Медведева е а музыкальное развитие ребенка

Медведева е а музыкальное развитие ребенка thumbnail

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ

С
ПРОБЛЕМАМИ

В
РАЗВИТИИ

И
КОРРЕКЦИОННАЯ

РИТМИКА

Под
редакцией Е.А.Медведевой

Допущено

Министерством
образования Российской Федерации

в
качестве учебного пособия для студентов
образовательных

учреждений
среднего профессионального образования,
обучающихся

по
специальности 0318

Специальное
дошкольное образование

Москва

academa

2002

Издательская
программа «Специальная педагогика и
специальная психология

для педагогических
вузов и колледжей.

Руководитель
программы — доктор педагогических
наук,

профессор
Н.
М. Назарова

Авторы:

Е.А.Медведева

предисловие, раздел I,
главы 1, 2, 3; раздел II,
главы 1, 2,

4, 6, 7;
раздел III,
главы 1, 2; раздел IV,
главы 2, 3; раздел V,
главы 2, 3, 4;

составитель
приложений 1, 2, 3, 4; Л.Н.Комиссарова

раздел II,
главы 3, 5;

раздел
IV,
главы 1, 4; Г.Р.Шашкина

раздел V,
глава 1, материал

в
приложении 3; О.
Л. Сергеева

раздел IV,
глава 3

Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор,
действительный член РАО В.И.Лубовский;
доктор
педагогических наук, профессор
Н.М.Назарова

Музыкальное воспитание
детей с проблемами в развитии и
коррекционная ритмика:
Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова,
Г. Р. Шашкина, О. Л.
Сергеева; Под
ред. Е.
А. Медведевой. —
М.: Издательский
центр «Академия», 2002. — 224 с.

ISBN5-7695-0970-8

В
учебном пособии раскрываются как общие
подходы к музыкаль­ному воспитанию
детей с различными отклонениями в
развитии, так
и
специфические особенности содержания
и организации коррекционной работы
средствами музыки в дошкольном
образовательном уч­реждении
компенсирующего вида. Впервые в
систематизированном виде представлены
содержание и технология организации
музыкального вос­питания и занятий
по коррекционной ритмике с
дошкольниками,
имеющими проблемы в развитии.

Книга
может быть
интересна
также воспитателям, музыкальным
ру­ководителям, дефектологам,
психологам, работающим в системе помо­щи
детям с различными проблемами в развитии.

УДК 615.851.827(072)
(075.32) ББК74.100.5я723 I

ISBN
5-7695-0970-8

Медведева Е.А.,
Комиссарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева
О.Л., 2002 Издательский центр «Академия»,
2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Гуманистическая тенденция развития
общества неразрывно связана с созданием
теории гармонической личности, в которой
реализуется идея «развивающейся
личности» в «развивающемся мире».
Подготовка будущих специалистов,
работающих с детьми с проблемами в
развитии, требует, чтобы они овладели
такими коррекционно-развивающими
технологиями, которые бы обес­печивали
им возможности воплотить эту идею на
практике. Среди подобных
психолого-педагогических технологий
особое место от­водится арттехнологиям,
где важную роль играет музыкальное
ис­кусство.

Коррекционно-развивающие возможности
музыкального искус­ства по отношению
к дошкольникам с проблемами в развитии
обус­ловлены прежде всего тем, что
оно является источником новых по­зитивных
переживаний ребенка, рождает творческие
потребности и способы их удовлетворения,
активизирует потенциальные возмож­ности
в практической музыкально-художественной
деятельности, обеспечивает всестороннее
развитие ребенка, т.е. выполняет важ­нейшие
функции: воспитательную, образовательную,
социальную.

В Государственных образовательных
стандартах для педагоги­ческих
колледжей по специальности 0318 —
«Специальное до­школьное образование»
среди предметов специальных дисциплин
имеется курс «Методика музыкального
воспитания дошкольни­ков с проблемами
в развитии и коррекционная ритмика»,
пред­ставленный в данном пособии. В
педагогических колледжах сту­денты
готовятся для работы в специальных
дошкольных образова­тельных учреждениях
разного профиля: для детей с нарушением
развития, зрения, слуха, умственной
отсталостью, задержкой психи­ческого
развития. В связи с этим в пособии дается
материал, пока­зывающий студентам
особенности музыкального воспитания
детей с разными вариантами нарушений.

