Методики интеллектуального развития ребенка мирр

Что представляет собой программа «МИРР» (Метод Интеллектуального Развития Ребенка)? С какими недостатками могут столкнуться родители, решившие воспитывать ребенка по этой методике? И кто такой П.В. Тюленев?

В последнее время интерес родителей и педагогов привлекли исследования П. Тюленева, социолога и педагога-новатора, разработавшего в восьмидесятых годах прошлого столетия уникальную методику раннего развития детей.

Чем вызван такой интерес к уникальной программе, догадаться несложно. Темпы развития научно-технического прогресса с каждым годом становятся стремительнее, и сейчас первоклассники приходят в школу, зная не только азбуку, но и умея пользоваться ПК, мобильными телефонами и другими видами современной техники, к которой их бабушки и дедушки нередко боятся даже прикасаться. Современным детям приходится догонять и обгонять время, чтобы создавать еще более новые технологии, и старые методы развития, воспитания и обучения уже не столько помогают им, сколько мешают.

Что представляет собой программа «МИРР» (Метод Интеллектуального Развития Ребенка)? С какими недостатками могут столкнуться родители, решившие воспитывать ребенка по этой методике? И кто такой П.В. Тюленев?

Несколько слов об авторе методики

Павел Викторович Тюленев – незаурядная личность и увлеченная натура. Свою методику раннего развития детей он «опробовал» на собственных детях. По утверждению самого Павла Викторовича, благодаря методике МИРР его младшая дочка в год уже умела читать, а в полтора – писать. Примечательно, что в сферу интересов П.В.Тюленева попала не только педагогика и социология.

С семидесятых годов прошлого века он поглощен изучением естественных, точных и гуманитарных наук одновременно. Его интересовали вопросы преобразования экономики Советского Союза в эпоху застоя, одновременно с этим он занимается исследованиями в области химии и биохимии, проблемами производства нефтепродуктов и сокращения импорта сырья, сбором и обработкой информации о минерально-сырьевых ресурсах страны. Социология, журналистика, философия, математика, медицина – также входят в круг его интересов.

Внимание П.В. Тюленева привлекла и педагогическая психология, так как ученый понимает, что без подготовки подрастающего поколения к новому уровню развития общества невозможно эффективно решить все проблемы кризисного периода. Так родилась идея о воспитании человека новой эры, появились авторские методики и программы:

  • «Система методов интеллектуального развития ребенка (МИРР), как основа новой системы образования». РАО – 1995 г.;
  • Программа: «Начальное образование — к возрасту 4 — 5 лет»
  • «Читать — раньше, чем ходить» – 1996 г.

Особенности методики Тюленева

Всестороннее развитие детей раннего возраста продиктовано современными реалиями, и имеет право на существование. Народная мудрость гласит: «Воспитывай, пока поперек лавки лежит», а представители классической психологии давно твердят о том, что в первые годы жизни, в дошкольном возрасте, человек усваивает намного больше необходимой информации, чем в последующие годы своей жизни.

Как и другие педагоги-новаторы П.В. Тюленев также опирается в своей методике на образное восприятие ребенка – яркие картинки, постоянно находящиеся перед глазами ребенка, запоминаются с легкостью, и регулярная смена этих картинок, естественно, привлекает внимание ребенка, побуждает к запоминанию постоянно меняющейся обстановки в его комнате. Однако запоминание букв, цифр, нот или других изображений не должно быть пассивным. Надо постоянно стимулировать интерес ребенка.

Павел Викторович Тюленев предлагает заменить привычные игрушки геометрическими фигурами, изображениями животных, растений, букв и т.д. При этом игрушки в виде реально существующих животных не должны быть пластмассовыми, резиновыми или плюшевыми – у ребенка с первых дней жизни должно формироваться реалистичное представление об окружающем мире. Поэтому игрушки должны быть максимально приближены к реалистичному виду животных, как по форме, так и по цвету/текстуре.

О роли родителей

Важно понимать, что в системе развития ребенка роль родителей имеет огромнейшее значение. И проблема состоит не в том, чтобы найти и принести в комнату малыша необходимые картинки и другие наглядные пособия.

