Механизм подражания психологического развития ребенка
Подражание – это процесс, в котором один индивид пытается в точности следовать во всем другому человеку, группе, образцу, при этом он самостоятельно копирует действия, которые воспринимает у других. Психологическое подражание имеет немалое значение в усвоении человеком социального опыта, который наблюдается у многих в разных фазах индивидуального развития. В дошкольном и раннем возрастах посредством подражания перенимаются нормы поведения, навыки самообслуживания, предметные действия. В старшем возрасте оно приобретает иное значение.
Этот феномен является вполне закономерным социологическим явлением. Например, когда человек подвергается давлению с помощью социальных норм, то большинство участников социальной группы ведут себя определенным образом, проделывая конкретные действия, и личности будет трудно противостоять этому. В данном случае подражание является видом группового мышления. Люди желают чувствовать и понимать, что они правы. Эти люди так себя ведут, чтобы соответствовать другим. Они смотрят, как другие ведут себя и берут пример, копируют паттерны их поведения, считая это правильным, поскольку так ведет себя большинство.
В явлении подражания имеет значение боязнь изоляции. Каждому хочется быть понятным и приятным, чтобы его принимали в обществе, ведь многие не хотят быть белыми воронами, отвергнутыми из группы. Именно потребность в признании способствует, что они принимают ценности и нормы большинства.
Эффект подражания вполне неустойчивое проявление, ведь люди могут легко перенять предпочтения и отказаться от них так же быстро. Данный феномен в психолого-социологическом аспекте является осознанным следованием поведению других, воссозданием воспринимаемого поведения.
Механизм подражания в психологии может быть осознанным и бессознательным, абсолютным или частичным, творческим и буквальным, добровольным и принудительным.
Подражание как механизм психологии массы имеет такую особенность, что оно проявляется при снижении индивидуального сознания. Потребность находится в массах, не только содействует снижению уровня рациональности, она повышает эмоциональность. Это эмоциональное состояние способствует желанию человека его разделить с другими.
Если возникают благоприятные ситуации для этого, способность подражания актуализируется. Благоприятными факторами может быть наличие определенного количества людей, ощущающих близкие состояния, готовых разделить его. Получается, что оно становится основным механизмом поведения, поскольку из потенциальной способности становится конкретной способностью. Человек начинает отображать воспринятые им паттерны поведения персон, находящихся в похожем эмоциональном состоянии, соблюдая предлагаемые образцы регулирования эмоционального состояния. Создается масса людей, что подражают друг другу. При таком взаимодействии, усиливаются испытываемые состояния, доходя до пика, затем постепенно снижаясь.
Способность подражать небеспредельное, оно исчерпывается, разряжая эмоциональное состояние, при этом насыщается потребность регуляции этого состояния, тогда начинает восстанавливаться контроль над поведением.
Подражание в психологии
Несмотря на сходство, которое наблюдается во внешних признаках, механизм подражания в психологии имеет различные психологические признаки в разных категориях возраста. В детском возрасте явление характеризуется тем, что ребенок воспринимает голос и движения взрослого, делая попытку определить с ним первый контакт.
В возрасте дошкольника психологическое подражание уже является проникновением в смысловое строение деятельности индивида. Оно развивается, проходит определенные этапы, также меняется ведущая возрастная деятельность – сюжетная игра. Ребенок сначала начинает подражать открытым особенностям деятельности взрослых, постепенно начиная копировать особенности поведения, которые отображают смысл ситуации.
В подростковом периоде подражание ориентировано больше на внешнюю идентификацию со значимой особой или со стереотипом личностных поведенческих характеристик. У взрослых оно является элементом обучения в деятельности нескольких видов (профессиональной, спортивной, личностной и другой).
Психическое заражение и подражание понималось психологом Фрейдом, как следствие процесса внушения.
Между понятиями психическое заражение и подражание есть отличие. Психическое заражение представляет ряд наименований феноменов социально-психического порядка поведения людей, где предпосылками выступают механизмы имитирования и суггестии (внушения).
В психическом заражении определяющим является доминирование эмоционального компонента его выражение и осуществление. Психологическое подражание предполагает связь с модой, с коллективными фобиями разного вида. Заражение давно исследовалось, как средство активного влияния на массы, в связи с такими явлениями, как массовые психозы, культовые секты и подобное. О феномене заражения было известно даже на самых ранних этапах истории, проявлялось оно достаточно многообразно: спортивный азарт, коллективные состояния, проявляющиеся во время церемониальных танцев, панические ситуации, медитация.
Заражение определяется, как непроизвольная бессознательная подверженность человека разным психическим состояниям. Проявляется не как сознательное принятие любой информации или шаблонов поведения, а как передача определенного состояния, психологического настроя. Это массовое эмоциональное состояние действует, как механизм взаимного увеличения эмоциональных воздействий людей, которые коммуницируют между собой. Здесь индивид вовсе не поддается преднамеренному организованному давлению, он только несознательно усваивает образец чужого поведения, подчиняясь только ему.
Исследователи доводят факт о существовании «реакции заражения», что возникает достаточно часто в открытых и просторных аудиториях, где эмоциональное состояние увеличивается в разы, посредством многократного отображения цепной реакции. Феномен заражения часто наблюдается в плохо организованной группе, толпе, которая является «ускорителем», разгоняющим эмоциональное состояние. Точная психологическая трактовка гласит, что заражение является невольной бессознательной подверженностью личности различным психическим состояниям. Совместно с тем совершается не осведомленное принятие и передача материала информации или шаблона поведения, а передача аффективного эмоционального состояния (настроя).
Чтобы эмоциональное заражение возникло, необходимо установить общность оценок. Так, заражение возникает, когда в толпе кто-то начинает аплодировать, и его начинают поддерживать все, то есть совершается массовое заражение. Заражение – это важный элемент в социально-психологических феноменах. Большое значение феномена заражения содержится в формировании «психических эпидемий», что встречаются среди населения. Сюда относится увлечение модой, веяния в медицине, литературе, искусстве, бесчинства фанатиков. Содержание этих эмоций устанавливает содержание психологического заражения. Это имеет немалое значение в социальной коллективной жизни. Правильное использование психологического заражения является важным в профессии педагога, воспитателя и руководителя.
Подражание является процессом воспроизведения человеком черт и стереотипов демонстрируемого поведения. Также его можно отнести к механизму взаимного влияния, с включением условий массового поведения, также учитывается его проявление в группах.
Подражание как механизм психологии массы сопровождается следующими законами: внутреннее шаблоны способны вызывать имитирование раньше, нежели внешние образцы; низшие образцы подражают высшим.
Механизмы подражания не односторонние, ведь всегда есть обратный ход – от индивида к воздействию, причем интенсивность воздействия зависимое от критичности индивидов, которые входят в стихийную группу.
Подражание бывает трех видов:
— при наблюдении проявляются новые реакции;
— наблюдение за наказанием или награждением модели ослабляет или усиливает сдерживаемое поведение;
— наблюдение за моделью способствует активизации стереотипов поведения, о которых ранее знал наблюдатель.
Подражание отличается от внушения тем, что тут достижение цели обеспечено очевидной выразительностью источника потока информации, также присутствует повышенная привлекательность информации, истекающей из источника. Можно считать, что эффект образа составляет основание для восприятия информации.
В ситуации внушения, достижение цели устанавливается через прямое эмоциональное воздействие, где определяющим компонентом является слово.
Подражание понимается, как один из шаблонов «закона повторения», происходящего в природе. Животные в своем мире осуществляют это через наследственность, люди, в человеческом – через копирование. Подражание является шагом к прогрессу. В обществе периодически возникают изобретения, которым начинают подражать массы. Такие открытия в последствие укладываются в структуру социума и осваиваются путем процесса копирования вновь.
Подражание некоторыми исследователями рассматривается, как «владычество примера», что означает, что разные новации в социальной жизни усваиваются, после чего начинают повторяться многими, способствуя обогащению их разнообразной деятельности, жизни, подчиняя себе природу. Во взаимодействии одни начинают подражать другим, определяя этим изначальный компонент социальности. Поэтому данное явление составляет движущую, активирующую силу в социальном прогрессе, оно является неодолимым устремлением людей к взаимному общественному подражанию.
Теория подражания Тарда
В социальной психологии теория подражания представлена, как явление, где её анализируют в таких формах, как имитирование поведения конкретного индивида или копирование норм, которые соблюдаются в группе. Также выделяют такие его формы, как конгруэнция (реализация согласованных действий группы), копирование (отображение точных действий других в поведении), референтность (копирование или конгруэнция к людям, не присутствующим в контакте). Механизм подражания в психологии изучал социолог Ж. Тард.
Теория подражания Тарда кратко строится на трех базовых типах процессов общества: оппозиция, повторение, оно же подражание и адаптация (приспособление). Соответственно базовыми социальными законами у него выделялись законы подражания, адаптации, оппозиции. Но важнейшим среди них он выделял закон повторения и предоставлял именно ему больше всего своего внимания. Он также говорил, что подражание – некоторого рода гипнотический феномен. Его теория распространена на область групповых и межличностных взаимодействий. Характерным типом в социальном плане считается подражание, где низшие слои подражают высшим.
Процесс подражания Тард понимал, как основной объяснительный принцип жизни, и персональной и коллективной. Он считал его всемирным, постоянным социальным явлением, что способствует росту государства, его экономическому развитию, религии, языку, и других феноменов.
Социальное познание выступает познанием процесса подражания. Его возникновению способствуют внутренние с внешними причины, по-другому их называют логическими, внелогическими. Во внешних причинах он особенно уделял внимание социальным причинам, в которые включал экономические, религиозные, политические, лингвистические и эстетические влияния.
Теория Тарда упирается на то, что основоположные акты персональной и социальной жизни проявляются, как следствие подражания. Это значит то, что общественные взаимодействия имеют в своем основании такое отношение, как «учитель-ученик».
Теория подражания Тарда повлияла на его последователей, которые твердили, что в социуме существуют три главных типа: взаимное подражание, традициям (обычаям) и идеалу. Его теория анализирует данный феномен в связи с взаимными действиями людей.
Теория Тарда выступает за рамки персоны и устремляется к рассмотрению межличностного взаимодействия. Тард считает социум продуктом взаимодействия персональных сознаний через перенос людьми информации, освоение ими убеждений, верований, намерений, желаний.
Мода – форма подражания
Подражание как механизм психологии массы приобретает такую форму, как мода. Чтобы мода стала массовым механизмом подражания, нужно, чтобы были выполнены определенные условия. Важнейшим условием считается престижность нового веяния. Часто решающим фактором, который также выступает регулятором поведения людей, является стремление присоединиться к престижной общности.
Престиж достаточно трудноопределимый механизм, и не единственный. Престижем наделяют людей, относящихся к референтной группе, в которую входят другие. Значит, массовая мода базируется на понимании индивидами, что они подражают тем, кого причисляют к собственной референтной группе. Здесь также сохраняется правило подражания от низшего уровня к высшим, значит, если элита одевает определенные вещи и хоть какими бы оригинальными ни были, кто-то из нижестоящих может также позволить себе это надеть.
Второй фактор или условие – это утилитарность того, что является объектом подражания, что есть объектом массовой моды. Так, вещи могут быть не престижными, но практичными и удобными, что позволяет им приобрести мировую популярность. Например, джинсы. Нельзя не сказать об эстетической основе, что имеет важность во многих общностях. И даже речь не о моде элиты, а о том, что является действительно практичным и красивым для повседневной жизни.
Наверное, самым главным фактором остается реклама. Компании используют целенаправленные действия, которые способствуют массовому заражению и подражанию. Здесь фактор престижа или практичности не столь важны.
Психология масс определяет моду, как особенный феномен, который сформирован на основе категории «модности» и «не модности», на действии механизмов заражения и подражания. Этот феномен может проявляться, как механизм стандартизированного поведения массы, или в совсем иных и новых формах, не только стихийных.
Мода, как форма подражания выполняет такие функции: коммуникативную (обеспечивает общение индивидов), компенсаторную (как психологический механизм защиты) и интерактивную (взаимодействие и согласование).
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник