Методики на обследование психического развития ребенка
Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика», неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
проведение диагностики с группой детей;
взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
использование апробированных на практике диагностических материалов;
легкость в получении результата;
наличие протоколов обследования;
наглядность;
применение игрового метода выполнения заданий.
Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.
Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.
Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.
Цель тестирования:
получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.
Результаты диагностики предполагается использовать:
при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
при создании предметно-развивающей среды;
для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
при комплектовании проблемных групп.
Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.
Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола.
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________
Нарисуй дождик.
Соедини точки.
3. Заштопай коврики.
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.
1 задание:
высокий уровень — линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;
средний уровень — линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;
низкий уровень — линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время — 2 минуты.
2 задание:
высокий уровень — найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;
средний уровень — найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;
низкий уровень — соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.
3 задание:
высокий уровень — все выполнено правильно;
средний уровень — допущено 2 ошибки;
низкий уровень — задание выполнено неверно.
4 задание:
высокий уровень — найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;
средний уровень — допущены незначительные отклонения от инструкции;
низкий уровень — задание не выполнено.
5 задание:
высокий уровень — точное следование инструкции;
средний уровень — найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;
низкий уровень — задание выполнено неверно.
Диагностика психического развития детей старшей группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________
Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________
1. Помоги рыбкам найти маму.
2. Домики.
4. Найди игрушки.
5. Какой предмет лишний.
Результаты диагностики психоэмоционального развития
Средняя группа______________________ Дата_____________________
Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»
Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»
Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»
Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика сформированности мышления
«Найди игрушки»
Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»
Итого:________________________________________________________________________
Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»
Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»
Итого:________________________________________________________________________
Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог_____________________________________________________________
1 задание:
высокий уровень — задание выполнено без ошибок;
средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень — задание выполнено неправильно.
2 задание:
высокий уровень — задание выполнено без ошибок;
средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень — задание выполнено неправильно.
3 задание:
высокий уровень — задание выполнено без ошибок;
средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень — задание выполнено неправильно.
4 задание:
высокий уровень — задание выполнено без ошибок;
средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень — задание выполнено неправильно.
5 задание:
высокий уровень — задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;
средний уровень — задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;
низкий уровень — задание выполнено неправильно.
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка _________________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________
1. Опусти фигурки в формочку.
2. Соедини половинки предметов.
3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.
4. Обведи похожие на образец фигуры.
5. Кто где живет.
Образец на определение уровня развития зрительной памяти
Результаты диагностики психоэмоционального развития
Средняя группа_______________ Дата_____________
Ф.И. ребёнка______________________________________________________
Дата рождения_______________________
Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»
Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы — вставь фигурки в ящик».
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»
Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика уровня развития зрительной памяти
«Зрительная память»
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»
Итого: _______________________________________________________________________
Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»
Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»
Итого:________________________________________________________________________
Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»
Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»
Итого:________________________________________________________________________
Психолог _____________________
1 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
2 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
3 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
4 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Источник
Анастасия Бондаренко
Методики обследования психических процессов у дошкольников
Беседа
Цель: определить степень осведомленности ребенка, представления об окружающем.
Оборудование: бланк беседы.
Обработка и интерпретация: высокий уровень – ребенок ответил на большинство вопросов по каждому разделу; средний уровень – ребенок ответил на половину вопросов по каждому разделу; низкий уровень – ответил меньше, чем на половину вопросов или не ответил совсем.
Доски Сегена
Оборудование: 5 специальных досок с целыми или разделенными фигурами-вкладышами.
Ход исследования: ребенку показывают доску с вложенными фигурами в течение 10 секунд. Затем доску переворачивают и фигурки вываливаются на стол. После перемешивания просят ребенка вставить фигурки в гнезда. В начале опыта экспериментатор может сделать 2-3 вкладки. Помощь оказывается не ранее, чем через минуту после инструкции.
Обработка и интерпретация: высокий уровень – сложил все правильно, зрительное соотнесение; средний уровень- выполнил методом проб и ошибок, оказывалась помощь; низкий уровень – действовал силой, не сложил доски или сложил меньше половины.
Коробка форм
Цель: исследование сформированности понятия «форма» и умения соотносить предметы по форме.
Оборудование: ящик с пятью прорезями – полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат и шестиугольник. 10 объемных геометрических тел – по 2 к каждой прорези.
Инструкция: найди домик для каждой фигурки, чтобы все фигурки оказались внутри ящика.
Обработка и интерпретация: высокий уровень – сложил все правильно, зрительное соотнесение; средний уровень- выполнил методом проб и ошибок, оказывалась помощь; низкий уровень – действовал силой, не выполнил задание или выполнил меньше половины.
Классификация по форме
Цель: определить умение дифференцировать фигуры по форме.
Оборудование: набор геометрических фигур одного цвета (16 – 4 круга, 4 квадрата, 4 треугольника, 4 прямоугольника).
Инструкция: «Сейчас ты будешь раскладывать фигурки вниз в столбики, какая к какой подходит. Я начну, а ты – продолжишь».
Обработка и интерпретация: высокий уровень – выполнил задание правильно и самостоятельно, средний уровень – выполнил с помощью подсказки или наводящих вопросов, низкий уровень – не выполнил.
Разбор и складывание матрешки
Цель: определить уровень сформированности понятия «размер», отношений «больше – меньше».
Оборудование: 2-составная и 5-составная матрешки.
Инструкция: (сначала дается 2-составная матрешка) «Разбери эту матрешку». Если ребенок ничего не делает, то экспериментатор сам открывает матрешку и предлагает собрать ее обратно.
Обработка и интерпретация: высокий уровень – выполнил задание правильно методом зрительного соотнесения; средний уровень – методом проб и ошибок или с помощью, низкий уровень – не выполнил задание.
Разбор и складывание пирамиды
Цель: определить уровень сформированности понятия «размер», отношений «больше – меньше».
Инструкция: «разбери пирамидку, а потом собери ее снова».
Обработка и интерпретация: высокий уровень – выполнил задание правильно методом зрительного соотнесения; средний уровень – методом проб и ошибок или с помощью, низкий уровень – не выполнил задание.
Включение в ряд
Цель: определить уровень сформированности понятия «размер», отношений «больше – меньше».
Оборудование: 6-составная матрешка.
Ход исследования: экспериментатор берет матрешку, на газах у ребенка разбирает ее на 6 матрешек и выстраивает их в ряд, соблюдая равные промежутки. Ребенка просят закрыть глаза, а в это время из середины ряда извлекают одну матрешку и ряд выравнивают. Затем просят открыть глаза. «Поставь матрешку на место».
Обработка и интерпретация: высокий уровень – выполнил задание правильно методом зрительного соотнесения; средний уровень – методом проб и ошибок или с помощью, низкий уровень – не выполнил задание.
Разрезные картинки
Цель: выявить способность восстанавливать пространственную структуру целого изображения, разбитого на отдельные части.
Оборудование: разрезные картинки на 4, 5, 6 частей различным образом (по диагонали. По вертикали, по горизонтали).
Инструкция: «У меня сломалась картинка, помоги, пожалуйста, ее починить».
Обработка и интерпретация: высокий уровень – выполнил задание правильно методом зрительного соотнесения; средний уровень – методом проб и ошибок или с помощью, низкий уровень – не выполнил задание.
Кубики Коса
Цель: выявить особенность осуществлять конструктивный процесс и ориентироваться в пространстве.
Оборудование: 4 одинаково специально раскрашенных кубика и карточки образцами рисунков (4, 5 штук).
Ход исследования: перед ребенком кладут 4 кубика и образец, предлагают сложить из кубиков соответствующий узор.
Инструкция: «Посмотри, на карточке нарисован узор. Из этих кубиков сложи такой же».
Обработка и интерпретация: высокий уровень – сложил все узоры правильно, методом зрительного соотнесения; средний уровень – сложил 2,3 узора правильно; низкий уровень — не выполнил задание.
Конструирование по образцу (подражанию)
Цель: выявить особенности пространственной ориентировки и конструктивного праксиса.
Оборудование: геометрические тела – 2 бруска, 2 треугольные призмы, 2 полусферы, ширма.
Ход исследования и инструкция: экспериментатор и испытуемый сидят лицом друг к другу.Экспериментатор ставит перед собой на стол тела: брусок ставит перед собой, а второй – перед ребенком. Затем берет призму и повторяет операцию. То же проделывают и с полусферой. Образуются 2 ряда одинаково стоящих фигур. Далее поочередно строится «домик», «грибок», «паровозик». Пока взрослый строит один объект, он закрывает от ребенка свою часть стола, чтобы он не видел, как строятся фигуры. Ребенку предлагают построить такие же фигуры.
Обработка и интерпретация: высокий уровень – выполнил все постройки правильно, самостоятельно; средний уровень – справился с заданием с помощью; низкий уровень – не выполнил задание или выполнил неправильно.
Исключение понятий и предметов (4 лишний)
Цель: выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями, способность к обобщению.
Оборудование: карточки (10 штук).
Инструкция: «Посмотри на картинку. Здесь три предмета можно назвать одним словом, а четвертый не походит к этому понятию – он лишний. Что здесь лишнее?»
Обработка и интерпретация: высокий уровень – выделил 7 – 10 карточек; средний уровень – 4 – 7 карточек; низкий уровень – меньше 4 карточек или не выделяет совсем.
Недостающие детали
Цель: определить наблюдательность, концентрацию внимания, восприятие целостности образа предмета.
Оборудование: картинки с недорисованными фрагментами (10 штук).
Инструкция: «Посмотри, на этой картинке все есть или чего-то не хватает?»
Обработка и интерпретация: высокий уровень – выделил 7 – 10 карточек; средний уровень – 4 – 7 карточек; низкий уровень – меньше 4 карточек или не выделяет совсем.
Картины со скрытым смыслом
Цель: определить способность устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе понимания изображенной ситуации, а так же способность воспринимать мысли и чувства людей на основании их мимики и жестов.
Оборудование: 2 картины со скрытым смыслом «Разбитая чашка», «Разбитое окно».
Инструкция: «Посмотри на картинку, как ты думаешь, что на ней произошло?»
Обработка и интерпретация: высокий уровень – понял смысл и раскрыл его на обеих картинах, средний уровень – понял и раскрыл смысл одной картины; низкий уровень – не понял смысла ни одной из картин.
Нелепицы
Цель: установить характер эмоциональных реакций ребенка и выяснить некоторые особенности восприятия. Определить устойчивость внимания, способность к длительному волевому усилию.
Оборудование: картина с изображением нелепой ситуации.
Инструкция: «Посмотри на картинку, как ты думаешь, художник все правильно нарисовал или что-то перепутал?»
Обработка и интерпретация: высокий уровень – ребенок внимательно рассмотрел картину и последовательно назвал все нелепые ситуации; средний уровень – частично назвал; низкий уровень – эмоционально не реагирует на картину, назвал 1 – 2 ситуацию.
Серия последовательных картин
Цель: определить способность устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценки воспринимаемым ситуациям.
Оборудование: серия последовательных картин (от 4 до 6).
Инструкция: «Посмотри на каждую картинку. Тебе нужно разложить их по порядку – что было сначала, что потом, и чем все закончилось».
Обработка и интерпретация: высокий уровень – правильно разложил все картинки и составил по ним рассказ; средний уровень – с помощью наводящих вопросов выложил по порядку картинки и составил по ним рассказ; низкий уровень – не справился с заданием.
Источник