Механизм и условия нарушения личностного развития ребенка

Механизм и условия нарушения личностного развития ребенка thumbnail

Главная»Статьи»Причины деформации и условия личностного развития ребенка

Опубликовано: 29 июня 2016 в 23:31

Источники и механизмы развития ребенкаРазвитие человека — процесс неоднозначный, сложный и не всегда поступательный, прогрессирующий и управляемый. Каждый ребенок имеет свою индивидуальную траекторию развития, которая отличает его от сверстников.

Причины отличия одного человека от другого в источниках и механизмах процесса развития.

Источники и механизмы развития ребенка

На процесс развития человека оказывают влияния различные условия.

  • Половые различия. Различия полов не характеризуются только собственно половыми характеристиками. Среди половых различий определены следующие:

— девочки быстрее развиваются и раньше созревают;

— мальчики более чувствительны к воздействиям среды;

— девочки превосходят мальчиков в развитии вербальных способностей;

— мальчики превосходят девочек в развитии пространственного мышления и математических способностей;

— мальчики более агрессивны;

— девочки лучше и быстрее адаптируются к новым условиям.

Перечисленные особенности – это далеко неполный список половых различий. Важно понимать, что мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному.  Эти различия обнаруживаются уже с 1,5 – 2 лет и с возрастом проявляются в большей степени.

  • Темперамент. Поведение человека во многом определяется типом его темперамента, который характеризуется несколькими характеристиками:
  1. Активность: энергетический потенциал, определяющий динамику деятельности человека.
  2. Эмоциональность – характеристика возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений. Это качество проявляется в большей или меньшей степени.
  3. Динамичность нервной системы – скорость образования условных связей.
  4. Подвижность нервной системы – скорость смены торможения возбуждением и наоборот.
  5. Лабильность нервной системы – скорость образования и прекращения нервных процессов.
  • Соматические заболевания и физические дефекты также оказывают влияние на развитие ребенка. Некоторые из них могут активно переживаться, а другие непосредственно влиять на развитие человека.
  • Кризисы развития, которые приводят к переходу на новый этап развития при условии правильной социальной ситуации развития.

Перечисленные факторы одновременно являются источниками и механизмами развития человека. Кроме того, они прогнозируют индивидуальные отличия каждого человека.

Условия развития ребенка

Развитие ребенка во многом определено социальной ситуацией развития – психической жизнью на определенной ступени развития. В свою очередь, социальная ситуация является условием развития ребенка. Важное место в создании условий занимает семья и школа.

  1. Условия развития ребенкаЭмоциональный контакт с близкими – важное условие благоприятного развития ребенка. Любовь, понимание, принятие, сопереживание – главные составляющие эмоционального развития ребенка.
  2. Психологический климат школы – комфортность отношений со сверстниками и педагогами, возможность усвоения материала, адекватная самооценка в процессе обучения определяют процесс ведущего вида деятельности.

Причины отклонений в развитии детей

Проблемы детского развития приводят к проблемам взрослых людей. Современные медики определяют две основные группы причин:

  1. Эндогенные причины (внутренние) – обусловленные генетическими факторами.
  2. Экзогенные причины (внешние) – факторы среды, оказывающие влияние на развитие ребенка.

К эндогенным причинам относят: заболевания, передающиеся по наследству, заболевания, связанные со структурой и численностью хромосом. Заболеваний, обусловленных этими причинами, достаточно много.

Факторы среды (экзогенные причины) вызывают отклонения на разных стадиях развития:

  • Причины отклонений в развитии детейво внутриутробный период развития оказывают влияние заболевания матери, недостаток питания, инфекции, резус-конфликты, травмы, влияние лучевой энергии, лекарственных препаратов, вредных привычек;
  • в родовой период: асфиксия, родовые травмы, удушье, инфекции;
  • постнатальный период: последствия заболеваний, травмы, интоксикации, несоблюдение санитарно-гигиенические норм;
  • отсутствие благоприятных психологических условий воспитания и обучения.

Развитие ребенка зависит от целого ряда внутренних и внешних условий. Люди отличаются не только по внешности, но и по темпу развития и восприимчивости к окружающим воздействиям. То, что не оказывает влияния на одних, может оказывать необратимое воздействие на других людей.

Родителям нужно знать не только физические и психические особенности своего ребенка, но и его восприимчивость к окружающему и генетические особенности. Только в этом случае можно наиболее точно спрогнозировать возможные проблемы и создать благоприятные для развития условия.

Источник

Нарушения
личностного роста чрезвычайно
распространены как в детском, так и
взрослом возрасте. Часто оказывается,
что за тем или иным нарушением когнитивных
процессов (отставание в развитии
умственных способностей у ребенка и
пр. ) скрывается нарушение личностного
развития (Г. М. Бреслав, 1990).

Возможно,
это основано на том, что в практической
педагоги­ке большее внимание уделяется
развитию когнитивных процессов, а не
личности. Попытки целенаправленного
формирования лично­сти- зачастую
сводятся к объяснению ребенку, что он
должен совер­шать моральные поступки
и переживать нравственные чувства.
Подобные обстоятельства и обусловливают
различные психологи­ческие проблемы
или даже отклонения в развитии.

Понятие
отклонения в личностном развитии
охватывает боль­шой круг явлений:
формирование антисоциальной мотивации,
появление эмоциональных нарушений
(страхов, агрессивности и пр. )

381

и
нарушений волевой сферы (слабоволие,
капризы, упрямство, негативизм), низкий
уровень социальной компетентности и
т. д.

Нарушения
формирования личности, как в эмоциональной,
так и в других сферах, условно могут
быть разделены на два класса:

— специфические
для определенного возрастного этапа
(например, отсутствие комплекса оживления
в два-три месяца является серьез­ным
препятствием для дальнейшего развития
ребенка, как отсут­ствие этого феномена,
например, в два-три года не может считаться
негативным явлением развития);

Читайте также:  Карта психического развития ребенка дошкольника

— неспецифические
(общие) — такие нарушения в любом возрасте
считаются подлежащими коррекции,
например, отсутствие ситуа­тивности
эмоций и пр.

Условность
такого разделения в том, что оба вида
нарушений являются сторонами одного
процесса. Однако, как любая типоло­гия,
это деление позволяет более аналитично
подойти к исследова­нию нарушений.

Г.
М. Бреслав (1990) описывает ряд специфических
проявлений эмоциональных нарушений в
детском возрасте, которые являются
показателями отклонения в личностном
развитии.

Так,
в младенческом возрасте эмоциональными
нарушениями личности являются:

— отсутствие
«комплекса оживления», определяющего
эмоци­ональное развитие (это нарушение
диагностируется в возрасте четы­рех
месяцев, так как ранее это может быть
обусловлено индивидуальными особенностями
и не свидетельствовать о негатив­ном
развитии ребенка);

— задержка в
появлении разнообразных форм внешнего
выра­жения эмоций, отсутствие четких
мимических реакций, в частно­сти,
улыбки, которая в норме возникает в три
месяца;

— неадекватная
эмоциональная реакция на действие
взрослого (например, плач в ответ на
ухаживающие действия матери, погла­живания
и т. п. );

— апатия и равнодушие
ребенка в ситуации взаимодействия с
другим человеком, в частности, ухаживающей
матерью;

На втором году
жизни эмоциональными нарушениями по
Бреславу, являются:

— отсутствие
эмоционального заражения, которое
появляется еще в младенческом возрасте
и выступает основой общения ребенка со
взрослым. Отсутствие синтонии на втором
году жизни может считаться серьезной
аномалией процесса развития личности;

382


высокая интенсивность
и длительность эмоционального зара­жения,
«застревание» эмоционального процесса,
который в норме у ре­бенка раннего
возраста достаточно быстро возникает
и исчезает;


отсутствие четко
дифференцированной эмоциональной
реакции на различных людей. Так, ребенок
с нормальным разви­тием эмоциональной
сферы испытывает положительные и более
интенсивные эмоции при общении с близкими
людьми — прежде всего, родителями. В
норме, к концу первого и на втором году
жизни важнейшим условием развития
симпатии к другому человеку становится
уровень активности этого человека в
совместной с ребенком деятельности.
Существует достаточно тесная связь
между уровнем активности и симпатией.
Эмоциональные отношения становятся
более дифференцированными и устойчивыми,
хотя общение еще сохраняет ситуативный
характер. Так, ласка одного и того же
симпатичного ребенку человека может в
одном случае радовать, в другом (если,
например, отвлекает от приятного занятия)
вызвать недовольство или противодействие;


отсутствие
положительных эмоций при появлении
новых игрушек;


боязнь безопасных
предметов (не больших, не колких и пр. )
и чрезмерная осторожность. В целом,
осторожность не свойственна маленьким
детям, что и обусловливает необходимость
контроля за действиями ребенка со
стороны взрослых. Появление осторожности
в раннем возрасте свидетельствует не’
о раннем развитии этой характеристики,
но скорее об эмоциональном нарушении,
так как в его основе лежат иные процессы,
нежели в осторожности взрос­лых людей;


эмоциональная
фиксация на каком-либо одном предмете
(например, какой-то игрушке). Положительные
эмоции при мани­пулировании предметом
являются признаком нормального разви­тия
эмоциональной сферы личности ребенка,
но если ребенок испытывает радость лишь
при появлении только одного какого-либо
предмета, то это может считаться
проявлением эмоционально­го нарушения.
Такую эмоциональную фиксацию необходимо
отличать от стремления ребенка к
повторению удавшихся ему дей­ствий,
которое считается вполне нормальным и
даже необходимым в развитии ребенка,
так как является проявлением желания
ребенка к продлению удовольствия.
Достижение ребенком хорошего резуль­тата
ведет к повторным попыткам с тем, чтобы
еще и еще раз повторить приятный результат
активности и пережить положитель­ные
эмоции от своего успеха. Это помогает
закреплению различных полезных навыков;

383


депрессия,
длительность которой не адекватна силе
воз­действия. Так, если небольшое
неприятное событие («шлепок» со сто­роны
родителей и пр. ) повергает ребенка в
длительное эмоционально негативное
состояние, то это свидетельствует о
нарушении эмоцио­нальной саморегуляции,
которая должна помогать избавляться
от ситуативных негатвных эмоциональных
реакций (гнева, апатии и пр. );


амбивалентное
поведение. Оно может наблюдаться в
ран­нем возрасте и позже. Амбивалентное
поведение ребенка считается нормальным,
если оно появляется в ситуациях социальньк
ограни­чений на удовлетворение
потребностей (ситуациях «хочу—нельзя»).
Вне подобных ограничений амбивалентное
поведение является при­знаком нарушений
личностного развития.

В
основе такого поведения лежит борьба
мотивов. В. ИАснин считает, что для детей
раннего и дошкольного возраста такое
явле­ние не свойственно, так как борьбу
мотивов у этих детей можно констатировать
лишь при наличии внешней социальной
стимуля­ции (когда, например, взрослый
предлагает ребенку совершить на выбор
два одинаково приятных, но взаимоисключающих
друг друга действия).

Амбивалентное
поведение имеет место в тех случаях,
когда ребенок «мечется», не знает, что
выбрать, колеблется, брать какой-либо
предмет или нет, проявляя при этом
беспокойство, тревогу и другие подобные
эмоции;

— равнодушие и
апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено
социальной, эмоциональной депривацией.
Устранение депривации восстанавливает
нормальное развитие ребенка.

В дошкольном
возрасте эмоциональными нарушениями
явля­ются следующие феномены:

— отсутствие
эмоциональной децентрации, которая
проявля­ется в неспособности
сопереживать другому человеку ни в
реальной ситуации, ни при прослушивании
сказки. В норме ребенок, слуша­ющий
сказку, идентифицирует себя с главным
героем и переживает вместе с ним все
коллизии. Эти переживания достаточно
четко проявляются в невербальном
поведении. Отсутствие эмоциональ­ной
децентрации — само по себе негативное
явление, но оно еще и негативно влияет
на развитие просоциальной мотивации и
«объе­диняющих» чувств, регулирующих
межличностные отношения.

Читайте также:  Кислородное голодание у ребенка задержка речевого развития

Отсутствие
эмоциональной децентрации является
более надеж­ным показателем
эмоционального нарушения, чем инертность,
фиксированность эмоциональной окраски
отражаемого содержания уже в силу
значительной индивидуализации
динамических характерис-

384

тик
эмоционального процесса. Естественно,
что ребенок, облада­ющий меньшей
подвижностью процессов возбуждения и
торможе­ния, будет отличаться и
эмоциональным «застреванием».
Соответственно осложняется и диагностика
отклонения, ибо регу­лярная «эмоциональная
неадекватность» может рассматриваться
как аномальная, лишь будучи соотнесенной
с индивидуальными осо­бенностями
нейродинамики психических процессов.

Г.
М. Бреслав считает, что «отсутствие
эмоционального пред­восхищения может
рассматриваться в качестве показателя
отклоне­ния. Без возвращения в прошлое
невозможно возникновение стыда, угрызений
совести и т. п. Без эмоционального
предвосхищения невозможно появление
даже того минимума произвольной
регуля­ции, который требуется в ролевой
игре. Неразвитость внутреннего плана
действий у дошкольников ограничивает
диапазон временного смещения, поэтому
речь может идти не столько о степени
выражен­ности, сколько о самой
возможности эмоционального выделения
будущего (а затем и прошлого) или
возможности понимания ребен­ком
желаний другого человека;


отсутствие синтонии.
Под синтонией понимают способность
откликаться на эмоциональное состояние
другого человека (прежде всего, «близкого»,
симпатичного). Синтония появляется к
концу первого года жизни, но является
признаком нормального развития личности
не только в раннем, но и дошкольном
возрасте;


отсутствие
специфического феномена эмоциональной
само­регуляции для дошкольного
возраста — «чувства вины», связанного
с новым типом самосознания («Это я
сделал») и способностью эмо­ционально
возвращаться в прошлое;

— множество
негативных эмоций и фобий ребенка,
окраши­вающих различные ситуации.

Так, в дошкольном,
как и в любом другом возрасте, помимо
указанных эмоциональных нарушений,
таковыми являются замкну­тость, страхи
и агрессивность.

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском,
так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным
нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных
способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития.

Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее
внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности.
Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к
объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и
переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и
обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в
развитии.

Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг
явлений:

  • формирование антисоциальной мотивации,
  • появление эмоциональных
    нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы
    (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),
  • низкий уровень социальной компетентности и т.д.
  • Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других
    сферах, условно могут быть разделены на два класса:

    • специфические для определенного возрастного этапа
      (например,
      отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным
      препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого
      феномена, например, в два-три года не может считаться негативным
      явлением развития);
    • неспецифические (общие) — такие нарушения
      в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие
      ситуативное эмоций и пр.

    Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются
    сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление
    позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.

    Вот ряд специфических проявлений эмоциональных
    нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения
    в личностном развитии.

    Так, в младенческом
    возрасте эмоциональными нарушениями личности
    являются:

  • отсутствие «комплекса оживления», определяющего
    эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте
    четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено
    индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном
    развитии ребенка);
  • задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения
    эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки,
    которая в норме возникает в три месяца;
  • неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого
    (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и
    т.п.);
  • апатия и равнодушие ребенка в ситуации
    взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;
  • На втором году жизни
    эмоциональными нарушениями являются:

  • отсутствие эмоционального заражения, которое появляется еще
    в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со
    взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться
    серьезной аномалией процесса развития личности;
  • высокая интенсивность и длительность эмоционального
    заражения, «застревание» эмоционального процесса, который в норме у
    ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;
  • отсутствие четко дифференцированной эмоциональной
    реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием
    эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции
    при общении с близкими людьми прежде всего,
    родителями. В норме, к концу первого и на втором году жизни важнейшим
    условием развития симпатии к другому человеку становится уровень
    активности этого человека в совместной с ребенком деятельности.
    Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и
    симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными
    и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так,
    ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном
    случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного
    занятия) вызвать недовольство или противодействие;
  • отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек;
  • боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и
    чрезмерная осторожность. В целом, осторожность не свойственна маленьким
    детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка
    со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте
    свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, но скорее об
    эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы,
    нежели в осторожности взрослых людей;
  • эмоциональная фиксация на каком-либо одном
    предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при
    манипулировании предметом являются признаком нормального развития
    эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает
    радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это
    может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую
    эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к
    повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным
    и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением
    желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего
    результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще и еще раз
    повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции
    от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;
  • депрессия, длительность которой не адекватна силе
    воздействия. Так, если небольшое неприятное событие («шлепок» со
    стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально
    негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной
    саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных
    негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);
  • амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем
    возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным,
    если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на
    удовлетворение потребностей (ситуациях «хочу нельзя»). Вне подобных
    ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений
    личностного развития.
    В основе такого поведения лежит борьба мотивов. Для детей раннего и
    дошкольного возраста такое явление не свойственно,
    так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при
    наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый
    предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, нр
    взаимоисключающих друг друга действия).
    Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок
    «мечется», не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет
    или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные
    эмоции;
  • Читайте также:  Специфика диагностики нарушений в развитии ребенка

  • равнодушие и апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено
    социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации
    восстанавливает нормальное развитие ребенка.
  • В дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями
    являются следующие
    феномены:

  • отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в
    неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни
    при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку,
    идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все
    коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном
    поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации само по себе негативное
    явление, но оно еще и негативно влияет на
    развитие просоциальной мотивации и «объединяющих» чувств, регулирующих
    межличностные отношения.

    Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным
    показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность
    эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной
    индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса.
    Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов
    возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным
    «застреванием». Соответственно осложняется и диагностика отклонения,
    ибо регулярная «эмоциональная неадекватность» может рассматриваться как
    аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями
    нейродинамики психических процессов.

    Отсутствие эмоционального предвосхищения
    может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения
    в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без
    эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума
    произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость
    внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон
    временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени
    выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения
    будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком
    желаний другого человека;

  • отсутствие синтонии. Под синтонией понимают способность
    откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего,
    «близкого», симпатичного). Синтония появляется к концу первого года
    жизни, но является признаком нормального развития личности не только в
    раннем, но и дошкольном возрасте;
  • отсутствие специфического феномена эмоциональной
    саморегуляции для дошкольного возраста «чувства
    вины», связанного с новым типом самосознания («Это я сделал») и
    способностью эмоционально возвращаться в прошлое;
  • множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих
    различные ситуации.
  • Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных
    эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и
    агрессивность.

    Источник