Методическая работа развитие ребенка в творческом коллективе
Елена Дроздова
Условия для развития творческой деятельности педагогического коллектива ДОУ
Развитие творческих способностей личности – актуальная и наиболее интригующая проблема психолого-педагогической науки.
Творчество – высший компонент в структуре личности и одна из наиболее содержательных форм психической активности человека. Ученые рассматривают творчество как наиболее содержательную форму психической активности, как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.
Творческая активность педагога — это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности, охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.
Каковы же источники и условия творчества педагога?
Источниками творчества могут быть:
• анализ учебно-воспитательного процесса, выявление проблем;
• изучение опыта коллег;
• чтение научной литературы;
• картотека интересных фактов, высказываний;
• вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;
• общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;
• система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются;
Условиями творчества могут быть:
• нравственно — психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога);
• стимулирование к нестандартным решениям. Например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества в ДОУ, организация методических выставок и др. ;
• обогащение общей культуры, кругозора педагогов, повышение уровня информированности (новинки в методической и научной литературе, статьи в педагогических источниках);
• наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа;
• материальная обеспеченность, материальная база;
• свобода критики, проведение творческих дискуссий;
• использование потребности педагога в самовыражении и самоутверждении;
• влияние личности руководителя учреждения;
• изучение и внедрение учебно-воспитательных программ, направленных на повышение проф. мастерства педагогов и уровня развития воспитанников.
Каждый из педагогов нашего детского сада работает по своему направлению и имеет свои интересные наработки, свою творческую лабораторию. Порой, одна проблема объединяет несколько человек, тогда есть место творческому объединению, в котором каждый педагог может проявить свои способности.
Опыт творческой педагогической деятельности — возникновение замысла, его переработка и преобразование в идею, обнаружение способа воплощения замысла и идеи — приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т. п.) и является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.
Педагогическое мастерство — это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество (как отмечает А. К. Маркова, автор книги «Психология труда учителя») — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач, либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).
В последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога — творчески развитые ученики«.
Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.
К качествам такого педагога относятся:
• нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности);
• педагогический такт;
• способность к сочувствию, сопереживанию;
• артистизм;
• развитое чувство юмора;
• умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы;
• создание проблемных ситуаций;
• умение побуждать вопросы детей;
• поощрение воспитателем детского воображения;
• знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.
Итак, что же такое, педагогическое творчество? Это процесс, начинающийся от усвоения того, что было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта, к изменению, преобразованию существующего опыта. «Путь от приспособления и педагогической ситуации до ее преобразования и составляет динамику творчества педагога» (А. К. Маркова).
Ступеньками к творчеству служат такие способности человека как:
• умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть, соединять точный расчет с фантазией и догадкой;
• научная интуиция;
• гибкость и нестандартность мышления;
• готовность памяти выдать в нужную минуту необходимую информацию;
• видеть проблемы и противоречия;
• легкость генерирования идей.
В нашем ДОУ уделяется особое внимание работе с педагогическими кадрами. Работая непосредственно с педагогическим коллективом, мне, как старшему воспитателю, необходимо знать профессиональные и личностные качества каждого педагога, грамотно определять его место в образовательном процессе, включать в круг организационно-педагогических отношений и оптимально использовать все его таланты, знания, профессиональные умения и личностные качества в достижении общей цели дошкольного образовательного учреждения.
Методическая работа, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.
Методическая служба содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Цель методической службы: повышение профессионального мастерства педагогов, изучение и распространение передового педагогического опыта, повышение эффективности процессуальной деятельности педагогов ДОУ.
Задача методической службы: создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Непременным условием реализации творческого потенциала является самообразование педагогов, повышение уровня их информированности через изучение новинок методической и научной литературы, периодических изданий, курсы повышения квалификации, дни открытых дверей, взаимопосещения, подбор детской художественной литературы, комплекс методических пособий, наглядно и содержательно обеспечивающий воспитательно-образовательный процесс в детском учреждении.
Одним из наиболее важных для педагогической деятельности принципов в нашем детском саду является принцип сотворчества. Именно в процессе взаимодействия между всеми специалистами ДОУ последовательно реализуются практически все этапы, механизмы творческой деятельности. Можно считать, что все лучшее, созданное в культуре детского сада, есть результат не только индивидуального творчества, но и сотворчества. Оно происходит в творческих «дуэтах» и «трио», более многочисленных инициативных и творческих группах. При этом реализуется ценность творчества индивидуальной личности.
При формировании образовательной среды педагоги исходят из необходимости создания условий, помогающих каждому ребенку познать себя, раскрыться, почувствовать себя одаренным, осознать свою оригинальность и исключительность.
Системообразующим фактором является творческая деятельность детей и взрослых, которая обеспечивает развитие творческих способностей и используется для освоения детьми.
Хочется отметить прямую зависимость: уровень педагогического мастерства зависит от личной заинтересованности и воли педагога, степени его участия в творческом процессе. Творческая деятельность способствует развитию личности педагога, его самопознанию, творческой реализации. У каждого педагога в нашем ДОУ есть реальная возможность для общего развития и профессионального роста.
С каждым годом растет количество педагогов, использующих на практике современные технологии и методики, в том числе и компьютерные. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению — перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются не только в работе административно-управленческого аппарата, но и в работе с педагогами, родителями и детьми, при оформлении наглядного материала для педагогов и родителей, при проведении педсоветов, круглых столов, семинаров и т. д. При помощи информационно-компьютерных технологий педагоги имеют возможность проявлять свое творчество, создавая презентации к проводимым занятиям, беседам и другим мероприятиям, заменяя обычный наглядный материал его компьютерным проецированием на экран.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Данный вид деятельности способствует лучшему восприятию программного материала, активизирует познавательную деятельность дошкольников, повышает заинтересованность детей к изучаемому, усиливает усвоение материала. Я считаю, что для развития творческой деятельности педагогов ДОУ на современном этапе применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо.
В ДОУ разработаны занятия с применением компьютерных технологий по разным направлениям, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также рекомендациями программы «Детство».
Источник
Анна Дроздова
Формирование творческого хореографического коллектива
1. Актуальность
Коллектив занимает важное место в жизни каждого человека и особенно подростка. Он оказывает влияние на человека в каждый возрастной период, но подростковый возраст самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности и не мало важно в каком коллективе оказывается подросток
Свои актуальные потребности, такие как принятие его другими, признания его как взрослого и его положительной оценки способностей другими, проблема самооценки и самореализации личности, выражение собственного мнения и демонстрация своих творческих потребностей, подросток может реализовать только в коллективе. Наиболее эффективно эта реализация как и процесс воспитания будет проходить в творческом коллективе,который предоставляет широкие возможности для всесторонней деятельности подростка.
Актуальность данной работы обусловлена поиском путей формирования благоприятной среды для формирования и развития творческого коллектива, созданием условий для самореализации и самоактуализации подростка, становлением базисных качеств и свойств личности и интериоризацией в социокультурное пространство, что является важнейшей из задач воспитания и обучения.
2. Цель работы состоит в разработке и исследовании наиболее эффективных методов формирования творческого хореографического коллектива в объединении «Топ-Класс»,
Задачи исследования:
1. Изучить научно-педагогические источники по проблеме формирования творческого коллектива.
2. Изучить понятие детский творческий коллектив.
3. Выявить приемы формирования детского творческого коллектива и проверить их на практике.
4. Выявить критерии и уровни творческого коллектива.
3. С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом.».
Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Сухомлинский В. А. Лутошкин другие видные педагоги и общественные деятели.
Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива: систему перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и др.
Рассмотрим понятия: коллектив, детский творческий коллектив
— группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы ценным и личностно-значимым содержанием социальной деятельности.
Детский творческий коллектив – это группа детей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли. в нем создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, творческой деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.
В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра, художественно-творческая деятельность и другие аспекты которым необходимо уделять специальное внимание.
В контексте данных исследований, мы будем рассматривать проблемы формирования детского творческого коллектива.
Под руководством педагога детский коллектив становиться особенной средой жизнидеятельности обучающихся, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотрудничества и творчества.
Хореографический коллектив выполняет свое социально-педагогическое назначение в том случае, если решает две основные задачи: обучение исполнительскому мастерству участников художественной самодеятельности, формирование их творческих навыков и умений, эстетического вкуса с одной стороны и формирование нравственной культуры с другой стороны.
В процессе занятий в самодеятельном хореографическом коллективе реализуются потребности человека в художественно-творческой деятельности, его индивидуальные склонности и способности в конкретном виде творчества, формируется опыт концертной, исполнительской деятельности, развиваются эстетические и личностно значимые качества, что способствует формированию установок нравственной, духовной и социально зрелой личности.
Выработка потребности к творчеству у членов коллектива создает оптимальные предпосылки для развития творческого коллектива. Чувство принадлежности к коллективу, сознание того, что оценки и суждения личности разделяются другими членами, усиливает его интерес к общему делу, поднимает настроение, эмоциональное состояние.
В течении учебного года был проведен формирующий эксперимент, основной целью которого являлось формирование творческого коллектива в объединении эстрадно-спортивного танца «Топ-Класс» Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей » Центр Гармония» г. Королев М. О.
Дети обучаются хореографическому искусству в объединении «»Топ-Класс», по дополнительной общеразвивающей программе «Эстрадный танец»
Основной целью данной программы является: создание условий для формирования детского творческого коллектива детей на всех этапах развития.
Специфика программы заключается в сочетании комплекса компонентов:
• общепедагогических
• социально-психологических компонентов.
• Художественно-исполнительских компонентов
От качества организованной воспитательной работы, построенной на возрастных особенностях подростков, зависит качество формируемого творческого коллектива, его исполнительский уровень.
Основными задачами в области формирования творческого коллектива являются:
• Формирование интереса к танцевальному искусству (культуре, как средству творческого самовыражения
• развитие коммуникативной культуры подростков
• Развитие художественных, психомоторных, социальных способностей (пластичность, координация, артистичность, способность работать в коллективе)
• Развитие импровизаторских способностей, умения находить оригинальные коллективные решения
• Воспитание чувства толерантности и взаимопомощи;
• Воспитание потребности в саморазвитии;
При решении проблемы формирования творческого сплоченного коллектива, делается опора на следующие принципы:
o — создание, развитие и обогащение социокультурной среды в которой формируется коллектив.
o — творческая самореализация каждого обучающегося как условие развития коллективного творчества.
o — комфортность пребывания ребенка в коллективе
o — учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии.
o — творческий подход к управлению процессом коллективно- творческой деятельности
Важной составляющей программы являются игры и тренинги, которые направлены на повышение уровня сплоченности.
Хореографический коллектив представляет собой собрание индивидуальностей с учетом их танцевальных данных и возрастных особенностей, объединенных общей художественно-творческой задачей, в решении которой значительную роль играют педагогические условия, создаваемые руководителем хореографического коллектива.
Овладение навыками творческой деятельности — это не только эффективный путь развития творческих способностей участников, но и один из важнейших факторов воспитания трудолюбия, воли, внимания, настойчивости, целеустремленности.
Задача формирования творческого коллектива -это педагогическая задача и культурное явление, отражающее гуманистические ценности современного общества.
Взаимодействие педагога и творческого коллектива в процессе его формирования условно можно разделить на несколько этапов имеющих свои особенности.
1.- На первом этапе формирования творческого коллектива педагог стремиться к созданию мотивационного резонанса
На данном этапе применяются игровые методы, словесные (беседа, лекция, видео метод (просмотр видео, мультимедиа презентации, досуговые и позновательные КТД. Все они направлены на снятие мышечных зажимов, позволяющие также снимать и психическое напряжение, тренинги и игры на развитие взаимодействия и сплоченности, а также применяемые технологии в учебной деятельности позволяют создать благоприятную атмосферу в коллективе избегая ощущения «рутины» в связи со спецификой обучения в хореографическом коллективе.
2- На втором этапе происходит переход к организации деятельности по совместному планированию и поисков способов достижения общей цели.
на данном этапе применяются – организаторские КТД, деловая игра, метод проблемного изложения, тематические задания. Использование данных методов — это способ самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию художественно-творческой деятельности – свободный, целевой выбор участниками коллектива и педагогами путей, способов, содержания и результата совместного общения
3- на третьем этапе коллективного взаимодействия является распределение ролей в предстоящей деятельности. Здесь педагогу необходимо выявить индивидуальные способности и склонности каждого обучающегося используя арсенал методов и приемов с целью выявления его индивидуальной неповторимости и его лучших черт для всего остального коллектива. Выявление индивидуальных способностей детей позволяет педагогу наметить перспективу творческого развития коллектива. на данном этапе основные методы, это метод импровизации,художественные и позновательные КТД.
4- На четвертом этапе под влиянием педагогически организованной деятельности, начинает происходить сплочение коллектива. Это создает условия для перехода к уровню автоматизации, который характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне в коллективе выделяется творческая инициативная группа -актив. Именно в этой группе происходят процессы обособления, сплоченности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой перехода к высшему уровню развития коллектива.
Специфика хореографического коллектива сочетает в себе ряд острых и конфликтных моментов, таких как «борьба за первую линию» или «сольную партию», завышенная самооценка своих способностей. Здесь педагогу нужно применять массу приемов для избежания конфликтных ситуаций, простраивать работу в русле корректного регулирования «острых» ситуаций. Здесь применяем спортивные КТД на взаимопотдержку и взаимовыручку.
5- Заключительный этап формирования коллектива связан с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата, рефлексией деятельности. При этом педагогу необходимо акцентировать внимание детей на личном вкладе каждого из участников творческого процесса в общее дело. На данном этапе необходима оценка результативности творческой деятельности, которая может выражаться в оценке (одобрение) значимыми для детей людьми (педагог, родитель, друг) или в участии в социально значимой деятельности, участие в конкурсах и соревнованиях, общественных КТД.
Для повышения самооценки коллектива и анализа и самоанализа собственной деятельности необходимо чтобы дети наглядно видели, наблюдали и отслеживали свою деятельность. Для этого возможно использовать множество приемов, например вести «летопись» событий жизни коллектива, в которой отражаются коллективные достижения детей, доска достижений коллектива «доска почета», регулярный просмотр видеозаписей, фотоматериаллы, буклеты и афиши.
Таким образом тщательно выбираются формы работы для каждого этапа: сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие, тренинг, импровизация, творческий проект, конкурс, тематические задания по группам, деловая игра, КТД.
Анализ эффективности методик по формированию творческого коллектива.
С целю анализа эффективности методик применяемых в ходе формирующего эксперимента, был проведен педагогический мониторинг, который был направлен на исследование и фиксацию творческих способностей и уровня сформированности коллектива, динамику его развития. Для исследовательской работы была выбрана группа обучающихся среднего звена. Возраст участников 10 — 15 лет.
План мониторинга.
• Наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников в коллективе и фиксирование достигаемых результатов.
• Обобщение результатов.
• Анализ и оценка достигаемых результатов.
Объектом мониторинга являются творческие способности.
Формы проведения мониторинга – наблюдение, беседа с обучающимися, концертные и конкурсные выступления обучающихся, участие в социально значимых мероприятиях и акциях.
Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного и итогового контроля.
Оценка сформированности творческого коллектива осуществляется по критериям:
1. Уровень творчества:- артистизм — способность к импровизации.
2. Коммуникативные навыки: — коммуникативная культура при исполнении групповых композиций —коллективное проживание ситуаций успеха и неудач
— конструктивное сотрудничество в творческом процессе
3. Уровень сплоченности:
— успешность решений конфликтных ситуаций-
-согласованность и организованность действий участников деятельности
Мониторинг проведенного нами формирующего эксперемента проходящещего через внедрение и апробацию форм, методов и педагогических технологий таких как: КТД, тренинг,упражнения, игры, интерактивные методы выявил эффективные результаты формирования детского творческого коллектива Используемые формы и приемы позволили сформировать творческий коллектив который характеризуется:
• высоким уровнем творчества (артистизм, умение находить оригинальные решения)
• высоким уровнем коммуникативных навыков, развитым чувства толерантности и взаимопомощи; низким уровнем конфликтности
• сформированностью художественно – образного восприятия и мышления;
• высоким интересом к танцевальному искусству (культуре).
• высоким уровнем потребности в саморазвитии;
• мотивированностью всех участников
• высоким уровнем согласованности и организованности действий участников деятельности
• высокой результативностью
как результативность: Коллектив танца «Топ-Класс» является победителем обладателем гран-при на конкурсах муниципального, регионального федерального и международного уровня.
Источник