Методика развития ребенка по масару ибука

Методика развития ребенка по масару ибука thumbnail

Методика раннего развития Масару Ибуки

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей.
Масару Ибука

Масару Ибука — это не учитель и не психолог. Славу японцу принесли скорее его инженерные труды, технические открытия и участие в создании корпорации Sony (он является одним из ее основателей). Однако японского инженера очень интересовали детская психология, образование и воспитание детей. Этот интерес нельзя назвать случайным. Была на то и личная причина — сын Масару перенес в детстве тяжелое заболевание, после которого стал отставать в умственном развитии. Отец так много консультировался по этой теме с педагогами и психологами, что, наконец, его взгляды сами сошлись в авторскую методику раннего развития детей. Они же легли в основу созданной Масару Ибукой Японской ассоциации раннего развития и школы «Обучение талантов» и нашли отражение в книге «После трех уже поздно».

Суть методики раннего развития Масару Ибуки

Оказывается, японские и зарубежные ученые проводили исследования, результаты которых показали, что к 3 годам развитие клеток головного мозга ребенка завершено уже на 70–80%. Таким образом, как считает Ибука, если в период с рождения до 3 лет родители не заложат в малыше прочный фундамент, на котором потом будет выстраиваться его интеллект, то после трех станет уже поздно, и ребенок не сможет физически достичь желаемых высот. Масару Ибука сравнивает этот фундамент — то есть способность мозга уловить то, что поступает из внешней среды, превратить это в образ и запомнить его — с компьютером. Невозможно получить превосходный результат, кода работаешь за плохим компьютером.

Таким образом, в основе методики раннего развития Масару Ибуки лежит его интерпретация пословицы «Куй железо, пока горячо»: «Слишком поздно ковать железо, если металл уже затвердел». Для того чтобы ребенок стал в будущем умным, способным и счастливым, нужно приложить много усилий к его развитию и воспитанию именно в первые три года его жизни. В своей книге Масару пишет: «Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

Дети, которых воспитывали по методике Масару Ибуки, рано учатся читать, хорошо плавают, владеют несколькими языками, играют на музыкальных инструментах (в частности, на скрипке), легко учатся в школе и т. д.

Основные принципы методики

  1. Как уже было сказано, заложить базу для последующего усвоения знаний (научить мыслить, сравнивать, оценивать, рассуждать) необходимо в первые три года жизни малыша.

  2. На способности и характер ребенка больше влияет не наследственность, а окружающая среда. Таким образом, родителям необходимо потрудиться, чтобы создать такую благоприятную среду. С их стороны требуется большой вклад — постоянные занятия с малышом.

  3. Цель методики не в воспитании гения, вундеркинда, а в воспитании счастливого человека, которому в будущем будут легко покоряться вершины.

  4. Воспоминания из детства оставляют глубокий след на восприятии мира малышом и его психике.

  5. Нельзя игнорировать негативные эмоции ребенка, его плач, и тем более ругать за гнев. Нужно разобраться, в чем причина таких эмоций. Задача родителей — устранить причину расстройства, а не загладить ее, устранив само расстройство.

  6. Отец должен как можно больше участвовать в жизни малыша, но важнее для него в раннем возрасте все-таки материнское воспитание. Масару Ибука пишет: «Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности». Поэтому мать не должна передавать ребенку свою нервозность, неуверенность, ей не нужно непрерывно прибегать к новомодным методам воспитания. Главное для нее — понять своего ребенка и дать ему самое лучшее, то есть материнскую любовь. Также важнейшее условие в доме — гармоничные отношения между мужем и женой, ведь, как считал Масару Ибука, каждую родительскую ссору можно «прочитать» по лицу малыша.

  7. Присутствие в доме бабушек и дедушек идет на пользу ребенку — связь поколений благотворна сама себе, а в придачу он получает новые эмоции, культуру и мудрость.

  8. На пользу идет и общение детей друг с другом. Это может быть игра, конкуренция, когда один тянется за успехом другого, или ссоры. Масару Ибука поощрял детские ссоры, считая их первыми уроками жизни в коллективе.

