Методики для развития художественной деятельности ребенка

Светлана Гришаева
Средства, методы и приёмы развития изобразительной деятельности в контексте формирования художественно-эстетических ценностей

Если перефразировать Б. М. Неменского: «Будущее человечества еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, — такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 — 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим.

Это говорит о том, что детский сад, вернее мы, педагоги совместно с родителями, решаем, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 — 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы нравственно — эстетические взгляды».

Одним из средств формирования художественно-эстетических взглядов является изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности и духовно-нравственных ценностей.

Изобразительное творчество стоит на трёх китах: «мир искусства» (с его особым образным языком — картины, скульптура, архитектура, «мир красоты» (окружающая действительность: природа, предметы, социальное окружение) и «мир собственного творчества».

Ребенок осваивает своего рода параллель — красоту мира и его отражение в художественном образе и при этом он отображает яркое, необычное, запомнившееся в природе и мире в собственной работе и, конечно, использует для этого «подсмотренные» в художественных произведениях «секреты».

Формы организации изобразительной деятельности в детском саду:

— Специально организованная образовательная СООД (последовательно усложнённая система заданий, обучающая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего).

— Часть комплексного, тематического, интегрированного занятия.

— Самостоятельное детское творчество.

Что же определяет выбор средств, методов и приёмов для развития изобразительного творчества детей? Соотношение обучения технике (рисунка, лепки, аппликации, художественного конструирования) и творчества.

Средства и методы художественно — эстетического развития.

Окружающая предметная среда повышает активность, творческий характер изобразительной деятельности дошкольника и её результативность.

Эстетическое воспитание в детском саду начинается с помещения. Все, что окружает ребят: предметы мебели, посуда, игрушки – должно воспитывать своей эстетичностью. Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла вызывает если не отрицательные эмоции, то равнодушие и нежелание с ней играть. Но не столько красивые предметы эстетически воспитывают, сколько заботливое отношение воспитателя и детей к вещам.

Успешному развитию детского изотворчества очень помогает наличие в группах уголка для занятия свободной художественной деятельностью. А так же организация работы изостудии.

Лернером И. Я., Скаткиным М. Н. разработана новая классификация методов художественно — эстетического развития.

Информационно – рецептивные (наглядные) методы. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают работы по представлению или по памяти.

В природе непосредственное наблюдение за предметами и явлениями с последующим изображением (наблюдение за гнущимися от ветра деревьями – помогает понять природу движений; наблюдения за животными помогают передавать характерные черты); сочетание воздействия непосредственных наблюдений и произведений искусства (рассматривание в природе и на картине цвета снега, помогает определить, какими цветосочетаниями передают его художники); участие детей в создании красоты в ходе практической деятельности в природе (строительство из песка, снега, рисование на песке ит. д.).

К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений или серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Рассматривая картины, дети незаметно для себя накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. Дети начинают понимать: что каждый художник стремиться передать чувства, настроения, мысли, которые владели им в момент творчества; что находить красоту можно не только в броском и исключительном, но и в скромном и будничном, в непритязательном и простом.

Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Рассматривая иллюстрации, дети видят, какими средствами художник передаёт своё отношение к изображаемому персонажу. Сравнивая различные иллюстрации к одной и той же сказке, дети понимают, что у каждого художника свое видение героев и сюжета.

Читайте также:  Сайт гуо дошкольный центр развития ребенка г наровли

Со старшими дошкольниками проводятся экскурсии в музеи, на выставки, которые доступны детскому восприятию. Это способствует формированию уважительного отношения к прошлому, бережного отношения к культурному и историческому наследию своей страны. Дети окунаются в атмосферу творчества, видят настоящее искусство близко, имеют возможность прикоснуться к изделиям. Это вызывает желание самим заняться творчеством.

Тематические экскурсии по знакомству с профессиями. Дети в творческих работах передают явления общественной жизни. Детей волнуют профессии родителей, труд людей в городе и в деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность увидеть «рабочие места», форменную одежду, чтобы впоследствии отразить своё впечатление в рисунке.

