Методика изучения физического развития ребенка

Методика исследования физического развития детей

Антропометрическое обследование и определение степени физического развития по его оценочным таблицам (стандартам) входит в обязанности среднего медицинского работника и воспитателя, а их интерпретация – в обязанности врача учреждения. Исследование физического развития детей проводится по единой унифицированной методике, в первую половину дня и на обнаженных детях. Это неотъемлемая часть медицинского осмотра. Периодичность и рекомендуемые единые сроки проведения антропометрических исследований зависят от возраста обследуемых:

• от 1 года до 3 лет – ежеквартально, с 20 по 30 марта, июня, сентября и декабря;

• от 3 до 7 лет – 2 раза в год, с 20 по 30 мая и ноября.

Как правило, оценка физического развития обследованных детей ограничивается сопоставлением их размеров тела со стандартами физического развития (соматометрия). В этом случае ведущими антропометрическими признаками являются рост, вес и окружность грудной клетки в паузе (т. е. при свободном дыхании). У детей до 3 лет в программу антропометрического обследования включается исследование окружности головы, но оно несет лишь терапевтическую информацию и к оценке физического развития отношения не имеет.

Одним из основных требований при проведении антропометрических исследований является их строгая унификация. Лишь единообразие приемов, использование точного, предварительно выверенного инструментария могут обеспечить достоверность полученных результатов. Все обследования производят на обнаженном ребенке, в светлом, теплом помещении, в первую половину дня, так как длина тела к концу дня уменьшается на 1–2 см в связи с уплощением свода стопы, межпозвонковых хрящей, снижения тонуса мускулатуры, а вес увеличивается в среднем на 1 кг. Температура воздуха в смотровых помещениях ДОУ должна быть не менее 20 °C[1], а число освидетельствованных должно составлять не более 60–80 человек в сутки.

Измерение длины тела производят с помощью вертикального деревянного ростомера. Ребенок устанавливается спиной к его вертикальной стойке, касаясь последней пятками, ягодицами и межлопаточной областью (но не затылком!); голова ребенка находится в положении, при котором нижний край глазницы и козелок уха расположены в одной горизонтальной плоскости, перпендикулярной стойке ростомера. Подвижная планка ростомера опускается до полного соприкосновения с верхушечной точкой головы (без надавливания) и затем снимаются показания с точность до 1 см.

Определение массы тела проводится натощак или не ранее 1,5 ч после приема пищи на рычажных медицинских или электронных бытовых весах с точностью до 100 г.

Окружность грудной клетки измеряется прорезиненной сантиметровой лентой, которая должна время от времени заменяться новой, так как быстро изнашивается и вытягивается (рекомендуется заменять ее через 450–500 исследований). Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток (они хорошо выявляются при поднятии рук вверх), спереди прикрывает нижние сегменты околососковых кружков. При измерении необходимо натянуть ленту, слегка прижав мягкие ткани. Конец ленты с началом отсчета должен находиться справа. При измерении грудного периметра паузы исследуемому предлагают громко считать или разговаривать. Точность измерения 0,5 см.

Возрастная группировка проводится на основании периодичности антропометрических обследований детей в различном возрасте.

От 1 года до 3 лет (поквартально)

– за / год 3 мес. считать от 1 г. 1 мес. 15 дней до 1 г. 4 мес. 14 дней;

– за / год 6 мес. считать от 1 г. 4 мес. 15 дней до 1 г. 7 мес. 14 дней и т. д.

От 3 до 7 лет (по полугодиям)

– за 3 года 6 мес. считать от 3 лет 3 мес. до 3 лет 8 мес. 29 дней;

– за 4 года считать от 3 лет 9 мес. до 4 лет 2 мес. 29 дней и т. д.

Определение возрастной группы значительно облегчается при пользовании графиками (рис. 1, 2), предложенными И.А. Соколовой.

Рис. 1. График для возрастной группировки детей от 1 года до 3 лет

Рис. 2. График для возрастной группировки детей от 3 до 7 лет

Каждый из графиков представляет собой координатную сетку, связывающую дату рождения с датой обследования. На вертикальной оси слева в выбранном масштабе наносят месяцы рождения, а на горизонтальной оси сверху – месяцы обследования, с подекадной разбивкой тех и других. Возраст отмечают в месте пересечения горизонтальной линии, проходящей через точку, обозначающую на вертикальной шкале дату рождения, и вертикальной линии, проходящей через точку, обозначающую на горизонтальной линии дату обследования. Если точка пересечения этих проводимых линий лежит в белом (незаштрихованном) поле графика, то возрастная группа равна разности между годом обследования и годом рождения. Если же точка пересечения оказывается на заштрихованных полях, то к разности между годом обследования и годом рождения надо прибавить или отнять указанное на штриховке количество месяцев.

