Мероприятия по развитию речи ребенка 6 лет
Ирина Чуксина
Конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста 4–6 лет «Весна идет»
Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
Задачи:
Образовательные
Развивать связную речь у детей.
Закреплять с детьми характерные признаки весны.
Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, загадками, пословицами).
Развивающие:
Развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);
Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться;
Развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.
Воспитательные:
Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Задачи в соответствии с интеграцией образовательных областей.
Речевое развитие
— обогащение словарного запаса через художественное слово
— развитие связной речи, грамматического строя речи
— образование сложных слов
Социально-коммуникативное развитие
— воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками
— формирование навыков самоконтроля и самооценки
— воспитание интереса к народным традициям.
Физическое развитие:
— развитие общей и мелкой моторики
Предварительная работа: Заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, проведение дидактических игр «Доскажи словечко», «весенние слова», «Детеныши животных», «Назови ласково», «Звонко капают капели», «Сложи и опиши картинку».
Словарная работа: Подснежник, весняночка, веснушки, капель, проталинка.
Материал: иллюстрации на тему «Весна»,
Ход:
Воспитатель уточняет у детей, какое время года, какие признаки весны они заметили.
Воспитатель – Ребята отгадайте загадку:
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Баба снежная грустна —
В гости к нам идет. (весна)
Ответы детей.
Воспитатель Правильно, и сегодня мы с вами будем слушать стихи о весне.
Ребята, давайте вспомним названия весенних месяцев.
Ответы детей.
Воспитатель -Послушайте загадку
Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
Воспитатель: Какие признаки весны вы можете назвать в этой загадке?
Воспитатель Первый месяц весны– март.
Месяц, когда природа пробуждается от зимнего сна. На теневой стороне снег ещё блестит, а на солнечной он уже побурел, почернел, кое-где показались проталины. Март – месяц переменчивый, иногда морозом хвалится, иногда на лето поглядывает. Поля ещё покрыты белой пеленой. Но капель! Она радует всех своими бодрыми ритмами.
Люди радовались первому весеннему месяцу — с марта-зазывалы начиналась весна.
Как только не называли март на Руси – протальник, весновей, капельник, перезимник. Есть у марта еще одно приятное название – березень. Красивое дерево – берёза находится в ожидании. Сокодвижение у этой раскидистой красавицы начинается в марте. Пройдёт еще немного времени – и берёза будет готова распустить свои первые клейкие листочки.
(Рассказ сопровождается показом слайдов.)
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем стихи о марте?
Дети рассказывают стихи:
Весенняя песенка
Снег теперь уже не тот, почернел он в поле.
На озерах треснул лед, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше,
Зачирикал воробей веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем стежки и дорожки,
И на вербах серебром светятся сережки.
С. Маршак
Картина ясна — пришла весна
Что такое? В чем же дело?
Небо вдруг заголубело,
И умчались злые стужи.
На дворе — капель да лужи.
Кто же в этом виноват?
Ну, конечно, месяц март!
И. Пивоварова
Март
Отшумели все метели, и морозы не трещат.
С крыш закапали капели и сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее стали мартовские дни
В нашем садике, в аллеях уж проталины видны.
В. Алферов
Воспитатель: А сейчас игра на внимание «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.
(Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник).
Физкультминутка «Весенняя»
Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!»
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)
Воспитатель: Послушайте загадку:
Яростно река ревет и разламывает лед
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель)
Второй месяц весны- апрель
По одной из версий своё название этот месяц получил от латинского слова Aprilis («согреваемый солнцем», «солнечный», «согревающий землю»). Когда-то на Руси имя этого весеннего месяца звучало как «априллий».
Апрель славен удивительными запахами. Крупные слои оттаявшей пашни пахнут свежей землей, в лесу преобладают запахи прелых листьев и нагретой коры. Откуда только не сочатся ароматы в апреле: от первоцветов, нежной зелени, ивовых завитушек, мхов, уцелевших прошлогодних листьев.
поток, журчат уже совсем по-другому. Перелётные птицы, возвратившиеся в родные края, на все лады поют апрелю свои песни.
Апрель – снегогон, водолей, цветень, имеет ещё и несколько шуточных названий. «Капризник и обманщик, плут и лукавец» — называли его на Руси. Распоряжается природой братец Апрель по-своему. То тепло, а то такого холоду напустит.
Как только заступит на вахту братец Апрель — еще кругом лежат снега. А когда сдаёт её молодому Маю, то уже вовсю зеленеет трава, благоухают первоцветы.
(Рассказ сопровождается показом слайдов.)
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем стихи об апреле.
Апрель
Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.
С. Маршак
Апрель
В апреле, в апреле луга запестрели.
С прогулки букеты приносим в апреле.
Крапивы немного домой притащи,
Пусть бабушка сварит зеленые щи.
В. Берестов
Дети:
Ла – ла — ла — к нам пришла. Весна (Хлопают в ладоши.)
Пло – пло — пло — на дворе тепло. (Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.)
Пель – пель — пель – капает капель. (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.)
Ля – ля — ля — расцветай, Земля! (Поднимают руки вверх и вращают кистями — «фонарики».)
Воспитатель: Послушайте загадку
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы на цветы летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май)
Май – последний весенний месяц, самый тёплых из них, самый звонкий. Журчит ручей, распеваются птицы, бурчат напыщенные совы, везде слышится гул, гам, стук, свист. Лес в мае – это царство звуков.
Прилетевшие в мае перелётные птицы вновь хозяйничают на родине. Они подыскивают себе подходящую пару. Надо торопиться, так как пора уже строить гнёзда, заводить птенцов-малышей, и заниматься их обучением.
В мае берёза потихоньку разворачивает свои клейкие листочки. Следом за ней зеленеет липа, и вот уже клён стоит в зелёном одеянии. Он ещё и щеголь: демонстрирует весенние украшения. Цветки, ранее искусно спрятанные в почках, клён освобождает от чешуек и выставляет красоваться на солнце
Древнерусское название мая — ТРАВЕНЬ, ЦВЕТЕНЬ да еще ПЕСЕННИК. Зеленеет, цветет и веселится все в природе. В народе говорят: «Май леса одевает, лето в гости ожидает». Да еще отмечали: «Соловей запел — весна пошла на убыль, лето на прибавку». Прибывают последние пернатые на места гнездовий, вьют гнезда и подправляют старые, высиживают птенцов.
(Рассказ сопровождается показом слайдов.)
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем стихи о мае.
Май
Фиалки, ландыши припас
Веселый май в тиши для нас.
Но мы их обрывать не будем,
Пускай цветут на радость людям!
B. Берестов
Май
Зеленый, красный, яркий май,
С ребят пальтишки поснимай.
Деревья в листики одень,
Звени ручьями целый день.
Куда я в мае ни пойду —
Везде я солнышко найду.
C. Капутикян
Ландыш
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень —
И весь он зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы,
Давай послушаем, а вдруг
Услышим я и ты.
Е. Серова
Проводится игра «НЕ ИДЕТ ЛИ К НАМ ВЕСНА?» Слова – П. Заднипру
На орех взобрался Мишка
(имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне)
Воспитатель: А вы запомнили, сколько месяцев продлится весна? Давайте поиграем:
Игра «Доскажи словечко».
Прошла зима, и каждый рад. Спешит весна, и месяц … (март)
За ним другой стучится в дверь, он называется … (апрель)
И третий месяц вспоминай, и называется он (май)
Источник
Ксения Зыкова
Вечер для родителей. Конспект мероприятия «Речевое развитие ребенка» (старшая группа)
Форма мероприятия: вечер для родителей
Цель:
— Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
— Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
— Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
— Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Ожидаемый результат: помочь родителям почувствовать себя комфортнее и увереннее, установить контакт между родителями, снять ощущение тревоги с помощью игр-тренинга, а также для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в какие словесные игры можно играть с ребенком дома.
Участники: Воспитатель, родители.
Предполагаемое время: 17:00-18:15
Оборудование: фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников, мяч, клубок ниток.
Подготовительная работа:
1. Изготовление приглашений на собрание для родителей;
2. Приготовить пословицы о языке
3. Оформить выставку литературы по развитию речи детей.
4. Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости», «Как читать детям».
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть.
[/b]
Воспитатель: добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.
Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.
Воспитатель проводит игру «Комплимент».
Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое речь?
Речь — могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Основные цели и задачи в программе которая используется в нашем детском саду.
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Если рассматривать детей в целом, то конечно проблемы с развитие речи есть у каждого. Занятия с логопедом проходят дети, которым особенно требуется специализированная помощь. Вы все можете свободно подходить к педагогам за помощью.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка — это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Воспитатель: Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?
Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?
Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в какие словесные игры можно играть с ребенком дома.
2. Игротренинг с родителями.
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Какие пальчиковые игры Вы знаете?
Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.
Давайте все вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.
Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др., любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно. Например, можно играть в «Золушку» — отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую — то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.
Можно поиграть в «строителей» — построить дома из счетных палочек или спичек без серы. Можно поиграть в «швею» — смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу. Можно придумывать свои игры — здесь большой простор для фантазии.
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.
Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
Итак, начнём!
Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений:
Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон – … (большой, серый, толстый, добрый); мяч – … (круглый, футбольный, кожаный); торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей).
Упражнение 2. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.
Упражнение 3. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка- невидимка…».
Упражнение 4. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.).
Упражнение 5. «Другие персонажи». Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя»: девочка – злая, Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька – добрые.
Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?
Воспитатель: Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (речевые органы, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
1. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
2. Жевательные движения.
3. Движения нижней челюсти влево-вправо.
4. Упражнения для щек.
5. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
6. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической литературы по теме собрания, знакомство с пособиями- «помощниками», способствующими развитию связной речи ребёнка.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: В заключение я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вы учли для себя из сегодняшней темы, важна ли эта проблема для вас и ваших детей, какие игры вы запомнили, в какие вы хотите поиграть с ребенком.
(Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).
Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.
Итог вечера:
Воспитатель: Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.
Источник