Дошкольное детство как этап психологического развития ребенка

Дошкольное детство как этап психологического развития ребенка thumbnail

6.
Психологические особенности детей
дошкольного возраста

Возрастной
период

Хронологические

рамки

Социальная
ситуация развития

Ведущая
деятельность

Психологические
новообразования

Дошкольное
детство

3
– 7 лет

Ребенок
и взрослый

Познание
мира человеческих отношений.

Игра
(сюжетно – ролевая игра)


Наглядно – образное мышление


Начало понятийного мышления


Картина мира


Произвольность поведения


Самооценка


Практическое овладение речью, развитие
функций речи

Дошкольное
детство

— большой отрезок жизни ребенка. Это
период
овладения социальным пространством
человеческих отношений
через общение с близкими взрослыми, а
также через
игровые и реальные отношения со
сверстниками.

Условия
жизни в это время стремительно расширяются:
рамки
семьи раздвигаются до пределов улицы,
города, страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих
от­ношений,
разных видов деятельности и общественных
функций.
Он
стремится к самостоятель­ности.
Из этого противоречия рождается ролевая
игра — самостоятельная
деятельность детей, моделирующая жизнь
взрослых.

Социальная
ситуация развития

Изменяется
место ребенка в системе отношений (уже
не является
центром своей семьи), развивается
способность к
идентификации с людьми, образами героев
художественных
произведений. Происходит усвоение норм
поведения, а также
различных форм общения. Ребенок начинает
осозна­вать,
что он — индивидуальность.

Ведущая
деятельность в дошкольном возрасте

Игра.
Она оказывает значительное влияние на
развитие ребенка.
В игре дети учатся полноценному общению
друг с другом.

В
процессе сюжетно-ролевой творческой
игры дети берут на
себя роли взрослых и в обобщенной форме,
в игровых ус­ловиях
воспроизводят деятельность взрослых
и отношения между
ними. Ребенок, выбирая и исполняя
определенную роль,
имеет соответствующий образ — мамы,
доктора, води­теля,
пирата — и образцы его действий. Но,
хотя жизнь в игре протекает
в форме представлений, она эмоционально
насыще­на
и становится для ребенка его реальной
жизнью.

Игра
способствует становлению не только
общения со свер­стниками,
но и произвольного поведения ребенка.
Механизм управления
своим поведением складывается именно
в игре, а затем проявляется в других
видах деятельности.

В
игре развивается мотивационно-потребностная
сфера ребенка.
Возникают новые мотивы деятельности и
связанные
с ними цели.

Дошкольник
осваивает и изобразительную деятельность.

Игра

это такая деятельность, в которой
вос­создаются
социальные отношения между людьми.
Сущность игры
для ребенка заключается в исполнении
какой-либо роли.

Компоненты
игры:

1.
сюжет
та область действительности, которая
воспроизводится детьми
в игре. Сюжеты зачастую отражают
конкретные условия жизни ребенка. Все
сюжеты игр в дошкольном возрасте можно
разделить на три большие группы: игры
с сюжетами на бытовые темы; игры с
производственными сюжетами; игры
с общественно политическими сюжетами.

2.Содержание
игры

это
то, что воспроизводится ребенком в
качестве центрального
момента деятельности и отношений.
Основным
содержанием игры является выполнение
определенных действий с игрушками, в
которых воспроизводятся действия
взрослых людей с предметами. Дети «трут
морковку», «режут хлеб», «моют посуду.
Содержание
игры в этом возрасте заключается
в воспроизведении действий с предметами.

3.
Роль,
которую
берет на себя ребенок (Д.Б.
Эльконин).

4.
Игровое
действие
(А.В.Запорожец).

5.Воображаемая
ситуация

замещение
одних предметов другими. Способ­ность
замещать предметы, давать ему название.

6.
Правила.
Когда
ребенок действует в соответствии с
ролью, он выполняет правила
и получает удовольствие от их выполнения.

Развитие
познавательной сферы

Мышление

Мышление
в дошкольном возрасте характерно
переходом от
наглядно-действенного к наглядно-образному
и в конце периода
— к словесному мышлению.

Дошкольник
образно мыслит, но еще не приобрел
взрос­лой
логики рассуждения.

Возникают
попытки объяснить явления и процессы.
Детские
вопросы — показатели развития
любознательности.

На
умственное развитие ребенка дошкольного
возраста постоянное
влияние оказывают игровая ситуация и
действия

Речь

Развивается
звуковая сторона речи. К
концу дошкольного возраста завершается
процесс фонематического развития.

Интенсивно
растет словарный запас ребенка.

Развивается
грамматический строй речи. Детьми
усваи­ваются
тонкие закономерности морфологического
порядка (строение
слова) и синтаксического (построение
фразы).

Он
может пересказать прочитанный рассказ
или сказку, описать
картину, передать свои впечатления об
увиденном.

Восприятие

Восприятие
стано­вится
осмысленным, целенаправленным,
анализирующим. В
нем выделяются произвольные действия
— наблюдение, рассматривание,
поиск.

Внимание

  • значительно
    возрастают концентрация, объем и
    устойчивость
    внимания;

  • складываются
    элементы произвольности в управлении
    вниманием
    на основе развития речи, познавательных
    интересов;

  • внимание
    становится опосредованным;

  • внимание
    связано с интересами ребенка к
    деятельности;

Память

Дошкольное
детство — возраст, наиболее благоприятный
для
развития памяти. Ребенок
запоминает с легкостью
самый разнообразный материал:
стихотворения, сказки, рассказы,
диалоги из фильмов, сопереживает их
героям, что расширяет
сферу познавательной деятельности
ребенка.

В
среднем дошкольном возрасте (между
4 и 5 годами) начинает
формироваться произвольная память.

Воображение

Воображение
формируется в игровой, конструктивной
видах деятельности и
переходит в фантазирование. Ребенок
осваивает
приемы и средства создания образов, при
этом отпадает необходимость в наглядной
опоре для их созда­ния.

К
концу дошкольного возраста воображение
ребенка ста­новится
управляемым. Формируются действия
воображе­ния:

Развитие
мотивационной сферы

В
дошкольном возрасте ребенок включается
в новые си­стемы
отношений, новые виды деятельности.
Появляются, соответственно, и новые
мотивы,
связанные
с формирую­щейся
самооценкой, самолюбием, мотивы достижения
успе­ха,
соревнования, соперничества; мотивы,
связанные с ус­ваивающимися
моральными нормами, и некоторые другие.
Особенно
важны интерес к содержанию деятельности
и мо­тивация
достижения.

Развитие
самосознания

Самосознание
формируется к концу дошкольного возра­ста
благодаря интенсивному интеллектуальному
и личнос­тному
развитию, оно обычно считается центральным
ново­образованием
дошкольного детства.

Возникает
критическое отношение к оценке взрослого
и сверстника.
Оценивание сверстника помогает ребенку
оце­нивать самого себя.
Самооценка
появляется
во второй половине периода на основе
первоначальной чисто эмоциональной
самооценки
и рациональной оценки чужого поведения.

3

Соседние файлы в папке психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Дошкольное детство. Младший дошкольный возраст. Средний дошкольный возраст. Старший дошкольный возраст. Игра. Готовность к школе.

Дошкольное детство

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20— 25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.

На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам мой любимый малыш

В концепции ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте рассматривается сюжетно-ролевая игра, именно в ней созревают новообразования дошкольного возраста, формируются познавательные процессы и развивается личность ребенка. Сюжетно-ролевая игра неоднородна — она развивается по мере взросления ребенка. Конечно, помимо игровой, для дошкольного возраста характерны разные формы продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр. Можно наблюдать также элементы учения и труда, хотя учебной и трудовой деятельности в развитой форме еще нет.

Динамика развития в дошкольном возрасте достаточно высока, поэтому разумнее рассматривать его, в соответствии с отечественной традицией, в три этапа: младший (3—4 года), средний (4—5 лет) и старший (5—7 лет) дошкольный возраст.

Младший дошкольный возраст (3—4 года).

Социальная ситуация развития характеризуется увеличивающейся самостоятельностью ребенка, расширением его знакомства с окружающим миром.

Особенное изменение претерпевает общение: ребенок пытается оказывать влияние на взрослого, на смену деловому сотрудничеству раннего возраста приходит познавательная форма общения, наступает возраст «почемучек». Постепенно общение с взрослым приобретает внеситуативный характер. Главный мотив общения — познание окружающего физического мира. Именно в этом общении с взрослым формируются привычки и эталоны поведения ребенка.

Взрослый по-прежнему — главный партнер по общению, однако в этом возрасте начинает усложняться общение со сверстниками: совместные действия начинают обсуждаться и согласовываться, но ребенок пока легко меняет сверстников-партнеров по общению, не демонстрируя привязанности к кому-либо из детей.

Появляется сюжетно-ролевая игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

В три-четыре года дети в сюжетно-ролевых играх подражают взрослым, имитируя предметную деятельность. Поглощены процессом выполнения действий, забывая о результате, действия не согласованы, роли сменяются. Игра продолжается, как правило, 10—15 мин. Основные сюжеты взяты из повседневной жизни, знакомой ребенку — семья, детский сад, сказки, мультфильмы.

Надо упомянуть и другие виды деятельности, важные с точки зрения развития ребенка — это изобразительная деятельность, конструирование — разнообразие творческой активности и, конечно, труд. В три года появляются зачатки трудовой деятельности, в три-четыре года дети способны трудиться рядом; коллективные формы труда по своей сути — с распределением обязанностей и т.д. — еще отсутствуют.

В первую очередь через игру происходит созревание и развитие новообразований, становление познавательных процессов, личностных качеств ребенка.

Среди познавательных процессов, наиболее развивающихся в этом возрасте, Л. С. Выготский называл память. Именно она во многом влияет на развитие всей познавательной сферы 3—4-летнего ребенка. Память пока непроизвольная, однако ребенок легко запоминает стихи, сказки, новые слова, которые ему читают, склонен к повторению — любит слушать одни и те же сказки по нескольку раз. У большинства детей в этот период доминирует зрительно-эмоциональная память, реже встречаются дети с развитой слуховой памятью. Ребенок начинает повторять и осмысливать те сюжеты, которые он услышал или увидел (в мультфильмах, в своем окружении), появляются зачатки произвольности запоминания.

Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер, к четырем годам восприятие приобретает черты произвольности — ребенок способен целенаправленно наблюдать, рассматривать, искать, хотя и не долгое время. Возраст три-четыре года — это возраст формирования сенсорных эталонов — представлений о форме, цветах, размерах, однако сенсорные эталоны пока являются предметными, т.е. существуют в тесной связи с предметом, они не абстрактны.

Активно развивается речь ребенка. В этом возрасте пассивный словарный запас значительно превышает активный — ребенок может хорошо понимать обращенные к нему слова взрослого, но пока не в состоянии полноценно поддержать диалог, ответы его, как правило, односложны, повторяют слова взрослого, речь ситуативна. Постепенно в словаре формируются обобщающие слова, близкие к опыту ребенка, — одежда, игрушки, и он начинает активно их использовать, согласуя в роде, числе, падеже. Этот возраст является сензитивным для развития речи детей — они легко схватывают слова и речевые обороты, копируют акценты и произношение, поэтому важно, чтобы взрослый в общении с ребенком произносил слова правильно. Дети в биэтнических семьях в этот период начинают говорить на двух языках, их речевое развитие из-за этого может отставать от детей из моноэтнических семей. В этот период язык, на котором говорит ребенок и его ближайшее окружение (семья), начинает укореняться в психике ребенка как ведущий. Если дома говорят на одном языке, то к трем-четырем годам строй и произношение этого языка становится родным для ребенка.

В речи и общении формируется мышление, до трех с половиной — четырех лет ведущим является нагляд но-действенное мышление, и в нем постепенно закладываются основы наглядно-образного мышления. Они закладываются благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова.

Мышление ребенка эгоцентрично, он не способен поставить себя на место другого, это своего рода внутренняя позиция, которая к концу дошкольного возраста преодолевается в связи с взрослением.

Познавательное воображение развивается в тесной взаимосвязи с мышлением и является основой появления наглядно-образного мышления: ребенок начинает отделять образ от предмета, используя его в процессе мышления и воображения. Аффективное воображение призывает на помощь в ситуации негативных эмоциональных переживаний героев сказок, используя которых, ребенок в воображении выстраивает ситуации,

снимающие угрозы с его «Я». В этот период можно услышать истории- фантазии, когда ребенок рассказывает о себе как о положительном герое.

Внимание приобретает все большую сосредоточенность и устойчивость, ребенок впервые после раннего возраста начинает управлять своим вниманием и пытается сознательно направлять его на предметы.

Эмоциональный мир ребенка этого возраста очень лабилен, благополучие его зависит от ситуации и ближайшего окружения. Чем благоприятнее окружение, чем полнее близкие понимают и принимают ребенка, тем лучше складывается общая ситуация развития, ребенок положительно оценивает себя, у него формируется адекватная самооценка и доверие к миру взрослых. В этот период могут проявляться последствия кризиса трех лет: негативизм, упрямство, агрессивность, но они легко преодолеваются при правильном отношении к ребенку.

Центральным механизмом развития личности в этот период является подражание, ребенок копирует поступки взрослых, еще не осознавая их смысла. Уже в три года ребенок реагирует на оценку взрослыми своего поведения, ему приятны похвалы. Он пока не может оценить поступок, а просто ориентируется на мнение взрослых и испытывает эмоциональное удовлетворение от признания своих успехов. Дети уже к трем с половиной годам могут достаточно адекватно чувствовать свои возможности — достигая успехов в познании, получая поддержку, похвалу от взрослого, ребенок развивается как личность. Появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся самостоятельностью действий, постепенно возникает осознание самого себя. Развитие самосознания начинается в этом возрасте с отделения себя от других, появления чувства «Я» и с позитивного отношения к своему имени. Ребенку важно знать, что он ценен, что его имя признается, так постепенно формируется базовая установка самосознания: Я — Вася (Маша) хороший (ая).

Читайте также:  Ребенок 5 лет техника развития

Источник

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Дошкольное детство как этап психологического развития ребенка Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития. Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как указывает B.C. Мухина, специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление. Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Речь. К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный „запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

  • речь отрывается от конкретной ситуации, теряет силу активность, превращаясь в универсальное средство общения;
  • появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
  • ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
  • ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
  • речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
  • речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие. Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

  • восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
  • зрительное восприятие становится одним из ведущих; »  воспринимая предметы и действия с ними, ребенок
  • более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов);
  • совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

Внимание. В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

  • значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;
  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
  • внимание становится опосредованным;
  • внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
  • появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

Читайте также:  Дошкольное развитие ребенка невский район

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение. Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:

  • замысел в форме наглядной модели;
  • образ воображаемого объекта;
  • образ действия с объектом.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).

Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

Развитие самосознания

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность.

Развивается способность мотивировать самооценку.
Появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает:

  • ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;
  • у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;
  • ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Кризис семи лет

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И.Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.

Происходит смена основных переживаний:

  • открывается сам факт переживаний;
  • возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;
  • переживания приобретают смысл.

Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

  • интеллектуальная готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы);
  • личностная (в том числе мотивационная);
  • социально-психологическая готовность;
  • готовность эмоционально-волевой сферы.

Источник: 

Дарвиш О.Б., Возрастная психология

Источник