Методика диагностики социального развития ребенка

Надежда Кузьмина
Диагностика социального развития ребенка. Социометрическая методика Рене Жиля. Методика мотивационных предпочтений

Диагностика социального развития ребенка социометрическая методика Рене Жиля.

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статической обработки.

Методика состоит из рисунков и чисто тестовых заданий. Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации ребенка с персонажами на картинках. Ребенку предлагается выбрать место среди изображенных людей или идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. В тестовых задачах предлагается на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. Всего методика содержит 42 вопроса.

При обследовании по методике от ребенка не требуется развернутого рассказа,достаточно знать его выбор: кто выбран и в какой ситуации, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя ребенок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.

Помимо качественной оценки результатов, данная методика позволяет представить результаты обследования и количественно. Методика измеряет 12 параметров, характеризующих систему личностных отношений ребенка,и которые можно условно разделить на две большие группы переменных:

А. Переменные, характеризующие конкретно – личностные отношения ребенка с другими людьми:

1 – отношение к матери;

2 – отношение к отцу;

3 – отношение к матери к отцу в целом как к родителям;

4 – отношение к братьям, сестрам;

5 – отношение к бабушке и дедушки;

6 – отношение к другу;

7 – отношение к учителю (воспитателю).

Б. Переменные, характеризующие самого ребенка,и проявляющиеся в его межличностных отношений:

8 — степень любознательности;

9 — степень стремления к доминированию;

10 – степени стремления к общению с детьми в больших группах;

11 – степень отгороженности от других, стремление к уединению;

12 – социальная адекватность поведения.

Суммирование баллов по каждому параметру производится, исходя из максимального числа заданий, работающих на данный параметр.

Методика мотивационных предпочтений.

(«Три желания», «Цветик – трехцветик», «Волшебная палочка»).

Существуют различные варианты методики мотивационных предпочтений («Три желания», «Волшебная палочка», «Цветик – семицветик», «Колесо желаний», которые отличаются обычно количеством желаний, которые ребенок должен задумать (от одного до семи) и формой предъявления (Л. И. Божович, 1968, Й. Шванцара, 1978).

Предлагаемые варианты методики предназначены для детей 5 – 9 лет. С дошкольниками, у которых не сформированы навыки свободного письма, методика проводится индивидуально.

Инструкция при индивидуальном проведении: «Представь себе, что это волшебная палочка (показывается маленькая указка). Ты можешь взмахнуть ей, и с ее помощью выполнить три самых заветных своих желания. Скажи мне, какие это желания».

Обработка результатов и интерпретация

1. Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей (сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др., относящиеся к детскому дому в целом, и широкие «общечеловеческие» («Хочу, чтобы люди никогда не болели», «Чтобы никто не убивал других людей», «Нашли все полезные ископаемые» и пр.)

Поскольку само строение методики ориентирует детей, прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний «для других» свидетельствует о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов иили формировании потребности во благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными

2. Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений.

Наиболее часто здесь встречаются ответы, желания обладать определенными материальными благами, иметь какие – то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость, выполнять требования воспитателей и др.

Заслуживают внимания ответы, связанные с семьей, родителями.

Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований воспитателей, а также совершенно конкретных («мелких») материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое).

Следует обратить особое внимание на ответы,связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции («Я хотел бы всех избить, уничтожить», «Чтобы отомстить всем», «Чтобы избили всех тех, кто меня обижает»,так и жертвы агрессии: «Чтобы меня не били», «Чтобы меня кто – нибудь защитил, когда меня снова начнут бить».

Ответ «не знаю» является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитости их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном «отказе» от желаний, их вытеснении, а также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющий характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы.

3. Определяется степень «протяженности» желаний во времени.

4. Характер высказываний («Я хочу», «Я хотел бы»).

Использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем «праве на желание» является неблагоприятным симптомом.

С одной стороны, социально – эмоциональные нарушения, являющиеся зачастую непосредственной причиной дезадаптации,обусловливаются воздействием факторов самой различной природы: биологических, онтогенетических, психологических, педагогических, социальных и др. С другой стороны, социально – эмоциональные нарушения приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой.

Источник

Методика 1

Вопросы для собеседования

(тест разработан С.А.Банковым)

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты станешь, когда вырастешь:
ей или дядей?

4. У тебя есть брат (сестра), кто из вас старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром- или днем? Что бывает раньше — обед или ужин? День или ночь?

8. Где живешь? Назови домашний адрес.

9. Кем работает твой отец (мама)?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (лентой-
, платье)?

11. Какое сейчас время года — зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь?

12. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон (врач, учитель)?

15. Зачем нужны в школе звонок, парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны гла-
за, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого
больше ног: у собаки или петуха?

21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь
чужую вещь?

Оценка ответов

1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок
может получить 1 балл ( за исключением контрольных).

2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на дополнительные вопросы пункта.

3. Правильными считаются ответы типа: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки
их четыре, у петуха — две». Неверными считаются ответы типа:
«Мама-Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во
временах года, в признаках «больше — меньше».

4. Кконтрольным вопросам относятся 5, 8, 15, 22. Ответы на
них оцениваются так:

5-й: если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет — 1
балл, если называет года с учетом месяцев — 3 балла.

8-й: за полный домашний адрес с названием своего города — 2
балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) — 2 балла, менее 3 признаков — 1 балл;

15-й: за каждое правильно указанное применение школьной
атрибутики — 1 балл;

22-й: за правильный ответ — 2 балла.

5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в
пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на
пункт 16, в протоколе отмечается положительная мотивация к
обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не
менее 4).

Оценка результатов беседы

Вполне зрелыми для школы считаются дети, получившие в
сумме 24-29 баллов, менее подготовленными — получившие 20-
24 балла, не подготовленными — получившие 15 — 20 баллов.

Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, — вспомогательный метод. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.

Беседа может проходить и по более широкой программе. Ответы —
детей позволяют составить представление об их нравственных занятиях, ценностных ориентациях, умении выйти из проблемной ситуац
ии, руководствуясь личным опытом.

Методика 2

Вопросы для собеседования

I серия

1. Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.

2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?

3. Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим
на них? Почему?

4. Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец,
милиционер?

5. Сколько тебе лет?

6. У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (ее, их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь?

7. Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять
всегда или нет?

8. Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в дет-
ском саду?

9. У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить?

10. Чем занимаются дети в школе?

11. Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь читать-
, писать, считать?

12. Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь
делать?

13. Кем ты станешь, когда вырастешь?

14. Каким ты хочешь стать?

II серия

15. Алеся — украинка, Чубо — молдаванин (предъявляется цветная картинка с изображением детей в национальных костюмах), а
ты кто? Почему ты так думаешь?

16. Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной —
стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте?

17. Как называется твоя Родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь?

18. Как называется страна, в которой ты живешь?

19. Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо?

20. Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь?

21. Какие есть страны кроме России?

22. В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней?

23. Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему?

III серия

24. У тебя есть друг? Как бы ты поступил, если бы:

а) во время урока он не смог ответить на вопрос учителя;

б) обидел кого-нибудь из ребят;

в) его кто-нибудь захотел обидеть;

25. Представь, что в комнате два стола. На каждом из них дети
строят улицы большого города. За одним столом играют Таня,
Алеша, Наташа, Варя и Андрей, за другим — Адия, Сара, Моника,
Марат и Хорст. За каким столом ты стал бы играть? Почему
именно за этим? Что для тебя важно?

26. Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто этого не видел?

27. Представь себе, что ты с мамой едешь в автобусе, немного
устал, в руках у мамы тяжелые сумки с продуктами. Вдруг освобождается место у окна. Как бы ты поступил?

Ответы оформляются в виде протокола на каждого ребенка.

При проведении диагностики социального развития ребенка используйте метод индивидуальной беседы ( тест С.А. Банкова). В ходе ее педагогу легко установить контакт с ребенком, завоевать его доверие, что чрезвычайно важно для правильной диагностики. Чтобы
достичь этого, ведите беседу доброжелательно, непринужденно, со
знанием дела; не торопите ребенка с ответом, предоставьте ему возможность подумать, вернуться к тем вопросам, на которые он затрудняется ответить; если первоклассник устал — сделайте небольшой
перерыв, затем закончите беседу; записывайте ответы дословно, постарайтесь- дать им правильную оценку.

Задание

Задачи:

-пронаблюдать особенности проявления дисциплинированности младших школьников;

-выявить сформированность у детей навыков организации собственной деятельности и поведения;

-выявить приемы и методы, применяемые учителем для организации детей и их дисциплинирования.

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ

1.Пронаблюдайте, как дети вашего класса готовятся к уроку:

-достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;

-забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;

-готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.

2.Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:

-успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;

-постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.

3.Обратите внимание, кто из детей вашего класса нарушает дисциплину( мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить в тетради работу другого ученика). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно:

-ему скучно на уроке, так как учебный материал он не понимает;

-ему неинтересно, так как материал урока он знает;

-ребенку не хватает доброжелательного отношения, он привык, что его относят к «плохим» детям.

4.Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины:

-четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями (словесными приемами, методами);

-постоянно вовлекает детей в работу, беседу;

-использует на уроке разные виды работ, интересные и практические задания;

-использует в ходе урока разнообразный материал, наглядные пособия;

-использует прием соревнования на уроке;

-применяет метод примера.

5.Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:

-какие указания дает по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;

-как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.

6.Сделайте вывод, какие приемы работы учителя по организации и дисциплинированию детей наиболее результативны.

Тема 4 Речевая подготовка первоклассников

Речь — одна из основных высших психических функций. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Понимание речи связано с развитием чувственной основы речи-предметных образов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека, — она организует все высшие психические функции, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь каксамостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять функции опосредования высших психических функций, их связывания и организации. Фонематический слух, чистота фонематического восприятия.

Наблюдение за уроками, их анализ.

Методические рекомендации для студентов

Предметом наблюдений на этот раз сделайте изучение ново-
го материала на уроках.

1. Исследуйте, прежде всего, эффективность выбора учителем содержания и методов изучения нового материала:

какими способами и насколько удалось учителю подготовить учащихся к восприятию нового материала; как актуализировались опорные знания, умения; насколько эффективно осуществлялась мотивация учения первоклассников;

каково содержание учебного материала (научность, связь с жизнью, воспитательное и развивающее значение);

как происходит объяснение нового материала (система, логика, ясность, доступность, реализация межпредметных связей);

насколько рационально использовались методы, приемы обучения (словесные, наглядные, практические, проблемно-по-
исковые методы). Было ли занятие обеспечено техническими
средствами обучения;

применял ли учитель различные способы повышения самостоятельности и активности детей на уроке: учет возрастных и

индивидуальных особенностей; раскрытие перспективы учебной
деятельности; организация самостоятельной учебной деятельности; использование проблемного объяснения, постановка проблемных вопросов; введение заданий программированного характера (тетради с печатной основой); какие использовал пред-
писания, памятки; уделял ли внимание формированию умений
самопроверки; решению учебных задач в занимательной, игровой форме, включению детей в соревнование в процессе учебной
работы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных
связей, использованию элементов новых инновационных педагогических технологий;

насколько эффективно сочетались на уроке индивидуальные, групповые, общеклассные формы учебной работы;

каким образом учитель обеспечивал на уроке атмосферу делово-
го сотрудничества, доброжелательности, доверия, взаимопомощи.

2. Отдельно проанализируйте такой важный этап урока, как закрепление нового материала:

рационально ли учитель отобрал материал для закрепления;
какие использованы пути, способы, средства закрепления, обобщения, систематизации нового материала;

о чем свидетельствуют ответы учащихся.

3. Подумайте и попытайтесь определить общую целевую установку, с которой учитель осуществлял воспитательный процесс на
данном или ряде ранее наблюдаемых уроков:

обеспечить прочное и правильное усвоение детьми материала,
предусмотренного программой;

максимально полно реализовать воспитательные возможности
учебного материала урока; обеспечить нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, сформировать основы научного
мировоззрения у детей;

выработать у первоклассников прочные учебные умения и на-
выки (чтения, письма, счета и др.);

сформировать у детей первоначальные умения самообразования;

развить умственные способности учащихся в процессе обучения,
обеспечить постепенный переход от наглядно-действенного к абстрактно-логическому способу мышления; развить память, внимание,
воображение ребенка; создать благоприятные условия для выявления задатков детей и максимального развития их творческих способностей;

комплексное решение ранее перечисленных целей.

Возможно, вы обнаружите дополнительные, не названные выше задачи (укажите их).

2.Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития

детей дошкольного возраста (Ф.Г.Даскалова)

1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
.
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово,
а ты скажешь мне другое — какое хочешь».

1 — стул;

2 — мяч;

3 — Иван;

4 — зайчик;

5 — пою;

6 — красный.

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову —
-раздражителю ассоциации).

2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных

1 — Ребенок толкает….

2 — Девочка качает….

3 — Зайчик хрупает….

4 — Мама стирает….

5 — Девочка поливает….

Оценка: 5 верных ответов.



Источник