Методичка по развитию речи ребенка 5 лет

Светлана Миронова
Речевое развитие ребенка. Методическое пособие по развитию речи у детей 4–5 лет

Речевое развитие ребенка

Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет

Введение

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

У ребенка, испытывающего проблемы со зрением, речевая функция немного затормаживает свое развитие. На родителей ложится большая доля труда и ответственности за воспитание ими слепого ребенка, поэтому им следует знать общую цель и конкретные пути и средства педагогического воздействия на ход развития личности при потере зрения. Чтобы ослабить влияние слепоты на развитие ребенка, необходимо активно и своевременно воздействовать на малыша. Чем раньше произойдет это педагогическое вмешательство в жизнь маленького слепого, тем успешнее он будет развиваться и обучаться в школе.

В процессе повседневного общения с окружающими слепой ребенок овладевает речью — ее содержанием и структурой, то есть звуковым и грамматическим строем, словарным составом и выразительными средствами (силой голоса, темпом речи, интонацией). Он также овладевает и речевыми функциями обозначения и обобщения предметов, признаков и действий, на основе которых осуществляется общение, познание окружающего мира и психическое развитие личности самого ребенка.

Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда вы читаете ему сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, о растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам.

При помощи слова слепой ребенок получает предварительное понятие о незнакомых ему предметах, которое затем уточняется при непосредственном восприятии. Объяснения взрослого в процессе обязательного обследования предметов или ориентировки в пространстве помогают выделить существенные признаки объектов и тем самым способствуют уточнению восприятия и формированию правильных предметных и пространственных представлений.

От родителей требуется продумать вопросы, которые помогали бы ребенку выделить характерные признаки, явления, и рассказать о них. Проводимые наблюдения периодически обобщаются в виде беседы, кратких записей, ведения дневника, с помощью рельефных условных обозначений. Таким путем у слепого ребенка создаются и систематизируются богатые представления о каком-либо явлении, а связанные с ним слова приобретают глубокий и точный смысл и сознательно употребляются в разных речевых ситуациях.

При помощи звукозаписи легче усваиваются приемы выразительного чтения, так как происходит понимание интонаций, логических ударений и умение передать их в своем чтении и в устной речи.

Овладение разными видами связной речи становится для слепого важным средством компенсации недостатков его чувственного познания и средством нормального психического развития. Многие родители, своевременно занявшиеся воспитанием слепых детей в контакте со специальной школой, достигли в этом отношении больших успехов.

Коммуникативно-речевое развитие детей 4-5 лет

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни.Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно начиная с раннего возраста.

Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать её, принимать чужую точку зрения и т. д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остаётся фактом — даже выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными свойствами.

Подавляющее большинство педагогов полагают, что если обогатить словарный запас ребёнка, научить уместному употреблению синонимов, дать схему построения текста (высказывания, то в дальнейшем, при обучении в школе, он сможет участвовать в диалоге и свободно владеть всеми навыками его ведения. Однако нельзя забывать о том, что диалог — особая форма речи дошкольника, которая не возникает автоматически.

«Развитие детей с нарушениями подчиняются тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка» (Л. С. Выгодский). В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушением зрения возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, что сказывается на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем, развитием связной речи, в усвоении выразительных средств.

А ведь именно сейчас используются такие модные формы и методы обучения, как проектный, исследовательские работы и т. д.

Технология проектирования помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, эта технология становится инструментом саморазвития ребёнка.

Проект — это описание будущей деятельности, направленное на осуществление значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного ресурса.

Определены следующие условия организации и проведения проекта:

• наличие мотивации участников проекта;

• перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников;

• позиция взрослого — позиция сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к личной инициативе, к росту личности ребёнка;

Читайте также:  Ребенок эпилепсия задержка в развитии

• позиция ребёнка — активное взаимодействие со взрослым, сверстниками, взаимоподдержка, ответственность;

• произвольность (доведение начатого проекта до определённого результата);

• знания воспитателя выстраиваются как системные, междисциплинарные, обобщенные в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;

• освоение способов ведения исследовательской работы, способов решения творческих задач, методов развития мышления и воображения;

• представление (детям) практики освоения многообразия форм межличностных отношений и общения, создание условий для появления чувств радости от совместного сотрудничества и сотворчества.

То есть дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

До сих пор обсуждаются способы и условия реализации диалога в образовательном процессе. Он рассматривается как метод исследования личности ребёнка; особая по построению форма организации занятия; способ реализации проблемного обучения, сотрудничества, специально организованная ситуация общения педагога и ребёнка и т. д. Однако если нет мотивации общения, спора, то нет и словесных форм спора, диалога, дети не смогут научиться продуктивно сотрудничать, строить свое взаимодействие учебным способом.

