Механизм формирования нарушений в развитии ребенка

 Появление вторичных нарушений психического развития (схема)

Весьма часто появление вторичных или системных нарушений рассматривается как почти автоматический процесс. В действительности

вторичные отклонения не появляются и не исчезают сами по себе. Их появление и формирование связано с работой многочисленных сложных механизмов

(схема 7.1).

 Влияние первичного нарушения на усвоение культурного опыта

Первично поврежденная функция сама по себе еще не может вызвать появление вторичных нарушений в развитии. Психическое развитие ребенка, формирование его сознания возможны лишь в процессе общения. Общаясь с ребенком, взрослый передает ему культурно-исторический опыт человечества, усвоение которого и составляет сущность процесса формирования человеческого сознания.

На ранних этапах развития передача культурно-исторического опыта состоит в том, что взрослый раскрывает ребенку способы действия с теми или иными предметами (ложка, вилка, карандаш и пр.), ибо

открыть эти способы самостоятельно ребенок не может

. Овладевая способами действия с предметами и, тем самым, входя в мир человеческой культуры, ребенок обретает и человеческое сознание.

Отсюда не сложно понять, что

  • любое первичное нарушение в разной степени
    и с разных сторон затрудняет процесс передачи
    и усвоения культурного опыта
    и тем самым
  • замедляет процесс психического развития,
    формируя различные системные отклонения
    .

 Фазы становления высших психических функций (ВПФ)

В процессе своего становления
высшие психические функции проходят последовательно 2 фазы:

  1. Интерпсихическая фаза — характерно то, что
    сама функция существует не самостоятельно и всецело
    не принадлежит ребенку, а в разделенном виде.
    Какая-то часть функции реализуется взрослым,
    а какая-то — ребенком.
  2. Интрапсихическая фаза — только пройдя предыдущую фазу,
    психическая функция становится
    внутренней принадлежностью ребенка.

 Коммуникативный механизм формирования системных отклоений

Говоря об этом, становится понятна исключительная роль взрослого и общения с ним ребенка в процессе формирования ВПФ. Любое первичное нарушение способно серьезно осложнить процесс общения ребенка со взрослым, тем самым замедляя темпы формирования ВПФ. Не случайно неоднократно в научной литературе указывается на то, что

в детском возрасте элементарные психические функции чаще подвергаются повреждению, а высшие — недоразвитию

. Описанные механизмы формирования системных отклонений можно обозначить как коммуникативные.

 Депривационный механизм формирования системных отклоений

Еще один механизм формирования системных отклонений обозначается как депривационный (от лат. «deprivatio» — потеря, лишение).

Негативное влияние разных форм депривации на характер психического развития ребенка известен давно.

  • Своеобразие жизненной ситуации
    детей с отклонениями в развитии таково,
    что большинство из них неизбежно вынуждено
    находиться в депривационной ситуации длительное время.
    • Нарушения слуха, зрения, речи,
      опорнодвигательного аппарата и пр.
      можно рассматривать как первичные
      клинические формы депривации,
      сами по себе замедляющие
      процесс возрастного развития
      .
    • Для многих детей с отклонениями в развитии
      характерными являются ситуации
      социальной и эмоциональной депривации
      ,
      типичные для образа их жизни,
      особенно в дошкольном детстве.

Это дополнительно осложняет условия их психического развития.

 Деятельностный механизм формирования системных отклоений

Наконец, следует указать на деятельностный механизм формирования вторичных отклонений.

  • Психика выступает в роли внутреннего
    регулятора внешней предметной деятельности
    .
    Именно поэтому нарушение процесса ее развития
    как первичное явление обязательно
    практически при всех формах дизонтогенеза
    сказывается на развитии моторной сферы,
    предметных действий и разных форм деятельности
    .
  • Но тут же срабатывает и обратная связь.
    Сама психика, регулируя
    внешнюю предметную деятельность изнутри,
    выступая в качестве ее внутреннего плана,
    в то же время только в этой предметной
    деятельности и формируется
    .

Все новообразования в процессе психического развития формируются лишь в рамках ведущего вида деятельности. Поэтому замедление в темпах формирования разных видов предметной деятельности является одной из причин отставания в развитии и возникновения вторичных отклонений.