  9. У детей нет четкого разделения, какие задачи выполнять легко, а какие сложно. Поэтому не нужно решать за малыша, что он поймет, а что нет, навязывая ему свои взгляды. Также не нужно бояться, что его мозг «перезаполнится», потому что он априори не может «перезаполниться» — ребенок просто перестанет воспринимать информацию, когда ему надоест или он потеряет интерес.

  10. С ребенком нужно вести себя ласково, но строго, по мере его взросления проявляя все большее уважение к воле. Вообще, не стоит игнорировать его желания, подавлять выбор, волю — это может подорвать веру в себя и отрицательно сказаться в будущем. Лучше поощрять ребенка, помогать ему, ведь идеальное воспитание — это не принуждение к чему-либо, а собственное желание ребенка сделать что-то.

  11. Не нужно забывать, что вся деятельность ребенка должна быть направлена на процесс, получение удовольствия от него, а не на результат. Показывать малышу, как играть с той или иной игрушкой, — значит, потихоньку убивать в нем желание играть вообще.

Как применять методику?

  • Полный порядок в комнате, белые обои и тишина отрицательно влияют на ребенка. Лучше, если обои будут цветными, одеяло — пестрым, а на потолке наклеены, например, звезды. Это так называемые «стимуляторы» для ребенка. Такие атрибуты оказывают сильное влияние на развитие интеллекта малыша.

  • Развивать тактильные ощущения. Методика Масару Ибуки в связи с этим не просто не запрещает, но и поощряет то, что родители берут ребенка на руки. Это нужно делать как можно чаще! Брать ребенка с собой в постель тоже вполне допустимо и даже полезно для него. Пусть ребенок играет с предметами с различными поверхностями (гладкой, шершавой, мягкой, грубой и т. п.).

  • Главное побуждение к действию — это интерес. Родители должны заинтересовать ребенка цифрами, прежде чем учить его считать. Интерес может угасать, поэтому его необходимо постоянно подогревать. Отличный способ «подогрева» интереса — повторение. Ведь не секрет, что дети любят, когда, например, родители рассказывают им одну и ту же сказку. Их любопытство к ней не угасает.

  • С раннего детства ребенка необходимо приучать к прекрасному: развивать музыкальный слух, давая слушать классические произведения, знакомить с картинами великих художников, читать художественную литературу. В будущем это сформирует его вкус.

  • Также на формирование вкуса влияет выбор еды для ребенка. Масару Ибука советует максимально разнообразить ее. И совсем неважно, полезная это будет еда или нет. Ребенок должен пробовать блюда с различными специями, приправами, чтобы испытывать разнообразные вкусовые ощущения.

  • Ранний возраст — отличное время для обучения ребенка иностранным языкам. К слову, и основам родного языка он учится тоже в это же время. Поэтому Ибука против родительского «сюсюканья» с малышом. Ребенок должен слышать красивую, грамотную речь.

  • Не нужно покупать ребенку много игрушек. Их изобилие лишь рассеет его внимание. Гораздо лучше, когда ребенок самостоятельно может собрать игрушку из деталей или когда в нее в его руках превращается абсолютно обыденный предмет.

  • Малыш должен соблюдать распорядок дня. Это поможет ему развить чувство времени.

  • Многие физические способности лучше развивать с раннего детства. Масару Ибука утверждает, что восьмимесячного малыша можно научить плавать, а катанию на роликовых коньках лучше начать обучать, когда ребенок сделает первые шаги. Малышу в принципе полезно выполнять физические упражнения. Среди них — ходьба. В момент ходьбы человек задействует 400 мышц из 639. Побольше гуляйте с малышом на свежем воздухе!

  • Учите с ребенком ритмичные стихотворения. Детская память способна воспроизвести от 100 до 200 небольших стихотворений.

  • Развитие мелкой моторики крайне важно для малыша. Пусть он занимается лепкой, аппликацией, вырезанием и т. д. Ни в коем случае не ограничивайте фантазию малыша, даже если его поделки кажутся вам «безумными».

