Механизмы подражания в психологическом развитии ребенка

Механизмы подражания в психологическом развитии ребенка thumbnail

Подражание
имеет большое значение для становления
личности, формирования интеллектуальных
способностей и социальной адаптации
ребенка.

Л.
С. Выготский говорил о его роли в
формировании основных человеческих
качеств и свойств, в овладении всеми
видами деятельности.

На
каждом этапе своего развития ребенок
сталкивается с новыми задачами, новой
социальной ситуацией, ориентироваться
в которой ему помогает подражание. При
подражании взрослым у него формируются
новые формы поведения.

Уже
в период 1-го года жизни ребенок может
повторять за взрослыми некоторые
движения: качать головой, показывать
язык, хлопать в ладоши и т. д. У ребенка
появляются мимические движения.

В
начальный период формирования речи у
ребенка появляются предречевые
вокализации. Он может имитировать
различную интонацию и ритм услышанной
речи взрослого. Ребенок подражает мимике
взрослого и его жестикуляции.

После
6-го месяца подражание ребенка становится
более активным, появляются новые
имитационные движения. Этот период
можно назвать периодом настоящей
имитации.

Коммуникационные
средства общения ребенка увеличиваются,
он начинает больше манипулировать с
предметами. Подражательные движения
ребенка формируют у него образ предмета.
Чем чаще взрослый производит определенные
движения, называет их, поощряет имитацию
их ребенком, тем быстрее ребенок начнет
имитировать их.

Со
2-го года жизни ребенок становится более
активным, увеличивается количество его
подражательных движений.

Взрослый
становится для него примером, глядя на
который, ребенок начинает активно
взаимодействовать с предметами: имитирует
разговор по телефону, листает книжку,
делая вид, что читает ее, и т. д. Это
обусловливает у него формирование
нового вида деятельности – предметной
игры.

Следующим
этапом подражания являются действия
ребенка, выстраиваемые в определенной
последовательности. Например, в игре с
куклой он, имитируя действия взрослого,
кормит ее, собирает на прогулку, укладывает
спать и пр.

В
3 года подражание ребенка все больше
становится похожим на поведение взрослых.

В
дошкольный период подражание становится
глубже и охватывает большие стороны
жизни. Ребенок повторяет не только
действия с предметами, но и старается
отразить особенности поведения и общения
взрослых.

32 Виды деятельности, характерные для дошкольного детства

Ведущим
видом деятельности дошкольника является
игра. Значительную часть своего свободного
времени дети проводят в играх.

Дошкольный
период делится на старший дошкольный
и младший дошкольный возраст, т. е.
от 3 до 7 лет. За это время игры детей
развиваются.

Изначально
они носят предметно-манипуля-тивный
характер, к 7 годам становятся символическими
и сюжетно-ролевыми.

Старший
дошкольный возраст – это то время, когда
почти все игры уже доступны детям. Также
в этом возрасте зарождаются такие виды
деятельности, как труд и учение.

Этапы
дошкольного периода:

1) младший
дошкольный возраст (3–4 года). Дети этого
возраста чаще всего играют одни, их игры
предметны и служат толчком для развития
и совершенствования основных психических
функций (памяти, мышления, восприятия
и т. д.). Реже дети прибегают к
сюжетно-ролевым играм, в которых
отражается деятельность взрослых;

2) средний
дошкольный возраст (4–5 лет). Дети в играх
объединяются во все большие группы.
Теперь для них характерна не имитация
поведения взрослых, а попытка воссоздать
их отношения между собой, появляются
ролевые игры. Дети распределяют роли,
устанавливают правила и следят за их
соблюдением.

Темы
для игр могут быть самыми разнообразными
и основываются на уже имеющемся жизненном
опыте детей. В этот период формируются
лидерские качества. Появляется
индивидуальный вид деятельности (как
некая символическая форма игры). При
рисовании активизируются процессы
мышления и представления. Сначала
ребенок рисует то, что видит, после –
то, что помнит, знает или выдумывает; 3)
старший дошкольный возраст (5–6 лет).
Для этого возраста характерно формирование
и освоение элементарных трудовых навыков
и умений, дети начинают понимать свойства
предметов, происходит развитие
практического мышления. Играя, дети
осваивают предметы быта. Их психические
процессы совершенствуются, развиваются
движения рук.

Творческая
деятельность весьма разнообразна, но
наиболее значимым является рисование.
Важны и художественно-творческая
деятельность детей, занятия музыкой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Для понимания механизма психического развития ребенка, его значения в ходе психического развития ребенка выделим основные составляющие.

Механизмы подражания в психологическом развитии ребенка 1. Первым основным понятием механизма психического развития ребенка является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми». Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Читайте также:  Центр естественного развития и здоровья ребенка гашека

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. Это, — пожалуй, центральное понятие механизма психического развития ребенка.

2. Ведущая деятельность — это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Она (ведущая деятельность) не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии и, прежде всего, появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.

  1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря ему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми, хватание как основа мануальных и предметных действий.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3-х лет).
  3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра. присущая детям дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет).
  4. Учебная деятельность младших школьников от 6-ти до 10-11 лет.
  5. Общение подростков в возрасте от 10-11 лет до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.).

На примере ведущей деятельности младенцев мы показали ее эффекты, выражающиеся в возникновении к концу этого периода психологических новообразований. Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств. Более подробно о них мы будем говорить в последующих главах, посвященных тому или иному возрастному периоду.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что, в конечном счете, приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

3. Кризис развития — это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и — видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

Первым в научной литературе был описан кризис — полового созревания. Позднее был открыт кризис трех лет. Еще позднее был изучен кризис семи лет. Наряду с ними выделяют кризис новорожденности и кризис одного года. Таким образом, ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.

Читайте также:  Тамберг развитие интеллекта ребенка скачать

Раскрывая психологическое содержание и значение кризиса для последующего развития ребенка, следует указать на две его стороны.

Первая из них — это разрушительная сторона кризиса. Детское развитие включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса — это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. Речь идет об уже известных нам психологических новообразованиях. В заключение несколько слов об особенностях протекания кризиса развития.

Во-первых, для него характерна неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспитателям или врачам-педиатрам важно знать психологическую картину кризиса, а также индивидуальные особенности ребенка, накладывающие отпечаток на его протекание.

Во-вторых, мы сталкиваемся с трудновоспитуемостью детей в этот момент. В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения.

Наличие кризисных периодов в развитии ребенка предполагает существование стабильных периодов. Если для них характерно прогрессивное развитие ребенка, то развитие самого кризиса носит негативный, разрушительный характер. Происходит затухание прогрессивного характера развития. Наверное, поэтому Л.Н.Толстой называл это время «пустыней одиночества».

4. Психологическое новообразование. Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование — это, во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени. Во-вторых, новообразование — это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соот-ветствующий период времени, когда он становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Каждый возрастной период характеризуется специфическими для него психологическими новообразованиями. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).

Значимость этого понятия состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или врачей. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением их упрямства или каких-то капризов. А для врачей, новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ребенка, могут стать причиной неверных диагностических решений и ошибочных лечебных мероприятий, особенно если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса. Вероятность диагностических ошибок в такие периоды возрастного развития увеличивается, т.к. врач может не знать ни о вновь возникающих психологических качествах, ни об особенностях периода развития, который предшествует их появлению (кризис развития).

Подведем итоги анализа основных понятий, описывающих процесс психического развития ребенка. К ним относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.

Ранее мы отмечали, что развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Мы видим, что именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, именно они результируют плоды ведущей деятельности, развивающейся в рамках конкретной ситуации развития, развернутой во времени. Мы говорили о том, что именно новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка и, действительно, с их появлением завершается один период развития и открывается следующий.

Наконец, мы видим, что новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, которыми завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит тот самый перелом в психическом развитии, о котором говорилось выше.

Источник: 

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Источник

Механизмы подражания в психологическом развитии ребенка

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»

г. Якутск, 4-5 апреля, 2013 г.

Михайлова С.А., Васильева Т.Г.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Якутск

Феномен детского подражания (имитации) привлекает внимание психологов вот уже почти столетие. Однако, как отмечают многие исследователи, психология подражания по-прежнему остается одной из самых неясных, запутанных областей психологии.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка уфа

Безусловно, одна из причин такого положения дел в изучении подражания заключается в богатстве и многообразии содержания феномена подражания, глубине этого процесса, многоликости проявлений этого феномена, встречающегося не только в детстве, но и на всем протяжении человеческой жизни. Многочисленные исследователи подходили к пониманию подражания с разных сторон: одни изучали вклад подражания в приобретение ребенком двигательных умений и предметных действий; другие рассматривали подражание в контексте усвоения речи, причем разных ее сторон; третьи анализировали связь между имитацией и интеллектуальным, морально-нравственным развитием ребенка, становлением основных структур его личности. Л. С. Выготский считал подражание «источником возникновения всех специфически человеческих свойств сознания» и видов деятельности (Выготский Л.С., 1999).

Цель работы заключается в описании детской имитации как прогрессивного развития ориентировки ребенка в мире предметов и отношений.

Для вызывания имитации у новорожденного требуется создание особых условий, среди них – непосредственная физическая близость ребенка и взрослого, полное отсутствие каких-либо посторонних раздражителей, спокойное ожидание ответа ребенка. Ж. Пиаже считал этот период подготовкой имитации через рефлексы. Дальнейшее развитие подражания происходит в тесной связи с особенностями непосредственноэмоционального общения.

Сведений о подражании детей младенческого возраста сравнительно мало. Подражание в первые шесть месяцев жизни ребенка предстает как форма поведения, находящаяся в процессе своего становления, постепенного выделения отдельных видов (имитация двигательная и звуковая). Подражание – заражение, характерное для ребенка первой половины младенчества, имеет существенное значение для общения, поскольку мимические проявления ребенка — основные средства реализации общения на протяжении всего первого года жизни. Потребность в общении делает младенца особенно чувствительным к воздействиям такого рода.

136

Механизмы подражания в психологическом развитии ребенка

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»

г. Якутск, 4-5 апреля, 2013 г.

Как уже отмечалось, побудительный мотив подражания ребенка младенческого возраста взрослому заключается в особом характере складывающихся между ними взаимоотношений. Это подчеркивал еще Л. С. Выготский: «Общность как психический акт есть внутренняя мотивация подражательного действия со стороны ребенка … Очевидно, его подражательные действия возникают только тогда, когда имеется налицо персональная общность между младенцем и тем, кому он подражает» (Выготский Л.С., 1999).

На втором году жизни для воспроизведения показанного образца действия с предметом детям уже не требуется непременно тот же самый предмет — появляется возможность переноса действия на сходный предмет. Это свидетельствует о том, что воспроизводимые действия приобретают действительно орудийный характер, когда предметы используются по общественному назначению.

Подражательные действия ребенка-дошкольника используются в качестве обобщенного символа, их совершение ребенком имеет смысл не в самих этих действиях, а в их отношении к более общим представлениях о нормативах поведения соответствующего пола. Подражаниемоделирование, характерное для ребенка более младшего возраста, перерастает в обобщенно-символическое моделирование. Это, однако, не означает, что другие формы подражания исчезают; они также продолжают существовать — и в виде отдельных самостоятельных проявлений, и включаясь в более высокую форму составными компонентами.

Обобщенно-символическое моделирование в дошкольном возрасте как форма подражания, предполагает в качестве своего основного объекта «общественного» взрослого. Дети разных дошкольных возрастов отражают разные стороны деятельности общественного взрослого: сначала взрослый выступает в своем отношении к общественным предметам (врач — тот, у кого есть белый халат и шприц), затем взрослый в его отношениях с другими людьми (врач и пациент, врач и медсестра), позже моральнонравственные качества взрослого (врач — доброта, самопожертвование, стремление помочь больному и т. д.).

Подражание в младшем школьном возрасте вызвано стремлением к социальному одобрению, желанием походить на другого человека или достичь определенных целей. Подражание ребенка в первые три года жизни зависит от уровня его познавательного развития, определяющего, какие формы поведения ребенок сочтет привлекательными и при этом выполнимыми. Степень желания походить на другого и уровень эмоционального возбуждения, вызванного другим человеком, определяют то, кому ребенок будет подражать, а стремление к тем или иным целям определит то, чему он будет подражать.

Подражание в подростковом возрасте направлено на идентификацию подростком себя с некоторой конкретной значимой для него личностью

137

Источник