Методики по коррекции познавательного развития ребенка

валентина пьянзина
Диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольника

2 слайд (фото)

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по -своему. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые 7 лет, но один из самых важных этапов в жизни.

В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего её роста.

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление. Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии.

3 слайд

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей : внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения.

Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-

дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих

процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей

учебной деятельности. 4 слайд (фото)

Одна из функций психолога в детском саду — это диагностика познавательной сферы ребёнка,которая проводится с разными целями: создание по результатам диагностики индивидуальных программ развития или коррекции для детей испытывающих те или иные трудности, проверка эффективности используемой программы; в рамках обследования, при оформлении ребенка в логопедическую группу, с целью определения уровня готовности к обучению в школе.

5 слайд

Диагностика познавательной сферыразделяется на этапы:

-сбор предварительной информации о ребенке (анамнез,

-подбор методик,

-их проведение

-и формулировка соответствующих рекомендаций.

6 слайд

Для диагностики я использую:

-Пособие «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях» Составитель Доценко Е. В.

— Комплект материалов «Экспресс – диагностика в детском саду» Павлова Н. Н. Руденко Л. Ю.

О некоторых из методик я вам сейчас расскажу.

7 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

8 слайд

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. С помощью секундомера фиксируется время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

9 слайд

Методика «Узнай, кто это» Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок. Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

10 слайд

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунки и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают.

11 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

12 слайд

Методика «Запомни и расставь точки» С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками, после чего за 15 секунд необходимо её воспроизвести в пустой карточке.

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек.

13 слайд

Методика «расставь значки» предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.

14 слайд

Методика «Домик» служит для диагностики произвольного внимания. Перед ребенком кладется лист с «домиком», ребёнок на другом листе как можно точнее копирует приведённый образец.

15 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ.

16 слайд

Методика «Узнай фигуры» Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей одним из первых.

Детям предлагается 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных вертикальной чертой. Необходимо как можно быстрее найти точно такую – же картинку из карточек справа.

17 слайд

Методика «Запомни рисунки» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети получают картинку с девятью разными фигурами. Предлагается запомнить их и затем узнать на другой картинке. На ней, имеется еще шесть таких, которых нет на первой. Ребёнок должен узнать и показать только те изображения, которые видел на первом рисунке.

18 слайд

Методика «10 слов» В список входит 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Ребенок, внимательно прослушав слова, называет те, которые он запомнил. Слова, названные ребенком, фиксируются в протоколе. Задание повторяется 4 раза.

19 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ

Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

20 слайд

Методика «Нелепицы» для диагностирования образно-логического мышления. С помощью этой методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. После рассматривания картинки ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. 21 слайд

Методика «Обведи контур» для оценивания наглядно-действенного мышления. Детям показывают рисунки и объясняют, что задание заключается в том, чтобы как можно быстрее и точнее воспроизвести на правой половине контур, который представлен в левой части рисунка. Оценивается аккуратность, точность и скорость работы. 22 слайд

Методика «Закончи предложение» для оценивания словесно-логического мышления. Ребёнку зачитывается три незаконченных предложения, предлагается внимательно заслушать начало каждого предложения и придумать его завершение.

Оценивается сколько и насколько грамотно предложений завершил ребёнок.

23 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ 24 слайд

Методика «На что это похоже?» на выявление уровня развития воображения ребенка. Ребёнку поочерёдно предлагают карточки с изображениями. Ребёнок, посмотрев на картинку, говорит, на что она похожа. Оценивается количество ассоциаций на каждую картинку.

25 слайд

Методика «Дорисовывание фигур»

В качестве материала используется комплект карточек, на которых нарисованы фигурки неопределенной формы.

Ребёнок дорисовывает фигуры и говорит, что у него получилось. Подсчитывается

Оригинальность, количество законченных изображений.