Например: возраст ребенка, родившегося 17 ноября 1998 г. и обследованного 25 июня 2000 г., равен 2000 – 1998 = 2 г. – 6 мес. = 1 г. 6 мес, а при обследовании 20 ноября 2000 г. – 2000 – 1998 = 2 г., поскольку точка пересечения лежит в незаштрихованном поле графика.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

18. Методы изучения физического развития
Для получения точных результатов при оценке физического развития необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, с

19. Методика вариационно – статистической разработки антропометрических данных. Выведение стандартов физического развития по методу индексов
Полученные при антропометрических обследованиях числовые данные отдельных признаков (рост, вес, окружность груди и пр.)

22. Методика групповой оценки физического развития. Акселерация
Оценка физического развития коллектива производится путем анализа возрастных изменений средних величин их средних квадратических отклонений, годичных приростов показателей в различные возрастные

49. Показатели физического развития
Под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма.Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.Для детей от 1

50. Методы оценки физического развития детей и подростков
Метод сигмальных отклоненийПоказатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях

51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение)
На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве

Показатели физического развития
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.Термин «физическое

Методы оценки физического развития детей и подростков
При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:1) гетероморфность и гетерохронность развития;2)

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития
Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение.

1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования
Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с

Читайте также:  Ребенок 4 месяца развитие и уход мальчик видео

II. Особенности физического развития
1. Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.2. Все виды деформаций верхних

Методика оценки физического развития детей
В настоящее время наиболее распространенным способом оценки физического развития является метод взаимосвязи антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают гармоничность, пропорциональность их

Приложение 2 Показатели физического и нервно-психического развития детей. Календарь профилактических прививок
1. Календарь профилактических прививок (из приказа Минздрава России от 18.12.1997 г. № 375)

2. Физическое развитие детей Центильные шкалы распределения детей по

Приблизительные нормы физического и психомоторного развития детей первого года жизни
Игнатьева Татьяна, Назирбекова Ирина

Возраст: (от первого вдоха до 28 дней) – новорождённый. Физические параметры: рост 46–55 см; вес 2600–4500 г.Психомоторное развитие: флексорная поза.

Приложений 1
Результаты анализа физического развития семилетних детей Красноярска
В условиях глубокого демографического кризиса необходимо уделять особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Показатели физического развития – один из основных параметров

Источник

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и развития. Показатели физического развития детей и подростков отражают уровень благосостояния народа. Динамика этих данных характеризует эффективность санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий, проводимых в детских учреждениях. Физическое развитие является объективным критерием состояния здоровья детей и подростков, отражая запас физических сил, выносливость и дееспособность организма.

Унифицированной методикой исследования физического развития является антропометрия. Исследования проводят в утренние часы, натощак, на обнаженном человеке. Антропометрия позволяет изучить три группы показателей физического развития:

• соматометрические (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружности грудной клетки, головы, талии и других частей тела);

• физиометрические: экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия рук, становая сила, артериальное давление, частота сердечных сокращений;

• соматоскопические (состояние костно-мышечной системы, жироотложение, развитие постоянных зубов, тип телосложения, степень полового созревания. Степень развития жировой, мышечной, костной тканей оценивается по трехбалльной системе оценки: слабая, средняя, выраженная).

Оценку антропометрических показателей осуществляют по соответствующим стандартам разного типа. В настоящее время практически во всех развитых странах мира для индивидуальной и коллективной оценки физического развития используется центильный метод оценки физического развития, который основывается на создании легко читаемого и удобного для практического использования набора оценочных таблиц и ростовых кривых, построенных на основе измерений здоровых представителей коренного населения и в этом смысле вполне соответствующих понятию «стандарты». Дентальные оценки объективно отражают распределение результатов измерений среди детей конкретной возрастно-половой группы. Чаще всего применяют дентальные стандарты двух видов: одномерные дентальные шкалы (оценка распределения признаков относительно пола и возраста) и графики (номограммы, показывающие распределение массы тела относительно длины тела). Каждый измеренный у ребенка признак должен быть помещен в свою область или свой интервал центильной шкалы в соответствующей таблице.

Центильный метод дает реальную оценку показателей в сжатом виде. Сущность метода заключается в том, что все варианты изучаемого признака располагают по классам от минимального до максимального значения и путем математического преобразования весь ряд делят на 100 частей. Размеры цеитильных интервалов неодинаковы. Чаще используют шкалу, в которой предусмотрено выделение границ 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 центилей. Колонки центильных таблиц показывают границы измеряемого признака для определенной процентной (или центильной) доли детей данной возрастно-половой группы. В полной форме центильная шкала выглядит следующим образом:

1-й центильный интервал — область «низких» значений, встречающихся редко (у 3 или 5 % здоровых детей); требуется обследование или консультирование («группа диагностики»);

2-й центильный интервал — 3 (5) —10 центилей, область «сниженных» значений, встречающихся у 7 (5) % здоровых детей; показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития («группа внимания»);

3-й центильный интервал — 10 — 25 центилей, область значений «ниже средних» (15 % здоровых детей);

4-й центильный интервал — 25 — 50 центилей, область «сред-ненизких» значений (25 % здоровых детей);

50-й центиль представляет собой медиану;

5-й центильный интервал — 50 — 75 центилей, область «средневысоких» значений (25 % здоровых детей);

6-й центильный интервал — 75 — 90 центилей, область «повышенных» значений (15 % здоровых детей);

7-й центильный интервал — 90 — 97 (95) центилей, область «повышенных» значений (5…7 % здоровых детей); показано консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития («группа внимания»);

8-й центильный интервал — от 97 (95)-го центиля, область «высоких» значений, встречающихся редко (у 3…5% здоровых детей); высока вероятность патологической природы изменений, требует обследования или консультирования («группа диагностики»).

Таким образом, область «средних» значений показателей физического развития детей и подростков (с 3-го по 6-й центильные интервалы — от 10-го до 90-го центиля) характерна для 80 % здоровых детей и является наиболее типичной для данной возрастно-половой группы.

Источник

Программа исследования физического развития детей и подростков (3-17 лет) включает исследование минимум 3-х признаков (приказ Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003):

  1. морфологические признаки – длина тела (рост), масса тела (вес) и окружность грудной клетки (в покое);
  2. функциональные признаки: жизненная емкость легких (спирометрия), мышечная сила кисти руки (динамометрия) и экскурсия грудной клетки;
  3. уровень биологического развития – степень развития зубной системы и стадия полового созревания.

К проведению конкретных обследований допускаются медработники, владеющие методикой антропометрических измерений. Необходимы следующие инструменты: антропометр, весы, часы, сантиметровая лента, динамометр, спирометр, калькулятор. В таблице №1 приведены методы определения морфологического и функционального состояния развития детей и подростков, а также методы их оценки. Рассмотрим их.

Морфологические признаки:

Рост отражает генетику от родителей, а также ход пластических (строительных) процессов в организме.

Вес говорит о развитии костно-мышечного аппарата, внутренних органов и подкожно-жировой клетчатки. В отличие от роста вес более подвижен и указывает на заболевания, нарушения питания, изменения распорядка дня (человек больше лежит и толстеет и т.д.).

Размер грудной клетки указывает на степень ее развития, а также грудных и спинных мышц, отражает качество функционирования органов грудной полости — легких и сердца.

Функциональные признаки:

Спирометрия определяет объем вдыхаемого воздуха, указывает на степень развития легких и их участия в дыхательном процессе.

Время задержки дыхания указывает на степень оксигенации организма — кислородную достаточность или задолженность в организме. Она отражает достаточность занятий человека физическими и спортивными упражнениями на свежем воздухе. Чем короче это время, тем выраженнее ацидоз в организме, тем сильнее компенсаторная нагрузка на сердце и легкие. Может служить прогностическим признаком для оценки здоровья.

Читайте также:  Развитие ребенка аутиста с 4 лет

Экскурсия легких – это измерение разницы параметров грудной клетки при вдохе и выдохе, Указывает на степень развития грудной клетки и легких в ней.

Динамометрия – определяет максимальную мышечную силу левой и правой руки, Указывает на степень развития мышц всего тела и уровень их тренированности, что является прогностическим признаком для оценки здоровья (см. табл.№3 лекции №17).

Частота сердечных сокращений и дыхания тесно связаны с тренированностью организма, развитием мышц и легких, а главное, с регулярностью физических и спортивных упражнений, обеспечивающих оксигенацию организма.

Достоверная оценка отмеченных показателей физического развития осуществляется на основании расчетных оценочных показателей и по шкале регрессий.

В таблице №1 приведены данные основных оценочных показателей для мужчин и женщин 18-25 лет, которые можно использовать при проведении практических занятий для студентов медицинских училищ для освоения навыков по проведению обследований физического развития этих контингентов. Рассмотрим значения отдельных показателей.

Группа показателей – упитанности (весо-ростовой показатель), пищевого статуса (см. лекцию №12) и крепости телосложения указывают на уровень питания организма, соотношения мышц и жировых отложений

Показатель пропорциональности развития указывает на соотношение полового созревания организма в подростковом периоде в его связи с пропорциональными размерами тела: при равномерном развитии размер нижних конечностей составляет около 90% от верхней части туловища; при ускоренном половом развитии размеры нижних конечностей уменьшаются, а при задержке – наоборот, рост нижних конечностей продолжается по завершении подросткового периода.

Узкогрудость можно определить по индексу развития грудной клетки.

Степень участия легких в дыхании характеризует жизненный индекс.

Показатель динамометрии рассчитывается с учетом массы тела, что является более точным показателем развития мышц всего тела, чем прямая динамометрия.

Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и легких можно на основании разницы в частоте сердечных сокращений и дыхания до и после 10 приседаний. При достаточной тренированности отличия будут незначительными и в течение непродолжительного времени.

С учетом совокупности полученных данных составляется заключение о состоянии развития морфологических и функциональных показателей организма, определяется группа здоровья и разрабатывается Индивидуальная программа по формированию здорового образа жизни студента в соответствии со всеми компонентами ЗОЖ

При массовых исследованиях используются два показателя — вес и рост, оцениваемые по таблице усредненных данных — шкале регрессий. Показатели накладываются на таблицу и по ней определяются 4 группы физического развития в соответствии с возрастом и полом: 1) нормальная – вес соответствует длине; 2) развитие с избытком массы – вес больше роста; 3) развитие с дефицитом массы – вес меньше роста и 4) задержка (нанизм) или ускоренное (акселерация) созревание организма.

По результатам исследований дети с недостатком веса, ослабленные, с хроническими заболеваниями наблюдаются педиатром, а с избытком веса и низким ростом – эндокринологом. Комплексная оценка развития детей и подростков учитывается при определении групп здоровья.

  1. Акселерация и децелерация и их гигиенические проблемы.

Акселерация(греч., ускорение) – это ускоренное развитие роста, массы и полового созревания детей и подростков по отношению к сверстникам предыдущей эпохи. Отмечается с 30-х годов, но особенно с 50-60-х годов ХХ века, охватив весь земной шар. С 80-90-х годов темпы роста акселерации приостановились и параметры ее стабилизировались. Теперь об акселерации говорят лишь по отношению к отдельным лицам в сравнении с окружающими.

Основные признаки акселерации:

  1. в каждой возрастной группе масса и длина тела детей, подростков и юношей становится больше, чем в предыдущие годы;
  2. половое созревание их происходит в более раннем возрасте: у девочек — первая менструации в Москве начинается в 13 лет (ранее — с 15 лет); у мальчиков – поллюции, оволосение подмышками и мутация голоса на 3-9 мес. раньше;
  3. раньше наступает созревание (в т.ч. окостенение, что важно для акушерок) организма соответствующее взрослому организму;
  4. население имеет более крупное телосложение, чем ранее: 17- летние соответствуют 25-летним в 20-30-е годы ХХ века.

К сведению.Более детальные признаки акселерации:

  1. акселерация отразилась на внутриутробном развитии детей: за 40 лет тело новорожденных увеличилось на 1 см;
  2. удвоение веса грудных детей наступает не к 6 мес., а на 1 мес раньше;
  3. молочные зуба сменяются постоянными на 1 год раньше;
  4. за 80 лет 15-летние ребята стали выше на 20 см и весом больше на 16 кг своих сверстников;
  5. на 2 года раньше наступает окостенение – и поэтому рост тела в длину прекращается в более раннем возрасте: у девушек в 16 лет, у юношей – в 18 лет (ранее соответственно в 18 и 20 лет);
  6. 8-летний ребенок по уровню своего интеллектуального развития соответствует 9-летнему, а 15-летний – 17-летнему;
  7. к моменту полового созревания у девушек снижается способность к деторождению: из-за позднего наступления овуляции при наличии менструаций зачатие осуществляется поздно (к 30-40 годам); ребенок имеет склонность к акселерации – рождается «тучный» плод; поздно наступает климакс (в 55 лет и позже), что у 40% обуславливает склонность к раку матки.

НО:

  1. отмечается социальный инфантилизм: в социальном плане: ранее 15-20 летний человек был более зрелым и по адаптации в обществе соответствовал сегодняшним 35-40-летним. Человек раньше «вписывался» в общественную жизнь, заводил семью и имел в более молодом периоде более высокую ответственность перед семьей и обществом и независимость от родителей (академик Сергей Капица», ж. «Персона», 2002 г., с.8);
  2. ухудшилась фактографическая память детей: в Москве в 20-е годы 25% школьников могли запомнить страницу текста и воспроизвести ее, теперь таких нет – считается, что это из-за перегруженности памяти информацией.

Акселерация наблюдалась во всех странах мира.

Причины акселерации (гипотезы):

1) улучшение питания; 2) появление радио – электромагнитных волн; 3) генетическая теория: смешение рас, участились гетерозиготность и браки среди ранее изолированных групп; 4) взрывы атомных бомб, начиная с 40-х годов, продукты распада которых рассеялись по всему земному шару и попали в растительную и молочную пищу населения (мутация); 5) резкое снижение общей (оспа, полиомиелит) и детской заболеваемости (скарлатина, дифтерия), которые приводили к истощению детского организма и задержке его развития; 6) улучшение условий воспитания и обучения детей, способствовали ускорению их физического развития; 7) удлинение «светового» дня – за счет искусственного света; 8) влияние городского образа жизни; 9) интенсивное информационное воздействие приводит к преждевременному половому созреванию, а оно к физическому.

С 1995 г наблюдается процесс децелерации: преобладают дети с пониженным весом и недоразвитой мышечной системой. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН при увеличении в 2000-е годы детей с нормальным физическим развитием (с 55 до 67%) дефицит массы тела регистрируется у 10-22% школьников, а избыток массы- у 11%.; число отстающих в 15-17 лет по психофизиологическим показателям от своего возраста на 1-2 года составляет до 36%.; почти треть признается непригодными к военной службе из-за недостаточного физического развития. Основными причинами децелерации отмечаются проблемы в системе физического воспитания детей, отсутствие работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ, интенсификация учебного процесса, построенного на малоподвижности.

  1. Участие медицинских работников в проведении профессиональной ориентации школьников. Основные противопоказания для работы в некоторых отраслях промышленности
Читайте также:  Развитие ребенка с бисенсорными нарушениями

В профориентации детей и подростков принимают участие многие специалисты, но медико-биологические аспекты решают врачи.

Цель профориентации – помочь подростку выбрать профессию, которая не оказывала бы отрицательное воздействие на организм. Подростки часто переоценивают свои возможности в отношении своего здоровья. В то же время актуальность профориентации и профобучения определяется наличием ограничений в выборе профессии по состоянию здоровья у 80% детей, причем у 66% они обуславливаются хроническими заболеваниями.

Поэтому при проведении врачебно-профессиональной консультации врач ставит перед собой задачу – рекомендовать подростку профессию, которая соответствует его здоровью. Эту работу начинает школьный врач с 7-летнего возраста. Выявляются отклонения в здоровье, намечаются пути их преодоления. При поступлении в начальное, среднее или высшее профессиональное учебное заведение или на работу проводится медицинское обследование, с учетом которого и ориентируясь на перечень противопоказаний для работы в определенных профессиях, врач дает заключение о возможности обучения или работы по данной специальности. Заключение о профессиональной пригодности основывается на данных о состоянии здоровья, физического развития, функциональных возможностей организма подростка и его заболеваемости.

Основными противопоказаниями для работы в некоторых отраслях промышленности являются: снижение рефракции, нарушение опорно-двигательного аппарата (деформация скелета, плоскостопие), функциональные заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем, и др. Для профессии медицинского работника ограничивающими являются инфекционные заболевания (туберкулез в открытой форме, инфекционный гепатит), венерические болезни; для акушеров – выделение патогенных стафилококков из верхних дыхательных путей.

  1. Школьная зрелость и методы ее определения

В Российской Федерации обучение в школе начинается с 6 лет. Функциональная готовность ребенка к обучению индивидуальна. В соответствии с приказом Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003) и утвержденной им базовой программой скрининг-тестов для массовых медицинских осмотров детей, разработанной НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН (1993), а также приказа МЗ РФ № 69 (1995) проводятся 10 плановых комплексных медицинских осмотров, детей врачами-специалистами. Окончательный диагноз устанавливается педиатром после обследования. В программу обследования включаются опрос родителей и детей, оценка физического развития, состояние опорно-двигательного аппарата, остроты зрения, слуха, измерение артериального давления, лабораторный анализ мочи, уровень физической подготовленности.

Первое комплексное обследование проводится в 3 года или при поступлении в дошкольное учреждение и последнее — в 11 классе.

Второй комплексный медицинский осмотр детей проводится за год до поступления в школу с обязательным определением функциональной готовности к обучению. Он проводится в детском саду или детской поликлинике педиатром, ЛОР, окулистом, психоневрологом, хирургом-ортопедом, стоматологом. Результаты заносятся в медицинскую карту развития ребенка (форма 026-у). Медико-педагогическим отбором оценивается степень функциональной зрелости, общего развития и состояния здоровья. Детям с отклонениями в состоянии здоровья назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Имеющие дефекты в речи направляются к логопеду. Имеющим отклонения в моторике назначается рисование, лепка, игры.

Следующий медицинский осмотр всех детей теми же специалистами осуществляется перед поступлением в школу (апрель, май). Проводится повторное психофизиологическое обследование признанных ранее не годным к школе. Заключение о степени готовности к обучению дается по совокупности данных медико-педагогической комиссией, создаваемой при детской поликлинике. В нее входят школьный врач, педагог, логопед, педиатр и др.

Неготовыми к обучению считаются дети:

  • имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских рекомендаций к отсрочке поступления в школу с 6 лет (инфекционный гепатит, ревматизм, сниженную резистентность — болеющие ОРЗ 4 раза в году и чаще и т.д.), таких детей – до 24%;
  • отстающие в биологическом развитии (низкий рост, прибавка в росте за последний год менее 4 см, полное отсутствие постоянных зубов), таких детей до24%;
  • имеющие дефекты звукопроизношения, таких детей до 12%;
  • имеющие психофизиологическую задержку в развитии (недостаточное развитие психики, моторики мелких мышц кисти и речи), таких детей до 20%.

Дети из «группы риска» или «неготовности» к обучению по состоянию здоровья (с отставанием биологического развития, с функциональными отклонениями, с хроническими заболеваниями) – направляются на лечебно-оздоровительные мероприятия.

Дети с дефектами развития направляются в школы-интернаты. Кроме того, в каждой четвертой школе в Москве открыты классы для детей с задержкой психического развития. Таким образом, каждая третья школа в Москве может обеспечить обучение детей с отставанием в развитии, физически ослабленных, с признаками функциональной патологии и пограничной психоневрологической симптоматикой.

После поступления в школу всех детей повторно обследуют в конце 1-го года обучения (феврале-марте), проводят психофизиологические исследования – проверяют способность ребенка анализировать и синтезировать полученную информацию, уровень развития второй сигнальной системы и двигательной сферы, способность детей к письму. И решается вопрос о возможности продолжения его обучения. Последующие осмотры проводятся в конце 3, 5, 7, 10 и 11 классов. Между ними проводится доврачебный медицинский осмотр и врачом-педиатром. В медицинское заключение о медосмотрах включаются: диагноз, данные о группе здоровья, возможность занятия физкультурой и трудовым обучением, рекомендации по иммунопрофилактике, ограничения по профессиональной деятельности, пригодность к военной службе и др.

Контрольные вопросы

  1. Задачи науки «гигиены детей и подростков».
  2. Понятие «здоровье детского населения» и основные определяющие его факторы.
  3. Критерии состояния здоровья детского населения.
  4. Группы здоровья детей, принципы их формирования.
  5. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ.
  6. Особенности физического развития детей среднего школьного возраста и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ.
  7. Особенности физического развития детей старшего школьного возраста и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ.
  8. Методы исследования морфологического развития детей и их значение.
  9. Методы исследования функционального состояния детей и их значение.
  10. Основные оценочные показатели физического развития и функционального состояния подростков.
  11. Основные признаки акселерации и децелерации.
  12. Школьная зрелость. и методы ее определения.
  13. Основные противопоказания для учебы в школе.
  14. Роль медработников в проведении профориентации школьников.
  15. Основные противопоказания для работы в некоторых отраслях промышленности и здравоохранении.

Таблица №1. Методы исследования и оценочные показатели морфологических и функциональных признаков физического развития подростков

Набор инструментария: 1. Ростомер. 2. Весы напольные. 3. Мягкая сантиметровая лента.4. Ручной Динамометр. 5. Спирометр. 6. Калькулятор. 7. Часы.

Источник