Родители и все взрослые члены семьи, задолго до рождения ребенка должны подготовить себя к роли воспитателей. В первый год жизни ребенка окружают только самые близкие люди, через которых и благодаря которым он узнает мир. Эмоциональная атмосфера в семье важна для малыша, и от нее зависит, насколько успешно он будет познавать окружающий мир.

Родители, решившие всерьез заняться ранним развитием малышей должны приготовиться к тому, что придется столкнуться с трудностями. И трудности эти заключаются не в реализации самой методики, а в ее восприятии обществом, системой образования, и даже старшими членами семьи, которые будут активно противостоять новаторским идеям воспитания и развития.

Тюленев предупреждает и о правильном отношении к личности ребенка. Несмотря на ослепляющую любовь и самые нежные чувства, нельзя «сюсюкать» с ребенком. Нужно говорить четко и внятно, ни в коем случае не повторять вслед за малышом неправильно произнесенные слова. Главный принцип: ребенок – личность, и очень важно относиться к нему, как к равному.

Как проходят занятия по методике Тюленева?

По мнению Тюленева, ребенок, который в три года еще не умеет читать – это педагогически запущенный ребенок. Поэтому его методика ориентирована исключительно на малышей в возрасте нескольких недель/месяцев. Еще лучше, если мама начнет работать по методике еще в перинатальный период – с 4 месяца беременности.

Вся методика «держится» на главных правилах, которые звучат так:

Читайте также:  Дошкольное детство как этап психологического развития ребенка

  • Ребенок – кумир родителей
  • Если ребенок не спит – он должен интеллектуально развиваться
  • Родители – первые учителя ребенка
  • Каждый успех/достижение ребенка должен сопровождаться похвалой или вознаграждением
  • Обучающий комплект методики Тюленева (карточки с опорными образами) должен быть всегда у ребенка перед глазами
  • Родители должны озвучивать все, что видит ребенок
  • Общение с ребенком (в том числе игры) должно быть только развивающим

Разумеется, занятия должны проводиться только в благожелательной обстановке: ребенок должен пребывать в хорошем расположении духа, и эти моменты должны чувствовать взрослые. Важно соблюдать режим сна и бодрствования малыша, и каждую свободную минуту посвящать общению с ребенком.

В этом, собственно, и заключается сущность методики, а каждое отдельное занятие зависит от способностей и уровня подготовки родителей.

Недостатки методики Тюленева

Родители ребенка, взявшие на вооружение методику Тюленева, должны сознавать, что это – не временный отказ от беззаботного сидения у телевизора и других своих слабостей. После того, как ребенок научится считать, читать и писать, выучит ноты и пару иностранных языков, ему необходимо двигаться дальше. Это автоматически означает, что родители должны постоянно повышать свой собственный уровень знаний, или обеспечить ребенку регулярное посещение занятий по индивидуальной программе.

Прогрессивные методы обучения, разработанные Тюленевым, к сожалению, по-прежнему остаются преждевременными, так как общество, государство и система образования не готово к тому, чтобы обеспечить детей, обученных по этой методике, условиями для дальнейшего интеллектуального роста и применения их знаний.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник


Содержание

Перечень необходимых и достаточных
рекомендаций по раннему развитию ребенка, книг и пособий :  РК МИР — Развивающие комплекты
по раннему развитию — для
домашнего использования в любой обычной семье


1. Перечень методов
раннего интеллектуального развития

2. Книги по различным вопросам системы раннего развития МИРребенка

 


3
. Занятия. Семинары. Консультации по раннему развитию.
— если вы составили
целый список волнующих  вопросов — не стесняйтесь, запишитесь на семинар или
занятие.


4
. Возрастные периоды интеллектуального развития в раннем возрасте («Классмиры»)

— история развития каждого ребенка напоминает целые эпохи развития
биологических существ: выход кистеперой рыбы на сушу ознаменовал открытие нового
мира биологическими существами, появление крыльев позволил освоить воздушное
пространство. Так и освоение, например, ползания открывает ребенку совершенно
новый мир, а научившись сидеть, ваш малыш получает новый импульс к открытию мира
манипуляций руками. Это способствует необычайно быстрому развитию многих центров
коры головного мозга … Родителям чрезвычайно важно знать, в каком из «миров»
находится в данный момент их ребенок? Четко понимая какие стадии должен пройти
малыш в своем развитии, какие задания или тесты ему нужно выполнить, родители и
педагоги сумеют дать все, что необходимо своему воспитаннику, и сделать это в
кратчайшие сроки.


5
. Интегрированные программы раннего развития (предметы по вертикали, от 0 до 18 лет)
«Журналист», «Ломоносов», «Менделеев», «Моцарт», «Художник», «Предприниматель»,
«Лидер», «Чемпион»
— эти программы для родителей с
перспективным мышлением, которые хотят заглянуть в будущее, хотели бы научиться
положительно повлиять на выбор своего ребенка

6.
Интегрированные развивающие курсы по раннему развитию (по возрастным

 периодам, по каждому классмиру)

— по старой школьной привычке каждый родитель в
день рождения ребенка думает: чем занять ребенка, чему его научить в этот,
очередной год его счастливой жизни? Именно в этот момент родители на самом деле
обдумывают очередной интегрированный курс развития своего будущего гения


7
.
Реализованная научная программа по созданию системы фундаментального раннего
развития и образования
ребенка
(от 0 до 18 лет)

Для тех, кто
желает профессионально освоить систему МИР подготовлен раздел

Работа.

Представительства по системе МИР раннего
развития  П.В. Тюленева  в

субъектах Российской Федерации

Представительства по системе МИР раннего развития  П.В.
Тюленева  в

городах Российской Федерации

Представительства по системе МИР раннего развития П.В.
Тюленева в

других странах мира
                                                                                                                                  

Таблицы

а так же см. раздел
Представители и партнеры


Представители «Родительского клуба МИР детей»

      
Сегодня все больше семей хотели бы, чтобы дети получили высшее  образование
к 18 годам, а может быть и раньше, например, к 12 — 14 годам, как рассказывали
газеты или телевидение. С тех пор, как в начале 90-х годов мы объявили об
открытии возможности в игровой форме ребенку развиваться и осваивать ступени
образования в темпе «один год — один класс», все больше родителей идут по этому
пути. 
      Но для того, чтобы подростки — студенты могли
чувствовать себя свободно, нужны специально подготовленные педагоги. Для этого
создано  высшее учебное заведение нового типа, в котором будет реализована
система МИР, и обеспечена подготовка специалистов не только по наиболее
перспективным специальностям, но и по новым методикам обучения. 
      ЭТО ВЫ МОЖЕТЕ!

Источник

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников происходит под влиянием окружающего мира. При общении со взрослыми ребёнок осваивает речевые навыки, в игре развивается логика, при знакомстве с природой малыш учится делать первые выводы и обобщения, в процессе рисования или лепки развивается творческая деятельность.

Процесс накопления знаний и умений происходит очень быстро. Психологи утверждают, что в более старшем возрасте этот темп значительно замедляется. Недостатки воспитания и обучения в раннем детстве негативно сказываются на дальнейшем развитии малыша. Поэтому очень важно начать развивать головной мозг как можно раньше. Самый лучший период начинается с 2-3 лет, когда ребёнок уже понимает, что происходит и его нейронные связи работают максимально эффективно.

КАКИЕ СПОСОБНОСТИ НАЗЫВАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ?

Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками. Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия. Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.

Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.

Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей .

Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.

Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.

Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству. Чем шире у малыша развит один из этих компонентов, тем с максимальным количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибок и неправильных действий он совершит.

К примеру, составляя мозаику в рисунок, ваш сын или дочь не будут бессмысленно двигать частички паззла, чтобы случайно попасть в правильное место. Ребёнок будет смотреть на края и рисунок частичек. К слову, именно этот вид деятельности следует рассматривать, чтобы диагностировать развитие интеллектуальных способностей дошкольника.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Первое проявление умственных талантов малыша проходит с помощью наглядного моделирования.

Визуальные образцы показывают характеристики и взаимосвязи объектов. Благодаря ним ребёнок познает истинные отношения предметов.

Глянем на картинку пятилетнего малыша. Его рисунок не является копией. Ребёнок имитирует, вычерчивает границы нарисованных вещей, животных, растений. Ему трудно изобразить дом, но он может нарисовать квадрат с треугольником наверху. Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и становится более сложным на базе развития интеллектуальных способностей. Если начать с элементарных замещений настоящих объектов простыми формами, то к первому классу школы дети смогут самостоятельно построить макеты, с помощью символических обозначений.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наглядное моделирование перед школой возрастает на более высокий уровень. Дети больше не используют макеты каких-то особых объектов. Они идут к обобщенным образам, которые отражают главные характеристики предметов.