26 слайд (фото)

После проведённого обследования, используемые методики позволяют определить уровень познавательного развития ребёнка, обнаружить отклонения и определить стратегию дальнейшей коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении, не усваивающие учебный материал, соответствующий возрастным возможностям. Выявив таких детей, составляется план индивидуальной коррекционной работы, в которой, как правило, задействованы все специалисты детского сада, в том числе и педагоги группы. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы дошкольников направлена на развитие у детей, как определенных личностных качеств, так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка. Ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, является игра. Коррекционная работа с детьми осуществляется на основе развивающих игр. Однако необходимо отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми. Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т. е. простые игры могут быть усложнены за счет введения дополнительных правил и наоборот.Общая продолжительность занятий: 2-4 года – 10-15 минут;

Читайте также:  Этапы психологического развития ребенка школьного возраста

4-5 года – 15-20 минут;

6-7 года – 20-25 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю. Каждое занятие включает развивающие задания, направленные на развитие психических процессов у детей.

27 слайд

Для коррекционно-развивающих занятий я использую:

— Пособие «Коррекционно- развивающие занятия» С. В. Лесина Г. П. Попова;

— Методические рекомендации «Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» Габдракипова В. И. Эйдемиллер Э. Г.

28 слайд Игры на развитие внимания для детей 6-7 лет.

29 слайд (фото)

Игра «Весёлый лес» Игры помогают совершенствовать умение концентрировать внимание при восприятии текста на слух. Слушая текст, ребенок одним хлопком в ладоши отмечает слово.Эта игра может проводиться и с усложнением: при этом будет тренироваться умение распределять внимание. Тогда ребенку нужно будет фиксировать внимание не на одном объекте,а на двух: первое из заданных слов отмечается одним хлопком в ладоши, а второе — двумя.

Я предлагаю нам сейчас поиграть в эту игру.

Внимательно слушайте текст. Как только вы услышите слово «зеленый» или однокоренное ему слово, хлопните в ладоши один раз, второе слово «дождь»— 2 хлопка.

30 слайд

Вчера в веселом лесу была гроза. Она началась внезапно и доставила обитателям леса много хлопот. Сначала поднялся ветер и стал дуть изо всех сил. Он раскачивал деревья, которые сразу зашумели, предупреждая всех в лесу о приближающемся ненастье. Вдруг полил дождь. Все лесные жители спрятались в свои убежища.Радовался только ручей: ведь он стал после дождя более могучим и полноводным, как настоящая река. Когда ударил гром, шишки упали с елок и запрыгали по земле. А молния напугала маленьких зайчат, ведь они подумали, что лес загорелся. Но гроза закончилась быстро, и все деревья стояли после дождя свежие и умытые.

31 слайд Игры на развитие восприятия для детей 6-7 лет.

32 слайд

Игра «Что забыл нарисовать художник?» Ребёнок после просмотра каждого рисунка называет недорисоавнные части картинки.

33 слайд Игры на развитие памяти для детей 6-7 лет.

34 слайд

Игра «Какой игрушки не хватает»?

Цель: развить зрительную память

Ход игры: Перед ребенком на 15-20 секунд ставится 5 игрушек. Когда ребенок отвернуться убирается одна игрушка. Ребёнок отвечает, какой игрушки не хватает. Игру можно усложнить, увеличив количество игрушек; Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

35 слайд Игры на развитие мышления для детей 6-7 лет.

Игра «Мостик».

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Материал для игры:5 пар картинок:

36 слайд

Посмотрите на эту пару картинок, эти картинки пока не связаны между собой. Нужно придумать слово, которое, как мостик соединило бы две картинки.Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может быть слово «растет» (гриб растет в лесу)а теперь вы:

37 слайд Книга – мальчик

38 слайд. Вода – цветы

39 слайд. Плита – кастрюля

40 слайд. Пуговица – иголка

41 слайд Игры на развитие воображения для детей 6-7 лет.

Игра «Возьми и передай»Давайте поиграем : встанем в круг стоят в круг и передают друг другу воображаемые предметы, называя их.Например:

— маленький котёнок;

-колючий ёжик;

-тяжёлая сумка;

-воздушный шарик на ниточке;

— очень большую картину.

42 слайд.

Источник

                      КАТАЛОГ

 МЕТОДИК, ИГР, УПРАЖНЕНИЙ

                                   УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ

                                      (по Л.Григорович)

                                  Творческие способности

  1. Задание 1

    Назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги.

  1. Задание 2

              Дорисовать 10 небольших одинаковых кругов, превратив их в разнообразные картинки.

  1. Игра «Какая осень»

              Подбирать определения к словам.

  1. Игра «Что общего между?…»

               Найти в двух объектах общие признаки.

  1. Упражнение «Что можно сделать из?..»

               Придумать варианты использования хорошо знакомого предмета.

  1. Задание «Придумай и изобрази…»

               Нарисовать фантастические предметы и животных.

  1. Придумывание сказок

              Составлять сказки на тему, видоизменять и т.п.

  1. Придумывание новых игрушек, транспорта, построек

               Изменять предметы, улучшая их качества.

  1. Игра «Хорошо-плохо»

Видеть противоречивые свойства и предметы, явлений и т.п.

  1. Упражнение «Ресурсы»

Выявлять ресурсы пространства и времени, качества, формы.

  1. Упражнение «На что похоже?»

Узнавать в неопределенных графических формах различные предметы.

  1. Отгадывание загадок. Узнавать предмет по словесному описанию.
  1. Составление кроссвордов.

                              МЕТОДИКИ, УПРАЖНЕНИЯ

            (по М.Ильиной, Л.Парамоновой, Н.Головневой)

                                         ВНИМАНИЕ

        Методики для изучения различных свойств внимания

  1. Методика «Переплетенные линии»

Оценка устойчивости внимания. (Проследить за каждой линией от ее начала и до конца)

  1. Методика «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания. (Находить кольца с разрывом в строго определенном месте)

  1. Методика «Цифровая таблица»

Определение объема внимания, скорости его распределения и переключения. (Находить цифры от 1 до 25)

          Упражнения для коррекции и развития внимания

  1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова

  1. Упражнение на развитие концентрации внимания

Сравнить картинки, назвать что не дорисовано, дораскрасить вторую половинку картинки.

  1. Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости

Среди случайно набранных в несколько строк букв отыскать «спрятанные» слова.

  1. Упражнение на развитие устойчивости внимания

Просматривать небольшой текст в газете, журнале и зачеркивать конкретную букву.

  1. Упражнение на развитие произвольного внимания

Нарисовать 10 треугольников и заштриховать в соответствии с заданиями.

  1. Упражнение на развитие распределение внимания:

    А) повторять обратный счет с одновременным выполнением простых  

         Физических упражнений

    Б) найти пропущенные цифры в таблице со случайным порядком цифр

  1. Упражнение на развитие объема внимания. По предложенным аналогам расставить точки в 8 квадратах с делениями.

                                   ВОСПРИЯТИЕ

                Методики для изучения восприятия

  1. Методика «Что не дорисовано?»

Оценка целостности восприятия. (Назвать недостающую деталь рисунка)

  1. Методика «Узнай, кто это?»

По частям рисунка определить целое.

  1. Методика «Чем залатать коврик?»
Читайте также:  Главные этапы развития ребенка до года

Подобрать из нескольких кусочков «материи» тот, который соответствует «коврику».

  1. Методика «Найди квадрат»

Найти из 10 четырехугольников 5 одинаковых квадратов.

  1. Методика «Пиши кружочками»

Оценка фонематического слуха. (Записать кружочками слова под диктовку)

  1. Методика «Чтение схем-слов»

Оценка фонематического слуха. (Определить, какие схемы слов в виде кружочков к каким словам подходят)

       Упражнения для коррекции и развития восприятия

  1. Упражнение «Определи звуки». Показать предмет из числа нарисованных, название которого начинается с того же звука, как и произнесенное взрослым любое слово.
  2. Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур. Назвать изображенные на рисунке геометрические фигуры.
  3. Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры». Дорисовать незаконченные геометрические фигуры.
  4. Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала. Проследить движение стрелки часов в течение одной минуты, затем посидеть столько же без подсказки.
  5. Упражнение на развитие представлений о частях суток. Определить по картинкам, о каком времени суток идет речь в каждой.
  6. Упражнение на развитие пространственных представлений. Выполнить операции, связанные с понятиями «правый», «левый», «в центре», «справа», «слева» и т.д.
  7. Упражнение на развитие пространственных представлений «Точки». Соединять изображенные на листе бумаги точки в различном порядке.
  8. Упражнение на развитие наблюдательности. Осмотреть комнату, найти геометрические фигуры.

                                       МЫШЛЕНИЕ

     Методики для изучения различных видов мышления

  1. Методика «Соедини фигуры».

Оценка наглядно-действенного мышления. Соединить прямыми линиями геометрические фигуры по образцу.

