Методах диагностики и коррекции развития ребенка

Гетикова Надежда
Использование педагогом в коррекционно-развивающем процессе современных технологий и методик

Аналитический отчет.

«Использование педагогом в коррекционно-развивающем процессе современных технологий и методик».

В 2016-2017 учебном году цель моей работы состояла в своевременном выявлении и оказании помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, консультирование воспитателей и учителей.

Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:

-диагностическое;

коррекционное;

-консультативно-просветительское и профилактическое

-организационно-методическое;

-создание коррекционно-развивающей среды для учащихся коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)

Диагностика детей с недостатками интеллектуального развития сопряжена со значительными трудностями, обусловленными индивидуально-личностными характеристиками. Поэтому следует обращать внимание на ряд таких моментов:

1. Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире.

2. В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

3. Перед предъявлением любого задания важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.

4. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.

5. Обратить внимание на общую эмоциональную реакцию, на реакцию похвалы или неодобрения.

В течение учебного года проводится диагностическое обследование в три этапа.

Первый этап (сентябрь). Обследование проводится в течение 2-х недель.

Цель обследования на начальном этапе — выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту», в которой разработана система определения уровня развития ребенка.

Выделяется три уровня по следующей значимости:

• 1 уровень – высокий

• 2 уровень – средний

• 3 уровень – низкий

С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий, выстраиваются индивидуальные планы обучения.

Второй этап (две недели января).

Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно- педагогической работы в следующем полугодии. Результаты обобщаются и заносятся в «Протокол диагностического обследования».

Третий этап (две последние недели апреля).

Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка на выпуск в школу.

Используемые мною методики помогают выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. И на основании полученных результатов составить индивидуальные программы, планы развития и обучения, соответствующие особым образовательным потребностям ребенка. А также сделать сравнительный

анализ результатов на начало и конец учебного года, что позволяет установить степень обучаемости, обученности и готовности к школьному обучению.

Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:

Диагностическое направление.

На основании заключения ЦПМПК на занятия с учителем-дефектологом были зачислены 9 учащихся.

В течение учебного года проведено три этапа диагностики учащихся:

Виды диагностики Цель обследования Сроки проведения Класс

(учащиеся) Всего обследовано

Первичная:

Групповая

Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий. Октябрь

1кл. –1 чел.

2 кл. –4 чел.

3 кл. –4 чел.

Групповая форма:

9

учащихся

Индивидуальная

(углубленная диагностика) с целью определения сформированности психических функций, учебных навыков Выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. октябрь 1кл. –1 чел.

2 кл. –4 чел.

3 кл. –4 чел.

Индивидуальная форма:

9 учащихся

Этапная

(индивидуальная) с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной

работы с каждым ребенком. Определение целей и задач коррекционно- педагогической работы в следующем полугодии. январь Учащиеся, посещающие занятия 9 учащихся

Итоговая

(индивидуальная) с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося май Учащиеся, посещающие занятия 9 учащихся

Используемые диагностические методики

автор название

Забрамная С. Д. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», 2005 г.

Соколова Ю. «Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка», 2004 г.

Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» 2014 г.

ЗабрамнаяС. Д. ,Боровик О. В. «От диагностик развитию. Пособие для психолого- педагогического изучения детей в начальных классах».

Багданова Т. Г., Варламова О. И. «Диагностика и коррекция познавательного сферы младших школьников с отклонениями в развитии».

Стребелева Е. А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» 2014г.

Методологические приемы, используемые в диагностике:

• сравнение (как сравнение наблюдаемого учебного процесса с желаемым среднестатистическим стандартом)

• анализ (дает возможность установить причинность отклонений в развитии)

• прогнозирование (отслеживание способности переносить полученные знания в другие ситуации)

• оценка

• контроль

Диагностические методики:

• обзорно-аналитический

• математико-статистический

• скрининговый

• наблюдение (внешнее, свободное, включенное)

• беседа

• тестирование

• эксперимент

• опрос

Для обследования я пользуюсь материалами, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования, индивидуальных особенностей ребенка.

Для исследования внимания:

1. Методика «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера).

2. Методика Векслера (таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями).

3. Методика «Счёт по Крепелину» (для исследования работоспособности).

4. Таблицы Шульте (для исследования темповых характеристик деятельности и особенности внимания, выявления инертности психических процессов)

Для исследования восприятия:

1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.

2. «Почтовый ящик».

3. Доски Сегена разных вариантов сложности, вкладыши.

Читайте также:  Детские мультики для развития ребенка

4. Кубики Кооса.

5. Методика А. Н. Бернштейна (набор предметных картинок, разрезанных на 4-8 (и более) частей).

6. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине».

Для исследования мышления:

1. Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным.

2. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.

3. Методика «Выделение существенных признаков».

4. Методика «Простые аналогии», «Сложные аналогии».

5. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).

Для исследования памяти:

1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты запоминания цифр, геометрических фигур, предметных изображений и т. д.)

2. Методика А. Н. Леонтьева (картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов).

3. Текст для воспроизведения.

Соотношение развития мышления и речи.

Методика «Сюжетные картинки»

Эту методику использую для выявления особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, состояния устной и связной речи, а также соотношения уровня развития мышления и речи.

Исследование мотивационной готовности.

(Диагностическая беседа)

Содержание беседы:

1. Ты хочешь учиться?

2. Почему (хочешь, не хочешь?

3. Где ты хочешь учиться?

4. Когда ты пойдешь в школу?

5. Как ты готовишься к школе? Расскажи.

6. Кто тебя будет учить?

7. Чему тебя научит учительница?

8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?

9. Кто тебе будет помогать в учебе дома?

10. Кому ты будешь помогать в школе?

11. Ты любишь, когда тебя хвалят?

12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником?

13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили?

14. Как ты хочешь учиться?

15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.

В рамках работы по данному направлению проведена работа с документацией (для ознакомления):

— мед. карты;

— личные дела учащихся;

-беседа с родителями, учителями и воспитателями.

В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к

запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.

Практически у всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом – способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.

Коррекционное направление.

В течение 2016 – 2017 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:

— формирование коммуникативной компетенции;

— совершенствование зрительного восприятия, памяти и внимания;

— развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;

— формирование словесно-логического мышления;

— формирование пространственно-временных представлений;

— формирование математического анализа и синтеза.

На каждого ученика было оформлено дефектологическое представление и составлена характеристика.

В течение учебного года проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных и групповых занятий. Индивидульные и групповые занятия проводились по 20 минут, групповые по 45 минут 1 раз в неделю.

Коррекционно-развивающие занятия посещали ученики:

1 кл. — 1чел., 2 кл. —4 чел., 3 кл. — 4 чел.

Коррекционно- педагогическое воздействие, реализующееся в форме фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).

Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась по адаптированной программе Л. В. Мищенковой «Развитие познавательных способностей». Данный курс развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию

пространственного восприятия и сенсомоторной координации, расширению общей осведомленности об окружающем мире. Также в работе использовалось множество настольных развивающих игр, направленных на развитие всех психических процессов.

При проведении коррекционно – развивающих использовались разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее и сообразительнее.

Аналитическое направление:

В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2016-2017 учебного года имеются следующие результаты:

Результаты коррекционно-развивающей работы:

Классы Кол-во Начальные знания Положительная динамика Минимальная

динамика Без

динамики

1 1 0 1 0 0

2 4 0 3 1 0

3 4 0 3 1 0

выпущены

оставлены

Приведённые выше результаты диагностики позволяют судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.

Движение учащихся

классы выпущены Оставлены на 2017-2018 учебный год

1 класс 1 человек 0 человек

2 класс 3 человека 1 человек

3 класс 3 человека 1 человек

Всего: 7 человек 2 человека

Организационно-методическое направление.

Оформление документации.

В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:

-индивидуальные карты учащихся

-индивидуальные образовательные маршруты обучающихся

-диагностические карты

-дефектологические представления и характеристики учащихся

-индивидуальные коррекционно-развивающие программы

-журнал посещения коррекционно-развивающих занятий дефектолога

-список детей, зачисленных на занятия

-циклограмма рабочего времени

-расписание подгрупповых и индивидуальных занятий

-перспективный план работы дефектолога

-календарно-тематическое планирование коррекционной работы.

Методическая работа и взаимодействие с педагогами, воспитателями, воспитанниками.

Название мероприятия Степень участия в мероприятии Форма участия в мероприятии

Уроки учителей и специалистов с целью обмена опытом (в течение года). Участник посещение

Школьное методическое объединение специалистов. (в течение года). Участник посещение

Методическое объединение специалистов ПМПК «Преемственность сопровождения ребенка с ОВЗ при смене уровня образования». Участник посещение

Курсы повышения квалификации

Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» по «Организационно – педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ по программе начального общего образования» (72 академических часа);

Учебно – научный институт сравнительной образовательной политики РУДН по программе дополнительного профессионального образования: «Использование в работе специалистов психолого – медико – педагогических комиссий новых классификаций и критериев для формирования заключений» (72 академических часа). Участник Лекции, тестирование

Всероссийская международная олимпиада по математике и физике организатор тестирование

Консультативно-просветительское направление.

Консультативная деятельность учителем-дефектологом велась в течение всего учебного года с педагогами и воспитателями. Постоянно проводились консультации педагогов начальных классов по проблемам учащихся, а также поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом, социальным педагогом; совместное обсуждение вопросов школьной неуспеваемости, нарушения поведения, взаимоотношений в классе осуществлялось в течение всего учебного года.

Читайте также:  Развитие кругозора ребенка дошкольного возраста

За период 2016-2017 учебного года были даны консультации учащихся на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы при ЗПР, выбора дальнейшего

образовательного маршрута, особенностей поведения, организация и выполнение домашнего задания и другие.

На протяжении всего 2016-2017 учебного года проводились консультации для воспитателей, педагогов, администрации.

Консультации Кол-во

Консультации для воспитателей 12

Консультации для педагогов 7

Консультации для администрации 5

Консультации для родителей 8

Таким образом, годовой план организационно-методической, коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи на учебный год выполнены.

Проанализировав проводимую коррекционную работу в течение учебного года и проследив положительную динамику учащихся, можно говорить о том, что поставленные цели были достигнуты,а поставленные задачи на учебный год решены.

Учитель-дефектолог ___Гетикова Н. Н

Источник

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Цидина О.В.

1

1 ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

На современном этапе развития образование особое внимание уделяется вопросам ранней диагностики. Увеличение количества детей с задержкой психоречевого развития ставит перед специалистами задачи выделения комплекса диагностических методик наиболее адекватно раскрывающих структуру дефекта у детей и разработку комплексной психолого-педагогической коррекционной работы. В статье рассматриваются методики изучения речи в раннем возрасте, а также методики коррекции речи у детей дошкольного возраста. Показано современное состояние данной проблемы. Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. В связи с этим проблема предупреждения отклонений в развитии речи, выявление детей с нарушениями речи является актуальной проблемой современной науки (О.Е. Громова, К.Л. Печора, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.).

раннее развитие

методики

диагностика речи

речевое развитие

коррекция речи

1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона& [Текст] / О.Е. Громова.& – М.: ТЦ Сфера, 2003.& – 176 с.

2. Печора К.Л. Развитие и& воспитание детей раннего и& дошкольного возраста. Актуальные проблемы и& их решение в& условиях ДОУ и& семьи& [Текст] / К.Л. Печора.& – М.: Скрипторий 2003, 2006.& – 96 с.

3. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной.& – М.: АРКТИ, 2003.& – 239 с.

4. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у& детей раннего возраста& [Текст] / Е.В. Шереметьева.& – М.: Национальный книжный центр, 2012.& – 168 с.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. & Эльконин.& – М.: Наука, 2000.& – 499 с.

Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции.

Раннее детство охватывает возраст от одного до 3 лет. По мнению Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная, ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение (как импрессивная, так и экспрессивная речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе первого года жизни складываются основные противоречия, приводящие ребенка на новые этапы развития:

1) автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования; она понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой;

2) манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами;

3) становление ходьбы не как самостоятельного движения, а как средства достижения других целей.

По мнению Г.М. Ляминой, в раннем детстве существуют такие новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к начальных форм самосознания. В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорное развитие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания (18).

М.И. Лисина отмечает, что психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности. В период раннего детства развиваются две стороны общения: общение со взрослым и общение со сверстниками. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец и другие. В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и ранний возраст (от 12 до 36 месяцев).

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин показали важность раннего возраста в развитии речи, считая его сензитивным периодом для формирования звукопроизношения, словаря, грамматической стороны речи. Л.С. Выготский отмечал, что в раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка.

По мнению Д.Б. Эльконина, в раннем детстве отмечается бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. К трем годам ребенок начинает говорить о себе в третьем лице, формируется чувство «Я», отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Особенности поведения ребенка в этот период зависят от отношения к нему взрослых. Этот этап развития называют кризисом 3 лет (первый возрастной кризис). Психологическим новообразованием является обособление себя от окружающих, что имеет большое значение для личностного развития ребенка. Развитие ребенка раннего возраста происходит только в условиях взаимодействия со взрослыми [5].

Читайте также:  Характеристика факторов психического развития ребенка

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. В связи с этим проблема предупреждения отклонений в развитии речи, выявление детей с нарушениями речи является актуальной проблемой современной науки (О.Е. Громова, К.Л. Печора, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.).

Поскольку отклонения в развитии речи детей раннего возраста в дальнейшем могут повлиять на становление словарного запаса и грамматического строя, необходимо коррекционное воздействие для предупреждения вторичных нарушений. Для этого необходимо комплексное логопедическое обследование. Методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой.

О.Е. Громова для диагностики речи детей раннего возраста разработала опросник для родителей. Адресуя этот опросник родителям ребенка раннего возраста, специалисту (логопеду или воспитателю) следует помнить, что наиболее значимыми показателями являются: количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка; процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп; наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор); частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять [1].

Г.В. Чиркина отмечает, что логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличается от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, т.к. мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензитивном периоде становления. В зависимости от того, какие факторы являются ведущими в механизме возникновения отклонений в речевом развитии, формулируется и логопедическое заключение [3].

К.Л. Печора предлагает свою методику диагностики нервно-психического развития ребенка 2-3 лет. Автор выделяет нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития [2].

Е.В. Шереметьева разработала модель психоречевого развития ребенка раннего возраста, которая охватывает пять стадий психоречевого развития ребенка. Каждая стадия включает в себя: психофизиологическую готовность ребенка к овладению речью; когнитивный компонент, который опосредованно показывает специалистам качество внешнесредового воздействия семьи; предъязыковые и языковые средства общения ребенка с близкими взрослыми [4].

Сводная характеристика всех выше рассмотренных методик представлена в таблице.

Методики изучения предпосылок нарушения речи у детей раннего дошкольного возраста

Автор методики

Цель методики

Параметры методики

Критерии методики

Г.В. Чиркина

Определить уровень речевого развития детей раннего возраста

Строение и функционирование органов артикуляции, артикуляционный праксис (после 1 г. 6 мес), слуховое внимание к неречевым и речевым сигналам, понимание речи, объем пассивного и активного словаря

Неосложненная задержка; задержка речевого развития; грубая задержка речевого развития

О.Е. Громова

Определить уровень сформированности устной речи: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, определить уровень начального детского лексикона: норма, задержка речевого развития, дети группы риска

Звуковой строй и слоговая структура;

лексико-грамматический строй речи

Соотнесение результатов с возрастными нормативами

К.Л. Печора

Определить уровень речевого развития ребенка: нормальное, развитие с опережением, задержанное развитие (задержка темпов развития и собственно задержка развития)

Понимание речи

Активная речь

Соотнесение результатов с возрастными нормативами

Е.В. Шереметьева

Определить уровень психоречевого развития ребенка раннего возраста

Двигательные предпосылки артикуляции, фонематическое восприятие, интонацион-но-ритмическое развитие

Оценка в баллах, определение типа отклонения

Таким образом, методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой. При проведении обследования ребенка основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи. Для этого проводится диагностика речевых и неречевых процессов. Обязательным условием диагностики речевого развития ребенка является его параллельное обследование у детского психолога. Только на основе всестороннего анализа основных показателей развития ребенка раннего возраста логопед сможет адекватно оценить индивидуальные речевые проблемы в развитии детской речи.

В настоящее время для формирования речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью недостаточно разработано методик, в основном в логопедии представлены методики коррекции речи у детей дошкольного возраста. В работе с детьми раннего возраста можно использовать: модифицированные приемы преодоления общего недоразвития речи (ОНР, I уровень) Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, С.А. Мироновой, Т.Б. Филичевой, специальные упражнения, направленные на развитие предпосылок фонематического восприятия и устранения выраженных нарушений звуко-слоговой структуры Г.В. Чиркиной и А.К. Марковой; методические рекомендации по воспитанию фразовой речи у детей-алаликов, разработанные В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуном, В.К. Воробьевой, Е.Ф. Соботович; методические разработки по проведению занятий с детьми раннего возраста по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью В.В. Гербовой, С.Н. Теплюк, В.А. Петровой; авторские методике по работе с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии (О.Е. Громова, Е.В. Шереметьева).

В настоящее для формирования речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью недостаточно разработано методик, в основном в логопедии представлены методики коррекции речи у детей дошкольного возраста.

В работе с детьми раннего возраста можно использовать:

– модифицированные приемы преодоления общего недоразвития речи (ОНР, I уровень) Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, С.А. Мироновой, Т.Б. Филичевой,

– специальные упражнения, направленные на развитие предпосылок фонематического восприятия и устранения выраженных нарушений звуко-слоговой структуры Г.В. Чиркиной и А.К. Марковой;

– методические рекомендации по воспитанию фразовой речи у детей-алаликов, разработанные В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуном, В.К. Воробьевой, Е.Ф. Соботович;

– методические разработки по проведению занятий с детьми раннего возраста по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью В.В. Гербовой, С.Н. Теплюк, В.А. Петровой;

– авторские методике по работе с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии (О.Е. Громова, Е.В. Шереметьева);

– методики Н.А. Зайцева, М. Монтессори.

Таким образом, в работе с детьми раннего возраста необходимо использование специальных диагностических и коррекционных методик по выявлению и преодолению нарушений речевого развития.

Библиографическая ссылка

Цидина О.В. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-6.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17570 (дата обращения: 03.03.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник