Методика выявления и развития одаренности ребенка

Методика выявления и развития одаренности ребенка thumbnail

Докладчик:

Сервуля Татьяна Владимировна,

заведующий отделом ДПИ,

педагог дополнительного образования

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Практика показывает, что система дополнительного образования детей и юношества выполняет не только развивающую, воспитывающую, реабилитирующую, компенсаторную, но и профилактическую функцию. Таким образом, функционально сочетая индивидуальные и общественные формы работы, оно способствует гармоничному развитию и высокому уровню укрепления нравственных и социальных позиций личности.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», говорится следующее: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы.
Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты».

Одаренность не лежит на поверхности. Педагоги должны хорошо изучить данный вопрос, приступая к работе с категорией способных и одаренных детей. Рассмотрим определения понятий:

ЗАДАТКИ анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться.

СПОСОБНОСТИ идивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

ТАЛАНТ – сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

ОДАРЕННОСТЬ:

свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях, но не сводимое к их сумме;

это высокий уровень развития способностей;

это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности, опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству;

наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека;

это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности посравнению с другими людьми.

Признаки детской одаренности охватывают два аспекта поведения ребенка:

Мотивационныйхарактеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальныйхарактеризует способы его деятельности.

Структура детской одаренности: инструментальный аспект

Проявляется на трех уровнях:

  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения;

  • использование и изобретение новых способов деятельности;

  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, то есть новаторство.

Так же признак одаренности имеет свою стилистику:

  • Индивидуальный стиль познавательной деятельности

  • Особый стиль систематизации знаний

  • Особая характеристика знаний

  • Своеобразный тип обучаемости.

Структура детской одаренности, мотивационный аспект:

— Повышенная избирательная чувствительность к предметной (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.), физической, познавательной, художественно-выразительной и другим видам деятельности.

Повышенная потребность в познавательной деятельности: ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности, упорство, трудолюбие, получение удовольствия от собственной познавательной активности.

Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных заданий и готовых ответов.
Высокая требовательность к результатам собственного интеллектуального труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Устойчивая склонность кповышенным интеллектуальным нагрузкам.

Одаренные дети имеют характерныеличностные и деловые качества, и данные определения являются диссонансными, т. е. противоречат друг другу:

1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Согласитесь – противоречия можно назвать кардинальными но, такими, по наблюдению качества и являются характерными для неординарных детей и подростков.

Виды одаренности:

1. Интеллектуальная

2. Академическая

3. Творческая

4. Лидерская

5. Художественно – исполнительская

6. Психомоторная (практическая).

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ В ДТТЮ «ДРУЖБА»

Выявление, развитие, поддержка одарённых детей посредством поиска технологий, методов, методик по выявлению одарённых детей.

К ресурсам относиться:

Профессиональная компетентность руководителей

Методическое сопровождение педагогов по проблеме

Профессиональная компетентность категорийных педагогов

К управленческим решениям:

Научно-организационное управление

Социальная поддержка одарённых детей

Стимулирование педагогов

Стимулирование и поощрение одарённых детей

Пути реализации создания условий это:

Разработка и реализация развивающих программ

Выбор технологий по развитию детской одарённости.

Планирование траектории развития одарённых детей.

Реализация программы «Одарённый ребенок»

Ожидаемые результаты:

Положительная динамика развития одарённых детей

Социальная интеграция

Рост успехов и достижений одарённых детей

Активность и поддержка детской одаренности у родителей.

В 2012 году лицензирована программа «Одаренный ребенок», разработана она была в 2011году и в течение учебного периода успешно апробировалась. В данный момент программа действует.

Цель программы: создание максимально необходимых условий для выявления, поддержки, развития интеллектуальных, творческих, физических способностей детей и подростков, их психолого-педагогического сопровождения в условиях дополнительного образовательного процесса.

Задачи:

создать оптимальные условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей;

совершенствовать систему квалифицированной подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми;

организовать тесное взаимодействие с родителями способных обучающихся посредством: формирования инициативной группы; проведения обучающих лекториев, индивидуальных и групповых консультаций по теме;

Читайте также:  Компьютерные игры для развития мышления ребенка 6 7 лет

посещения итоговых занятий и мероприятий, творческих конкурсов, персональных выставок и т.д.;

сформировать базу данных образовательной организации, включающую информацию: о творческих объединениях и педагогах, работающих с одаренными детьми; одаренных детях и их индивидуальной образовательной траектории (маршрутах); о научно-методической и психолого-педагогической литературе по проблеме одаренности.

Методы выявления, развития и реализации детской одаренности

  • проективно — исследовательский

  • частично-поисковый;

  • проблемный;

Формы

  • индивидуальный подход на занятиях;

  • элементы дифференцированного обучения;

  • активные формы обучения;

  • дополнительные занятия с одарёнными детьми;

  • участие в конкурсах, выставках, фестивалях, олимпиадах различных уровней;

  • проектная деятельность обучающихся;

  • интеллектуальные анкетирование, и тематические игры, тренинги, викторины, тестирование, и т. д.

Виды образовательной деятельности

  • проблемно-развивающее обучение

  • проектно-исследовательская деятельность

  • игровые технологии (деловые игры и путешествия)

  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации и развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры)

  • творческие и нестандартные задания.

Методики и формы выявления категории одаренных детей

  • выявление ребёнка в детском коллективе через: наблюдение, анкетирование, опросники, методики «Оценка общей одарённости ребенка», «Карта одарённости» и др.);

  • согласование действий с родителями обучающегося, администрацией;

  • составление плана работы с одарённым ребёнком;

  • работа по индивидуальным маршрутам;

  • подводятся итоги работы, и в план работы вносятся соответствующие коррективы

Следует отметить что выбор форм и методов зависит от ряда факторов, а именно от:

  • вида одарённости;

  • возраста ребёнка;

  • социального статуса семьи ребёнка;

  • уровня одарённости;

  • активности самого ребёнка;

  • профессиональной подготовки педагога.

Таким образом, можно составить портрет одаренного ребенка, он имеет как положительные, так и отрицательные черты:

Положительные качества

  • любопытство;

  • хорошо развитая речь, высокая концентрация внимания;

  • упорство в достижении результатов;

  • богатая фантазия;

  • открытость;

  • гибкость;

  • принципиальность

Отрицательные качества

  • неспособность стать на точку зрения другого,

  • формальный подход к учебе;

  • отставание в физическом развитии;

  • отсутствие конформизма;

  • стремление всегда быть правым в споре

Работа с родителями одаренных детей и подростков заключается в:

  • психологическое сопровождение семьи одарённого ребёнка;

  • информационная среда для родителей;

  • совместная практическая деятельность ребёнка и его родителей;

  • поддержка и поощрение родителей на уровне образовательной организации.

В заключении предложить вам ряд рекомендаций для применения в собственной деятельности:

1. Индивидуальный личностный подход в образовательной деятельности.

2. Создание условий для развития способностей ребенка (индивидуальные программы обучения, индивидуальные образовательные маршруты).

3. Возможность контакта со способными детьми из других образовательных организаций.

4. Взаимодействие педагогов города по проблеме.

5. Всегда помнить, что одаренные дети плохо воспринимают регламентированные, повторяющиеся занятия.

6. Необходимо разнообразить деятельность с учетом потребностей способных и одаренных детей.

7. Будьте примером для детей, смотрите с ними в одном направлении и желательно их глазами.

8. К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…

«РАСПОЗНАВ СВОИ ТАЛАНТЫ, ДЕТИ С ИХ ОСОБЫМИ НУЖДАМИ,

НЕЗАВИСИМО ОТ ТЕХ ПРОБЛЕМИ ОГРАНИЧЕНИЙ, С КОТОРЫМИ

ОНИ СТАЛКИВАЮТСЯ, ВСЕГДАМОГУТ ВНЕСТИ В ОБЩЕСТВО

СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ВКЛАД»

Стефани Дезибур

Источник

Виктория Аксенникова
Консультация «Диагностические методики по выявлению детей, имеющих признаки одаренности, в дошкольном учреждении»

«Диагностические методики по выявлению детей, имеющих признаки одаренности, в дошкольном учреждении»

Подготовили: Аксенникова В. В. — воспитатель,

руководитель МО педагогов МАДОУ № 156

Аржанухина О. А. — воспитатель

Система работы с одарёнными детьми, включает в себя основные направления,которые тесно связаны и интегрируются между собой:

1. создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

2. работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. работа с родителями (беседы, анкетирование).

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) У дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т. д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

1. Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.

2. Выявление предпосылок общей одарённости.

3. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

Для проведения психологического тестирования ребенка дошкольного возраста с целью выявления различных компонентов одаренности предлагаются следующие методики.

Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте

Название методик Предназначение методики Возрастные ограничения

Тест Ф. Гудинаф – Д. Харриса

Тест Д. Векслера

Методика «МЭДИС» (Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников)

Прогрессивные матрицы Дж. Равена

Методика для определения уровня умственного

развития детей (Замбицявичене Э. Ф.)

Интеллектуальный

компонент

Интеллектуальный

Компонент

Интеллектуальный

компонент

Интеллектуальный

Компонент

Интеллектуальный

компонент

3 15 лет

5 16 лет

6 7 лет

с 6 лет

7 9 лет

Тест «Дорисовывание»

Тест «Назови картинку»

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Гилфорд Дж. и Торренс П. в

модификации Туник Е.)

Тест творческого мышления

П. Торренса

Тест креативности Ф. Вильямса

Творческий

Компонент

Творческий

компонент

Творческий

компонент

Творческий

Компонент

Творческий

компонент 3 10 лет

4 6 лет

5 15 лет

5 20 лет

5 17 лет

Методика «Социометрия»

Методика «Цветовая социометрия»

Социальный

компонент

Социальный

компонент

С дошкольного возраста

Дошкольный,

младший

школьный

возраст

Шкала психомоторного развития по М. Гриффитс

Шкала психомоторного развития А. Гезелла

Шкала оценки моторики (Озерецкий Н. И.)

Методика «Мотоскопия» Н. И. Озерецкого

Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка

Диагностика нарушений моторного развития (по

Архиповой Е. Ф.) Психомоторный

компонент

Психомоторный

компонент

Психомоторный

компонент

Психомоторный

компонент

Психомоторный

компонент

Психомоторный

компонент

1 2 года

с рождения

до 6 лет

4-16 лет

с дошкольного

возраста

С рождения

до 6 лет

Дошкольный,

младший

школьный

возраст

Методика по определению доминирования

познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Н. И Гуткина)

Методика изучения мотивации (по Н. П. Белопольской)

Мотивационный

компонент

Мотивационный

компонент

Дошкольный

Возраст

Дошкольный,

младший

школьный

возраста

Тест, приведенный далее, поможет определить проявление конкретных способностей детей, а это, в свою очередь, даст возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка до развода

1 ребенок имеет технические способности,если он:

• больше интересуется работой различных механизмов, машин и т. п. ;

• просто обожает что-либо конструировать, собирать;

• всегда старается «докопаться» до причин, по которым что-то перестало работать, а также с энтузиазмом относится к «капризам» техники;

• пытается сам чинить поломки и использует для этого детали других механизмов. Порою он может вас даже удивлять тем решением, которое нашел;

• умеет и даже любит рисовать, т. е. «видит» чертежи механизмов, их эскизы;

• его заинтересовывает даже взрослая техническая литература;

Всего 6 признаков.

2 ребенок имеет музыкальные способности,если он:

• вслушивается музыку, всегда тянется к тем местам, где она звучит;

• быстро отзывается на мелодию, на её ритм, а также их быстро запоминает;

• довольно-таки часто сам поет или играет на имеющихся инструментах. При этом исполнение мелодии происходит с чувствами, энергично, он буквально вкладывает себя, своё настроение в этот процесс;

• пытается самостоятельно сочинять новые мелодии;

• сильно хочет и даже сам пытается научиться играть на каком-то инструменте;

Всего 5 признаков.

3 ребенок имеет артистический талант,если он:

• в моменты нехватки слов использует мимику, движения, жесты;

всячески старается вызвать эмоции у тех, кому что-то рассказывает и показывает;

• осознанно и/или неосознанно старается даже тоном голоса подражать человеку, о котором рассказывает;

• не боится аудиторию и всегда с готовностью выступает перед нею;

• часто кого-то передразнивает, кому-то подражает и получается это у него с легкостью;

• обладает хорошей пластичностью и всегда открыт для всего нового;

• любит одеваться красиво и быстро схватывает значение красивой одежды;

Всего 7 признаков.

4. ребенок имеет незаурядный интеллект,если он:

• четко рассуждает, прекрасно мыслит, легко понимает недосказанное и причины каких-либо действий, поступков людей;

• удивляет вас своею памятью;

• легко учится, быстро понимает новый школьный материал;

• практически всегда задает много вопросов, но конкретно по теме, по ситуации;

• предпочитает читать, любит это делать;

• пусть и не является отличником, но обгоняет в учебе своих сверстников;

• больше, чем сверстники знает о событиях, о ситуациях, которые лично его не касаются;

• часто рассудителен, а может и расчетлив не по годам, удивляет вас здравостью мыслей;

• наблюдателен, очень быстро, пусть и не ярко, реагирует на новые событие в жизни.

Всего 9 признаков.

6 ребенок имеет спортивный талант,если он:

• чрезвычайно энергичен, всегда стремится к движению;

• смел и синяки и/или шишки его совершенно не пугают;

• очень часто становится первым или всегда стремится к этому в различных спортивных играх;

• удивляет вас тем, как хорошо и быстро осваивает катание на лыжах и коньках, как ловко обращается с мячом и т. д. ;

• имеет отличную координацию движений, быстро развивается физически;

• спокойным занятиям предпочитает подвижные игры, состязания или старается просто больше бегать резвиться;

• всегда переполнен энергией и вам кажется, что он просто никогда не устает;

• различными способами подражает любимому спортсмену.

Всего 8 признаков.

6. ребенок имеет литературный талант,если он:

• много, часто о чем-то рассказывает и в процессе придерживается сюжета, четко удерживает основную мысль;

• часто фантазирует, придумывает свой вариант развития обычных событий и всегда вносит в них что-то необычное;

• в рассказе больше использует слова, ярко передающие чувства, эмоции участников сюжета;

• героев своего рассказа старается «оживить»;

• бывает, что уединяется и сам пишет свой собственный рассказ.

Всего 5 признаков.

7. ребенок имеет талант к научной работе,если он:

• легко обобщает что-либо, запросто понимает абстрактные понятия;

• легко своими словами выражает чужие мысли. Иногда даже специально их записывает для себя чтобы не забыть;

• читать любит, но литературу не по возрасту, а более взрослые, более серьезные научно-популярные издания;

• практически всегда или очень часто старается самостоятельно объяснить то или иное событие;

• всегда с удовольствием создает свои собственные схему, конструкции, даже коллекции;

• никогда не унывает и слишком долго в расстроенных чувствах не находится, если его открытие, его изобретение не нашли поддержки или были даже осмеяны.

Всего 6 признаков.

8. ребенок имеет художественный талант,если он:

• не находя слов, начинает рисовать / лепить, чтобы выразить свои чувства, эмоции, своё настроение;

• рисуя, старается изобразить разнообразные предметы, животных, людей и даже ситуации, а не повторяет лишь то, что удалось хорошо;

• очень внимательно относится к каким-либо произведением искусства, становится серьезным, о чем-то задумывается, если его детское внимание привлекает картина;

• в свое свободное время чаще всего рисует, что-то лепит, используя все имеющиеся краски и материалы;

•часто старается сделать что-то прикладное: различные украшения для дома, для одежды и т. д. ;

• не боится, не стесняется критиковать даже известные произведения, с готовностью высказывает о них своё мнение и разумны обосновывает его.

Всего 6 признаков.

Теперь, зная индикаторы (признаки) таланта ребенка, надо взять ручку (карандаш) и бумагу. Каждый признак во всех 8-ми блоках оцените по шкале от 2-х (минимум) до 5-ти (максимум). После этого просуммируйте полученные результаты и поделите итог каждого из 8-ми блоков на число признаков. К примеру, сумму по художественному таланту необходимо поделить на 6. Имея получившиеся результаты, вы можете определить наиболее выраженную одаренность ребенка, но это еще не все. Следующий этап – это построение графика, отражающего уровень детского интереса, как показано на рисунке.

По полученным результатам начертите линии на графике, а в месте их пересечений поставьте точки. После этого соедините все точки линией и необходимый график готов. По графику можно достаточно легко определить детские перспективы.

Наиболее подходящий возраст для проведения такого теста – 5-8 лет.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой.

Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольникможет проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёх балльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости.

Читайте также:  Календарь развития ребенка от 0 до трех

Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Методика «Карта одарённости» разработанная А. И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 10 лет следующих видов одарённости : интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методикавыполняет две функции:

1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.

2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно

Рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Методика оценки общей одарённости, разработанная А. И. Савенковым, адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Результат будет более объективен, если баллы независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

В инструкции к методике предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одарённых детей: любознательность (познавательная потребность, сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремлённость, требовательность к результатам собственной деятельности.

По результатам оценки строиться девятиугольник. Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребёнком.

Диагностика интеллекта и креативности

Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку,его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей.

Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают.

Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).

Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Методика «МЭДИС»

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста» разработана в Институте развития одаренности И. С. Авериной, Е. И. Шабановой и Е. Н. Задориной на основе всемирно известных тестов интеллекта и является их оригинальной авторской разработкой. Методика состоит из 4 субтестов по 5 заданий в каждом и имеет 2 эквивалентные формы А и Б, которые могут чередоваться при повторном тестировании. Проводится МЭДИС в течение 20 – 25 минут с половиной класса, чтобы при диагностике дети не сидели рядом за одной партой, либо индивидуально. В случае получения низких результатов по тесту рекомендуется провести ретестирование по другой форме. Полученные результаты позволяют судить об уровне развития различных сторон интеллектуальной деятельности и в целом об интеллектуальных способностях детей 6-7 лет. Методика может использоваться при определении готовности к школьному обучению.

Цель:

Данная методика предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6–7 лет.

1 субтест – на выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса.

2 субтест – на понимание количественных и качественных соотношений.

3 субтест – на исключение лишнего, выявление уровня логического мышления.

4 субтест – на выявление математических способностей.

Источник