  • Как можно раньше дайте ребенку в руки карандаш.

Некоторые «но»

1) Масару Ибука не оставил практических рекомендаций или пособий с информацией о том, чем и как заниматься с ребенком. В его книге — суть, цель, главные принципы раннего развития и некоторые советы по воспитанию. Хотя сам приверженец раннего развития объяснял отсутствие готовых «рецептов» воспитания тем, что их попросту не существует, так как каждый ребенок индивидуален. И найти такой «рецепт» способно лишь чуткое материнское сердце.

2) Многие критикуют Масару за допущение в качестве наказания шлепков. Он действительно пишет, что шлепки допустимы, но лишь в том возрасте, когда еще не выработано осознание своего «Я», то есть до трех лет. В этот период такое наказание еще не способно оскорбить чувства малыша, унизить его. Однако Ибука высказывается негативно о любом унижении личности ребенка после 2–3 лет, в частности, и о применении физического наказания.

Источник

Масару Ибука: путь от инженера – к воспитателю 

Автор методики Ибука, Масару Ибука, родился в Японии в 1908 году, в семье инженера. В 1933 году он закончил электротехнический факультет университета. Однокурсники называли Масару «гениальным», его дипломная работа выиграла высокую награду в Париже. После окончания учебы Масару стал работать в лаборатории по обработке фильмов. И только после войны, в 1945 году в Токио он начал собственное дело по радио-ремонту, а спустя год вместе со своим товарищем он основал скромную фирму — Sony. Которая в будущем стала одним из самых успешных коммерческих проектов в истории бизнеса.

Но не только электроника и коммерция занимали ум Масару Ибука. Он так же серьезно изучал педагогику и мечтал создать свою методику раннего развития детей, позволяющую раскрывать талант и способности человека в раннем возрасте.

В конце 70-х годов прошлого века Масару Ибука основал «Японскую ассоциацию раннего развития». Он был уверен, что когнитивные способности человека развиваются только до первых 3-х лет его жизни. Именно в эти годы мозг ребенка лучше всего воспринимает и запоминает информацию, именно в эти годы ребенка легче всего научить говорить на нескольких языках, научить плавать, рисовать, играть на музыкальных инструментах.

Потом, в более позднем возрасте, все это будет даваться значительно труднее. Изучая теоретические и практические работы на эту тему, Ибука написал несколько книг о проблеме раскрытия возможностей человеческого мозга. Самая популярная его книга, которую он написал в 1971 году и на которой, собственно, и основана методика Ибука, «После трех уже поздно». Гленн Доманн, автор еще одной весьма популярной в мире методики раннего развития, так отзывался об этой книге: «Я думаю, что эта работа – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я уверен, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители».

В книге Масару Ибука «После трех уже поздно» нет практических советов в традиционном понимании, которые бы объясняли чем и как следует заниматься с ребенком. Но в ней живо и доступно раскрыты фундаментальные вопросы, разобравшись в которых, можно лучше понять суть и задачи раннего развития детей. Чтобы лучше понять, в чем состоит методика Ибука, конечно, лучше прочесть его книгу целиком. И не раз!

Основные тезисы методики Ибука просты и понятны:

Обеспечьте младенцу наблюдательный пост!

Задумайтесь, что обычно видит младенец в период, как он бодрствует? Да практически ничего! Белый потолок, сетка от комаров или дождевик на коляске, и лишь изредка – улыбающееся или взволнованное лицо своих родных. Согласитесь – это не слишком-то благоприятные условия для раннего развития.

Поскольку младенец на самом начальном этапе своей жизни имеет возможность пока что только лишь наблюдать за окружающим миром – глупо лишать его этой драгоценной возможности получения информации. Наоборот: старайтесь расположить малыша, который еще даже переворачиваться не способен, таким образом, чтобы он мог видеть не только один белый потолок, но и предметы, людей, обстановку вокруг себя.

Даже банальные бытовые картинки – носители новой информации для ребенка, в том числе и новорожденного! Они удовлетворяют сенсорные потребности крохи, с которыми он уже рождается на свет. Дайте ему полный обзор с первых дней жизни – и в будущем вы получите любознательного, открытого к новым знаниям, общительного ребенка, а затем и взрослого.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

По мнению Ибука, ни в коем случае не нужно стремиться воспитать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются одинаковыми. То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных – зависит исключительно от воспитания и от той среды, в которой растет малыш. Любой ребенок, воспитанный в благоприятных условиях, вырастет сообразительным, уверенным в себе и достойным человеком.

Согласно методики Ибука, главная задача раннего развития – растить не гениев, а искренних и счастливых детей.

Структуры мозга формируются к трем годам

В человеческом мозгу примерно 1,4 миллиарда клеток. Конечно, у новорожденного ребенка большинство из этого количества клеток не используется. Период, на который приходится активное формирование связей между клетками мозга – время от рождения ребенка до трех лет. В этот период появляется около 80% таких соединений. И чем их больше, тем больше возможности мозга. Уже в первые полгода после рождения мозг ребенка обладает 50% взрослого потенциала. К трем годам эта пропорция составляет 80%.

Согласно Методике Ибука, у ребенка уже в раннем возрасте есть музыкальный слух, достаточные физические способности (правильная координация движений), а также базовое эстетическое восприятие.

Не путайте ребенка, не меняйте тактику

Многие родители к воспитанию подходят чересчур креативно: в первые десять-двенадцать месяцев, когда ребенок еще не способен выражать свои желания вербально, они балуют малыша. Зато потом, примерно к полуторагодовалому возрасту ребенка, вдруг полностью меняют стратегию и делаются строгими в общении с ним. Это вызывает у ребенка естественный протест. Чтобы у ребенка сразу сформировались правильные понятия о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», вы должны как можно раньше установить ему границы дозволенного. Это делается просто – нужно вызывать у ребенка чувство комфорта и приятные эмоции, когда он делает что-то, что вы считаете правильным и благоприятным. И наоборот – вызывать неприятные эмоции, когда он делает что-то плохое.

Однако и похвалу, и наказание нужно использовать аккуратно, деликатно и в меру. В некоторых случаях наказание вызывает у детей противоположную реакцию – открытого неповиновения. Особенно это касается физических наказаний. У ребенка 2-3 лет уже вполне развитое чувство собственного достоинства, и он сильно рассердится, если родители попытаются его отшлепать. Ибука считает, что применять физические наказания в отношении детей можно, только до тех пор, пока они не в состоянии воспринимать их как оскорбление. Это значит, что период, пока ребенка можно шлепать по попе за провинность, очень мал – примерно до года.

Родительское влияние на личность ребенка должно оказываться только в период до детского сада. Дальше – только поддержка и забота о его здоровье. Обратная ситуация – невмешательство в раннем возрасте и давления на ребенка в более позднем — может только погубить его талант и вызвать сопротивление к развитию заложенного потенциала.

Взрослые понятия «трудно» и «легко» совершенно не подходят для ребенка

Довольно часто – почти всегда – взрослые берутся судить, что какая-либо книга, или игра, или классическая музыка, окажется для ребенка недоступна в силу ее сложности. Но почему мы в этом так уверены? У ребенка еще не сформированы представлений о том, что такое «трудно» и «легко». И любой иностранный язык, и музыка Вивальди, и детские книжки-раскраски для него одинаково не изучены. А значит, нельзя говорить о том, что они для него «сложны». Этот вывод мы, взрослые, делаем исключительно на основании своих собственных эмоций и опыта.

Потенциально четырехлетний ребенок способен легко обыграть вас, взрослого, в карты. Потому что вам сознательно приходится всякий раз запоминать какую-либо картинку, сюжет, место или число, тогда как дети всегда пользуются замечательной и весьма эффективной образной памятью.

Читайте книги!

