Мелани кляйн большое значение придавала в развитии ребенка стадии

Мелани кляйн большое значение придавала в развитии ребенка стадии thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 августа 2018;
проверки требуют 3 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кляйн.

Ме́лани Кляйн (нем. Melanie Klein; урожд. Райцес; 30 марта 1882, Вена — 22 сентября 1960, Лондон) — влиятельный британский психоаналитик еврейского происхождения, стоявшая у истоков детского психоанализа, игровой психоаналитической терапии и теории объектных отношений.

Биография[править | править код]

Мелани Кляйн родилась 30 марта 1882 года в Вене в еврейской семье, где было уже трое детей. Её отец, Мориц Райцес, состоял во втором браке и был на 15 лет старше своей жены. К моменту рождения Мелани ему было более 50 лет.

В детские годы особо близкие отношения сложились у Мелани со старшей сестрой Сидони. Однако Сидони умерла в возрасте 9 лет и маленькая Мелани тяжело переживала эту утрату. Через несколько лет умер брат Эммануэль, когда Мелани Кляйн исполнилось 18 лет, умер её отец, а спустя несколько лет после отца скончалась мать. Тяжелые утраты детских лет вызвали у Мелани глубокую депрессию, которая, по мнению хорошо знавших её людей, с годами закрепилась в её мироощущении и характере. Вообще характером Мелани Кляйн всю жизнь отличалась резким и неуживчивым, что невольно сужало круг её последователей.

В 1903 году вышла замуж за инженера Артура Кляйна. Несколько лет изучала в Венском университете искусство и историю, однако образование осталось незавершённым. Вместе с мужем покинула Вену и проживала с ним в Словакии и Силезии. В браке родилось трое детей, однако семейная жизнь сложилась неудачно. Тяжёлый характер Мелани Кляйн помешал ей стать хорошей матерью. Любви и взаимопонимания в отношениях с детьми у неё не было. Её дочь Мелитта, тоже ставшая психоаналитиком, порвала отношения с матерью и даже на похороны М. Кляйн не явилась.

«Долгие годы она не общалась с матерью. Когда Мелани в сентябре 1960 г. умерла, Мелитта, которая тоже была в Лондоне, не присутствовала на похоронах… В этот самый день Мелитта, оставаясь до конца непреклонной, читала в Лондоне лекцию в ярко-красных сапогах»[1].

Старший сын М. Кляйн трагически погиб в горах, однако, по утверждению Мелитты, он покончил с собой, отчаявшись найти взаимопонимание с матерью[2].

С 1910 по 1919 годы М. Кляйн проживала с семьёй в Будапеште. В 1914 году, находясь в депрессивном состоянии, связанном с о смертью матери и рождением третьего ребёнка, М. Кляйн обратилась за помощью к психоаналитику Шандору Ференци. Пройдя у него психоаналитический курс, М. Кляйн проявляет интерес к психоанализу как таковому.

В 1917 году М. Кляйн начала собственную психоаналитическую практику с анализа собственного младшего сына, а затем пятилетнего мальчика, сына её знакомых.

В 1918 году участвовала в работе пятого Международного психоаналитического конгресса, где познакомилась с З. Фрейдом.

В 1919 году выступила с докладом «Влияние сексуального просвещения и отказа от авторитета на интеллектуальное развитие ребёнка», основанном на наблюдениях за одним из собственных детей. В этом же году становится членом Венского психоаналитического общества.

В 1921 году, по приглашению Карла Абрахама, поступила на работу в Берлинский институт психоанализа, где продолжила свою исследовательскую и терапевтическую деятельность в области детского психоанализа.

В 1922 году разошлась с мужем. С 1924 по 1925 годы проходила личный анализ у Карла Абрахама, который был прерван в связи со смертью последнего.

В 1925 году, во время поездки в Лондон, М. Кляйн знакомится с президентом Британского психоаналитического общества Эрнестом Джонсом, который приглашает её осуществлять свою дальнейшую научную и терапевтическую деятельность в Англии.

В 1926 году М. Кляйн окончательно переезжает в Лондон, где продолжает активно развивать свои идеи, связанные с детским психоанализом и использованием техники игры с маленькими пациентами. Идеи М. Кляйн были критически восприняты Анной Фрейд. В результате длительных дискуссий между сторонниками М. Кляйн и А. Фрейд произошел раскол в Британском психоаналитическом обществе и образовались три группы психоаналитиков — кляйнинская, фрейдовская и независимая[3].

В 30-е годы идеи Кляйн нашли поддержку у некоторых психоаналитически ориентированных врачей. Некоторые из них, Дональд Винникотт и Дж. Болби, прошли у неё анализ.

После Второй мировой войны М. Кляйн в основном работала как обучающий аналитик и как супервизор, отказавшись от активной роли в жизни Британского психоаналитического общества.

22 сентября 1960 года после перенесённой операции Мелани Кляйн умерла от эмболии лёгочной артерии.

Научная деятельность[править | править код]

Наблюдения за играми собственных детей 2-3 лет привели её к выводу, что именно на этот возраст приходится формирование Эдипова комплекса.

В ходе изучения наиболее агрессивных импульсов маленьких пациентов (зависть, жадность, ненависть) Кляйн разработала технику работы с детьми, не утратившую актуальности и в наши дни. Аналогом свободных ассоциаций в детском психоанализе является игровая деятельность. Она придавала большое значение переносам и контрпереносам, а также раскрыла основополагающее значение расщепления детского сознания в самом раннем возрасте на составляющие его основные понятия: «хороший» (англ. good) и «плохой».[4] .

Одна из наиболее важных идей Кляйн состоит в том, что агрессия и любовь выступают в качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь её цементирует. Ребёнок (или взрослый) будет агрессивно «расщеплять» мир, с тем чтобы отвергнуть то, что он ненавидит, и сохранить то, чего он желает. Постоянное желание ребёнка — иметь рядом добрую и наполненную грудь и отвергать опустошённую, назойливую или безучастную грудь. Таким образом, Кляйн постулировала, что первым организатором психики является процесс разделения. Этому деструктивному, расщепляющему процессу противостоит другой, организующий процесс, который производит интеграцию и способствует целостности и любви. Кляйн заметила, что ребёнок, проявляющий ненависть к своей матери (хотя бы в фантазиях), со временем попытается восполнить тот ущерб, который, по мнению ребёнка, был им нанесен. Типичный пример этого — ребёнок, предлагающий любимую игрушку в виде дара, с тем чтобы утешить маму, которой он причинил боль в своих фантазиях. Тем самым мама, которая в сознании ребёнка была расщеплена, сольется в единый образ, объединяющий в себе хорошее и плохое.
Полагала, что суперэго присуще структуре личности от рождения и что ребёнок в ходе своего развития проходит через параноидно-шизоидную позицию (связанную с деструктивными импульсами) и депрессивную позицию (контроль либидо). Оба термина получили широкое распространение в психоанализе.

Читайте также:  Влияние музыки на развитие ребенка как личности

Вела оживлённую полемику с Анной Фрейд по поводу пересмотра ряда положений учения её отца, в особенности касающихся проявлений агрессии в детском возрасте. Кляйновский психоанализ — единственная неофрейдистская школа (помимо лакановской), принимающая существование влечения к смерти.

Среди последователей Мелани Кляйн были такие психоаналитики, как Герберт Розенфельд, Уилфред Бион, Бетти Джозеф, Ханна Сигал, Дональд Мельцер, Рождер Мани-Керл.

Публикации на русском языке[править | править код]

  • Клейн М., Развитие одного ребёнка. — М.: «Государственное издательство», [1925]
  • Кляйн М., Развитие в психоанализе. — М.: «Академический проект», 2001.
  • Кляйн М., Детский психоанализ. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2010.
  • Кляйн М., Любовь, вина и репарация. — Т. II. — Ижевск: ERGO, 2007. (Психоаналитические труды Мелани Кляйн в 7 томах)
  • Кляйн М., «Развитие одного ребёнка» и другие работы 1920—1928 гг.. — Т. I. — Ижевск: ERGO, 2008. (Психоаналитические труды Мелани Кляйн в 7 томах)
  • Кляйн М., «Эдипов комплекс в свете ранних тревог» и другие работы 1945—1952 гг.. — Т. V. — Ижевск: ERGO, 2011. (Психоаналитические труды Мелани Кляйн в 7 томах)
  • Кляйн М., «Зависть и благодарность» и другие работы 1955—1963 гг.. — Т. VI. — Ижевск: ERGO, 2012. (Психоаналитические труды Мелани Кляйн в 7 томах)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

на русском языке

  • Кляйн, Мелани // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 329. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.

на других языках

  • Alford C. F. Melanie Klein and Critical Social Theory: An Account of Politics, Art, and Reason Based on Her Psychoanalytic Theory, Yale University Press 1990
  • Britton R. «Sex, Death, and the Superego: Experiences in Psychoanalysis», Publisher: Karnac Books; 2003, ISBN 1-85575-948-9
  • Britton R. «Belief and Imagination», Publisher: Taylor & Francis LTD; 1998, ISBN 0-415-19438-5
  • Grosskurth P. (англ.)русск. Melanie Klein: Her World and Her Work. Alfred A. Knopf (англ.)русск., 1986. ISBN 1-56821-445-6
  • Hinshelwood R. D. (англ.)русск., Robinson S., Zarate O. Introducing Melanie Klein. Icon Books UK, 2003
  • Hinshelwood R. D. (англ.)русск. A Dictionary of Kleinian Thought, Free Association Books (англ.)русск. UK, 1989
  • Hinshelwood R. D. (англ.)русск. Clinical Klein, Free Association Books (англ.)русск. UK, 1993
  • Jacobus M. L. «The Poetics of Psychoanalysis: In the Wake of Klein», Oxford University Press, 2006, ISBN 0-19-924636-X
  • Klein M. ‘The autobiography of Melanie Klein’ ed. Janet Sayers with John Forrester, Psychoanalysis and History 15.2 (2013) pp. 127–63
  • Kristeva J. Melanie Klein (European Perspectives: A Series in Social Thought and Cultural Criticism) tr. Ross Guberman, Columbia University Press, 2004
  • Lauret M., Raynaud J.-P. «Melanie Klein, une pensée vivante», Presses Universitaires de France (фр.)русск., 2008, ISBN 978-2-13-057039-4
  • Likierman M. «Melanie Klein, Her Work in Context» Continuum International Publishing, Paperback, 2002
  • Meltzer D. «The Kleinian Development (New edition)», Publisher: Karnac Books; Reprint edition 1998, ISBN 1-85575-194-1
  • Meltzer D. «Dream-Life: A Re-Examination of the Psycho-Analytical Theory and Technique» Publisher: Karnac Books, 1983, ISBN 0-902965-17-4
  • Ninivaggi F. J. «Envy Theory: Perspectives on the Psychology of Envy», (2010), Rowman & Littlefield, ISBN 978-1-4422-0574-1
  • Rose J. (англ.)русск.. Why war?: psychoanalysis, politics, and the return to Melanie Klein (англ.). — Oxford, UK Cambridge, Mass., USA: B. Blackwell (англ.)русск., 1993. — ISBN 9780631189244.
  • Rosenfeld H. (англ.)русск. «Impasse and Interpretation: Therapeutic and Anti-Therapeutic Factors in the Psycho-Analytic Treatment of Psychotic, Borderline, and Neurotic Patients», Publisher: Tavistock Publications, 1987, ISBN 0-422-61010-0
  • Segal H. «Klein» Publisher: Karnac Books; Reprint edition (1989) ISBN 0-946439-69-9
  • Segal H. «The Work of Hanna Segal: A Kleinian Approach to Clinical Practice (Classical Psychoanalysis and Its Applications) » Publisher: Jason Aronson (англ.)русск., 1993), ISBN 0-87668-422-3
  • Segal H. «Dream, Phantasy and Art» Publisher: Routledge; 1 edition 1990, ISBN 0-415-01798-X
  • Segal H. Transcript of a seminar titled «Motivation: the artist and the psychoanalyst»
  • Segal J. (1992). Melanie Klein. London: Sage. ISBN 0-8039-8477-4
  • Steiner J. (англ.)русск. «Psychic Retreats» (…) relative peace and protection from strain when meaningful contact with the analyst is experienced as(…), Publisher: Routledge; 1993, ISBN 0-415-09924-2
  • The selected Melanie Klein (неопр.) / Ed. Juliet Mitchell (англ.)русск.. — New York: Free Press, 1987. — ISBN 9780029214817.
Читайте также:  Выготский леонтьев взгляды на развитие психики ребенка

Ссылки[править | править код]

  • Скачать книги М. Кляйн и других психоаналитиков
  • Биография Мелани Кляйн
  • Биография Мелани Кляйн (на английском)

Источник

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн (1882 — 1960) является одной из самых ярких представительниц психоаналитического движения. Это касается  как революционности ее идей, так и того влияния, которое они оказали на развитие психоанализа и других гуманитарных областей знаний. М. Кляйн считала себя последовательницей З.Фрейда и развивала его теорию. Фрейд открыл бессознательную душу человека, Кляйн же исследовала наиболее отдаленные ее уголки, забираясь так далеко, что это вызывало наряду с  восторженными откликами и яростное сопротивление, сравнимое, разве что, с тем, что встречало новаторства самого Фрейда.

Мелани Кляйн родилась в 1882 г. в Вене, в небогатой еврейской семье, она была четвертым ребенком. В 1914 г., находясь в Будапеште, она впервые сталкивается с работами Фрейда и вскоре вступает в кружок, возглавляемый Ференци, начинает аналитическую работу с детьми, проходит у него свой первый анализ, а в 1919 г. становится членом Будапештского общества. В 1920 году на конгрессе в Гааге Кляйн впервые встретилась с Карлом Абрахамом. Он заинтересовался ее работой и пригласил в Берлин, куда она и переехала  в 1921 году. В Берлине она начала работать как психоаналитик не только с детьми, но и со взрослыми. Не будучи удовлетворенной результатами работы с Ференци, в 1924 году она приступила к своему второму анализу у Абрахама, который прервался через 14 месяцев из-за его внезапной смерти. В 1925 году Кляйн встретилась с Эрнстом Джонсом на конференции в Зальцбурге, где она представляла свою первую работу по технике детского анализа. Под впечатлением этого доклада Джонс пригласил ее прочитать несколько лекций по детскому анализу, а в  1927 году она переехала в Англию и прожила там до самой смерти. Здесь были написаны основные работы, в которых отразились этапы формирования ее теории: «Значение формирования символа в развитии эго», «Психоанализ детей», «Скорбь и маниакально-депрессивные состояния», «Некоторые заметки о шизоидных механизмах», «Зависть и благодарность» и многие другие. Она была первым аналитиком с Континента, ставшим членом Британского психоаналитического общества.

Среди тех, кто поддержал Кляйн в самом начале ее творческого пути, были такие влиятельные английские аналитики, как Эрнст Джонс, Эдвард Гловер, Алекс и Джеймс Стречи. К ней с просьбой об обучающем анализе обратились несколько известных врачей, в том числе Дональд Винникотт. После войны к Кляйн обратились за обучением несколько врачей-эмигрантов. Это было «второе поколение» последователей Кляйн. Наиболее известные среди них — Ханна Сигал, Герберт Розенфельд, Уильфред Бион, Роджер Мани-Керл, Дональд Мельтцер и Эстер Бик. Именно они внесли наибольший вклад в развитие кляйнианского анализа, в развитие идей проективной идентификации и контейнирования, как универсальных способов невербальной коммуникации. Кляйнианским психоаналитикам мы обязаны фундаментальной работой по анализу переноса и контрпереноса. Благодаря работам Мелани Кляйн и ее учеников спектр клинического применения психоанализа сущест­венно расширился: стало возможным проводить аналитическую работу с тяжело нарушенными психотическими или околопсихотическими пациентами.

Мелани Кляйн была одним из создателей детского психоанализа. Хотя и имелись работы, выполненные по детскому анализу до нее, начиная с анализа «Маленького Ганса» (продолжались Hug-Hellmuth и Анной Фрейд), именно Мелани Кляйн впервые разработала технику и методику для анализа детей всех возрастов (в то время полагали, что анализ с детьми до семи лет невозможен, а для более взрослых детей аналитические методы считались не вполне адекватными  и их объединяли  с образовательными поведенческими подходами). Она рассматривала игру детей, как аналог свободных ассоциаций взрослых, считая, что в игре ребенок выражает свои проблемы, опыт, желания, фантазии. Кляйн обнаружила, что для  возникновения переноса у маленького ребенка, как и у взрослого,  необходимы соответствующие  условия – сеттинг. Ребенок приходил на прием пять раз в неделю на 50-минутную сессию. Игровая комната была устроена таким образом, что бы он мог чувствовать себя максимально свободно. У каждого пациента был ящик со своими игрушками, причем особый акцент делался на том, чтобы игрушки были небольшими, что позволяло им выступать непо­средственно в качестве символов внутреннего мира ребенка.

Ранее было принято считать, что маленький ребенок имеет слабое и не сформировавшееся Суперэго, которое необходимо усиливать в процессе аналитической работы. Анализируя маленьких детей, Кляйн обнаружила, что Суперэго ребенка очень жесткое, жестокое, основанное на ранних фантазиях преследования. А, следовательно, нет необходимости в укреплении Суперэго воспитательными методами, но, напротив, необходимо сделать его не таким жестким, чтобы оно было способно интегрироваться в Эго. Кляйн не придавала большого значения подготовительному периоду работы с ребенком, который полагали необходимым для формирования терапевтического альянса. Она считала, что он возникает от того, что пациент получает облегчение, приносимое аналитической работой.

Особый интерес Мелани Кляйн на протяжении всей ее жизни привлекали негативные, разрушительные чувства и желания человека: ненависть, зависть, жадность. Наряду с этим, Мелани Кляйн в своих размышлениях о плохой и хоро­шей матери, ненависти и любви, зависти и благодарности постоянно подчеркивала важность любви, ее значение для развития человека, преодолевающего свои агрессивные, нарушающие взаимодействие с объектным миром, чувства. Клиническому и теоретическому иссле­дованию их источников и проявлений посвящены многие ее работы.

Читайте также:  Наследственность среда и развитие ребенка

Главной теоретической заслугой Мелани Кляйн является разра­ботка теории развития личности и межличностных отношений младенца и очень маленького ребенка. Мелани Кляйн определила, что отношения младенца и маленького ребенка с матерью и другими людьми являются главным условием и источ­ником развития его личности и даже просто его физического выживания. Отношения ребенка и, прежде всего, его отношения с матерью, отношения пациента и, прежде всего, его отношения с аналитиком всегда оставались в центре внима­ния не только психоаналитической теории Мелани Кляйн, но и ее лечеб­ной техники. По мнению Кляйн, во влечение почти генетически включено представление об объекте, выражающееся у ре­бенка в очень ранних и примитивных бессознательных фан­тазиях. Фантазматическая деятельность, таким образом, уже с самого начала присуща ребенку. Первичные фантазии все­гда относятся к некому объекту, основываясь на интенсивных импульсах влечения.

Мелани Кляйн выдвинула положение о том, что стадии психосексуального развития не являются хронологически закрепленными, последовательно сменяющимися этапами развития, но присутствуют у каждого ребенка с самого рождения в качестве тенденций. Она установила, что ранние стадии Эдипова конфликта начинают проживаться младенцем еще при кормлении грудью. Тогда же возникает и раннее Суперэго, которое, стало быть, не является «наследником Эдипова Комплекса«, а имеет корни в самом раннем детстве, в оральной стадии. При этом ранняя «эдипизация», сексуализация ребенка говорит о его глубокой оральной неудовлетворенности в диадических отноше­ниях с матерью.

A pioneer of modern psychoanalysis

Библиография работ М.Кляйн

Isaacs, S.; Klein, M.; Middlemore, M. Searl, N. and Sharpe, E. F. (1936). On the Bringing Up of Children., London: Kegan, Paul.

Isaacs, S., Klein, M., et. al. (1952). On the Bringing Up of Children, New York: Robert Brunner

Klein, M (1923). The development of a child., Int. J. Psychoanal., 4:419-474.

Klein, Melanie. (1957). Envy and Gratitude. A Study of Unconscious Sources., New York: Basic Books, Inc.

Klein, M. (1924). The role of school in the libidinal development of the child., Int. J. Psychoanal., 5:312-331.

Klein, M. (1926). Infant analysis., Int. J. Psychoanal., 7:31-63.

Klein, M. (1927). Symposium on child-analysis., Int. J. Psychoanal., 8:339-370.

Klein, M. (1927). The psychological principles of infant analysis., Int. J. Psychoanal., 8:25-37.

Klein, M. (1928). Communication: Note on the preceding communication., Int. J. Psychoanal., 9:255-258.

Klein, M. (1928). Early stages of the oedipus conflict., Int. J. Psychoanal., 9:167-180.

Klein, M. (1929). Infantile anxiety-situations reflected in art, creative impulse.., Int. J. Psychoanal., 10:436-443.

Klein, M. (1929). Personification in the play of children., Int. J. Psychoanal., 10:193-204.

Klein, M. (1930). The importance of symbol-formation in the development of the ego., Int. J. Psychoanal., 11:24-39.

Klein, M. (1931). A contribution to the theory of intellectual inhibition., Int. J. Psychoanal., 12:206-218.

Klein, M. (1932). Die Psychoanalyse des Kindes., Vienna: Internaler Psa. Verlag.

Klein, M. (1932). The Psycho-Analysis of Children., London: Hogarth.

Klein, M. (1935). A contribution to the psychogenesis of manic-depressive states., Int. J. Psychoanal., 16:145-174.

Klein, M. (1940). Mourning and its relation to manic-depressive states., Int. J. Psychoanal., 21:125-153.

Klein, M. (1945). The oedipus complex in the light of early anxieties., Int. J. Psychoanal., 26:11-33.

Klein, M. (1946). Notes on some schizoid mechanisms., Int. J. Psychoanal., 27:99-110.

Klein, M. (1948). A contribution to the theory of anxiety and guilt., Int. J. Psychoanal., 29:113-123.

Klein, M. (1948). Contributions to Psychoanalysis. 1921-1945., London: Hogarth Press

Klein, M. (1950). On the criteria for the termination of a psychoanalysis., Int. J. Psychoanal., 31:78-80.

Klein, M. (1950). On the criteria for the termination of an analysis., Int. J. Psychoanal., 31:204-204.

Klein, M.,Heimann, P., Isaacs,S. (1952). Developments in Psychoanalysis RIVIERE, J., London: Hogarth Press

Klein,M.,Heimann,P.,Isaacs,S.,Riviere,J. (1952). Developments in Psychoanalysis., London: Hogarth Press

Klein, M. (1952). The mutual influences in the development of ego and id., Psychoanal. Study Child, 7:51-53.

Klein, M. (1952). The origins of transference., Int. J. Psychoanal., 33:433-438.

Klein, M. & Riviere, J. (1953). Love, Hate, and Reparation. Psycho-Analytical Epitomes No. 2, London: Hogarth Press.

Klein,M.,Heimann,P.,Money-Kyrle,R. (eds. (1955). New Directions in Psycho-Analysis. The Significance of Infant Conflict in the Pattern of Adult Behaviour., London:Tavistock Publications.

Klein,M.,Heimann,P.,Money-Kyrle,R. (eds) (1955). New Directions in Psychoanalysis., New York:Basic Books, Inc.

Klein, M. (1957). Envy and Gratitude: A Study of Unconscious Forces., New York: Basic Books.

Klein, M. (1958). On the development of mental functioning., Int. J. Psychoanal., 39:84-90.

Klein, M. (1960). A note on depression in the schizophrenic., Int. J. Psychoanal., 41:509-511.

Klein, M. (1961). Narrative of a Child Analysis. The Conduct of the Psychoanalysis of Children as Seen in the Treatment of a Ten-Year-Old Boy., New York: Basic Books.

Klein, M. (1961). Narrative of a Child Analysis., London: Hogarth Press.

Klein, M. (1963). Our Adult World and Other Essays., London: Heinemann Medical Books.

—————————————————————————————————

Введение в теорию Мелани Кляйн. Сахновская О.

Сахновская О.

Источник