Методики наблюдения и обследования развития ребенка первого года жизни

Методики наблюдения и обследования развития ребенка первого года жизни thumbnail

Обследование детей первого года жизни

В процессе работы с детьми первого года жизни особое внимание следует уделять предупреждению отклонений в их развитии. С этой целью при обследовании детей с первых недель жизни используют следующие методы и приемы: наблюдения за малышами в период бодрствования, беседы с медицинским персоналом, изучение медицинской документации, психолого-педагогическое наблюдение детей в доречевой период, сравнительный анализ их психомоторного и речевого развития.

Такое обследование, носящее комплексный характер, позволяет выделить патологические особенности в доречевом развитии детей, в том числе у детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы (ППП ЦНС), выявить структуру нарушения и определить пути коррекции.

Подобная работа с детьми проводится начиная с раннего возраста, так как патологические особенности в их развитии проявляются с самого рождения и препятствуют дальнейшему правильному формированию речевой и психической деятельности.

В процессе обследования детей первого года жизни особое внимание уделяется следующим направлениям работы.

Изучение анамнестических данных. При анализе анамнестических данных учитывается: течение беременности, состояние ребенка при рождении, особенности крика, наличие и характер асфиксии (балл по шкале Апгар). Особое внимание обращается на врожденные безусловные оральные рефлексы, обеспечивающие возможность сосания и глотания. Учитывается время появления ориентировочных реакций на зрительные и звуковые раздражители, момент появления и характер улыбки.

Изучение двигательного развития ребенка. Совместно с невропатологом обследуются двигательные возможности ребенка: наличие патологических тонических рефлексов и распространение их на мышцы языка и глаз; умение удерживать голову, что необходимо для развития ориентировочно-познавательной деятельности; умение поворачиваться, сидеть, что также расширяет возможности познания окружающего мира, способствует развитию предметной деятельности и контактность.

Особое внимание уделяется развитию мускулатуры кисти, положению первого пальца, возможности зрительно-моторной координации, манипулятивной и предметной деятельности (что влияет на развитие речи). Совместно с врачом определяется общий мышечный тонус ребенка, характер гиперкинезов (патологические, внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц), судорог, а также выявляется способность ребенка опираться на ноги и ходить.

Изучение состояния речевого аппарата. Отмечается наличие патологии в строении артикуляционного аппарата. Совместно с врачом обследуется состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата, распределение напряжения при эмоциональной нагрузке, особенности движения губ и языка. Определяется состояние оральных рефлексов, оральных синкинезий (непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях), характер гиперкинезов. Наблюдая за ребенком в процессе кормления, отмечаются особенности приема пищи: сосания и глотания. Учитываются характер голоса, крика и дыхания.

Исследование голосовой и доречевой активности ребенка. При обследовании доречевош уровня развития логопед отмечает характер крика ребенка, его интонационно-выразительную окраску и коммуникативную функцию. Устанавливает наличие, характер и время появления интонируемого голоса, используемого ребенком как средство общения. Наблюдая за ребенком, необходимо отметить время появления гуления , особенности его развития от спонтанной вокализации до самоподражания и ответного гуления.

Приведем примеры методик выявления возможных голосовых реакций ребенка.

Методика выявления

Ситуация провоцирующая или естественная. Ребенок лежит на спине, спокоен.

1) Взрослый наклоняется над ребенком, соблюдая расстояние 25–30 см от его глаз. Сосредоточивает внимание ребенка на своем лице, ласково произносит слова и звуки в течение 2–3 минут.

2) Ведется только наблюдение, без использования средств воздействия.

3) Наблюдения чередуются с повторным произнесением гласных звуков в течение 8—10 минут.

При наличии у ребенка лепета необходимо определить этап его развития (I, II, III этапы по В. И. Бельтюкову – см. с. 65).

Методика выявления

Ситуация естественная. Ребенок бодрствует. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 минут.

1) Перекличка с ребенком.

2) Взрослый повторно произносит слоги, которые есть в лепете ребенка.

3) Ситуация провоцирующая. Взрослый, сидя перед ребенком, эмоционально обращается к нему и четко, с небольшими паузами произносит слоги, которые малыпт ранее произносил сам. Упражнение проводится в течение 30 секунд.

4) Взрослый четко, с небольшими паузами произносит слоги, которых нет в лепете ребенка.

При наличии у ребенка первых слов определяют время их появления и характер аморфных слов-предложений.

Методика выявления

Ситуация естественная или провоцирующая.

1) Взрослый предлагает ребенку игрушки, которыми он играл неоднократно, и наблюдает за его игрой.

2) Взрослый может предложить ребенку назвать игрушку: «Что (кто) это?»

3) Взрослый сидит перед ребенком и с разной интонацией произносит слоги (в разнообразном сочетании), которые малыш ранее не произносил.

4) Взрослый пытается заинтересовать ребенка игрушкой и спрашивает: «Что (кто) это?»

Психолого-педагогическое обследование направлено на изучение состояния ориентировочных реакций у детей в первые недели жизни и ориентировочно-познавательной деятельности у детей первых месяцев жизни. В ходе обследования изучаются сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание к речи взрослого и уровень развития начального понимания речи.

Читайте также:  Скачать книгу правила развития мозга вашего ребенка скачать

Приведем пример методики выявления зрительных ориентировочных реакций.

Методика выявления

Ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине.

1) Взрослый удерживает игрушку (погремушку с шаром диаметром 5—10 см) на расстоянии 40–50 см от лица ребенка и перемещает ее то вправо, то влево на 20–30 см (2–3 раза).

2) Взрослый, привлекая внимание ребенка, раскачивает игрушку, разговаривает с ним, то наклоняясь к малышу, то отдаляясь от него. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40–50 см от глаз ребенка.

3) Взрослый вызывает сосредоточение ребенка на предмете (яркой игрушке), передвигая его в сторону на 20 см, а затем останавливает предмет на высоте 50–70 см от глаз малыша.

4) С ребенком по очереди разговаривают знакомые и незнакомые взрослые. Упражнение проводится в течение 1,5–2 минут.

Существует множество диагностических методик, предназначенных для изучения детей раннего возраста, например, методики H. М. Аксариной, K.Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, Л. Т. Журбы, О. В. Тимониной, E. М. Мастюковой, Е.А. Стребелевой.

В качестве базовых методик диагностики психомоторного развития детей младенческого возраста, страдающих ППП ЦНС, можно рекомендовать методики Г. В. Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт (1983), О. В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М. Гриффитс (2000), М.Л. Дунайкина (2001). Для оценки характера, степени нарушений, прогноза развития, определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л. Т. Журбы, E. Н. Мастюковой и Е. Д. Айнгорн (1981).

В качестве примера приведем тест психомоторного развития Гриффитс (перевод Е. С. Кешишян, 2000), которая используется для скрининг-обследования детей (см. таблицу 2).

Таблица 2

Тест психомоторного развития Гриффитс

Оценка психомоторного развития ребенка производится в баллах, которые затем сравниваются с баллами, определенными нормативами (см. таблицу 3).

Таблица 3

Сводная таблица баллов

Приведем пример количественного анализа результатов обследования ребенка в возрасте одного года.

По результатам скринингового обследования ребенок в возрасте одного года набрал: моторика – 17 баллов; социальная адаптация – 16 баллов; слух и речь – 13 баллов; глаза и руки – 19 баллов; способность к игре – 20 баллов. Общая сумма – 85 баллов из 150–155 возможных (см. таблицу 3). Таким образом, годовалый ребенок по развитию моторики соответствует семимесячному ребенку; по уровню социальной адаптации – шестимесячному ребенку; по развитию слуха и речи – пятимесячному ребенку; глаз и рук – семимесячному ребенку; способности к игре – восьмимесячному ребенку.

В результате график уровня психомоторного развития ребенка в возрасте одного года будет выглядеть следующим образом.

Параметры обследования: 1. Моторика. 2. Социальная адаптация. 3. Слух и речь. 4. Глаза и руки. 5. Способность к игре.

Анализируя результаты, полученные в ходе обследования ребенка в возрасте одного года, и сравнив их с условной нормой, можно отметить отставание в психомоторном развитии по всем функциям на 6 месяцев. Фактически ребенок в один год соответствует полугодовалому ребенку. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к его более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане.

В ходе такого обследования можно выявить детей «группы риска» и спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию тех или иных функций, а также включить психолого-педагогическое сопровождение. Если отставание нарастает с возрастом, например, в 8 месяцев ребенок набирает вместо 100 баллов только 60 баллов, что соответствует уровню развития шестимесячного ребенка, то необходимо более глубокое обследование и, возможно, коррекционно-развивающие мероприятия. Необходимо также изучить условия воспитания младенца, его соматическое состояние и т. д.

Для более глубокого обследования детей следует использовать методики О. В. Баженовой (1986), М. Л. Дунайкина (2001) и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

БРАК С РАЗВЕДЕННОЙ ЖЕНЩИНОЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ ОТ ПЕРВОГО СУПРУЖЕСТВА
В большинстве случаев разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте обычно невелика. Оба были не удовлетворены в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь

Этапы развития детей и их интеллектуальных возможностей. Описание возрастных кризисов 1 года, 3 лет и 6–7 лет. Как пережить детские возрастные кризисы. Как развивать таланты и способности детей
Мы часто оставляли ребенка у нашей бабушки. Она раньше работала в

Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии[15]

I. Введение. Современное состояние психологии младенчества
Та часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни, – психология младенчества, – находится в

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни
Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими поражения центральной нервной системы, необходимо глубокое знание

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам babyblog

Содержание работы с детьми первого года жизни
При составлении программы работы с детьми первого года жизни было выделено 5 этапов (комплексов) с учетом возрастных закономерностей нормального психомоторного

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
Обследование детей с ППП ЦНС показало, что задержка в их развитии начинается с первых недель жизни. Чаще всего у детей отмечаются

Коррекционно-логопедическая работа с детьми первого года

Глава 1
Психическое развитие детей от рождения до

Глава 2
Психическое развитие детей от года до 3 лет

Оценка качества привязанности младенцев и детей второго и третьего года жизни
Особенности развития привязанности анализируются с помощью разработанной Эйнсворт методики «Незнакомая ситуация» (Ainsworth & Wittig, 1969). Ее можно проводить начиная примерно с 12-го месяца и ее

Кризис первого года и капризы
Где-то в районе первого дня рождения – плюс-минус пара месяцев – случается первый кризис. Это время не всегда приятного открытия: вот я, вот мама (папа, бабушка, дедушка, тетя). Я – ребенок, она – взрослый. Мы разные. Причем разные не совсем

глава VII
второе убийство. первая и вторая посмертные жизни первого трупа
Наместник Империи Пилат — как о нём, сочиняя, рассказывала жена, сын короля-звездочёта Ата и красавицы Пилы, соединение этих имён будто бы и дало его имя, — облачённый в роскошную тогу с широкой

Источник

Методология
психолого-педагогического обследования
основывается на целостности и конкретности
педагогической диагностики. Обязательно
на первом этапе оценивается уровень
психического развития, определяется
зона ближайшего развития (за
Л. Выготским), оценивается возможность
усвоения задач и способов действий –
обучаемости. Комплексная методика
психолого-педагогической диагностики
включает наблюдение за поведением
ребенка, коммуникативным
поведением, игрой, адекватностью реакций
на поощрение и замечания взрослого в
процессе работы и др. Однако, для оценки
уровня познавательного развития
целесообразно использовать разнообразные
адаптированые психометрические тесты,
задания и др.

