Методика определения уровня умственного развития ребенка

Методика определения уровня умственного развития ребенка thumbnail

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для педагогов и психологов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003

Цель: изучение уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.

Стимульный материал. Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.

1 субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;

2 субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;

3 субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

4 — субтест — выявление умения обобщать.

Порядок проведения. Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Текст методики

I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

б) В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

в) В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

г) Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

д) Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).

е) Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).

ж) Сова всегда спит… (ночью, утром, днем, вечером).
з) Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и) У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к) Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

б) Река, озеро, море, мост, болото.

в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.

е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей,

з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:

Лес : деревья = библиотека : (сад, двор, город, театр, книги)

Бежать : стоять = кричать : (молчать, ползать, шуметь, звать, плакать)

Значит, нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части».

а) огурец : овощ = георгин : (сорняк, роса, садик, цветок, земля)

б) учитель : ученик = врач : (койка, больные, палата, термометр)

в) огород : морковь = сад : (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы)

г) цветок : ваза = птица : (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья)

д) перчатка : рука = сапог : (чулки, подошва, кожа, нога, щетка)

е) темный : светлый = мокрый : (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)

ж) часы : время = термометр : (стекло, температура, кровать, больной, врач)

з) машина : мотор = лодка : (река, моряк, болото, парус, волна)

и) стул : деревянный = игла : (острая, тонкая, блестящая, короткая,

стальная)

к) стол : скатерть = пол : (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди)

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:

Брюки, платье… — одежда. Придумай название к каждой паре»:

а) Метла, лопата…

б) Окунь, карась…

в) Лето, зима…

г) Огурец, помидор…

д) Сирень, шиповник…

е) Шкаф, диван…

ж) День, ночь…

з) Слон, муравей…

и) Июнь, июль…

к) Дерево, цветок…

Правильные ответы:

1 субтест

а) подошва е) цветы

б) верблюд ж) днем

в) 12 з) жидкая

г) февраль и) корень

д) страус к) Москва

2 субтест

а) фасоль е) указка

б) мост ж) Нестеров

в) песок з) лебедь

г) Москва и) число

д) орешник к) вкусный

3 субтест

а) георгин / цветок е) мокрый / сухой

б) врач / больной ж) термометр / температура

в) сад / яблоня з) лодка / парус

г) птица / гнездо и) игла / стальная

д) сапог / нога к) пол / ковер

4 субтест

а) рабочие инструменты е) мебель

б) рыба ж) время суток

в) время года з) животное

г) овощ и) месяцы лета

д) куст к) растения

Обработка результатов
I субтест

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла.

Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.

II субтест

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

Читайте также:  Физическое развитие ребенка история болезни
III субтест

За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

IV субтест

При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).

Интерпретация. Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле: ОУ= (х · 100% ) : 40, где х — сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:

4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ)
3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%),
2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%),
1-й уровень — 19,5 баллов и менее (49,9% и ниже).

Источник

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбицявичене

1 субтест — исследование
дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса зна­ний испытуемого;

2         субтест — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки
предметов и явлений;

3         субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между
понятиями;

4         субтест
выявление умения обобщать.

Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и
ход его рассуждений при  помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновре­менно про себя.

Текст методики

Субтест 1.

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно за­кончит начатое
предложение:

A. У сапога
есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

Б. В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

B.  В
году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

Г. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

Д. Самая большая птица…. (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).

Е. Розы это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).

Ж. Сова всегда спит… ( ночью, утром, днем, вечером).

3. Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

И. У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).

К. Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

Субтест 2.

Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.

А.        Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Б.        Река, озеро, море, мост, болото.

В.        Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата,

Г.        Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

Д.        Тополь, береза, орешник, липа, осина.

Е.        Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

Ж.      
Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

З.         Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

И.         Число, деление, вычитание, сложение,
умножение.

К.          Веселый, быстрый, грустный, вкусный,
осторожный.

Субтест 3.

Внимательно прочитайте эти примеры. В них слева написана пер­вая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (напри­мер: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под
чертой, которое связано со словом над чертой, (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов:
(лес/деревья). Примеры:

лес/деревья – библиотека (сад, двор, город, театр, книги);

бежать/сто­ять – кричать
(молчать, ползать, шуметь, звать, плакать).

Значит, нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

Огурец / овощ………….георгин (сорняк, роса, садик, цветок, земля);

Учитель / ученик………врач
(шприц, таблетки, больной, палата, термометр);

Огород / морковь………сад (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы);

Цветок / ваза…………..птица
(клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья);

Перчатка /
рука……….сапог (чулки, подошва,
кожа, нога, щетка);

Темный / светлый…….мокрый (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный);
Часы / время…………..термометр (стекло, температура, кровать,
больной, врач);

Машина /мотор……….лодка (река, моряк, болото, парус,
волна).

Стул / деревянный……игла (острая, тонкая, блестящая, короткая,
стальная);

Стол  / скатерть………пол (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди).

Субтест 4.

Эти пары слов можно назвать одним названием, например:

брюки, платье… — одежда;

треугольник, квадрат… — фигура.

Придумай название к каждой паре:

а.  Метла, лопата… –

б. Окунь,
карась… —

в. Лето, зима… —

г.  Огурец, помидор… —

д. Сирень,
шиповник… —

Читайте также:  Питание и развитие ребенка в три месяц

е. Шкаф, диван… —

ж. День,
ночь… —

з. Слон,
муравей… —
и. Июнь, июль… —

к. Дерево, цветок… —

Правильные ответы:

1 субтест.

а. подошва

б. верблюд

в. 12

г. февраль

д. страус

е. цветы

ж. день
з. жидкая
и. корень
к. Москва

2 субтест

а. фасоль

б. мост

в. песок
г. Москва

д. орешник

е. указка

ж. Нестеров

з. лебедь

и. число

к. вкусный

3 субтест

 а. георгин/цветок

б. врач /больной

в. Сад / яблоня
 

г. птица / гнездо

д. сапог / нога

е. мокрый/сухой

ж. термометр /температура

з. лодка/парус  

и. игла / стальная

к. пол / ковёр

4 субтест

а. рабочие инструменты          е. мебель

б. рыба                                   ж.
растение

в. время года                        
 з. время суток

г. овощ                                    и. животное

д.куст 
                                   к.
месяц лета

Оценка и интерпретация результатов

1 субтест (дифференциация признаков, запас знаний).

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?». После правильного
объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ис­пользуется помощь,
заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь).
За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении
после­дующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест (исследование операций обобщения и абстрагирования,

умения выделять существенный признак)

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?и. При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7,9,10-й проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут
сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8-й пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребе­нок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

3 субтест (исследование способности устанавливать логические связи и
отношения)

За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

4 субтест (способность к обобщению).

При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки ана­логичны вышеприведенным. При решении 3 и 4 субтестов уточняю­щие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов,
полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.
Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 баллов (100 процентов оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей ЗПР (задержка психического развития) относится обследуемый.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = К х 100% / 40

где  К — сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были
выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):

4 уровень успешности — 32 балла и более (80 — 100%  ОУ),

3 уровень — 31,5 — 26 баллов (79,0 — 65%),

2 уровень — 25,5 — 20 баллов (64,9 — 50%),

1 уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Источник

40

1.
Методика для выявления мотивационной
сферы мл. школьников

2.
Методика для определения уровня
умственного развития детей 7-9 лет
Предложена Э.Ф.Замбицявичене

3.
Методика «Палитра интересов»

4.
Тесты для подростков и старшеклассников

4.1.
Опросник Айзенка (подростковый)

4.2.
Коммуникативные и организаторские
способности (КОС-2)

4.3.
Карта интересов – 40

4.4.
Тест – опросник Шмишека

4.5.
Методика «Мотивация успеха и боязнь
неудачи» Методика предложена А. А.
Реаном.

4.6.
Карта интересов — 78

4.7.
Учебная мотивация. Методика М. Лукьяновой.

4.8.
Методика изучения мотивации учения
старшеклассников

4.9.
Методика исследования личности
подростка (Краткий вариант ММР1) Березина
Ф.Б. и Мирошникова М.П.

5.
Диагностика способности к обучению.
Методика «Интеллектуальная
лабильность» (12-15 лет) в модификации С.
Н. Костроминой

6.Анкета по типам интеллекта (структура
интеллекта согласно теории Говарда
Гарднера)

7.
Для диагностики интеллектуального
развития школьников подросткового
возраста тест «КОТ»

8.
Исследование самооценки по методике
Дембо-Рубинштейн в модификации
А.М.Прихожан

9.
Анкета «Как распознать одаренность»
Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

10.
Методика «Карта одаренности» Хаана
и Каффа (5-10 лет)

11.
Прогрессивные матрицы Равенна

12.
Тест Гилфорда (модифицированный)

13.
Тест интеллекта

14.
Карта интересов для младших школьников

15.
Анкета «Как распознать одаренность»

16.
Методика оценки общей одаренности

17.
Методика «Карта одаренности»

18.
Исследование индивидуальных особенностей
воображения

19.
Методика «Интеллектуальный портрет»

20.
Методика « Характеристика ученика»
(для учителя)

21.
Методики для родительского исследования
(для учителя)

22.
Тест «необычное использование»

23.
Тест «Нарисуй человека» как метод
диагностики интеллекта

24.
Оценка уровня развития технического
мышления

25.
Тест по определению склонности учителя
к работе с одаренными детьми(для
учителя)

Читайте также:  Роль деятельности и общественное развитие ребенка

26.
Методика «Карта одаренности»
(Савенков А.И.)

  1. Методика
    для выявления мотивационной сферы мл.
    Школьников

В
исследованиях М.В. Матюхиной Ведущие
места в структуре мотивации младших
школьников занимают широкие социальные
мотивы, мотивы долга и ответственности,
учебно-познавательные мотивы
самосовершенствования, особенно в 3-м
классе.

Второе
место у первоклассников и второклассников
занимают узко личностные мотивы.

Вот
образцы этих суждений, по которым судили
о преобладании той или иной мотивации.
Суждения были написаны на отдельных
карточках. Нужно было отобрать всего
три, самые важные, имеющие наибольшее
значение для вас.

  1. Понимаю,
    что ученик должен хорошо учиться.

  2. Стремлюсь
    быстро и точно выполнить требования
    учителя.

  3. Понимаю
    свою ответственность за учение перед
    классом.

  4. Хочу
    закончить школу и учиться дальше.

  5. Понимаю,
    что знания нужны для будущего.

  6. Хочу
    быть культурным и развитым человеком.

  7. Хочу
    получать хорошие отметки.

  8. Хочу
    получать одобрения учителей и родителей.

  9. Хочу,
    чтобы товарищи были хорошего мнения
    обо мне.

  10. Хочу
    быть лучшим учеником в классе.

  11. Хочу,
    чтобы мои ответы были лучшими на всех
    уроках.

  12. Хочу
    занять достойное место среди товарищей.

  13. Хочу,
    чтобы товарищи по классу не осуждали
    за плохое поведение.

  14. Хочу,
    чтобы не ругали родители и учителя.

  15. Не
    хочу получать плохие отметки.

  16. Нравиться
    узнавать на уроке новое.

  17. Нравиться,
    когда учитель рассказывает новое.

  18. Люблю
    узнавать что-то новое о словах и числах.

  19. Люблю
    решать задачи разными способами.

  20. Люблю
    думать и рассуждать на уроке.

  21. Люблю
    решать сложные задачи и преодолевать
    трудности.

В
соответствии с тем, какие 3 суждения
выбирает ребёнок, психолог может сделать
вывод об особенностях его мотивационной
сферы. Каждое суждение отражает различные
мотивы.

Суждения
1-3 – мотивы долга и ответственности.

4-6
– мотивы самоопределение и
самосовершенствование.

7-9
– мотивы благополучия.

10-12
– престижная мотивация.

13-15
– мотивация избежание неприятностей.

16-18
– мотивация содержанием.

19-21
– мотивация процессом учения.

Предложена
Э.Ф.Замбицявичене

Описание
теста:

Тест
состоит из четырех субтестов, включающих
в себя вербальные задания, подобранные
в учетом программного материала
начальных.

1
субтест – исследование дифференциации
существенных признаков предметов и
явлений от несущественных, а также
запаса знаний испытуемого.

2
субтест – исследование операций
обобщения и отвлечения, способности
выделить существенные признаки предметов
и явлений.

3
субтест – исследование способности
устанавливать логические связи и
отношения между понятиями.

4
субтест – выявление умения обобщать.

Лучше
всего проводить данный тест индивидуально
с испытуемым. Это дает возможность
выяснить причины ошибок и ход его
рассуждений при помощи дополнительных
вопросов.

Пробы
читаются вслух экспериментатором,
ребенок читает одновременно про себя.

Текст
методики.

I.
Выбери одно из слов, заключенных в
скобки, которое правильно закончит
начатое предложение.

А.
У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва,
ремешки, пуговица).

Б.
В теплых краях обитает (медведь, олень,
волк, верблюд, тюлень).

В.
В году (24, 3,12,4,7) месяцев.

Г.
Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль,
ноябрь, март).

З.
Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая
вкусная).

И.
У дерева всегда есть (листья, цветы,
плоды, корень, тень).

К.
Город России (Париж, Москва, Лондон,
Варшава, София).

II.
Здесь в каждой строке написано пять
слов, из которых четыре можно объединить
в одну группу и дать ей название, а одно
слово к этой группе не относится. Это
«лишнее» слово надо найти и исключить
его.

А.
тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Б.
река, озеро, море, мост, болото.

В.
кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

Г.
Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

Д.
тополь, береза, орешник, липа, осина.

Е.
окружность, треугольник, четырехугольник,
указка, квадрат.

Ж.
Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

З.
курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

И.
число, деление, вычитание, сложение,
умножение.

К.
веселый, быстрый, грустный, вкусный,
осторожный.

III.
Внимательно прочитай эти примеры. В них
слева написана первая пара слов, которые
находятся в какой-то связи между собой
(например: лес/деревья). Справа – одно
слово над чертой (например: библиотека),
и пять слов под чертой (например: сад,
двор, город, театр, книги). Тебе нужно
выбрать одно слово из пяти под чертой,
которое связано со словом над чертой
(библиотека) точно так же, как это сделано
в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры:

Лес/деревья
= библиотека/сад, двор, город, театр,
книги.

Бежать/стоять
= кричать/молчать, ползать, шуметь,
звать, плакать.

Значит,
нужно установить, во-первых, какая связь
между словами слева, а затем установить
такую же связь в правой части.

А.
огурец =георгин

Овощ
сорняк, роса, садик, цветок, земля

Б.
учитель=врач

Ученик
кочки, больные, палата, больной,
термометр

В.
Огород =сад

Морковь
забор, яблоня, колодец, скамейка,
цветы

Г.
Цветок=птица

Ваза
клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

Д.
перчатка =сапог

Рука
чулки, подошва, кожа, нога,
щетка

Е.
темный=мокрый

Светлый
солнечный, скользкий, сухой,
теплый, холодный

Ж.
часы=термометр

Время
стекло, температура, кровать,
больной, врач

З.
машина=лодка

Мотор
река, моряк, болото, парус, волна

И.
стул =игла

Деревянный
острая, тонкая, блестящая,
короткая, стальная

К.
стол =пол

Скатерть
мебель, ковер, пыль, доска,
гвозди

IV.
Эти пары слов можно назвать одним
названием, например:

брюки,
платье – одежда;

треугольник,
квадрат – фигура.

Придумай
название к каждой паре:

А.
метла, лопата…

Б.
окунь, карась…

В.
Лето, зима…

Г.
Огурец, помидор…

Д.
сирень, шиповник…

Е.
шкаф, диван…

Ж.
день, ночь…

З.
слон, муравей…

И.
июнь, июль…

К.
дерево, цветок…

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник