Материальная среда как средство развития ребенка

Материальная среда как средство развития ребенка thumbnail

Ерастова Марина Геннадьевна
Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников

Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников Подготовила: Ерастова Марина Геннадьевна

Что же такое развивающая предметная среда?

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами

Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания

Основными задачами – математического развития детей дошкольного возраста являются:

Развитие у детей логико- математических представлений (представление о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;

развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

развитие активности и инициативности детей;

воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста

1)Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию. 2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.

3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт  возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)4) Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).5) Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками.

Особенности организации среды для развития логико- математических представлений у детей разного возраста

Первый год жизниУже в первые месяцы жизни у младенца развивается способность выделения предмета из фона, что обеспечивает необходимое условие для познания предмета, развивается сенсомоторная координация движений. Во второй половине года появляются первые результативные действия с предметами, расширяются возможности ориентировки в окружающем. К концу года появляются преднамеренные действия, дети начинают экспериментировать с доступными им предметами.

В 6 месяцев игрушки должны побуждать детей обследовать, экспериментировать- стучать, трясти, поворачивать;любые разнообразные по свойствам предметы: объемные и плоские, разной величины, формы, цвета, по-разному звучащие. После полугода игрушки должны быть состоящие из двух частей (коробочки, ведерко с крышкой, матрешка, шкатулка);несколько небольших по размеру пластмассовых или мягких игрушек, удобных для схватывания малышом. Для развития обобщений используются одноименные игрушки из разных материалов, разного цвета, размера. Необходимы 2-3 крупные надувные игрушки, в которые ребенок может влезать (надувной лебедь, бассейн, рыбка и др.)

Второй год жизниДети активно осваивают различные предметные действия, манипулируют с предметами. В процессе перекладывания, группировки предметов у дошкольников накапливается опыт действий с различными множествами: игрушками, предметами.

В этом возрасте детей привлекают пособия, контрастные по величине, цвету, форме;необходимы различного вида вкладыши, рамки, сборно-разборные материалы. Для детей 2-го года жизни игрушки должны отличаться по форме, величине, цвету, количеству деталей;Предметы – кубики, шарики, пирамидки, разноцветные грибочки и пр. – располагаются на открытых полках. Надо иметь в группе дидактический столик для развития сенсорных способностей и совершенствования моторики. Комплектация стола: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для прокатывания предметов, набор объемных форм.

Для детей этого возраста можно рекомендовать пять различных видов игрушек, отличающихся способами действий с ними.

Игрушки для нанизывания на стержень – кольца, шары, кубы, полусферы и пр., — имеющие сквозное отверстие;

Объемные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы, параллелограммы и др.)

Геометрические игрушки-вкладыши: разноцветные кубы, цилиндры, конусы, полусферы, предназначенные для сортировки и подбора их по цвету, форме, величине, а также для составления одноцветных и разноцветных башенок.

Народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, бочонки, яйца и пр.)

Сюжетные игрушки небольшого размера: куклы, машинки, зверушки, игрушки-предметы (грибы, овощи, фрукты и пр.).

Плавающие игрушки и, соответственно, специальное оборудование для игр с водой (песком); также – небольшие резиновые игрушки, мячики от настольного тенниса, деревянные, пластмассовые и металлические предметы.

Читайте также:  Карта состояния здоровья и развития ребенка

Игрушки-самоделки: пластиковые емкости заполняются песком, мелкими камешками, фасолью, горохом, и т. п. и плотно завинчиваются пробкой.

Третий год жизниК 2-3 годам у детей накапливается опыт познания свойств, освоения некоторых эталонов и действий с предметами. Данный период относится к этапу «сенсомоторных» эталонов.

Целесообразно отвести в группе специальное место для игротеки: Направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи;Для развития представлений о свойствах – «Логические блоки Дьеныша»Для развития восприятия множеств: «Цветные полоски» — аналог «Цветные палочки Кюизенера», парные картинки, лото, пазлы, складные кубики, «Сложи узор», «Сложи квадрат»;Игры-вкладыши: «Радужное лукошко», «Чудо-крестики», «Чудо соты», «Стаканчики-вкладыши», «Разноцветные столбики» ;Геометрические мозаики – настольные, напольные, крупномагнитная, мягкие конструкторы;Игры с песком и водой.

Четвертый год жизниДети этого возраста активно осваивают эталоны формы, цвета, поэтому данный период называют стадией «предметных эталонов»

В четырехлетнем возрасте игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие свойств, стимулирующий интерес и активность. Использование мобилей-подвесов для развития пространственных ориентировок. Из дидактических игр предпочтительны: лото, парные картинки, мозаика, пазл из 5-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уголки»); игры с элементами моделирования и замещения;Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе. Для освоении эталонов формы, цвета, величины это могут логические блоки Дьеныша, цветные счетные палочки Кюизенера. Для развития мелкой моторики можно включить пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления.

Пятый год жизниВ этом возрасте происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми 4 – 5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Дети успешно абстрагируют значимые свойства предметов.

В группе организуется «сенсорный центр»предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Игры на сравнение; группировку по свойствам; воссоздание целого из частей; сериация по разным свойствам; игры на освоение счета. Для активизации интереса детей – разнообразные иллюстративные пособия. Сюжетно-дидактические игры и практические ситуации с весами, равновесами, растомером. Различные варианты книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий. Наглядность в виде моделей: частей суток, простых планов пространства кукольной комнаты.

Шестой год жизниВ старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта.

Место и оборудование выделяется для игротеки в ней находятся:дидактические, развивающие и логико- математические игры. Для развития логики: блоки Дьеныша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия».Игры на воссоздание: «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Листик», «Пентамино» и др. Для освоение числа: палочки Кюизенера, рисуют модель «Домик чисел».Пособия, позволяющие осваивать умения выделять значимые свойства: «Поиск заповедного клада», «На золотом крыльце», «Давайте вместе поиграем» и др. Справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.

Для индивидуальной работы с детьми: «Самолеты», «Пляшущие человечки», «Постройка города», «Маленький дизайнер», «Цифра-домино», «Прозрачная цифра» и др. Отдельное место для экспериментов с использованием технических средств. Кроссворды, познавательные задания, логические арифметические задачи, головоломки. Игры с правилами – шашки, шахматы, нарды и т. п.

Вывод

Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Источник

Зуева Ирина Владимировна
Предметно-развивающая среда как средство развития детей среднего дошкольного возраста

Среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Под развивающей средой педагоги понимают естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразие способов ее создания.

Предметная среда выполняет ответственную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Важное требование к развивающей предметной среде – ее развивающий характер. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Исходное требование к предметной среде – её развивающий характер. Она должна объективно через своё содержание и свойства создавать условие для творческой деятельности каждого ребёнка, служит целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития. Целью используемых в педагогической деятельности по формированию экологических начал программ, является – познавательно-творческое развитие ребёнка через присвоение им культурно-исторического опыта, что способствует наиболее полному раскрытию и реализации возрастного потенциала дошкольника, помогает входить в современный, быстро меняющийся мир. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы. Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка среднего дошкольного возраста к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Основными элементами развивающей среды в детском саду являются природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки, их оборудование, художественные студии и студии, где осуществляется познавательная деятельность детей; наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства обучения и воспитания.

Читайте также:  Развитие плода и роды ребенка

Таким образом, на основании выше сказанного можно заключить, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.

Источник

Марина Комолова
Аттестационный материал «Предметно-пространственная среда группы как средство всестороннего развития ребёнка»

«Предметно-пространственная среда группы, как средство всестороннего развития ребёнка в образовательном процессе ДОУ»

Аттестационный материал «Предметно-пространственная среда группы как средство всестороннего развития ребёнка»

Предметно-развивающая среда средней группы выполняет образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, а самое главное работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка; организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Создавая предметно-развивающую среду средней группы учитывала Требования ФГОС ДО:

-принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

-принцип интеграции образовательных областей — материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

— принцип комплексирования и гибкого зонирования — легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.

-принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования, и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

— гендерную специфику и обеспечение среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.

Исходя из своих возможностей, старалась сделать предметно-развивающую среду настолько насыщенной, чтобы она обеспечила игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, а также двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

Наличие в группе различных мягких модулей, ширм, предметов из природного материала дает возможность сделать среду полифункциональной. Многое сделано руками родителей. Все игровое оборудование яркого цвета. Периодически что-то убирая, что-то добавляя, вызываю этим самым интерес у детей. Объясняю детям, как правильно пользоваться теми или иными новыми атрибутами, показываю личным примером и участием, как лучше их использовать. Все находится в свободном доступе для детей.

Расположение мебели игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Дети могут играть на полу, ковре, а также разместить все на столах (сделав большой прилавок из столов для игры в Супермаркет). Пространство группы используется, как для двигательной активности детей, так и для творческих игр.

Разнообразие «центров» и «уголков» в группе выполняют потребность ребенка в развитии познавательного общения и двигательной активности.

Центр двигательной активности

Материальная среда как средство развития ребенка

Способствует формированию у детей основ здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья, развитию физических качеств, формированию двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

«Физкультурный уголок» — полка на колесах с выдвижными ящиками, где находятся мячи разной величины, а также массажные; обручи, кольца, скакалки, атрибуты для подвижных игр, массажеры для стоп и тела, тренажеры для глаз, дыхания, коррекции осанки, дорожки здоровья с пуговицами, ракушками, цветными палочками, веревочками. Содержание атрибутов постоянно пополняется, что позволяет заинтересовывать детей и способствует развитию двигательной активности.

Центр театрально-музыкальный.

Материальная среда как средство развития ребенкаМатериальная среда как средство развития ребенкаМатериальная среда как средство развития ребенка

Способствует пробуждению интереса детей к театру и музыке, воспитанию уверенность в себе, положительной самооценки, умению преодолевать комплексы, развитию речи. Музыка — не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное.

Для развития музыкальной деятельности детей множество музыкальных инструментов, музыкально- дидактические игры; инструменты, сделанные руками родителей (маракасы, не озвученные гитары, балалайки и т. д.). Театрализованная деятельность помогает развивать интересы и способности ребенка: разнообразные виды театра (настольный, би-ба-бо, кукольный, теневой): атрибуты, элементы декораций, сделанные своими руками и руками родителей. «Щенок», «Кошечка», сделанный из бумаги на занятии конструирования, может использоваться для участия в какой-нибудь сказке. Что может быть лучше для интеллектуального развития и эмоционального благополучия ребенка! Дети, стесняющиеся выступать на праздниках, с удовольствием играют в оркестре группы, организуют театрально-музыкальные постановки, что помогает развиваться скрытым способностям и талантам детей. Дети становятся более раскрепощенные и общительные, учатся четко формировать и выражать свои мысли.

Читайте также:  Роль гормонов для развития и роста ребенка

Одна сторона этой ширмы предназначена для театральной деятельности, другая напомнит детям о правилах дорожного движения. Картинки на ширме на липучках, что позволяет менять материал по необходимости

Центр сюжетно-ролевых игр

Материальная среда как средство развития ребенкаМатериальная среда как средство развития ребенкаМатериальная среда как средство развития ребенкаМатериальная среда как средство развития ребенкаМатериальная среда как средство развития ребенка

Способствует формированию у детей ролевого взаимодействия, умению отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты, развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги. Воспитывать чувство доброжелательности, стремление самостоятельно договариваться друг с другом.

Основной вид деятельности детей — игровой. В группе имеются специальный центр сюжетно-ролевых игр, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Больница», «Жилая комната», «Парикмахерская», «Магазин». Игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Материал для сюжетной игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции, и включает предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства. Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности. Благодаря разнообразию атрибутов у детей есть возможность играть не только в известные сюжетно-ролевые игры, как Салон красоты, Магазин, Почта, Больница и т. д., но и придумывать свои сюжеты. В играх дети учатся строить отношения, находить выход из каких-то проблемных ситуаций, договариваться о сюжетах игры.

Для развития творческого замысла в игре для мальчиков организованы игровые зоны: мастерская, военные, полиция, рыбаки, водители такси, зона безопасности, также имеются элементы военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Универсальная «водительская» зона мобильна и представлена рулем на подставке, штурвалом, который легко переносится с места на место. Содержание предметно-пространственной среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется и постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на информативность и индивидуальные возможности и способности детей.

Центр художественно-творческой деятельности

Материальная среда как средство развития ребенка

Способствует удовлетворению детских потребностей в самовыражении через рисование, лепку, аппликацию. Центр оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей. Свои работы, поделки, выполненные совместно с родителями, размещаются на выставке. Подготовка к празднику, проведение развлечений, смена тематики недели, персональные выставки способствуют систематическому обновлению работ и поделок.

Для осуществления конструктивной деятельности детей предоставлены различные настольные и напольные стройматериалы, разнообразные конструкторы, мозаики, что помогает развитию у детей технических способностей, является важным для всестороннего развития личности. Их разнообразие позволяет детям играть как одному, так и по несколько человек, объединяясь в общую игру.

Центр природы и экспериментирования

Материальная среда как средство развития ребенкаМатериальная среда как средство развития ребенка

Уголок природы с различными видами растений, занимательными экологическими играми содержит календарь природы, материалы для проведения опытов и самостоятельного экспериментирования, дидактические игры, иллюстративный материал, коллекции минералов, плодов и семян растений, природный бросовый материал и поделки из него. В процессе действий с природными объектами дети знакомятся с их свойствами, учатся различным способам упорядочивания. Имеющийся в группе материал и правильная его организация способствуют формированию у детей бережного и уважительного отношения к природе, развитию экологической воспитанности и экологического сознания.

Уголок релаксации, уединения.

Материальная среда как средство развития ребенка

Уголок уединения, где ребенок может расслабиться, побыть наедине с собой, со своими мыслями, поговорить с игрушками. Встреча с любимой игрушкой помогает детям снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Некоторые чем-то расстроены и хотят побыть одни, другие объединяются по 2-3 человека и играют в свою, придуманную игру.

Уголок эмоций

Материальная среда как средство развития ребенка

Для урегулирования отношений между детьми в коллективе сверстников, для оптимизации хорошего настроения и мониторинга изменения его в течении дня, в результате смены режимных моментов использую уголок эмоций с фотографиями детей группы на цветных прищепках.

Речевой центр

Материальная среда как средство развития ребенка

Речевой центр с наглядным материалом, пособиями и речевыми играми в соответствии с тематическим планированием, а также разнообразный материал для развития речевого дыхания, как для совместного взаимодействия взрослого с детьми, так и для самостоятельной деятельности.

Книжный уголок

Материальная среда как средство развития ребенка

Деятельность уголка направлена на формирование интереса к книге и потребности к чтению. В книжном уголке подобраны книги по возрасту, иллюстрации к сказкам и произведениям, дидактические игры, портреты авторов книг, фотографии детей и родителей, демонстрирующие любовь и уважение к книге в домашних условиях.

Центры, организованные в группе, предназначены для развития и обогащения знаний и умений детей в познавательной, речевой, социально-коммуникативной, художественно- эстетической сфере и физического развития.

Мы весь день в саду играли,

И под вечер так устали-

Дома мы отдохнем,

Завтра вновь играть придем!

Источник