Возрастные и психофизические особенности становления речевой деятельности ребёнка во время реализации проекта позволяют направить его воспитание и обучение в русло диалогического общения, инициативного продуктивного сотрудничества. Главное, не игнорировать мотивы детского общения, использовать готовность ребёнка вступать в диалог, чувствовать инициативу детей.При этом необходимо соблюдать особую последовательность: в первую очередь обучать диалогу и умению вести диалог, затем — монологу как высшей форме речевой деятельности. Это поможет не только сохранить и развить мотивацию общения, но и повысить качество речевой деятельности детей в процессе проектирования.

«В гости к бабушке»: чтение слогов с буквой «я»

Программное содержание: учить читать слоги с буквой «я»; закреплять представление о домашних животных; упражнять в различении гласных и согласных, звонких и глухих звуков; определять ударный звук в слове; формировать интерес к чтению; развивать внимание, память, фонематический слух, познавательную активность.

Оборудование: звуковые кубики, таблицы для обучения чтению по методике H.A. Зайцева, предметные картинки, графические задания для каждого ребенка, кукла, аудиозаписи мелодий детских песен. .

Ход занятия

К нам в гости пришел Малыш. Выставляется кукла.

Он приглашает в гости к своей бабушке в деревню. Чтобы отправиться, надо построить поезд. Сегодня мы будем строить вагончики из кубиков с буквой «я».

Дети выставляют слоговые кубики с буквой «я», по три в ряд.

Чтобы поезд набрал скорость, надо прочитать названия всех вагончиков. Если ударение падает на первый слог, проговариваем его протяжно, а безударные слоги говорим коротко.

Дети читают необычные трехсложные слова,меняя ударение: КА-СЯ-ТЯ, КА-СЯ-ТЯ, КА-СЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ и др.

Пропевание слогов с буквой «я» под музыку по кубикам и таблице.

Вот мы приехали. Выставляется кукла Бабушка. Бабушка хочет познакомиться с вами. Дети выкладывают свои имена из кубиков. Бабушку зовут Наташа, и она приглашает нас за стол.

Игра с движениями «Как у бабушки Наташи».

Как у бабушки Наташи,

Ели вкусную мы кашу,

Кашу манную, с дымком,

С хлебом, с маслом, с молоком.

Взяли мы большую ложку, Съели все до самой крошки, Вот какая каша, У бабушки Наташи.

У бабушки есть животные,отгадайте загадки:

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спица,

Он, мурлыча, песнь поет,

Только мышь его боится, вы узнали?

Это. (кот).

Показ предметной картинки с изображением кота, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого. Кот принес нам букву «т».

Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

Буква «т» в слове «кот» обозначает звук [т].

Где он находится: в начале, середине или в конце слова?Какой это звук: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «кот»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?

Давайте позовем кота: «Ко-о-о-от, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?

Отгадайте еще одну загадку: Голодна — мычит. Сыта — жует,

Малым деткам молока дает. (Корова).

Показ предметной картинки с изображением коровы, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого.

Корова принесла нам букву «р». Буква «р» в слове «корова» обозначает звук [р].Где он находится: в начале, середине или в конце слова?Какой это звук: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «корова»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?

Давайте позовем корову: «Коро-о-ова, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?

Отгадайте, кто еще живет у бабушки Наташи. С бородой родится -Никто не дивится. (Козел).

Показ предметной картинки с изображением козла, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого.

Козел принес нам букву «л». Буква «л» в слове «козел» обозначает звук [л].Где он находится: в начале, середине или в конце слова?Какой это звук: согласный или гласный?Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «козел»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?

Давайте позовем козла: «Козё-ё-ёл, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?

Еще у бабушки живут птицы: гуси, утки, куры и петух.

Источник

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 5-6 лет

Читайте также:  Основное противоречие социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста

Развитие лексической стороны речи. Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, водить его на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать объекты  и отдельные предметы.                                                                                                                                        Активизировать в речи слова, обозначающие качества и свойства предметов в различных видах детской деятельности (трудовые поручения, самообслуживание, изобразительная деятельность, художественный труд, наблюдения и др.), рассказывать и показывать ребенку различные качества (легкий, тяжелый), признаки (пластмассовый, металлический) и свойства (тонет, плавает) предметов рукотворного и природного мира. Доказать (показать) свойства в практическом плане (например: пластмассовая лодочка плавает, так как она легкая, а металлический ключ тонет, так как он тяжелый). Обращать внимание ребенка на то, из чего сделаны предметы (из дерева — деревянный др.).                                                                                                                                    В повседневной жизни (например, при посещении разнообразных магазинов, во время прогулок) или через игровые упражнения закреплять и расширять обобщенное значение понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и др. Например, игровое упражнение «Путешествие»: «Мы собираемся на Север. Там очень холодно. Нам понадобятся меховые шубы, теплые шапки, вязаные шарфы, толстые брюки. Как это называется одним словом? (Одежда.) Какая это одежда? (Теплая или зимняя.) Собираясь в путешествие, мы должны подумать о продуктах питания. Крупы, консервы. А еще — яблоки, бананы, апельсины, груши. Как это можно назвать одним словом? (Фрукты.) Обязательно захватим картофель, свеклу, морковь. Как называются эти продукты? (Овощи.)».                                                                                          После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предложить и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося ему персонажа.                                                                        Проводить специальные игровые упражнения для подбора глаголов действия, осуществляемых одним действующим лицом или персонажем. (Кто что будет делать? Мама — готовить ужин, накрывать на стол, мыть посуду, пить чай, смотреть телевизор; папа — помогать маме, читать книгу, разговаривать по телефону; брат — делать уроки, слушать музыку, играть в шашки; я — помогать маме и папе, играть, рисовать, кушать, умываться, ложиться спать. Что делает зайчик? Зайка прыгает, бегает, резвится, прячется и т.д.                                                                                                                                              Через простые игры типа «Скажи наоборот» легко и весело вводить в словарный запас ребенка простые антонимы (слова с противоположным значением).   

Формирование грамматического строя речи. Обращать внимание ребенка на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Для этого в повседневной жизни создавать специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять ребенка: в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги. Например, житейская ситуация: во время уборки игрушек обратить внимание ребенка на то, куда «разбежались» игрушки (что (кто) где находится): кубики лежат на полу; зайчик спрятался за шкаф; машина заехала под стол и т. д. Взрослый говорит: «Давай все расставим по местам: кубики сложи в коробку; зайчика посади между куклой и медведем; машину поставь на полку» и т. д. или предлагает убрать игрушки по местам, а затем спрашивает: «Что ты убрал? Куда поставил (положил)?» Игровая ситуация «Собираем пирамидку». Взрослый прячет кольца от пирамидки в разные места по комнате и предлагает найти их по подсказке: «Синее кольцо (или самое большое кольцо) лежит в шкафу под тарелкой. Красное кольцо лежит на полке между книгами» и т.д.                                                                                                                                                   Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множественном числе, систематически предлагать ему игровые упражнения типа «Волшебник». Прикосновением волшебной палочки (карандаша, который дается ребенку) все увеличивается в количестве: был один стул — стало много стульев; была одна тарелка — стало много тарелок и т.д.                                                                                                                         Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?). С помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони — и нет коней; были окна — и нет окон; были яблоки — и нет яблок и т. д.                                                                                                                  Упражнять ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Проигрывать вариант игры «Волшебник» (все, чего касается волшебная палочка, уменьшается в размере: юбка превратилась в юбочку и т.д.).                                                                                       Закреплять приемы словообразования существительных по теме «Животные и их детеныши». Например: ситуация с игрушками (картинками) «Лесной детский сад». (В лесу открылся детский сад, и все звери повели своих детенышей на лесную поляну. Слон привел слоненка, лев — львенка, тигр — тигренка и т.д.)                                                                                            Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок. Использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей (шел — зашел — вышел — перешел — ушел; лез — залез — вылез — перелез — подлез; прыгает — подпрыгивает — перепрыгивает — запрыгивает и т. д.).                                                                                     Закреплять умение составлять и распространять простые предложения в игровых упражнениях типа «Представь себе». Например: «Представь себе, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются? (В магазине продаются мячи, куклы, машины, лопаты и т. д.) Представь себе, что на столе стоит много вкусной еды. Какая еда стоит на столе? (На столе стоят торт, конфеты, сухари  и т. д.) Представь себе, что мы на берегу реки. Что мы делаем? (На берегу реки мы загораем, играем в мяч, строим из песка, кидаем в воду камешки и т. п.)»

Читайте также:  Раннее речевое развитие ребенка консультация

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи                                                                                Проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи. Предлагать специальные игровые упражнения и игры типа: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?» и т.п.; игры в рифмы (или «поэты») на подбор слов, близких по звучанию (лягушка — петрушка — ватрушка — старушка).                                                                                                       Упражнять ребенка в выделении заданного звука в словах (в начале слова); в умении подбирать слова на заданный звук (в начале слова). 
Следить за четким и спокойным произнесением слов и фраз.

Развитие связной речи детей. Закладывать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону, в общественных местах и т.п.    Поощрять стремления ребенка описывать понравившиеся предметы и игрушки; пересказывать понравившиеся сказки, произведения (фильмы и мультфильмы). 

Источник