Методика раннего развития ребенка лупан
Монтессори, Доман, Рудольф Штайнер подарили миру целые научные педагогические системы, направленные на раннее развитие детей. Но не всем мамам подходят жёсткие рамки учёных концепций. Для тех, родителей, которые предпочитают в воспитании естественный подход, разработанный на опыте обычной мамы, написана книга Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя».
О жизненном пути
Биография Сесиль Лупан берёт своё начало в 1955 году, в Бельгии. Получив актёрское образование, девушка несколько лет успешно выходила на театральные подмостки и даже преподавала в США, но после рождения детей полностью посвятила себя воспитанию двух дочерей. Когда только Сесиль Лупан открывала для себя методики раннего развития, она обратилась к системе Домана. Но быстро поняла, что занятия по этой методике, особенно математические карточки с точками, скучны её девочкам. Поэтому она начала переделывать систему под запросы своих детей. Добившись определённых успехов в воспитании, женщина описала свой опыт в книге, быстро ставшей популярной по всему миру.
На данный момент Лупан живёт во Франции, участвует в различных передачах, посвященных воспитанию детей, и читает лекции о своём опыте.
О методике
Вся методика Сесиль Лупан направлена на раскрытие заложенного в детях потенциала и на формирование положительных личностных качеств.
Основные принципы:
- мама и папа – лучшие учителя,
- занятия необходимо проводить в игровой форме,
- прекращать обучающую игру следует до того, как ребёнок заскучает,
- обучение должно проходить в быстром темпе и каждый раз нести в себе элемент новизны,
- контроль над усвоением знаний – излишен.
Придерживаясь этих принципов, Сесиль Лупан разработала методику со своими собственными играми и упражнениями для детей, которые и описала в книге «Поверь в своё дитя».
Ведущие тезисы её работы:
- Малышам не нужна излишняя опека, им нужен неподдельный интерес. Повышенное опекание ребёнка лишь вредит его развитию, отключает творчество и мешает формированию самостоятельности.
- Все дети – разные. В этом Сесиль Лупан убедилась на примере двух своих, совершенно разных, дочерей. Поэтому не следует выполнять ВСЕ упражнения из её книги, если что-то не вызывает интерес конкретно у вашего малыша. Выбирайте то, что подходит именно вам.
- Главный принцип воспитания счастливого ребёнка – это любовь. Никакой метод не сработает, если маленький человек не будет уверен в том, что его любят и ценят. Объятия, поцелуи и похвала также развивают крох, как и обучающие занятия.
Методика раннего развития Сесиль Лупан затрагивает многие области: историю, музыку, географию, искусство, письмо, логику, счёт, иностранные языки и даже плавание.
Отличия от методики Домана
Несмотря на то, что истоки системы Сесиль Лупан именно в методике американского врача, она имеет ряд отличий:
- нет строгих возрастных рамок и графиков развития, используется метод следования за ребёнком;
- развиваются врождённые склонности, а не навязываются интересы извне;
- родитель учит ребёнка не собирать информацию («это стул»), а обрабатывать её («это стул, на нём сидят, стул делают из дерева, а ещё из железа» и т.д.);
- учиться должно быть интересно и радостно как детям, так и их родителям.
Примеры занятий с детьми до 1 года по Сесиль Лупан
Воспитание малыша до года базируется на решении 4-ёх задач:
- Стимуляция 5 органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
- Развитие двигательной активности.
- Обретение ребёнком положительного восприятия себя и окружающих.
- Закладывание основ языка.
Все упражнения опираются на принцип от простого к сложному (методика поэтапного обучения).
Какие же конкретные игры предлагает Сесиль?
Например, для развития зрения полезно строить разные гримасы при общении с малышом. Хорошей тренировкой для маленьких глазок будет фокусирование на цветных объектах внутри кроватки: мобиль, специальные картинки (они же иллюстрированные карточки Сесиль Лупан).
Слух отлично развивается благодаря материнскому пению и включению музыкальных произведений для прослушивания. Даже самый маленький ребёнок способен воспринимать красоту классической музыки.
Для улучшения осязательных ощущений Лупан советует заворачивать деток в различные материалы (шерсть, бархат, шёлк и т.д.). А также массаж и поглаживания различными предметами: пёрышком, губкой, кисточкой.
Для самостоятельной игры ребёнку предлагаются игрушки и вещи из домашнего обихода, выполненные из различных, желательно натуральных, материалов: деревянная ложка, металлический колокольчик, старый журнал и т.д. Не давайте малышу больше 3 предметов за раз и меняйте всякий раз, как старый набор наскучивает ребёнку.
Важно выполнять специальную гимнастику для укрепления всего тела малыша. А от манежа желательно отказаться совсем, ведь он ограничивает физическую активность.
Чтобы пополнять пассивный словарный запас малыша, важно как можно больше с ним разговаривать, озвучивать все ваши действия, во время массажа акцентировать внимание на названиях частей тела. Полезно придумывать различные истории с участием всех вещей из обихода и малыша.
Игры и упражнения для детей старше года
Помимо игр важно соблюдать несколько ключевых правил в общении с ребёнком:
- общаться с малышом следует как можно больше, живая речь должна сопровождать ребёнка в течение всего дня;
- не стоит ограничивать кроху в свободном перемещении по дому, помните лишь о безопасности малыша;
- поощряйте любознательность ребёнка.
Для развития двигательной активности Сесиль советует:
- долгие пешие прогулки,
- обучение прыжкам и бегу,
- после двух лет можно учить ребёнка ритмическим танцам,
- а также любым другим видам спорта: коньки, верховая езда, лыжи.
Речь развивается с помощью:
- чтения стишков и потешек,
- проработки слогов,
- изучения мифов, басен и сказок,
- походов в детский театр (или организации домашнего театра),
- совместного изучения книг.
Счёт можно объяснять малышу в ежедневных ритуалах: при кормлении считать ложки, во время одевания – пуговицы и кнопки. А цифры Сесиль Лупан предлагает вводить лишь после отличного изучения счёта.
После этого можно переходить к изучению времени и мерам.
О плюсах и минусах методики
У методики Сесиль Лупан, как и у любой другой, есть свои достоинства и недостатки.
Минусы:
- внимательные читатели книги отметили, что Галя, одна из дочерей Лупан, научилась читать лишь в 4 года, то есть, методика себя не оправдала даже в семье автора системы;
- в книге не описаны упражнения на развитие мелкой моторики;
- не даются подвижные игры для малышей;
- многое, описанное в книге, интуитивно понятно родителям и без изучения методики: пение колыбельных, чтение потешек и пр.;
- в книге слишком большое внимание уделено личным эмоциям Сесиль, которые она иногда выдаёт за индивидуальный подход к детям.
Плюсы:
- чужой личный опыт часто бывает полезен для неопытных мам;
- Лупан в своей методике обращена к обычным матерям, без педагогического образования, поэтому её система, лишённая сложной терминологии, понятна любым родителям;
- список упражнений, предложенных автором, действительно велик.
Источник
Популярность методики воспитания детей Сесиль Лупан среди родителей объясняется тем, что она написана простым доступным языком, подкупает душевностью автора, живыми примерами, искренней верой в эффективность раннего развития детей.
3
7030
4 Февраля 2013 в 03:40
Автор публикации:
Ольга Князева, педагог-психолог
Рано или поздно в руки родителей, интересующихся методиками раннего развития детей, попадает книга французской актрисы Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя».
Она вызывает неоднозначные отзывы: кто-то с энтузиазмом начинает воплощать советы Лупан в жизнь на собственном ребенке, а кто-то находит «тысячу и один» изъян в предложенной методике обучения и воспитания детей.
Попробуем разобраться кто из них прав, используя современный инструмент познания человека, который дается на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Об авторе
Сесиль Лупан родилась в 1955 году в Бельгии, получила профессию актрисы и успешно выступала на бельгийской сцене. В 1981 году она отправилась вслед за мужем в Америку вместе с грудной дочерью на руках. Там она познакомилась с методикой раннего развития детей Глена Домана и опробовала ее на своих детях. По сути, методика Лупан — это то, что ей удалось осуществить на практике, доработать, используя метод Домана.
Сесиль объясняет личный неподдельный интерес к раннему развитию тем, что ей хотелось, чтобы ее дочки выросли физически здоровыми и интеллектуально развитыми. Кроме того, она помнила о своем горьком опыте: «Я оказалась последней в классе по успеваемости, так как… испытывала затруднения при чтении». Родители подключили психолога, сами стали уделять ей больше времени и в итоге Лупан преодолела школьные трудности. А какая мама не желает защитить детей от сложностей, которые выпали на ее долю?
Сесиль всем сердцем любит дочек и приходит к мысли: «Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим (которые, безусловно, гораздо меньше, чем я, ее почувствуют)?»
Лупан самозабвенно погружается в воспитание детей. Результат ее наблюдений за малышками, их результаты в освоении разработанных Сесиль программ обучения логике, счету, чтению, плаванию она описала в своей книге.
Популярность методики Сесиль Лупан среди родителей объясняется тем, что она написана простым доступным языком, подкупает душевностью автора, живыми примерами, искренней верой в эффективность раннего развития детей.
Основные постулаты методики
Книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» состоит из двух частей: «Жизнь в семье — самое увлекательное из приключений» и «Практическое руководство». В ней подробно рассматривается развитие малышей в первый год жизни, физическое развитие детей, методика обучения чтению, логике, счету, науке и искусству. При этом, в отличие от методики Глена Домана, здесь уделяется большое внимание индивидуальным особенностям ребенка, его душе и сердцу.
Сесиль рекомендует родителям придерживаться следующих принципов воспитания детей:
1. Поддерживать возникающий интерес ребенка.
2. Заниматься с рождения плаванием, «проныриванием».
3. Каждый день петь ребенку песенки, гулять, делать массаж, гимнастику, вместе смотреть книжки с картинками, обучающие карточки.
4. Уделять огромное внимание физическому развитию малыша в первый год его жизни, что будет способствовать в будущем высокому уровню развития его интеллекта.
Сесиль Лупан. Что родители должны знать о ребенке?
Ребенок должен видеть интерес взрослого к нему и его желание к совместным занятиям. При этом «необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами».
Но уж если родители находятся с детьми, то должны использовать с максимальной пользой время, проводить его ярко, эмоционально, насыщенно. Они должны поощрять любые усилия детей, радоваться любым их успехам. Поддерживать детскую любознательность новизной, не проверять своего ребенка.
Сесиль Лупан убеждена, что ребенок больше всего любит учиться «даже больше, чем есть конфеты». Однако для детей учение — это игра. Для того чтобы интерес к обучению не угас, нужно вовремя прекращать игру, прежде чем ребенок устанет от нее.
Важно, чтобы малыш оставался «не докормлен» и уходил из-за «стола знаний» с ощущением «голода», чтобы ему хотелось «еще».
У детей нужно воспитывать уверенность в собственных силах, для этого не нужно форсировать события (развивать у ребенка то, что еще не созрело) и обязательно заканчивать занятия с малышом тем элементом, который ему хорошо удается.
Главный совет, который дает Сесиль Лупан родителям, чтобы открыть для себя как можно раньше удивительный мир детства своего ребенка, — это видеть в нем личность.
«Тот, кто с самого рождения своего младенца смотрит на него как на уже сложившееся человеческое существо, а не как на личинку, много и четко разговаривает с ним, знакомит его с окружающим миром, объясняет все, что случайно проходит перед его взором; тот, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, радуется самым незначительным успехам, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них, — такой человек уже сделал главное. Очень важно понять это, прежде чем идти дальше…»
Системное заключение
Методика Сесиль Лупан — попытка индивидуализировать методику Глена Домана для своих дочек. Ее практическое руководство, разработанные приемы обучения и развития детей от рождения до школы чтению, логике, счету, истории, искусству интересны в качестве изучения родительского опыта.
Между тем сама Сесиль говорит о том, что ее книга всего лишь рекомендации, а не точная инструкция к действию. Каждый родитель должен сам выбрать те методы, которые он будет использовать при воспитании собственного чада, учитывая его индивидуальные особенности.
Если убрать главы про плавание в младенческом возрасте, то, по большому счету, советы Сесиль мало чем отличаются от рекомендаций советских педагогов о воспитании дошкольников.
Следует иметь в виду, что Сесиль Лупан — развитая кожно-зрительная женщина (о чем свидетельствует и ее профессия актрисы), поэтому она воспринимает процесс воспитания ребенка через призму собственных желаний, потребностей. Так, большое внимание уделяется развитию гибкости у малыша. Однако не все дети от рождения обладают подобными свойствами, чтобы их развивать. Развивать то, чего нет от природы, — большое заблуждение.
К примеру, анальные дети не наделены подвижностью, грациозностью, гибкостью, зато они усидчивы, старательны, основательны.
В методике Лупан достаточно много упражнений, направленных на развитие тактильного восприятия и зрения, что тоже подходит не для всех детей. Это кожные дети, наделенные чувствительной и нежной кожей, радуются новым тактильным ощущениям, поглаживаниям, массажам, а анальные любят различные «обнимашки». Зрительные малыши получают удовольствие от красивых картинок, красивых вещей, которые их окружают. Для развития врожденных свойств им важны яркие краски и новые впечатления. Звуковые же дети останутся равнодушны к подобным занятиям на развитие зрительного восприятия, для них значимо совсем другое.
Верным постулатом в данной методике является понимание Лупан значимости воздействия на ребенка через нехватку. Мы все стремимся наполнить наши нехватки. Правильное развитие ребенка включает в себя правильное формирование у него нехваток. Например, читая книгу анально-зрительному ребенку, родители как бы случайно отвлекаются (важные срочные дела), не дочитывают ее до конца, тем самым формируя у него желание самому научиться читать и дочитывать интересные истории самостоятельно.
Болевыми точками методики Сесиль является то, что она не имеет точных знаний для того, чтобы дифференцировать детей по их врожденным особенностям. Она полагается на свою наблюдательность, которая, как известно, не всегда работает и, более того, у некоторых мам ее вовсе нет.
Кроме того, очень часто родители, выбирая раннее развитие ребенка, ставят перед собой цели «воспитать не быдло», «вложить по максимуму знания в раннем возрасте, чтобы обеспечить успех в будущем», «воплотить свои мечты в жизнь». Сам же ребенок, его желания, его потребности остаются при этом на заднем плане.
Выбор методики раннего развития, содержание и частота упражнений — все это отдается на откуп родителям. А они только догадываются об особенностях ребенка, действуют на ощупь в таком серьезном деле как воспитание. Гадают на кофейной гуще. Играют в рулетку с судьбой собственного чада.
Верно заметил Жак Дежарден: «Вы учите не тому, что вы сами знаете, — вы учите тому, что вы сами собой представляете».
Необходимо отметить, что, как и в большинстве методик раннего развития, в методике Сесиль Лупан не делается акцент на социализацию как главную задачу дошкольников. Если посмотреть на режим для дочек Сесиль, очевидно, что три часа в день, начиная с четвертого года жизни, слишком мало для пребывания ребенка в детском саду. Малыш не успевает за это время проранжироваться в детском коллективе, т. е. понять свое место в обществе, свою роль, свою ценность, не участвует в стихийных детских играх, где проигрываются различные социальные роли.
Таким образом, перекос в сторону интеллектуального развития негативно сказывается на выработке социальных навыков общения, опыта взаимодействия в коллективе. В итоге мы получаем одаренного ребенка с широким кругозором, умеющего читать, писать, считать, плавать, но не умеющего выстраивать отношения со сверстниками.
Нередко юный вундеркинд, наслушавшись педагогов и родителей, смотрит на других детей свысока, что не способствует его принятию в коллектив. Участь изгоя, интеллектуального неадаптанта — вот о чем забывают порой родители! — та крайность, которая может стать реальностью, если в приоритете воспитания маленького ребенка будет лежать не социализация как насущная задача данного возраста, а развитие интеллектуальных способностей.
Итак, когда речь идет о методике раннего развития Сесиль Лупан, то нужно быть осторожными. И дело не в том, что надо «сохранить малюткам детство», не в том, что дочери Сесиль не стали нобелевскими лауреатами, а в том, чтобы уметь отделить зерна от плевел.
Родителям, во-первых, необходимо понимать врожденные особенности своего ребенка, чтобы выбрать содержание нужных ему упражнений, чтобы не пытаться «вылепить» из утки орла — все равно, как известно, вырастет несчастная утка.
Использовать конкретные упражнения из методики Сесиль можно эффективно, если знать врожденные свойства своего ребенка. Тогда вы не будете греметь кастрюлями над звуковым ребенком, «развивая его слух» (он любит тишину), не будете фактором новизны пугать анального ребенка, как и не давать ему доделать до конца начатое дело (анальные люди обладают ригидной психикой, трудно приспосабливаются к переменам, все новое вызывает у них стресс).
Каждый ребенок, безусловно, индивидуальность и заслуживает индивидуального подхода. И лучше действовать не наобум и не слепо копируя чужой (пусть и успешный опыт) а основываясь на данных современной психологии.
Во-вторых, родители должны знать актуальные задачи для каждого этапа взросления ребенка. Всему свое время, и важно не опоздать, вовремя создавать условия для удовлетворения насущных потребностей детей.
Общение со взрослыми решает многие задачи, особенно благотворно сказывается на умственных способностях ребенка, обогащает словарный запас, позволяет раньше научиться читать, развивает логику, дает знания об окружающем мире, но более важно в возрасте от трех лет общение со сверстниками.
Только понимание природных свойств ребенка, умение правильно формировать нехватки для его развития, знание возрастных особенностей и задач поможет родителям вырастить его Человеком, причем Счастливым.
Корректор: Галина Ржанникова
Автор публикации:
Ольга Князева, педагог-психолог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Источник