  1. Методика «Лишний предмет».

Оценка образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения. (Определить один лишний из четырех нарисованных предметов и объяснить, почему он лишний)

  1. Методика «Нелепицы».

Оценка образно-логического мышления. (Рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно)

  1. Методика для оценки словесно-логического мышления.

Ответить на два десятка вопросов.

     Упражнения для коррекции и развития мышления

  1. Упражнение на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов». Сравнивать предметы, обозначенные парами слов, анализировать, в чем их сходство и различие.
  2. Упражнение на развитие скорости мышления «Оканчивание слов». Заканчивать слово, первую часть которого называет взрослый.
  3. Упражнение «Соотношение понятий». Определить порядок размещения картинок по смыслу.
  4. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
  1. «Найди лишнее слово».
  2. «Найди лишнюю картинку»
  1. Упражнение на развитие гибкости ума.

      Назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие

  1. Упражнение на развитие словесно-логического мышления.
  1. «Определи понятие»
  2. «Найди похожее слово»

          Игры, развивающие мышление, сообразительность

  1. Игра «Как это можно использовать?» Найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
  2. Игра «Говори наоборот». Подобрать слова-антонимы.
  3. Игра «Бывает – не бывает». Ловить мяч, если называемая играющим ситуация достоверна.

                                           ПАМЯТЬ

         Методики для изучения различных свойств памяти

  1. Методика «Картинки»

Оценка зрительной памяти – кратковременной и долговременной.

  1. Методика «Запомни фразы»

Оценка смысловой памяти. (Повторить или передать смысл прочитанных взрослым 5 фраз)

  1. Методика «Запомни рисунки»

Оценка объема кратковременной зрительной памяти. (Рассмотреть рисунок с 9 фигурами и затем найти их на другом с 15 фигурами)

  1. Методика для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию. Назвать парные слова из ранее прочитанных пар слов.

    Упражнения для коррекции и развития памяти

  1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти «Каскад слов». Устно повторять услышанный и каждый раз увеличивающийся словесный ряд.
  1. Упражнение на  развитие зрительной памяти. Выложить из счетных палочек без подсказки только что рассмотренную простую фигуру.
  1. Упражнение на запоминание цифр, букв, слов. Устно повторять увиденный и каждый раз увеличивающийся цифровой, буквенный, словесный ряд.
  1. Игра на развитие памяти «Я положу в волшебный мешок..». Повторять все ранее названные участниками игры предметы.
  1. Игра «Я – фотоаппарат». Рассмотреть и без подсказки перечислить увиденные на столе, в комнате и т.п. предметы.
  1. Приемы, помогающие запоминанию.

                                   ВООБРАЖЕНИЕ

          Методики для изучения развития воображения

  1. Методика «Вербальная (словесная) фантазия».

 Придумать рассказ, историю, сказку о каком-либо живом существе и изложить ее в течение 5 минут.

  1. Методика «Невербальная фантазия».

 Придумать и нарисовать картинку, вылепить фигуру из пластилина.

  Упражнения, игры для коррекции и развития воображения

  1. Игра «Пантомима»

 Изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет или действие.

  1. Упражнение на развитие зрительного воображения.

 Выполнить рисунок по незаконченным элементам, изображениям.

  1. Упражнение «Точки».

 Нарисовать что-либо, соединяя точки.

  1. Упражнение «Комбинирование»

 Придумать и нарисовать предметы, используя заданные геометрические фигуры.

  1. Упражнение на развитие вербального воображения

 Попробовать представить, что будет, если…

              ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

         Методики для изучения произвольного поведения

  1. Методика «Графический диктант»

                Проводить линии по клеткам в соответствии с заданием.

2. Методика «Лабиринт»

     Оценка умения соблюдать правила.  (Как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта) 

  1. Методика «Домик»

Оценка умения действовать по образцу.  (Нарисовать домик по образцу)

  1. Методика «Палочки и крестики»

Определение уровня саморегуляции и самоконтроля. (Писать палочки и крестики по образцу 5 минут, соблюдая определенные правила)

  1. Методика «Да и нет»

Оценка умения ребенка действовать по правилу. (Отвечая на вопросы, не говорить слова «да» и «нет»)

  Упражнения для коррекции и развития произвольной сферы

          1. Упражнение «Раскрась фигуры»

   Закрасить цветными карандашами каждую из предложенных геометрических фигур.

2. Упражнение «Копирование образца»

   Скопировать образец, состоящий из точек.

3. Упражнение «Рисование узоров»

   Рисовать узоры, соединяя под диктовку треугольники, кружки и квадраты.

                        « НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»

ЦЕЛЬ:  учить точно называть предмет, его качества и действия.

  О каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное». Что это? Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

— Дополните другими словами: снег белый, холодный…(еще какой?); сахар сладкий, а лимон…(кислый); весной погода теплая, а зимой…(холодная).

— Назовите какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

— Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона…(летает), рыба…(плавает), кузнечик…(прыгает), уж…(ползает). Кто из животных как голос подает? Петух…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова…(мычит).

— Помогите найти  слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

                           Скажу я слово высоко,

                           А ты ответишь…(низко).

                           Скажу я слово далеко,

                           А ты ответишь…(близко).

                           Скажу тебе я слово трус,

                           Ответишь ты…(храбрец).

                            Теперь начало я скажу,

                            Ну, отвечай…(конец).

Читайте также:  Характеристика основных трудностей развития ребенка дошкольного возраста

— Теперь вы придумайте слова, противоположные по смыслу.

                       «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ ?»

ЦЕЛЬ: учить находить неточности в стихотворном тексте.

 Послушайте стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?» Вы должны заметить, чего на свете не бывает.

                                Теплая весна сейчас,

                                Виноград созрел у нас.

                                Конь рогатый на лугу

                                Летом прыгает в снегу.

                                Поздней осенью медведь

                                Любит в речке посидеть.

                                А зимой среди ветвей

                                «Га-га-га!» — пел соловей.

                                Быстро дайте мне ответ –

                                Это правда или нет?

— Послушайте, как говорили другие дети, и подумайте, можно ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно:

  • «Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика – один на голове, другой на спинке»
  • «Папочка, это лошадке подметки подбивают».
  • «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»
  • «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»
  • «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».

— А теперь вы придумайте небылицы или путаницы, а другие дети будут их распутывать.

                            «КОЗА-СТРЕКОЗА»

ЦЕЛЬ: развивать представление о похоже звучащих словах, развитие вербального воображения

 —  Подберите пары слов, похожих по звучанию (чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, пар – самовар, шина – машина).

—  Закончите фразы, чтобы получилось складно:

«Я поехал на машине…(у меня порвалась шина); побежал за стрекозой…(тут же встретился с козой); я разбил сегодня чашку..( и сорвал в лесу ромашку); зацепился я за сук …(а под ним сидел барсук); под столом сидела кошка…(рядом с ней стоит лукошко).

                                «КОМПЛИМЕНТЫ»

                                  (для детей с 4 лет)

ЦЕЛЬ: развитие речи, коммуникативных навыков дошкольников.

 Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит : «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

               ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

  1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «молочное» слово.
  2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

                «НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»

                          (для детей с 5 лет)

ЦЕЛЬ: развитие речи, эмоций, коммуникативных навыков дошкольников.

   Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

                         «РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

                               (для детей с 5 лет)

ЦЕЛЬ: эмоциональное развитие, развитие мышления (обобщающие понятия)

        Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а…овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.

                            «СОЧИНИМ ИСТОРИЮ»

                               (для детей с 5 лет)

ЦЕЛЬ: развитие речи, вербального воображения, развитие коммуникативных навыков.

  Ведущий начинает историю: «Жили-были…» следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

                           «ЕСТЬ ИЛИ НЕТ?»

                            (для детей с 5 лет)

  Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в цетре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

                        Есть ли в поле светлячки?

                        Есть ли в море рыбки?

                        Есть ли крылья у теленка?

                        Есть ли клюв у поросенка?

                        Есть ли гребень у горы?

                        Есть ли двери у норы?

                        Есть ли хвост у петуха?

                        Есть ли ключ у скрипки?

                        Есть ли рифма у стиха?

                        Есть ли в нем ошибки?

      «ЧТО БЫЛО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?»

Цель: развитие вербально-логического мышления.

            «КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ»

          Цель: эмоциональное развитие.

                     «ПУТАНИЦА»

Цель: развитие наглядно-образного мышления,                         развитие речи.

Источник