Методика творческого развития личности ребенка

Методика творческого развития личности ребенка thumbnail

Приучать ребёнка к прекрасному, развивать фантазию и художественный вкус необходимо как можно раньше. Андрей Маниченко предложил идею новой методики творческого развития: целенаправленно формировать цветовосприятие ребенка с помощью цветных карточек и творчески развивать малышей с помощью специальных занятий.

Развитие цветовосприятия

В конце XVII века Исаак Ньютон, использовав спектральную последовательность, расположил цвета по кругу, сконструировав таким образом первую научно обоснованную систему из семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Все остальные цвета, окружающие нас в жизни, являются производными основных цветов, их дополнительными оттенками. Полученные оттенки имеют ассоциативные названия, т.е. названия, которые вызывают у нас ассоциации с тем или иным предметом или явлением. Например: оранжевый можно назвать морковным, т.к. он похож на цвет моркови. Васильковый напоминает цветущие васильки, оливковый – цвет спелых оливок, шоколадный – цвет шоколада и т.д.

Для первоначального знакомства с цветом выбрано 100 оттенков. У каждой карточки есть свой уникальный оттенок, своё оригинальное название на оборотной стороне: небесный, медовый, чайная роза, сомо, божоле, маренго… Там же размещены удивительные факты о происхождении цвета, раскрывается его значение. Ребёнок выучит не только новые цвета, но и расширит словарный запас.

Если Вашему ребенку три-четыре месяца, занятия можно проводить примерно так: возьмите две-три карточки из основных цветов и покажите малышу. При этом Вы сообщаете ребёнку: «Радость моя, это – красный цвет». Держите карточку до тех пор, пока глаза малыша не остановятся на ней. Это может произойти или сразу, или через несколько секунд. Как только взгляд ребенка остановился на карточке, Вы её убираете. Ту же самую операцию Вы проводите с другим цветом. С этими карточками можно работать на протяжении трёх-четырёх дней, показывая их в течение дня три-четыре раза. Такая форма работы с цветами развивает не только мозг ребенка, но и его зрительные и слуховые анализаторы. Ведь Вы произносите название цвета красиво и чётко. Стараться говорить как можно громче не стоит – наоборот, произносите название карточек каждый раз с новой интонацией. Это позволит малышу понять интонационное богатство устной речи и послужит способом привлечения его внимания.

Малышам постарше (шесть месяцев и более) можно показывать за одно занятие четыре-пять карточек с цветами. Вы быстро показываете цвета, называя их при этом, два-три раза в день на протяжении трёх-четырёх дней. Когда ребенок научится распознавать основные цвета, находить их на фоне других цветов, показывать очень мелкие предметы этих цветов, переходите к следующему этапу. Познакомьте малыша с оттенками основных цветов.

Малышам в возрасте одного года и старше можно давать интересную информацию о цветах, расположенную на обороте карточек. Сначала можно описать цвет: объяснить ребёнку, к какой цветовой группе относится данный оттенок, с цветом какого предмета его можно ассоциировать. Например, можно сказать, что жёлтый цвет – это цвет яичного желтка, цвет солнышка, а шоколадный – это коричневый, цвета шоколада.

На следующих занятиях можно познакомить ребёнка с интересным фактом, который связан с данным цветом или оттенком. Например, можно рассказать, что название цвета «фрезовый» произошло от французского слова «фрайс» – «земляника». Фрезовый – это цвет протёртой с сахаром земляники.

Информация на обороте карточек поможет расширить знания малыша по географии, истории, музыке, биологии, минералогии. Малыш узнает, из каких языков к нам пришли названия отдельных цветов и оттенков, что они обозначают.

Не забывайте постоянно закреплять цветовосприятие малыша. Например, гуляя с ребенком на улице, Вы обращаете его внимание на окружающие предметы, называя их цвет. Разнообразить Ваши занятия, игры, прогулки с малышом помогут стихи, которые Вы можете сочинить сами или воспользоваться подборкой стихов из методического пособия.

