Методика диагностики развития ребенка по готовности его к школе

Методика диагностики развития ребенка по готовности его к школе thumbnail

Светлана Бузанова
Определение готовности детей к школе. Методы диагностики

Диагностическая деятельность начинается с постановки цели и задач, после чего формируется гипотеза и подбираются адекватные методы для её проверки. Завершающим этапом является установление диагноза. Заказчиком психодиагностического исследования может выступать сам психолог и другие заинтересованные лица, например родители, педагоги, различные организации.

Программа диагностики (по методической разработке Фукина А. И. и Курбатской Т. Б.):

Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребёнка к школе определяется отношением суммы оценок на число методик.

При этом КПГ до 3 баллов оценивается — неудовлетворительно,

до 5 баллов — слабо,

до 7 баллов — средне,

до 9 баллов — сильно,

до 10 баллов — очень сильно.

Описание методик.

1. Методика А. Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.

Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов.Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю»

Затем одновременно и четко произнести 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке. Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените.

Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка:

Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости.

Зигзагообразная форма «кривой» — указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.

«Кривая» в форме ПЛАТО наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

2. Методика Джекобсона по определению объёма памяти.

Названные вами слова ребенок должен повторить в том же порядке.

Инструкция: «Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь.»

2,7,4 4,7,1

9,6,1,8 3,0,6,2

4,7,2,5,9 1,4,9,6,0

6,0,7,5,9,2 3,8,1,5,7,2

1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7

Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по заданной строке повторяется из другого столбца.

При воспроизведении:

7 знаков оцениваются в 10 баллах,

6 …. в 9 баллах,

5…. в 7 баллах,

4…. в 4 баллах,

3…. в 1 балл.

3. Методика по определению концентрации и распределения внимания.

Подготовьте лист бумаги 10*10 клеток.В эти 100 клеток поместите в случайном порядке по 16-17 разных фигурок: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить в заданную вами фигуру крестик. А при определениипереключаемости внимания: ставить в одну фигуру крестик, а в другую минус.

Инструкция: «Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь.»

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно выполняется задание.

4. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации.

Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.

Изготовьте6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток верхнего ряда слева направо. То же проделайте и с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала квадрат (по убыванию размеров, а потом трапецию, прямоугольник, шестиугольник и треугольник.

В результате получается таблица с геометрическими фигурами, располагающимися в определенной системе (последовательности) по величине. Причем в левой колонке наибольшие размеры фигур, а в правой наименьшие.

Теперь уберите все фигуры из середины таблицы (16 фигур, оставляя только в крайних рядах и колонках.

Инструкция: «Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке, каждая фигура имеет свое место, свою клетку.

А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура, в какой клетке должна быть?»

Оценка из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.

5. Методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать.

Подготовьте по 5 карточек,изображающих:

1. Мебель,

2. Транспорт,

3. Цветы,

4. Животные,

5. Люди,

6. Овощи.

Инструкция: «Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, что бы каждую группу можно было назвать одним словом».

Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.

Оценка 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа. 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу снижается по 2 балла.

6. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет.

Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):

1. животные (среди них дерево,

2. мебель (транспорт,

3. игры (работа,

4. транспорт (дерево,

5. собачки (кошка,

6. кружки с одним сегментом (с 2 сегментами,

7. квадраты с двумя диагоналями (с 1 диагональю)

8. рисунки по 3 красных фигуры (квадрат с одной диагональю,

9. рисунки по 3 больших фигуры (3 маленькие фигуры,

10. рисунки по 2 треугольника (с 2 квадратами).

Инструкция: «Здесь нарисованы 5 рисунков. Посмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно там быть, который не подходит к остальным».

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.

Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Из 10 баллов за каждое не выполненное задание оценка снижается на 1 балл.

7. Методика для выявления уровня развития образных представлений.

Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. ИНСТРУКЦИЯ дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется секундной стрелкой часов.

А. МАНЕКЕН (мальчик). Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей РИСУНОК мальчика.

ИНСТРУКЦИЯ: «ЕСЛИ правильно сложить эти части, то ПОЛУЧИТСЯ мальчик. Сложи его как можно быстрее».ОЦЕНКА:

10 6 — до 15с.

9 6 — до 20с.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка нейропсихология

8 6 — до 25с.

7 6 — до 3,0с

6 6 — до 40с.

Б. МЕДВЕЖОНОК.

Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части.ИНСТРУКЦИЯ: «ЭТО разрезанный на части медвежонок. Сложи его как можно быстрее».

ОЦЕНКА:

106 — до 20с. 56 — до 80с.

96 — до 30с. 46 — до 100с.

86 — до 40с. 36 — до 120с.

76 — до 50с. 26 — до 130с.

66 — до 60с. 16 — до 180с.

В. ЧАЙНИК.

Перед ребенком лежат части рисунка чайника, разрезанного на 5 частей.

ИНСТРУКЦИЯ: «СЛОЖИ это вместе как можно быстрее» (Название объекта не дается)

ОЦЕНКА:

10 б — до 35 с. 5 б – до 100 с.

9 б – до 45 с. 4 б – до 120 с.

8 б – до 55 с. 3 б – до 140 с.

7 б – до 65 с. 2 б – до 160 с.

6 б – до 80 с. 1 б – до 180 с.

Из трех полученных оценок высчитывается средняя.

8. Название цвета по показу.

Приготовьте10 карточек различного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого.

Показывая ребенку карточку,спросите: «Какого цвета карточка?»

За 10 правильно названных карточек — 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.

9. Исследование качества звукопроизношения.

Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках или ПОВТОРИТЬ за вами слова, в КОТОРЫХ встречаются ЗВУКИ, относящиеся к группам.

А.Свистящих: с — твердое и мягкое, 3 — твердое и мягкое.

САМОЛЕТ — БУСЫ — К ОЛОС ЗАЯЦ – КОЗА — ВОЗ

СИТО-ГУСИ-ЛОСЬ ЗИМА – ГАЗЕТА — ВИТЯЗЬ

Б.ШИПЯЩИХ: Ж, Ш, Щ, Ч, Ц

ЦАПЛЯ – ЯЙЦО — НОЖ ЧАШКА – БАБОЧКА — КЛЮЧ

ЖУК – ЛЫЖИ — НОЖ ШЕТКА – ЯШЕРИЦА — НОЖ

ШИШКА – КОШКА — МЫШЬ

В.Небных: К, Г,X,И

КРОТ- ШКАФ- ЗАМОК ХАЛВА — УХ А — МОХ

ГУСЬ-УГОЛ-ДРУГ ЙОД-ЗАЙКА-МАЙ

Г.СОНОРНЫХ: Р — твердое и мягкое, Л- твердое и мягкое

РАК-ВЕДРО-ТОПОР ЛОПАТКА-БЕЛКА-СТУЛ

РЕКА- ГРИБ- ФОНАРЬ ЛЕЙКА- ОЛЕНЬ- СОЛЬ

ПРИ подборе ДРУГИХ СЛОВ важно, чтобы ЗВУК встречался, В начале, середине и конце слова.

Оценка 10 баллов за чистое произношение всех слов. Не выговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл.

10. Методика Керна — Йерасека.

Ребенку дается лист чистой нелинованной бумаги. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой.

А. Срисовывание фразы «ЕЙ ДАН ЧАЙ».

Ребенку выдается карточка 7X14 см. На карточке рукописная фраза «Ей дан чай». Высота заглавной буквы 1.5см., остальных-1см. Карточка кладется ЧУТЬ выше рабочего листа.

ИНСТРУКЦИЯ: «ПОСМОТРИ, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, ПОЭТОМУ попробуй это нарисовать. Хорошенько ПОСМОТРИ, как это написано, и напиши также».

10 баллов — срисованную фразу можно прочитать.

БУКВЫ не более чем в 2 раза больше образца. БУКВЫ образуют ТРИ слова. Строка отклонена от ПРЯМОЙ линии не более чем на 30 градусов.

8-9 баллов-Предложение можно прочитать БУКВЫ ПО величине близки к образцу. Их СТРОЙНОСТЬ не обязательна.

7-6 баллов-БУКВЫ разделены не менее, чем на 2 ГРУППЫ. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5-4 балла — С образцом схожи не менее 2 буквы. Вся группа имеет вид письма.

3-2 балла- Каракули.

Б. Срисовывание точек. л

Ребенку выдается бланк с изображением ГРУППЫ точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали-1см. Диаметр точек 2мм. Карточка с точками кладется так, чтобы ОСТРЫЙ УГОЛ ПЯТИУгольника был направлен вниз.

ИНСТРУКЦИЯ: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь. (Показать где).

10-9 баллов — Точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не КРУЖКИ. Соблюдена симметрия ФИГУРЫ по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение ФИГУРЫ, увеличение же возможно не более, чем наполовину.

8-7 баллов — Возможно незначительное нарушение симметрии. Однако точка может выходить за рамки столбца или СТРОЧКИ. ДОПУСТИМО изображение КРУЖКОВ вместо точек.

6-5 баллов — ГРУППЫ точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей ФИГУРЫ. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно большее или меньшее количество точек, но не менее 7 и не более 20.

4-3 балла — Точки располагаются группами. Их ГРУППЫ напоминают любые геометрические ФИГУРЫ. Величина и количество точек не существенны. Недопустимы другие изображения, например линии.

1-2 балла — Каракули.

Коэффициент психологической готовности /КПГ/ ребенка, к школе определяется отношением СУММЫ оценок на число методик.

ПРИ этом КПГ до 3 баллов оценивается — неудовлетворительно,

до 5 баллов — слабо,

до 7 баллов — средне,

до 9 баллов — сильно

до 10 баллов — очень сильно.

Источник

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «РОССИЙСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.

ДЕТСТВА

ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Выполнила:

студентка 5 ДО-5-14-1

заочной формы

Клементьева Наталия Владимировна

Санкт-Петербург

2019

Диагностика мотивационной готовности ребенка к школе

Методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой) для определения мотивационной готовности.

Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление желания ребенка идти в школу, ориентация на школьно-учебную деятельность.

Материал: перечень вопросов, ручка.

Процедура проведения

Беседа проводится индивидуально. В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Варианты ответов и их оценка

А — ориентация на содержание учебной деятельности —2 балла

Б — ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни —1 балл

В — ориентация на внешкольные виды деятельности и условия —0 баллов

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А — очень хочу

Б — так себе, не знаю

В — не хочу

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А — интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д.

Б — интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т. д.

В — внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 30 мишка

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?

А — освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т. д.

Б — приобретение формы, школьных принадлежностей

В — занятия, не относящиеся к школе

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)

А — уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка

Б — внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса

В — уроки художественно — физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А — занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т. д.

Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование

В — занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными

Интерпретация результатов

Высокий уровень — 10-9 баллов — говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

Средний уровень — 8-5 баллов — свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

Низкий уровень — 4-0 баллов — ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Методика «Сказка» (выявление доминирования познавательного или игрового мотива)

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца.

Текстовый материал

Сказка «Почему зайцы зимой белые шубки носят»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

-Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

-Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.

-Нет, одолею!

-Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

-Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

-Давай, — согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет:

Князю тепло, князю жарко!

Греет, горит — солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

-Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Выводы

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

Диагностика социально-личностной готовности ребенка к школе

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе.

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.

3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.

4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.

5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.

6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.

7. Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы.

8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.

9. Мне очень хочется в школу, т. к. мои друзья тоже идут в школу.

10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов:

Высокий уровень — если ребенок поставил не менее 8 плюсов

Средний уровень — от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее количество плюсов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 — представление о школе сформировано, отношение положительное.

Низкий уровень — от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Освоение ребенком норм и правил поведения.

Из беседы с ребенком вы узнаете, какие правила школьной жизни знает ребенок.

Что я знаю о школе?

1. Как обращаются к учительнице?

2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?

3. Что говорят, если нужно выйти в туалет?

4. Что такое урок?

5. Как узнают, что время начинать урок?

6. Что такое перемена?

7. Для чего нужна перемена?

8. Как в школе называется стол, за которым дети пишут?

9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?

10.Что такое отметка?

11.Какие отметки хорошие, а какие плохие?

12.Что такое школьный дневник?

13.В классе учатся дети одного возраста или разного?

14.Что такое каникулы?

Важно, чтобы ребенок ответил принципиально верно, можно и без

уточнений

Диагностика интеллектуальной готовности ребенка к школе

Тест на выявление интеллектуальной готовности к школе «Кругозор».

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество.

Читайте также:  Скачать игру для развития 4 года ребенок

2. Назови фамилию, отчество родителей.

3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?

4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?

6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)

7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?

8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

9. Кем работают твои родители?

10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)

11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон (врач, учитель?)

15. Зачем в школе нужен звонок, парта?

16. Ты сам хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц ты знаешь?

20. Кто больше, корова или коза?

21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

Сведения о себе, семье — 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 17

Представление об окружающем мире — 6, 7, 10, 11, 12,14, 18, 19

Способность к анализу, рассуждениям — 13, 20, 21, 22

Школьная мотивация — 15, 16.

Интерпретация:

Каждый правильный ответ — 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:

5 вопрос — ребенок вычислил, сколько ему будет лет — 1 балл, называет год с учетом месяцев — 3 балла (например, мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)

8 вопрос — полный домашний адрес — 3 балла

15 вопрос — правильное применение школьной атрибутики — 1 балл

16 вопрос — положительный ответ — 1 балл

17 вопрос — правильный ответ — 3 балла

22 вопрос — правильный, адекватный ответ — 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень — 24-29 баллов

Средний уровень — 20-23,5 балла

Низкий уровень — от 19,5 и ниже

Диагностика физической готовности ребенка к школе

Готовность организма к выполнению длительных и постоянных школьных нагрузок можно определить через пробу: филиппинский тест. Его показатель положителен, когда ребенок пальцами правой руки, положенной сверху на голову в ее вертикальном удержании, может полностью закрыть ладонью ушную раковину до мочки.

Тест на задержку дыхания позволяет оценить выносливости организма и волю ребенка. Проводится индивидуально. Для проведения теста необходим секундомер или часы с секундной стрелкой.

Инструкция. Покажи, какой ты сильный. Положи руку чуть выше живота. По моему слову вдохни как обычно и задержи дыхание. Постарайся не выдыхать как можно дольше. Постарайся, ведь ты сильный. Раз, два, не дыши! … Молодец, ты очень сильный! Секундомер следует включить, как только ребенок задержит дыхание. В момент начала выдох, секундомер останавливают. В норме задержка дыхания составляет 18-22 секунды. Если показатель ниже 18 секунд, то ребенок будет сильно уставать от школьных нагрузок, что может негативно сказаться на его здоровье. Для таких детей целесообразнее выбирать школы с минимальной учебной нагрузкой. Если показатель выше – это свидетельствует о достаточно хорошей готовности к школе, в том числе и физической.

Мелкая моторика руки исследуется при помощи заданий:

  • рисование: педагог просит ребенка нарисовать из заданной точки прямую линию, прямоугольник, треугольник, круг; продолжить рисование «забора» ломаной линии;

  • обрывание листа бумаги. Нужно получить прямоугольник способом обрывания по контуру, учитывается способность распределить функции рук, содружество обеих рук в работе;

  • работа с ножницами. Ребёнок должен вырезать круг, нарисованный на бумаге. Оценивается точность повторения контура

  • упражнения на выявление уровня развития тактильных ощущений. Играя с волшебным мешочком, по просьбе педагога ребенок, оперируя ведущей рукой, достает круглый предмет, металлический предмет, мягкий предмет, конкретный предмет и т.д.;

  • «Катание шарика» Педагог предлагает дошкольнику покатать между указательным и средним пальцами ведущей руки пластилиновый шарик диаметром 10 мм в течение 1 минуты

  • упражнение на выявление силы мышечного напряжения кистей рук. Педагог протягивает ребёнку свою руку и просит сжать её как можно сильнее одной рукой, двумя руками.

Развитие мелких мышц руки, хорошая координация движений свидетельствуют о готовности руки к письму. Достаточно посмотреть на результаты продуктивных деятельностей ребенка – рисунки, бумажные конструкции, аппликации, чтобы оценить этот показатель. Хорошее владение различными инструментами (ножницами, карандашом, кистью), стремление и умение собирать пазлы, мозаики, завязывать шнурки на ботинках свидетельствуют о хорошей координации тонких движений руки.

Готовность к принятию учебной задачи – значимый показатель готовности к школе. Оценить эту готовность можно по результатам графического диктанта и специального теста «Раскрась картинку»

Тест Е. Е. Кравцовой «Раскрась картинку»

Для ребенка необходимо приготовить два одинаковых контурных рисунка, один из которых заранее раскрашен в нетрадиционные цвета.

Детям предлагают раскрасить картинку по образцу: «Раскрась картинку так же, как у меня». После того как задание будет выполнено, их просят проконтролировать себя, т.е. сказать, все ли правильно сделано и похожа ли их картинка на образец.

По результатам теста каждый ребенок может быть отнесен к одной из четырех групп.

I. Принимает и понимает задачу (хочет выполнить задание взрослого и понимает, что надо делать).

II. Принимает, но не понимает задачу (хочет выполнить, но не понял, что надо делать).

  1. Не принимает, но понимает (понимает, что требуется сделать, но не хочет это выполнять либо хочет выполнить по-своему).

IV. Не принимает и не понимает (не хочет выполнять заданное и не понимает суть задания).

Нежелание выполнять задание взрослого свидетельствует о социальной неготовности ребенка к школьному обучению. Оно может быть вызвано повышенной тревожностью.

Таким образом, принятие задачи взрослого ребенком включает:

1) желание выполнять задание взрослого (принятие задачи для себя);

2) понимание того, что надо делать (понимание задачи).

Оценка результатов:

3 балла — высокий результат;

2 балла — средний;

1 балл — ниже среднего;

0 баллов — низкий.

Источник