Мать и дитя ребенок и его развитие

Мать и дитя ребенок и его развитие thumbnail

Виктория ГурееваВиктория Гуреева

Монтессори-педагог,

психолог, член правления

Межрегиональной Монтессори

Ассоциации

г. Тверь

 МАТЬ И ДИТЯ

Часто мы слышим, что общество и образование ориентированно на интеллектуальную сферу развития личности ребенка. Но кто же будет заботиться о его чувствах и переживаниях души? Несомненно, это функция лежит на родителях.

Мария Монтессори говорила, что они являются сторожами природы ребенка, подобные ангелам-хранителям. В первые годы жизни малыша именно мама связана с ним невидимой связкой. Мать испытывает разные чувства к своему ребенку, и от того, как она общается с ним, зависит, какими в дальнейшем будут его отношения с окружающим миром и самим собой.

Конфликт между детьми и взрослыми

имеет последствия, которые постоянно

сопровождают человека в течение всей

его жизни.

Мария Монтессори. Дети – другие.

Каждый из нас уже может согласиться с тем, что характер взаимоотношений ребенка с матерью оказывает влияние на процесс формирования его взрослой личности и способности к установлению отношений с людьми. Но каковы эти взаимоотношения, и какие проблемы могут таиться в душе ребенка, ведь мы любим его, одеваем, кормим, заботимся о нем?

Функция матери

На разных стадиях развития малыша функция матери бывает неодинаковой.

Всю историю роста ребенка можно представить как переход от абсолютной зависимости к ее постепенному уменьшению и к поискам независимости.

До рождения ребенок физически зависит от тела матери. Когда он родился, примерно первые полгода жизни ребенка мать является так называемой средой для него. Младенец чувствует бессознательное отношение матери (или того, кто о нем заботится). Если женщина до и после родов ощущает себя достаточно защищенной, она без обучения настраивается нужным образом и постигает, как приспособиться к потребностям малыша. Она получила этот опыт, когда сама была ребенком.

Я видела в своей практике разных матерей: одни матери были ими физически, но не психически (незрелые матери), другие депрессивные, иные тревожные, некоторые вообще не были ориентированы на эту роль. Многие женщины боятся, что состояние материнства обратит их в умственно отсталых, и поэтому изо всех сил цепляются за работу и никогда, даже на короткий срок, не позволяют себе полностью погрузиться в проблемы, связанные с малышом.

    Знаменитый английский детский психиатр и психоаналитик Дональд Винникотт описывает потребности ребенка в состоянии полной зависимости, такие как телесные (взять на руки, укрыть одеялом), защита от сильных воздействий. «Есть потребности очень тонкой породы, которые могут быть удовлетворены только при человеческом контакте (ритм дыхания матери, биение ее сердца, запахи матери и отца, звуки, краски, движение). Ребенка не следует предоставлять самому себе, когда он слишком неразвит и не способен отвечать за собственную жизнь. Эти потребности свидетельствуют о том, что маленькие дети подвержены чувству тревоги, которую нам трудно вообразить. Оставленные надолго (речь идет не только о часах, но и о минутах) без привычного человеческого окружения, они переживают опыт, который можно выразить такими словами:

  • распад на куски
  • бесконечное падение
  • умирание… умирание… умирание
  • утрата всякой надежды, что мама вернется».

Исходя из наблюдения за детьми 3 – 7 лет и анализа анамнеза, можно сказать, что общее состояние матери в первые годы жизни ребенка оказывало немалое влияние на его развитие. Когда мать не могла психически «принадлежать» своему ребенку в первый год его жизни, он не проходил в достаточной мере этот этап зависимости и как следствие приобретал различные отклонения характера. Некоторые дети стремились крепко привязать себя к другому человеку, так как никогда не испытывали такой привязанности к матери или отцу.

Можно сказать, что это особый сензитивный период восприимчивости младенца к матери, когда зависимость должна установиться и пережиться ребенком.

Британский психоаналитик и известный исследователь Джон Боулби говорит: «Современные детские психиатры и еще многие полагают, что именно эти многообразные, насыщенные, обогащающие отношения с матерью в первые годы жизни, которые дополняются многочисленными контактами с отцом, братьями и сестрами, определяют формирование характера и душевного здоровья». Боулби указывает, что ребенок может страдать от «утраты матери», если мать присутствует, но не может окружить его любящей заботой; или если любовь матери показная, скрывающая ее враждебность, в скрытой форме отторгающая ребенка. Он пишет: «Ситуация, при которой ребенок лишен описанных выше отношений с матерью называют «утратой матери». Это широкий термин, которым обозначают целый ряд различных ситуаций. Например, ребенок может страдать от утраты даже живя вместе с матерью, или той, кто ее заменяет, если она не способна окружить его любовью, в которой нуждаются маленькие дети.

«Естественно существует много разных ситуаций, помимо разлуки или откровенного неприятия, превращающих отношения родителей и детей в нездоровые. Наиболее типичны следующие:

1) бессознательное отторжение, прикрытое показной любовью;

2) мать предъявляет чрезмерные требования любви и поддержки;

3) мать бессознательно получает удовлетворение от плохого поведения ребенка».

 «Взрослеющий ребенок, а затем уже взрослый человек, – отмечает Винникотт, – будет постоянно носить похороненную память о пережитом им несчастье и много времени и сил будет тратить на то, чтобы организовать свою жизнь так, чтобы никогда больше не испытывать такой боли. Эти симптомы часто могут восприниматься как непослушание и испорченность, и ребенок будет много страдать от людей, полагающих, что наказания и соответствующее обучение могут исправить то, что на самом деле является глубинным нарушением, связанным с неудовлетворительностью окружения».

Становясь взрослыми, эти люди тратят много времени и сил на возведение крепостных стен вокруг своего «я» – чтобы защититься от врага, на самом деле сидящего в крепости.

Теория Маргарет Маллер направлена на взросление детей с точки зрения сепарации – отделение от мамы. Малер выделяет несколько периодов.

Периоды отношений матери и дитя (по М.Маллер)

В первый месяц жизни ребенок находится в себе самом, в своем собственном мире. Он себя чувствует одним целым с мамой,  и мама тоже чувствует это. Этот этап позволяет женщине испытать свои материнские чувства, дает возможность понять ребенка.

До 4 месяцев их отношения приобретают симбиотический характер, так называемое двуединство мамы и ребенка. Слияние достигается предчувствием матери, фантазиями ребенка. Мать является «вспомогательным эго» ребенка. Его внутренние ощущения создают ядро Собственного Я.

В период от 5 до 9 месяцев ребенок начинает понимать, где заканчивается он, а где начинается не он. Одно из наиболее важных поведенческих выражений в этот период – разглядывание окружающего мира, как ближайшего, так и относительно отдаленного. Малышу нравится дергать материнские волосы, уши и нос, очки, ожерелье или кулон. В материнском лице ребенок видит самого себя. Если мать подавлена, депрессивна или занята чем-то другим, ребенок увидит только лицо. Разглядывание помогает ребенку в начале дифференциации своего собственного тела от материнского. Больше ощущает и различает где мама, а где ее нет, есть другие – папа, бабушка, няня, но он еще не различает их – они все не мама.

Оказывается, что дети, у которых хорошие, прочные отношения с матерями во время симбиотической фазы и высокая степень надежности ожиданий, скорее всего, будут заниматься изучением незнакомца с удовольствием. И наоборот, дети, имеющие болезненные или недостаточные симбиотические отношения, чувствуют себя с незнакомцем более дискомфортно. У излишне докучливых матерей некоторые дети могут предпочесть незнакомца.

Ребенок ползает, начинает ходить, исследовать мир, он еще больше отделяется от матери – наступает фаза практики (9 – 15 месяцев). Насколько он активно осваивает внешний мир зависит от того, насколько мама готова отпустить. Некоторые матери поощряют получение ребенком практического опыта, его независимость и самостоятельность, тогда как другие матери, наоборот, сдерживают ребенка, предпочитая сохранять с ним близкие симбиотические отношения или оставляя его возможности за пределами достижимого. Капризы в этот период могут служить сигналом того, что ребенок хочет отделиться от матери и добиваться своего. Некоторые мамы фантазируют, что их дети стали слишком самостоятельными и в связи с этим много запрещают, делают послушными, шантажируют, задаривают покупками, запугивают. Другие, глядя на своих «повзрослевших» чад, думают, что освобождены и выходят на работу. Но они не знают, что после этого начнется другой период, где мама нужна ребенку. В это время дети еще не осознают полностью, что мать не часть их самих. Падая или ударяясь, они, однако, смотрят по сторонам и испытывают удивление оттого, что мать не оказывается автоматически рядом для оказания им помощи.

С 16 до 24 месяцев развития начинается фаза повторного приближения. Мать уже не воспринимается ребенком как нечто «само собой разумеющееся». Его предыдущая самостоятельность, не требовавшая присутствия матери, сейчас сменяется активными поведенческими формами сближения. Ребенок испытывает желание поделиться с матерью новыми умениями и опытом, ощущает потребность в ее любви и постоянно озабочен тем, где она находится. Его предшествующая окрыленность движением и исследованием проходит; он уже не столь невосприимчив, как ранее, к ударам и падениям, и его может «расстроить» даже неожиданное осознание разделенности с матерью. Внешне это может выглядеть как испуг, а на самом деле внутри ребенка пришло осознавание, что он слишком отдалился от мамы. Задача мамы – поддержать своего малыша, ведь он может прибежать к ней и отдалиться от нее. Истоком тяжелых расстройств на этой фазе может быть поведение мамы, травмирующее ребенка: либо она не отпускает его и не позволяет ему выражать активность, удерживает его рядом с собой для удовлетворения своих потребностей, а не потребностей ребенка. Например, ребенок воспринимается мамой как часть себя, и она удерживает его, затыкая, так называемую «дырку» в себе. И если она отпустит его, то у нее будет «дырка». Другой вариант, когда мать на фазе повторного приближения не принимает ребенка обратно. Она наказывает его за самостоятельность, активность. «Ушел от меня, вот и иди дальше». Это рождает стремление держаться за симбиоз. Отказаться от симбиоза можно только прожив его полноценно и имея этот опыт внутри. Ребенок может уходить, когда в его психики сложился хороший образ позитивной матери и он не исчезает.

Образ мамы у ребенка расщепляется на добрую, которая любит, и злую. Он еще не понимает, что это все разные стороны одной   мамы. В это время очень важно, чтобы мать не отстранилась и не реагировала резко на двойственность поведения начинающего ходить ребенка, чтобы она оставалась эмоционально доступной для него с предсказуемым поведением, но в то же время, чтобы она мягко направляла его в сторону независимости. Только таким образом прежняя любовь к себе ребенка и его нереалистическая вера в свои магические силы могут быть заменены реалистичным распознаванием и верой в свою недавно приобретенную самостоятельность.

