Методики двигательного развития ребенка дошкольного возраста

Наталья Долгополова
Методика и анализ развития психомоторики
Педагог – психолог Н. А. Долгополова
Адаптированная методическая технология
«Развитие психомоторики в группах раннего и дошкольного возраста»
Содержание
1. Пояснительная записка…. 2
2. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста (диаграммы…3
3. Анализ психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста (справка…6
4. Методика обследования психомоторного развития детей раннего и дошкольного возраста…8
5. Карта достижений дошкольника в развитии двигательной сферы….11
6. Методическое обеспечение ….…. 11
Формирование здорового образа жизни, психофизическое развитие детей – одна из основных задач решаемых в нашем детском саду. И этот приоритет может быть сформирован и воспитан с детства. Исследования показывают, что дети 2-го тысячелетия отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения. Поскольку большинство факторов риска, определяющих становление здоровья, являются характеристиками связанными с образом жизни человека, корни развития этих факторов находятся в детском возрасте. Причина столь раннего их возникновения связана с приобретением привычек питания, движения и многих других в раннем периоде жизни человека – детства.
Проводя инновационную деятельность по формированию и развитию культуры здоровья детей дошкольного возраста и повышения качества образования в процессе ППМС – сопровождения, развитие психомоторики в нашем детском саду отслеживается, развивается, корректируется начиная с раннего возраста до перехода в школу. Инновационная деятельность осуществляется под руководством кандидата биологических наук СурГУ В. А. Вишневского. Работая вместе, мы определились в том, что родители любого ребенка должны знать примерные нормы психомоторного развития детей с рождения до поступления в школу, т. к. уровень психомоторного развития ребенка является показателем хода процессов созревания ЦНС, от чего в итоге зависит способность ребенка получать знания и оперировать ими. Данные полученные в результате обследования детей сообщаются родителям на консультациях, собраниях с элементами тренинга. Педагоги проводят индивидуальную работу в группах по проблемным направлениям развития психомоторики на свой возраст.
Для исследования и коррекции развития психомоторики детей наибольшее признание у нас и за рубежом получила методика Н. И. Озерецкого, несколько модифицированная в США. Методика Н. И. Озерецкого представляет собой набор двигательных тестов для исследования отдельных компонентов движений, ритма, излишний сопровождающих движений (синкинезий, одновременности движений и их силы, и недостаточность развития тонкой моторики выступает именно при умственном недоразвитии. Поэтому цель нашей работы с детьми раннего возраста и дошкольного возраста — выявление патологии на раннем этапе развития с последующей коррекцией, а профилактикой и являются данные упражнения.
МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша»
Анализ
результатов развития психомоторики дошкольников
на конец учебного года
Дата: апрель – май 2015г.
Группы: № 2,3,4,5,6,7,8,10,11,12,13,14,15,16 — дошкольные Возраст: 3 – 7лет
Количество детей – 368, что составляет 81% детей посещающих МБДОУ
Цель:
выявление реального уровня развития психомоторики детей;
степень его соответствия возрастным нормам;
определение отклонений и недостатков физического и нервно — психического развития детей;
прогнозирование особенностей развития ребенка;
подбор оптимального содержания развивающих упражнений;
подбор средств и приемов адекватного педагогического воздействия;
Количественный анализ результатов показал:
Младший возраст — 3 — 4 г. — обследовано –136 детей:
— Норма развития – 128 ребенка — 94 %;
— Профилактические занятия – 22 ребенка;
— Индивидуальные занятия – 8 детей – 6 %.
Средний возраст — 4 — 5 лет – обследовано –81 ребенок:
— Норма развития – 76 детей – 94 %;
— Профилактические занятия – 13 детей;
— Индивидуальные занятия – 5 детей – 6 %.
Старший возраст 5 — 6 лет – обследовано –78 детей:
— Норма развития – 75 детей – 96 %;
— Профилактические занятия – 11 детей;
— Индивидуальные занятия – 3 детей — 4 %
Подготовительные группы 6 — 7 лет – обследовано –73 ребенка:
— Норма развития – 73 ребенка – 100 %;
— Профилактические занятия – 20 детей;
— Индивидуальные занятия – 0 детей – 0 %
Качественный анализрезультатов выявил основные направления индивидуальной и профилактической работы:
1.Младший возраст:
моторика рук;
мелкая моторика пальцев;
статистическое равновесие;
координация движений;
автоматизация движений.
2.Средний возраст:
мелкая моторика рук;
мелкая моторика пальцев рук;
автоматизация движений.
3.Старший возраст:
статистическое равновесие;
мелкая моторика пальцев рук;
4.Подготовительные группы:
динамическое равновесие;
статистическое равновесие;
общее психомоторное развитие.
Недостаточный уровень развития моторики рук, мелкой моторики пальцев отражает «включенность» педагогов в развивающий процесс. 6
Анализ выполненных тестовых заданий дает информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития. Каждый год свои результаты, зависящие от состояния здоровья детей, отношения к здоровому образу жизни семьи, педагогических усилий воспитателей.
Рекомендации:
Продолжать проводить в игровой или соревновательной форме упражнения на развитие психомоторики детей, используя вариативность.
Оценка психомоторного развития дошкольников
2014 — 2015 учебного года
Группа Высок. ур. Норма+профил. Поток Индив-я работа Профилакт.
Младшая № 8
27 23 25
136
детей 2 2
Младшая № 5
29 25 29 0 4
Младшая № 12
26 19 24 2 5
Младшая № 10
28 21 27 1 6
Младшая № 11
26 18 23 3 5
Итого:
106 128 8 22
Средняя № 4
27 24 27 81
ребенок 0 3
Средняя № 13
27 20 24 3 4
Средняя № 15
27 19 25 2 6
Итого:
63 76 5 13
Старшая № 2
26 19 24
78
детей 2 5
Старшая № 7
26 25 25 1 0
Старшая № 14
26 20 26 0 6
Итого: 64 75 3 11
Подготовит. № 3
25 19 25
73
ребенка 0 6
Подготовит. № 6
23 22 25 0 3
Подготовит. № 16
24 12 23 0 11
Итого: 53 73 0 20
Вывод: 286 – 78% 352 – 96 % 368 — 100 % 16 – 4 % 66
Методика обследования психомоторного
развития детей раннего и дошкольного возраста
Диагностика развития двигательной сферы
на 3 года
Общая моторика
Статистическая и динамическая координация определяется по следующим параметрам:
1 год – самостоятельная ходьба;
1,5 — 2 года:
Динамика — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень;
Автоматика — перешагивает через препятствие на полу;
Статика — встает на лавку 20 см. от пола;
2,5 года:
Динамика — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой;
Автоматика — перешагивает через несколько препятствий;
Статика — нагибается за предметом;
3 года:
Автоматика — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой
12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку;
Динамика — подпрыгивает на двух ногах без поддержки,
Статика — стоит на одной ноге в течение 10 сек. с открытыми глазами.
Мелкая моторика (на 3 года)— одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 рублей по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.
Отчетливость движений: ребенку (3-х лет) предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу.
Отмечается наличие (или отсутствие) синкинезий.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 4 лет
1-е задание На оценку функции равновесия.
— исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носк. левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища.
— необходимо сохранить данную позицию в течение 15 сек. с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.
2-е задание На оценку координации («Пальчик с носиком здороваются»)
После предварительного показа ребенку предлагают закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:
а) кончика носа; б) мочки левого уха;
Задание повторяется в той-же последовательности и для другой руки.
— Если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствия возрастной норме развития.
3-е задание На оценку тонкой моторики руки «Уложи монетки в коробку»)
— На расстоянии 5 см. от коробки раскладываются в беспорядке 2% монет (диаметром 2 см.)
— По сигналу восп. ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
-Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Время выполнения ведущей рукой – 15 сек. Для второй руки – 20 сек.
4-е задание На оценку тонкой моторики рук. («Нарисуй пальчиками кружочки»)
— В течение 10 сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук, в противоположных направлениях.
— Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.
5-е задание На оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»)
— Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться): сначала правую руку, затем левую руку, затем обе руки.
— При этом следует отметить наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сокращение мышц лица, открывание рта, и т. д., которые указывают на низкий уровень коррекции произвольных действий.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 5 лет
1-е задание На оценку функции равновесия.
— Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на носках с закрытыми глазами. Для детей этого возраста 10 сек.)
2-е задание На оценку тонкой моторики пальцев («Скатай шарики»)
— Ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5х5 см.
— Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует.
— Для ведущей руки норма 15 сек., для второй 20 сек.
3-е задание На оценку пространственных двигательных автоматизмов и функции равновесия.
— Ребенку предлагается преодолеть расстояние 5 метров прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене, сохраняя прямолинейность движения. Отклонение от воображаемой прямой должно быть не более 50 см.
4-е задание На оценку моторики рук. («Смотай колобок»)
— Ребенку предлагается намотать нитку (2 м.) на катушку.
— Для ведущей руки норма 15 сек; для второй – 20 сек.
5-е задание На оценку тонкой моторики пальцев рук.
— На столе лежит 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них.
По сигналу воспитателя ребенок укладывает одновременно двумя руками спички в две коробки.
— Время выполнения задания ограничивается — 20 секунд.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 6 лет
1-е задание На оценку статистического равновесия.
— В течении 10 сек. ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 900
После 30 сек. отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.
2-е задание На оценку точности и координации движений
— Ребенок должен поразить мячом цель размером 25х25 см. с расстояния 1,5 м. (диаметр мяча 8 см.)
3-е задание На оценку тонкой моторики рук.
— Ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подобных) одной рукой на 4 кучки.
Нормой для ведущей руки считается 35 сек., для второй 45 сек.
Оценка психомоторного развития дошкольника
задания для детей 7 лет
1-е задание На оценку статистического равновесия.
— Ребенку предлагается в течение 10 сек. сидя на корточках и носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками сохранить равновесие.
2-е задание На оценку динамического равновесия.
— Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м. прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком коробок спичек. Расстояние от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.
3-е задание На оценку общего уровня психомоторного развития
— Ребенку предлагается пробежать 5 м. до стола, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить из них на столе квадрат, взять со стола лист бумаги и сложить его пополам; затем вернуться назад в исходное положение.
Время выполнения задания 15 сек.
Анализ выполнения тестовых заданий позволяет собрать точную информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития.
Литература:
1. Н. О. Озерецкий «Методика оценки психомоторного развития дошкольников» С-Пет. 2001г.
2. Н. А. Рычкова «Поведенческие расстройства у детей». Москва. 1998г.
3. Т. Д. Марцинсковская «Детская практическая психология» С-Пет. 2000г.
Источник
Формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного развития ребенка, его физического развития, координации движений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности и положительных нравственно-волевых черт личности.
В процессе обучения правильным движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и поэтому целенаправленность действий, организованность, дисциплинированность, а все это в совокупности содействует формированию всесторонне развитой личности.
Цель данной работы заключается в изучении путей формирования двигательных навыков.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
— изучить понятие двигательных навыков и умения;
— изучить закономерности формирования двигательных навыков;
— изучить стадии формирования двигательных навыков;
— изучить этапы формирования двигательных навыков;
— изучить формирование двигательных навыков на примере определенных упражнений.
Предметом исследования являются двигательные навыки.
Объектом исследования является процесс формирования двигательных навыков на занятиях физической культуры.
1. Закономерности формирования двигательных навыков.
Формирование двигательного навыка (от лат. formare образовывать) – это процесс формирования способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля.
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.
Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега.
По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.
Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения, и повышаются количественные показатели.
Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.
2. Стадии формирования двигательных навыков .
Процесс формирования правильных двигательных навыков у детей дошкольного возраста представляет собой фундамент для дальнейшего развития и совершенствования их в школьные годы.
Физиологической основой формирования двигательных навыков является образование системы временных связей в коре больших полушарий мозга, динамического стереотипа. В этом закономерном процессе различаются три стадии.
I стадия — формирования первоначального умения — короткая по времени, когда дети знакомятся с новым движением, характерна широким иррадированием процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей наблюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускулатуры, наличие лишних движений, неточности в пространстве и во времени. Это происходит вследствие распространившегося иррадиирущего процесса возбуждения и на другие центры двигательного анализатора.
II стадия более продолжительная по времени. Она отличается процессом специализации условного рефлекса. На протяжении этой стадии развития навыка у детей в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений постепенно улучшается. Это происходит в силу уточнения отдельных двигательных рефлексов и всей их системы в целом. Вторая стадия характерна постепенным развитием внутреннего дифференцировочного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышением роли второй сигнальной системы. В связи с этим ребенок проявляет большую осознанность задач и собственных действий.
Однако образование двигательных навыков на данной стадии происходит волнообразно. Это выражается в попеременном улучшении или ухудшении действий. Исследования показывают, что в процессе общего прогресса качества двигательного действия во время обучения такие колебания в движении бывают, характерны для начала обучения. По мере все большего уточнения и совершенствования двигательных умений в коре головного мозга образуется сложная система временных связей — динамический стереотип.
III стадия — стабилизация навыка, упрочение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действия. Ребенок уже овладевает навыком. Движения его делаются произвольными, экономными, свободными, достаточно точными, при ведущей роли второй сигнальной системы. Он самостоятельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной задачи, может применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации (игровой и жизненной). Кроме того, на этой стадии развития навыка вырабатываются дополнительные двигательные реакции в соответствии с различными вариантами техники движения.
3. Этапы обучения двигательным навыкам.
Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения.
Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:
1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;
2-й этап — углубленное разучивание;
3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.
На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребенка, создание у него представления о целостном двигательном акте. В основном это осуществляется в средней и старших группах дошкольного учреждения.
Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком.
Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его.
Подетальный (т.е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. Например, воспитатель говорит: «Дети, мы будем сегодня разучивать наклоны в левую и правую стороны. Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает). А теперь послушайте и посмотрите еще раз. У меня исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Я наклоняюсь вправо, смотрю на правый локоть, потом выпрямляюсь, наклоняюсь влево, посмотрела на левый локоть — выпрямилась». Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево—вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении РУК, ног и т.д.; о движении частей собственного тела — «влево— прямо», «вправо—прямо». После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения.
Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию Ребенком последовательности элементов движения, объединению и в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. При подетальном (расчлененном) показе движения педагог не использует счет, поскольку это не способствует осознанному выполнению физического упражнения, не создает у ребенка представления о двигательном действии, не формирует у него осознанности движения.
После расчлененного показа движения дети самостоятельно воспроизводят упражнение, слушают указания воспитателя, т.е. практически проверяют сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за правильностью выполнения этого движения. Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, педагог уточняет, разъясняет или показывает их. Он проходит между детьми и смотрит, как выполняется упражнение.
В младших группах для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца движения. Это определяется спецификой младшего возраста, когда ребенок еще не обладает достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу.
Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально-положительного отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.
На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.
На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.
Н. И. Красногорский писал, что при последующем дифференцировании наступает специализация рефлекса. Чем дальше прогрессирует дифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает корковые очаги, затормаживая все неподкрепленные связи.
4. Методика разучивания, закрепления и совершенствования движений.
Методика углубленного разучивания движений.
Исходя из процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразные методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действия, используя словесное поощрение («Хорошо стоишь, у тебя правильное исходное положение»), обращает внимание ребенка и на ошибки, предлагает определенные команды: «Ноги с места не сдвигать! Наклонитесь влево—вправо! Посмотрите на локоть согнутой руки!». Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком. Он подходит к ним, дает указания, исправляет, если есть необходимость, позу, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению упражнения.
На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, поэтому педагог предлагает в зависимости от их сложности изменить исходное положение. Он просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи: «Посмотрите, как выполняют упражнение дети, и скажите, кто правильно его выполнил. Что понравилось? Кто делал ошибки, какие?».
Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения, наклоны влево и вправо. При этом ребенку дается план-схема: «Вспомни, какое исходное положение рук, ног; в какую сторону нужно наклоняться вначале: влево или вправо, в какую потом». Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание красиво и правильно выполнить движения. Если у детей они сразу не получаются, то наиболее сложные движения педагог может еще раз показать и дать пояснение к их выполнению.
Постепенно приобретенные ребенком навыки двигательного движения закрепляются и совершенствуются; стимулируется его творчество, активность и самостоятельность; он начинает использовать собственный двигательный опыт в повседневной жизни.
Методика закрепления и совершенствования движений.
На третьем этапе обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Он может выполнять его по названию.
На этом этапе педагог может использовать счет, музыку, творческие задания. Ребенку предлагается внести изменение в упражнения; придумать, как его можно выполнить по-другому: сделать вместе, стоя, в колонне, шеренге, с предметами и без них. Для активизации творчества педагог предлагает ребенку придумать упражнение, в том числе имитационное. Ребенок показывает, а дети пытаются узнать, какое упражнение он придумал, кого изобразил. Ребенок придумывает веселого зайку, грустного петушка, маленького котенка, больную кошку и т.д., имитирует птичку в клетке, работу «дворников» у машины и многое другое. Интересны коллективные действия детей, когда они придумывают солнышко, забор, домик, клумбу, коллективные и индивидуальные скульптуры и т.д.
Таким образом, методика обучения движениям направляется на развитие творчества ребенка. Оно развивается на всех этапах обучения. На первом этапе ростки творчества наблюдаются при воспроизведении движения. Л. С. Выготский считал воспроизведение важнейшим компонентом творчества.
На втором этапе педагог побуждает ребенка к подбору вариантов упражнений, предлагая выбрать пособия для него; активизирует осознание ребенком возможности усложнения упражнений за счет смены исходных положений; выбора пособий и т.д.
Важную роль на этом этапе играет активизация представления ребенка о движении. Образы, предметы, сцены, события, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, вызываются идеомоторными представлениями. Представления могут носить обобщающий характер и относиться как к прошлому, так и к будущему. Чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности: зрительные, слуховые, обонятельные. Преобразование идеомоторных представлений играет важную роль при решении мыслительных задач.
На третьем этапе обучения создаются условия для творчества как индивидуального, так и коллективного.
Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности.
Важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно, поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.
Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.
Основой всестороннего развития ребенка является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно — сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.
Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Источник