В рамках короткой статьи крайне трудно раскрыть все тонкости и нюансы того или иного подхода к воспитанию ребенка, но перечисленные тезисы дадут вам некоторое представление о методике Ибука, которую многие педагоги и психологи называют одновременно и простой и революционной. Более подробные инструкции по раннему развитию своего малыша в рамках методики Ибука вы сможете найти в книге ее автора – «После трех уже поздно», которая уже давно переведена на русский язык и выдержала несколько переизданий.

Источник

Оригинальный подход к воспитанию детей в Японии уже давно вызывает жгучий интерес у наших соотечественников. И это неудивительно, если принять во внимание насколько воспитанными и законопослушными вырастают дети в японских семьях. Большим потенциалом в этом смысле обладает методика Масару Ибуке, которому принадлежит теория о том, что после трех лет приступать к занятиям по развитию ребенка уже поздно.

Оригинальный подход к воспитанию детей в Японии уже давно вызывает жгучий интерес у наших соотечественников. И это неудивительно, если принять во внимание насколько воспитанными и законопослушными вырастают дети в японских семьях. Естественно, большое влияние на воспитание оказывает не только особый подход к детям, но и образ жизни японцев в целом. Тем не менее, некоторые авторские методики раннего развития, разработанные в Японии, можно взять на вооружение и российским родителям. В частности, большим потенциалом в этом смысле обладает методика Масару Ибуке, которому принадлежит теория о том, что после трех лет приступать к занятиям по развитию ребенка уже поздно.

Отметим, что Масару Ибуке не предлагает насильно «забивать» голову малыша энциклопедическими знаниями. По его мнению, маленького ребенка, который еще и разговаривать толком не умеет, невозможно «напичкать» новыми впечатлениями и сведениями больше, чем он готов принять: как только детский мозг почувствует, что «с него достаточно», включается защитный механизм, и новая «порция» информации не воспринимается. Основной упор господин Ибуке предлагает делать на стимуляции развития головного мозга и заложенных природой способностей ребенка в наиболее решающий период его жизни – от рождения до трех лет.

Несколько слов о Масару Ибуке

Если Вы думаете, что Масару Ибука это известный японский педагог или психолог, то глубоко заблуждаетесь. Широкой общественности он больше известен, как основатель знаменитой японской корпорации «Sony», продукция которой имеется (или имелась) едва ли не в каждом доме. Однако этот талантливый инженер в 70-х годах прошлого столетия буквально взорвал мир, но не новой инженерной разработкой, а своей новаторской теорией и одноименной книгой «После трех уже поздно«, в которой он доступным языком и максимально подробно описал основные принципы раннего развития детей.

В книге Масару Ибуки Вы не найдете привычных рекомендаций на тему, как, сколько и где проводить занятия с ребенком. Нет в ней и практических инструментов, позволяющих вырастить гения. Зато в этой книге Вы узнаете ответ на самый важный вопрос «Зачем?». Зачем нужно активно заниматься развитием ребенка именно в раннем детстве, и почему это так важно для его будущего.

Кстати, Масару Ибука доказывает эффективность собственной методики не только на страницах своей книги, но и на практике. Вот уже много лет он руководит организацией «Обучения талантов», а также Ассоциацией раннего развития, которая уже давно славится уникальными методиками. Дети, воспитанные по методике Масару Ибуки, свободно владеют несколькими иностранными языками, прекрасно адаптированы к окружающей среде, превосходно рисуют и плавают, играют на различных музыкальных инструментах, и даже сочиняют серьезную симфоническую музыку.

Особенности методики Масару Ибуки

Господин Ибука уверен, что к трем годам у ребенка практически полностью (около 70-80%) сформировываются нейронные связи между клетками головного мозга, обеспечивающие дальнейшее эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие человека. Другими словами, в первые три года детский мозг развивается невероятно быстрыми темпами, поэтому очень важно в этом время «заложить» прочную основу, на базе которой и будет проходить дальнейшее развитие личности ребенка.