Ребенок понимает, что угрожающая и понимающая с ним мама – это одно и тоже лицо. С 24 до 36 месяцев ребенок может договариваться с ней, просить не только криком, но и словами. Эта стадия заканчивается отделением от матери. Тогда можно отдавать ребенка в детский сад. И тут зависит от того, как ребенок прошел все предыдущие стадии. Как расставался ребенок с матерью, какие изменения были в отношения малыша и его мамы.Реальное расставание с мамой в ранние годы разрушает непрерывность развития ребенка. Невозможно уйти от матери и буквально и психологически, если не было хорошего опыта соединения. Если были ранние расставания, то ребенок не может полноценно пройти эти фазы и переориентировать энергию на внешний мир. Некоторые мамы исчезают без объяснения (его оставила с книжкой, а сама схватила вещи и побежала, например, учиться), но так легче матери, потому что ребенок может буквально не отпускать ее. Но когда она убегает, малышу не к кому выразить нормальную агрессию. Он сам остается с этой агрессией. У него есть несколько вариантов, куда можно деть эту агрессию: повернуть на себя, отыграть на других, но тогда у него возникает очень сильная тревога потери. Объяснение поможет пережить ситуацию разрыва не травматично. Ребенок не понимает, что может быть что-то интересное кроме него самого. В его сознании устанавливается фантазия, что если мама уходит, значит, есть что-то, что лучше него. Или негативная фантазия, что он такой плохой и ужасный, что от него все уходят. Эта ужасность может препятствовать нормальной интеграции агрессии. И тогда такой ребенок может вести себя агрессивно, но не может принять свою агрессию и управлять ею, потому что у него есть реальный опыт, что его чувства заставили маму уйти. Мы – взрослые имеем другую структуру внутри психики, у детей все более примитивно. Они имеют мощные переживания, которые обладают инстинктивной основой. Для ребенка переживания настолько сильные, что могут смывать его «эго».

Мама нужна ребенку до трех лет буквально рядом, чтобы сложился этот устойчивый образ внутри. Не сам по себе разрыв травмирует, а то, что он ведет к искажению внутреннего структурного развития.

Частичные проблемы во взаимоотношении матери и дитя нередко порождаются невежеством, но гораздо чаще бессознательной враждебностью матери, берущей начало в ее собственном детстве. Многие детские специалисты полагают, что для излечения во многих случаях требуется разобраться в их отдельных составляющих; и важнейшим фактором корректировки детского поведения является работа с матерью, помогающая ей оценить ее истинные чувства к ребенку и увидеть их первопричины, кроящиеся в ее собственном детстве. Опыт показывает, что дети, страдавшие от пренебрежения и утрат, могут перенести подобное отношение на собственных детей, создавая  тем самым порочный круг, который уродует поколение за поколением.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Оказывается, способности детей можно формировать до рождения – тогда, когда малыш находится еще в утробе матери. Такое воспитание называется пренатальным.

К появлению собственного ребенка надо готовиться с самого детства, и не только с точки зрения сохранения здоровья, но и с психологической. Например, игры в дочки-матери – не что иное, как обучение навыкам материнства. Очень важно, чтобы беременность была желанной как для матери, так и для отца. Многолетние наблюдения показали, что те дети, появление которых родители ожидали с радостью, в жизни гораздо более открыты, жизнерадостны и успешны, чем «случайные» малыши.

Нежеланным крохам всю оставшуюся жизнь будет не хватать тепла, такой ребенок будет требовать любви от окружающих и страдать от ее недостатка, а иногда это может привести даже к озлоблению и мизантропии.

Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод. Первый – непосредственное влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д. Второй – эмоциональное восприятие окружающего мира матерью. В первом случае яркая картина будет влиять на плод как определенное цветовое пятно (цветотерапия), а во втором – положительные эмоции мамы передадутся малышу вместе с гормоном счастья – эндорфином. Именно эмоции мамы являются определяющими для развития центральной нервной системы малыша, его мышления и памяти.

Как на малыша, находящегося в утробе, может воздействовать цвет?

Дело в том, что каждый цвет поглощается тканями организма, которые отзываются на него определенным образом. Не случайно во время беременности женщины интуитивно предпочитают определенные цвета, даже те, которые раньше им не нравились. Например, во время анемии у беременных очень полезно смотреть на оранжевый и красный цвета, а также использовать эти тона в одежде. При повышенном давлении хорошо подходят желтый, зеленый и синий цвета.

Что еще оказывает позитивное влияние на развитие малыша?

Во время беременности женщина может заниматься чем угодно – от вязания до танцев, лишь бы ей это доставляло удовольствие. Рутина и скука недопустимы. Музыка, живопись, любой вид искусства, который привлекает беременную, улучшают физическое состояние плода, положительно влияют на его сосуды и двигательную активность.

Беременной женщине стоит найти время для занятий спортом, кроме экстремальных его видов. Всем без исключения подойдет лечебная физкультура и плавание, которыми надо заниматься вплоть до родов. Многим нравится специализированная йога для беременных, которая не только укрепляет мышцы и растягивает связки, но и гармонизирует внутреннее состояние женщины. Кроме того, беременным полезен массаж, ароматерапия, натуропатия, цветотерапия и т. д.

Эмоциональное состояние мамы очень важно для будущего ребенка. Ваше хорошее и плохое настроение, радости и печали передаются малышу. Он все чувствует – помните об этом!

А есть все-таки род деятельности, который считается более предпочтительным для беременных?

В древности беременным предписывались занятия музыкой и ритуальным танцем, но и то, и другое использовалось прежде всего для медитации и релаксации.

Современной женщине необходимо освоить хотя бы элементарную технику релаксации для достижения гармонии с будущим ребенком. Тем более, что это несложно.

Нужно сесть или лечь, включить спокойную музыку и попытаться забыть обо всех проблемах, расслабить тело и убрать все суетные мысли. Затем надо представить себе малыша (это называется визуализировать) и найти с ним контакт, постараться достичь гармонии с ним, мысленно окутывая его любовью, пожелать счастья и здоровья. Так закладываются взаимоотношения «мать – дитя». Ребенок запоминает приятные ощущения, настраивается на любовь и не боится этого мира.

В дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя в жизни, доверять людям. Дети, чьи мамы регулярно релаксировали во время беременности и были настроены на позитив, рождаются с более устойчивой психикой, меньше подвержены стрессам, не так часто болеют, намного лучше спят.

Все просто: малыш, находясь в животе, понимает, что если маме плохо, значит и мир плохой, если маме хорошо, то и мир хороший. Поэтому крайне важно научить находящегося в утробе ребенка получать удовольствие и жить в гармонии с собой и окружающими.

Полезно рисовать, используя все краски спектра. Таким образом беременная не только усиливает воздействие цвета на организм, но и творит. А любое творчество будущей мамы позитивно и полезно для внутриутробного развития малыша. Вообще, процесс созидания вызывает исключительный прилив положительных эмоций и все того же гормона счастья – эндорфина.

Правда, что с будущим ребенком можно разговаривать?

Ребенка можно и нужно вызывать на общение. Например, звать голосом в одно и то же время, сопровождая зов легкими постукиваниями по животу. Малыш постепенно начнет отвечать ударом ножки или определенным шевелением. Но не стоит слишком часто «дергать» ребенка и стимулировать его повышенную чувствительность.

Выйти на контакт с плодом помогает музыка. Проведенные исследования доказали, что малыши в утробе матери предпочитают классику и народные песни. Особенно благотворно влияет на нервную систему ребенка и формирование мозга музыка Моцарта и Вивальди. А вот рок-музыка или диссонансные музыкальные произведения, напротив, приводят плод в нехорошее возбуждение. Порой от особо сильных пассажей лицо малыша может искажать гримаса страха. Слух – известно, что плод начинает слышать в возрасте нескольких недель (сначала на звуки реагирует кожа), – играет большую роль во внутриутробном развитии.

Поэтому разговаривать с ребенком просто необходимо. Но еще лучше, если вы будете малышу петь, причем делать это нужно не только матери, но и отцу. Материнский голос – это по преимуществу высокие частоты. Они способствуют развитию верхней половины туловища малыша (мозг, легкие, моторика рук), положительно сказываются они и на сердечной деятельности. А низкие частоты отцовского голоса благотворно влияют на ножки, репродуктивную систему.

Дети, с которыми до рождения занимались родители, легче переносят осложнения в родах, у них в дальнейшем лучше память, выше интеллект.

Значит ли это, что дети запоминают все, что с ними происходит до появления на свет?

Безусловно. Эти процессы усиливаются после 34–35-й недели беременности. С этого времени дети четко запоминают мелодии, запахи, вкус. Например, если каждый вечер вы ложились спать под определенную музыку, то после появления малыша, его будет проще уложить в кроватку именно под эту мелодию.

На каком месяце беременности стоит уделить повышенное внимание занятиям с будущим ребенком?

Определенных правил не существует, главное, чтобы мама делала то, что вызывает лично у нее положительные эмоции. Но все же есть определенные рекомендации с учетом этапов развития ребенка в утробе матери. Например, считается, что четвертый месяц беременности «отвечает» за будущий характер ребенка, его интеллектуальные способности, лень. Поэтому в этот период маме стоит вести активный образ жизни, ходить в кино, театр, читать книги, общаться с людьми. Пятый месяц очень важен для формирования связи с отцом, а шестой оказывает влияние на внешние данные, дурной или хороший вкус. Именно в этот период стоит побольше ходить по картинным галереям, наслаждаться прекрасными видами природы. А вот на девятом месяце малышу можно «привить» силу духа и даже гениальность. В этот период главное для будущей мамы – не предаваться унынию, не давать воли тревогам, слезам и обидам.

Давай поговорим?

Думаете, что малыш, находясь в животике у мамы, еще не слышит ее голоса, не чувствует ее интонацию, не может «поболтать» со своим папой? Напротив, шестимесячный плод прекрасно слышит: внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые откладываются у него в памяти. Звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их всем телом.

За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (между прочим, некоторые ученые считают, что мужской голос, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).

Учеными установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Они понимают интонацию, настроение собеседников: если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, и, наоборот, частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится более спокойным.
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что ребенок фиксирует язык, на котором говорят вокруг. Если малыша усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его мать.

Описан эксперимент, проведенный отцом над своим еще неродившимся сыном. Отец читал вслух отрывок из «Одиссеи» Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.

Читайте своему малышу стихи, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, хвалите его. Объясняйте ему, что происходит вокруг (особенно это важно, если вы взволнованы или расстроены чем-то). Расскажите ребенку, как сильно вы его любите, ждете, расскажите о себе, о своих интересах и привычках, о том, что вам нравится, о том, как вы будете жить вместе. Попросите его дать вам знать, хорошо ли он себя чувствует, что бы ему хотелось «покушать», просите его сообщать, если что-то не так.

Маленькие слушатели

В своем интервью американский дирижер Борис Брот так ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Впервые знакомясь с определенным произведением, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Он рассказал об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.

Младенцы прекрасно относятся к классической медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно – наверняка, ребенок даст понять, что ему нравится, своими движениями. Нередко дети начинают шевелиться и толкаться в такт музыке. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты – колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым!

Самое большое влияние на ребенка имеет голос самой матери: он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы. Потому у многих народов популярно пение во время беременности и даже родов. Пойте малышу как можно чаще, разучите простые детские колыбельные песни.
Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, у него разовьется слух. Замечено, что у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.

Развивайте у малыша чувство ритма: в будущем оно пригодится ему в освоении речи, музыки, спортивных упражнений, пения, танцев. Выполняйте ритмические упражнения, танцуйте, покачивайтесь из стороны в сторону под музыку. Упражнения под музыку и танцы поднимут настроение вам обоим и помогут «быть в форме».

Хорошо, если вы каждый день будете слушать небольшие музыкальные отрывки. Попробуйте включать «Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, произведения Шопена, Моцарта. Выбирайте то, что вам по душе. Но избегайте слишком драматических музыкальных произведений, которые могут напомнить о страданиях, неразделенной любви, смерти – малыш может проявлять беспокойство.

Источник