Методические рекомендации воспитателю по развитию способностей ребенка

Александра Владимировна Хамидулина
Консультация «Рекомендации педагогам по формированию творческих способностей детей»

Развитие творческих способностей ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности.

Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста большое значение имеет введение упражнений по развитию детского воображения. Можно во время непосредственной образовательной деятельности давать детям задания творческого характера. Также развивать творческое воображение можно через игру. Так как игра является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, но и управлять её развитием, обогащать в игру творческие элементы.

На раннем этапе игры детей носят предметный характер — это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, и т. д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов.

Воспитатель должен помогать им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Особое значение для развития творческих способностей имеет режиссерская игра. Необходимо создать условия для ее развития (отбор сказок для обыгрывания, подбор игрушек, определение места для хранения, создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени игры). Следует учитывать преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, прибегать к опосредованному руководству деятельностью ребенка – внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша. Так, услышав, что Даша ходила в зоопарк,следует предложить ей набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видела? Что они делали?».

Следует пользоваться обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре.

Интересно предлагать детям для обыгрывания сказок строительный материал, бросовый, природный.

Для игр с маленькими куколками и животными хорошо использовать строительный набор, так как дети любят играть с кубиками. Элементы конструирования практически в любой сюжет. Приведем некоторые примеры использования строительного материала в игре.

•Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.).

•Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек, садов и огородов, огороженных заборчиками.

•Строительство будки для собачки.

•Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов).

Режиссерским играм присущ индивидуальный характер, поэтому следует продумать время и место для этих игр. Время следует отводить во второй половине дня, когда у ребенка больше времени для самостоятельной деятельности. Место для игры – желательно уединенное пространство. Можно «разбить» групповую комнату специальной расстановкой мебели, внести легкие ширмы, экраны, которые дети поставят по своему желанию.

Целесообразно иногда ненавязчиво привлекать ребенка к сотворчеству.Предложение поиграть может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке», «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши» и т. п.

Нельзя требовать от ребенка точного копирования игры воспитателя, иначе в дальнейшем ребенок будет подражать его действиям, что совсем не ведет к развитию творческих способностей малыша.

Если ребенок не знает, как можно использовать предлагаемый предмет, то воспитателю следует показать,но с перспективой на домысливание: «Что это может быть еще?» или «Как мы еще можем поиграть с этим предметом?».

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей кроме режиссерских игр существуют и специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б. Н. Никитиным /18, 25/, О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксой /7, 135/.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития творческих способностей детей.Среди них: придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Воспитателю необходимы большой такт и бережность в отношениях с детьми. Искусственное “выращивание” и “ускорение развития” часто приводят к плачевным результатам. То, что педагог действительно может сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Поэтому надо строить таким образом отношения с ребенком, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.

Нужно уметь установить контакт – выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения.

Особенно важно это при общении с детьми потому,что неправильно выбранный стиль общения может:

*подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;

*остановить развитие его уникальных способностей;

*заглушить проявление индивидуальности.

Приобщение к труду также имеет большое значение для успешного формирования творческих способностей ребенка. В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично.

Воспитатель должен помнить, что для творчества необходима некоторая база знаний. Педагогу следует формировать у ребенка умения комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д.

Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих

начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.

Взрослые должны быть терпимы к, порой, “странным” идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней “рациональное зерно”.

Читайте также:  Книга развитие ребенка с синдромом дауна

Надо не подавлять в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его “почему” и “отчего”. Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится

стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы.

Необходимо чаще позволять ребенку самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека со стороны воспитателей может заглушить творчество. Навязчивая помощь педагога может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уже о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.

Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следить за своей речью, не допускать слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагоге и, наоборот педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности. Надо постараться открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении воспитателей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие окружающие его взрослые, или хотя бы один из них был таким.

Воспитатель не должен бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком, это поможет оценить ему в себе творческую личность; содействуя его более глубокому самопознанию, необходимо одновременно учить ребенка уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.

В процессе воспитания важно научить ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Так как, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.

Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было «затушено», иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло. Атмосфера должна быть такой, чтобы у ребенка не возникало боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.

Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить

и показать, что его дело или увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.

И важно отмечать и говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.

Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе.

Источник

Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей у дошкольников

1. Поощряйте интересы и увлечения детей в самых различных областях. Если ребенок не выпускает карандаши из рук и обрисовал в доме все стены, ответите его в художественную школу. Если же малыш очень активный и с утра до ночи готов бегать и прыгать, то ему прямая дорога в спортивную студию.

2. Обеспечьте малыша всем необходимым. Если он любит рисовать, купите ему карандаши, фломастеры, мелки, краски, мольберт и т. д. Любителям музыки прикупите диски с различными композициями, набор музыкальных инструментов.

3. Ни при каких обстоятельствах не критикуйте юного творца. Поощряйте малыша за любое проявление творчества. Мотивируйте его на создание новых шедевров, даже если у него плохо получается какой-либо вид творческой деятельности.

4. Не сравнивайте способности своего отпрыска и других детей. Возможно, ваш малыш только начинает свой творческий путь, и танцевать или петь у него получается не так хорошо, как у Вани или Даши. Не нужно акцентировать на этом внимание, когда будете общаться с малышом на тему его творческих успехов.

5. Если малыш отказывается заниматься тем видом деятельности, который выбрал сам, не ругайте его за это. Не нужно думать, что это лень. В дошкольном возрасте ребенок «ищет» себя и, возможно, он просто ошибся. В этом случае с ними нужно обсудить эту тему и узнать, какой вид творчества его привлекает больше.

6. Проявляйте максимальный интерес к тому, чем занимается ребенок. Совместная деятельность со взрослыми будет мотивировать его на свершение новых творческих подвигов, разовьет творческие навыки

Эффективные методы развития творческих способностей у дошкольников.

Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.

1. Окружающий мир. Совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте; рассказы о животных и растениях; объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг; ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры. Покупайте детям настольные развивающие игры; у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек; они должны соответствовать их возрасту; мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.

3. Рисование. Очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры.Не жалейте бумаги на это дело.

4. Лепка. Лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей, к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию; вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки, после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры. Пластилин должен быть ярким и мягким.

Читайте также:  Центр развития ребенка калининского района

5. Чтение. Детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью. Книги должны быть подобраны по возрасту и интересам; старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами. Берите малышей с собой в библиотеку. Книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности. Тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность, обычно этот метод нравится деткам любого возраста.

6. Музыка

С младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки; пойте ему колыбельные как можно дольше; это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию. обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Источник

Людмила Королева
Методические рекомендации по развитию познавательно-исследовательских способностей у дошкольников

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по развитию познавательно-исследовательских способностей у дошкольников

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам,

приобретают способность самим ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь на более

высоком умственном и нравственном уровне в сравнении

с теми, кто такой школы не прошел.»

К. Е. Тимирязев.

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Всё это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований,сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребенка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Правила при выборе темы:

1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разработать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

В своей деятельности педагоги должны опираться на ведущие принципы развития дошкольников:

• Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

• Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

• Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников Центра;

• Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

• Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

• Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребенка, детская и взрослая субкультура).

Этапы развитияу детей поисково-экспериментальной деятельности:

1. Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребенка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребенок не начнет принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).

2. Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путем; действия становятся более целенаправленными и обдуманными.На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».

3. Старший дошкольный возраст:в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство; где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Структура детского экспериментирования:

Проблемная ситуация

Целеполагание (что нужно сделать)

Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

Подтвердилось Не подтвердилось

Формулирование выводов Возникновение новой гипотезы

(как получилось) Предположений

Реализация в действии

Подтвердилось

Формулирование выводов (как получилось)

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности

1. Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Фронтальные занятия.

4. КВН, развлечения.

5. Наблюдения в природе.

6. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

7. Беседы по теме.

8. Целевая прогулка.

9. Экскурсия.

Материалы и оборудование Центра исследовательской деятельности:

Материал, находящийся в Центре исследовательской деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Основное оборудование:

Читайте также:  Особенности развития организма ребенка дошкольного периода

Календарь наблюдений за состоянием погоды

«Огород на окне»

Приборы –помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;

Бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др. ;

Дополнительное оборудование:

• Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, инвентарь для уборки, емкость для мусора.

• Карточки-схемы проведения экспериментов, правила работы с материалом (условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки, модели) на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента).

• Индивидуальные дневники экспериментов.

Старшая группа :

Методическоеи наглядное сопровождение опытно-экспериментальной деятельности: методические рекомендации по проведению опытов, таблицы, модели, схемы с алгоритмами проведения опытов и экспериментов, дневники опытов, альбомы, картотека опытов, карточки подсказки (разрешающие – запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

1. Книги познавательного характера, атласы.

2. Тематические альбомы.

3.Коллекции: «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», «Камней», «Ракушек».

4. Серии картин с изображением природных сообществ.

5.Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

6.Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

7.Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

8.Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

9.Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

10.Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл.

11.Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

12. Сито, воронки.

13. Половинки мыльниц, формы для льда.

14.Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы.

15. Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

16. «Огород на окне».

17. Игра –экспериментирование с разными материалами:

* С водой, льдом,снегом: Фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета для смешивания и получения цветной воды; Насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; Разные формочки для замораживания воды; Мягкие флаконы из-под шампуня для брызгалок, пульверизаторы; Средства для выдувания мыльных пузырей; Разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, мензурки, трубочки; Разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек.

*Со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика; Свеча, бумага, краски;

* С магнитом, стеклом,резиной: Магнит, металлические предметы, пружинки, фигурки «попрыгунчики»: колечки, мячики, фигурки на резинке;

*С бумагой: Самоделки-оригами, вертушки, «гармошки», тонкая бумага на расческе; Самодельные штампы-печатки из пробок, картофеля; Силуэты и краски для набрызга; Копировальная бумага;Средства для осушения капель воды: бумага, марля, ткань.

18.Пособия и учебные при боры для определения:

*Веса: разнообразные весы, набор гирь или разновесов (0,1 – 1 кг);

*Протяженности: метр, линейки;

* Объёма: мерные кружки;

*Времени: песочные часы, секундомер, часы-конструктор;

*Количества: разнообразные счёты;

*Направления: компас;

* Возможные условные мерки (весы, протяженности, объема).

Подготовительная группа :

Методическоеи наглядное сопровождение опытно-экспериментальной деятельности: методические рекомендации по проведению опытов, таблицы, модели, схемы с алгоритмами проведения опытов и экспериментов, дневники опытов, альбомы, картотека опытов, карточки подсказки (разрешающие – запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

1. Книги познавательного характера, атласы.

2. Тематические альбомы.

3.Коллекции: «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», «Камней», «Ракушек».

4. Серии картин с изображением природных сообществ.

5. Мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные», «Изделия из камня»).

6.Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».

7. «Огород на окне».

8.Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

9.Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

10.Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

11.Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

12.Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

13.Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл.

14.Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

15. Сито, воронки.

16. Половинки мыльниц, формы для льда.

17. Приборы –помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, компас, безмен.

18. Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

19. Игра –экспериментирование с разными материалами:

* С водой, льдом,снегом: Фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета для смешивания и получения цветной воды; Насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; Разные формочки для замораживания воды; Мягкие флаконы из-под шампуня для брызгалок, пульверизаторы; Средства для выдувания мыльных пузырей; Разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, мензурки, трубочки; Разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек.

*Со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика; Свеча, бумага, краски;

* С магнитом, стеклом,резиной: Магнит, металлические предметы, пружинки, фигурки «попрыгунчики»: колечки, мячики, фигурки на резинке;

*С бумагой: Самоделки-оригами, вертушки, «гармошки», тонкая бумага на расческе; Самодельные штампы-печатки из пробок, картофеля; Силуэты и краски для набрызга; Копировальная бумага;Средства для осушения капель воды: бумага, марля, ткань.

18.Пособия и учебные при боры для определения:

*Веса: разнообразные весы, набор гирь или разновесов (0,1 – 1 кг);

*Протяженности: метр, линейки;

* Объёма: мерные кружки;

*Времени: песочные часы, секундомер, часы-конструктор;

*Количества: разнообразные счёты;

*Направления: компас;

* Возможные условные мерки (весы, протяженности, объема).

Источник