Методика раннего музыкального развития ребенка

Методика раннего музыкального развития ребенка thumbnail

В наше время существует много исследований и подтверждений о благоприятном влиянии музыки на здоровье человека. Но также есть много доказательств о положительном влиянии раннего обучения музыки на развитие мозга ребенка. Вот небольшой отрывок лекции «Как научить мозг учиться» известного профессора Татьяны Черниговской: «Влияние занятий музыкой на развитие мозга»

Сейчас очень много программ раннего обучения музыке малышей, включая приложения и программы. И мы предлагаем вам познакомиться с основными, достаточно известными и применяемыми методиками.

Методика Карла Орфа.

Методика Карла Орфа

Классический подход: дети играют музыку.

Методика Карла Орфа: дети играют В музыку.

Суть его подхода заключается в раскрытии музыкального таланта детей через импровизацию в музыке и движении. Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение»), а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.

Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по мнению немецкого новатора, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых, например:

  • ударные — ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы,
  • и мелодические – блокфлейта.

Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной. При обучении К. Орф использовал простые авторские мелодии, основанные на переработке этнических мелодий разных народов мира. При этом музыка в его методике неразрывно связана с движением и речью. Дети могут петь, играть на чем-нибудь и приплясывать одновременно. И при этом творить свою — «детскую элементарную» музыку.

Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет. Результаты дают свои плоды: в основной школе дети могут подбирать мелодии на слух, умеют петь.

Музыка в чистом виде быстро наскучит ребенку. Дайте ему волю: пускай он будет приплясывать, кричать, чем-нибудь звенеть, изображать персонажа, петь во время звучания – вот такая музыка понятна детям и берет она свои истоки в фольклоре, когда музыка существовала неотрывно от движения. Детская элементарная музыка, считал Карл Орф, неразрывно связана с движением и речью генетически. У любого народа есть заклички, попевки, потешки.

Каждая пьеса в пятитомной антологии – простая партитура, доступная даже маленьким детям. За основу материала Карл Орф южно-немецкий, французский, английский, датский, шведский фольклор. Мечтал Карл Орф включить и партитуры, основанные на русском фольклоре, но не успел.

Дети в Шульверке – это не статичные слушатели, а сокомпозиторы, сотворцы. Создавая Шульверк, Орф задумывал изобрести «игру в музыку», музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию и дать толчок творческому мышлению на годы вперед.

www.orff.de — официальный сайт Карла Орфа.

Методика Синъити Судзуки

Метод Синъити Судзуки

Также свою методику раннего музыкального развития детей предложил Синъити Судзуки. Он был одним из первых, кто предположил, что маленькие дети в возрасте 3-4 лет могут овладеть такими сложными музыкальными инструментами, как скрипка, фортепиано, гитара. Свое обучение он построил на принципах усвоения родного языка. Достаточно с детства окружить ребенка прекрасной музыкой, так же как он «окружен» звуками родной речи, и первый камушек в музыкальном образовании будет заложен. Так же, как и при обучении родному языку, при овладении музыкой важными и необходимыми моментами являются желание и интерес ребенка, ежедневное повторение, подражание, терпение и любовь обучающих.

Судзуки сотрудничал с другими известными педагогами-мыслителями, в частности, с Гленном Доманом, основателем Институтов достижения человеческого потенциала. Судзуки и Доман разделяли точку зрения, что все маленькие дети обладают большим потенциалом, и Судзуки поместил интервью Домана в своей книге Where Love is Deep. Руководящей идеей С.Судзуки было: «Характер первичен, способности вторичны».

Основные принципы, которым следовал Судзуки в преподавании музыки:

  • Человек является продуктом своего окружения.
  • Чем раньше, тем лучше — не только музыка, но и все обучение.
  • Повторение опыта имеет важное значение для обучения.
  • Учителя и родители (взрослое окружение) должны сами быть на высоком уровне и продолжать личностный рост, передавая его ребёнку.
  • Система или метод обучения должны включать иллюстрации для ребёнка, основанные на понимании учителя — что, когда и как.

Свою философию преподавания музыки Судзуки изложил в книгах, переведённых на английский его женой Вальтрауд Пранге:

  • Nurtured by Love
  • Ability Development from Age Zero
  • Man and Talent: Search into the Unknown
  • Where Love is Deep.

Более подробно о методе Судзуки Синъити. Официальный сайт.

Методика «Музыка с мамой®» Железновых

msm

Существует еще одна методика раннего музыкального развития детей, разработанная преподавателями музыки — Сергеем и Екатериной Железновыми, «Музыка с мамой». Огромный плюс этой методики в том, что заниматься по различным пособиям, которые можно заказать или скачать в Интернете, легко и просто. С помощью этих пособий заниматься дома со своим ребенком может каждая мама. Самое главное, что подарит «Музыка с мамой» вашему ребенку – РАДОСТЬ музыкально-игрового общения с новыми друзьями и с вами, дорогие родители!

Занятия по методике «Музыка с мамой»:

  • способствуют общему развитию детей средствами музыки − развиваются речь,внимание, память, моторика, коммуникативные способности.
  • обеспечивают общее музыкальное развитие ребенка и формируют специальные навыки, необходимые для дальнейшего музыкального образования.

Методика «Музыка с мамой» начала складываться в 80-х годах ХХ века. Основной задачей на тот момент было выявление и развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, а также их подготовка к конкурсному поступлению в специальные музыкальные школы и к успешному обучению в районных музыкальных школах. Была создана методика-технология обучения элементарной игре на клавишных инструментах и развития абсолютного слуха, разработаны игровые приемы обучения пению и игре по нотам детей 3 – 4 лет. Но со временем на занятия стали приводить все более и более юных учеников, и творческий педагогический поиск продолжился. Основными помощниками стали самоотверженные оптимистичные родители, которые, не зная никаких методик, шли на урок вместе с малышами и готовы были поддержать любое полезное и интересное дело.

Читайте также:  Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

Для реализации метода была создана система занятий, основанная более чем на 600 авторских песенках-играх, разработана авторская методика развития абсолютного слуха и подготовки к обучению игре на музыкальных инструментах «Школа абсолютного слуха», защищенная 4 патентами.

По этим методическим пособиям ведутся занятия в детских студиях и центрах развития, в детских садах, в центрах игровой поддержи, в подготовительных группах музыкальных школ и детских эстрадных группах, в группах Монтессори, а также в реабилитационных центрах, на занятиях в русских детских центрах и клубах более 40 стран.

Более подробно: официальный сайт Железновых.

Методика Золтана Кодая

Золтан Кодай

Релятивная система Золтана Кодая — исходной позицией музыкально-воспитательной концепции выдающегося венгерского композитора, фольклориста и педагога Золтана Кодая (1882-1967) является убеждение в том, что основой музыкального образования и культуры нации есть народная музыка, особенно народная песня. Именно поэтому главным видом музыкальных занятий за Кодаем должно быть хоровое пение.

Венгерский  композитор, педагог и фольклорист Золтан Кодали (1882 – 1967) заинтересовался музыкальным образованием детей после того, как услышал посредственное исполнение песен венгерскими школьниками. Он пришел к выводу, что учить музыке надо в самом раннем детстве, через песни и действия, пока дети заняты игрой. «Если сильная основа не заложена в ранние годы, дети не могут раскрыть потенциал» — считал венгр.

Выступив с серией обвинительных публикаций, Кодай активно принялся реформировать музыкальное образование Венгрии. Он написал несколько композиций и выпустил сборник народных песен. С точки зрения композитора, голос – наш самый главный музыкальный инструмент, данный природой. С помощью пения, дети узнают о своей культуре, языке и музыкальных традициях.