В
процессе наблюдения и обследования за
задачами качества психофизического
развития по линиям развития (см. таблица
2) использовались основные методы
педагогической диагностики, которые
выявляют реальные достижения ребенка,
сложившиеся в процессе воспитания, а
именно метод педагогической оценки
уровня психического развития. Он включает
метод педагогического анализа (разработан
Е Хейссерманом) самого процесса выполнения
задачи и выяснения причин успеха или
неудачи при диагностировании детей с
отклонениями в развитии. При этом следует
иметь в виду, что в случаях серьезных
недостатков в развитии необходимо
применить и метод психолого-педагогического
эксперимента (констатирующий и обучающий
эксперименты) и другие методы: изучение
анамнеза развития ребенка, клиническое,
нейрофизиологическое, патопсихологическое
изучения ребенка и др.

Основными
параметрами оценки деятельности детей
первого года жизни по линиям развития
считаются:


контактность, принятие и понимание
задания;


способы выполнения задания;


способность к подражанию, обучение в
процессе обследования;


отношение к результату своей деятельности.

Контактность,
принятие и понимание задачи предусматривает
согласие ребенка выполнять предложенное
задание, взаимопонимание и взаимодействие
со взрослым, что является основным
условием выполнения задания и
психолого-педагогического эксперимента.
При этом ребенок проявляет интерес к
задачам и к общению со взрослым.

Способы
выполнения задания. При наблюдении и
обследовании детей первого года жизни
начинается самостоятельное выполнение
задания; выполнения задачи с помощью
взрослого (возможно диагностическое
обучение); самостоятельное выполнение
задания после учебы. При обследовании
могут наблюдаться такие способы
деятельности, определенные Н. Серебряковой:
1 уровень — силовым способом; 2 — способ
хаотических действий, метод удачной
попытки, случайный успех, который
пытается повторить; 3 — поисковые действия,
метод проб и ошибок, пока не достигнет
результата; 4 — метод практической
примерки и зрительного ориентирования
(перцептивные способы), свидетельствующие
о оперировании не реальными предметами,
а их образами, предвидя переход от
наглядно-действенного к наглядно-образного
мышления

Под
адекватными действиями понимают:
соответствие действий ребенка цели
данной задачи, характера дидактического
материала и требованиям инструкции
взрослого. Примитивными считаются
силовые или хаотические действия без
учета свойств предметов и инструкций.
Неадекватные действия при выполнении
задания свидетельствуют о нарушении
развития ребенка.

Способность
к обучению в процессе обследования
выявляется только в пределах тех задач,
которые рекомендуются для детей данного
возраста. Допустимы являются следующие
виды помощи: выполнение действий по
подражанию; выполнение задания по
подражанию с использованием указательных
жестов; выполнение задач за демонстрацией
с использованием голосовой инструкции.

Ребенок
может освоить способ выполнения того
или иного задания на уровне элементарного
подражания взрослому, действуя с ним
одновременно. Но важно придерживаться
следующих условий:

Читайте также:  Задержка в психомоторном развитии ребенка


количество показов выполнение задачи
не должно превышать трех раз;


речь взрослого служит показателем
достижения цели данной задачи и оценки
результативности действий ребенка;


обучение, т.е. переход ребенка от
неадекватных действий к адекватным,
свидетельствует о сохранности
интеллектуальных способностей, ее
потенциальные возможности познавательного
развития; отсутствие результата в
отдельных случаях может быть связана
с нарушениями интеллекта, эмоционально-волевой
сферы.

Отношение
к результату своей деятельности.
Заинтересованность в собственной
деятельности и интерес к конечному
результату характерны для детей, которые
нормально развиваются; безразличное
отношение к тому, что ребенок делает, и
к полученному результату характерны
для ребенка с нарушениями интеллекта.

Количественная
оценка. Все указанные выше параметры
нашли отражение в балльной оценке линий
развития ребенка. При анализе результатов
наблюдения за линиями развития основное
внимание уделяется оценке возможностей
ребенка в плане отношения к помощи,
восприятие помощи, т.е. его обучаемость.

Количественная
оценка выполнения задач по линиям
развития в баллах производится следующим
образом:


баллов — ставится в тех случаях, когда
ребенок не взаимодействует со взрослым,
ведет себя неадекватно по отношению к
заданию и не понимает его цели.

0,25
балла — ставится в тех случаях, если
ребенок воспринимает задачи, начинает
сотрудничать со взрослым, стремится
достичь цели, но самостоятельно выполнить
задание не может, в процессе диагностического
обучения действует адекватно, но после
обучения не переходит к самостоятельному
выполнению задачи.

0,5
балла — ребенок получает, если
взаимодействует со взрослым, принимает
задание, понимает его цели, но самостоятельно
задачу не выполняет; в процессе
диагностического обучения действует
адекватно, а затем переходит к
самостоятельному способу выполнения
задания.

1
балл — ребенок получает в том случае,
если сразу начинает взаимодействовать
со взрослым, принимает и понимает задание
и самостоятельно находит способ его
выполнения.

Суммарное
количество баллов, полученных при
наблюдении и выполнении восьми задач,
является показателем физического,
психического и познавательного развития,
который сравнивается с нормальным для
данного возраста развитием детей.

Важно
отметить, что в случаях выявления
отставания в развитии ребенок должен
быть обследован психоневрологом или
невропатологом.

Таблица
2.1.

Комплекс
методик для наблюдения и обследования
и определения качества физического и
психического развития ребенка первого
года жизни

п
/ п

Линии
развития

Задачи

Срок

проведения

1.

Физическое
развитие

Наблюдения
и задачи соответствия физического
развития ребенка общепринятым
показателям.

Задача
для обследования: № 1, 2, 3, 4, 7, 8.

В
течение года.

общая
моторика

Наблюдение
за движениями тела и его частей в
обыденной жизни.

мелкая
моторика

Наблюдение
за движениями рук, правой руки, кисти
рук в обыденной жизни.

артикуляция

Наблюдение
за природными движениями артикуляционного
аппарата в обыденной жизни.

2.

Эмоционально-социальное
развитие

Наблюдение
с целью выявления контакта, реакции
на взгляд и голос взрослого, декабрь,
активность, эмоции, участие в игре,
понимание запрета и их становления.

Задача
для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

В
течение года.

3.

Познавательное
развитие

Наблюдение
с целью выявления качества режима
дня, особенностей восприятия, внимания,
характера деятельности во время
бодрствования.

Задача
для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

В
течение года.

сон
и бодрость

Наблюдение
за сном ребенка, качество и
продолжительность сна, активность в
часы бодрствования в повседневной
жизни.

тактильно-зрительные
реакции

Наблюдение
за характером деятельности во время
бодрствования: фиксирует взгляд на
предметах, лице взрослого, захватывает
игрушки, предметы, удерживает и
действует с ними.

4.

Развитие
речи

Наблюдение
с целью выявления реакции на звуки
окружающего, голос взрослого, имя,
инструкции. Произнесения звуков, слов.

Задача
для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

В
течение года.

слуховые
ориентировочные реакции

Наблюдать
за способностью воспринимать отдельные
инструкции и исполнять их, понимать
названия отдельных предметов или
игрушек в обыденной жизни.

активное
вещание

Наблюдать
за криком в различных ситуациях,
гуления, лепетом, повторением складов
и слов, употреблением слов в повседневной
жизни.

5.

Экологическое
развитие

Наблюдение
с целью выявления реакции на явления,
предметы окружения и деятельности с
ними в повседневной жизни.

Задача
для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

В
течение года.

6.

Художественно-эстетическое
развитие

Наблюдение
с целью выявления реакции на качества
предметов (цвет, форму, фактуру и др.),
музыку и варианты деятельности с ними
в повседневной жизни.

Задача
для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

В
течение года.

Источник