Создание мини-музея. Произведения народного декоративно–прикладного искусства наиболее выразительны для детей. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал.

Показ воспитателя, являясь наглядной основой, выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за созданием рисунка, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Воспитатель может использовать полный, частичный показ приемов рисования, совмещать со словестным объяснением. С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия необходимо обращать внимание на те из них, где есть элементы творчества. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно.

К словесным методам ознакомления детей с произведениями искусства относится приём беседы, направленный на более глубокое понимание событий, изображённых в картине, приём вхождения в картину. Это и приём сравнения картин в процессе их коллективного обсуждения, и приём демонстрации образца рассказа педагога, который должен создать определённое настроение; художественно – образное слово – загадки, стихотворения, отрывки из сказок, читаю выдержки из художественных произведений таких авторов, как Чарушина, Бианки, Житкова, пословицы и поговорки, приметы и др. Ведь слово способно разбудить эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, а, следовательно, и творчество.

М. В. Мацкевич считает, что основным методом ознакомления дошкольников с искусством должен стать игровой. Используя игровые методы и драматизацию, упрощая объяснение, воспитатель излагает серьёзный материал с артистической интуицией и даже юмором, который вносит согревающую интонацию в ход занятия и способствует разрядке при усталости. На своих занятиях я предлагаю такие игры, как:

«На что похоже?» — рассматриваем геометрические фигуры и представляем, на что они похожи. Например, круг (солнышко, колесо, колобок, часы, мяч и так далее);

«Познай себя», «Собери портрет»;

• Пальчиковые игры;

«Феи» — учить, упражнять, закреплять знания детей о дифференциации цветов на тёплые – холодные, грустные – весёлые.

Сюда же входит приём создание воображаемой ситуации, привлечение игровых персонажей к комментированию действий детей; приём «живая кисточка», «волшебный карандаш», мультимедийные персонажи.

Данные методы обучения необходимо интегрировать с методами художественного воспитания.

Среди методов затрагивающих художественное воспитание выделяют следующие:

методы формирования эстетического сознания (побуждение к сопереживанию, формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения);

методы организации художественной деятельности, к ним относится метод упражнения в практических действиях, направленный в большей степени на развитие технических навыков (приём «Рука в руке», приём повтора, работа с трафаретами, рисование по контуру, различные раскраски);

метод стимулирования и активизации изобразительного творчества- к ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения детей к творческим проявлениям (например, сочетание различных техник и материалов, рисование с использованием элементов нетрадиционной техники). Кроме того, для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать

Популярен сегодня метод проектов. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведение организованных форм образовательной деятельности.

Использую в своей работе методы и приёмы ТРИЗ в образовательном

ТПФ (типовые приёмы фантазирования) и РТВ (развитие творческого воображения):

1. Оживление или антропоморфизм;

2. На что похоже?

3. Дизайн своей буквы, вещей;

4. Соединение техник и материалов.

• Эмпатия:

1. Приём вживания в образ; приём вхождения в картину.

2. Примеривание образа: «Мама — сказочная героиня», «Папа-богатырь».

3. Моё настроение.

• Словесные приёмы:

4. Загадки-обманки;

5. Перепутанные сказки;

6. Хорошо-плохо;

Детско-родительские творческие мастерские. Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является пример родителей, дедушки и бабушки и других родственников. В большей степени родители своим примером могут показать отношение к изобразительному творчеству, обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях, научить своего ребенка радоваться красивому букету, нарядно одетой кукле. Поэтому я работаю в тесном контакте с родителями воспитанников.

Читайте также:  Заключение на ребенка с нормальным развитием

Выставки. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Он хочет, чтобы его рисунок видели, оценили, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творческим работам.

Использованная литература.