 Речевой механизм формирования системных отклоений

Мы должны также назвать еще одно направление в процессе формирования вторичных отклонений — назовем его речевым. Характеризируя основные свойства высших психических функций,
Л. С. Выготский указывал на:

  • прижизненность развития,
  • осознанность,
  • произвольность,
  • опосредствованный характер строения.

В качестве опосредующего элемента в структуре ВПФ выступает речь — внешняя и внутренняя, в зависимости от этапа возрастного развития. Дальнейший ход рассуждений вполне ясен. Отставание в речевом развитии, характерное для разных форм дизонтогенеза, является еще одной из причин замедления формирования ВПФ.

 Вывод о опосредованности первичного нарушения ко вторичному

Таким образом, возвращаясь к началу нашего анализа, мы можем сделать вывод о том, что

само наличие первично нарушенной функции автоматически не вызывает появления вторичных отклонений

.
Вторичные отклонения являются результатом ограничений:

  • общения,
  • предметной деятельности,
  • речевого развития,
  • воздействия депривационного фактора.

Но сказанное отнюдь не означает, что первичное нарушение вообще не причастно к появлению вторичных отклонений.

  • «Пусковое» влияние первичного нарушения, помимо
    • качества,
    • глубины,
    • времени возникновения,
      во многом опосредуется степенью включенности
      ребенка в сферу общения и деятельности
      .

Вот почему при одном и том же первичном нарушении мы можем наблюдать разные вторичные отклонения с точки зрения их выраженности и качественного разнообразия.

Источник

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возраста­ет. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдель­ных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиениче­ских, экономических, экологических условий для будущих ма­терей и детей разных возрастных групп. У многих детей возни­кают психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и по­требностей. Эти и многие другие патологические факторы при­водят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объ­единяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза, т. е. развития инди­вида в отличие от развития вида (филогенез). Многочислен­ными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомо­торного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и соци­альной депривации.

На начальных этапах развития проблемного ребенка глав­ным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздей­ствия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникают педагогическая шпущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными осо­бенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощу­щениями неуспеха.

В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. Некоторые исследова-

тели выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями
слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата
и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим или реактивным состоянием и кон­
фликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) фор­
мами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофрены в степени де-
бильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболе­
ваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).

Эта классификация детей с отклонениями в развитии пред­ставлена в работе М.А.Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (М., 1967).

Возможно и другое подразделение на группы:

1) дети с отклонениями развития в связи с органическими
нарушениями;

2) в связи с функциональной незрелостью;

3) дети с отклонениями в развитии на почве психических
деприваций (См.: Усанова О.Н. Дети с проблемами психи­
ческого развития. — М., 1995).

В монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классифика­ция детей с нарушениями развития:

1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и
зрения);

2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно от­
сталые и дети с задержкой психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами
развития;

6) дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.

Психомоторное развитие ребенка — сложный диалектиче­ский процесс, в нем отмечаются последовательность и нерав­номерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими ста­диями, каждый возрастной этап характеризуется качествен­ным своеобразием, отличающим его от других этапов.

Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами. Неблагоприятное воздействие в период внутриут­робного развития называется пренаталъным, в период родо­вой деятельности мотальным, а после рождения — постнаталь-ным воздействием. Соответственно называются и нарушения. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называ­ется перинатальным повреждением (например, перинатальная энцефалопатия).

Вызвать отклонения в развитии могут различные патоло­гические факторы, действующие во внутриутробный период: генетические отклонения, отягощенная наследственность, хронические заболевания родителей; злоупотребление роди­телей алкоголем, наркотиками, курением; физические и пси­хические травмы женщины в период беременности; инфекци­онные, вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт по резус-фактору; нефропатия — недостаточность деятельности почек, токсикозы и интоксикация (отравления); внешнесредо-вые факторы — неблагоприятная экологическая ситуация, про­фессиональные вредности у родителей до рождения ребенка и многие другие неблагоприятные факторы.

Другая группа причин — патология родовой деятельности: быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуля­цией, использование щипцов, обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье), неквалифициро­ванное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы.

Нарушения развития ребенка могут быть вызваны и раз­личными прижизненными факторами: опухоли мозга (менин-гиома), нейроинфекции (менингиты и энцефалиты), инфекци­онные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясения мозга, контузии и т.д.

В ряде случаев отмечается действие не одного какого-либо патологического фактора, а их сочетание — полиэтиология. Проявляется наследственная отягощенность: через специаль­ные структуры половых клеток родителей — хромосомы -передается информация о признаках отклонений (аномалий) развития. Хромосомные нарушения (аберрации) приводят к умственной отсталости ребенка, нарушениям слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. По данным со­временной науки, на 1000 новорожденных приходится 5-7 де­тей с хромосомными аномалиями.

Нарушения психомоторного развития ребенка могут иметь место при нарушениях питания и сна детей, при дли­тельных соматических заболеваниях, вызывающих истоще-

ние ребенка и поражение центральной нервной системы. Вероятность возникновения отклонений в развитии повы­шается у недоношенных детей, родившихся раньше срока или с малым весом тела.

Нарушения развития, связанные с органическим пораже­нием центральной нервной системы, называются органически­ми нарушениями.

Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефииитар-ном развитии. В их числе: социально-педагогическая запу­щенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмо­ционально положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушения речи окру­жающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.

Установлено, что благополучное развитие ребенка бывает только в случаях равновесия между внутренними и внешними условиями формирования организма. По словам И.П.Павло­ва, болезнь возникает там и тогда, когда нарушается равнове­сие внутренних и внешних условий жизни организма, когда на неблагоприятное воздействие окружающей среды ребенок не может дать соответствующую ответную реакцию, не может приспособиться к этому воздействию. Функциональные нару­шения обычно являются более легкими по сравнению с ор­ганическими, и при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, а при проведении специальной коррекционной работы ребенок может догнать в развитии сверстников. Функциональные нарушения обратимы и при своевременно проведенных коррекционных мероприятиях обычно проходят бесследно.

Л.С.Выготский выдвинул тезис об общности закономер­ностей развития нормального и аномального ребенка, что было подтверждено рядом более поздних исследований. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступа­тельный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков с революционным, скачко­образным формированием новых качеств. Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым об­щим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими специфическими особенно­стями. Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются * от детей с нормальным развитием.

Каждый вид аномального развития характеризуется сис-и’мным проявлением, в котором выделяются первичные и н i оричные отклонения.

При разных видах отклонений в развитии доминирующим ниляется нарушение речевого общения, когда у ребенка нару­шена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При ана-пизе конкретного вида нарушенного развития важно учиты-нать общие для нормального и аномального развития зако­номерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностически значимых показателей.

Важной закономерностью психического развития ано­мальных детей являются трудность их социальной адаптации, (атруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с соци­альной средой.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направ­ленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенно­сти воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нару­шений отдельных психических процессов и функций, от воз­растных и компенсаторных возможностей ребенка, от харак­тера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная по­мощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагно­стической и коррекционной работы, ибо раннее выявление нарушений — залог эффективности их преодоления.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоас­пектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в раз­витии бывают разных форм и разной степени выраженности. Часто они становятся заметными, и если своевременно не приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагоги­ческие меры, могут возникнуть вторичные отклонения в структуре дефекта. Поэтому очень важно своевременно обна­ружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходи­мую помощь. Родители и воспитатели не всегда могут адек­ватно оценить состояние ребенка, обнаружить имеющиеся у

него проблемы и отклонения в развитии, поэтому педагогам общеобразовательных учреждений необходимо иметь опреде­ленный запас сведений по специальной психологии и коррек-ционной педагогике и владеть навыками коррекционно-воспитательного воздействия.

Организм ребенка, его здоровье, личностные особенности рассматриваются современной наукой системно, целостно, многоаспектно.

Педагог должен иметь четкое представление о закономер­ностях формирования индивида, личности, при этом важно абстрагироваться от частностей и деталей. У педагога должно быть сформировано системное представление, системное мышление и в целом системная парадигма в изучении, обуче­нии и воспитании ребенка, в том числе и ребенка с отклоне­ниями в развитии.

Современный подход к коррекции и компенсации откло­нений в развитии может быть охарактеризован как комплекс­ный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физическо­го состояния ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой. При этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, т.е. коррекционно-воспитательное воздействие не может и не должно быть стан­дартизированным.

Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 2807; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10797 — | 8075 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возраста­ет. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдель­ных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиениче­ских, экономических, экологических условий для будущих ма­терей и детей разных возрастных групп. У многих детей возни­кают психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и по­требностей. Эти и многие другие патологические факторы при­водят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объ­единяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза, т. е. развития инди­вида в отличие от развития вида (филогенез). Многочислен­ными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомо­торного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и соци­альной депривации.

На начальных этапах развития проблемного ребенка глав­ным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздей­ствия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникают педагогическая шпущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными осо­бенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощу­щениями неуспеха.

В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. Некоторые исследова-

тели выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями
слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата
и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим или реактивным состоянием и кон­
фликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) фор­
мами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофрены в степени де-
бильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболе­
ваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).

Эта классификация детей с отклонениями в развитии пред­ставлена в работе М.А.Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (М., 1967).

Возможно и другое подразделение на группы:

1) дети с отклонениями развития в связи с органическими
нарушениями;

2) в связи с функциональной незрелостью;

3) дети с отклонениями в развитии на почве психических
деприваций (См.: Усанова О.Н. Дети с проблемами психи­
ческого развития. — М., 1995).

В монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классифика­ция детей с нарушениями развития:

1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и
зрения);

2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно от­
сталые и дети с задержкой психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами
развития;

6) дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.

Психомоторное развитие ребенка — сложный диалектиче­ский процесс, в нем отмечаются последовательность и нерав­номерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими ста­диями, каждый возрастной этап характеризуется качествен­ным своеобразием, отличающим его от других этапов.

Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами. Неблагоприятное воздействие в период внутриут­робного развития называется пренаталъным, в период родо­вой деятельности мотальным, а после рождения — постнаталь-ным воздействием. Соответственно называются и нарушения. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называ­ется перинатальным повреждением (например, перинатальная энцефалопатия).

Вызвать отклонения в развитии могут различные патоло­гические факторы, действующие во внутриутробный период: генетические отклонения, отягощенная наследственность, хронические заболевания родителей; злоупотребление роди­телей алкоголем, наркотиками, курением; физические и пси­хические травмы женщины в период беременности; инфекци­онные, вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт по резус-фактору; нефропатия — недостаточность деятельности почек, токсикозы и интоксикация (отравления); внешнесредо-вые факторы — неблагоприятная экологическая ситуация, про­фессиональные вредности у родителей до рождения ребенка и многие другие неблагоприятные факторы.

Другая группа причин — патология родовой деятельности: быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуля­цией, использование щипцов, обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье), неквалифициро­ванное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы.

Нарушения развития ребенка могут быть вызваны и раз­личными прижизненными факторами: опухоли мозга (менин-гиома), нейроинфекции (менингиты и энцефалиты), инфекци­онные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясения мозга, контузии и т.д.

В ряде случаев отмечается действие не одного какого-либо патологического фактора, а их сочетание — полиэтиология. Проявляется наследственная отягощенность: через специаль­ные структуры половых клеток родителей — хромосомы -передается информация о признаках отклонений (аномалий) развития. Хромосомные нарушения (аберрации) приводят к умственной отсталости ребенка, нарушениям слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. По данным со­временной науки, на 1000 новорожденных приходится 5-7 де­тей с хромосомными аномалиями.

Нарушения психомоторного развития ребенка могут иметь место при нарушениях питания и сна детей, при дли­тельных соматических заболеваниях, вызывающих истоще-

ние ребенка и поражение центральной нервной системы. Вероятность возникновения отклонений в развитии повы­шается у недоношенных детей, родившихся раньше срока или с малым весом тела.

Нарушения развития, связанные с органическим пораже­нием центральной нервной системы, называются органически­ми нарушениями.

Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефииитар-ном развитии. В их числе: социально-педагогическая запу­щенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмо­ционально положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушения речи окру­жающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.

Установлено, что благополучное развитие ребенка бывает только в случаях равновесия между внутренними и внешними условиями формирования организма. По словам И.П.Павло­ва, болезнь возникает там и тогда, когда нарушается равнове­сие внутренних и внешних условий жизни организма, когда на неблагоприятное воздействие окружающей среды ребенок не может дать соответствующую ответную реакцию, не может приспособиться к этому воздействию. Функциональные нару­шения обычно являются более легкими по сравнению с ор­ганическими, и при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, а при проведении специальной коррекционной работы ребенок может догнать в развитии сверстников. Функциональные нарушения обратимы и при своевременно проведенных коррекционных мероприятиях обычно проходят бесследно.

Л.С.Выготский выдвинул тезис об общности закономер­ностей развития нормального и аномального ребенка, что было подтверждено рядом более поздних исследований. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступа­тельный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков с революционным, скачко­образным формированием новых качеств. Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым об­щим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими специфическими особенно­стями. Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются * от детей с нормальным развитием.

Каждый вид аномального развития характеризуется сис-и’мным проявлением, в котором выделяются первичные и н i оричные отклонения.

При разных видах отклонений в развитии доминирующим ниляется нарушение речевого общения, когда у ребенка нару­шена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При ана-пизе конкретного вида нарушенного развития важно учиты-нать общие для нормального и аномального развития зако­номерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностически значимых показателей.

Важной закономерностью психического развития ано­мальных детей являются трудность их социальной адаптации, (атруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с соци­альной средой.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направ­ленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенно­сти воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нару­шений отдельных психических процессов и функций, от воз­растных и компенсаторных возможностей ребенка, от харак­тера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная по­мощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагно­стической и коррекционной работы, ибо раннее выявление нарушений — залог эффективности их преодоления.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоас­пектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в раз­витии бывают разных форм и разной степени выраженности. Часто они становятся заметными, и если своевременно не приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагоги­ческие меры, могут возникнуть вторичные отклонения в структуре дефекта. Поэтому очень важно своевременно обна­ружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходи­мую помощь. Родители и воспитатели не всегда могут адек­ватно оценить состояние ребенка, обнаружить имеющиеся у

него проблемы и отклонения в развитии, поэтому педагогам общеобразовательных учреждений необходимо иметь опреде­ленный запас сведений по специальной психологии и коррек-ционной педагогике и владеть навыками коррекционно-воспитательного воздействия.

Организм ребенка, его здоровье, личностные особенности рассматриваются современной наукой системно, целостно, многоаспектно.

Педагог должен иметь четкое представление о закономер­ностях формирования индивида, личности, при этом важно абстрагироваться от частностей и деталей. У педагога должно быть сформировано системное представление, системное мышление и в целом системная парадигма в изучении, обуче­нии и воспитании ребенка, в том числе и ребенка с отклоне­ниями в развитии.

Современный подход к коррекции и компенсации откло­нений в развитии может быть охарактеризован как комплекс­ный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физическо­го состояния ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой. При этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, т.е. коррекционно-воспитательное воздействие не может и не должно быть стан­дартизированным.

Дата добавления: 2015-07-21; просмотров: 6683; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10368 — | 7652 — или читать все…

Читайте также:

  1. IV.Механизмы образования и география цунами
  2. Административные правонарушения в сфере налогообложения: понятие, состав административного правонарушения, виды административных правонарушений в налоговой сфере
  3. Акселерация и ретардация психического развития и их причины. Умственно отсталые дети. Степени умственной отсталости и иххарактеристика.
  4. Аллергия, её виды и причины возникновения. Анафилактический шок.
  5. Безработица: сущность, причины, последствия
  6. БИЛЕТ № 18 I Синдромы нарушений речи
  7. Билет№8 Причины и характер второй мировой войны.
  8. Биомеханика — наука, которая изучает механическое движение в животных организмах, его причины и проявления.
  9. БЛОК II. Общие основы рыночной экономики. Механизмы рынка
  10. Большевистский этап революции. Октябрьское вооруженное восстание 1917 г.: причины, ход, результаты.
  11. Бронхиальная астма: 1) этиология, патогенез 2) классификация 3) патоморфология острого периода 4) патоморфология при повторяющихся приступах 5) осложнения и причины смерти.
  12. Бронхоэктатическая болезнь: 1) этиология и патогенез 2) макроскопическая картина 3) микроскопические признаки 4) изменения в легочной паренхиме 5) осложнения и причины смерти

Источник