научиться позитивно преодолевать препятствия. К упражнениям, которые вы уже выполняли, можно добавлять более сложные, требующие активной позиции малыша.
Готовимся к перевороту. Своими руками переворачивайте ребенка со спины на животик и назад. Положите малыша на платок или пеленку, возьмитесь за углы вместе с папой, медленно перекатывайте маленького от края к краю, дайте возможность почувствовать согласованность движений всего тела во время переворота. Ну и просто покачайте для радости!
Полоса препятствий: на мягкой поверхности кровати или мата поместите небольшой валик, например, из свернутого полотенца. Положите ребенка ножками на этот валик, ручки и животик опираются о кровать. Поместите впереди интересную игрушку. Для того чтобы дотянуться до цели, малыш сползет с возвышения. По мере взросления ребенок научиться сползать с высоких препятствий, подушек и сложенных одеял. Научившись слезать с наклонной поверхности, малыш может попробовать залезать на небольшие валики, переползать через них. Удивительно, но, еще не ползая на четвереньках, детки очень ловко карабкаются по-пластунски.
Предложите малышу освоить различные виды перемещений в пространстве, покатайтесь вместе как бревнышки. Ложитесь вдвоем на пол, застеленный матами или мягким одеялом, положите младенца себе на грудь и, обнимая его руками, начинайте медленно перекатываться по полу вначале в одну, потом в другую сторону. Это упражнение развивает вестибулярный аппарат, а тесное взаимодействие с мамой, поцелуи и шепот на ушко зарядят малыша радостью и уверенностью в себе. Не откажутся детки и от перекатов «колобком»: положите малыша на спинку, соберите ручки и ножки в позу эмбриона, поддерживая под голову, начинайте катать своего колобка в разные стороны. Не будем заглядывать далеко вперед, но именно это упражнение готовит тело к кувыркам!
Укрепить мышцы плечевого пояса поможет упражнение «тачки»: поддержите ребенка под животик и ножки, чтобы он смог постоять только на руках. Заинтересуйте малыша интересной игрушкой, расположенной невдалеке. Скорее всего, он просто плюхнется на грудь и подтянется вперед. Когда ручки окрепнут — сделает первые попытки шагнуть. Со временем уменьшайте степень поддержки, держите малыша за бедра, а к году — только за голени.
Когда ребенок начнет садиться, используйте этот навык в играх в воде и на гимнастическом мяче. «Распрыгивайте» ребенка в положении сидя, качайте из стороны в сторону на фитболе, научите весело плюхаться в воду с бортика ванной или бассейна, держась за мамины руки.
Второе полугодие. Малыш весь в движении — ползет, сидит, встает, идет!
Совершенно невероятные изменения происходят в жизни маленького человечка за вторые шесть месяцев жизни: из вертлявой гусенички он превращается в прямоходящее осмысленно говорящее существо. Малыш начинает не просто разглядывать и грызть игрушки, но и играть с ними в настоящие игры, он научился подражать различным движениям и звукам. Используйте этот интерес в ванной или бассейне: захватите с собой тонущие игрушки, доставайте их из-под воды вместе с маленьким ныряльщиком. Выдувайте веселые пузыри, опустив рот в воду, взбивайте ножками воду, как маленький моторчик.
Когда малыш научиться уверенно сидеть и стоять, задействуйте эти положения в упражнениях на мяче. Пружиньте и раскачивайте сидящего ребенка, слегка придерживая его за ручки, он сам будет управлять своей спинкой, выравнивая положение тела. Покажите маленькому, как высоко можно прыгать на фитболе, держась за мамины руки, а потом весело плюхаться на попу! А можно стоять, слегка опираясь или даже без опоры, хлопая в ладоши (мама страхует своими руками).
Подрастая, малыш все больше интересуется яркими, окрашенными в разные цвета, лесенками и опорами малышового спорткомплекса. Поощряйте этот интерес, развесьте детские зеркальца и музыкальные игрушки на перекладинах, научите ребенка хвататься за ступеньки. Положите малыша на мат лицом к лесенке. Положите одну ручку на нижнюю ступеньку, помогите ухватиться. Опустите ручку обратно на мат. То же самое проделайте с другой ручкой. В другой раз положите обе ручки на ступеньку и помогите ухватиться. Затем опустите одну за другой.
Как только малыш начнет уверенно ползать на четвереньках, научите его залезать на лесенку. Покажите своими руками, что можно ухватиться ручками за лесенку, а потом ставить ножку на первую ступеньку и обратно на пол. Когда вы несколько раз проделаете это вместе с ним, вполне вероятно, что он станет пытаться сделать это сам. А так как он уже умеет ползать, то попытается заползать и вверх по лесенке. Не забывайте уделять особое внимание спуску вниз, потому что залезать гораздо проще. А не умея слезать самостоятельно, малыш может упасть.
Помогите ребенку самостоятельно освоить горку, поставьте её под небольшим наклоном и направьте ползунка к ней. Пусть он попробует заползти, это получится не сразу. Но когда он научится хотя бы немного (на один-два «шага») забираться, малыш сам плюхнется на животик и съедет на нем с горки. Получив удовольствие от скатывания с горки, он захочет делать это снова и снова.
Точно так же, играя, познакомьте маленького с кольцами, подвешенными на уровне его поднятых рук. Через некоторое время, простояв немного с кольцами, малыш приподнимет ножки и повиснет. Некоторые дети умудряются висеть даже на одной руке. Учить этому не нужно, они научится этому сами, случайно. Стоя с кольцами в руках, малыш будет время от времени отпускать одно или два кольца и оказываться стоя на своих ногах без опоры, совершенно неожиданно для себя.
Один год — большой человек!
Ваш малыш уже уверенно стоит, хорошо ползает, а возможно, и ходит (врачи считают, что первые шаги могут случиться в возрасте 9-18 месяцев). Иногда в этом возрасте родители перестают заниматься с ребенком зарядкой и массажем, ведь не так-то просто удержать внимание маленького моторчика, которому интересно все вокруг. Замените пассивную гимнастику на активные игры, в которых ребенок будет подражать вам, играючи осваивать новые упражнения.
Поиграйте с маленьким в мячики, веселая игра научит его катать и ловить мячи разных размеров, бросать их в цель одной и двумя руками. Прыгайте вместе с ним как лягушки, ползайте на животе и шипите как змеи, перепрыгивайте воображаемые ямки и кочки. Топайте вместе в разных направлениях: спиной, боком, переступая через преграды. В полосу препятствий добавьте ползание через тоннели. Сооружайте сначала небольшие норки из своих рук и ног, устраивайте тоннели из сложенных ковриков. Такие игры не просто нравятся детям, но и учат их не бояться трудностей, верить в свои силы.
На мягких матах пробуйте осваивать кувырки. Для начала повторите упражнение колобок, катайте маленького вперед назад и закиньте ножки через плечо, малыш перекувыркнется. Со временем уменьшайте силу своего воздействия, только задавайте направление движения. Для того чтобы научиться кувыркаться вперед, научите ребенка подворачивать голову под себя и толкаться ножками, установите мат слегка под наклоном, пусть малыш скатывается и кувыркается сверху вниз. Наклонная плоскость придаст ускорение движениям.
Пришло время обзавестись первым транспортом! Пусть это будет подходящая по размеру машинка или беспедальный велосипед. Для того чтобы начать движение, малыш должен научиться отталкиваться ножками от земли, а настоящий руль потребует хорошей координации движений.
Подросший ребенок все больше тянется к знакомому спорткомплексу, научите его безопасно пользоваться лесенками и горкой, и вам не придется волноваться за своего гимнаста. Побуждайте ребенка залезать по ступеням лестницы с внутренней стороны комплекса, хвататься за ближайшую ступеньку рукохода и висеть. Потом малыш может возвратить ножки на лесенку и спуститься. Предложите ребенку, повисев на ступеньке, спрыгнуть на мат, повисеть и достать игрушку, которая висит на следующих ступеньках рукохода.
Когда малыш освоит висы на турнике, предложите ему повисеть на одной руке, висеть и раскачиваться из стороны в сторону, перебирать ручками как обезьянка, передвигаясь на другой край турника. Для того чтобы освоить подтягивания, лучше, чтобы малыш как можно чаще видел подтягивающегося папу и заинтересовался этим упражнением! Поддержите ребенка сзади под согнутые ножки, попросите потрогать перекладину подбородком. Со временем все меньше удерживайте вес тела, и однажды его сил хватит на первое самостоятельное подтягивание!
Ольга Шахова, инструктор по детскому фитнесу,
детской и перинатальной йоге, инструктор «Мягкой школы»
Статья предоставлена сайтом Ранний старт
Источник