При знакомстве малыша с оттенками основных цветов можно работать с пятью-десятью карточками два-три раза в день на протяжении двух-четырёх дней. По истечении этого времени смените старые карточки на новые и продолжите занятия по прежней схеме. Наборы карточек с цветами Вы формируете, исходя из Ваших цветовых пристрастий и интереса ребёнка к группам цветов.

Формы показа карточек с цветами могут быть разными.

Вы можете перекладывать карточки на уровне глаз ребенка на расстоянии 30-40 сантиметров от него. Вы можете прикрепить ряд цветных карточек (5-10 штук) на стеклянную дверь на уровне роста ребенка. С одной стороны двери малыш будет видеть цвет, с другой – его название. Каждый раз проходя мимо такого весёлого стекла, ребенок без труда запомнит и сам цвет, и слово, его обозначающее. Карточки на стекле можно менять каждые три-пять дней.

Читайте также:  Ребенок 2 года развитие игрушки

Вы можете выложить из карточек с цветами радугу, чтобы малыш знал в ней порядок цветов. То же можно сделать с оборотной стороной, т.е. со словами.

На одном из занятий Вы можете разложить группы цветов от светлого до тёмного. Затем цвета можно выложить в обратном порядке: от тёмного до светлого. То же самое можно проделать с оборотной стороной карточек, т.е. со словами.

Можно расположить карточки с цветами (5-10 штук) на стене. Через день произведите замену нескольких старых цветов на новые. Лучше на начальном этапе добавлять совершенно другой цвет. Позже можно работать с оттенками одного и того же цвета, постепенно заменяя две-три старые карточки на новые. При этом у малыша будет развиваться наблюдательность. По такой же схеме можно проводить занятия со словами, т.е. с оборотной стороной карточек.

Малышей старше полутора лет можно знакомить с оттенками цветов с помощью сказки. Предлагаем десять «Цветных сказок», главная героиня которых – Капелька – путешествует по сказочным цветным мирам.

Приготовьте карточку василькового цвета, спрячьте в ладонях карточку-Капельку и загадочным голосом произнесите: «Малыш, смотри, кого я нашла. Это же Капелька. Ты знаешь, откуда она к нам пришла? Из сказки». Сохраняя сказочную атмосферу, расскажите первую сказку про Капельку. На словах «мгновенно стала василькового цвета» наложите карточку-Капельку на карточку василькового цвета, и Вы увидите, как Капелька из прозрачной станет васильковой. По окончании сказки можете прогуляться с малышом по дому и накладывать карточку-Капельку на окружающие предметы. А какого ещё цвета может стать волшебная Капелька? Вот она стала цвета дивана, а теперь цвета телевизора, а потом цвета спящей кошки!

Аналогичным образом можно работать с другими сказками. Заранее приготовьте карточки с цветами, которые встречаются в данной сказке. Эти цвета выделены в тексте жирным шрифтом. Называя новый цвет, накладывайте карточку-Капельку на нужную цветную карточку.

В процессе занятий Вы с ребенком создаете свои собственные, воображаемые или ассоциативные цвета, например: цвет весёлого настроения, цвет дождя, цвет смеха, волшебный цвет… Для этого можно воспользоваться белыми карточками. Вы с ребёнком сможете их раскрасить и подписать — так появятся особенные цвета, созданные  воображением и настроением Вашего малыша.

Помните, что никто не знает Вашего ребёнка лучше Вас. Поэтому приведённая выше дозировка количества карточек и дней для занятий – не обязательная, а приблизительная. Чем больше творчества и выдумки Вы будете вносить в занятия с малышом, тем интереснее и продуктивнее они будут.

Чтобы Ваши занятия-игры с ребёнком по развитию его цветовосприятия были и продуктивными, и интересными, обратите внимание на наши советы.

1. Не забывайте называть цвета предметов, которые окружают малыша в жизни.

2. Начните знакомство с цветами путём показа предметов одного, определённого цвета. Предметы пёстрой, рябой окраски можно называть позже, когда уже хорошо усвоены чистые, основные цвета.

3. Создавайте свой «цветной» словарик. Пусть в нём появятся «папин цвет», «цвет маминого настроения», «чайный цвет» и многие другие. Помните, что в природе тысячи оттенков, каждому из которых Вы можете дать имя.

Изотворчество

К полугоду Ваш малыш уже приобрёл определённый жизненный и интеллектуальный опыт. Пришла пора и для творчества! К 6-7 месяцам кроха уже сидит за общим столом и почти участвует в разговоре, путешествует по квартире, пробует делать первые шаги, он знает, как работают дверцы шкафов, где живут гремящие кастрюли – всего и не перечислить! Почему бы Вам не заняться с ним рисованием? Чем раньше Вы дадите ребёнку краски, тем лучше. Начните с того, что рисуйте при малыше сами. Показывайте малышу краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Рисование пальчиками подготовит вашего малыша к «настоящему» рисованию, познакомит его с цветом, формой, поспособствует развитию мелкой моторики.

Малыш с помощью 70 специальных игровых заданий научится работать красками, карандашами и мелками, лепить из пластилина, работать с цветной и белой бумагой. Изучение основных художественных принципов позволит развить творческий потенциал ребёнка. Предложенные игры-занятия не обязательно проводить в описанной последовательности. Занимайтесь столько, сколько захочется, и так, как захочется: можно одно занятие проводить несколько дней подряд, можно в один день провести сразу несколько занятий. Для этого, прежде всего, прочитайте методическое пособие от начала до конца, выберите понравившиеся занятия, соответствующие возрасту Вашего ребёнка и его умениям. Вы можете составить индивидуальную программу занятий для Вашего малыша.

Источник: сайт «Умничка»

Источник

Дзержинская станция юных техников

12

Реализация методики творческого развития личности воспитанника (кружковца)

Читайте также:  Развитие речи у слепого ребенка

Подготовила руководитель кружка Быкова Н.П.

Реализация методики творческого развития личности воспитанника (кружковца)

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Практика показывает, что способность к творчеству может быть развита практически у всех детей с нормальным интеллектом.

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально. Определяет своё отношение к жизни и своё место в ней. Приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское творчество помогает решать одну из главных задач воспитания и образования — развить творческий потенциал ребенка. Детское творчество даёт также материал для изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности. В результате творческой деятельности, на основе знаний, ребенок может создавать новые принципы действия и способы воплощения этих принципов.

Решая любую проблему, человек может идти двумя путями:

— применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);

— изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому, своеобразно (творческий уровень).

Современные социально – экономические условия пробуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Развитие творческого подхода к обучению в кружке-один из самых разработанных теоретически и самый неразработанный практически вопрос. Трудно найти руководителя, который не стремился бы развить в своих учениках не только определенные знания, умения и навыки, но и способность самостоятельно учиться, добывая эти знании, и на их основе решать творческие задачи, которые поставит жизнь. Но на занятиях кружка часто случаются ситуации, когда задания по той или иной теме выполнены как будто под копирку: одинаковые элементы, одинаковые мотивы, одинаковый сюжет. Одной из причин данного явления является то, что система обучения строится преимущественно на выполнении детьми тренировочных упражнений на закрепление того или иного навыка. Занятия строятся по одному типу: наставник предлагает готовую модель действия, дети выполняют работу по предложенной схеме. Это приводит к тому, что вырабатывается своеобразный штамп при выполнении того или иного задания, и поисковая деятельность свертывается. Мы, взрослые, часто требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений.Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения. А при появлении новых типов заданий творческий поиск расширяется.

Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый).

Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность наставника) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности наставников и учащихся приводит к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И тем не менее, большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения — это способ организации учебно-познавательной деятельности, развитие творческой личности ребенка.

Традиционные дидактические методы обучения, используемые на занятиях кружка, часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем. Необходимо выступить против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Детское творчество тесно связано с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие «живых» впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать. Н.П. Сакулинаговорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии кружка разные виды техники работы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Читайте также:  План работы с ребенком имеющим отклонения в развитии

Использование различных методик способствует активизации творческого мышления, позволит учащимся овладеть следующими качествами:

  • Дети свободно адаптируются в социуме;

  • Они начинают замечать мир в другом ракурсе;

  • Ребенок ощущает проблему и пытается ее решить;

  • Учащиеся ярче видят этот мир, и он им интересен;

  • Трепетное отношение к природе, к окружающему их миру.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Отличительным показателем творческого мышления детей является оригинальность мышления. Воплотить оригинальные решения в какой-либо продукт деятельности часто представляется невозможным. Наше мышление настолько привычно к штампам, что любое задание, рассчитанное на нестандартное решение или просто неожиданная просьба, ставит нас в тупик и требует больших затрат времени.

В качестве примера можно привести тест: предложите детям карандаш и пусть они нарисуют первое, что придет в голову при словах домик, дерево, цветок, птица. Сравнительный анализ выполнения таких тестов показывает, что 99% рисунков выглядит примерно так: домик – деревенская избушка или детское изображение; дерево – елка, редко береза; цветок – схематичное изображение ромашки; птица – привычная большинству галочка. Вы не встретите исключения в рисунках детей младшего школьного возраста (на слове цветок – кактус; на слово птица – куриная кормушка), хотя при устной беседе после теста дети говорят, что представляли совсем другое, но то, что нарисовано “рисовать проще”, “я знаю, как это рисовать”, “я думал, что так надо” и др.

Из вышесказанного ясно, что поиск методов развития творчества необходим как на занятиях в детском саду, в школе, так и на занятиях кружка. С другой стороны, недостаточное внимание к отработке навыков также не принесет пользы в дальнейшем обучении. Как найти середину, которая позволит при развитии определенных навыков не свернуть поисковую деятельность, а расширит ее? Что позволит в дальнейшем самостоятельно осваивать новые навыки, умения и приобретать новые знания?

Одной из возможных форм развития творческого подхода представляется работа по оформлению изделия, модели, макета. В этом случае можно использовать разные виды и методы техники работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Непременное условие занятия-это отсутствие указаний: что надо приклеить или добавить, отсутствие критики или замечаний со стороны руководителя, допустимо только высказывание со стороны участников группы: “что бы я добавил, чтобы изделие стало более интересным, привлекательным”. На таких занятиях дети самостоятельно выбирают материал, инструмент, технику оформления. По окончанию работы появляются очень интересные экземпляры. Предлагая детям на выбор различные материалы, свободу действий с ними, ничем не ограничивая самостоятельность детей, руководитель лишь помогает, поддерживает интерес к творчеству, показывает разнообразные возможности применения знаний. В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа. От этой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, потому что детская работа приобретает нарядный, праздничный вид и выглядит эстетически привлекательно.

Разнообразие методик преподаваемого материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития и развития художественной культуры детей и личности в целом.

Различные виды художественной обработки материалов, применяемые на занятиях кружка, заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий, ненавязчиво, но весьма продуктивно детям прививается любовь к различным профессиям.

Каждый руководитель кружка создает свою предметно-развивающую среду в кружке в силу своих материальных возможностей, в зависимости от склонностей и интересов детей. Эстетическая среда должна создавать у детей радостное настроение и способствовать их художественно-творческому развитию. В такой среде дети становятся более раскованными, не боятся высказывать свое мнение. Появляются новые интересные решения, потому что дети перестают панически бояться ошибок. Дети, успешно участвующие в творческом процессе, на занятиях кружка свободнее общаются с окружающими, не боятся высказывать и отстаивать свое мнение.

Подводя итоги, можно сказать, что правильно подобранная методика преподавания, душевная среда на занятиях кружка играют огромную роль в становлении личности ребенка. Очень важно руководителю кружка правильно подойти к этому нелегкому процессу.

Источник