В 1958 году в Вене открылась первая начальная школа с музыкальным уклоном: занятия проходили каждый день. В 1973 году метод Кодая был известен уже всему миру. В Венгрию приезжали сотни учителей со всего мира, чтобы в живую посмотреть, как Золтан приобщает детей к «универсальному языку человечества».
В основе подхода Кодая лежит идея поступательного музыкального развития: от простого к сложному. Начинать обучение музыке следует с «основ»: пения, слушания, танцев, ритмики.  Когда фундамент заложен, — можно осваивать нотную грамоту.  Игры, двигательные песенки, ходьба,  хлопки,  хороводы – неотъемлемая часть подхода Кодая. Дети учатся с помощью тела: чем проще и короче песня, тем легче малышам выучить движения. Движения просто необходимы для интернализации ритма.

В обучении используют только качественную, специально написанную для детей музыку, а также народные композиции.

Многочисленные исследования подтверждают, что метод Кодая, которые применяют в разных странах мира уже больше 30 лет, развивает чувство ритма, закладывает основы музыкальной грамотности, навыков чтения и счета.
Вот несколько советов Кодая, как петь с детьми младше пяти  лет:
— Пойте без аккомпанемента
— Выбирайте короткие песенки с движениями
— Повторяйте песни – дети обожают повторы
— Изменяйте темп
— Всегда хвалите детей
— Выучите тридцать песенок: слова вы должны знать очень хорошо, так как ваша уверенность передается детям.

Подробнее на сайте Музика дітям

Методика «Цветные струны»

Цветные струны

Методика “Цветные струны” (Colourstrings) – методика начального обучения детей игре на скрипке “Цветные струны” , разработана Г. Зилвей (G. Szilvay ) и основана на принципах музыкального образования Золтана Кодая.

Методика “Цветные струны” рассчитана на первоначальное овладение детьми базовыми навыками игры на скрипке в течение трех лет. Курс по данной методике состоит из трех разделов: подготовительный – “Music kindergarten”, обучение на основе релятивного сольфеджио, обучение на основе абсолютной системы. Г. Зилвей разработал и подготовил по каждому разделу необходимые практические материалы.

Очень важно для музыкального развития детей, то, что автор уделяет большое внимание процессу подготовки ребенка к обучению игре на скрипке. Им разработан очень важный раздел “Music kindergarten”, в котором дети изучают много песен (около 50 разнохарактерных песен, преимущественно фольклор разных стран), развивают ритмичное чувство, знакомятся с основами релятивного сольфеджио. В последующих разделах Зилвей все время опирается на опыт, который ребенок получил в данном разделе, а именно – песни этого раздела проходят красной нитью через весь материал и позволяют ей очень комфортно овладевать новыми элементами, поскольку новое основывается на хорошо знакомом материале.

Подробнее на сайте Музика дітям

Программа Софт Моцарт

«SoftWayToMozart» — это эффективный инновационный курс обучения музыкальной грамоте и игре на фортепиано,  для всех желающих от двух лет и старше с помощью детской музыкальной игры. Он разработан в США и успешно применяется уже в 48 странах мира. Его создатель Елена Хайнеризвестный американский музыковед, педагог, автор бестселлера «Стать музыкантом? Легко!»

Основу курса «Soft Way To Mozart» составляет уникальное программное обеспечение дополняющее  список пьес для фортепиано. Оно позволяет в игровой форме показать, подсказать, научить, как же все-таки правильно прочитать нотный текст и воспроизвести его самостоятельно. Благодаря интуитивно понятному интерфейсу программы каждый из вас сможет не только освоить нотную грамоту, но и научится играть на фортепиано профессионально.

Более подробно: официальный сайт

Читайте также:  Назовите автора концепции развития субъектности ребенка в трудовой деятельности

Сайт в России

«Эффект Моцарта» в Днепре

   Очень хотелось бы упомянуть проект «Эффект Моцарта» — это новый формат досуга для семей с детьми-дошкольниками. Авторы проекта Леся Рожкова (фортепиано) и Виталий Рожков (кларнет, флейта) считают, что он позволяет молодым родителям
— во-первых, ненавязчиво приобщать малышей уже с памперсного возраста к самым лучшим образцам мировой музыки и тем самым развивать их эмоциональный интеллект,
— во-вторых, проводить еще больше времени со своими детьми ,
— в-третьих, не отказывать и себе в удовольствии слушать живую классическую музыку.
Детям на концерте позволяется танцевать, рисовать, играться на ковре или просто сидеть или даже спать на мягких подушках, «купаясь» в музыкальной «ванной». Малыши участвуют в музыкальных играх и каждый раз создают новые поделки, связанные с исполняемыми произведениями.

Подробнее о проекте ЗДЕСЬ

Это далеко не весь список методик и программ обучения музыке. Этот список можно продолжать и продолжать. Но самое главное во всех этих методиках: это игровая форма подачи материала и безмерная любовь к детям и своему делу. Только все это может принести огромные плоды в будущем, поскольку наше величество МОЗГ способен создавать неизмеримое количество нейронных сетей и связей благодаря раннему обучению музыке, что очень влияет на дальнейшее развитие человека.

Источник

Использование вариативных программ и в музыкальном воспитании дошкольников

В последнее десятилетие издано довольно мною комплексных программ («Радуга», «Детство», «Развитие», «Золотой ключик», «Истоки»), в которых представлены разделы по музыкальному воспитанию детей, имеющие разные названия; «Развитие музыкально сти», «Ребенок и музыка», «Музыка». Вышли парциальные программы по музыкальному воспитанию детей — «Гармония» К.В. Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П Радыновой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. В дошкольной практике лучшие музыкальные руководители учились подчинять свою работу главным музыкально-творческим, вос питательным задачам, побуждали детей к освоению музыки. Наиболее инициативные и чуткие педагоги, квалифицированные музыканты-профессионалы па практике привлекали разнообразный художественный материал, использовали инновационные методические приемы работы с детьми и т.д.

Однако научное осмысление широкой музыкально-педагогической практики выявляет некоторые противоречия в происходящих изменениях (Л.В. Школяр), которые отра жают исторически сложившиеся подходы к музыкальному воспитанию детей в нашей стране.

Первое — преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник. Педагогический процесс музыкального воспитание строится в данной ситуации на принципах общей дидактики, без учета принципов педагогики эстетики. Данный подход характерен для музыкального воспитания 30-40-х годов XX века.

Второе преподнесение музыки как живого образного искусства, это направлен складывалось еще в 20-ые годы (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и др.), но реально воплотилось через многие годы в программе музыкального воспитания НА. Ветлугиной для детей подготовительной группы (на основе концепции Д.Б. Кабалевского), а в настоящее время — программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Для этого подхода характерны принципы, вытекающие из самой природы искусства в совокупности с общедидактиче скими принципами. Данный подход пропагандирует «соответствие методов познания со держанию предмета познания» (Л.В. Школяр), что характерно для педагогики искусства, которая как область педагогической науки до сих пор находится в стадии становления.

Однако проведенное анкетирование музыкальных руководителей ДОУ выявило, что большинство из них считает музыку, прежде всего, средством воспитания ребенка, средст вом ознакомления детей с окружающей действительностью. Для таких педагогов харак терно принижение музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышение её до по нимания эстетического содержания музыкального искусства, а также преобладание в их педагогической практике словесных методов, формализма. Явно налицо рассогласование методов познания музыки с содержанием музыкального искусства.

Таким образом, очевидна необходимость модификации сложившейся системы музы кального воспитания детей дошкольного возраста и, прежде всего, его содержания. Но речь должна идти, по нашему мнению, не о частичных изменениях в нем, а о полном со держательном преобразовании музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Источник

Особенности раннего музыкального развития

Практически каждая мама слышала призыв о том, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо. И если раньше таковым считался возраст 5-6 лет, то сегодня психологи и педагоги рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к музыке еще на этапе внутриутробного развития. И ошибочно думать, что раннее музыкальное развитие – это изнурительные занятия музыкой. Скорее, это игра, которая постепенно прививает хороший музыкальный вкус, любовь к прекрасному, развивает духовность малыша. Ведь главная цель развития – изменение и совершенствование уже имеющихся способностей, умений.

Чтобы добиться прогресса в музыкальном развитии ребенка, нужно способствовать этому различными способами: создать оптимальную атмосферу дома, заинтересовывать ребенка классической музыкой и современными произведениями для детей, познакомить малыша с музыкальными инструментами и учить игре на них. Но стоит ли уделять раннему музыкальному развитию ребенка столько внимания и времени?

 Раннее музыкальное развитие детей

Плюсы и минусы раннего музыкального развития

Каждому родителю приятно видеть, как его ребенок добивается успехов в разных сферах деятельности в столь юном возрасте. Однако некоторые взрослые искренне не понимают, зачем истязать малышей-дошкольников массой дополнительных занятий, которые немного позже будут преподаваться в школе. Кто прав, каждый решит для себя сам. А мы в свою очередь приведем положительные и отрицательные стороны раннего музыкального развития ребенка, которые помогут сделать правильный выбор.

Итак, плюсами являются:

  • развитие врожденных задатков ребенка, которые впоследствии, возможно, станут его основной деятельностью;
  • активное развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, логики и т.д.;
  • формирование личностных качеств ребенка;
  • освоение координации движений;
  • формирование способности к обучению;
  • развитие четкой, осмысленной, красивой речи с правильной интонацией;
  • развитие эстетических и духовных чувств, творческих способностей.
Читайте также:  Дидактические игры в развитии речи ребенка

Может ли музыка оказать негативное влияние на ребенка? В некоторых случаях – да:

  1. Если выбран неправильный репертуар для обучения ребенка (например, вместо классики – застольные композиции).
  2. Если педагог неправильно составил программу обучения (например, требования учителя не соответствуют возрасту ребенка).
  3. Если педагог оказывает давление на ребенка в процессе обучения.
  4. Если не учитываются индивидуальные особенности малыша.

Любое неправильное действие взрослого может убить желание ребенка заниматься музыкой. Если же уроки поставлены правильно, раннее музыкальное развитие оказывает исключительно положительное влияние на детей.

Методики раннего музыкального развития детей

Каждая из представленных ниже методик раннего музыкального развития уникальна, эффективна и признана разными странами всего мира. Их основателями стали такие известные музыканты, как Шиничи Сузуки, Золтан Кодали и Карл Орф. В чем же заключаются методики? Рассмотрим далее.

Раннее музыкальное развитие по методу ШиничиСузуки

Гениальный музыкант на собственном опыте понял, что учиться музыке может каждый, независимо от того, есть ли у него особый талант. Причем музыкальное развитие лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок учится говорить. Ведь музыка – как речь человека: ее может выучить каждый. Так в детстве Шиничи Сузуки начал наигрывать мелодии на скрипке, совершенно не зная нотной грамоты. Это стало первым шагом к его известному будущему.

Метод Сузуки заключается в главном принципе подражания: дети склонны к подражанию взрослым абсолютно во всех сферах. Так почему не воспользоваться этой особенностью детского восприятия? На занятиях малыш может слушать музыку, пытаться воспроизводить звуки на музыкальных инструментах, повторяя за педагогом. Однако принуждать к этому детей категорически нельзя: так можно свести на нет весь энтузиазм малыша.