Формируется конструктивная работа – отличный пример визуального макетирования, способствующего развитию умственных и креативных талантов. Если ребенок 6 лет создает пространственный макет, то это огромная страна с дворцами, лесами, горами.

Развитие умственных способностей старших дошкольников возможно благодаря тому, что дети осмысляют связи между причинами и следствиями. Они умеют сплотить разные элементы в целостную схему.

Дети в старших группах детского сада с радостью работают с математическими символами – числами, геометрическими фигурами. Это положительно влияет на развитие специфических арифметических талантов, которые тоже можно считать интеллектуальными.

ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Существует много методик развития интеллектуальных способностей дошкольников. Какую из них выбрать и как развивать интеллект ребёнкарешают родители.

Система Марии Монтессори

Суть обучения по этой системе заключается в следующем: ребёнок сам выбирает, чем ему хочется заняться. Педагог помогает ребенку справиться с заданием только тогда, когда его просят. Эта система подходит для терпеливых и усидчивых малышей, но ребенок не учится работать в группе, отсутствуют ролевые игры.

Методика Никитиных

Развивающие и спортивные задания даются в порядке роста сложности. Если малыш не решает задания, его откладывают. Педагог решения задачи не дает. Позитивный момент: рациональное использование времени, физическое развитие. Негативный – отсутствие индивидуального подхода.

Методика Зайцева

Дети с 2-летнего возраста учатся читать с помощью кубиков, таблиц. Под музыкальное сопровождение «поют» части слова. Дети, которые учатся по этой методике, рано осваивают чтение, имеют хороший словарный запас, качественные речевые навыки. Но в школьном возрасте фонетические разборы слова и разборы по составу осваивают трудно.

Методика Сесиль Лупан

Дети выполняют те задания, которые хотят. В качестве наглядного пособия используется все, что есть под рукой. Задание взрослого: в интересной форме познакомить малыша со всем, с чем он сталкивается. Не стоит бояться, что ребёнок не поймет значения какого-то термина. Главный принцип методики: есть знание – будет понимание.

Ментальная арифметика

Методика всестороннего развития. Кроме памяти, быстрой реакции, логического мышления, ментальная арифметика развивает интуицию, творческие способности, воображение. Дети становятся уверенными в себе, самостоятельными, быстро адаптируются в новом коллективе.

Программа обучения условно разделена на 2 этапа. На первом ребёнок учится считать на косточках специальных счетов (абакусе) обеими руками одновременно. С помощью абакуса осваивает все основные математические операции.

На втором – обучение переходит на ментальный уровень. Постепенно ребёнок отвыкает от счетов и все расчёты производятся на воображаемом абакусе. Уже после первых месяцев обучения дети с легкостью изучают иностранные языки, вычисляют в уме 10-значные числа, быстро учат наизусть стихи и прозу.

«Академия развития интеллекта AMAKids» проводит обучение по методике ментальной арифметики. Занятия начинаются для малышей с 4-летнего возраста. Записывайтесь на первое бесплатное занятие и оцените лично преимущества нашей методики!

Источник

Десять программ раннего развития
по системе Павла Тюленева

    
Для
большинства родителей подойдут только такие программы, которые являются
максимально эффективными и в то же время, простыми в освоении. Поэтому вся
система МИР ребенка укладывается в десять простых и понятных игр по раннему
развитию, которые нужно
играть с ребенком ежедневно, начиная с рождения. Всё равно, во что-то Вы будете
играть с ним? Это  во-первых.

      Во-вторых,
весь период развития и образования ребенка, от рождения и до исполнения 18-ти
лет в системе МИР разделен на десять классов, интуитивно понятных периодов
оптимального раннего развития ребенка — «классмиров». В каждом их этих классов ребенок
словно попадает в качественно новый мир возможностей. В отличие от искусственных
классов, эта научная классификация позволяет родителям достичь максимальных
результатов, поскольку постоянно напоминает об этих неиспользуемых возможностях
ребенка самим названием каждого классмира.


Содержание программ раннего развития

1.
Программа лекций и семинаров по системе МИР, основной цикл

2. Программа социально — экономического и интеллектуального развития России

1. Программа
занятий основного  цикла


Занятие 1. Система методов раннего интеллектуального развития по П.В. Тюленеву. Обзорная
лекция и

семинар


Содержание семинара


Ответы на наиболее острые и важные вопросы в сравнении и совместимости с
существующими методиками раннего развития (Г. Доман, Н. Зайцев, Б. Никитин и
другие)




Перечень методов и компонентов системы раннего развития МИР
ребенка:
1. Раннее развитие ребенка одаренным?
2. Читать — раньше, чем ходить: от 0 до 18.
3. Считать — раньше, чем ходить
4. Рисовать — раньше, чем ходить
5. Быть чемпионом — раньше, чем ходить
6. Исследовать — раньше, чем ходить
7. Знать ноты — раньше, чем ходить
8. Руководить — раньше, чем ходить
9. Предпринимать — раньше, чем ходить
10. Раннее духовное развитие и ранняя социальная адаптация ребенка
11. Пользоваться компьютером — раньше, чем ходить
(Интеллектуальное развитие детей и компьютеры
12. Интернет: интеллект. и социальное развитие детей и семей (Интернет в семье)
13. Как ускорить интеллектуально — физическое развитие ребенка
14. Интеллектуальное развитие детей в детском саду
15. Развитие детей в начальной школе
16. Развитие детей в средней школе
18. Главные потребности наших детей
19. Программа интеллектуального развития вашего ребенка
20. Новая (родительская) концепции образования России
21. Безопасность интеллектуального развития.
22. Как обустроить домашнюю школу МИР?
23. Карта применения развив. комплектов системы МИР
25. Развивающее общение с ребенком.
26. Практика развития вундеркиндов и гениев
27. Детство и развитие без болезней
28. Читать и плавать раньше, чем ходить
29. Что говорит о раннем развитии статистика,
медицина и опыт тысячелетий? Примеры интеграции.  
32. Когда начинать развивать будущего президента России?
33. Вспомогательные и дополн. лекции, методики и материалы:
33.1 Рациональная детская астропсихология
33.2 Развитие экстрасенсорных способностей
33.3.МИР и системы Б.П. Никитина, А.С. Макаренко
33.4.Система раннего развития МИР ребенка и методики Н.А. Зайцева,
33.5.Система раннего развития МИР ребенка и методы В.Ф. Шаталова
33.6.Система раннего развития МИР ребенка и исследования американских воспитателей и врачей: Г. Домана и
других.
33.7. Система раннего развития МИР ребенка и опыт японских воспитателей: М. Ибука, Сузуки и др.
33.8. Система раннего развития МИР ребенка и школы Монтессори
33.9. Система раннего развития МИР ребенка и другие направления: вальдорфские школы и т.д.
33.10. Тенденции образования в мире и система раннего развития МИР ребенка

Примечание: Предусмотрены
следующие варианты семинара для различных групп:

1.1. Семинар для родителей
1.2. Семинар для воспитателей и гувернеров
1.3. Семинар для педагогов и руководителей

Занятие 2. Система классмиров и
интегрированных программ раннего развития

Основные понятия и определения
Научные основы развития интеллекта и одаренности
Периодизация развития ребенка
Педиатрия. Образование. Психология.
Классификация методик и программ

Занятие 3. Основные
интегрированные программы раннего развития детей

Интегрированные программы:

1. Играем в Журналиста: от 0 до 18

Русско-европейские языки и
литература

2. Играем в Ломоносова: от 0 до 18

Естественные науки

3. Играем в Менделеева: от 0 до 18

Химия, Биология, Медицина

4. Играем в Доктора

5. Играем в Художника: от 0 до 18

6. Играем в Композитора
(музыканта, Моцарта): от 0 до 18

7. Играем в Президента (лидера,
руководителя, президента: от 0 до 18)

История развития цивилизаций …

8. Играем в Предпринимателя: от 0
до 18

9. Играем в Чемпиона: от 0 до 18

Занятие 4. Методы составления интегрированных
образовательных курсов раннего развития МИР ребенка домашнего(семейного) образования

— в семье;
— в группе;
— в детском саду;
— в школе.

 

Источник