Целью данного учебного
пособия является подготовка для работы
в специальном образовательном учреждении
компенсирующего вида педагога-воспитателя,
знакомого с основами музыкаль­ного
воспитания детей, способного активно
участвовать в осуще­ствлении
музыкально-эстетического воспитания
дошкольников с проблемами в развитии
на музыкальных занятиях, самостоятель-1
но организовывать
музыкально-досуговую, коррекционно-направленную
музыкально-игровую и театрализованную
деятельность вне занятий в условиях
специального дошкольного образовательного
учреждения, владеющего необходимым
материалом по коррекционной ритмике
для использования его в работе с детьми
с про­блемами в развитии совместно с
дефектологом.

Учебное пособие дает возможность решить
конкретные зада­чи, направленные на
повышение общей музыкальной культу­ры
студентов, расширение их кругозора,
развитие у них музы­кальных и
педагогических способностей; обеспечение
профес­сиональной направленности
обучения, формирование у студен­тов
умений и навыков в области
музыкально-эстетического вос­питания,
необходимых в будущей работе с детьми
с проблемами в развитии.

Данное пособие является первым в
специальном образовании пособием, в
котором обозначены основные направления
коррекционно-развивающей работы
средствами музыки в специальных
образовательных учреждениях с детьми
с различными проблема­ми в развитии
и освещены вопросы, связанные с лечением
и кор­рекцией нарушений средствами
музыки. Оно поможет дефектологам,
психологам, воспитателям, музыкальным
работникам осу­ществлять коррекционную
работу с детьми с проблемами в раз­витии
средствами артпедагогики и арттерапии,
а именно музыкотерапии.

В пособии отражены исследования авторов,
а также опублико­ванные материалы
ведущих отечественных и зарубежных
специа­листов (медиков, психологов,
музыкантов, дефектологов), раз­рабатывающих
артпедагогические и арттерапевтические
подходы в лечении и коррекции нарушений
в развитии взрослых и детей с проблемами
в развитии.

В разделе 1 дается краткий исторический
обзор использования музыки и ритмики
в лечебных и коррекционно-развивающих
це­лях, показана роль отечественных
дефектологов, психологов, му­зыкантов
в совершенствовании методики музыкального
воспита­ния как коррекционной
технологии в системе помощи детям с
проблемами в развитии. В разделе
представлен понятийный аппарат,
показывается взаимосвязь методики
музыкального воспита­ния с другими
областями научного знания.

В разделе II
раскрываются теоретические и дидактические
ос­новы методики музыкального
воспитания детей с проблемами в развитии
освещаются принципы, методы, формы и
педагоги­ческие технологии музыкального
воспитания, а также главныенаправления
коррекционной работы средствами
музыкального искусства в дошкольных
образовательных учреждениях
компен­сирующего вида.

{3 разделе III
дается представление об организации и
проведе­нии психологической коррекции
средствами музыки и движений (музыкотерапии,
кинезитерапии), осуществляемой психологом
в обшей системе помощи ребенку с
проблемами в развитии в спе­циальном
детском саду.

В разделе IV
раскрывается коррекционная направленность
ра­боты по музыкальному воспитанию
на музыкальных занятиях и вне
занятий (игровая музыкальная и
театрализованная деятель­ность,
художественно-музыкальные, досуговые
мероприятия в детское саду и в семье).

В разделе V
освещаются направления коррекционной
ритми­ки связанные с различными
вариантами нарушений (логопеди­ческая
ритмика, фонетическая ритмика,
коррекционная ритмика для детей с
нарушениями слуха, зрения, с задержкой
психичес­кого развития, умственной
отсталостью).

Читайте также:  Новорожденный ребенок развитие по месяцам таблица

В приложение включены методические
материалы, даны при­мерные конспекты
музыкальных занятий, практический
матери­ал к играм, упражнениям для
занятий по ритмике, организации
музыкальной деятельности вне занятий.

В этой же части пособия представлена
примерная программа курса для студентов
и преподавателей, читающих данную
дис­циплину. Содержание программы
включает теоретический мате­риал,
семинарские занятия, самостоятельную
исследовательскую работу студентов, а
также практикум, помогающий студентам
в подготовке к практике. В каждом разделе
программы даны требо­вания к знаниям
и умениям студентов. Количество часов
в про­грамме может варьироваться в
соответствии с учебными планами
педагогического колледжа. Приложение
завершается списком тем курсовых и
выпускных квалификационных работ.

Методический материал
ориентирован на детей разного воз­раста,
имеющих различные нарушения в развитии.
Часть практиче­ского материала
разработана на основе научно-эксперименталь­ной
работы, проводимой с детьми с разными
проблемами в развитии в коррекционных
образовательных учреждениях Юго-Восточного
и Восточного окружного управления
образования г. Москвы: в дошкольном
образовательном учреждении (ДОУ) ^-
1296 (для детей с
нарушением речи, задержкой психического
Развития); в Государственном образовательном
учреждении (ГОУ) у-
1883 «Начальная
школа-детский сад» компенсирующего
вида (Для детей с нарушением речи и
задержкой психического развития
ДОУ
№ 2316 (для детей с
нарушением зрения); а также ДОУ № 1898
(для детей с нарушением речи и задержкой
психического развития).

Авторский коллектив надеется, что данное
учебное пособие поможет будущим
специалистам осуществлять
музыкально-эсте­тическое воспитание
дошкольников с проблемами в развитии
в условиях специального дошкольного
образовательного учрежде­ния
компенсирующего вида.

Авторы выражают признательность за
поддержку и ценные со­веты доктору
психологических наук, профессору,
действительно­му члену РАО В.И.
Лубовскому; доктору педагогических
наук, профессору Н.М.Назаровой (МГГГУ);
кандидату педагогических наук Е.З.Яхниной
(МПГУ), а также благодарность начальнику
отдела по дошкольному воспитанию ЮВОУ
г. Москвы Е. В. Оськиной, руководителям
специальных образовательных учреждений
Е. Ф. Самохиной, Л. С. Марковой, А. Н.
Авраменко, Н. И.Лушиной за предоставленную
возможность и создание условий для
прове­дения экспериментальной работы
по музыкально-эстетическому воспитанию
детей с разными проблемами в развитии.

Источник

Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика
скачать (163.9 kb.)
Доступные файлы (1):

    Смотрите также:

  • Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии (Документ)
  • Пузанов Б.П.(ред.) Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии (Документ)
  • Гендерное воспитание (Документ)
  • Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей (выпуск 2) (Документ)
  • Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии (Документ)
  • Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст (Документ)
  • Реферат — Эстетическое воспитание у детей с нарушение интеллекта (Реферат)
  • Журнал — Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2010 №5 (Документ)
  • Страковская В.Л. Физическое воспитание недоношенных детей.Практическое пособие (Документ)
  • Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии (Документ)
  • Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии (Документ)
  • Воронская Т.Ф. Пропись 1 (Документ)

n1.doc

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Глава 4

КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Ритмика для детей с нарушением зрения занимает важное место в системе всей коррекционной работы с детьми данной категории и представлена в программе самостоятельным разделом. Ребенок с нарушением зрения более, чем зрячий, зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушением зрения в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение ритмики в систе-

175

му коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок учится владеть телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности (ритм, темп, форма, динамика, характер музыки и движений), ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку. Все это необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде. Коррекционная ритмика проводится как самостоятельное фронтальное занятие и по времени может продолжаться 20 — 25 мин в зависимости от возраста детей.

Конспект занятия по коррекционной ритмике для старших дошкольников с нарушением зрения1

Цель: проводить коррекционную работу средствами движений под музыку, передавать средства музыкальной выразительности (темп, ритм, форму), учить владеть телом, развивать координацию, произвольность движений, пространственную ориентировку, слуховое внимание, память, воображение, учить действовать в образной условно-воображаемой ситуации в игре.

1. Ритмическая разминка

Упражнение «Ритмическое эхо» (педагог прохлопывает ритмический рисунок, дети повторяют).

Упражнение «Собираем камешки», музыка Т.Ломовой «На берегу» (ходьба с остановками).

Упражнение «Ускоряя, замедляя», музыка Т.Ломовой (ходьба и легкий бег с ускорением и замедлением темпа).

2. Ритмическая гимнастика

Упражнение «Поющие руки», музыка П.И.Чайковского «Шарманщик поет» (мягкие движения руками, одновременное разведение в сто- I роны из положения перед грудью и сведение их перед грудью).

Упражнение «Ветер, ветерок», музыка Л.Бетховена «Лендер» (чередование мягких движений поднятыми руками с наклонами вправо и влево).

Упражнение «Тугая резинка», музыка Ф. Миллер «Этюд» (плавные полуприседания).

Упражнение «Петушок расплясался», вариации на тему русской на-1 родной мелодии «Петушок, петушок», музыка Т.Ломовой (знакомые танцевальные элементы по показу или словесной инструкции педагога). ]

3. Пространственная ориентировка

Игра «Выворачивание круга», музыка — венгерская народная мелодия.

(Активизация внимания при передаче ритма и темпа музыки, выделение ярких ритмических акцентов в движениях по кругу, перестроениях по сигналу всей группы детей одновременно за ведущими.)

Читайте также:  Цели ориентированные на развитие личности ребенка

4. Сюжетно-образные этюды или танцевальные миниатюры

Образная игра «Ау!», музыка Т.Ломовой «Игра в лесу».

5. Релаксация (лежа на ковре) «Волшебство леса», аудиозапись из серии «Звуки живой природы» (музыка для релаксации). Прощание, поклон мальчиков, девочек.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Дайте определение коррекционной ритмики и покажите ее направления.

2. Раскройте особенности коррекционной ритмики для детей с нарушением речи.

3. Покажите специфику содержания и организации ритмики для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

4. Сравните понятия «музыкально-ритмические движения» и «фонетическая ритмика», покажите их сходство и различия.
5. Назовите компоненты коррекционной ритмики для детей с нарушением зрения.

6. Сделайте сравнительный анализ конспектов по коррекционной ритмике для детей с разными отклонениями в развитии.

Литература

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 1985.

Выготская И. Г., Пелингер Е.Л., Успенская А. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. — М., 1993.

Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 1958.

Дресвянников В. И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися дошкольниками // Дефектоло¬гия. — 1972. — № 3.

Кручинин В. А. Воспитывая чувство ритма // Физкультура в школе. — 1974. — № 12.

Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н. Программа спецкурса «Коррекци¬онная ритмика» для специальных педагогических (дефектологических отделений средних и высших учебных заведений). — М., 1994.

Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в спе¬циальном детском саду для детей с нарушением интеллекта / Под ред. А. П. Зарина, Е.Л.Ложко. — СПб., 1994.

Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых. — М., 1983.

Яхнина Е. 3. Содержание и организация музыкально-ритмических за¬нятий в подготовительном классе школы для глухих детей. — М., 1991.

Яхнина Е. 3. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. — М., 1997.

1 Составитель Е.А.Медведева. Использовались материалы книг: Руднева С, Фиш Э. Ритмика и музыкальное движение. — М., 1972; Раевская Е., Руднева 3., Соболева О., Ушакова Э. Музыкально-ритмические упражнения в детском саду. — М., 1969.

176

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методический материал к разделу IV «Коррекционно-развивающее направление работы

по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»

1. Музыкальные занятия

Фрагмент музыкального занятия

для старших дошкольников с нарушением речи

и с задержкой психического развития

(интеграция трех видов музыкальной деятельности — восприятие музыки, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах)’

Тема: «Кошка и кот»

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и движений, учить различать музыку разного характера, формировать воображение, действовать в воображаемой условной ситуации, активизировать к поиску средств выразительности образа в динамике его проявлений в сюжетной композиции, передавать разные эмоциональные состояния образа, согласовывать движения с характером музыки, структурой музыкального произведения, учить играть на детском музыкальном инструменте (свистульке), используя ее в передаче образа в игре. 1. Восприятие музыки

Музыкальный руководитель проводит краткую вступительную беседу перед слушанием музыки и говорит с детьми о том, что кошка бывает разной по своим проявлениям: гибкой, ласковой, нежной, осторожной, а бывает совсем другой — стремительной, сердитой, выпускает когти, ] особенно когда хочет поймать свою добычу. Детям предлагается послу-1 шать два разных по характеру музыкальных произведения «Кошка» (му- J зыка Т.Ломовой), «Кошка или кот сердится» (музыка С.Майкапара «Этюд»).

После восприятия музыки проводится беседа о ее разном характере, и педагог вместе с детьми вербально рисует «картинку» действий кошки в одном и другом произведении.

2. Сюжетно-образные движения

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Кот и кошка» и превратиться девочкам в птичек, а мальчикам в котов. Педагог ] дает образец движений, которые может делать кот. Затем под чтение

178

стихотворения дети сами выполняют движения, изменяя их или находя новые.

Кот проснулся рано-рано, Спрыгнул с мягкого дивана, Выгнул спинку, потянулся, С боку на бок перевернулся, И пошел совсем неслышно, Будто прятался от мышки. Увидал кот за окном — Птичка кружит с ветерком, И летает, и резвится, Никого здесь не боится!

3. Игра на детских музыкальных инструментах

Девочкам раздаются свистульки и предлагается сыграть на них как будто поет птичка (музыкальное сопровождение под фонограмму).

Когти надо поточить, чтобы птиц не упустить.

Дети, изображающие котов, под музыку выполняют движения «кошки, выпускающей когти» (музыка С. Майкапара «Этюд»). Птицы разлетаются.

Когда игра повторяется, детям предлагается поменяться ролями: девочкам превратиться в кошек, а мальчикам — в птиц и играть на свистульках.

Внимание девочек обращается на то, что кошка выполняет движения совсем по-другому.

4. Танцевально-игровая композиция «Кошка и девочка» под песню «Рас

плата» (литовская народная мелодия, слова В.Асирова).

Дети слушают знакомую песню, а затем инсценируют сюжет. Девочка «ругает» жестами кота (кошку) за разные провинности, кот (кошка) виноват и «плачет», передавая это жестами. Дети делятся на пары (мальчики — коты, девочки в роли «девочек») и выполняют движения в соответствии с текстом, согласуя движения с музыкой. При повторе дети меняются местами, тогда ругают кошку.

Фрагмент музыкального занятия для старших дошкольников

с нарушением речи, задержкой психического развития,

умственной отсталостью

(интеграция двух видов музыкальной деятельности — пение, движения под музыку)

Танцевально-образная композиция «Дружба»1

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и двиений, учить передавать движениями средства музыкальной выразительности (форму, ритм), показывать разные эмоциональные состояния пан-

179

томимически в сюжетно-образной композиции, формировать навыки адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувствовать, вставать на позицию другого.

Музыкальный руководитель проводит краткую беседу о дружбе, о том, что в общении бывают разные ситуации (ссоры, примирения), и важно научиться понимать сверстника, прощать ошибки, дружить. Детям предлагается поиграть и в танце передать, как однажды дети сначала поссорились, потом помирились и подружились навсегда.

1. Сюжетный танец «Поссорились-— помирились» (венгерская народная

Читайте также:  Индивидуализация развития ребенка в образовательной деятельности

мелодия).

2. Сюжетный танец «Пожалели» (1-я часть — «Жалоба», 2-я часть —

«Материнские ласки», музыка А.Гречанинова).

3. После танцев музыкальный руководитель предлагает детям спеть

знакомую песню «Дружат дети всей земли» (музыка М.Д.Льва-Компанейца, слова В. Викторова). Затем дети заводят дружный хоровод и исполняют песню с движениями.

Фрагмент музыкального занятия для детей с нарушением зрения

{интеграция двух видов музыкальной деятельности — восприятие музыки и музыкально-ритмические движения)

Тема: «Веселые клоуны»1

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и движений, формировать музыкальное восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку, оценочное отношение к ней, умение вербально выражать свои впечатления от услышанного, различать средства музыкальной выразительности (темп, ритм, характер) и передавать образными движениями, развивать пространственную ориентацию при выполнении движений в кругу, врассыпную.

1. Восприятие музыки

Музыкальный руководитель проводит перед слушанием беседу, рассказывает о клоунах, которые всегда веселят зрителей, о том как они выступают в цирке, в разных театральных представлениях. Потом детям предлагает- I ся послушать музыку Д. Б. Кабалевского «Клоуны». В диалоге с педагогом после восприятия музыки акцентируется внимание детей на то, как в музыке передан этот образ, обсуждается, какие движения делают клоуны в музыкальном образе, какого характера музыка, темп и т.д.

2. Музыкально-ритмические движения

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в клоунов, сначала послушать две разные по характеру небольшие пьесы «Шагают клоуны» (французская народная мелодия «Полишинель»), «Клоуны подпрыгивают» (английская народная песня «Полли»). Педагог показывает движения, а затем предлагает детям передать образ веселых клоунов, j

Составитель Е.А.Медведева.

180
Фрагмент музыкального занятия для умственно отсталых старших дошкольников и детей с задержкой психического развития

(интеграция двух видов музыкальной деятельности — театрализованно-игровая деятельность, образно-ролевое пение)

Игровая миниатюра «Лениться не годится»1

Цель: проводить коррекционную работу средствами музыки и движений, формировать нравственно-этические основы поведения, уважение к труду, побуждать к поиску выразительных средств для передачи образа в сюжетной музыкальной композиции, согласовывать движения с текстом песни.

Музыкальный руководитель проводит краткую беседу об уважении к труду людей, объясняя, почему не любят лентяев, и предлагает исполнить всем вместе моравскую народную песню «Люди работают», которую начали учить на двух предыдущих занятиях. С детьми выясняется ее содержание, даются пояснения и предлагается поиграть в игру «Лениться не годится». Выбирают по считалке-попевке солиста-«лентяя» и инсценируют потешку о труде.

Ребенок, изображающий «лентяя», ложится на бок, подперев щеку рукой, согнутой в локте, опираясь об пол, и говорит: «Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону», встает и затем садится в стороне.

Дети под русскую народную мелодию речетативом исполняют потешку, инсценируя ее2:

Мы весной сажали сад, а Семен сидел у гряд,

Вот мы яблоки едим, а Семену не дадим,

Нам лентяев здесь не надо, выходи Семен из сада.

{Семен берет лопату и начинает копать землю в саду. Дети его прощают.)

Не ленись, не ленись и трудиться научись,

Чтоб тебя все уважали, дело делать торопись.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

Раздел I. Введение в теорию и методику музыкального воспитания

детей с проблемами в развитии и коррекционную ритмику 7

Глава 1. Краткий исторический обзор использования музыки

и движений в лечении и коррекции 7

Глава 2. Основные понятия, цели и задачи методики музыкального

воспитания и коррекционной ритмики 14

Глава 3. Связь методики музыкального воспитания, коррекционной

ритмики с другими областями научного знания 18

Раздел П. Теоретические и дидактические основы музыкального

воспитания детей с проблемами в развитии 22

Глава 1. Музыка как одно из средств гармоничного развития

личности ребенка с проблемами в развитии 22

Глава 2. Клинико-психолого-педагогические основы музыкального

воспитания детей с проблемами в развитии 25

Глава 3. Методы исследования музыкального развития детей

с проблемами в развитии 30

Глава 4. Диагностические подходы в определении уровня

музыкальных возможностей детей с проблемами

в развитии 38

Глава 5. Педагогические технологии коррекционной работы

по музыкальному воспитанию детей с проблемами

в развитии 48

Глава 6. Музыкальное воспитание детей с проблемами

в развитии в дошкольном образовательном учреждении

компенсирующего вида 65

Глава 7. Основные направления коррекционной работы

средствами музыки в дошкольном образовательном

учреждении компенсирующего вида 74

Раздел III. Психологическая коррекция средствами музыки

и движений в дошкольном образовательном учреждении

компенсирующего вида 91

Глава 1. Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми

в дошкольном образовательном учреждении

компенсирующего вида 91

217

Глава 2. Кинезитерапия в системе помощи дошкольникам

в образовательном учреждении компенсирующего вида 99

Раздел IV. Коррекционно-развивающее направление работы

по музыкальному воспитанию в дошкольном

образовательном учреждении компенсирующего вида 112

Глава 1. Музыкальное занятие как основная форма музыкального

воспитания дошкольников с проблемами в развитии 112

Глава 2. Организация коррекционной работы средствами музыки

вне занятий с дошкольниками в образовательном

учреждении компенсирующего вида 127

Глава 3. Художественно-досуговая деятельность детей

в дошкольном образовательном учреждении

компенсирующего вида 138

Глава 4. Музыкальное воспитание детей с проблемами

в развитии в условиях семьи 149

Раздел V. Коррекциониая ритмика 161

Глава 1. Логопедическая ритмика для детей с нарушением речи 161

Глава 2. Коррекционная ритмика для детей с задержкой

психического развития и умственно отсталых

дошкольников 170

Глава 3. Фонетическая ритмика для дошкольников

с нарушением слуха 173

Глава 4. Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения …. 175

Приложения 178

Приложение 1. Методический материал к разделу IV

«Коррекционно-развивающее направление работы

по музыкальному воспитанию в дошкольном

образовательном учреждении компенсирующего вида» 178

Приложение 2. Практический материал к разделу III

«Психическая коррекция средствами музыки

и движений в дошкольном образовательном учреждении

компенсирующего вида» 189

Приложение 3. Практический материал к разделу V

«Коррекционная ритмика» 191 J

Приложение 4. Примерная программа курса «Методика

музыкального воспитания детей с проблемами

в развитии и коррекционная ритмика» 202

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Глава 4

Источник