Сузуки убеждает, что музыкальное обучение детей нужно начинать сразу же после рождения. Это может быть всего одно произведение, разбитое на несколько музыкальных фраз. Благодаря ежедневному прослушиванию композиции или отдельной фразы, взятой из произведения, ребенок уже спустя полгода запомнит ее на всю жизнь без всякой нотной грамоты. Очень важный момент в методике Сузуки – ежедневное повторение изучаемого материала, ведь чем чаще ребенок практикуется, тем лучше он осваивает информацию. Главное условие музыкального обучения – композиции должны звучать качественно, чисто, без посторонних шумов, а положение ребенка за инструментом должно быть правильным.

Раннее музыкальное развитие по ЗолтануКодали

Венгерский композитор и педагог за долгие годы практики пришел к выводу, что музыкальное образование нужно начинать в раннем возрасте, когда дети воспринимают новую информацию в процессе игр, пения, танцев. ЗолтанКодали считает, что именно пение, которое является главным музыкальным инструментом человека, помогает ребенку узнать родной язык, музыкальные традиции и культуру своей страны. 

Кодали – сторонник поступательного музыкального развития, то есть он советует начинать обучение от простых знаний к более сложным. Так, в основу его обучения входят танцы, пение, слушание музыки и ритмика. Когда дети знакомы с этими понятиями, Кодали рекомендует начать изучение нотной грамоты. При этом главными обучающими методами являются игры, хлопки, хороводы, двигательные песни – без движения обучение музыке не может быть эффективным.

Как петь с детьми до 5 лет? Вот что советует Кодали:

  1. Отдавайте предпочтение коротким песням, в которых нужно использовать движения.
  2. В вашем репертуаре должно быть не менее 30 разных песенок, пойте их уверенно и без заминок – волнение взрослых всегда передается детям.
  3. Пойте без аккомпанемента.
  4. Меняйте темп песенок.
  5. Обязательно хвалите детей.
  6. Не ленитесь повторять песенки – дети очень любят повторы и с удовольствием подпевают взрослым.

Согласно методике Кодали, в обучении нужно использовать качественную музыку для детей или народные композиции.

Методика Карла Орфа

Главной задачей немецкого композитора было сформировать музыкальный вкус ребенка и развить его слух. В работе с детьми он задействовал тандем из музыки, движений, речи и элементов драматизации. Карл Орф считал, что музыка должна соответствовать психическому развитию ребенка. При этом ознакомление ребенка с музыкой не должно ограничиваться только классическими композициями: произведения должны отличаться по темпу, ритму и настроению.

В своей методике Орф особое место отводит отношению педагога и ученика. Так, согласно антологии композитора, педагог не должен быть авторитарным персонажем на занятиях – он должен помогать детям раскрыться, он обязан общаться с учениками посредством музыки. Как преподнести музыку детям – решает педагог, но главное – он должен импровизировать. Вся методика композитора построена на фантазировании, придумывании, творчестве – все это очень близко детям, а потому достаточно эффективно.

Особенности раннего музыкального обучения

Любое обучение должно быть постоянным и регулярным, поэтому как родителям, так и ребенку, нужно быть готовым к новому жизненному ритму. Помните, что занятия не должны быть навязчивыми. Лучше, если ваш ребенок будет посещать индивидуальные уроки.

Как правило, в домашних условиях можно использовать такие упражнения для раннего музыкального развития:

  • пальчиковые игры;
  • показ игрушек с пением;
  • поиск источников звука;
  • узнавание картинок по разным звукам;
  • танцевальные движения под музыку;
  • упражнения на развитие чувства ритма;
  • звукоподражание;
  • упражнения на развитие слуха;
  • игра на шумовых музыкальных инструментах (погремушках).

Такие упражнения подходят для малышей с 1-2 месяца после рождения. Постоянное использование подобных упражнений позволяет развить у ребенка чувство ритма, музыкальный слух, мелкую моторику пальцев рук. В дальнейшем это станет хорошей основой для музыкального образования. Поэтому, говоря о целесообразности раннего музыкального обучения, можно с уверенностью сказать, что даже если вы не пророчите своему чаду великое музыкальное будущее, отказываться от него не стоит.

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник