Материнство и развитие ребенка в психологии

Материнство и развитие ребенка в психологии thumbnail

Точки зрения на материнство и развитие ребёнка в психологии.

Точки зрения на материнство:

М. Мидпоказал, что материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. Женщины по самой своей природе являются матерями, разве, что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств.

Кросс-культурные исследования [И. Кон, М. Мид, M.E. Lamb, К. McCartney, D. Phillips и др.] свидетельствуют, что там, где люди превыше всего ценят социальный ранг, женщина может задушить своего ребенок собственными руками. Это делали некоторые женщины Таити, а также некоторые индианки из племени натчез, когда детоубийство могло повысить их социальное положение.

Элизабет Бадинтер Проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий (с XVII до XX века), она пришла к выводу, что «материнский инстинкт — это миф». Она не обнаружила никакого всеобщего и необходимого поведения матери, а напротив — чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или фрустраций.

Развитие ребёнка в психологии???

4. Единство и самостоятельность матери и ребёнка в системе их взаимодействия.

Специфика взаимодействия матери с ребенком:

1. Содержанием функционирования системы «мать — ребенок» является обеспечение

матерью определенных функций для развития ребенка. Это предполагает выяснение того, что это за

функции.

2. Поскольку это функции, обеспечиваемые матерью для развития ребенка, то необходимо

выяснение того, какие особенности развития ребенка требуют этих функций.

3. Поскольку мать вступает во взаимодействие с ребенком, уже обеспеченная некоторым

исходным уровнем развития своих материнских функций, то это предполагает выяснение развития

этого исходного уровня до возникновения системы «мать — ребенок».

4. Поскольку ребенок тоже вступает во взаимодействие с матерью не с самого начала своего

возникновения как биологического индивида, то предполагается также выяснение исходного уровня его

развития.

5. Ребенок — представитель не только вида Homo sapiens, но и его конкретно-культурного

варианта. Это предполагает выяснение того, есть ли различия в материнских функциях по

видотипичному и конкретно-культурному критериям и как обе категории материнских функций

обеспечены в индивидуальном развитии женщины.

6. Система взаимодействия матери с ребенком есть система реального взаимодействия двух

самостоятельных субъектов с разными уровнями развития психики, причем эти различия двух видов:

а) онтогенетически разные уровни развития;

б) уровни развития, обеспеченные филогенетически различными формами регуляции

деятельности: сознательный у матери и досознательный у ребенка.

Это предполагает выяснение того, как можно изучать взаимодействие субъектов с разными

уровнями развития психики.

7. Мать является субъектом своих собственных потребностей и субъективных переживаний,

а потребности ребенка и обеспечение необходимых условий для его развития не могут быть полноценно

представлены в ее субъективном отражении, тем более на исторически ранних стадиях развития. Эти

закономерности развития ребенка, требующие абсолютно адекватного выполнения материнских

функций, только в последние десятилетия, и то не полностью, стали предметом научного исследования,

а мать их успешно обеспечивает уже сотни тысяч лет. Это предполагает выяснение того, каким образом

выполнение материнских функций представлено в субъективной сфере матери, какие содержания этого

отражения являются осознанными и какова их взаимосвязь с неосознаваемыми в обеспечении и

развитии материнского поведения.__

Методологические основания изучения материнства в псих-ии.

Периодизация псих-ого развития реб-а и материнские функции в разных направлениях.

Психологии

Материнские функции в пренатальном периоде развития реб-а.

Пренатальный период

Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы,развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитиемозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована инеизменна, само развитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой поосновным параметрам для всех представителей человеческого рода среде.

Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретация психологии эмоционального развитияребенка предпринимается только с точки зрения психоаналитически-ориентированных подходов и врамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональнойсферы ребенка старшего возраста. Некоторые аспекты пренатального развития эмоциональной сферырассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения еесобственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением кребенку.

Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых психоэмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль преватального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.

Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.

Этелогический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности, доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенной звуковой тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультурного фактора развития ребенка.

Деятельностный подход. Практически не рассматривает этот период развития. Еще Л.С. Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный Период как выходящий за рамки психологического исследования Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, не интерпретируются с позиций этого направления.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 30.

Источник

Содержание:

  • Развитие ребенка в период беременности
  • Развитие и психология новорожденного

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности,
особенностям протекания родов, а также закономерностям развития
ребенка в первый год жизни можно предугадать уникальную и
неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.

Поэтому целесообразно начать разговор об особенностях психологии
младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее
будущее дитя становятся единым организмом.

Развитие ребенка в период беременности

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в
результате законченной дифференцировки органов, превращается в
зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по
поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго
определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной
связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь
оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных
психологических проблем ребенка в будущем.

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит
развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к
моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных
влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих
лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка
— все это предвестники будущих психических и психологических
проблем малыша.

Читайте также:  Игровая поддержка основных направлений развития ребенка

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в
воздушной среде — с этого момента его нередко называют уже
ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского
организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если
у матери на чей-то голос выделяется гормон
беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются
гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с
ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись
младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх
перед тем миром, в который ему придется выйти.
И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с
любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену
семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося
ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для
него родным.

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие
механизмы «запускают» процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой
форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет
большое значение для будущего психического развития человека.
Но это — тема отдельного разговора.

Развитие и психология новорожденного

Итак, ребенок появился на свет!
В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в
который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные
органы чувств.

Новорожденный с первых часов способен распознавать отчетливые
звуки различной интенсивности. Он даже способен отличить голос
матери от других голосов, произносящих его имя. Ко второму месяцу
жизни ребенок улыбается, когда слышит голос матери или других
значимых взрослых. Развивалась эта
способность еще в период внутриутробной жизни: известно, что слух,
так же, как и зрение, функционируют уже у семимесячного плода.
До трех-шести месяцев слух новорожденного недифференцированно
воспринимает звуки различных языков. К концу этого периода ребенок
начинает различать звуки родного языка, то есть того языка, на
котором к нему обращается значимый для него человек (обычно это
мама). Но на каком бы языке ни были произнесены слова, какой бы
смысл они в себе ни заключали, для нормального психического
развития младенца самое важное — это интонация любви и
эмоционального принятия взрослыми существа, который воспринимает
себя через общение с ними.

С четырехмесячного возраста ребенок способен различать цвета:
синий (голубой), зеленый, желтый и красный. Ребенок,
чьи потребности хорошо удовлетворяются, отдает предпочтение синему
и красному цветам. Предпочтение желтого и отказ от синего — это
сигнал о том, что какая-то жизненно важная потребность младенца
остается неудовлетворенной.

До сих пор открытым остается вопрос о вкусовых предпочтениях
младенца. Некоторые исследователи считают, что эта способность
врожденная, и ребенок может самостоятельно выбирать ту еду,
которая соответствует потребностям его организма.
Другая точка зрения — вкус к еде формируется в результате
воспитания: какой пищей ребенка кормят с детства, к той он и
привыкает. Однако огромное количество проблем с кормлением детей
не позволяет согласиться с последним утверждением.

Остановимся поподробнее на наиболее важном моменте в развитии
младенца — способе его кормления матерью.

Уже на третий день жизни новорожденный может узнавать мать по
запаху ее шеи и груди.
На четвертый день кормления младенец, имевший с матерью
положительную эмоциональную связь в течение беременности
(положительное эмоциональное принятие беременности, желанность
ребенка, отсутствие тревог по поводу его половой принадлежности),
проявляет врожденную способность к узнаванию лица матери.
На радостное выражение лица матери младенец отзывается
физиологической реакцией радости.

Способ кормления является важнейшим моментом в понимании ребенком,
как к нему относится мать и сможет ли она в нужный момент
оказаться рядом, накормить, поддержать, защитить.

Однако мама может кормить ребенка с недоступной для его понимания
частотой, определяемой ее собственными желаниями и тревогами, а не
по мере возникновения у малыша потребности в еде.
Некоторые матери тщательно соблюдают кормление по часам, выжидая
минуты до положенного срока, в то время как голодный младенец
криком призывает единственный известный ему источник пищи, тепла и
ласки.

Если мать дает столько еды, сколько нужно младенцу,
когда у ребенка возникает потребность в этом, если она понимает,
что, кроме еды и одежды, у малыша существует врожденная
потребность в эмоционально окрашенном общении с ней, и
удовлетворяет эту потребность, то у младенца формируется
ощущение безопасности и чувство доверия к окружающему миру.

Таким образом, первый год жизни ребенка является критическим
периодом для
принятия или непринятия им окружающего мира. Если малыш попадает в
ситуацию, когда на его зов о помощи отсутствует реакция, или,
наоборот, независимо от желаний младенца, мать навязывает ему свое
собственное понимание пути его развития, то формируется защитная
или агрессивная реакция по отношению к ситуациям, когда потребности
ребенка не удовлетворяются в адекватной форме.

Дорогие мамы! Оставив позади двери роддома, помните, что вашему
младенцу, в первую очередь, сейчас нужны заботливый уход, тепло,
понимание и любовь.

Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать
и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших
ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с
маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.

Вот докопались до первоначальной бесполости. Скорее всего автор просто имел ввиду, что до определенного времени пол ребенка невозможно определить никакими методами, даже если под микроскопом разглядывать, ну очепятка вышла.

А насчет недоказанности статьи — зачем что-то доказывать, если инстинкт говорит, что ребенок все слышит, понимает настрой матери… в последнее время наука конечно это может доказать, проводятся опыты, исследования — но уже много веков назад матери это знали, чувствовали!!! И уж поверьте, никому тогда бы в голову не пришло кормить ребенка по часам или приучать «прокричаться», учиться успокаиваться и засыпать самостоятельно, как советуют в некоторых современных «научных трудах».

«Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.» — в принципе одной этой строки уже достаточно, чтобы считать статью хорошей.

14.07.2008 20:49:31, Мария

Читайте также:  Здоровье и развитие ребенка скачать

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, превращается в зародыш мужского или женского пола.
5+!
Privet nashej nauke:)))

05.11.2007 08:36:40, masha2

Мне кажеться, что статья есть статья нет смысла ее строго судить… это как признаки беременности, они всегда и у всех разные. А что касается пола будущего малыша, мне кажеться, что это не важно, главное что б здоровый был!! 🙂 Рожайте и любите своих малюток!

24.08.2007 18:17:14, Евгения

Всего 28 сообщений Прочитать обсуждение полностью.

Источник

Библиографическое описание:

Мягкова М. А. Основные направления изучения материнства в отечественной психологии [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 69-72. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/70/ (дата обращения: 02.03.2020).

Материнство изучается в русле различных наук:
культурологи, медицины, физиологии, истории, социологии, психологии.
Такой интерес к данной проблематике не случаен. Научно-технические и
социальные изменения в обществе с одной стороны, привели к
возрастанию роли женщины во всех сферах общественной жизни, с другой
стороны к появлению таких явлений как снижение ценности семьи,
увеличение количества разводов, абортов, незарегистрированных браков
и т.д. Именно поэтому, сегодня проблема материнства не теряет своей
актуальности и продолжает будоражить умы многих ученых, в том числе
психологов.

В данной статье я буду рассматривать основные
направления изучения материнства в отечественной психологи. Все
исследования, посвященные данной проблематике можно условно разделить
на несколько групп:

I. В рамках перинатальной психологии (Г.И.
Брехман, И.В. Добряков, Ж.В. Колесова, Л.В. Наумова, О.В. Баженова,
Л.Л. Баз, Т.В. Сколбо и др.) акцент ставится на изучении
эмоционального состояния матери с момента зачатия ребенка и после
родов. Большое внимание уделяется динамики этого состояния,
исследованию отдельных аспектов его проявления, таких как
тревожность, раздражительность, депрессивность, особенно проблеме
послеродовой депрессии. Главной целью такого подробного изучения
является выявление зависимости между психологическим состоянием
женщины во время беременности и после родов на развитие ребенка и
отношение к нему как к объекту материнства.

II. Отдельно обсуждаются проблемы юного
материнства, ранней беременности (О.И. Лебединская, М.С. Радионова,
Е.В. Андрюшина, В.Б. Якубович и др.), в частности качества молодой
матери, ее особенности взаимодействия с ребенком после родов,
изучение отношений с матерью как причина ранней беременности.

III. В данном направлении
изучаются проблемы бесплодия, абортов, осложнений при беременности,
феномен суррогатного материнства (Г.И. Брехмен, Н.В. Шабалин, В.Т.
Волков и др.)

IV. Психологи также изучают материнство в
соответствии с возрастом ребенка: от раннего и дошкольного возраста
до школьного и подросткового (А.Д. Кошелева, Г.А. Свердлова, И.Ю.
Ильина, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Г.Г.
Хоментаускас и др.).

Особое внимание в этих исследованиях уделяется эмоциональному
состоянию матери, ребенка и влияние его на развитие личности.

V. В последние десятилетия стали появляться
исследования, в которых материнство рассматривается как
самостоятельный психологический феномен (С.Ю. Мещерякова, А.С.
Спиваковская, Н.Н. Васягина, Н.А. Устинова, О.Е. Смирнова, Е.Н.
Рыбакова).

Огромный вклад в изучении и развитии данного
направления внесла Г.Г. Филиппова [7]. Она условно разделила
материнство на две составляющие:

1.Материнство как часть личностной сферы женщины.

По мнению Г.Г. Филипповой материнство должно изучаться с учетом того,
какие функции выполняет мать для развития ребенка и то, как они
представлены в субъективной сфере самой матери. Автор выделила 2
группы таких функций: видотипичные и конкретно-культурные. Успешность
выполнения всех этих функций во многом определяет развитие ребенка на
каждом этапе его становления и особенности построения взаимоотношений
с окружающим миром. Специфика материнского поведения заключается в
том, что являясь достаточно самостоятельной сферой, оно проходит в
своем развитии несколько этапов:

1.Взаимодействие с собственной матерью, которое продолжается на
протяжении всей жизни. Особенно оно важно на пренатальном периоде и
после рождения ребенка, поскольку именно «во время беременности
актуализируется весь эмоциональный опыт, который влияет на содержание
ее собственного материнства» [7, С.78].

2. Развитие материнской сферы в игровой деятельности особенно в
дочки-матери и в семью, где девочки принимают на себя роль матери,
таким образом, применяя ее на свою жизнь.

3.Няньчание характеризуется налаживанием эмоционального контакта с
элементами ухода, заботы за детьми младшими по возрасту.

4.Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер. На
этом этапе происходит формирование ценности ребенка как
самостоятельной, не связанной с другими.

5.Взаимодействие с собственным ребенком. Представляет реализацию всех
вышеперечисленных функций матерью по отношению к своему ребенку.

6.Отношение с ребенком после окончания возраста с характерным
гештальтом младенчества.

Материнство, по мнению Г.Г.Филипповой, имеет свою определенную
структуру, в которую входят три компонента:

— потребность в продолжении рода;

— модель детства и материнства, существующая в данном обществе;

— потребности, желания, идеалы, цели самой матери.

В содержании материнской сферы автор выделяет три блока:

1.Потребностно-эмоциональный блок – собственно эмоциональное
отношение к своему ребенку.

2.Операциональный блок, включающий в себя операции по уходу,
кормлению, общению и воспитанию ребенка.

3.Ценностно-смысловой блок представляет собой отношение к ребенку и к
материнству как к самостоятельной ценности.

Существует еще одна концепция «базовых качеств» матери,
принадлежащая данному направлению – это концепция Исениной
Е.И.[2].

Базовые качества матери – это качества, необходимые женщине для
развития ребенка как «представителя рода homo
sapiens, члена культурного сообщества и
индивида» [2, С.50].Ею было выделено две группы этих качеств:

1. Качества, связанные с отношением к ребенку (Я-ТЫ), среди этих
качеств она выделяет такие, как:

— принятие – безусловно эмоциональное теплое отношение к
ребенку;

— отзывчивость – внимание матери к действиям ребенка, ее
эмпатия ко всем мыслям, чувствам и другим проявлениям ребенка. Сюда
также входят мотивационные, когнитивные, действенные характеристики
родителя как субъекта обучения (например, мотивация матери побуждать
к продолжению разговора с другими людьми).

Все эти качества развиваются, прежде всего, через отношение матери
со значимыми для него людьми (ребенком, мужем, родственниками) в
соответствии с ее индивидуальными особенностями.

2. Качества, связанные с отношением матери к окружающему миру
(Я-МИР).

2. Материнство как обеспечение условий для развития
ребенка.

Материнство как обеспечение условий для развития ребенка
рассматривается, прежде всего, с позиции детско-родительских
отношений. Традиционно в отечественной психологии процесс общения и
взаимодействия с родителями является источником развития ребенка,
ведь именно в процессе общения передаются культурный опыт от
поколения к поколению.

По мнению М.И.Лисиной [10] взрослый выступает не
только как основной безликий источник социализации ребенка, но и как
уникальная личность со своими ценностями, переживаниями, целями,
мотивами, смыслом жизни, которые естественно нельзя упускать из
внимания.

Читайте также:  Развитие ребенка с первых дней видео

Все исследования данного направления условно можно разделить на две
группы – психофизиологические и психологические. О
физиологических уже было сказано – это исследования,
посвященные материнству в период беременности. Психологические
включают в себя изучение ценностей, материнского поведения,
родительских установок, отношений, чувств, позиций, ответственность и
их влияние на развитие личности ребенка, каждый из которых состоит из
трех компонентов:

— когнитивный;

— эмоциональный;

— поведенческий.

В социальной психологии «ценность» включает в себя цели,
идеалы, убеждения, интересы и другие значимые для личности
мировоззренческие проявления, которые формируются при усвоении
социального опыта. [3,С.383] Именно в семье происходит формирование,
развитие, передача этих ценностей, являющихся мировоззренческой
основой любого человека. Родительские установки и ожидания –
«это установки на цели и средства деятельности в области
родительства» [5, С.18].

А.Я.Варга [1] под термином «родительское отношение»
понимает совокупность чувств и поведенческих проявлений по отношению
к ребенку, способность к пониманию ребенка и его поступков.

Кроме того, она выделила 4 типа родительского отношения:

— принимающе-авторитарное;

— отвергающее;

— симбиотическое;

— межличностная дистанция.

И.С.Кон [4] выделил 4 составляющие родительской роли:

— родительские ценности, установки;

— социальные роли отца и матери;

— родительские чувства, такое как любовь;

— культурные символы отцовства и материнства.

Он также считает, что изменения, которые происходят в обществе,
существенно влияют на детско-родительские отношения. Каждая эпоха по
— своему рассматривает эти взаимоотношения, диктуя свои правила
родителям.

И.С.Кон считает, что эти изменения происходили 6 раз, в соответствии
с этим он выделили 6 стадий развития детско-родительских отношений:
инфантицид, «бросающий» стиль, амбивалентный стиль,
«навязчивый» стиль, социализирующий, помогающий стиль
воспитания.

М.В. Полевая [10] выделила две основные характеристик родительского
отношения:

— принятие (лояльность) – способность родителя поддерживать
любую активность ребенка, прежде всего неординарную.

— отчуждение (непринятие) проявляется соответственно в отвержении
родителями неординарных проявлений ребенка.

В качестве характеристик родительского отношения А.С.Спиваковской [6]
были выделены такие как:

— адекватность;

— динамичность – способность применять методы воспитания в
соответствии с ситуацией;

— прогностичность – выбор воспитательной позиции в соответствии
с требованиями, которые ставит перед ребенком жизнь.

Б.Ю. Шапиро [10] выделил следующие детерминанты
родительского отношения:

-особенности личностей родителей;

— личностные и клинико-психологические особенности родителей;

— этологические факторы;

— социокультурные детерминанты;

-особенности внутрисемейных отношений.

Родительские позиции – реальная направленность воспитательной
деятельности родителя, возникающая под влиянием мотивов воспитания.

А.Рое и М.Сигельман [5] выделяют такие родительские позиции как
отвержение, безразличие, гиперопека, сверхтребовательность,
устойчивость, активная любовь.

Родительские чувства. Одним из чувств является материнская любовь.
Материнская любовь по мнению Э. Фромма [8] существенно отличается от
всех остальных видов любви тем, что она несет в себе две
составляющие:

1.Забота о росте и развитии ребенка

2.Установка матери внушающая «ребенку любовь к жизни, которая
дает ему почувствовать, что хорошо быть живым» [8, С. 485].

В.В. Столин [5] определяет родительскую любовь как отношение,
сочетающее в себе одновременно симпатию, близость, уважение.

По мнению Г.Г. Хоментаускаса [9] 99 родителей из 100 скажут, что они
любят своих детей. Ребенок ощущает любовь со стороны родителей в том
случае, если:

— родитель умеет выражать свои чувства;

— ребенок понимает своего родителя;

— родитель понимает внутреннее состояние ребенка.

Родители же считают, что любовь проявляется, прежде всего, в заботе о
ребенке, способности выражать все свои нежные чувства, делать
приятное и проводить как можно больше времени вместе.

По мнению Е.В.Милюковой [5] родительская любовь включает в себя 4
компонента:

1.Биологический – подразумевает наличие взаимосвязи между
ребенком и родителем на физиологическом уровне.

2.Эмоционально-чувственный компонент содержит в себе аффективные
состояния, эмоции, чувства, проявляющиеся у родителя по отношению к
ребенку. Благодаря этому компоненту налаживается эмоциональная связь
в детско-родительских отношениях.

3.Когнитивный включает в себя представление родителей о любви и
способах ее проявления с учетом индивидуальных особенностей.

4.Поведенческий представляет собой реальные проявления данного
чувства в поведении родителей.

А.С. Спиваковская выделяет следующие типы любви: действенная,
отстраненная, действенная жалость, любовь по типу снисходительного
отстранения, отвержение, презрение, отказ, преследования.

Кроме любви также выделяет позитивные родительские чувства не только
к ребенку, но и к себе как к родителю, к супругу как к родителю, к
родительству в целом.

«Ответственность – это склонность
личности придерживаться в своем поведении общепринятых норм в данном
обществе, исполнять ролевые обязанности» [5, С.17].

Ответственность в семье предполагает наличие ее, прежде всего, в
воспитании детей, в отношениях между супругами.

Стиль семейного воспитания – система приемов и
средств, а также характер эмоционального взаимодействия родителей и
детей. На сегодняшний день выделено уже достаточно большое количество
классификаций стилей семейного воспитания (Э.Г.Эйдемиллер,
Е.Т.Соколова, Э.Роу и др.), но все они фактически являются
совокупностью отдельных структурных компонентов, которые уже были
описаны выше (ценностные ориентации, установки, отношения, чувства,
позиции, ответственность).

Таким образом, в отечественной психологии отсутствует единый
теоретический подход к изучению феномена материнства. Оно
рассматривается в рамках той или иной проблематики. Несмотря на
появившиеся исследования женщины как субъекта материнства, ее
личностных качеств, мотивов, ценностных ориентаций, эмоционального
состояния, она является менее изученной из всех и требует дальнейшей
разработки в исследованиях отечественных психологов.

Литература:

  1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореферат
    канд. дисс./ А.Я.Варга. – М, 1987. – 35 с.

  2. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери
    / Е.И.Исенина // Журнал практического психолога. – 2000. —
    №4-5. – С. 49-63.

  3. Карпенко Л.А. Краткий словарь психологических
    терминов / Л.А.Карпенко. – Феникс, 1998.- 512 с.

  4. Кон И.С. Ребенок и общество/ И.С.Кон. – М.: Наука, 1988. –
    270 с.

  5. Овчарова, Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для
    студентов высших учебных заведений/ Р.В.Овчарова. – М.:
    Академия, 2005. – 368 с.

  6. Спиваковская А.С. Как быть родителем/ А.С.Спиваковская. –
    М.:Педагогика, 1986. – 160 с.

  7. Филиппова Г.Г. Психология материнства/ Г.Г.Филиппова. – М.:
    Изд-во института психотерапии, 2002. – 240 с.

  8. Фромм Э. Душа человека/ Э.Фромм. – М.: Транзиткнига, 2004. –
    572 с.

  9. Хоментаускас Г.Г. Семья глазами ребенка/ Г.Г.Хоментаускас. –
    М.: Педагогика, 1989. – 160 с.

  10. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании
    современной молодой женщины: дисс.канд.психол.наук/ М.Ю.Чибисова. –
    М, 2003. – 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие ребенка, ребенок, родительское отношение, отношение, чувство, родитель, материнство, качество, материнская любовь, материнская сфера.

Источник