Основной принцип методики Масару Ибуки построен на создании индивидуальной программы развития для каждого ребенка. Подразумевается, что сами родители, основываясь на особенностях своего ребенка, должны стремиться к своевременному внедрению в жизнь своего малыша новых навыков. Господин Ибука настаивает, что матери должны выработать собственный подход к воспитанию своего ребенка, в котором не будет места модным тенденциям, штампам и облегченным методикам. Таким образом с самого раннего детства у ребенка формируются стремление и навыки к изучению нового, которые при поддержке и одобрении близких людей не угаснут и в дальнейшем.

Большое внимание в системе Масару Ибуки уделяется обучению иностранным языкам. Не ради того, чтобы вырастить гениального лингвиста, а для развития безграничных потенциальных возможностей. Не меньшее внимание необходимо уделять и приобщению малыша к музыкальной культуре. Ибука утверждает, что академическое обучение музыке в самом раннем возрасте не только улучшает характер и смягчает душу, но и воспитывает усидчивость. Помимо этого автор методики уверяет, что между музыкальными занятиями и выработкой лидерских качеств существует тесная взаимосвязь.

Ну и конечно же, нельзя забывать и о физическом воспитании. Ибука призывает учить детей плаванию с самого рождения. А обучение катанию на роликовых или ледовых коньках с первых же самостоятельных шагов малыша положительно повлияет на развитие координации движений и баланса.

Как проходят занятия по методике Масару Ибуки

Методика Масару Ибуки – это не комплекс занятий, а образ жизни, подчиненный полноценному развитию ребенка в рамках жесткой дисциплины, строго режима и четкого расписания всех повседневных занятий. Автор не предлагает следовать каким-либо специальным программам. Он просто убеждает, что решающее значение на формирование личности ребенка оказывает поведение самих родителей, а также то, как они разговаривают с малышом, что чувствуют и делают. Поэтому:

  • учите с ребенком стихи – мозг малыша может удержать в памяти огромное количество коротких стихотворений. И чем интенсивнее используется память ребенка, тем лучше она развивается и функционирует;
  • вносите разнообразие в занятия – ребенку полезно постоянно пробовать свои силы в новых занятиях. Это придаст ему уверенности в себе и позволит с успехом приобретать новые навыки;
  • как можно чаще берите малыша на руки – физический контакт с родителями не только положительно сказывается на интеллекте ребенка, но и способствует воспитанию чуткого и восприимчивого человека;
  • не стремитесь окружить ребенка большим количеством игрушек – это не только рассеивает внимание малыша, но и отрицательно влияет на развитие нестандартного мышления, фантазии и изобретательности;
  • как можно раньше дайте малышу карандаши – все, что ребенок делает своими руками – рисует, рвет бумагу или разбрасывает игрушки, развивает его творческие способности и интеллект. И чем раньше малыш получит в руки карандаши, тем больше возможностей у него появится для самовыражения;
  • больше двигайтесь – пешие прогулки стимулируют мыслительный процесс (уже давно подмечено, что во время ходьбы в голову приходят новые идеи), поэтому они являются превосходным упражнением для интеллекта малыша.

Недостатки методики Масару Ибуки

Как уже упоминалось выше, в методике Масару Ибуки нет четких инструкций, как проводить занятия и что делать в тех или иных случаях. С одной стороны это хорошо, поскольку позволяет избежать узких рамок и штампов, навязываемых некоторыми другими программами раннего развития. Но с другой стороны отсутствие специальных пособий по методике вызывает много вопросов, особенно у неопытных родителей, которые хотят дать своему ребенку все самое лучше, но не знают как этого добиться.

Другим недостатком системы Масару Ибуки многие специалисты считают допущение физических наказаний ребенка, путем легких шлепков. Но Ибука настаивает, что физическое наказание не является основой его воспитательного метода, и допустимо оно только в возрасте до 2 лет и исключительно в самых крайних случаях. В два-три года у ребенка уже сформировано чувство собственного достоинства, поэтому наказывать его поздно. Начиная с этого возраста с ребенком нужно разговаривать.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник