Методика оценки индивидуального развития ребенка
Полосина Анна
Организация оценки индивидуального развития детей
В своей работе руководствуюсь Адаптированной образовательной программой ДОО, составленной на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15, с учетом примерной Комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, так же с учетом Комплексной образовательной программы для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет (Н. В. Нищева). В рамках педагогической диагностики (сентябрь, январь, май) провожу оценку индивидуального развития воспитанников, позволяющую мне определить особенности, динамику развития каждого из них для построения образовательной траектории или коррекции их развития, для оптимизации работы с группой детей.
Для успешной дифференцированной коррекционной работы использую различные методы оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, которые подбираю в соответствии с условиями, этапом, предметом исследования, возрастом детей.
Исходя из цели, наблюдение использую выборочное (фиксирую отдельный показатель, например правильное звукопроизношение); скрытое (наблюдение за детьми в естественной обстановке, дети при этом ведут себя более свободно, что дает достоверные результаты); спровоцированное и включенное наблюдение (возможность оценить развитие ребенка по актуальному в данный момент направлению); систематическое (несколько раз в течение определенного периода). Составляю план наблюдения за конкретной деятельностью воспитанника, фиксируя особенности поведения, общения, речевой деятельности и др.). Таким образом, с помощью наблюдения получаю достаточно полную картину развития ребенка.
Наблюдение (аутентичное) – основной метод. Использую для изучения особенностей развития ребенка по различным направлениям: социально-коммуникативное развитие (общение со сверстниками, игра, художественно-эстетическое развитие, а также для изучения отдельных компонентов физического, познавательного, речевого развития Выявляю цель, предмет наблюдения, разрабатываю план, определяю способы фиксации данных, затем анализирую. Наблюдение провожу в системе: начало, середина, конец года. При необходимости наблюдения повторяю, что дает получение достоверных данных Заполняю карты наблюдений на каждого воспитанника, с рекомендациями и выводом по каждому критерию. Планирую и провожу повторные наблюдения, они помогают мне уточнить сведения, увидеть динамику, сравнить с предыдущими данными
Беседа. Использую для уточнения и систематизации представлений детей по основным направлениям развития. Беседа эффективна при изучении тех компонентов, которые слабо просматриваются в наблюдении: по познавательному и речевому направлению (например, выявление нарушений грамматического строя речи). Целенаправленно сформулированные вопросы беседы дают детям возможность проявить способности, активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы Для эффективного использования разрабатываю план беседы. Для повышения заинтересованности ребенка ставлю вопросы проблемного характера, мотивирую через игру. Беседу провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей (при условии единых задач). Ответы заношу в протокол Составляю анализ динамики развития либо причин ее отсутствия. Выявляю проблемные зоны развития, планирую пути коррекции. Фиксирую в протокол беседы основные ответы детей (исходя из задач беседы, преобладающие особенности поведения
Создание диагностических (проблемных) ситуаций. Использую как отдельный метод, так и в сочетании с наблюдением, беседой, для повышения эффективности методов, и получения более точных данных по узким направлениям (например, особенностей физического или математического развития) На основе противоречия создаю диагностическую (проблемную) ситуацию, требующую разрешения, мотивирую ребенка на ее разрешение. Использую индивидуально и в подгруппах Планирую формы развития и коррекции ребенка на основе заполненной таблицы (темп работы, степень самостоятельности ребенка, наличие речевой активности, нестандартность решения и пр.)
Анализ продуктов деятельности. Преимущественно применяю с целью изучения личностных особенностей ребенка, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития. Провожу анализ, выявляю динамику с помощью сравнения работ ребенка, с предыдущими. Определяю особенности моторики, выбор материалов, техник исполнения. Использую данные «индивидуального портфолио» ребенка (продукты деятельности, фото, описание, анализ, рекомендации, при составлении маршрута развития.
Использую дополнительные методы: метод интервью (по системе «вопрос-ответ») для получения данных о наличном индивидуальном развитии); методы изучения познавательных способностей (памяти, внимания, воображения и пр.); метод социометрии (для выявления качеств личности, особенностей общения, корректировки взаимоотношений в группе) отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы (выявление индивидуального темпа деятельности). Затем анализирую полученные данные по каждому методу в сводных картах индивидуального развития с акцентом на динамику, с описанием возможных причин ее отсутствия, составляю рекомендации для учета этих особенностей в образовательной деятельности, организации работы в подгруппах.
Источник
Евгения Занина
Система оценки индивидуального развития детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Солнышко»
г. Выкса, ул. Чкалова, здание 32 «А», тел. 8(83177)6-26-63
Система оценки
индивидуального развития детей.
Подгоотовила:
ст. воспитатель
Занина Е. В.
2016г.
В МБДОУ детский сад № 24 реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», под редакцией Л. А. Парамоновой.
В целях оптимизации процедуры оценки успешности освоения программы и индивидуального развития детей, переработанная в соответствии с ФГОС Программа «Истоки» предлагает проведение трехуровневой оценки (мониторинга).
Работа реализуется следующим образом.
Экспресс-оценка развития детей — проводится без заполнения специальных бланков и опирается на интегральные показатели развития ребенка, а также комплексную характеристику личностного развития (базисные характеристики) ребенка на конец каждого психологического возраста, которые представлены в основной образовательной программе ДОУ в разделе «Планируемые результаты освоения программы».
Соотнесение реальных проявлений ребенка в его поведении и деятельности с этой «идеальной» картинкой дает педагогу представление о том, насколько успешен ребенок в освоении программы.
На этом этапе общей (экспресс) оценки важно, что она производится комплексно, а не аналитически (по каждому параметру отдельно); последний способ применяется на следующем этапе педагогической диагностики.
Результаты экспресс-диагностики.
— При отсутствии отклонений в развитии ребенка нет объективных показаний к проведению педагогической диагностики. Образовательная работа в соответствии с планом и с учетом особенностей ребенка.
— Если обнаруживает несоответствие уровня развития интегральным показателям соответствующего возраста – рекомендуется проведение педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика.
В случае несоответствия развития ребенка интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности, а также иных случаях, когда педагог считает, что ребенку показано более детальное обследование с целью разработки индивидуального маршрута его развития, рекомендуется проведение педагогической диагностики (мониторинга) с опорой на индивидуальные карты развития соответствующего возраста.
Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики проводится 2 раза в год: декабрь и май.
Основными методами, используемыми при проведении оценки индивидуального развития, являются: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
Цель диагностики – определить, сформирован ли у ребенка тот или иной показатель, и при этом не имеет принципиального значения, сформирован ли он на среднем или высоком уровне.
Поэтому используемая система оценки имеет соответствующую градацию:
«достаточный» ставится, когда исследуемый показатель сформирован и соответственно наблюдается (проявляется) в самостоятельной деятельности;
«уровень, близкий к достаточному» ставится, когда тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво (то проявляется, то нет, или проявляется в совместной деятельности). Как правило, это связано с проявлением индивидуального темпа развития отдельных детей, а вовсе не с отставанием в развитии.
Оценки «достаточный уровень» и «уровень, близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и не требуют проведения дальнейшей специальной диагностической работы; образовательная деятельность по соответствующим направлениям программы должна строится в соответствии с планом;
«недостаточный уровень» ставится, если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка – ни в самостоятельной, ни в совместной со взрослым, ни в условиях специально созданных ситуаций, провоцирующих его проявление.
Данные педагогической диагностики обрабатываются, анализируются и заносятся в карту развития.
Результаты оценки по картам индивидуального развития интерпретируются следующим образом:
На начало учебного года
Если на начало учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 70%, «недостаточный» отсутствует, — делается следующий вывод: Возрастное развитие опережает норму. Рекомендуется индивидуальная работа с включением программного материала следующего года. Рекомендуется проведение комплексного психологического обследования для решения вопроса о выявлении общих и специальных способностей ребенка.
Если на начало учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 70%, уровень «недостаточный» отсутствует, — делается следующий вывод: Возрастное развитие несколько опережает норму. Рекомендуется обогащение содержания психолого-педагогической работы, проведение комплексного психологического обследования для решения вопроса о выявлении общих и специальных способностей ребенка
Если на начало учебного года у ребенка уровень «недостаточный» присутствует в любом количестве, — делается следующий вывод: Возрастное развитие соответствует норме. Рекомендуется работа в соответствии с образовательными задачами данной возрастной группы.
На конец учебного года
Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 50%, «недостаточный» отсутствует, — делается следующий вывод: Возрастное развитие ребенка соответствует норме
Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 50%, «недостаточный» отсутствует, — делается следующий вывод: Процесс возрастного развития происходит успешно»
Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 50%, присутствует уровень «недостаточный» (1-3 случая, — делается следующий вывод: Возрастное развитие соответствует норме. Рекомендуется индивидуальная работа с воспитателем по отдельным направлениям развития, обнаруживающим «недостаточный» уровень, возможно, работа с педагогом-психологом, учителем-логопедом
Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 50%, присутствует уровень «недостаточный» (1-3 случая, — делается следующий вывод: Темпы индивидуального развития не в полной мере соответствуют возрастным нормативам. Следует обратить особое внимание на работу по направлениям, обнаруживающим «недостаточный» уровень освоения программы.
Если на конец учебного года у ребенка уровень «недостаточный» присутствует более чес в четырех случаях, то делается следующий вывод: Темпы индивидуального развития не соответствует возрастным нормативам. Необходима усиленная (по возможности индивидуальная)работа по направлениям, обнаруживающим «недостаточный» уровень освоения программы. Рекомендуется проведение комплексного психологического обследования.
После проведения педагогической диагностики, результаты оценки индивидуального развития детей переносятся в сводные карты развития.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
— индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательного маршрута)
— оптимизации работы с группой детей
В связи с отсутствием в детском саду ставки психолога, третий уровень оценки (мониторинга) «Психологическая диагностика» не проводится.
Источник
Методы оценки развития ребёнка
Результат
Наблюдение. Наблюдение использую как основной метод оценки развития ребёнка, который помогает мне в полной мере изучить особенностей развития детей по основным направлениям общеобразовательной программы группы. С целью достижения нужных показателей тщательно планирую и разрабатываю наблюдения. При проведении наблюдения продумываю условия и организацию деятельности детей, которую необходимо посмотреть и сделать диагностические выводы. Для фиксаций данных наблюдений использую тесты (короткие рассказы) и таблицы которые в дальнейшем анализируются. Для получения достоверных данных наблюдение провожу в системе, планируя повторные наблюдения
Результаты наблюдений помогает мне увидеть оценить развитие каждого воспитанника, сделать выводы и продумать индивидуальную работу. Благодаря повторным наблюдениям уточняю сведения, динамику развития с предыдущими данными. Систематическое наблюдение дает возможность фиксировать особенности поведения и общения ребёнка со сверстниками и взрослыми; выборочное фиксировать отдельные показатели в речевой и познавательной деятельности. Скрытое наблюдение помогает мне наблюдать за детьми в свободной обстановке, где ребёнок раскрывается и дает результаты как положительные, так и отрицательные. Используемый мною метод наблюдения дает полную картину развития каждого ребенка, и планировать дальнейшую образовательную деятельность.
Беседа. С целью уточнения представлений о развитии детей включаю беседу, как более эффективный метод, раскрывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Беседу провожу как индивидуальную, так и групповую в разных направлениях образовательной деятельности. Исходя из необходимости диагностики, продумываю тему и цель беседы, структуру и фиксацию основных ответов детей
Хорошо подготовленная и продуманная мною беседа помогает детям раскрыть свои знания и личный опыт; рассуждать и приводить причинно-следственные связи; делать умозаключения и рассуждать. После проведенных бесед, составляю анализ с отражением динамики развития либо причин ее отсутствия. Выявляю проблемные зоны развития, намечаю пути коррекции.
Создание диагностических (проблемных) ситуаций. Для получения более точных данных по узким направлениям (речевого или познавательного развития) создаю проблемные ситуации. Диагностические проблемные ситуации основываются на противоречиях, которые мотивируют ребенка на их разрешение. Данный метод носит практический характер и используется индивидуально и в подгруппах.
Включение проблемных ситуаций в разные виды деятельности дает мне возможность за ребёнком понаблюдать и оценить его инициативность, речевую активность самостоятельность, логическое мышление и умение находить правильный выход из трудной ситуации. Полученные результаты заношу в таблицу, далее планирую конкретные формы развития и коррекции ребенка.
Анализ продуктов деятельности. Преимущественно применяю с целью изучения личностных особенностей ребенка, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития.
Анализ работы ребенка и сравнение с предыдущими его работами, позволяет мне сделать выводы: особенности моторики; умение выбрать материал для деятельности; увидеть технику исполнения; выявить динамику. Все продукты деятельности собираются в «индивидуальное портфолио» ребенка, данные которого используются при составлении маршрута развития
Дополнительные методы: Метод социометрии (для выявления качеств личности, особенностей общения, корректировки взаимоотношений в группе) отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы (выявление индивидуального темпа деятельности), метод интервью (как разновидность беседы), для получения данных о наличном индивидуальном развитии, методы изучения познавательных способностей (памяти, внимания, воображения и пр.) Анализирую полученные данные по каждому методу, а также в сводных картах индивидуального развития с акцентом на динамику, с описанием возможных причин ее отсутствия, составляю рекомендации для учета этих особенностей в образовательной деятельности, организации работы в подгруппах
Источник
Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста
Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.
Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
• деятельностных умений ребенка
• интересов, предпочтений, склонностей ребенка
• личностных особенностей ребенка
• поведенческих проявлений ребенка
• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками
• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы
• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;
• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;
• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);
• в безопасности для испытуемого применяемых методик;
• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;
• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.
Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).
Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).
Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).
Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.
Пятый этап – целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.
Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.
Источник