С. Н. Толстикова, Н. А. Виноградова «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников»;

К. В. Тарасова «Занимаемся искусством с дошкольниками»;

С. Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью как часть эстетического воспитания», «Дошкольное воспитание» №9, 1999год;

И. Я. Лернер, Н. М. Скаткин по материалам статьи «Метод обучения»

Л. Э. Левина, С. Г. Курашинова «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 151–155. – URL: https://e-koncept.ru/2016/56838.htm.

Источник

Беззубец Людмила Васильевна
Современные методы и условия работы с детьми дошкольного возраста по развитию творческих способностей в условиях ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №3 «Петушок» городского округа Стрежевой

Беззубец Людмила Васильевна, старший воспитатель.

Попова Александра Ивановна, зам. зав. по УВР;

Статья «Современные методы и условия работы с детьми дошкольного возраста по развитию творческих способностей в условиях ДОУ»

Способность творчества есть великий дар природы;

акт творчества, в душе творящей, есть

великое таинство; минута творчества есть

минута великого священнодействия.

Виссарион Белинский

В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитать самостоятельную, творчески развитую личность.

Развитие творческих способностей личности является ключевым требованием личностно- ориентированной образовательной парадигмы, на что делается акцент во ФГОС дошкольного образования и аспекты которой анализируются в работах известных педагогов и психологов Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, Е. Е. Кравцова, Л. Г. Вяткина, В. А. Петровского, В. В. Серикова, Г. С. Якиманской и др.

Размышляя, что такое творческие способности, мы придерживаемся мнения психолога Елены Евгеньевны Кравцовой: «Творческие способности являются скорее особенностью психического развития детей дошкольного возраста, нежели их индивидуальной характеристикой».

Мы часто отождествляем творческие способности со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Но это не совсем так.

Что такое творческие способности на самом деле?

Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое в любой области.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Оценка способностей ребенка дает возможность выявить наличие одаренности и определить степень ее выраженности.

Первоначально общая умственная одаренность рассматривалась как проявление некоторой общей способности, которая проявляется при решении самых различных задач. Затем появились разнообразные теоретические модели умственных способностей, одаренности и их развития у детей.

Для творческого развития личности дошкольников необходимо обеспечить условия для разнообразных видов деятельности. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде детской деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях (в музыке, в рисовании, лепке,, но и о интеллектуальных творческих способностях (в речевом творчестве, в математическом, в конструировании т. д.).

Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Основные условия успешного развития творческих способностей детей.

В нашем детском саду создана развивающая предметно- пространственная среда, способствующая развитию творческих способностей детей: «Зимний сад», «Мини-лаборатория», «Центр песка и воды», «Живой уголок». На территории ДОУ разбита «Экологическая тропа», создан «Птичий городок», «Птичья столовая». Изостудия «Фантазия», физкультурный зал, музыкальный зал. Работу в центрах организовывают специалисты: воспитатель по экологическому воспитанию, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор ФК, музыкальный руководитель.

Функционирование в ДОУ «Изостудии» даёт возможность раскрыть художественные способности ребёнка. Работу в изостудии организовывает воспитатель по изодеятельности. Много внимания уделяет декоративно-прикладному творчеству. В связи с этим на занятиях по декоративно-прикладному творчеству используются творческие задания, как часть игры, где ребенок выполняет различные роли- конструктора, художника, которые способствуют развитию творческих способностей. Помимо фронтальных занятий, работа организована в подгруппах и индивидуально. В холле располагается галерея детских работ. Планируем организовать Мастерскую по изготовлению детского продукта (декоративно- прикладное творчество, с привлечением воспитанников из других детских садов. В своей работе используем нетрадиционные техники рисования: монотипия пейзажная, рисование зубной щёткой, расчёсывание краски, рисование песком, набрызг, кляксография с трубочкой, фотокопия- рисование свечой, граттаж чёрно- белый, цветной, рисование нитками, оттиск поролоном, оттиск мятой бумагой, отпечатки, восковые карандаши + акварель.

Читайте также:  Правильное развитие ребенка в доу

Созданная предметно-развивающая функциональная среда «Зимнего сада» отвечает принципу необходимости и достаточности наполнения, а также обеспечивает возможность самовыражения воспитанников. Данная эколого-развивающая среда трансформируемая, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Данное направление вызывает интерес у детей, который выходит за рамки программного материала. Так возник проект «Хвойные деревья». По инициативе детей возник мини- музей. Дети оформляют паспорта растений, животных, коллекционируют лекарственные растения. Весь материал размещают в мини- музее. Созданная мини- лаборатория позволяет дошкольникам экспериментировать, проводить элементарные опыты.

В «Зимнем саду» находится «Центр песка и воды». Песок привлекает дошколят возможностью делать лепёшки, варить кашу, строить башенки, домики-пещерки для своих игрушек, всевозможные дороги для машинок или извилистые канавки и озёра для воды.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то трудно его переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания.

Игры и опыты с водой и песком организовываем в стационарной песочнице, которая позволяет развивать творческое воображение и мышление в процессе моделирования объектов из песка. Моделирование природных зон, моделирование сказок, игр, тематических сюжетов.

Помимо стационарной песочницы, в ДОУ имеется и мобильная (песочный стол).

Песочное рисование (на стекле) очень отличается от игры с песком, где создаются миры в песочнице с помощью воды и различных фигурок. Мы стали изучать новое направление, приобрели специальную световую песочницу и особый очень мелкий песок (7 цветов).

Прикоснувшись пальцами рук к песку и начав рисовать, процесс рисования увлекает, завораживает и приводит в восторг! Уже с первого рисунка ощущаешь себя настоящим художником.

С помощью стола для песочного творчества можно решать следующие задачи:

• обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;

развитие композиционных навыков при изображении групп предметов и сюжета;

• упражнение пальцев и кистей рук (мелкая моторика);

развитие художественно-эстетического вкуса.

На сегодняшний день в работе с дошкольниками широко используется интерактивное оборудование. Интерактивная доска является универсальным средством для развития творческих способностей. Через мультимедийные игры легко удаётся решать задачи, направленные на развитие интеллектуальных способностей. В настоящий момент в ДОУ 3 доски, 2 из них сенсорные, которые дают дополнительные возможности при работе: детям касанием легче управлять изображением.

Педагоги работают над созданием медиатеки дидактических игр по разным направлениям развития: большая часть разработанных игр по ознакомлению с окружающим миром и математического содержания, делаем акцент на создание игр по художественно-творческому развитию. Мультимедийное пособие по математическому развитию, разработанное в программе Power Point с приложением Mouse Mischief, стало победителем городского конкурса «Методических разработок». Данная программа универсальная, несколько «мышей» можно использовать и в других играх. Например, «Выбери элементы и составь хохломской узор».

В настоящий момент занимаемся вопросом организации центра конструирования. Приобретены наборы робототехники и тематические наборы легоконструкторов.

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов, игре на музыкальных инструментах, ритмике, пении. Реализуемые в детском саду программы «Гармония» и «Синтез» К. В. Рубан дают возможность интегрировать направления развития детей (музыкальное и художественное развитие). Такие занятия позволяют ребёнку не только овладеть определёнными навыками, но и способствуют умению самовыражаться.

В педагогическом процессе используем как традиционные образовательные технологии, так и элементы инновационных:

• здоровьесберегающая,

• социо — игровые технологии,

• проектную деятельность,

• информационно — коммуникативные технологии,

• интегративно — деятельностный подход,

• экспериментально-исследовательскую деятельность на экологической тропинке,

• экологические театрализованные представления,

• технология группового сбора.

Стараемся организовать деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной. Основным условием выступает многоплановость, вариативность, сочетание разнообразных методов и форм воспитания, вербальные формы обучения сведены к минимуму.

Таким образом, в процессе выявления одаренных детей необходимо учитывать то, что каждый одаренный ребенок своеобразен и уникален. Заключение о наличии одаренности должно рассматриваться как предположение, а не как окончательный вывод.

Источник