Материал для развития внимания ребенка с алалией

Татьяна Юдина
Игры для детей с алалией

Алалия — одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже по времени поступления в школу.

Мы, как воспитатели группы детей с общим недоразвитием речи, должны помочь, поступившим деткам с подобным диагнозом на начальном и последующих этапах пребывания в детском саду.

Для дошкольников, имеющих различные речевые расстройства, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако, недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, её плавность – всё это, выраженное в разной степени у детей с речевыми нарушениями, влияет на их игровую деятельность, порождает определенные особенности поведения в игре. Игры детей с алалией носят однообразный, подражательный характер. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Ребёнок, лишённый речи, воспринимает окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий. В коллективе говорящих сверстников дети – алалики держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчинительные роли, не вступают в словесные взаимоотношения.

Таким образом, мы хотим представить ряд игр с детьми – алаликами, которые развивают все психические процессы во время игры.

Игры на развитие внимания и памяти у деток с алалией.

Для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса можно использовать игрушки, либо картинки.

• На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.

• Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.

• На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с ребёнком. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.

• С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.

• Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.

• Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления.

Эти игры предлагаются по принципу «от простого — к сложному».

• Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.

• Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.

«Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.

«Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов. Не очень выражен у них и познавательный интерес. Итак:

• Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит. д. (возможно использование блоков Дьёныша);

• Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;

«Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);

«Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;

«Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т. д.

• Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

• Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.

• Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы. (здесь пригодится игра – шнуровка);

• Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.

• Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.

• Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь» (кинезиологические упражнения).

• Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.

• Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.

• Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.

• Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры-занятия обязательно помогут ребёнку развиваться и облегчить дальнейший путь становления как личности.

Источник

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

13 причин, почему ребенок может не говорить в 2 года

Не лишним будет развитие мелкой и крупной моторики, формирование связи моторики и зрения. Связь между этими умениями и речью очень тесная, одно ведет за собой другое.

Игра – это основная деятельность дошкольников, именно в игровой форме малыш будет непринужденно усваивать нужный материал.

Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

Для игр с не говорящими детьми используют игрушки, при более высоком уровне развития речи можно брать картинки. Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

  • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
  • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
  • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
  • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
  • Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
  • Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.
Читайте также:  Развитие ребенка в утробе матери скачать

Игры при моторной алалии
Работа логопеда с ребенком, имеющим моторную алалию — 5 основных этапов

Игры на развитие мышления

Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого — к сложному».

Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем — по более существенным признакам.

  • Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
  • Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
  • Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
  • «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
  • «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

Не очень выражен у них и познавательный интерес.

Игры помогут решить эти проблемы:

  • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
  • Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;
  • «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
  • «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
  • «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
  • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

Если ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д.

Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их — так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.

Игры для развития речи, памяти, внимания, мышления у ребенка

Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

  • Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
  • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
  • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
  • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
  • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
  • Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.
  • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
  • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
  • Выкладывать узоры из мозаики.

У ребенка моторная алалия — что делать родителям?

Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.

Поделитесь с друзьями:

Источник

ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Широко открываем рот, громко поём:

  • А-а-а!

  • Как мама укачивает малыша?

  • А-а-а!

Округляем губы, громко поём:

  • О-о-о!

  • Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

  • О-о-о!hello_html_11b76ae3.png

Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:

  • У-у-у!

  • Как гудит паровоз?hello_html_m38f09571.png

  • У-у-у!

Растягиваем губы в улыбку, громко поём:

  • И-и-и!

  • Как кричит лошадка?

  • И-и-и!

hello_html_m34237a0a.png

Дети заблудились в лесу.

Они кричат:

  • Ау! Ау!hello_html_229fb0df.jpg

Малыш плачет:

  • Уа! Уа!

hello_html_385f1ea0.jpg

Ослик кричит:

  • Иа! Иа!hello_html_5c085967.png

РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ

Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и

опускается по лесенке (повышение и понижение тона):hello_html_31b86f3d.png

  • А-а-а!

— О-о-о! И т.д.

Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:

  • А-о-у-и!

  • У-а-и-о! И т.п.

hello_html_m7f19540.png

РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

Это корова. Корова мычит:

  • Му-му-му! hello_html_27424b1e.png

Как мычит корова?

Это коза. Коза кричит:

  • Ме-ме-ме!

Как кричит коза? hello_html_m748e974b.png

Это кошка. Кошка кричит:

  • Мяу! Мяу!

  • Как кричит кошка? hello_html_6eadfdd0.png

Это овечка. Овечка кричит

— Бе! Бе! Бе!

— Как кричит овечка?hello_html_m241dc3be.png

Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:

— Пи! Пи!

— Как пищит цыплёнок?

hello_html_m16f28458.png

Это собака. Собака лает:

  • Ав! Ав! Ав!

  • Как лает собака?

hello_html_4c677d8a.png

Это курочка. Курочка кричит:

  • Ко! Ко! Ко!

  • Как кричит курочка?

hello_html_1e555238.png

Это гусь. Гусь кричит:

  • Га! Га! Га!

Как кричит гусь?

hello_html_308d0c06.png

Это кукушка. Кукушка кукует:

  • Ку! Ку!

  • Как кукует кукушка? hello_html_4ec79d28.png

Это лягушка. Лягушка квакает:

Ква! Ква! Ква!

— Как квакает лягушка?

hello_html_67b65b98.png

Это утка. Утка крякает:

— Кря! Кря! Кря!

— Как крякает утка?

hello_html_m2132efbe.png

Это петушок. Петушок поёт:

-Ку-ка-ре-ку!

— Как поёт петушок?

hello_html_3b3ce032.png

Мальчик играет на дудочке:

  • Ду-ду-ду!

— Как играет мальчик?

hello_html_m659c6e1.png

Мальчик играет на барабане:

  • Бум! Бум! Бум!

— Как играет мальчик?

Машина гудит:

  • Би-би-би!

  • Как гудит машина?

hello_html_19b18ec.png

Девочка звонит в колокольчик:

— Динь! Динь! Динь!

— Как звонит колокольчик?

hello_html_m3520010e.png

Папа стучит молотком

— Тук! Тук! Тук!

— Как папа стучит молотком?

hello_html_61448afd.png

ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ

Мячик упал в воду: hello_html_a624d1.png

Ах! Ах! Ах!

У мальчика болит зуб:

— Ох! Ох! Ох!

Девочка качается на качелях:

— Ух! Ух! Ух!

Миша рубит дрова:

— Эх! Эх! Эх!hello_html_ba18564.png

Девочка погоняет лошадку:

  • Но! Но! Но!

Как девочка погоняет лошадку?

hello_html_352c2815.png

Малыш не хочет есть:

  • Не! Не! Не!

  • Как капризничает малыш?

hello_html_m75a75862.png

Проговаривание слоговhello_html_m7084855b.png

  • НА-НА-НА

  • НО-НО-НО

— НУ-НУ-НУ

  • НЕ-НЕ-НЕ

  • НИ-НИ-НИ

— НЯ-НЯ-НЯ

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как ушки.

hello_html_378c7e09.png

Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут крыльями

hello_html_m78e14f70.png

Улыбнись-нахмурься (перед зеркалом)

hello_html_ff4e210.png

Тучки-солнышки (сжать кулачки-это тучки, поднять ручки вверх- это солнышко)

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:hello_html_m7448a9c5.jpg

  • Ляля, Киса, Зая, би-би.

Читайте также:  Влияние сказок на развитие речи ребенка

Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:

  • Что я убрала?

Ребёнок отвечает:

  • БИ-БИ. и т.п.

Малыш топает:

— ТОП-ТОП-ТОП

— Как топает малыш?

Вода капает.

— КАП-КАП-КАП

— Как капает вода?

Часы тикают.

-ТИК-ТАК!

— Как тикают часы?

Часы бьют

-БОМ-БОМhello_html_m5ed4377d.png

-Как бьют часы?

hello_html_6f35f580.png

Охотник стреляет

-ПИФ-ПАФ

-Как стреляет охотник?

Зайчик прыгает

-ПРЫГ-ПРЫГ.hello_html_m6b4e785b.jpg

-Как прыгает зайчик?

Лошадка скачетhello_html_m403e8b0d.png

-ЦОК-ЦОК

-Как скачет лошадка?

Погремушка гремит

-ДОН-ДОН

-Как гремит погремушка?hello_html_13c494fe.png

Мальчик качается на качели

КАЧ-КАЧ

Мальчик кушает

-НЯМ-НЯМ

Мальчик спит

-БАЮ-БАЙ

Мальчик заблудился в лесу. Он кричит:

  • Папа! Ау! — Дядя! Ау!hello_html_229fb0df.jpg

  • Мама! Ау! — Катя! Ау!

  • Тётя! Ау! — Нина! Ау!

Помоги мальчику, покричи вместе с ним.

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:hello_html_m3f5cbb5a.png

  • У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»

Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!

  • Катя, дай Лялю!

  • Тётя, на Лялю!

Просим ребёнка повторить.

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

  • Это Вова. У Вовы би-би. hello_html_792a274d.png

  • Вова, дай би-би.

  • Тётя, на би-би.

  • Мама, на би-би.

  • Папа, на би-би.

Просим ребёнка повторить.

Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем:

  • Что я поменяла местами?

Ребёнок показывает и называет.hello_html_m41ec0da9.png

Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

  • Вот солдатики идут,

Вот идут, идут, идут.hello_html_m7c0a8c20.png

Ружья на плечах несут,

Вот несут, вот несут.

Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Тра-та-та! Тра-та-та!

  • Тра-та-та! Тра-та-та!

Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

  • Вот охотник в лес идёт,hello_html_m2c510a72.png

Он идёт, он идёт.

Волка серого убьёт,

Он убьёт, он убьёт.

Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

  1. Складывание пирамидок по образцу и по памяти.

  2. Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.

  3. Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветовhello_html_m40d5ebce.png

hello_html_m312214ca.png

hello_html_m38ba33e8.png

Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:

  • Пошёл зайчик под кусток.

Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:hello_html_m70bfc425.png

  • Прыг-скок! Прыг-скок!

Далее проговаривает один взрослый:

  • Поймал белку за хвосток.

Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Прыг-скок! Прыг-скок!

hello_html_m141da50a.png

Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.

Задавайте ребёнку вопросы:

  • Где мама?

  • Где папа?

  • Где баба? И т.д.

Пусть показывает и называет.

Подберите фотографии для составления простых предложений:

  • Мама идёт.

Папа сидит. И т.д.

Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.

hello_html_m6994e813.png

Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:

  • Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.

Показывайте и называйте:

  • Это кубик. Это мяч. И т.п.

Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.

Работаем над простыми предложениями:

  • Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.

Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти

Расскажи по картинке

Рассматриваем картинку и проговариваем: «Вот Аня. Вот Коля. Дети в лесу. Тут сова. (Находим , показываем). А тут кто? (показываем на уши зайца).Тут заяц.

Это мак,

Это кот,

Это мяч,

Это сок,

Это ты,

Это я,

Это мама моя.

Таня, Таня, где ты?

Я тебя ищу.

Таня, Таня, тут ты!

Я тебе пою «ля-ля-ля»

Глаголы повелительного наклонения

Оля, кати.

Ляля, лови.

Тата, иди.

Ната, мой.

Коля, спи.

Дима, беги.

Толя, неси.

Ваня, плыви.

Расскажи историю. Наша Аня.

Глаголы третьего лица.

Маша идет гулять

Костя поет «ля-ля—ля»

Даша моет руки.

Вика возит куклу.

Витя несет сумку.

Митя едет.

Зина льет воду.

Источник

Екатерина Абдуллаева
Картотека игр на развитие речи по коррекции моторной алаллии

«КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО КОРРЕКЦИИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ»

Выдающийся лингвист А. Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет отдельную роль. …оно является основной единицей речи, как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде освоения предложений различных типов».

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь. Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. Коррекционная работа по преодолению алалии направлено на развитие речи при ее полном отсутствии или выраженном дефиците, при сохранности слуха и интеллекта.

Начиная работу, логопед строит ее на базе того, что уже достигнуто ребенком. При этой речевой патологии страдает грамматика речи, активный словарный запас, произношение отдельных звуков или целых звуковых групп, но понимание речи практически не страдает.

Обязательное условие продуктивной работы – многократное повторение одного и того же речевого материала. Здесь мы предлагаем вашему вниманию разработанную нами картотеку на развитие речи по коррекции моторной алалии, чтобы сделать занятия интересными для детей.

Цель – научить сознательному анализу речи, развитьфонематическое восприятие и понимание речи.

Коррекционно- развивающая работа направлена в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности, решается посредством ряда поставленныхзадач.

Задачи:

• формируем коммуникативные намерение;

• овладение механизмов грамматики, принципам ее действия (происходит отбор лексико-грамматических средств).

Оборудование и материалы:

Картотека дидактических игр:

1. Дидактический материал по построению двухсоставной фразы.

2. Дидактический материал по отработке единственного и множественного числа.

3. Дидактический материал по составлению предложения из трёх слов: подлежащего, сказуемого и прямого добавления.

4. Дидактический материал по тренировки умения пересказывать короткие рассказы близко к тексту.

5. Игры и упражнения по развитию речи:

• игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

• игры по лексическому развитию в процессе ознакомления с явлениями природы

• игры на активизацию ассоциативных смысловых связий между словами

• игры и упражнения для ознакомления дошкольников с языковыми явлениями. Ознакомление с синонимами.

• игры на формирование эмоционально –оценочной лексики.

В нашей картотеке подобран лексический и дидактический материал, который способствует интересному многократному упражнению детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употреблении ее в речи.

1. В первом дидактическом наборе берутся ранее усвоенные ребенком названия шести игрушек: кошка, мишка, петух, заяц, поросенок, кукла. При этом дети могут их называть более простыми по структуре словами: кошка — киса, мишка — миша, поросенок — хрюша, петух — петя, заяц — зая, кукла — ляля. На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению, а также совершенствованию словаря, т. е. постепенному

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в рамках структурного подхода

улучшению его звукослоговой структуры. На данной стадии работы над фразой даются семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов, обозначающих следующие действия: идет, бежит, сидит, спит, едет плывет, летит. Каждый глагол сначала отрабатывается с указанными шестью игрушками: ляля идет, миша идет, хрюша идет, зая идет, киса идет. Логопед или воспитатель говорит: «мишка идет» и прямым указательным пальцем показывает на рисунок, который называется. Формируется не только проговаривание фраз, но и их понимание. Когда все картинки названы, взрослый дает инструкцию «Миша идет. Покажи где». Если ребенок затрудняется показать, взрослый помогает, показывая его пальцем названную картинку. По инструкции «Миша идет. Закрой картинку» ребенок кладет на нее (сам или с помощью педагога) фишку. Когда закрыты все картинки, инструкции меняются: «Миша идет. Открой картинку». Ребенок сам или с помощью педагога поочередно открывает все картинки. Ребенок должен вслушиваться, понимать инструкции взрослого. После глагола «идет» в том же порядке отрабатывается следующий — «бежит». При отработке этих двух глаголов последовательность расположения картинок на листе одинаковая, чтобы на начальном этапе ребенку было легче ориентироваться. Затем идет дифференциация глаголов «идет — бежит». Здесь уже меняются местами картинки с действующими персонажами. Даются действия «идет», справа — «бежит». Затем слева — «бежит», справа — «идет». Дети не должны привыкать к определенному расположению материала, механически показывать картинки и повторять фразу. Необходимо приучать вслушиваться в речь взрослых, понимать ее, ориентироваться и находить нужную картинку. В дальнейшем, при предъявлении нового материала, расположение предметов меняется местами. Изменение расположения персонажей способствует выработке концентрации, устойчивости, переключаемости внимания, совершенствованию зрительного восприятия. Каждый новый отработанный глагол дифференцируется со всеми пройденными. Постоянная работа по дифференциации глаголов способствует осознанию ребенком их значения. После отработки всех глаголов и их дифференциации даются на одном листе различные действия, производимые одним персонажем. Если раньше ребенок ориентировался на первое слово — предмет, а потом уже называл действие — одно для всех предметов, то теперь он должен ориентироваться на второе слово — глагол, обозначающий различные действия. Количество занятий на отработку одного действия, или дифференциацию двух действий у каждого ребенка разное, в зависимости от того, как он усваивает материал. Сначала требуется больше времени, потом обычно усвоение идет быстрее. Однако на одно занятие не стоит брать больше одного действия и не более двух действий для дифференциации. Выполнение нескольких действий одним персонажем дается на одном занятии, другим на следующем и т. д. При повторении пройденного материала ребенку можно задавать дополнительные вопросы, заставляющие его лучше слушать, смотреть и думать.

Например: «Скажи (покажи, кто сидит на коврике? Кто сидит на пеньке? Кто плывет в лодочке?» и т. п. Это способствует не только развитию речевого слуха, пониманию речи, но и подготавливает ребенка к ведению диалога.

2. В работе со вторым набором дидактического материала хотелось бы научить ребёнка слышать и различать окончания единственного и множественного числа существительных на «-ы –и» или «-а — я» и глаголов с окончанием «-ут -ют» или «-ат -ят» и использовать их в речи при составлении предложений из двух слов: подлежащие и сказуемое.

3. В третьем дидактическом наборе мы учим ребёнка составлять предложение из трёх слов: подлежащего, сказуемого и прямого добавления. Логопед говорит все предложения, ребёнок находит соответствующие картинки и закрывает их фишками («Скажи — девочка рисует что?»). Ребёнок сопряжено, отражённо или самостоятельно говорит простые распространенные предложения из трёх слов. По такой схеме можно отработать все предложения.

4. Четвёртый дидактическийнабор предназначен для обучения детей, понимать содержание текстов, тренировать умение пересказывать короткие рассказы близко к тексту. Каждый рассказ дается на отдельной карточке и сопровождается вопросами по содержанию текста.

5. Пятый дидактический набор предназначен для обучения детей развитию речи:игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей; игры по лексическому развитию в процессе ознакомления с явлениями природы; игры на активизацию ассоциативных смысловых связей между словами; игры и упражнения для ознакомления дошкольников с языковыми явлениями. Ознакомление с синонимами; игры на формирование эмоционально – оценочной лексики.

В заключении хотелось бы повториться: «О чем нужно помнить, проводя коррекционную работу.

Не переусердствовать с повторением, отраженной речью. Ребенок должен активно усваивать речь через предметно – практическую деятельность, накопление сенсорного опыта. Повторять в разных ситуациях, выполняя разные действия, осмысленный повтор.

Если дети безречевые, то начинать со звукоподражательных междометий. Если есть полноценные слова, сразу переходим на более высокий уровень. Но вначале многосложные заменяем на слова более простой слоговой структуры (не корова, а бык, не собака, а пес).

Вопросы коррекции звукопроизношения отодвигаем на второй план. Вначале запустить механизм языка.

Основа речи – опора на предикацию. НЕ сидеть долго на этапе номинации, не заучивать названия, отмечать функции, назначение, действия с предметами.

Пропозиционирование – построение суждения о конкретном предмете, действии (что видит, чувствует, делает).

Согласование речи и движения, рифмовки с движениями, плюс интонация (если не говорит, то интонация – уже речь). Жесты и мимика – предложение невербальное. Это кинетическая речь. Пока нет вербальных возможностей, можно использовать. Глаголы показывать через пантомимику. Сказку рассказывать мимикой, жестами, междометиями. Педагог оречевляет за ребенка. Это рассматривается как фразовая речь.

Исключить языковой формализм – не заучивать понятия. Все, что даем должны понимать. Эффективно давать в оппозиции (большой – маленький, тихо — громко). На контрасте, противопоставлении хорошо понимают и быстрее усваивают.

Вся работа должна быть положительной для ребенка. Очень важен эмоциональный настрой. Начинать со зрительного восприятия, фиксировать объект и прослеживать глазами, затем подключать другие ощущения.

Список использованных источников

1. ЖуковаН. С., Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева:Преодоление задержки речевого разв?