Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи thumbnail

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Речевая карта обследования

ребенка с тяжелыми нарушениями речи

1.Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _

4. Домашний адрес ________________________________________________________________________

5. Откуда поступил ________________________________________________________________________

6. Дата поступления в МОУ ЦППРК __________________________________________________________

7. Заключение ТПМПК от _________________________________________________________________

9. Состояние слуха _________________________________________________________________________

10. Состояние зрения _______________________________________________________________

I. Изучение невербальных компонентов коммуникации

Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________

Проявление способности к подражанию:

— «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________

— «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________

Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________

________________________________________________________________________________________________

II. Изучение слухового восприятия

Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) ________________________ Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________

Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________

III. Изучение моторного развития

1. Состояние общей моторики:

(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)

2. Состояние тонкой моторики:

(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)

3. Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное)___________

_______________________________________________________________________________________

Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),

нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу

не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

IV. Обследование артикуляционного аппарата

1. Строение артикуляционного аппарата:

губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________

зубы ____________________________________________________________________________________

прикус _________________________________________________________________________________

язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:

губы ______________________________________________________________________________

нижняя челюсть __________________________________________________________________________

язык ____________________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

V. Изучение импрессивной речи:

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью

(знает своё имя, отзывается на него)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их названием

— покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол

________________________________________________________________________________________

— покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)

________________________________________________________________________________________

— покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)

________________________________________________________________________________________

— покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

— покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.

________________________________________________________________________________________

Понимание слов обобщающего характера

— покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)

________________________________________________________________________________________

2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)

— покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)

________________________________________________________________________________________

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

— покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)

_______________________________________________________________________________________________

3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

— покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________

— покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________

— покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Состояние грамматического строя речи:

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

— где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)

________________________________________________________________________________________

Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

— положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)

________________________________________________________________________________________

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

— покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

— возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку

________________________________________________________________________________________

Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок

________________________________________________________________________________________

VI. Изучение экспрессивной речи

1. Общее звучание речи

Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________

________________________________________________________________________________________

Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок) _______________________

________________________________________________________________________________________

Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________

Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________

2. Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,

радостные возгласы, смех, плач, крик)_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Звукопроизношение

Логопедическое заключение: _______________________________________

__________________________________________________________________

Учитель-логопед МОУ ЦППРК ————————-

Источник

Речевая карта

Фамилия, имя, отчество ребёнка ______________________________________________________

Дата рождения _______________

Заключение ТПМПК: дата______, №_______________, период коррекции_____________________,

направления коррекции__________________________________________________________________________

Данные о ходе развития: ___________________________________________________________________________________

Внимание, работоспособность: _________________________________________________________

1. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость): ___________________________________________________________________________________

2. Строение артикуляционного аппарата:

  • губы (норма, расщелины, рубцы): ______________

  • зубы (вне зубных рядов, щели между зубами, отсутствие фронт.зубов________________

  • челюсти (прогнатия, прогения, прямой, перекрёстн, открытый прикус, глубокий прикус):___________________

  • нёбо (норма, высокое, расщелины, рубцы):_______________________

  • язык (норма, укороченная подъязычная связка, рубцы, макроглоссия, микроглоссия):____________

3.Мимическая и артикуляционная мускулатура

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Поднять брови

Нахмуриться

Закрыть правый глаз

Закрыть левый глаз

Надуть-втянуть щеки

Носогубные складки

носогубных складок

Улыбка-трубочка

Оскал

Вибрация –«тпру»

Широкий-удержание

Узкий удержание

Узкий влево-вправо

Широкий вверх-вниз

Кончиком обвести губы

«Цоканье»

(Движения выполняются под счет:3 раза в возрасте 3-4 года, 5 раз в возрасте 5-6 лет)

4. Неврологическая симптоматика:

— состояние мышечного тонуса: ______________

— наличие синкинезий: ______________________

— наличие саливации: _______________________

5. Звукопроизношение

3 года

П

М

В

Ф

Т

Д

Н

К

Г

Х

Й

Е

Ё

Ю

Я

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

Р’

гласные

4 года

П

М

В

Ф

Т

Д

Н

К

Г

Х

Й

Е

Ё

Ю

Я

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Читайте также:  Обеспечение развития личности ребенка в дошкольном возрасте

Л

Л’

Р

Р’

гласные

5 лет

П

М

В

Ф

Т

Д

Н

К

Г

Х

Й

Е

Ё

Ю

Я

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

Р’

гласные

6 лет

П

М

В

Ф

Т

Д

Н

К

Г

Х

Й

Е

Ё

Ю

Я

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

Р’

гласные

6. Слоговая структура

Речевой материал

5 лет

6 лет

Дом

каша

снег

крыша

мостик

помидоры

температура

сквозняк

простокваша

сковорода

Мальчики слепили снеговика

Водопроводчик чинит водопровод

Волосы подстригают в парикмахерской

7. Фонематическое восприятие

Языковой анализ и синтез

Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка

Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук

Сколько звуков в слове: сад, каша, кошка

Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, ма-ли-на

Составь слово из звуков: к-о-т,

л-о-д-к-а

8. Состояние лексики и грамматического строя речи

А. Импрессивная речь

Знание существительных и глаголов (покажи где кукла, стол, игрушки, посуда, одежда. Посади куклу, мишку

и.т.д

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Понимание употребление предлогов

В

на

под

над

перед

за

из

около

Из-за

Из-под

Б. Восприятие дифференциации грамматических категорий

Уровень понимания речи

Б. Экспрессивная речь

Активный словарь

посуда

одежда

обувь

мебель

овощи

фрукты

Дикие и домашние животные

транспорт

Кто как голос подает (3года)

Кто как передвигается (5 лет)

Кошка

Утка

Корова

Собака

Петух

Лягушка

Гусь

Змея

Свинья

Что делает?

Повар

Врач

Почтальон

Антонимы

Большой

Длинный

Широкий

Высокий

Светлый

Быстрый

Холодный

Больной

Сухой

Состояние грамматического строя речи. Словоизменение.

Употребление существительных в Именительном падеже единственного и множественного числа.

Согласование падежных окончаний. и.

У тебя есть

p.

У них нет

д.

Корм даю

в.

Любишь

т.

Доволен

п.

Расскажешь

Согласование числительных 2 и 5 с существительными

3 года

4года

5 лет

6 лет

кукла

жук

шар

карандаш

рыба

ключ

Словообразование

Образование уменьшительно-ласкательных форм

Образование знание названий детенышей животных

Образование прилагательных (с 6 лет)

Префиксальное словообразование (с 6 лет) (ехал) Состояние ручной моторики

Кинестетическая основа движений

сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке,

потом — на левой руке

согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого,

сначала на правой, потом на левой руке

5 лет

6 лет

одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом

левой руки, обеих рук

одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом

левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот

сначала на правой руке, потом — на левой

упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро

— ладонь» ведущей рукой

Навыки работы с карандашом

Характеристика связной речи

3 года

Речевое сопровождение игры

«Котёнок»

У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей.

5 лет

«Рыбалка»

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

6 лет

Было лето. Юра и Яша шли по берегу озера. Вдруг из-за куста вылетела утка. Юра и Яша подошли к кусту. Из-под куста выбежали маленькие утята и подбежали к матери. Они еще не умели летать. Мальчики стали смотреть, что будет дальше. Утка спустилась в воду и поплыла. Она крякала и звала утят. Утята один за другим спустились в воду. Они поплыли за уткой

3 года ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата:__________ Учитель–логопед: _____________________

4 года ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата:__________ Учитель–логопед: _____________________

5 лет

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата:__________ Учитель–логопед: _____________________

6 лет

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата:__________ Учитель–логопед: _____________________

Источник

Елена Шаньгина
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка 5 лет с ТНР

Индивидуальный образовательный маршрут.

В индивидуальном образовательном маршруте учитываются:

Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности:

Сотрудничество Организации с семьей;

Цель индивидуального образовательного маршрута:

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с ТНР (с тяжелыми нарушениями речи) и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников. Обеспечение психолога – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

Социально-коммуникативное развитие:

-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

-развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации;

-развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие:

-овладение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Читайте также:  Правильное развитие ребенка один год

Художественно-эстетическое развитие:

-развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы;

-формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами;

-становление эстетического отношения к окружающему миру;

-формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

-приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;

-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

-овладение подвижными играми с правилами;

-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Содержание непосредственно образовательной и коррекционно-развивающей деятельности:

Программа задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

Воспитанника группы возраст 5 лет

Образовательные области Проблемы, выявленные в ходе мониторинга Основные задачи (по программе) Дидактические игры и упражнения Результаты индивидуальной работы

— не усвоено

— частично усвоено

— усвоено

февраль март апрель май

Познание (Формирование целостной картины мира)

Не имеет представления о предметах, не умеет выделять свойства и качество предметов, затруднены представления в классификации предметов, С помощью взрослого называет профессии, не умеет устанавливать причинно – следственные связи. • Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

• Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим

признакам.

• Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Помогать устанавливать связь между

назначением и строением, назначением и материалом предметов.

• Расширять знания об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

• Расширять представления о профессиях.

• Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы

• Расширять представления детей о некоторых насекомых

• Продолжать знакомить с фруктами овощами с грибами

• Закреплять знания ребенка о травянистых и комнатных растениях, их названиях учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев

• Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных,

растений (воздух, вода, питание и т. П.).

• Развивать умение замечать изменения в природе. Д/и «Подбери посуду правильно»

«Найди пару»

«Из чего сделано?»

«Раздели предметы на группы»

«Свойства»

«Хитрые предметы»

«Подбери картинку».

Познание (ФЭМП)

С помощью взрослого оперирует цифрами в пределах 10, затрудняется в соотношении количество предметов с цифрой, в сравнивании группы предметов, в ориентировке в пространстве. Не сформированы

временные представления. • Знакомить с параметрами величины протяженных предметов (длина, ширина, высота, толщина)

и способами сравнения объектов по величине в процессе практической деятельности с наглядным материалом (путем наложения и приложения). Обозначать словом результаты своих действий.

• Показывать образование чисел в пределах 10. Знакомить с цифрами от 1 до 10. Развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа.

• Обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнения.

• Способствовать пониманию отношений между натуральными числами (больше-меньше).

• Формировать представление о независимости числа от пространственного расположения элементов множества и величины. Формировать понимание количественного и порядкового значения числа.

• Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их свойствах (углы, стороны). Классифицировать предметы по заданному признаку (по форме, цвету, количеству, назначению).

• Развивать элементарные пространственные ориентировки (вперед- назад, вверх- вниз, далеко- близко). Способствовать пониманию пространственных характеристик.

• Определять и обозначать словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга, используя соответствующие грамматические формы.

• Обогащать временные ориентировки. Расширять представления о временах года, частях суток. Д/игры: «Сделай лесенку», «Что длиннее», «Найди игрушки», «Выше -ниже», «Скажи наоборот», «Отгадай, чего не стало», «Шире — уже», «То лстый — тонкий».

Д/и «Разноцветные шарики», «Столько, сколько», «Подумай и ответь», «Что бывает по четыре», «Сколько всего», «Назови цифру», «Что бывает по 5», «Отсчитай столько же».

Д/и «Найди круг»,

«Что бывает такой формы»,

«Найди похожее»,

«Найди треугольник», «Волшебный мешочек».

Д/и «Где правая, где левая?», «Что,где?», «Кто первый назовет?», «На, над, под».

Д/и «Что за чем?», «Когда это бывает?», «Назови пропущенное слово».

Познание (Конструктивная деятельность)

Не различает и не называет детали, затрудняется в конструировании по схеме, в преобразовании постройки. • Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали (куб пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств

(устойчивость, форма, величина).

• Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части,различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие,

крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т. д.).

• Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине,соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но

высокий»).

• Предлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала,

использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек. Развивать представления об архитектурных формах. Д/и «Рисунок и постройки», «Построим дом», «Дом для матрешки», «Башня», «Мастерская форм», «Собери по образцу»

Игр. упр-е «Построй ворота».

Коммуникация

Затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в выборе предмета их двух с заданным звуком, в поверке слоговой структуры слова, словарь признаков, глагольный словарь, мн. ч. сущ. ,род. п. сущ. Мн. ч., уменьшительно – ласкательная форма, Составление рассказа по картинке, составление описательного рассказа. Развитие лексической стороны речи:

• Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности;

Читайте также:  Познавательные игры дошкольное развитие ребенка

• Знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов;

• Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту;

• Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи;

• Знакомить с простейшими антонимами;

• Начинать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи (ручканожки; гладить ходить ; новый, сильный)

Формирование грамматического строя речи:

• Упражнять детей в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один — много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет) с предлогом без;

• Учить употреблять название животных и их детенышей в ед. ч. и мн. ч. (не используя трудные формы слов, в Род. пмн. ч. ;

• Учить согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе);

• Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании);

• Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении; обучать спряжению глагола хотеть;

• Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т. п.);

• Упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой ;

• Упражнять в употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, к, над, между, перед и др.);

• Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (- ищ-, — иц-, — ец-);

• Учить образовывать глаголы с помощью приставок;

• Упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина – малиновый и др.);

• Знакомить с приемами словообразования существительных (слон – слоненок и др.);

• Обучать составлению простых предложений за счет однородных членов;

Начать знакомить с видами простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные)

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи:

• Развивать фонематический слух, определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-санки) и не выделяется голосом учить отбирать предметы с заданным звуком, длительно произнося звук, подбирать слово с заданным звуком;

• Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка;

• Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи;

• Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности;

• Способствовать развитию речевого дыхания, речевого внимания.

Развитие связной речи:

Продолжать развивать диалогическую речь детей:

Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию)

Игра-лото «Родовые понятия»

Игра: «Подбери пару»

Игра: «Кто победит»

Игра «Высокий — низкий»

Игра «Тяжёлый — лёгкий»

Игры «Жарко — холодно», «Быстро — медленно», «Весело — грустно»

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Назови, что видишь?»

Игра «Что я делал, не скажу, лучше я вам покажу»

Игра «Выбери нужную картинку»

Игра «Кто закончит правильно предложение»

Игра «У кого такая картинка»

Игра «Найди, где спрятались предметы»

Игра «Путаница»

Игра «Отгадай загадки»

Игра «Кто самый внимательный»

Игра «Звуки спрятались»

Игра «Найди друзей»

Игра «Замкни цепочку»

Игра «Не заблудись в лабиринте»

Игра «Друг за другом»

Игра «Рассели животных по домам»

Рассказывание по картинке

Рассказывание по серии картинок

Пересказ текста

Чтение:

сказок А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, рассказов К. Д. Ушинского, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, книги познавательной направленности Н. Сладкова, В. Бианки, Ю Дмитриева и др. писателей, стихи и сказки К Чуковского, С Маршака, В. Маяковского, Б. Заходера, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева

Чтение художественной литературы

Не имеет представления, откуда берутся книги (пишут авторы, иллюстрируют художники, не вступает в диалог со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, затрудняется в объяснении причины поступков героев, не способен решать творческие задачи: не выстраивает свои версии сюжетных ходов, не использует прочитанное (образ, сюжеты) в других видах дет. деятельности (игровой, продуктивно и др.) • Выделить детскую литературу как самостоятельный вид занятий в дошкольном учреждении.

• Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как к виду занятия.

• Воспитывать грамотного читателя. Использование мнемотаблиц и мнемодорожек.

Художественное творчество

Имеются затруднения: в изображении предметов, в композиционном расположении. Не достаточно сформированы приемы вырезания круга из квадрата, овал из прямоугольника, не использует средства выразительности, не проявляет творчество. • Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.

• Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

• Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить

новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.

• Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

• Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов

• Продолжать формировать умение создавать декоративные

композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.

Лепка

• Продолжать развивать интерес детей к лепке;

• совершенствовать умение лепить из глины

(из пластилина, пластической массы).

• Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих

группах.

• Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором помощи стеки.

• Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация

• Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

• Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

• Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем

длинных полос.

• Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).

• Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.

• Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.

• Формировать умение преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг —

<