Механизмы речи и основные закономерности развития речи у ребенка
Вопрос 47. Логопедия как наука
1. Логопедия (греч. — слово + /адй/ега — воспитание, обучение) — педагогическая наука о нарушениях развития речи,)
преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.
Определение дано проф. Р.Е. Левиной, которая разрабатывала педагогические основы логопедической науки с 1965 по 1980 г. Предмет логопедии (по Г.В. Чиркиной) — развитие и формирование речи при различных отклонениях от нормального онтогенеза (индивидуальное развитие) в условиях целенаправленного педагогического процесса.
2. Основные задачи логопедии:
• исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;
• разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств;
• определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи.
3. Впервые вопросы коррекции недостатков речи при нормальном слухе рассматривались в XVII в. в работах по сурдопедагогике.
Как самостоятельная отрасль дефектологии логопедия начала формироваться со второй половины XIX в. До конца 30-х гг. XX в. в логопедии, как отмечает Р.Е. Левина, преобладали упрощенные представления о речи как совокупности специализированных мускульных движений и о соответствующих методах коррекции. С ростом научных представлений о сложной природе речевой деятельности и появлением психологически* исследований в данной области коренным образом изменилось направление логопедии — на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание логопедии.
В России развитие логопедии как науки связано с исследованиями, проведенными ФА. Рау, Р.Е. Левиной, О.П. Правциной, М.Е. Хватцевой и др.
Изучением детской речи, клинических форм речевых расстройств занимались А. Куссмауль, И.А. Сикорский и др.
особое значение для нормальной речевой деятельности имеют слуховая, зрительная и моторная системы;
необходимое условие — целостность и сохранность всех структур мозга;
качественные характеристики речи зависят от взаимодействия многих зон коры правого и левого полушарий;
важную роль играют ренеслуховая и речедвигательная зоны, расположенные в доминантном полушарии мозга;
координированная работа мышц трех отделов периферического речевого аппарата обеспечивает устной речи;
речевой выдох вызывает колебания голосовых связок, в результате чего возникает голос;
произнесение речевых звуков (артикуляция} происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Периферический речеввй аппарат регулируется центральной нервной системой.
2. Формирование речи происходит в процессе общего психоф, ского развития ребенка
Условия формирования нормальной речи:
сохранная центральная нервная система;
наличие нормального слуха и зрения;
активное речевое общение (прежде всего на уровне: «взрослый! ребенок», «ребенок — взрослый»).
У морового ребенка в период от 1 года до 5 лет (по определению Л.М. Беляковой и Е.А. Дьяковой) постепенно:
• формируется фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи;
• развивается нормативное звукопроизношение. Этапы развития речи:
• самая ранняя стадия — вокализация, гуление, лепет;
• постепенное приближение лепета к звукам родного языка;
• вторая половина года жизни — появление условных рефлею на словесные раздражители;
• к одному году — понимание значения многих слов, начало произношения первых слов;
• после полутора лет ~ появление простой фразы, ее постепенное усложнение;
• фонологическое, морфологическое, синтаксическое оформление речи;
• к 3 годам — сформированное основных лексико-грамматических конструкций обиходной речи;
• переход к овладению развернутой фразовой речью;
• к 5 годам — развитие механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией;
• к 5~6 годам — начало формирования способности к звуковому анализу и синтезу;
• следующий этап (в условиях обучения) — овладение письменной формой речи.
4. При недостаточном внимании к развитию речи может возникнуть так называемый госпитализм: плохое понимание речи;
• неумение говорить;
• общая психическая отсталость, компенсация которой в ‘дальнейшем требует значительных усилий специалистов,
Источник
Основные закономерности развития речи детей.
При овладение родным языком в естественных условиях языковые правила усваиваются ребенком самостоятельно. Помощь взрослого заключается в большинстве случаев лишь в том, что в повседневном общении с ребенком поставляет речевой материал, из которого ребенок может черпать необходимую для него информацию . Особенности детской речи во многом обусловлены способностями ребенка к анализу речи взрослых, а именно тем, что он конкретно в состоянии извлекать из воспринимаемой им речи взрослых в плане ее грамматической, лексической, фонетической и другой организации.
Закономерностями усвоения языка, их изучением занимались многие исследователи детской речи и речи вообще. Среди таких ученых можно назвать А.Н. Гвоздева , Ю.А. Элькина, Р.И. Лалаеву и Н.В. Серебрякову , С.Н. Цейтлин и других опираясь на их исследования можно определить следующие тенденции развития речи детей:
— усвоение речи идет от простого к сложному (т.е. сначала звуки потом слово и текст);
— от надсегментных единиц, к сегментным (т.е. от интонации, темпа, ритма к словам);
— от элементарной дифференциации, к постоянно усложняющейся;
— от общего к частному (при общении с маленьким ребенком он сначала понимает лишь общее значение фразы не выделяя отдельных фонем);
— от предикативных структур к номинативным;
— от диалогической речи к монологической;
— в первую очередь ребенок усваивает самые регулярные проявления в речи взрослых;
— развитие речи идет от крупных единиц к мелким (так в один год [ма] является по смысловому отношению целым текстом, а в пять лет ребенок может уже строить довольно развернутые фразы);
— на ранних этапах онтогенеза порядок усвоения фонем обусловлен биологическими врожденными универсально — языковыми факторами. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем все больше начинает подчиняться закономерностям фонематической системы усеваемого языка.
На основе литературных данных рассмотрим закономерности развития речевой функции.
Процесс овладения языком, как средством коммуникации, начинается уже в период эмоционального общения матери и ребенка. На этой стадии главным для малыша является интонационная сторона обращенной к нему речи, а именно темп, ритм, паузы и общая мелодика. Интонация для ребенка является самым первым средством общения, замечено, что даже в разных коммуникативных ситуациях интонация звуковых проявлений ребенка меняется [8; 202]. На ранних стадиях речевого развития ребенок реагирует не на отдельные слова, а на всю фразу целиком. Лишь к шести месячному возрасту он начинает различать общий звуковой облик слова его ритмический контур. А отдельные фонемы ребенок полноценно воспринимает лишь к одному году. Подражая взрослым в процессе эмоционального общения с ними и опираясь на выработанные ранее двигательные сноровки, на втором году жизни ребенок приступает к освоению звуковых комплексов.
В науке, в течение многих лет не затихают споры относительно того, какими факторами обусловлена последовательность появления звуков в речи детей: их ролью в организации основных фонологических противопоставлений их артикуляционной сложностью, или их так называемой, перцептивной выпуклостью.
Ю. А. Элькин основным фактором, влияющим на усвоение звукопроизношения определяет степень функциональной значимости фонем в речи ребенка. В своей работе он подчеркивает, что закономерности в порядке овладения звукопроизношением объясняются языковыми факторами, а не артикуляторными и акустическими характеристиками усваиваемых звуков. Артикуляторные и акустические различия менее значимы с точки зрения языковой функции оказываются и менее значимыми для ребенка, поэтому позже усваиваются в произношении. Ю.А. Элькин (1996 г.) приводит следующие закономерности произношения в онтогенезе, основываясь на исследованиях В.И. Бельтюкова (1979г), В. Мальберг (1962г):
1. обобщенное использование двух или нескольких фонем: вместо двух оппозиционных фонем используется некоторая третья, может быть, представляющая собой некий средний вариант относительно заменяемых;
2. собственное субституирование, когда одна фонема, входящая в оппозиционную или корреляцию, используется правильно и заменяет другую фонему, составляющую данную оппозицию или входящую в корреляцию;
3. дополнительная дистрибуция — в одних позициях регулярно используется одна фонема, а в других позициях — вторая оппозиционная фонема;
4. сверхрегуляризация (гиперкорреляция, сверхгенерализация), когда фонема, ранее не используемая и в это время заменяемая другой фонемой, начинает использоваться вместо ранее ее заменяющей фонемы;
5. свободное варьирование (взаимозамены) в одной и той же позиции используется с равной вероятностью как одна фонема, так и другая (т.е. фонемы или взаимозаменяются или используются правильно);
6. нормативное использование.
Современные исследователи также выделяют следующие закономерности усвоения в онтогенезе звукопроизношения:
— чем звуковое (и артикуляторное) различие менее значимо с точки зрения языковой функции, тем оно менее, замечено ребенком и позже усваивается в произношении;
— чем больше фонема имеет связей в системе с другими фонемами, тем сильнее она включена в фонематическую систему, тем быстрее она усваивается в произношении, т.е. сначала усваиваются частотные фонемы, затем менее частотные, находящиеся на периферии фонетической системы;
— возможность зрительно воспринимать
— отдельные элементы артикуляции и наличие, орального образа звука по мнению Г. В. Чиркиной, облегчает создание имитационного образа, т.к. возникают связи между зрительными и двигательными впечатлениями.
Отметим некоторые закономерности усвоения морфологии. Очередность усвоения морфологических категорий и форм, их представляющих, зависит от их прагматической ценности, насколько смысл, соотнесенный с данной формой или категорией, актуален для практической деятельности ребенка. Так, формы повелительного наклонения усваиваются очень рано, поскольку служат для выражения просьб и требований, играющих в жизни меленького ребенка огромную роль.
Готовность ребенка к усвоению плана содержания морфологической категории определяется также уровнем его когнитивного развития. При этом когнитивное развитие является первичным по отношению к развитию языковому. В первую очередь усваиваются категории с отчетливо выраженным конкретным значением. Чем меньше зависимость морфологической категории от лексики, тем легче и быстрее ребенок осваивает эти категории. Если морфологическая категория по — разному выявляется в разных группах лексики, то раньше усваивается ее функционирование в тех лексико-грамматических разрядах, где она имеет наиболее четкую семантическую матировку. Так, по отношению к категориям числа существительных, прежде всего, усваивается противопоставление форм единственного и множественного числа в сфере конкретно — предметных существительных, значительно позже — в группе существительных именующих действие. Эти закономерности усвоения морфологии отмечает С.Н. Цейтлин [49].
Рассмотрим закономерности усвоения лексики. Большой вклад в изучение данного вопроса внес А.Н. Гвоздев [10]. Он выделил следующие тенденции этого процесса:
1. закономерности, определяемые уровнем коммуникативных потребностей, которые в свою очередь обусловлены этапами физического развития ребенка и соответствующим уровнем его социальных потребностей, его участием в делах окружающих, развитием познавательных интересов. Таким образом, с развитием потребности ребенка растет его активный словарь;
2. неоднократно А.Н. Гвоздев отмечает, что в ряде случаев раньше, чем конкретное значение слова, ребенком усваивается то, какой семантической системе относится лексема [10; 9]. В первую очередь это касается употребления числительных и других слов, связанных с количественным значением. Например, словом пять ребенок отвечает на любой вопрос начинающийся словом Сколько;
3. развитие лексики в онтогенезе определяется также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение же окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.
Таким образом, ребенок в первую очередь усваивает наиболее регулярные проявления языковых закономерностей в речи взрослых. Усваивая первыми правила относительно более широких языковых классов, ребенок затем постепенно распространяет правила относительно подклассов. И в первую очередь ребенок усваивает те категории и языковые единицы, которые для него наиболее коммуникативно значимы.
Источник
ЛОГОПЕДИЯ
– это наука о нарушениях речи, методах
их выявления, устранения и предупреждения
средствами специального обучения и
воспитания.
Логопедия
исторически складывалась как интегративная
область знаний о психической и,
конкретнее, речевой деятельности
человека, речевых и языковых механизмах,
обеспечивающих формирование речевой
коммуникации в норме и патологии. В
связи с этим логопедия базируется на
неврологии, нейропсихологии и
нейролингвистике, психологии, педагогике
и ряде других наук. Эти научные дисциплины
позволяют логопедии научно обосновывать
механизмы и структуру нарушения речи,
разрабатывать и использовать научно
обоснованные методы развития, исправления
и восстановления речи.
Краткие
исторические сведения.
Изучение
речевой патологии и ее коррекция начались
относительно недавно, а именно с тех
пор как стали известны основные
анатомо-физиологические механизмы
обеспечения речевой деятельности, т.е.
примерно с середины XIX в.
С
конца прошлого века особый интерес
начинает вызывать детская речь,
особенности ее развития и причины
нарушения, формируются научные
представления о некоторых клинических
формах речевых расстройств (А.Куссмауль,
И.А.Сикорский и др.). Современный этап
развития логопедии связан с разработкой
научных представлений о различных
формах речевых нарушений, а также с
созданием эффективных методик их
преодоления.
Становление
логопедии в нашей стране связано с
именами Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, О.В.
Правдиной, Р.Е.Левиной и др.
Для
нормальной речевой деятельности
необходима целостность и сохранность
всех структур мозга. Особое значение
для речи имеют слуховая, зрительная и
моторная системы. Устная речь
осуществляется посредством
координированной работы мышц трех
отделов периферического речевого
аппарата: дыхательного,
голосового и артикуляционного.
Речевой
выдох вызывает колебания голосовых
складок, что обеспечивает голос в
процессе речи. Произнесение речевых
звуков (артикуляция) происходит благодаря
работе артикуляционного отдела. Вся
работа периферического речевого
аппарата, которая связана с точнейшими
и тончайшими координациями в сокращении
его мышц, регулируется центральной
нервной системой (ЦНС).
Качественные характеристики речи
зависят от совместной синхронной
работы многих зон коры правого и левого
полушарий, что возможно только при
условии нормального функционирования
низлежащих структур мозга. Особую роль
в речевой деятельности играют речеслуховая
и речедвигательная зоны, которые
расположены в доминантном (левом для
правшей) полушарии мозга.
Речь
формируется в процессе общего
психофизического развития ребенка.
В период от одного года до пяти лет у
здорового ребенка постепенно
формируются фонематическое восприятие,
лексико-грамматическая сторона речи,
развивается нормативное звукопроизношение.
На самом раннем этапе развития речи
ребенок овладевает голосовыми реакциями
в виде вокализации, гуления, лепета. В
процессе развития лепета произносимые
ребенком звуки постепенно приближаются
к звукам родного языка. К одному году
ребенок понимает значения многих слов
и начинает произносить первые слова.
После полутора лет у ребенка появляется
простая фраза (из двух-трех слов),
которая постепенно усложняется.
Собственная речь ребенка становится
все более правильной фонологически,
морфологически и синтаксически. К трем
годам обычно сформированы основные
лексико-грамматические конструкции
обиходной речи. В это время ребенок
переходит к овладению развернутой
фразовой речью. К пяти годам развиваются
механизмы координации между дыханием,
фонацией и артикуляцией, что обеспечивает
достаточную плавность речевого
высказывания. К пяти-шести годам у
ребенка также начинает формироваться
способность к звуковому анализу и
синтезу. Нормальное развитие речи
позволяет ребенку перейти к новому
этапу — овладению письмом и письменной
речью. К условиям формирования нормальной
речи относятся сохранная ЦНС, наличие
нормального слуха и зрения и достаточный
уровень активного речевого общения
взрослых с ребенком.
Причины речевых нарушений
Среди
причин, вызывающих нарушения речи,
различают биологические и социальные
факторы риска.
Биологические
причины
развития
речевых нарушений представляют собой
патогенные факторы, воздействующие
главным образом в период внутриутробного
развития и родов (гипоксия плода, родовые
травмы и т. п.), а также в первые месяцы
жизни после рождения (мозговые инфекции,
травмы и т. п.) Особую роль в развитии
речевых нарушений играют такие
факторы, как семейная отягощенность
речевыми нарушениями, леворукость
и правшество. Социально-психологические
факторы
риска связаны главным образом с
психической депривацией детей. Особое
значение имеет недостаточность
эмоционального и речевого общения
ребенка со взрослыми. Отрицательное
воздействие на речевое развитие также
могут оказывать необходимость
усвоения ребенком младшего дошкольного
возраста одновременно двух языковых
систем, излишняя стимуляция речевого
развития ребенка, неадекватный тип
воспитания ребенка, педагогическая
запущенность, т.е. отсутствие должного
внимания к развитию речи ребенка, дефекты
речи окружающих. В результате действия
этих причин у ребенка могут наблюдаться
нарушения развития различных сторон
речи.
Нарушения
речи рассматриваются в логопедии в
рамках клинико-педагогического
и
психолого-педагогического
подходов.
Механизмы
и симптоматика речевой патологии
рассматриваются с позиций
клинико-педагогического подхода. При
этом выделяются следующие расстройства:
дислалия,
нарушения голоса, ринолалия, дизартрия,
заикание, алалия, афазия, дисграфия и
дислексия.
Соседние файлы в папке ПСИХОЛОГИЯ
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник